Вам необходимо разместить промышленное предприятие: На что следует обратить внимание при планировки дома с точки зрения безопасности? – Ответы Mail.ru: тест по географии

Подготовка к ОГЭ Факторы размещения промышленности Алгоритмы ГИА

Факторы размещения промышленного производства

 

Задания 23 и 24 экзаменационной работы, выполняются с использованием текста, приведенного перед заданием 23.

Например:

АО «Тульский комбайновый завод» — одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

 

Задание 23 Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?

1) Европейского Севера

2) Урала

3) Центральной России

4) Северо-Запада России

Задание 24

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

 

Задание 23 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу. 

Задание 24. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.

 

Ошибки, допускаемые учащимися:

1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик

2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)

3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.

 

Последовательность (алгоритм) действий,

рекомендуемая учащимся при выполнении задания типа 24

 

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.)  Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

 

 

Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию, указанному выше.

 

1) Какую продукцию производит описываемое предприятие?

АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)

 

2) Какие условия необходимы для выпуска этой продукции?

При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно много металла, следовательно, это производство материалоемкое

3)     Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

Сельхоз техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

4)     Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

При размещении материалоемкие производства будут ориентированы на предприятия, выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.

 

5)     Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании.

В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России (напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а, следовательно, необходима и сельхоз техника.

 

 

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства

 

Чёрная металлургия

 

 

 

   Передельная металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

 

  В качестве сырья использует металлолом.

 

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля .

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

 

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

 

 

 

 

  Металлургия тяжелых металлов

 

Металлургия легких металлов

 

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

 

Низкое содержание металла в руде

 

 

Высокая энергоемкость

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

 

 

 

 Сырьевой

 

 

Энергетический фактор — тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Тяжелое машиностроение

 — производит оборудование для других отраслей, например:

— энергетическое

— металлургическое

— химическое

— пр-во горно-шахтного оборудования

— пр-во дорожно-строительного оборудования

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

 

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

 

 

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной техники)

Трудоемкость

 

 

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

 

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

 

 

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор

 – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

 

 

Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в производстве

 

 Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам, водохранилищам)

 

Энергетический фактор — тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор

 – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой — тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

 

 

 

 

тепловая

 

 

  

 

гидроэнергетика

 

атомная

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

 

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

-использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

 

— использует в качестве топлива природный газ, мазут)

топливный — тяготение к районам добычи топлива

 

потребительский — тяготение к потребителю

строятся на реках с большим падением и расходом воды

природно-ресурсный фактор

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

 

 

«Из чего складывается качество образования»

Педагогический совет по теме: «Из чего складывается качество образования»

МБОУ «СОШ №19»

г. Нижневартовск

Чебыкина Нина Леонидовна

учитель географии

Йьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапрэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцу

Педагогический совет по теме:

« Из чего складывается качество образования»

Качество образования зависит от эффективности урока. Эффективность в свою очередь зависит от организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. На всех уроках комбинированного типа активность учащихся остается очень низкой. Наиболее активны уч-ся во время проведения практических, контрольных работ, выполнения тестов, зачетов, творческих и других самостоятельных работ, то есть таких видов работ, деятельность которых контролируется и оценивается учителем.

На своих уроках я использую следующие формы контроля:

1.Самоконтроль

2.Взаимный контроль учащихся

3.Контроль учителя

1.Самоконтроль осуществляется учеником, который самостоятельно сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения

2.Взаимный контроль, когда ученик задание проверил и исправил ошибки. После этого он может проверить задание партнера и выставить оценку.

3.Контроль учитель должен осуществляться постоянно.

Используя методику психолога Якиманской И.С. и Бариновой И.И. я пыталась воплотить их идеи на уроках географии.

Самоконтроль оценки знаний уч-ся 6 «Б» класса

Тема урока

Основные понятия

Номенклатура

Практическая работа

1.Реки

Река, речная система, исток, устье, бассейн, водораздел, речная долина

Терек, Волга,Енисей, Нил, Обь, Амазонка, Конго, Лена,Амур

1.Определять исток, устье реки

2.Типы рек: равнинные, горные

3.Питание реки: дождевое, снеговое

4.Уровент воды в реке: половодье, паводки

5.Определять географическое положение реки

2.Озера

Озеро, озерная котловина, типы озерных котловин, сточные и бессточные озера

Каспийское, Байкал, Аральское, Ладожское, Виктория

1.Определение географического положения озер

Персональный контроль учителем знаний учащихся в 6 «Б» классе

ФИО

Тема: Реки

Тема: Озера

Форма

контроля

Форма

контроля

термины

номенклатура

Практ.р.

термины

Номенклатура

Зач.

1.Гасымов Эльмин

3

3

3

4

4

4

2.Гафаров Пайрав

4

4

4

3

4

3

3.Гусманов Александр

4

5

4

3

4

3

4.Гусманова Анастасия

5

5

5

4

4

4

5.Итяшев Данил

4

3

4

5

4

3

6.Ибрагтмова Малика

4

4

4

3

3

4

7.Крайнова Ксения

3

3

3

4

4

4

8.Кашапов Даниил

5

5

5

4

3

4

Такая форма контроля требует много времени, но и много плюсов:

  1. своевременно выявлять пробелы в знаниях уч-ся

  2. индивидуально каждому ученику организовать работу над ошибками, ликвидировать пробелы

  3. способствует объективному выставлению оценок за отдельно взятую тему и итоговых за четверть

  4. каждый ученик самостоятельно может отслеживать результаты учебной деятельности

  5. хорошо прослеживается личностный рост каждого ученика

Огромное значение при контрольно-оценочной работе играют разнообразные тесты, которые имеют как свои плюсы, так и минусы. Плюсы: проверяются очень быстро, не требуют много затрат времени на уроках, можно использовать как проверку знаний одного урока, так и целой темы. Минусы: нельзя проверить глубину знаний, нет единой системы в оценке выполненного объема знаний. Примеры тестовых заданий, используемых мною на уроках.

Контроль знаний уч-ся по теме: «Хозяйство России» 9 класс

1.Отрасль хозяйства – это:

А) совокупность предприятий, однородных по производимой продукции, составу используемого сырья, технологии производства

Б) совокупность предприятий. Используемых сходное сырье и материалы

В)совокупность предприятий, расположенных на определенной территории

5 баллов

2.Какие преимущества имеет доставка грузов водным транспортом:

А) короткие подъездные пути

Б) высокая скорость доставки

В) быстрое обслуживание

Г) дешевизна перевозок 5 баллов

3.Как вы объясните необходимость объединения отраслей в комплекс?

10 баллов

4.Что вы будете прежде всего учитывать при размещении предприятия по производству игрушек:

А) высокую плотность населения

Б) наличие высококвалифицированных рабочих

В) дешевые источники энергии

Г) низкие издержки на заработную плату

Д) сохранность природной среды 5 баллов

5.Какое предприятие может быть создано без учета особенностей природы:

А) металлургический комбинат

Б) гидроэлектростанция

В) страховая компания

Г) судостроительная верфь 5 баллов

6.Многие промышленные предприятия потребляют в год больше воды, чем население крупных городов. Так, металлургический завод на 1 т продукции расходует 200 куб.м воды, а завод синтетического волокна – 6000 куб.м воды. Какие мероприятия необходимо предпринять для снижения расхода воды промышленными предприятиями? 10 баллов

Ваша оценка:

Если вы набрали за ответы:

От 35 до 40 баллов – вы получаете «отлично»

От 30 до 35 баллов – вы можете оценивать свои достижения на «хорошо»

Менее 30 баллов – вам следует обратить внимание на изучение вопросов, связанных с межотраслевыми комплексами, размещением производства, а также на подбор аргументов для обоснования своей точки зрения.

Для развития навыков концентрации внимания я использую нестандартные тесты. Например, на обобщающем уроке по теме: «Межотраслевые комплексы» предлагается тест – «Угадай, что я за зверь, и построй меня скорей».

Необычное задание вызывает интерес у ребят, и они с удовольствием строят фигуры. Для учителя «плюсы» такой формы тестирования заключаются в быстроте проверки и выявления пробелов в знаниях ребят, так как вопросы составлены блоками по пройденным темам. Для построения этого теста надо взять лист из тетради в клеточку. Читая первый вопрос, ученик выбирает ответ №2 и рисует «горизонтально вправо» 2 клетки, во втором вопросе он выбирает ответ №1 и продолжает от конца первого отрезка рисовать «вверх одну клетку и т.д. Получается собака на поводке.

Вариант тестов: «Угадай, что я за зверь и построй меня скорей»

1.Горизонтально вправо

Какой из ученых был основоположником экономической геграфии?

  1. Докучаев

  2. Баранский

  3. Ломоносов

2.Вверх

Численность населения в России в настоящее время:

  1. 145 млн. чел

  2. 156 млн. чел.

  3. 125 млн. чел

3. Вправо

Оценка места страны на экономической карте по отношению к основным районам и центрам экономики – это характеристика:

  1. физико-географического положения

  2. экономико-географического положения

  3. геополитического положения

4.Вверх

Как называется наука о народонаселении и его воспроизводстве:

  1. социология

  2. этнография

  3. демография

5.Вправо

Разница между числом родившихся и числом умерших за определенный промежуток времени называется:

  1. естественным приростом

  2. воспроизводством

  3. механическим приростом

6. Вниз

В последние годы естественный прирост в России:

1) положительный

2) нулевой

3) отрицательный

7.Вправо

Перемещение населения в пределах своей страны называется:

  1. депортацией

  2. миграцией

  3. эмиграцией

8.Вправо

Какой населенный пункт в России называют городом?

  1. численностью 35 тыс.чел., 85% которого занято в промышленности и торговле

  2. численностью 12 тыс. чел., 85% ,которого занято в промышленности и торговле

9.Вверх

Какое население преобладает в России по половому признаку?

  1. женское

  2. мужское

10.Вправо

Какое управление экономикой считается более эффективным?

  1. Путем определения лишь приоритетных направлений развития хозяйства с предоставлением экономической самостоятельности предприятиям.

  2. Путем централизованного управления, с помощью жестких пятилетних планов

11.Вниз

Отрасли. Создающие материальные ценности образуют:

  1. непроизводственную сферу

  2. инфраструктуру

  3. производственную сферу

12.Далее вниз:

Компоненты природы, которые влияют на деятельность человека, но непосредственно в производстве не участвуют:

  1. топливные ресурсы

  2. природные ресурсы

  3. природные условия

13.Влево

Производство какой продукции преобладает в структуре экономики России?

  1. продукция класса «Б»

  2. продукция класса «А»

14.Вверх

Какой путь развития экономики страны является более перспективным?

  1. экстенсивный

  2. интенсивный

15.Влево

Какой межотраслевой комплекс составляет основу научно-технического прогресса?

  1. топливно-энергетический

  2. транспортный

  3. машиностроительный

16.Вниз

Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется:

  1. специализацией

  2. кооперированием

  3. комбинированием

17.Влево

Ведущим фактором в размещении отраслей тяжелого машиностроения является их ориентация:

  1. на научную базу

  2. на металлургическую базу

  3. на трудовые ресурсы

18.Вверх

Главным фактором размещения автомобильной промышленности является ее ориентация:

  1. на потребителя

  2. на развитую транспортную сеть

  3. на научную базу

19. Вверх

Наиболее крупные автомобильные заводы находятся :

  1. в центральной России

  2. в центральной России и Поволжье

  3. в центральной России и Сибири

20.Влево

Внутри машиностроительного комплекса более высокими темпами развивается машиностроение:

  1. трудоемкое

  2. металлоемкое

При контрольно-оценочной работе использую так же разнообразные игровые формы, такие как игра-путешествие. Например при изучении темы «Африка» в 7 классе даю задание: совершить путешествие вокруг Африки и ознакомить с очертаниями береговой линии. Дети выполняют самостоятельную работу на заранее заготовленных шаблонах. Подписывают номенклатуру.

hello_html_m36551940.png

“Игра-путешествие” (рис.№ 2)

  1. Пролив …..(Гибралтарский)

  2. Море……..(Средиземное)

  3. Канал…….(Суэцкий)

  4. Море………(Красное)

  5. Полуостров….(Сомали)

  6. Океан………(Индийский)

  7. Остров…….(Мадагаскар)

  8. Пролив…….(Мазамбикский)

  9. Залив………(Гвинейский)

  10. Океан………(Атлантический)

Еще один вид самостоятельной работы по этой же теме:

Заполните пропуски в описании физико-географического положения Африки:

Заполните пропуски в описании физико-географического положения Африки:

Африку почти посередине пересекает __________, таким образом она лежит и в __________, и в __________ полушарии. Большая часть Африки лежит между __________, то есть в __________ тепловом поясе. Только крайние северная и южная точки лежат в __________ тепловом поясе. Можно сделать вывод, что климат на материке __________. Начальный меридиан пересекает Африку в __________ части, значит, большая ее часть лежит в __________ полушарии, а меньшая — __________ полушарии. На __________ и __________ Африку омывают воды __________ океана. На __________ — Индийского океана. Ближе других материков к Африке расположена __________. Они соединяются __________, через который прорыт __________ ________.

15 ключевых компонентов современного производства / Habr

15 технологий, которые надо реализовать российским заводам как можно быстрее, если они нацелены опередить иностранные предприятия в гонке конкурентоспособности четвертой промышленной революции.

Как российским производствам подготовиться к новому технологическому укладу? Что именно позволяет иностранным компаниям производить промышленное оборудование качественнее, быстрее, дешевле?

В течение последних 10 лет мы с командой, реализуя крупные промышленные проекты, отвечали на эти вопросы, работая в семи странах мира (Великобритания, США, Германия, Япония, Италия, Украина, Россия) на десятках международных машиностроительных предприятиях. Благодаря этой работе, мы провели детальный анализ подходов и технологий для обеспечения высокой степени конкурентоспособности современного международного производственного предприятия.

Вот 15 технологий, которые необходимо реализовать российским заводам как можно быстрее, если они хотят догнать и перегнать иностранные предприятия в гонке конкурентоспособности четвертой промышленной революции.

1. Системы управления информацией предприятий, Enterprise Information Management: EIM = PLM+MES+ERP. Именно в такой связке, с взаимной передачей данных они работают в международных компаниях с 90-х годов прошлого века, образуя централизованный цифровой информационный хаб, используемый на всех стадиях жизненного цикла производственного проекта: для цифрового конструирования, в цифровом цеху, в цифровой цепи поставок, логистике и цифровой адаптации под потребителя продукта при продажах и сервисном обслуживании. В последнее время как один из важных компонентов EIM, активно развиваются системы класса MDC – Manufacturing Data Collection российских производителей, обеспечивающие мониторинг средств производства с числовым программным управлением и сбор данных о загруженности станков. Накапливать, упорядочивать и управлять информацией на всех этапах жизненного цикла изделий сегодня еще важно и для постепенного перехода через машинное обучение (machine learning) к полностью автоматическому производству.


Сегодня в России ежегодно создаются новые цифровые производства

2. Конвергенция цифрового и физического в разрабатываемом продукте уже в эскизном проекте — но сначала необходимо навести порядок в хранении конструкторской и технологической документации, реализовав компонент 1. Уже сегодня ведущие производители на этапе конструирования механического оборудования продумывают и закладывают в конструкцию выпускаемого продукта способы его взаимодействия через защищенный промышленный интернет вещей с цифровыми системами управления.

3. Систематизация, накопление и защита нематериальных активов (НМА) и интеллектуальной собственности. Не обязательно в форме патентов, обязательно в форме секретов производства и ноу-хау. Не забывайте интегрировать НМА в хозяйственную деятельность компании, фиксируя их оценку в бухгалтерском балансе. Здесь все просто: одним из основных выгодоприобретателей четвертой промышленной революции является собственник и поставщик интеллектуального капитала. Если вы развиваетесь как производитель и не оформляете свою интеллектуальную собственность, вы лишаете себя этих выгод. Сегодня лидирующие компании и государства борются за построение конкурентной экономики знаний (knowledge economics) с основой в виде производства интеллектуальных продуктов — технологий, патентов, ноу-хау. Обеспечивая интеграцию в хозяйственную деятельность нематериальных активов, российские компании могут быть глобальными промышленными гигантами, даже не имея собственных заводов.

4. Цифровой реверс-инжиниринг [1]. В качестве одной из наиболее успешных бизнес-стратегий международной экспансии машиностроительной компании сегодня на практике подтверждено развитие собственного сервисного центра за рубежом. Сервисная база или ремонтное предприятие создается рядом с потребителем, обученный персонал такой базы помогает ремонтировать изношенное оборудование потребителя через сканирование деталей и передает полученные в результате сканирования 3D модели к себе на домашнее предприятие для производства. В результате базы данных PDM систем международных глобальных производителей наполняются существующими составами изделий и конфигурациями работающего оборудования для последующего расширения производственных линеек этих глобальных компаний.

5. Инженерный анализ (CAE) как отдельное бизнес-направление, виртуальное прототипирование, численный виртуальный эксперимент, FEA и CFD. Цифровое моделирование работы выпускаемого вами оборудования также очень сильно влияет на сроки разработки и выпуска продукта. Различные способы моделирования – от физических процессов и отдельных сборочных единиц до технологических процессов и производства в целом широко используются во всех ведущих производственных предприятиях сегодня, обеспечивая их отраслевое лидерство [2]. Очень хорошо по этому поводу высказался вице-президент Тесла по производству: «современное производство – это интеллектуальная машина, производящая другие машины. Вы должны собрать все данные завода. Вам необходимо понять процессы и как вы можете их улучшить. Когда у вас будет достаточно информации, будет несложно смоделировать все предприятие от начала до конца и понять ключевые точки воздействия и настройки завода» [3].

6. Цифровые двойники (полная информационная модель) выпускаемого продукта, продвижение и продажи через виртуальную реальность (VR) и сервиса с помощью дополненной реальности (AR). Зайдите на сайт Caterpillar. Видите продуктовую линейку? Чтобы показать, как работает это оборудование, презентовать и продать его шейхам, CAT больше не везет грейдер в OAЭ. CAT передает 3D модель грейдера в свое представительство и те показывают в очках виртуальной реальности в VR эту модель потенциальному покупателю. Оцените экономию на логистике. С помощью AR сервис-инженеры CAT, обслуживающие на базе математической модели с предиктивной аналитикой тот же грейдер, могут осуществлять «точечный» ремонт в полном соответствии со всеми инструкциями и актуальным состоянием именно запросившего обслуживание грейдера. Оцените перспективы сервиса как бизнеса для САТ.

7. Энергоэффективность предприятий, сертификация их по стандартам LEED, BREEAM и сокращение эксплуатационных затрат на 25% и более. Это непосредственно влияет на себестоимость продукции этих предприятий и снижает риски энергозависимости предприятий, риски изменения законодательства и др.

8. Трансфер технологий. Если вы оснастили свое нефтяное месторождение комплексом иностранного промышленного оборудования, сразу же начинайте думать о его производстве здесь. Даже не так. Запланировав приобретение значительного объема иностранного оборудования для оснащения вашего нефтяного месторождения, сразу планируйте и реализуйте трансфер технологий производства этого оборудования в России. Иначе в ходе эксплуатации этого оборудования вы быстро разоритесь на его сервисе (от 100 евро в час — стоимость европейского инженера), а через пять лет обнаружите себя собственником устаревшего хлама. Причем ваши соседи по отрасли, закупив через пять лет относительно вас у той же компании похожее оборудование, станут собственниками машин на пять поколений старше и эффективнее вашего, поскольку обновление продуктовой линейки раз в год — реальная практика современного международного машиностроителя. С ускоренным развитием технологий цифрового производства и сокращением сроков выпуска продукции ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ сегодня стал единственной возможностью выживания даже не производителя, а заказчика и эксплуатанта оборудования. При этом предприятия, сформировавшие объёмы интеллектуальных активов в PDM системах, могут начинать задумываться об их капитализации, включая трансфер (экспорт) технологий в развивающиеся страны и продажу лицензий на нематериальные активы (ноу-хау и интеллектуальную собственность).

9. Аддитивное производство для модельных испытаний и прототипирования. У вас еще нет 3D принтера или партнеров-студии 3D печати? Тогда — смотрите компонент 5 о цифровом моделировании — вы не сможете быть такими же быстрыми в разработке и выпуске новых продуктов, как международные производители.

10. Профессиональное управление проектами. Для обеспечения поставки сложных видов оборудования в срок, с запланированным финансовым результатом и с требуемым заказчиком качеством, ведущие производственные предприятия создают корпоративные системы управления проектами, обращаясь к лучшим практикам современного управления проектами и комбинируя Agile и Waterfall подходы к реализации проектов.

11. Бережливое производство (lean) во всех его проявлениях и порядок в цехах с разработкой и внедрением сильной производственной системы. Огромное количество цехов в России – не отвечающие экологическим стандартам, неухоженные помещения с хаотично накиданным инструментом на верстаках под слоем стружки. Неужели кто-то думает, что в таких условиях возможно произвести конкурентоспособный продукт? Оптимизация планировки цеха, стандартизация производственного процесса, повышение эффективности работы оборудования – важные слагаемые роста производительности труда современного завода.

12. Выход подсистем системы управления информацией предприятий (PDM, MES, MDC) на автоматизированные рабочие места (АРМ) производственных участков. За 10 лет выросло поколение, для которых дисплей привычнее листа бумаги. Молодые слесари-сборщики будут эффективно работать с цифровым интерфейсом состава изделия на АРМ сборочных участков, пользуясь интерактивными электронными техническими руководствами. Операторы станков ЧПУ эффективно используют цифровые ассистенты выполняемых технологических процессов, включающих базы знаний нормативно-справочной информации. Управление производственными процессами, анализ их узких мест и ограничений, принятие управленческих решений на основе этого анализа начальник цеха ведет из главной диспетчерской, пульта управления производством, оборудованной дисплеем, на который поступают видеосигналы со всех производственных участков и информация об их производительности (пример – цех «Высота 239» ЧТПЗ).

13. Учебные производственные центры на вашем предприятии и развитие фаблаба в регионе работы предприятия. Популяризация цифрового производства через проведение мастерских с рассказом о работе современных инженеров, 3D печати, робототехники. Участие молодых цеховых специалистов в WorldSkills, EuroSkills. Европейское предприятие, открывшее завод в России, имеет несколько таких центров, оборудованных образцами продукции для проведения тренингов персонала и партнеров компании.

14. Цифровое управление логистикой, в том числе с использованием RFID индентификации, с контролем передвижения сырья и материалов, очень важно для обеспечения конкурентоспособности производства сегодня. Максимальная автоматизация управления складскими запасами, цифровые системы отбора материальных запасов со световой индикацией (умные полки, pick-by-light), когда информация по заданию на подбор материалов высвечивается на интегрированном в полку дисплее, при подключении к MES, на продвинутых производствах с умными командами на порядок увеличивают производительность при пропорциональном уменьшении затрат на логистику [3].

15. Кросс-отраслевая кооперация, взаимодействие с партнёрами в профессиональных ассоциациях, проведение аудита качества других компаний для организации технологического партнерства.

Активизация обмена ресурсами, возможностями и потребностями в том числе через уже существующие онлайн-инструменты. Использование эффекта платформы, когда цифровые производители создают сети, соединяющие продавцов и покупателей, повышая доходы за счет эффекта масштаба [4]. Пример – кооперация компаний Hewlett-Packard, National Instruments, PTC и Flowserve [5, 6], которые объединились для совместного выпуска насосных агрегатов, управляемых и обслуживаемых с помощью технологий промышленного интернета вещей и предиктивной аналитики. Российский пример – кооперация Yandex Data Factory и Магнитогорского металлургического комбината, создавших с помощью алгоритмов машинного обучения математическую модель производства стали для оптимизации расхода ферросплавов и добавочных материалов [7].

Почему сегодня так важно опираться на эти работающие производственные технологии в гонке конкурентоспособности четвертой промышленной революции?

Давайте посмотрим на произошедшее в последние годы. В продукте и в средствах производства доказала свою эффективность радикальная конвергенция цифрового и физического. В разработке – если предприятие не выпускает новую модель продукта ежегодно в условиях быстрого и тесного цифрового мира, оно проигрывает конкурентам. В производстве – увеличились эффективные возможности для безлюдного производства, поэтому цеховой персонал постепенно замещается операторами цифровых технологических процессов, как десять лет назад токари и фрезеровщики начали замещаться операторами станков с ЧПУ. В сервисе продукта – распространяются технологии предиктивной аналитики как серьёзной конкурентной силы и связи продукта с его разработчиком (см. пример Тесла). Да, эти технологии рождены десятки лет назад. Но любая революция – это окончательное разрушение старой технологической платформы критической массой новых технологий, эволюционно развивающихся долгие годы. Наивно было бы предполагать, что промышленная революция происходит, когда абсолютно новая технологическая платформа в миг меняет цифру 3 на 4. Лучший пример революционного продукта, полученного эволюционным путем – Тесла и, если спроецировать технологическую новизну этого продукта (и средств его производства) на другие отрасли и продукты, становится ясно, что смена технологического уклада действительно происходит.

Промышленная революция происходит через трансформацию средств производства и продукта, разрабатываемого и производимого этими инструментами. Как следствие – кардинальный рост производительности труда, скорости выпуска продукта и его качества.

О любой технологии (IoT, AR, VR, Big Data) можно сказать «мы это делали 10, 20, 30 лет назад». Но не единичные практики создают промышленную революцию, а формирование (в том числе через отраслевую кооперацию, компонент 15, и образовательные инициативы, компонент 13) системы технологий, радикально влияющей на производительность труда, скорость выпуска продукции и создающей новые виды экономической деятельности. С этой точки зрения снобистская позиция «эти технологии -ничего нового, лишь маркетинговые названия» на наступление новой промышленной революции никакого влияния не оказывает.

Что нужно сделать, чтобы современные компоненты производственных систем и технологии заработали на российских производствах?

Нам необходимо оставить технологический снобизм, перенять опыт развития восточных предприятий и их руководителей, которые как губка впитывают лучшие мировые практики. Искать и работать с такими практиками на конференциях, форумах, референс-визитах в передовые производственные компании, в общении с инженерными и производственными консультантами. В организационной структуре наших предприятий необходимо обеспечить плотное сотрудничество подразделений ИТ и НИОКР с совместными разработками новых продуктов и модернизацией существующих. Работать с вендорами и интеграторами информационных систем, в свою очередь динамично развивающимися синхронно с технологиями и предлагающими комплексные решения автоматизации всего жизненного цикла производимой продукции.

Список источников1. Federico Rotini, Yuri Borgianni, Gaetano Cascini (auth.)-Re-engineering of Products and Processes How to Achieve Global Success in the Changing Marketplace -Springer-Verlag London (2012)
2. Zude Zhou, Shane (Shengquan) Xie, Dejun Chen (auth.)-Fundamentals of Digital Manufacturing Science-Springer-Verlag London (2012)
3. Reinventing production at Tesla, Manufacturing Leadership Journal, October 2016
4. Клаус Мартин Шваб, Четвертая промышленная революция.
5. Майкл Портер, Джеймс Хеппельман, Революция в конкуренции, Harvard Business Review, ноябрь 2014.
6. Майкл Портер, Джеймс Хеппельман «Революция в производстве» Harvard Business Review, октябрь 2015.
7. Решение YDF внедрено в опытно-промышленную эксплуатацию на ММК

Размещение предприятий

Тема: Генеральные планы промышленных предприятий. Общие сведения о проектировании промышленных зданий

Общие положения.

1 Зонирование территории. Транспортная сеть и пешеходные пути.

2 Инженерные коммуникации. Промышленные узлы и районы.

3 Технико-экономические оценка планировки промышленных предприятий.

4 Генеральные планы промышленных предприятий.

5 Благоустройство и озеленение.

6 Санитарно-гигиенические и экологические требования размещения предприятий химической промышленности. Требования к выполнению чертежей генеральных планов и их проектирование в соответствии с технологическими режимами производства.

Во многих случаях пищевые предприятия являются составной частью современных населенных пунктов.

Их размещение производят на основе схем или проектов район­ной планировки, которые составляют на перспективу для всех промыш­ленных районов страны, что позволяет обоснованно осуществить выбор строительной площадки (при этом учитывают генеральный план существующего населенного пункта и проект планировки промышлен­ного района).

Под районной планировкой подразумевают проектирование ком­плексного территориально-хозяйственного устройства экономическо­го или административного района и формирование его планировочной структуры, обеспечивающей оптимальное развитие и рациональное размещение объектов отраслей экономики городов и сельских поселе­ний в, создание условий труда, быта и отдыха населения.

В схемах районной планировки предусматривают решение комп­лексных задач развития промышленности городов, населенных мест, транспортных связей и инженерных коммуникаций. Промышленные предприятия занимают в городах до 15…20 %, а в некоторых и до 50 % площади

Промышленность является градообразующей основой развития городов.

В исторически сложившихся городах промышленные предприя­тия создавались постепенно; некоторые отрасли промышленности, и в первую очередь пищевая, были рассчитаны на удовлетворение по­требностей жителей этого города. Развитие промышленности обуслов­ливалось чаще всего наличием сырьевой базы, а также исторически сложившимся профилем производства.

При проектировании современных промышленных предприятий применяется принцип объединения нескольких предприятий на общей территории.

В соответствии с требованиями С ТКП 45 3.01.55 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования» предприятия следует размещать в составе группы предприятий (промышленного узла) с организацией для них общих объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций.

Промышленным узлом или районом считают территорию, на кото­рой расположена объединенная группа промышленных предприятий, имеющая общие коммуникации, инженерные сооружения, вспомога­тельные производства и хозяйства, а при соответствующих условиях и кооперацию основных производств.

Следует различать понятия «промышленный комплекс» и «про­мышленный район (узел)».

В промышленном комплексе размещают предприятия, тесно свя­занные общими технологическими процессами по выпуску продукции (например, элеваторы, мельничные комбинаты и хлебозаводы; элева­торы и заводы по производству солода и т. д.).

В промышленном районе (узле) можно размещать предприятия как однородных, так и разнородных отраслей.

При размещении промышленных узлов следует учитывать осо­бенности входящих в их состав предприятий. Так, предприятия, свя­занные с переработкой растительного сырья, располагают вблизи мест его выращивания ( например, заводы по производству сахара из сахар­ной свеклы).

На размещение предприятий пищевой промышленности заметно влияет характер продукции (нередко скоропортящейся). Поэтому такие объекты, как хлебо- и молокозаводы, кондитерские фабрики следует размещать ближе к местам потребления.

Особенностью многих видов пищевого сырья являются особые требования к транспортировке. Вследствие этого такие перерабатыва­ющие предприятия, как мясокомбинаты, консервные заводы, винзаво­ды, целесообразно располагать в сырьевых зонах. Это же требование относится и к предприятиям по хранению и переработке зерна

Кроме того, необходимо учитывать и специфические требования ряда пищевых производств к окружающей среде. Так, например, пред­приятия, потребляющие много воды и соответственно с большими сбро­сами сточных вод, располагают вблизи открытых водоемов. Заводы по производству солода должны располагаться в местах с минимальным загрязнением атмосферы окислами азота (т. е. на удалении от крупных тепловых электростанций и автодорог с большим движением). Мик­робиологическое взаимодействие ряда пищевых предприятий также может быть негативным (например, пивоваренных и хлебозаводов и др.), так как в их технологических процессах используются различные микроорганизмы, выбрасываемые в атмосферу с отработанным воздухом одних производств и поступающие в цеха других с вентиляционным воз­духом, что вызывает нежелательное микробиологическое загрязнение полуфабрикатов. На многих пищевых предприятиях в рецеп­туру продукции (хлеб, пиво, ликероводочные и другие изделия) входит вода. Это обусловливает дополнительные требования к концентрации ее неорганических, органических и микробиологических загрязнений.

Итак, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что для повы­шения отдачи капитальных вложений в группу предприятий, их необ­ходимо объединить в единый производственный район, который назы­вают узлом, а группа промышленных узлов и агропромышленных ком­плексов образуют территориально-производственный комплекс.

В этом случае возможно более полно использовать сырье и теп­ловую энергию, осуществить кооперирование предприятий между со бой и с городским хозяйством (энергоснабжение, инженерные сети, транспортные и вспомогательные здания). По сравнению со строитель­ством обособленных предприятий экономию капитальных вложений достигают за счет сокращения территорий, занимаемых предприятия­ми, протяженности коммуникаций, числа отдельно стоящих зданий и сооружений, снижают эксплуатационные расходы и увеличивают до­ход предприятия за счет реализации побочных продуктов.

1.1Генеральные планы предприятий следует проектировать в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса и ТКП 45-3.03-19, ТКП 45-3.02-25, ТКП 45-3.01-116, ТКП 45-2.04-153, ТКП 45-2.04-154, ТКП 112, СНБ 2.02.04, СНиП 2.05.07.

Предприятия рекомендуется размещать на производственных территориях, предусмотренных генеральными планами населенных пунктов, или на территориях промышленных зон вне населенных пунктов.

Предприятия могут быть размещены как отдельно, так и в составе групп с разной степенью кооперации в соответствии с характеристиками производства.

Предприятия, промышленные узлы и связанные с ними отвалы, отходы, очистные сооружения следует размещать на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства

При отсутствии таких земель допускается использовать участки на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

Размещение предприятий и промышленных узлов на землях государственного лесного фонда должно производиться преимущественно на участках, не покрытых лесом или занятых кустарниками и малоценными насаждениями.

Размещение предприятий и промышленных узлов на осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями, а также на землях, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, допускается в исключительных случаях с разрешения органов государственного управления.

Территории промышленных узлов не рекомендуется разделять на обособленные участки железными или автомобильными дорогами общей сети.

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, должны учитываться нормативные требования а также:

— данные о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе места планируемого расположения объекта;

— наличие и расположение зон с повышенными требованиями по качеству атмосферного воздуха;

— планы развития предприятий, находящихся в районе планируемого расположения объекта;

— показатели по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определенные отраслевыми и территориальными программами в области охраны атмосферного воздуха.

Предприятия и промышленные узлы с источниками выбросов загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности, твердых частиц, в том числе твердых частиц фракционного состава менее 10 мкм, серы диоксида, углерода оксида, не следует размещать в районах, в которых превышаются показатели, указанные в нормативных требованиях, а также в районах с преобладающими ветрами со скоростью до 1 м/с, длительными или часто повторяющимися неблагоприятными метеорологическими условиями (всего за год — более 110 дн., в течение зимы — более 45 дн.).

Предприятия и промышленные узлы с источниками загрязнения атмосферного воздуха надлежит размещать по отношению к жилой застройке с учетом ветров преобладающего направления.

Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Между промышленной и селитебной территориями необходимо предусматривать санитарно-защитную зону (зону экологической компенсации). Размер санитарно-защитной зоны предприятия и промышленного узла следует принимать по [3] и [8].

В промышленных узлах, в составе которых имеются предприятия, требующие санитарно-защитной зоны шириной 500 м и более, не рекомендуется размещать предприятия, которые в соответствии с ТКП 45-3.01-116 могут включаться в производственно-деловую застройку.

Расстояния между предприятиями и автомобильными, железными дорогами, линиями электропередач следует принимать в соответствии с действующими ТНПА и нормами технологического проектирования.

Производства с источниками внешнего шума с уровнями звука 50 дБА и более следует размещать по отношению к жилым и общественным зданиям в соответствии с требованиями ТКП 45-2.04-154.

Размещение предприятий возле объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе должно осуществляться с учетом границ запретных (опасных) зон и районов по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.

Размещение предприятий и промышленных узлов вблизи сельскохозяйственных угодий по выращиванию пищевой продукции и использование территорий санитарно-защитных зон для нужд сельского хозяйства определяется по [3].

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *