Сми по: Средства массовой информации — Википедия – Первое Антикоррупционное СМИ

Средства массовой информации России — Википедия

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) России — средства (органы) повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий, в Российской Федерации.

Согласно статье 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается:

СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и так далее. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

По данным на июль 2010 года, в России зарегистрировано более 93 тыс. СМИ, причём абсолютное большинство из них — 90 % — это «негосударственные СМИ»[2].

СМИ России имеют следующие признаки:

СМИ России делятся на:

  • публицистические;
  • литературные;
  • художественные;
  • художественно-публицистические;
  • литературно-художественные;
  • культурно-просветительные;
  • развлекательные;
  • учебные, образовательные;
  • методические;
  • учебно-методические;
  • научные;
  • научно-популярные;
  • научно-практические;
  • научно-производственные;
  • рекламные; информационные.

Также по идеологии СМИ делятся на правые, левые и центристские.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции и т. д.[3]

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тыс. из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано свыше 51 тысячи печатных СМИ

[4].

Российские печатные СМИ отличаются тем, что они независимы не столько юридически, сколько в социальном плане (от читателей): издания практически полностью не реагируют на письма читателей, не поддерживают «обратной связи» с ними, не изучают оценку читателями своей деятельности, не стремятся удовлетворить читательские информационные потребности, предлагая лишь своё видение печатных полос и сюжетов, излагаемых в публикациях журналистов[5]. В постсоветский период произошло резкое сокращение читательской аудитории российских газет: по данным опросов в 1990 году регулярно прессу не читали 4 % опрошенных, в 2002 году — 13,5 % опрошенных, в 2006 году — 30 % опрошенных[6].

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6,5 млн человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 млн человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов 36,2 млн человек (конец 2008). Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).[7]

В 2008 году выходили 8978 газет, что на 62 % больше показателя 1999 года[8][9]. Общий годовой тираж российских газет в 2008 году составил 8 млрд экземпляров[10].

В 2008 году было 6698 журналов и других периодических изданий, что в два раза больше показателя 1999 года[8][11]. Годовой тираж журналов и других периодических изданий в 2008 году — 1,61 млрд экземпляров, что в 2,7 раза больше показателя 1999 года

[12].

Статистика Российской книжной палаты отмечает быстрое уменьшение количества газет (печатных версий) и их суммарного тиража с 2013 года. Так в 2013 году в России выходило 11109 газет (максимальный показатель по данным Российской книжной палаты), а в 2019 году только 8503 газеты[13]. Годовой тираж печатных версий газет за этот же период снизился с 9,5 млрд экз. до 5,5 млрд экз.[13]

Российские газеты:

В 2010-е годы ряд давно существующих крупных печатных СМИ России перестал выходить в бумажном виде. Закрытие печатных версий сопровождалось увольнениями состава редакций. Иногда закрытие печатных версий было связано со сменой собственника издания. В некоторых случаях вскоре после закрытия печатной версии переставала работать и ее он-лайн версия, то есть издание прекращало существование. В 2010—2017 годах прекратили выходить печатные версии следующих крупных российских изданий: «Компьютерра» (существовало с 1992 года, последний номер вышел 21 декабря 2009 года), «Газета» (печатная версия закрыта в 2010 году, а он-лайн версия в 2011 году), «Из рук в руки» (печатная версия закрыта в 2015 году), «Секрет фирмы» (печатная версия перестала выходить в 2015 году). «Афиша» (печатная версия перестала выходить в 2016 году), «Новые Известия» (печатная версия не выходит с 2016 года), «Time Out» (печатная версия закрылась в 2014 году), «Большой город» (печатная версия закрылась в 2014 году, а интернет версия прекратила существование в 2016 году), «Московские новости» (печатная версия перестала выходить в 2014 году), «Московская правда» (печатная версия перестала выходить в 2016 году)

[14]. В 2010-е годы также прекратился выпуск печатных версий некоторых выходивших с советских времен региональных и местных газет. Так, в 2019 году после прекращения бюджетного финансирования прекратился выпуск печатной версии газеты «Вечерний Екатеринбург»
[15]
.

Печатные СМИ по языкам, на основе доклада по Российской Федерации Совета Европы[16]:

Скрытый текст (cвёрнут)

До 1990 года у России в рамках СССР не было собственного республиканского радиовещания, с её территории вещали Центральное внутрисоюзное радиовещание (велось с 1924 года, к 1990 году вещало 4 программы, 3 из которых общесоюзные) и Центральное радиовещание на зарубежные страны (велось с 1929 года), а также на её территории вещало местное радиовещание АССР, краёв и областей России. После ликвидации СССР в конце 1991 года Центральное внутрисоюзное радиовещание стало ещё одним российским государственным радиовещанием, прекратило существование как целое в 1996 году[17][18][19][20]

[21][22], в 1998 году передано под управление Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании[23], Центральное радиовещание на зарубежные страны стало российским радиовещанием на зарубежные страны.

Руководство Центральным внутрисоюзным радиовещанием и Центральным радиовещанием на зарубежные страны до 1991 года осуществлял Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию, с 8 февраля 1991 года — Всесоюзная государственная телерадиокомпания[24], с 27 декабря 1991 до 12 октября 1995 года — Российская государственная телерадиокомпания «Останкино»[25][26][27], руководство местным радиовещанием — Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию и местные комитеты по телевидению и радиовещанию, с 1992 года — местные государственные телерадиокомпании.

Подготовку программ Центрального внутрисоюзного радиовещания до 1990 года осуществляли Государственный дом радиовещания и звукозаписи (с 1958 года

[28]) и тематические главные редакции Центрального внутрисоюзного радиовещания (информации, пропаганды, литературно-драматического радиовещания, музыкального радиовещания, радиовещания для детей, радиовещания для молодёжи, радиопередач для Москвы, радиопередач для Московской области, спортивных программ)[29][30][31], подготовку программ Центрального радиовещания на зарубежные страны Государственный дом радиовещания и звукозаписи и тематические главные редакции Центрального радиовещания на зарубежные страны (информации, международной пропаганды, радиовещания на социалистические страны, радиовещания на страны Европы, радиовещания на Англию и США, радиовещания на страны Латинской Америки, радиовещания на страны Африки, радиовещания на страны Ближнего и Среднего Востока, радиовещания на страны Дальнего Востока)
[32]
, выпуск программ Центрального внутрисоюзного радиовещания — Государственный дом радиовещания и звукозаписи и Главная дирекция программ Центрального внутрисоюзного радиовещания, последняя также осуществляла и координацию[33][34], выпуск программ Центрального радиовещания на зарубежные страны — Государственный дом радиовещания и звукозаписи и Главная дирекция программ Центрального радиовещания на зарубежные страны[35], последняя осуществляла и координацию. Подготовку программ местного радиовещания осуществляли местные радиотелецентры или местные местные радиодома и тематические главные редакции местного радиовещания (общественно-политического вещания, художественного вещания, Ленинградское радиовещание — информации, пропаганды, промышленности, строительства и сельского хозяйства, литературно-драматического вещания, музыкального вещания, вещания для детей и молодёжи, рекламной информации
[36]
), выпуск — местные радиотелецентры или радиодома и редакция программ и выпуска (Ленинградское радиовещание — главные редакции программ и выпуска). С 1990 года Центральное внутрисоюзное радиовещание осуществляло Всесоюзное информационное творческо-производственное объединение «Маяк» (часть передач также подготавливали Радиостудия «Публицист», Студия «Москва»[37]), Центральное радиовещание на зарубежные страны — Информационное творческо-производственное объединение «Астра»[38], с 1992 года — Студия «Радио 1» РГТРК «Останкино»[39] (часть передач подготавливали Студия «Радио Подмосковья» РГТРК «Останкино»[40]) и Творческо-производственное объединение «Международное московское радио»[41] соответственно.

В России в настоящий момент внутригосударственное радиовещание имеет смешанную систему. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» ведёт радиовещание по четырём центральным радиопрограммам «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ» и «Радио Культура». Непосредственно ведёт радиовещание с 2004 года

[42], до 2004 гг. осуществляла общее руководство вещанием по первым двум из перечисленных программ и программе «Юность» федеральными государственными унитарными предприятиями «Государственная радиокомпания «Маяк» и «Государственная радиокомпания «Радио России»[43], до 1998 года — Дирекция программного вещания и Дирекция информационной службы Радио России[44]. Ряд акционерных обществ вещает ещё несколько, преимущественно музыкальных или информационно-музыкальных программ, таких как — «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Русское радио», «Ретро FM», «Love Radio»,«Авторадио». Иновещание в 1996-2013 гг. велось Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская радиокомпания «Голос России»
[45]
, с 2013 года — Федеральным государственным унитарным предприятием «Международное информационное агентство «Россия Сегодня»[46].

До 1991 года у России в рамках СССР не было собственного республиканского телевидения, с её территории вещало Центральное телевидение (вещало с 1931 года, к 1991 года вещало 4 программы, 2 из которых были общесоюзные), а также на её территории вещало местное телевидение АССР, краёв и областей России. После ликвидации СССР в конце 1991 года Центральное телевидение стало ещё одним российским государственным телевидением, прекратило вещание в 1995 году.

Руководство Центральным телевидением до февраля 1991 года осуществлял Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию, с 8 февраля 1991 года — Всесоюзная государственная телерадиокомпания

[47], с 27 декабря 1991 до 12 октября 1995 года — Российская государственная телерадиокомпания «Останкино»[48][49][50], руководство местные телевидением — Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию и местные комитеты по телевидению и радиовещанию, с 1992 года — местные государственные телерадиокомпании.

Подготовку программ Центрального телевидения до 1992 года осуществляли Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября и тематические главные редакции Центрального телевидения[51] (информации, пропаганды, литературно-драматических программ, кинопрограмм, музыкальных программ, народного творчества, программ для детей, программ для молодёжи, передач для Москвы и Московской области, научно-популярных и образовательных программ, спортивных программ)[52][53][54], с 1992 года — Информационное телевизионное агентство и тематические студии РГТРК «Останкино» (международных программ и видеообмена, «Публицист», «Резонанс», литературно-художественных программ, кинопрограмм, музыкальных и развлекательных программ, «Народное творчество», программ для детей и юношества, «Эксперимент», «Новая студия», научно-популярных и просветительских программ, спортивных программ), производство телефильмов — Творческое объединение «Экран» (в 1988-1992 гг. Творческо-производственным объединением «Союзтелефильм»), совместно с Телевизионным техническим центром им. 50-летия Октября, местными телестудиями, совместно с местными радиотелецентрами, и киностудиями по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, выпуск — Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября и Главная дирекция программ Центрального телевидения, последняя также осуществляла и координацию. Вещание местного телевидения осуществляли местные студии телевидения и радиотелецентры, с 1998 года — федеральные государственные унитарные предприятия называвшиеся государственными телерадиокомпаниями, за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области где с 1997 года вместо Государственной телерадиокомпании «Петербург — Пятый канал»[55] было создано акционерное общество «Телерадиокопмания «Петербург»[56]

В России в настоящий момент телевидение имеет смешанную систему. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» ведёт телевизионное вещание по трём телепрограммам по трём центральным программам «Россия 1», «Россия К», «Россия 24». Непосредственно телевизионное вещание ведёт с 2004 года[57], до 2004 гг. осуществляла общее руководство федеральным унитарными предприятиями «Государственная телекомпания «Телеканал «Россия» и «Государственная телерадиокомпания «Культура»[58] осуществлявшее телевизионное вещание по первым двум вышеперечисленным программам, до 1998 года подготовку программ Российского телевидения осуществляли Дирекция информационных программ Российского телевидения и тематические творческие объединения Российского телевидения («Республика», «Артель», «К-2», «Лад», «Рост», «Арена»), координацию и выпуск — Дирекция программ Российского телевидения.

Ряд акционерных обществ вещает ещё несколько программ, среди которых «Первый канал» (пайщики — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ИТАР-ТАСС, Телевизионный технический центр «Останкино» и частные компании, подготовку большинства программ осуществляют акционерные общества «Телекомпания ВИD», «Красный квадрат», «Телекомпания «Останкино» и Федеральное государственное унитарное предприятие «Телевизионный технический центр «Останкино»), «НТВ» (вещается акционерным обществом «Телекомпания «НТВ», основной пайщик — акционерное общество «Газпром-Медиа Холдинг»), «ТВ Центр», «РЕН ТВ», «Пятый канал», «СТС», «ТНТ» и т. п..

Российские информационные агентства: ТАСС (государственное), Интерфакс, Росбалт.

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. Летом 2015 года Роскомнадзор сообщил, что за первый год действия закона им были зарегистрированы 640 «блогеров-трехтысячников»[59]. Часть заявок на регистрацию была отклонена как «спам» (наличие ненормативной лексики, неполная или недостоверная информация)[60].

Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости[источник не указан 2273 дня].

С одной стороны, в стране есть благоприятный для демократии климат, обеспеченный законом о СМИ (1991) и Конституцией (1993) (Richter, 2001). С другой стороны, в медиасфере действуют квазирыночные отношения, что делает журналистику зависимой от «разных экономических групп и коррумпированных правительственных бюрократов», которые используют её в своих интересах (Y. Zassoursky, 2001). Более того, закон о СМИ не определяет юридические нормы, регулирующие отношения редакции и собственника. При том, что в законе четко прописаны права журналистов и главного редактора, там ничего не говорится о месте собственника в структуре масс-медиа, что, в свою очередь, порождает серьезные проблемы в медиапрактике… В большей степени журналистика развивается в рамках отечественной (больше ─ советской) традиции как политический инструмент в руках властей.

Светлана Пасти (Юшкевич) Российский журналист в контексте перемен (2004)[61]

Если для конца XIX — начала XX века в России была характерна относительная свобода печати, то для периода СССР — более жёсткая политическая цензура и более высокая степень государственного контроля над печатью. Радикальные подвижки в плане обеспечения свободы печати произошли в ходе демократических реформ конца 1980-х годов. В этот период имел место существенный рост количества периодических изданий, достаточно чётко обозначилась принадлежность тех или иных газет и журналов к различным политическим и общественным течениям.

По данным отдельных источников, характерные черты отечественных СМИ — жёсткая цензура, давление властей, запугивания и насилие в отношении журналистов, тоталитаристский контроль государства над телевизионными каналами и просто дезинформация[62][63][64][65].

Восприняв свержение советской системы как предательство, В. В. Путин сразу после своего прихода к власти предпринял шаги, направленные на подрыв российской демократии и удушение свободы выражения[66] — по мнению многих либеральных изданий, контроль над СМИ стал жёстким, а преступления против журналистов остаются безнаказанными[67]. После возвращения Владимира Путина на пост президента РФ (2012), согласно отчётам организации «Репортёры без границ», ситуация со свободой слова в России ухудшилась.[68][69]. 5 мая 2014 года Президент РФ В. Путин подписал закон, согласно которому запрещается использование мата в кино, литературе и СМИ[70].

Сегодня фаворитизм и неформальные связи играют решающую роль, вместо таланта и компетенции[62]:27. При этом это встречается как в прогосударственных, так и в оппозиционных СМИ. Типичный постсоветский журналист — это журналист, удовлетворённый своим выбором профессии и совмещающий в себе две идентичности: штатного работника медиа, принявшего политический контроль государства, и рыночного фрилансера, преследующего свои экономические интересы и творческие амбиции[62]:39.

В рейтинге свободы прессы, который ежегодно составляется организацией «Репортёры без границ», Россия опустилась на 148 место в 2013 году и осталась на нём в 2014 году. В Европе более низкие показатели свободы СМИ оказались лишь в Белоруссии[71][72]. Число журналистов, воспринимающих себя независимыми репортёрами, сократилось в России в три раза — с 60 % в 1992 году до 20 % в 2008 году[62]:38. Согласно более поздним опросам (2011), только 14 % российских журналистов заявляют об отсутствии ограничений для своей профессиональной деятельности[73]. Напоминая о «чудовищной ситуации» с безопасностью журналистов в России, представительница ОБСЕ Дуня Миятович в открытом письме, опубликованном в связи с её предстоящим приездом в Москву, обратила особое внимание на корреспондентов «Дождя», «Русской планеты», «Фонтанки.ру» и «Новой газеты»[74].

в Интернете

Глава Роскомнадзора А. Жаров угрожает соцсетям блокировками (2016) и сам в них ничего не пишет, так как «должна быть чистота жанра».

  1. ↑ Закон «О средствах массовой информации». Общие положения
  2. ↑ Медведев обсудил с руководством телеканалов и агентств развитие СМИ в РФ, Голос России (9 июля 2010).
  3. ↑ «Юридическое заключение о природе сайтов в сети Интернет» кафедры ЮНЕСКО
  4. ↑ В России работают меньше половины зарегистрированных СМИ (13 января 2009). Дата обращения 9 июля 2009.
  5. ↑ Аверина Ю. В. Городская печать в процессе социальных трансформаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 6
  6. ↑ Аверина Ю. В. Городская печать в процессе социальных трансформаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 5
  7. ↑ Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития : Доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. — С. 17. — 100 с. — ISBN 9стен78-5-904427-02-3.
  8. 1 2 Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992—2008 гг. (неопр.). Росстат.
  9. ↑ Число выпущенных газет (изданий) (неопр.). Росстат. Дата обращения 9 июля 2009. (недоступная ссылка)
  10. ↑ Годовой тираж газет (изданий) (неопр.). Росстат. Дата обращения 9 июля 2009. (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 18-12-2016 [1184 дня])
  11. ↑ Число журналов и других периодических изданий (включая сборники и бюллетени, выходящие периодически) (неопр.). Росстат. Дата обращения 9 июля 2009. (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 18-12-2016 [1184 дня])
  12. ↑ Годовой тираж журналов и других периодических изданий (неопр.). Росстат. Дата обращения 9 июля 2009. (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 18-12-2016 [1184 дня])
  13. 1 2 Статистические показатели 2019 года (Показатели за год)
  14. ↑ Как российские издания отказывались от бумажных версий. Досье
  15. ↑ Мэрия Екатеринбурга вернула себе бренд «Вечерний Екатеринбург» и хочет печатать газету
  16. ↑ Council of Europe Intranet website — Portail Intranet du Conseil de l’Europe
  17. ↑ Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 587 «Об общероссийской радиостанции «Радио-1»
  18. ↑ Постановление Правительства РФ «Об общероссийской радиостанции «Юность — Молодёжный канал»
  19. ↑ Постановление Правительства РФ «О радиостанции «Орфей»
  20. ↑ Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры государственного вещания в Российской Федерации»
  21. ↑ Распоряжение Правительства РФ «О ликвидации Общероссийской радиостанции «Радио 1»
  22. ↑ Постановление Правительства РФ «Об общероссийской государственной радиокомпании «Маяк»
  23. ↑ Постановление Правительства РФ «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»
  24. ↑ Указ Президента СССР «О создании Всесоюзной государственной телерадиокомпании»
  25. ↑ Указ Президента РФ «О телерадиокомпании «Останкино»
  26. ↑ Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»
  27. ↑ Распоряжение Правительства РФ от 12.10.1995 N 1405-р «О ликвидации телерадиокомпании «Останкино»
  28. ↑ Послевоенная история ГДРЗ
  29. ↑ БСЭ, ст. «Союз Советских Социалистических Республик», раздел «Радиовещание и телевидение»
  30. ↑ Справочник журналиста ст. «Радиовещание»
  31. ↑ Гостелерадио СССР
  32. ↑ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ (ГОСТЕЛЕРАДИО СССР). 1933 — 1991
  33. ↑ БСЭ, ст. «Радиовещание»
  34. ↑ БСЭ, ст. «Всесоюзное радио»
  35. ↑ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ (ГОСТЕЛЕРАДИО СССР). 1933 — 1991
  36. ↑ Справочник журналиста ст. «Радиовещание»
  37. ↑ РАДИОСТАНЦИИ
  38. ↑ Постановление Правительства РФ «Об обеспечении деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино»
  39. ↑ Указ Президента РФ «О присвоении почетных званий Российской Федерации творческим работникам»
  40. ↑ Об организации Государственной радиовещательной компании «Радио Подмосковья»
  41. ↑ О создании холдинговой компании «Российский государственный телерадиотехнический центр «Эфир» и Российской государственной радиовещательной компании «Голос России»
  42. ↑ Постановление Правительства РФ «О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании»
  43. ↑ Постановление Правительства РФ «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»
  44. ↑ «Радиожурналистика» Под редакцией А. А. Шереля
  45. ↑ Постановление Правительства РФ «О Российской государственной радиовещательной компании «Голос России»
  46. ↑ Указ Президента РФ «О мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ»
  47. ↑ Указ Президента СССР «О создании Всесоюзной государственной телерадиокомпании»
  48. ↑ Указ Президента РФ «О телерадиокомпании «Останкино»
  49. ↑ Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»
  50. ↑ Распоряжение Правительства РФ от 12.10.1995 N 1405-р «О ликвидации телерадиокомпании «Останкино»
  51. ↑ БСЭ, ст. «Телевидение»
  52. ↑ Справочник журналиста, ст. «Телевидение»
  53. ↑ [
  54. ↑ Гостелерадио СССР
  55. ↑ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «ПЕТЕРБУРГ — 5 КАНАЛ»
  56. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 25.08.1997 г. № 919
  57. ↑ Постановление Правительства РФ «О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании»
  58. ↑ Постановление Правительства РФ «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»
  59. ↑ За год в России было зарегистрировано 640 блогеров-трехтысячников
  60. ↑ Четверть заявок на регистрацию блогеров-трехтысячников оказались фальшивыми
  61. Светлана Пасти (Юшкевич)[cs]. Российский журналист в контексте перемен: Медиа Санкт-Петербурга = Professional Roles of Russian Journalists at the End of the 1990s: A Case Study of St. Petersburg Media / Перевод с англ. проф. Д.П. Гавры. — Tampere: Tampere University Press, Media Studies, 2004. — С. 7. — 292 с. — (Научное издание). — ISBN 951-44-5975-X.
  62. 1 2 3 4 Светлана Пасти[cs]. Современные российские журналисты: Отношение к профессии // Вестник Московского университета : Серия 10 (Журналистика). — МГУ, 2012. — № 4. — С. 22-41.
  63. Владимир Кара-Мурза. «Говорит и показывает Кремль». 10 лет без независимого телевидения (неопр.) (недоступная ссылка). Институт современной России (20 июня 2013). Дата обращения 13 сентября 2014. Архивировано 25 декабря 2013 года.
  64. Александр Тарасов. «Второе издание капитализма» в России // Скепсис. — 2011.
  65. ↑ Между «Сегодня» и «Завтра». Краткая история медиа | Открытый Университет (неопр.). openuni.io. Дата обращения 4 февраля 2016.
  66. Ola Cichowlas. The internet was the last free zone in Russian society. Now Putin has it in his grasp (англ.), The Independent (Среда 7 мая 2014). Дата обращения 21 сентября 2014.
  67. ↑ РФ поднялась на 140-е место в рейтинге свободы СМИ, Lenta.ru (20 октября 2010). Дата обращения 21 сентября 2014.
  68. ↑ Россия опустилась в рейтинге свободы прессы из-за Путина, Lenta.ru (30 января 2013). Дата обращения 21 сентября 2014.
  69. ↑ «Репортеры без границ» перечислили репрессивные законы России, Lenta.ru (12 февраля 2014). Дата обращения 21 сентября 2014.
  70. ↑ Владимир Путин запретил мат в кино, СМИ и литературе (5 мая 2014). Дата обращения 12 мая 2014.
  71. ↑ The 2013 World Press Freedom Index (неопр.). Reporters Without Borders. Архивировано 9 сентября 2013 года.
  72. ↑ World Press Freedom Map Архивная копия от 23 сентября 2014 на Wayback Machine // Репортеры без границ (Reporters Without Borders)

Сайты независимых российских сми — The Roster

1.Meduza — одно из наиболее популярных русскоязычных интернет-сми. Новости российской и мировой политики, экономики и культуры.

2.The Bell — проект созданный Елизаветой Осетинской в 2017 году. Ресурс предлагает  главные новости дня, в кратком экспертном изложении.

3.The Insider — сайт специализирующейся на журналистских расследованиях и политической аналитике.

4.The New Times — общественно-политическое издание, с июня 2017 года существует только в виде сайта. Специализацией является российская внутренняя политика.

5.Руспрес — информационное агентство специализирующееся на таких темах как: политика, криминал, финансы и спецслужбы.

6.Медиазона — интернет-ресурс освещающий события связанные с нарушением прав человека, правоохранительными органами, судебной и пенитенциарной системой.

7.Новая газета — издание существующее с 1993 года. На сайте публикуются журналистские расследования политической и экономической тематики.

8.Росбалт — новостное и аналитическое агентство. Входит в топ 5 самых цитируемых сми России.

9.Собеседник — сайт еженедельной общественно-политической газеты. Основные темы: политика, культура, бизнес и финансы.

10.Беллингкэт — русскоязычная версия британского сайта журналистских расследований. Главные темы: вооруженные конфликты, терроризм, коррупция, киберугрозы.

11.Znak.com — новостной сайт освещающий региональные и федеральные новости, события международной и российской политики, культуры, науки и экономики.

12.ВЕДОМОСТИ — основанное в 1999 году деловое издание. Корпоративные и финансовые новости, анализ важнейших политических событий.

13.Lenta.ru — новостной сайт освещающий политические, экономические и культурные события в России и мире.

14.РБК — негосударственный медиахолдинг ориентирующейся на бизнес-аудиторию. Новости бизнеса, политики и экономики.

15.Коммерсантъ — общественно-политический ресурс освещающий экономические, культурные и политические события.

16.Фонтанка — петербургское издание основанное в 1999 году. Новости Петербурга и России, общественные и политические события, статьи о бизнесе и финансах.

17.Conflict Intelligence Team — проект специализирующейся на расследовании вооруженных конфликтов. Основан в 2014 году.

18.InoPressa — на сайте представлены переводы лучших материалов иностранной прессы.

19.Daily Storm — сетевое издание публикующее материалы о политике, культуре и экономике.

20.Inosmi.info — ресурс специализируется на переводах материалов иностранных средств массовой информации. 

Рейтинг 100 лучших русских интернет СМИ

Основные критерии и методология рейтинга:

  • Авторитетность издания (экспертная оценка)
  • Охват русскоязычной аудитории (данные из открытых источников)
  • Социальная значимость СМИ (экспертная оценка)
  • Приоритет освещения позитивных событий (экспертная оценка)
  • Удобство использования на мобильных устройствах  (экспертная оценка)
  • Назойливость и количество рекламы на сайте (понижающий коэффициент)
  • Качество человеческого капитала сотрудников издания (экспертная оценка)
  • Прогрессивность и инновации сетевого издания (экспертная оценка)
  • Наличие бумажной версии (понижающий коэффициент)
  • Степень осознания топ менеджментом технологической революции в сфере печатных СМИ (экспертная оценка)
  • Личность руководителя (экспертная оценка)
  1. RT (Россия, США)
  2. Life.ru (Россия)
  3. РБК (Россия)
  4. Ведомости (Россия)
  5. Газета.ру (Россия)
  6. White Square Journal (Россия)
  7. Lenta.ru (Россия)
  8. Интерфакс (Россия)
  9. Коммерсантъ (Россия)
  10. Вести.ру (Россия)
  11. Дождь (Россия)
  12. РИА Новости (Россия)
  13. Российская газета (Россия)
  14. The Village (Россия)
  15. Известия (Россия)
  16. Moscow City Journal (Россия)
  17. Украинская Правда (Украина)
  18. Gazeta.ua (Украина)
  19. ТАСС (Россия)
  20. Вечерняя Москва (Россия)
  21. Sputnik (Беларусь)
  22. Корреспондент (Украина)
  23. TUT.BY (Беларусь)
  24. МИР 24 (Россия)
  25. Аргументы и факты (Россия)
  26. КМ.ру (Россия)
  27. Федерал Пресс (Россия)
  28. REGNUM (Россия)
  29. Комсомольская правда (Россия)
  30. Версия (Россия)
  31. Репортер UA (Россия)
  32. Свободная Пресса (Россия)
  33. ТК Звезда (Россия)
  34. Meduza (Россия)
  35. Политическая Россия (Россия)
  36. Главред (Украина)
  37. РЕН ТВ (Россия)
  38. УНИАН (Украина)
  39. Эхо Москвы (Россия)
  40. Левый Берег (Украина)
  41. BFM.ru (Россия)
  42. Независимая газета (Россия)
  43. Обозреватель (Украина)
  44. Naviny.by (Беларусь)
  45. Укринформ (Украина)
  46. Подробности (Украина)
  47. НТВ (Россия)
  48. УРА.РУ (Россия)
  49. Новая Газета (Россия)
  50. Аргументы Недели (Россия)
  51. Радио Маяк (Россия)
  52. Росбалт (Россия)
  53. ЮГА (Россия)
  54. ТСН (Украина)
  55. Полит.ру (Россия)
  56. СЕГОДНЯ.ua (Украина)
  57. EADaily (Беларусь)
  58. Голос (Украина)
  59. ВЛАД ТАЙМ (Россия)
  60. Planet Today (Россия)
  61. ТВЦ (Россия)
  62. VC.ru (Россия)
  63. TJournal (Россия)
  64. Телеграф (Украина)
  65. Новости Беларуси (Беларусь)
  66. Московский комсомолец (Россия)
  67. Взгляд (Россия)
  68. Ридус (Россия)
  69. Newinform (Россия)
  70. EurAsia Daily (Россия)
  71. Собеседник (Россия)
  72. Диалог (Украина)
  73. #ГОВОРИТМОСКВА (Россия)
  74. Деловой Петербург (Россия)
  75. SVOPI (Россия)
  76. Дни.ру (Россия)
  77. Остров (Украина)
  78. Российский Диалог (Россия)
  79. Pravda.ru (Россия)
  80. БелаПАН (Беларусь)
  81. Труд (Россия)
  82. Newsbel.by (Беларусь)
  83. Newsland (Беларусь)
  84. БИЗНЕС ЛИДЕР (Беларусь)
  85. Русский Мир (Россия)
  86. Yтро.ру (Россия)
  87. Национальная служба новостей (Россия)
  88. Delo.ua (Украина)
  89. Online.ua (Украина)
  90. Про бизнес. (Беларусь)
  91. Накануне.ру (Россия)
  92. NewsRuCom (Россия)
  93. Народные новости России (Россия)
  94. Бизнес онлайн (Россия)
  95. Суть Событий (Россия)
  96. Комментарии UA (Украина)
  97. Рупор (Украина)
  98. TMN (Россия)
  99. Первый Казанский (Россия)
  100. Южный Федеральный (Россия)

*По данным аналитиков White Square Journal (данный рейтинг является субъективным мнением группы экспертов и не претендует на научную достоверность).

Рейтинг лучших СМИ Единой Руси (Киевская Русь, Московия, Белая Русь), по версии делового интернет журнала White Square Journal.

Из рейтинга намеренно исключены иностранные СМИ (например Форбс), даже если они имеют русское юридическое лицо.

Понятия «русский, русское» в данной публикации используются в значении «относящееся к Руси**(**Государственное образование, на территории которого в настоящее время расположены три относительно самостоятельных международных субъекта — Россия, Украина, Беларусь)».

Фото: howtablet.ruWSJ

Banner Николай Волосский Николай Волосский Напишу о Вас. [email protected]

Интернет-издание — Википедия

Российское интернет-издание Lenta.ru в 2012 году

Интернет-издание, интернет-СМИ, сетевое издание — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики.

По жанрам интернет-издания не отличаются от офлайновых — есть новостные сайты, литературные, научно-популярные, детские, женские и т. п. Однако, если офлайновые издания выпускаются периодически (раз в день, неделю, месяц), то интернет-издания независимо от жанра обновляются по мере появления нового материала.

Интернет-изданием (интернет-СМИ) может считаться не любой сайт. В соответствии с законом «О средствах массовой информации», принятым в последней редакции Государственной Думой РФ 3 июня 2011 года, интернет-сайт может быть зарегистрирован как СМИ только в случае, если от его владельцев поступило соответствующее заявление. Новостные сайты, не имеющие регистрации Роскомнадзора, юридически к СМИ не относятся. Напротив, сайт, зарегистрированный как СМИ, может пользоваться всеми правами, предоставляемыми средствам массовой информации: получать аккредитации на мероприятия, запрашивать информацию от органов государственной власти и местного самоуправления, может пользоваться льготами при уплате страховых взносов в фонды социального страхования, получать государственную поддержку[1].

В Белоруссии 17 декабря 2014 года парламент принял поправки в закон «О средствах массовой информации», которые фактически приравняли информационные сайты к СМИ[2].

Традиционные печатные и эфирные СМИ обычно имеют свои интернет-страницы, иногда полностью повторяющие содержание офлайновых выпусков, иногда содержащие только анонсы статей и/или тексты прошлых номеров, иногда имеющие дополнительный контент. Также существуют интернет-радио и интернет-телевидение.

Новостной сайт — веб-сайт, частный случай интернет-издания, специализирующийся на размещении новостей в Интернете.

Современные новостные сайты могут принадлежать СМИ, основная деятельность которых находится вне бизнеса в Интернете, или представлять собой самостоятельные интернет-проекты, не связанные с другим бизнесом. Они могут ориентироваться или на читателей отдельной страны (России, Украины), или же на более широкий круг читателей. Некоторые сайты могут находиться как на полной, так и на частичной государственной основе, в качестве их основы выступают государственные информационно-аналитические агентства. Многие новостные сайты широко используют технологии экспорта новостей, позволяя другим сайтам использовать свои новостные ленты.

Новостные сайты можно разделить по способу формирования новостной ленты[источник не указан 2854 дня]: на автонаполняемые (сбором новостей в ленту занимается программа или скрипт, как правило, посредством отслеживания лент RSS), наполняемые модераторами и наполняемые пользователями (News2 и другие сайты на технологии Веб 2.0). При этом возможны комбинации — например, когда пользователь добавляет статью, а на сайте она появляется лишь после одобрения/редактирования модератором (Newsland.ru и т. п.).

Новостные сайты также делятся по географическому признаку на общегосударственные (РИА Новости и т. п.) и региональные.

Для подсчета медиа охвата (англ. Media Outreach) в случае с интернет-изданиями используются специальные методики. Чтобы оценить, сколько посетителей увидели определенный текстовый материал, можно использовать следующие способы, а также их комбинации:

  • узнать, сколько текст находился на первой странице интернет-издания и общее число дневных посещений за это время;
  • выяснить размер аудитории и частоту обновления сайта;
  • учесть другие составляющие, в частности количество подписчиков RSS-ленты; новостные рассылки, авторазмещение материалов в блоге или соцсети[3].

В октябре 2017 года, по данным опроса ВЦИОМ, 16% опрошенных совершеннолетних россиян ежедневно читали газеты и журналы в интернете (онлайн издания, электронные версии печатных газет), еще 20% читают несколько раз в неделю. Доля опрошенных, предпочитающих электронные версии статей, выросла до 47%[4].

Что такое СМИ их виды и характеристики

В современной жизни всё чаще можно услышать аббревиатуру «СМИ». Она может возникнуть при обсуждении самых разных тем. Какие расшифровки имеет данная аббревиатура?

сми

Авиация и другие значения

Он является одним из элементов внешнего светотехнического оборудования. СМИ устанавливают на различные части конструкции. Это может быть крыло, фюзеляж и хвостовая часть. Как правило, такие светильники бывают с односторонними зеркальными или галогенными лампами. Наравне с импульсными маяками, очень часто используются бортовые аэронавигационные огни, сокращенно называемые БАНО. Самолеты российского производства также применяют поисково-посадочные фары.

Помимо самолетных маяков, аббревиатура СМИ использовалась в качестве наименований институтов. Однако, Сибирский металлургический институт позже был переименован в государственный индустриальный университет. Смоленский медицинский институт, из которого тоже получалось сокращение СМИ, в конце концов последовал своеобразной традиции и переименовался в государственный университет.

импульсный маяк

Что такое СМИ?

Как правило это «средства массовой информации». Иногда данное понятие путают со «средствами массовой коммуникации», однако разобраться в разнице совершенно нетрудно.

СМИ – это комплекс средств и методов, позволяющих публично распространять разнообразную информацию. Согласно официальным документам, средствами массовой информации являются:

  • Печатные издания, выходящие с определенной периодичностью (газеты, журналы),
  • Новостные интернет-порталы и сетевые издания,
  • Телевидение,
  • Радиостанции,
  • Любая форма периодического распространения, имеющая постоянное название.
сми

Появление СМИ

Впервые такой термин стал использоваться в русском языке в семидесятых годах прошлого столетия. Он образовался от подобного французского понятия, однако в своей родной стране это сочетание слов перестало использоваться ещё в шестидесятых. Подобное позволило полностью вытеснить аббревиатуру СМК. Тем не менее, она всё ещё используется в некоторых странах.

В современном мире считается, что общественное мнение формируется именно за счет средств массовой информации. Изначально СМИ были полностью однонаправленными и способными лишь информировать, однако за счет развития механизма обратной связи всё изменилось. Аудитория стала выражать собственное мнение, в какой-то мере влияя на то, о чем рассказывают СМИ.

У средств массовой информации можно выделить ряд признаков. В первую очередь, это периодичность – если что-то называет себя СМИ, оно должно предоставлять какую-то информацию не реже раза в год. Во-вторых, эта информация должна распространяться массово. В-третьих, как правило, новости исходят от одного вещателя большому количеству слушателей. Таким образом, к СМИ нельзя отнести библиотеки, форумы и конференции.

Классификация СМИ

Средства массовой информации можно классифицировать по широкому спектру факторов. Например, в зависимости от того, какую территорию охватывает СМИ, они могут быть транснациональными (международный масштаб), национальными, региональными и местными.

Если портал рассказывает об общедоступных, простых вещах, то считается, что, с точки зрения аудитории, он является общим. Если же ресурс сконцентрирован на четкой тематике, то это специализированные СМИ.

Бывают ситуации, в которых отношения между средством информации и законодательством довольно сложные. В этом случае выделяют квазилегальные (не запрещенные и не разрешенные) и нелегальные СМИ.

Также классификацию можно проводить с точки зрения качества контента. Это, в основном, связано с разницей между прессой, по большей степени, выражающей чье-то мнение, и новостной прессой.

сми

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *