Профессиональные качества человека: полный список профессионально важных и значимых деловых качеств личности
Ключевые слова: профессионально важные качества сотрудника, развитие профессиональных качеств работника, качества профессионала
Мы часто задаемся вопросом оценки профессиональных качеств. Как своих качеств, так и качеств окружающих нас людей: коллег, клиентов, партнеров. Мы много работаем, поэтому со временем практически всё в жизни начинаем рассматривать сквозь призму профессионализма. Что приветствуется.
Мы анализируем всех на предмет профессионально значимых качеств: своего руководителя, коллегу менеджера, бывшего учителя, бухгалтера компании, личного педагога-психолога. Зачем?
1. Мы сами ищем у них профессиональные качества, которые могли бы позаимствовать, чтобы стать более профессиональными.
2. Чтобы оценить уровень их профессионализма и на конкурентной основе выбрать для себя лучших из них.
Деловые или профессиональные качества человека противопоставлены личным или личностным качествам. Традиционно считается, что профессиональные качества работника – это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако это устаревший взгляд на вещи. Прежде всего, профессиональные качества личности – это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности. То есть речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных.
В общей схеме образа профессионала (о которой мы поговорим в наших следующих статьях) профессиональные качества занимают одно из центральных мест. Собственно поэтому описание качеств профессионала послужило отправной точкой к полному описанию образа профессионала.
Отметим, что прежде чем сформировать данный список профессиональных качеств, мы в течение долгого времени анализировали что профессионально, а что нет. Кроме того, мы отбросили то, что только называется красиво и оставили только то, что действительно отличает профессионала от массовки.
Перед Вами полный список профессиональных качеств человека (34). Читайте, анализируйте и – добавляйте! Это поможет и нам, и Вам, и им. Для удобства восприятия мы разделили все качества на 5 групп по некоторым признакам, но называть эти признаки не будем, чтобы не захламлять себе голову ненужными стереотипами. Отмечайте качества, которые кажутся Вам наиболее важными (от 1 и более). Итак,
CHELPRO.RU – автор и источник
Загрузка …Прямая активная ссылка на CHELPRO.RU является обязательным условием копирования любых материалов данного сайта.
Рекомендуем прочитать:
Профессиональные качества для саморазвития
Современный человек львиную долю своего времени проводит на работе, и именно с этим аспектом своей жизни он связывает основные стремления и ожидания. Профессиональные качества у человека формируются в период обучения, с началом профессиональной деятельности он начинает активно реализовывать их и со временем приобретает профессиональный навык, соответствующий выбранной профессии. Именно от заложенных профессиональных качеств и приобретенных профессиональных навыков зависит успешное построение карьеры и реализация себя как специалиста.
Значение профессиональных качеств
И именно профессиональные качества личности оцениваются работодателем на этапе собеседования будущих сотрудников. Каждая специальность, каждая занимаемая должность требует своего набора качеств, от наличия которых будет зависеть профессиональный рост будущего сотрудника, что важно для удовлетворения амбиций наемного работника, а также для соответствия профессии, что важно работодателю. И так как от профессионализма каждого отдельного сотрудника зависит не только его индивидуальный успех, но и развитие организации в целом, особый акцент работодатель делает именно на профессионально важные качества.
Качество профессиональной деятельности требует определенный набор профессиональных качеств. Однако, есть качества, которые универсальны и лежат в основе любой деятельности — их наличие приветствуется во всех сферах деятельности:
- умение самостоятельно выполнять поставленные задачи, без постоянного контроля со стороны начальства;
- умение соблюдать должностные инструкции и следовать установленным правилам;
- умение быть частью команды;
- обучаемость;
- умение проявлять инициативу, оставаясь в то же время частью команды;
- не конфликтность;
- быть коммуникабельным;
- уметь принимать решения в меру своей компетентности.
Развитие профессиональных качеств
Личностные и профессиональные качества являются результатом воспитания. Влияние родителей, общее настроение в семье, поддержка родных и близких позволяют человеку чувствовать себя увереннее, ставить перед собой цели и легко их достигать. Влияние социума, друзей и учителей тоже не менее важно. Но профессионально значимые качества, заложенные или не заложенные в детстве, не являются приговором для личности. Человек может сам развивать и корректировать их для себя. В подтверждение сказанному рекомендуем четкий план последовательных действий изложенный в книге «Бизнес-эксперт» для того, чтобы стать общепризнанным специалистом в своей сфере,
Самое главное, чем должен обладать успешный человек, независимо от карьерного уровня и профессии — это уверенность в себе и в своих силах. Это является базисом любой сферы деятельности и результатом саморазвития. Берясь за задачу необходимо уметь трезво оценивать свои возможности и возможные риски. А взявшись за исполнение, необходимо задействовать весь свой потенциал и довести дело до конца, даже при возникновении трудностей.
Существует несколько методов, помогающих развивать профессиональные качества личности. Прежде всего, это самоанализ, в результате которого становится понятным, какие профессиональные качества сформированы в достаточной степени, а какие необходимо усовершенствовать или воспитать. Уже определившись с тем, чего не достает, можно планировать свое развитие профессиональных качеств. Самое главное в этом нелегком процессе — четко определить желаемый результат, пути и сроки его достижения.
Повышение профессиональных качеств — длительный процесс. Существует масса тренингов и теоретического материала на эту тему, которые стоят того, чтобы уделить время их изучению. Но справиться с поставленной задачей можно и своими силами. Необходима самодисциплина. Так появится первый повод для гордости, который придаст уверенности в своих силах, соответственно повысится самооценка и сложные задачи окажутся проще, а решение каждой задачи принесет дополнительную уверенность в свои силы. На первом этапе важен даже самый маленький успех. Например, развивая в себе такое качество как последовательность, необходимо приучать себя планировать даже самое незначительное, например, уборку квартиры. Конструктивный способ мышления постепенно переносится на все сферы деятельности и «прописывается» в мозгу.
Специфика профессиональных качеств в разных сферах деятельности
Каждая отдельная сфера деятельности и карьерный уровень требуют определенных умений и качеств.
Руководители. Профессиональные качества руководителя включают в себя эмоциональную уравновешенность, уверенность, стрессоустойчивость, волю к победе, подчас азарт, умение создавать и вести за собой команду, коммуникабельность, адекватность и профессионализм, умение определять приоритеты, стрессоустойчивость и умение оперативно принимать решения.
Специалисты (любого уровня). Профессиональные качества специалиста — умение организовать работу, планировать, выставлять приоритеты, без лишней суеты выполнять поставленную руководством задачу, четко координировать рабочие процессы.
Работники. Основная задача наемных работников — это выполнение поставленных задач. Таким образом, профессиональные качества работника зачастую включают в себя такие пункты как усидчивость, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, организованность, умение планировать свою работу.
Как видно, в каждом роде занятий своя приоритетность профессиональных качеств. Ставя перед собой задачу усовершенствовать свои качества и умения, не стоит распыляться, а выделить основные пункты и уверенно идти к цели. Неудачи будут, но на пути достижения цели они только укрепляют.
Полезные статьи
Какие профессиональные качества необходимы специалисту?
Каждая профессия требует определённого набора профессиональных качеств. Но есть и базовый набор, необходимый любому человеку независимо от рода деятельности. Адукар подготовил список деловых качеств, которые предпочитают видеть работодатели в сотрудниках.
В любом шаблоне для резюме есть раздел «профессиональные качества». Писать наугад не советуем: работодатель вправе попросить аргументировать каждый из пунктовКоммуникабельность
Грамотная речь, тактичность, чувство юмора, навыки непринужденного общения — характеристики коммуникабельного человека. Эти свойства помогут ладить с клиентами, коллегами, начальством. Общительным людям легко организовать свою работу и при необходимости коллектива. Для менеджеров по продажам, актёров, журналистов коммуникабельность — основное деловое качество.
Целеустремлённость
Сотрудник незаменим, если умеет ставить и добиваться целей, выполнять сложные задачи. Сюда же относим смелость, умение самостоятельно принимать решения, но без перегибов.
Деловые личные качества определяют, состоится ли человек в профессииОтветственность
Ответственный человек вызывает доверие работодателя. Когда задачи выполняются качественно и своевременно, работа команды идёт своим чередом.
Обучаемость
Способность и желание работника воспринимать новые знания и навыки важны сегодня в любой профессии. Легче повысить квалификацию сотрудника, чем открывать новую вакансию. Самосовершенствование — шанс на продвижение.
Стрессоустойчивость
Работа нередко связана со стрессами, неудачами, конфликтами. Отличительная черта специалиста высокого класса — преодоление сложных ситуаций без потери продуктивности. Эмоциональная устойчивость сводит в дальнейшем на нет кризисные моменты.
Определи удачное сочетание профессиональных качеств и начинай их совершенствовать уже сейчас.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
Профессионально важные качества — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Профессионально важные качества (ПВК) — признаки и качества, которые важны для успешного выполнения профессиональных задач работником на конкретной должности[1]
Разновидности профессионально важных качеств[править | править код]
С. Г. Геллерштейн выделил три вида ПВК:
- Устойчивые — при решении задач профотбора, карьерном консультировании предположительный будущий успех деятельности зависел от ПВК устойчивых, плохо поддающихся тренировке свойств индивидуальности, личности.
- Изменчивые — при исследовании профессиональной работоспособности, утомления в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции. Именно эти функции и их свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления при выполнении сравниваемых видов нагрузки.
- Развиваемые — при решении задач профессионального обучения в центре внимания психологов оказывались такие психические функции, ПВК работника, которые обеспечивали его успешную работу и при этом поддавались развитию, тренировке, могли стать предметом целенаправленного развития, упражнения[2].
Профессиограмма и профессиографирование[править | править код]
Процесс изучения конкретных профессий традиционно называют профессиографированием. Название неточное, так как проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека — субъекта труда. Итоговый текст, содержащий описание профессии, обозначается термином «профессиограмма». Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы, социологи, гигиенисты, менеджеры (например, в области управления организацией стоит задача — аттестация трудовых постов или должностей). Для подбора персонала на определенные должности необходимы описания выполняемых специалистом задач и требуемых профессиональных знаний и умений, такие описания называются квалификационными характеристиками, они утверждаются руководством предприятия, ведомства по отношению к каждой профессии; в последнее время подобные документы называют профессиональными стандартами. Такой документ используется для аттестации работающих лиц, а также для формирования адекватных образовательных стандартов профессиональной деятельности, в соответствии с которыми составляются программы профессиональной подготовки в колледжах и вузах[3].
Направления психологического профессиографирования[править | править код]
Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, В. Д. Шадриков (1979) выделил семь направлений возможного анализа профессий[4].
- Генетический анализ профессии: рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности.
- Личностно-мотивационный анализ деятельности: выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быт реализованы в данной профессии.
- Компонентно-целевой анализ: исследование компонентного состава задач в деятельности; действий как процессов; результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок.
- Информационный анализ: исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется количество информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации.
- Структурно-функциональный анализ: устанавливается структура деятельности, то есть ее связи между компонентами; значимость и вес этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента.
- Индивидуально-психологический анализ: исследование индивидуальных стилей деятельности.
- Психофизиологический анализ: исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.
В работах. Е. М. Ивановой выделены специализированные направления профессиографирования, учитывающие этап исследования и его прикладную цель[5] .
Психологам важно изучить и понять специфические требования той или иной профессии к психическим качествам работника. Упорядоченный набор ПВК называется профессиональной психограммой. Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Уильямом Штерном (1871—1938)[6]. В индустриальной психотехнике начала XX в. речь шла о психограмме как совокупности профессионально важных качеств личности профессионала. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда — успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Например, психограмма успешного вагоновожатого (составленная берлинским психологом К.Траммом) включила следующие Функции: внимание; способность быстро принимать решения; присутствие духа; хорошее зрение, слух, глазомер; хорошая память; различение скорости движения; суставное чувство; технические способности; сопротивление усталости.
В.А. Бодров в своей работе [7] приводит определение профессиональной пригодности как индивидуальные особенности человека, необходимые для успешного выполнения трудовой (учебной) деятельности, его пригодность для конкретной деятельности.
- ↑ Е. А. Климов, О. Г. Носкова, Г. Н. Солнцева «Психология труда, инженерная психология и эргономика» — М.: Юрайт, 2015.
- ↑ С. Г. Геллерштейн «Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники» Соцэкиз, 1931
- ↑ Джуэлл, Л. «Индустриально-организационная психология: учебник для вузов» Питер, 2001. С. 507—545.
- ↑ Шадриков В. Д. «Психологический анализ деятельности» Ярославль, 1979
- ↑ Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности» ПЕРСЭ, 2011. 336 с.
- ↑ Штерн, У. «Дифференциальная психология и ее методические основы» Наука, 1998
- ↑ Бодров В.А. «Психология профессиональной пригодности» ПЕРСЭ, 2001. 5 с.
- Бодров В.А. «Психология профессиональной пригодности» ПЕРСЭ, 2001. 5 с.
- Геллерштейн С. Г. «Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники» Соцэкиз; 1931
- Джуэлл, Л. «Индустриально-организационная психология: учебник для вузов» Питер, 2001. С 507—545
- Иванова Е. М. «Психология профессиональной деятельности» ПЕРСЭ, 2011. 336 с.
- Климов Е. А., Носкова О. Г., Солнцева Г. Н. «Психология труда, инженерная психология и эргономика» Юрайт, 2015
- Шадриков В. Д. «Психологический анализ деятельности» Ярославль, 1979
- Штерн, У. «Дифференциальная психология и ее методические основы» Наука, 1998
личные и профессиональные качества специалиста. Какими важными качествами должен обладать профессионал, которому доверяют? Список положительных характеристик
Каждый хороший руководитель старается набрать команду высококвалифицированных специалистов. Особенно важным для успешной работы фирмы является отдел бухгалтерии. Человек, контролирующий финансовые потоки компании, несет на себе большую ответственность, ведь ошибки в этом деле могут иметь серьезные последствия. О том, какими качествами должен обладать бухгалтер, расскажет наша статья.
Особенности профессии
Финансовые вопросы – одни из важнейших в любом бизнесе. Поэтому к выбору бухгалтера подходят ответственно. Прежде всего, специалист, находящийся на этой должности, должен обладать всеми необходимыми знаниями и навыками, ведь на нем будут лежать управление доходами и расходами компании, налоговые вопросы.
Так как сегодня финансовый учет ведется в электронном виде, специалист должен хорошо ориентироваться в специальных программах.
Разумеется, на такую должность подходит только человек с аналитическим складом ума, способный концентрироваться на цифрах и обладающий организаторскими способностями. Бухгалтер часто имеет дело с аудиторами, сотрудниками налоговых служб, а иногда и с прокуратурой. Поэтому обязательными для него являются коммуникабельность, вежливость, тактичность. Не подойдет такая работа и нежным натурам, ведь без стрессов обойтись не получится.
Стоит отметить, что получить должность – не значит задержаться на предприятии. Как правило, даже за работой опытных сотрудников работодатели следят очень внимательно, оценивая то, насколько человек подходит для данной вакансии. Если же соискатель еще не имеет опыта, его обычно принимают на испытательный срок. В течение этого периода ведется оценка качества работы человека по трем основным аспектам.
- Индивидуальные качества. Руководитель оценивает, легко ли сотрудник справляется с поставленными задачами, как он проявляет себя в профессии, ведет себя в коллективе.
- Ведение внутренних дел. Оценивается, правильно ли заполняются документы, своевременно ли сдается отчетность, все ли поручения руководства выполняются в полном объеме.
- Взаимодействие с внешними органами. Сюда относятся различные проверки, уплата налогов и т. д. При этом бухгалтер должен легко разрешать спорные ситуации.
Требования к специалисту
Обычно в объявлении о вакансии содержится список характеристик, интересующих работодателя. Можно выделить основные моменты.
- Высшее образование. Разумеется, бухгалтер должен иметь соответствующий диплом. Это является гарантией наличия у человека знаний, требуемых от такого специалиста. Наличие документов о прохождении дополнительных курсов, касающихся работы в данной сфере, будет только плюсом.
- Опыт работы. В крупные компании обычно принимают только сотрудников с опытом в соответствующей области и хорошими рекомендациями с прошлых мест работы. Это легко объяснимо. Практические навыки помогают быстро адаптироваться в новой фирме, легко вникнуть в процесс, избежать ошибок в составлении отчетности. Поэтому специалисты, которых нельзя назвать новичками в бухгалтерии, могут претендовать на более высокую оплату.
Однако это не значит, что у выпускников университетов нет никаких шансов. В небольшую фирму можно устроиться и без опыта. Главное – убедить будущего начальника в наличии теоретической базы и желании проявить себя. Возможно, начинать придется с небольшого оклада, но со временем сотрудник может попросить прибавку или перейти в другую, более крупную компанию уже с наличием какого-то стажа.
- Умение пользоваться компьютером и прочей офисной техникой (принтером, факсом, сканером и т. д). Знание 1С и некоторых других программ также является обязательным.
- Личные и профессиональные качества. Этот пункт будет рассмотрен более подробно далее.
Важные качества
Личностные
В профессиональной деятельности черты характера человека не менее важны, чем его квалификация.
- Честность. Бухгалтер должен быть порядочным, ведь ему доверяют большие деньги. Разумеется, по первому впечатлению сложно судить о честности человека, но в процессе работы этот момент обязательно прояснится. Если сотрудника поймают на воровстве или других махинациях, увольнение будет самым снисходительным наказанием. Не исключено, что на работника заведут уголовное дело.
- Аккуратность. Только человек с таким качеством будет соблюдать точность в расчетах, содержать документацию в идеальном порядке. Важна и внимательность к деталям.
- Организованность и ответственность. Работа с цифрами требует собранности и внимательности. Помимо этого, на работника данной сферы могут возлагаться и другие обязанности. Например, выдача заработной платы, перечисление средств партнерам компании, руководство нижестоящими сотрудниками (если человек работает главным бухгалтером) и т. д. Поэтому данные качества очень важны.
- Дисциплинированность. Эта черта характера ценится на любой должности. Такие люди всегда приходят вовремя, соблюдают указанные сроки в выполнении поставленных задач.
- Стрессоустойчивость. Ранее уже говорилось о том, что работа с деньгами может оказывать сильное психологическое давление.
Бывают моменты сильного эмоционального напряжения, не исключены и конфликтные ситуации.
Профессиональные
Разумеется, обойти вниманием деловые качества, которыми должен обладать хороший бухгалтер, тоже нельзя.
- Интеллект. Умные и разносторонне развитые люди умеют не только правильно считать, составлять проводки и пользоваться компьютером. Они следят за изменениями в налоговом законодательстве, быстро адаптируются в любых ситуациях и могут быстро находить правильные решения, что тоже немаловажно в сфере финансов.
- Работоспособность. Нередко объем работы в бухгалтерии бывает большим. В отчетные периоды он может увеличиваться. Выносливость, усидчивость и умение концентрироваться в таких условиях просто необходимы.
- Грамотность. Несмотря на то что основная часть работы бухгалтера связана с цифрами, ему приходится работать с разными документами. Наличие ошибок в таких делах недопустимо.
Советы и рекомендации
На собеседовании умный соискатель старается показать себя с положительной стороны. Он перечисляет все свои достоинства, не акцентирует внимание на том, чего он не знает или не умеет. Важно показать желание работать в конкретной фирме, готовность быстро вникнуть в рабочий процесс, целеустремленность. Однако нередко в первые же рабочие дни становятся очевидными все недостатки принятого на должность работника.
- Опоздания скажут о безответственности человека. Обычно в таких случаях сотрудника увольняют.
- Частые задержки на работе тоже не будут плюсом. Руководителю станет понятно, что сотрудник просто не справляется с задачами, возложенными на него.
- Конфликты с сослуживцами или жалобы будут свидетельствовать о том, что человек не умеет работать в коллективе и находить выход из сложных ситуаций.
- Беспорядок на рабочем столе – не такая мелочь, как может показаться на первый взгляд. Хотя работник может организовывать свое пространство так, как ему удобно, с точки зрения психологии это не слишком хорошо.
Начальник может решить, что раз человеку сложно содержать в порядке стол, то и в документации у него тоже будет неразбериха.
Личностные качества настоящего профессионала
Каждому руководителю в тот или иной момент времени приходится сталкиваться с вопросом подбора персонала. Кто-то в первую очередь ищет в кандидатах профессиональные навыки, опыт и наличие значимых записей в резюме. Очень часто можно встретить в требованиях к вакансии обязательный опыт в тех или иных областях. Я же в первую очередь ищу в кандидатах определенные личностные качества.
Понимание того, что качества личности важнее профессиональных навыков, пришло далеко не сразу. Ваш выбор – навыки или качества – зависит от того, на что вы ориентируетесь. Если вам нужен быстрый эффект – выбирайте навыки. Хотя в таком случае проще нанять консультанта. Если же вы хотите создать эффективную, устойчивую команду – ищите личностные качества.
Составление списка нужных качеств в потенциальном члене команды заняло у меня некоторое время. В итоге этот список принял следующий вид:
- Любознательность и пытливый ум.
- Уверенность в себе.
- Стремление к переменам.
- Наивность.
- Честность.
- Критический образ мышления.
- Дерзость.
- Жизнерадостность.
- Способность вставать с колен.
- Устремление в будущее.
- Решение вопросов «по-своему».
Этим людям интересно все на свете. И в своем любопытстве они всегда стараются постичь суть вещей. Если они берутся за новое дело, то стараются узнать о нем как можно больше. Стараются вникнуть во все детали и нюансы. При этом для них может быть одинаково интересно вникать в суть финансового планирования и процесс укладки напольной плитки. Они не могут успокоиться, пока не поймут и не узнают достаточно об интересующем их предмете.
Признаки наличия качества
Широкий кругозор. Различные хобби. Навыки в различных сферах деятельности. На протяжении жизни занимался в различных секциях и кружках. Если человек разбирается в истории древних шумеров, умеет резать по дереву, увлекается чтением научной фантастики, играет на губной гармошке и гитаре, умеет дрессировать собак и танцевать джигу – он явно обладает этим важным качеством.
Уверенность, граничащая с самоуверенностью. Они считают, что им все по плечу. «Трудное можно сделать сейчас, невозможное – потребует времени» – это про них. Они готовы браться за сложные проекты и не боятся трудностей. Они считают, что нет ничего непреодолимого.
Признаки наличия качества.
Опишите кандидату все сложности предстоящей работы и задайте один вопрос: «Вы уверены, что справитесь?». Если ответ – твердое «Да» – можете не сомневаться, человек уверен в себе.
Для них жизнь – это постоянное движение вперед, и застой смерти подобен. Они не просто не боятся перемен, они их ищут. Построенное однажды должно быть разрушено и построено по-новому. Они открыты всему новому и легко скользят по волнам изменений.
Признаки наличия качества
Смена сфер деятельности в карьере, широкий кругозор, различные навыки, постоянное обучение.
Порой они наивны, как дети. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. Любимый вопрос – почему? Они не приемлят таких ответов, как: так принято, так сложилось исторически и т.д. Благодаря своей наивности они способны совершенно по-другому смотреть на мир и замечать то, что многие не видят.
Признаки наличия качества
Ищите примеры в историях жизни кандидата.
В первую очередь, они честны с самими собой. Если они чего-то не знают, они говорят об этом смело. Выявленное незнание дает им точку приложения усилий. Они так же честны с окружающими и рассчитывают на взаимность. Эти люди очень близко к сердцу принимают обман. Честность порой может принимать форму излишней прямолинейности. Честность также означает то, что они не будут умалчивать проблемы.
Признаки наличия качества
Спросите, как поступит кандидат в случае, если видит, что его руководитель – очень строгий, авторитарный и жесткий человек – допустил ошибку. Если человек умолчит об ошибке – он не честен.
Они все подвергают сомнению. Для этих людей нет истины в последней инстанции. Они считают, что все может быть сделано лучше, чем сейчас, и ищут пути лучших решений. Эти люди – профессиональные скептики.
Признаки наличия качества
Спросите, согласен ли кандидат, что, к примеру, в какой-то задаче может быть только одно решение. Если нет, то, скорее всего, присутствует критический образ мышления.
Они не будут молчать и терпеть то, что идет вразрез с их убеждениями. Они не боятся начальства просто потому, что это начальство. Они отстаивают свою точку зрения, и им наплевать, чью точку зрения оспаривать. Для них нет общепризнанных авторитетов. Это значит, что авторитет для них должен иметь обоснованную подоплеку. Они признают только один вид власти – меритократию. Они готовы бросить вызов всему миру, если на то будет необходимость.
Признаки наличия качества
Готов ли спорить и отстаивать свою точку зрения кандидат? Провоцируйте его. Если готов – дерзость присутствует.
Законченные оптимисты. У этих людей стакан всегда наполовину полон, а если быть точным, то он всегда полон. Они умеют радоваться мелочам, и каждое утро для них уже повод для радости. В жизни они подмечают мелочи, составляющие саму жизнь. В самых тяжелых ситуациях они ищут положительные стороны и никогда не перестают улыбаться. «Что ни делается – все к лучшему», – вот их девиз.
Признаки наличия качества
Улыбка, горящие глаза и хорошее настроение.
Эти люди ошибаются чаще других. Просто потому, что пробуют и делают больше других. Они бывали в неприятностях, и жизнь их не раз ставила на колени. Но – и это самое важное – они всегда поднимались с колен и продолжали свой путь. Они знают, что не бывает побед без поражений. Для них трудности – это не повод отказаться от своей цели. Более того, они часто выбирают наиболее сложные цели в жизни.
Признаки наличия качества
Ищите примеры в историях жизни кандидата.
Эти люди не живут прошлым. Из прошлого они выносят уроки и продолжают двигаться вперед. Пустые переживания, рассуждения на тему «а если бы..» – это не про них. Они смотрят вперед, а не назад. Также они видят свою цель далеко впереди. Они готовы ждать и упорно идти к цели, вне зависимости от того, сколько времени на это понадобится. Они живут сегодняшним днем, но знают, что завтра наступит и будет еще лучше. Они сами создают свое будущее.
Признаки наличия качества
Попросите рассказать о том, как кандидат пережил те или иные потери, и о том, как он их переживал. Если человек говорит, что сделал выводы и в будущем не будет допускать подобных ошибок – все ок. Попросите рассказать о целях в жизни. Посмотрите, как далеко планирует кандидат свои действия.
У них свой подход к решению задач. Порой экстравагантный, порой экспрессивный, но эти подходы работают. Эти подходы порой работают только для них, и никто другой не сможет работать подобным образом. У этих людей присутствует свой стиль, который базируется на их личностных качествах и образе мышления.
Признаки наличия качества
Лучше всего выявляется специальными тестами.
Итак. Если вы знакомы с людьми, у которых есть все эти качества или хотя бы большинство из них – держите этих людей рядом и никогда не отпускайте. Они – залог успеха вашей компании/команды. Да, с ними нелегко. Да, они требуют тщательного подхода к мотивации. Но то, что они готовы дать вам взамен, стоит любых усилий.
Вспомните древнегреческого философа Диогена. Он ходил днем с фонарем в руках и искал Человека. Ищите Людей. С большой буквы. Они профессионалы в жизни.
И главное. Развивайте в себе эти качества. Становитесь профи.
Фото: Stockfreeimages
личностные и профессиональные качества хорошего педагога. Самые значимые навыки в профессии современного преподавателя
Учитель – важный человек в жизни каждого. В памяти у многих навсегда остаются те, кто сыграл особенно важную роль в жизни. Учитель ведь не только тот, кто обучил тому или иному предмету, но и тот, кто не оставил в трудную минуту, указал верный путь, помог принять верное решение. Так какими качествами должен обладать учитель, чтобы соответствовать своей профессии и требованиям времени?
Стандарт педагогического образа
Сколько бы ни спорили о том, каким должен быть идеальный учитель, или каким хотят его видеть дети, существует определенный стандарт, который прочно сформировался. К нему в идеале должен стремиться учитель, если любит свою работу и готов посвятить ей жизнь. Прежде всего, преподаватель – это в какой-то степени идеал, к которому нужно и хочется стремиться. То есть он должен обладать целым набором положительных качеств, о которых он не просто рассказывает детям, а каждый день демонстрирует своим поведением.
Поскольку это должен быть пример для подражания, то внешний облик учителя играет большую роль. Это, конечно же, опрятность в одежде, строгий стиль, аккуратность во всем, в том числе в поступках и словах. Профессия учителя предполагает не только доскональное знание своего предмета, но и широкий кругозор, умение ответить ребенку на любой вопрос, даже если он и не связан с непосредственной деятельностью.
Учитель – это тот человек, который должен уметь погасить конфликт, разрешить справедливо возникший спор и сделать это виртуозно, чтобы никого не обидеть, не ранить, не оставить тяжелый след в душе. А здесь уже нужно учитывать характеры детей, их эмоциональное состояние, физиологические особенности развития. Таким бы хотелось видеть учителя – умным, эрудированным, понимающим, настоящим другом для детей и помощником для родителей.
Кто-то и действительно обладает всеми этими качествами, а кому-то нужно стремиться к совершенству. Но делают это лишь те, кто по-настоящему любит свою профессию и работает по призванию.
Значимые свойства личности в профессии
Нигде так не важны личностные качества, как в профессии учителя. И это совершенно неслучайно. Ведь этот человек не просто дает знания по своему предмету, он активно участвует в формировании нравственных и духовных ценностей у детей, что может сыграть большую роль в дальнейшем. Есть качества, которые отличают учителя от представителей других профессий.
Любовь к детям
Это, пожалуй, самое основное качество, без которого в учебном заведении делать нечего. Далеко не все люди обладают этой способностью – искренне любить детей. Именно от хорошего отношения к детям зависят все остальные мотивы, побуждающие педагога к действию. Здесь и желание научить детей многому, оказать помощь в становлении личности, качественно организовать досуг, привлечь к интересным занятиям. Когда взрослый человек искренне относится к своим ученикам, они это чувствуют и, соответственно, отвечают тем же: стремятся порадовать своего учителя, хорошо себя ведут, усваивают материал. Так что от учителя зависит очень многое.
Стремление к совершенствованию
Педагог вызывает интерес у детей и желание подражать только в том случае, когда он демонстрирует свое желание постоянно совершенствоваться. В какой-то степени учитель постигает новые знания месте со своими воспитанниками. Они могут вместе увлечься каким-то новым делом. Все зависит от той области знаний, в которой работает педагог. Это могут быть совместные походы с попутным изучением флоры и фауны, интересные открытия.
Учитель не только готовит детей к конкурсам, олимпиадам и соревнованиям. Он и сам участвует в таких мероприятиях, тем самым демонстрируя ребятам желание постоянно развиваться, стремиться к достижению цели. Дети с такого учителя охотно берут пример.
Сам педагог, если он любит свой предмет и хочет заинтересовать ребят, обязательно изучает новую литературу, пополняя свои знания.
Правильная оценка своих возможностей
Педагог должен быть объективным по отношению, прежде всего, к самому себе. Директор школы всегда стремится сделать так, чтобы педагогический коллектив работал плодотворно. И речь идет не только об образовании и воспитании детей, но и об организации различных мероприятий, участий в профессиональных конкурсах, семинарах. Каждый педагог по мере своих сил вносит лепту в общую работу коллектива и, конечно, старается, чтобы его класс был на хорошем счету по оценкам, дисциплине, участию в общих делах.
И здесь главное – правильно оценить свои возможности. Учитель тоже должен чувствовать себя комфортно и успевать выполнять те обязанности, которые на него возложены. Но при этом нужно понимать, сколько сил и времени требуется для подготовки урока, мероприятия. Если педагог адекватно оценивает свои возможности, он справляется с работой, делает ее качественно.
Гуманизм
В любых ситуациях учитель должен проявлять гуманность, даже если это бывает сложно. В каждом ребенке учитель должен видеть личность и помогать ей реализоваться. Все дети разные, и обстоятельства в каждой семье свои. Но независимо от этого, учитель должен суметь втянуть ребенка в образовательный процесс, увлечь его, помочь адаптироваться в коллективе. А если есть явные проблемы со сверстниками, именно учитель должен пресечь все неприятные ситуации, не позволить довести ситуацию до критического состояния.
Хотя это порой и сложно претворить в жизнь с современными детьми, но настоящий профессионал своего дела должен уметь «достучаться» до каждого ребенка и при этом оставаться доброжелательным, терпеливым, мудрым.
Это настоящее мастерство, которое дано не каждому. Это определенный талант плюс опыт, который нарабатывается с годами.
Самые важные профессиональные качества
От педагога очень многое зависит в судьбе ребенка. Знания, заложенные учителем, позволяют хорошо усваивать материал, получать высокие оценки, сдавать успешно экзамены, поступать в будущем в престижные вузы, получать профессии и успешно реализовывать себя в жизни. Очень логичная цепочка может превратиться в кривую линию, если педагог был не тем, пошел не по призванию и не обладал крайне необходимыми профессиональными качествами. Следует их рассмотреть подробнее.
- Очень важны психофизические характеристики, поскольку темперамент, состояние нервной системы играют огромную роль в процессе общения с детьми. Педагог должен быть открыт для общения, окружающего мира, видеть в каждом ребенке личность и уважать ее, но вместе с тем и самим быть яркой индивидуальностью, способной увлечь и повести за собой.
- Не менее важный аспект в деятельности человека, работающего с детьми, уравновешенность. Трудности в данной работе неизбежны как в общении с детским коллективом, так и с коллегами и директором. В разных ситуациях нужно уметь проявлять гибкость, ни при каких обстоятельствах не идти на конфликт, сохранять выдержку и собственное достоинство.
- Быстрота реакции, мобильность, готовность к получению новых знаний также находятся не на последнем месте. Педагог должен быть активным и энергичным, интересующимся многими аспектами жизни. В различных ситуациях он должен уметь реагировать быстро и принимать правильные решения.
- Память и мышление должны быть на высшем уровне, поскольку это имеет прямое отношение к процессу обучения. Только при наличии этих качеств можно хорошо донести материал до детей и оказать помощь в его усвоении.
- Речь – это отдельный момент, заслуживающий внимания. Педагог должен обладать грамотной правильной четкой и ясной речью. Это очень важная составляющая требований, которые предъявляются к этой профессии. Ведь зачастую с помощью выразительной и грамотной речи можно убедить человека во многом.
- Существует и еще ряд качеств, без которых профессия педагога просто немыслима. К ним относятся готовность прийти на помощь в трудной ситуации, доброжелательное отношение, проявление терпения и выдержки в любых нестандартных ситуациях, высокая стрессоустойчивость вне зависимости от обстоятельств и, конечно, вера в лучшие человеческие качества, благоприятный исход любого начинания. Все это придает сил и уверенности ученикам, которые находятся рядом с таким учителем.
- Дисциплинированность и ответственность – это тоже две составляющие, которые должны присутствовать в списке достоинств любого педагога. Он должен отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, тем более если это имеет непосредственное отношение к детям и учебному процессу.
Характеристика «идеального педагога»
Подводя итог, можно сказать, что и ученикам, и родителям хотелось бы видеть в школе идеальных педагогов, хотя взгляды детей и родителей могут расходиться в некоторых моментах. Хорошего современного педагога отличает желание стремиться к самосовершенствованию, шагать в ногу со временем, открывать новые горизонты и вести за собой детей. Систему ценностей, которые дети, к сожалению, не всегда получают в семье, должен также выстроить педагог.
Безусловно, плюсом педагогу будет то, что он уделяет детям много времени и во внеурочное время, устраивает интересные мероприятия, ходит в походы, отправляется в путешествия, посещает кино, театры и другие культурные заведения. Детям должно нравиться осваивать тот или иной предмет и добиваться успехов, а здесь все зависит от педагога – насколько он сможет заинтересовать и увлечь. Хорошему учителю удается даже подтолкнуть ребенка к самостоятельному поиску какого-то материала. Если присутствует уважение к учителю, то и есть желание порадовать его, заслужить одобрение, получить высокую оценку, занять призовое место в конкурсе. Ведь о высокой квалификации учителя как раз говорят успехи его учеников.
Еще один аспект, важный для каждого ребенка, это возможность видеть в учителе не диктатора, а друга, умного старшего товарища, который не предаст. Ему можно доверить свои мысли и надеяться, что в трудную минуту он окажет помощь. Но речь идет, конечно же, о тех детях, которые заинтересованы в учебном процессе, комфортном существовании в коллективе.
Так называемые трудные подростки плохо идут на контакт, здесь педагогу требуется особый талант психолога и огромное терпение.