Как провести экскурсию: 13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально – Как проводить экскурсию?

13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально

Мучительно долгая дорога в автобусе, скучная музейная тётенька с ещё более скучными рассказами о картинках. И бесконечные пшиканья «ничего не трогать!». Примерно так проходят школьные экскурсии. Плохие школьные экскурсии.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Если в 1-2 классах почти все дети любят групповые поездки, то уже в средней школе таких любителей становится меньше. В старших классах уговорить на экскурсии удаётся единицы.

В классе моего сына-пятиклассника есть несколько человек, которые никогда не ездят с одноклассниками на экскурсии. Меня это удивляет: в школе внимательно выбирают программы и, я знаю, на них скучно точно не будет. Но у детей другое мнение. Поговорив с «отказниками», я выяснила, что у каждого из них был тяжёлый экскурсионный опыт. Скучная автобусная дорога в жанре «посмотрите налево, посмотрите направо». Занудная тётенька в музее, которая требует «не прикасаться к святому». Обязательный отчёт в классе об экскурсии. Укачивание в автобусе. Четыре часа без еды.

Как же сделать так, чтобы дети ждали экскурсий и путешествий с нетерпением? Вот несколько советов, основанных на моём опыте преподавателя, музейного сотрудника и родителя.

Как правильно выбирать экскурсию

1. Никаких турфирм. На родительских собраниях часто раздают рекламы туристических фирм, чтоб «весь год возить детей в самые интересные места и за очень маленькие деньги». Не верьте. Турфирмы всегда посредники. Максимум, что они могут сделать сами — провести так называемую «трассовую» экскурсию по дороге к музею. А в музее вы попадёте на типовую обзорку.

2. Не заказывайте обзорные экскурсии в музее. Даже если вы везёте детей туда, куда вряд ли вернётесь и очень боитесь не увидеть чего-то — всё равно не заказывайте обзорные экскурсии. Поверьте: лучше запомнить два-три экспоната, чем не запомнить вообще ничего. Во многих музеях, особенно в туристических городах, есть тематические игровые программы для детей. Да, придётся заранее поискать о них информацию. Обычно на музейных сайтах есть раздел «Музей детям» или «Образование» — заходите туда, сравнивайте программы, выбирайте.

3. Посмотрите отзывы. Например, на форумах OSD («Отдых с детьми») в Москве и Littleone в Петербурге. Обязательно уточните, для какого возраста программа. Старайтесь выбирать занятия, в которых есть творческие мастерские, квесты и так далее. Чтобы дети не просто стояли и слушали. Если всё-таки вы выбрали традиционный рассказ-экскурсию, то не больше часа (для детей до 10 лет — 40-45 минут). Но если в музейной программе есть творческие задания, можно задержаться и на два, и на три часа.

4. Составьте план поездки, чтобы у детей хватило сил на всё. Особенно если ваша группа едет в другой город. И ещё раз — не полагайтесь на советы турфирм! Делайте это сами, оставьте турфирмам гостиницы и трансфер. Вот, например, типичная программа для школьной группы на один день:

  • Завтрак.
  • Посещение Казанского собора.
  • Прогулка по Невскому проспекту.
  • Экскурсия в Эрмитаж
  • Экскурсия «Ансамбль Стрелки Васильевского острова»
  • Экскурсия в Кунсткамеру

Лично я возненавидела бы и город, и экскурсоводов, и учителей к концу такого дня. Честное слово, сотрудники петербургских музеев к концу каждых каникул ненавидят свою работу: дети мечтают сбежать даже с самой интересной программы. Они просто не в силах переварить Эрмитаж и Кунсткамеру в один день (ещё собор и две экскурсии), Пушкин и Павловск — во второй. Эффект обратный: дети мечтают больше никогда не бывать в музеях.

5. Не тащите детей в два музея в один день. Даже если они оба must see и расположены поблизости. Мало кто из взрослых выдерживает такие нагрузки, а уж дети, даже старшеклассники, — тем более. Сделайте утром музей, а после обеда — квест по парку или мастер-класс. Пусть будут два разных места: музейная интеллектуальная нагрузка дополнится, например, подъёмом на смотровую площадку.


Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)

6. Не рассказывайте заранее детям о том, что они увидят. Иногда учитель пытается заменить собой экскурсовода. И ещё до экскурсии всё рассказывает сам — и про картину, и про писателя, и про усадьбу. Какой смысл тогда ехать? Так делать не надо.

7. Подумайте, что делать с детьми в дороге. Если вы едете на автобусе и не собираетесь сами вести экскурсию по дороге, можно поставить детям кино по теме экскурсии. Мы смотрели фильмы про Илью Муромца по дороге в Муром, а «Садко» — по дороге в Великий Новгород. Если вы едете на какую-то военную экскурсию, покажите детям хороший фильм о войне.

8. Подумайте, как разбить детей по группам (если их много). На многие интерактивные и игровые музеи берут группы не больше 15 человек — и это правильно. Поэтому, если везёте целый класс, заказывайте две параллельных программы и заранее договаривайтесь с детьми, как лучше разделиться. Вообще, работа в маленьких группах — одна из лучших педагогических технологий, и ей стоит пользоваться.

9. Возьмите с собой родителей. Если в вашем классе есть проблемные дети (те, в которых вы не уверены), не берите на себя ответственность и просите родителей поехать с вами. Сразу обсудите со всеми взрослыми правила и дайте детям адекватную долю свободы: не стройте парами старшеклассников и позвольте самим оплатить проезд в общественном транспорте.

Недавно знакомый 8 класс съездил на скучнейшую экскурсию «Декабристы в Петропавловской крепости», но после неё детям разрешили поиграть в снежки и покататься с горок. Плохие эмоции сразу забылись, а крепость, наоборот, запомнилась. Про декабристов тоже кое-что осело в памяти.


Что делать на самой экскурсии

10. Не мешайте экскурсоводам. Во время музейной программы задача у всех простая: не мешать экскурсоводу. Если в классе есть беспокойные дети, которые не могут долго стоять на месте и задирают остальных — держитесь поближе к такому ребёнку, чтобы успокоить или вовремя увести. Если экскурсовод задаёт вопросы, на которые дети не знают ответа, — не отвечайте за них. Вряд ли вопросы адресованы взрослым.

11. Расскажите детям о музейных правилах. Заранее предупредите детей, что фотографировать во время экскурсии могут только взрослые. Если детям очень хочется делать это самим, оставьте на это время после экскурсии. Обязательно попросите детей отключить гаджеты в музее и, очень важно, -заставьте их выплюнуть жвачку! Ну и сами не забудьте, конечно.

12. Накормите детей. Да, дети очень любят есть. И очень расстраиваются, когда им этого не разрешают. Да, в автобусах часто есть нельзя. Придумайте заранее, как решить эту проблему. Если у вас в программе не запланирован обед, устройте пикник на свежем воздухе. Или раздайте всем по яблоку и сухофруктам (это можно есть в автобусе).

13. Не забудьте про сувениры. Детям важно получить какой-то предмет на память. Лучше всего, если во время самой программы дети сделают что-то своими руками и заберут с собой — но если нет, оставьте время на магазин.

Иллюстрация: Shutterstock (Dmitriy Trubin). Фото: Shutterstock (Mirek Nowaczyk, Pressmaster, Aivita Arika, aapsky)

Как проводить экскурсию?

Создание новой интересной экскурсии – дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два равноценных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с  целью экскурсии, видом (по содержанию — обзорная, тематическая; по способу передвижения — пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка – это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

Методические рекомендации экскурсоводу

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии – это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу — план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель экскурсовода

Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев. Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии — это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика — это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Рекомендации по возрастным категориям

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Приемы экскурсоводов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочесть в методической разработке экскурсии. Но экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности непосредственно перед экскурсией. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Самые банальные фразы о том, что нельзя высовывать голову в окно автобуса и выпрыгивать на ходу, должны обязательно прозвучать. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности — его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Как правильно придумать и провести экскурсию по Москве

Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах mos.ru рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

Экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.

— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли… Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.

В городском экскурсионном бюро на сегодня разработано более 80 тем, посвящённых истории и современности Москвы и её знаменитым горожанам.

Как начать проводить экскурсии?

У вас есть желание проводить экскурсии или мастер-классы и зарабатывать на этом?

Если так, то вы попали в нужное место. Спутник — это свободная интернет-площадка для экскурсий и мастер-классов. Здесь вы можете рассказать о том, что знаете и умеете, и получать заказы.

Спутник работает как магазин, где витрина — это страница сайта, а товар — это описание каждой экскурсии и мастер-класса. И главное, что их продавец — это вы сами. 

Мы лишь помогаем найти покупателей вашей экскурсии и берем за это комиссию в размере 18%.

Как сделать экскурсию и продать ее.

Вы регистрируетесь на сайте, заполняете свой профиль и добавляете описание экскурсии. Затем проходите процесс модерации. После этого ваша экскурсия будет опубликована на сайте и доступна для бронирования.

Темы экскурсий и мастер-классов не ограничены, вы можете добавлять любые мероприятия, которые сможете провести на любых доступных вам языках.

Каков бы ни был ваш опыт в экскурсоводстве: от одного часа до пятнадцати лет, вы можете проводить экскурсии!

В этом вам помогут наши советы.

Если вы экскурсовод с опытом.


Наверняка, у вас уже есть готовые маршруты экскурсий, их названия и описания. Добавить экскурсию в этом случае очень просто. После регистрации заходите на страницу добавления описания и вносите уже готовую информацию в поля. Обязательно выберите красивую и говорящую о вашем туре фотографию. А также помните, что каждая экскурсия посвящена одной теме и стоимость участия в ней измеряется в рублях для одного человека за всю экскурсию. 

После того, как вы нажмете кнопку “Отправить на модерацию” (в английской версии «Send for moderation»), мы увидим добавленное вами описание и свяжемся с вами для дальнейшей редакторской работы над ним. После этого вас ожидает знакомство с членом нашей команды. Если все пройдет успешно, то ваша экскурсия будет быстро опубликована на сайте и доступна для бронирования.

Если у вас нет опыта проведения экскурсий.


В этом случае вам предстоит пройти путь от идеи до ее реализации.

Для начала сформулируйте идею экскурсии или мастер-класса, который хотите проводить.
О чем он будет? Что вы хотите рассказать? Чему научить? Где это будет проходить? Как будет проходить? Что для этого понадобится? Как сделать тур интересным?Затем нажмите синюю кнопку “Добавить тур” (в английской версии “Host activity”). Следуя подсказкам, заполните все поля. Больше советов по тому, как составить понятное и привлекательное для путешественников описание читайте в статье «Как составить хорошее описание экскурсии».Обязательно придумайте хороший говорящий о теме вашей экскурсии заголовок. И выберите красивую фотографию, которая бы вызывала желание пойти на вашу экскурсию или мастер-класс. После того, как вы нажмете кнопку “Отправить на модерацию” (или “Send for moderation”), мы получим ее. С вами свяжется модератор и при необходимости поможет отредактировать описание экскурсии. Затем вам предстоит встреча с членом команды Спутника и при необходимости тестовая экскурсия, на которой вы сразу сможете попробовать себя в роли экскурсовода.

Теперь вы знаете о том, как составить экскурсию и разместить ее на площадке.

Желаем вам успехов и новых идей!

Еще статьи:

Как сделать хорошую экскурсию — homaaxel — LiveJournal

Работа с туристами (продолжение)

Всегда тщательно взвешивайте что вы говорите. Пользуйтесь уважаемыми источниками, перепроверяйте информацию по нескольку раз. Даже если неправильная информация встречается часто, она от этого правильной не становится и не нужно ее рассказывать туристам. В качестве источников информации предпочтительны научные лекции, специализированные музейные издания, краеведческие журналы, книги, написанные историками. Телевидение, газеты, журналы, интернет  стоят на последнем месте, т.к. там преобладает непроверенная или искаженная информация.

Во что превращается «экскурсия», созданная по байкам, выдумкам, телепередачам и современным книгам, можно прочитать здесь:
«Ночные экскурсии — одно из любимых летних развлечений скучающих горожан и любопытствующих гостей столицы, что подтвердилось аншлагом минувшей ночью. Ваш покорный не мог не сунуть нос в эту индустрию, захватив блокнотик для перловки) Бред выделяю курсивом, комментирую оффтопом. Поскольку отъезжали от Сухаревской, первой пострадала от фантазии экскурсовода ранее стоявшая там Сухаревская башня:


У Петра в навигационной школе учились стрельцы. Вот тебе, бабушка, и «Вперёд, гардемарины!»
Но главное — конечно, Яков Брюс, у которого, как известно, при Навигацкой школе была обсерватория. По версии экскурсовода, он был универсальным гением покруче Леонардо да Винчи и не менее ясно видящим, чем НасТЫРдамус! Очень настырный был дядя, действительно, — ко всем приставал со своими пророчествами!)
По ночам створки купола башни (створки! купола! где вы видели башни с куполами?), сообщили нам, раскрывались, и оттуда вылетал железный дракон — в том числе с тремя головами. Ни за что не угадаете, что же тёмный народ XVIII века принял за дракона. Сдаётесь? Мессершмитт! Нет, я серьёзно. Вильгельм Эмиль Мессершмитт вообще, оказывается, ни при чём, потому что экскурсовод поведал: Мессершмитты были построены по чертежам Якова Брюса, которые немцы у нас украли. Но, видимо, далеко фашистам до птенцов гнезда Петрова: русские истребители настолько суровы, что взлётная полоса им нафиг не нужна. Створки купола открыли — и полетели!» источник достоин полного прочтения

Во время экскурсии не нужно рассказывать кто из знаменитых людей где живет, где прописан. Не нужно увеличивать толп поклонников и воров. Оставьте людям право на спокойную жизнь. Иначе может получиться так:

«На днях в питерскую квартиру популярного актера и певца Михаила Боярского забрались воры. Преступники умудрились вскрыть замок на металлической двери и зайти в жилище.
— Мне же кажется, что мою квартиру выбрали не случайным образом, а целенаправленно, – говорит певец. – Просто экскурсоводы в нашем городе часто показывают туристам мой дом, говорят, что здесь живет Боярский. Возможно, какие-то заезжие гастролеры и решили обчистить меня. Лишь чудом им это сделать не удалось.»
источник

Выстраивая рассказ не забывайте, что в группе люди, которые по разному воспринимают информацию: большинство, конечно, визуалы, но есть и кинестетики, и аудиалы. Поэтому при описании объектов используйте слова, которые характеризуют не только ширину, объем дома, но и яркую окраску витражей, шорох листьев возле дома, неровности кирпичей в кладке. Есть люди, которым достаточно посмотреть на памятник, а есть те, которым для знакомства с предметом нужно его потрогать, ощутить.

Экскурсовод лишь передает информацию, взятую из проверенных источников. Он не выражает собственного мнения, тем более не навязывает его. Люди едут отдохнуть, узнать что-то новое, но не получить нравственные наставления или посвящение в какую-либо религию. В тоне разговора не должно быть давления, агрессии. Люди это чувствуют и далее поездка превращается в пытку, в навязывание мнения.

«Я, как профессиональный историк, прекрасно знаю, как увлечь аудиторию интереснейшими рассказами на исторические темы. Для своих лекций готовил десятки примеров, чтобы излагаемая под запись лекция не была слишком «сухой» и академичной, чтобы слушателям было интересно. Здесь же совсем не требуется готовить материал на уровне лекций. Достаточно знать основные факты и травить байки на эту тему, благо их более чем достаточно.
За границей так и происходит. Помимо того, что общий уровень знаний экскурсоводов на порядок выше, чем в московских турагенствах, никто не пытается учить туристов жизни, проповедовать им свои религиозные взгляды и политические воззрения. Возможно это связано с тем, что на экскурсии там попадает немного другой контингент. Хотя я не могу сказать, что на местных маршрутах ездят люди, которые ничего в жизни не видели и не бывали за границей. Но почему же уровень экскурсоводов «на экспорт» гораздо выше уровня «доморощенных»?
Обратно мы ехали без экскурсовода, избежав довольно скучной лекции о его религиозных воззрениях вперемешку с квасным патриотизмом. А той части группы, с которой он остался я не завидую, не смотря на то, что им представилась возможность просто погулять по этому невероятному городу….»
источник

Рассказывайте интересно, с выражением, захватывающе:
«…нас возили на экскурсию в Ломоносов. Экскурсовод настолько нудно говорила, что хотелось повесится! Это просто пытка.» источник
«…во время рассказа экскурсовода об обороне и сдаче Одессы мужчины плакали (реально утирали слезы)» источник

Люди лучше воспринимают низкий голос, чем высокий. Он должен быть более бархатный, нежели визгливый. Конечно, голос должен быть спокойным, без проявления торопливости или нервозности. Не забывайте — ваше состояние передается туристам.

Если вам предстоит вести экскурсию в храме, нужно заранее получить на это разрешение (благословение) у священника. Если вы получили его, не забывайте, что рассказ нужно вести относительно тихим голосом, не мешая находящимся в храме верующим. Громкий голос в храме неуместен. Также стоит помнить, что спиной к алтарю, к иконам не стоят. Можно встать к ним боком или чуть в стороне, образуя треугольник с группой.

Рассказ должен быть интересным, всесторонним и не превращаться в сухое описание фактов. Например, проезжаете мимо какого-либо предприятия, телебашни, Мосфильма, ботанического сада — расскажите какие интересные там проходят экскурсии, как на них можно попасть, как сюда проехать.

«Да, это беда многих рассказчиков и экскурсоводов: они не всегда понимают, что собеседникам могут быть интересны причины необычных (нелогичных) технических решений, а не только история создания» источник

«Были на экскурсии по Минску 25 июля. Минск понравился очень, а экскурсовод Маргарита нет. Экскурсия не была познавательной, одни сухие исторические факты, даты. Сама Маргарита изнывала от жары и постоянно жаловалась, что ей плохо.» источник

Говорите достаточно медленно, с выражением. Темп речи и ее подача должны быть такой, чтобы вас хотелось слушать, чтобы можно было запомнить и осознать услышанное. Иначе может получиться так:

«…я была просто ошарашена. Мой мозг не то что не успевал переваривать информацию, некоторую он просто не воспринимал 🙂 Гид говорил очень быстро, очень самоуверенно, не всегда связно и такие вещи, которые противоречат школьным учебникам (в частности — об образовании Петербурга)» источник

«…экскурсовод, молодая девушка, студентка очень внимательно и по делу рассказывала про город и легенды города. В конце экскурсии в автобусе раздались аплодисменты, экскурсовод и водитель несколько смутились. 🙂 А нам даже уходить от них не хотелось» источник

Обобщайте увиденное, подводите итог сказанному. Это поможет туристам лучше запомнить и понять увиденное.

«Убедилась, что экскурсовод таки нужен, ибо он структуризирует увиденно-услышанное.» источник

Если вас пытаются перебить вопросом на середине рассказа, не обращайте внимания. Когда закончите рассказ можете обратиться к человеку, попросить повторить его вопрос.

Если во время рассказа вокруг совершается что-то внезапное, что отвлекает внимание людей (например, свадебная процессия, собаки, белки), стоит выдержать небольшую паузу и затем продолжить.

Выстраивая рассказ, говорите от общего к частному. Сначала расскажите где находимся, что нас окружает и затем уже приступайте к описанию конкретного объекта. Нельзя начать рассказ сразу с какой-то истории, которая произошла в некоем доме. Люди просто не поймут о каком именно доме идет речь, куда смотреть и где вообще они находятся.

Используйте логические переходы. Не прыгайте от факта к факту. Куча мала информации никому не нужна. Отрывочные сведения усваиваются с трудом.

Конечно, не стоит в работе использовать слова-паразиты «вот», «ааа…», «так», «короче», «чо», «эээ…», «значит». Если произносите термин «замечательный» относительно здания, обязательно раскройте тему, почему это здание замечательное и чем именно оно такое выдающееся.

Когда говорите важную информацию, давайте ссылку на источники. Иначе вашу речь могут почитать голословной или выдумкой.

Понятно, что трудно после трехсотого или тысячного раза рассказывать так, как будто в первый раз. Но все же от вашего актерского таланта, воодушевления, зависит мнение людей и полученные ими эмоции о прогулке.

«А более всего запомнились экскурсоводы, которые включены в стоимость билетов, и я послушал лекции аж от трех. Так живо, с душой и в красках рассказывают! Последнюю, третью девушку-экскурсовода я даже начал записывать на диктофон» источник

Экскурсовод — организатор, но не погонщик людей. Если вы целый день работаете группой, уместно будет перед началом поездки всех предупредить, что на выходах вы сначала 5-10 минут рассказываете интересное, а потом — свободное время. Потому что люди часто нервничают, смотрят на вас — волнуются что не успеют сделать фотографии и купить сувениры. Важно дать им на это время. Иначе может получиться так:

«Была в Костроме 1 раз, на экскурсии. Ужасное впечатление осталось — холод собачий, хотя всю остальную теплоходную поездку держалось тепло. Экскурсия скомканная, экскурсовод — громкая нервная тетка, много командовала, мало рассказывала.» источник

Не держите людей долго на одном месте. 10 минут вполне хватит. Потом люди отвлекаются, беспокоятся, что не успеют сфотографировать, а в холодное время — замерзают.

Не размахивайте бессмысленно руками, отслеживайте свои жесты. Движениями рук вы направляете взгляд туристов, помогаете им не только смотреть, но и видеть.

При общении с людьми не пользуйтесь излишне темными солнечными очками. Люди должны видеть ваши глаза, это уважение. Если солнце очень сильно мешает, поможет головной убор с широкими полями.

В зависимости от положения солнца, во время рассказа людей расположите так, чтобы солнце им не било в глаза. Ели стоит жаркая погода — поставьте группу в тень, если холодная, наоборот, выберите солнечное, закрытое от ветра, место.

Если на маршруте запланирован обед, не забывайте, что экскурсовод садиться кушать последний. Вначале он должен проверить все столы — как рассадили людей, всем ли хватает столовых принадлежностей, что именно подали туристам (сравните с информацией турфирмы). Если вы путешествуете на автобусе, позаботьтесь о том, чтобы водителя тоже накормили. Экскурсоводы, водители, менеджеры обедают за отдельным столом от туристов.

Давайте то, количество информации, которое люди могут усвоить. Не нужно перегружать их лишними фактами, отвлеченными темами и специфическими терминами. Делайте маленькие паузы. Они необходимы для осознания и усвоения информации.

Сколько положено говорить экскурсоводу? Например, экскурсия рассчитана на 6 часов. Если это прогулка по городу, то экскурсовод говорит 6 астрономических часов. Если за городом — 6 академических, т.е. каждые 45 минут он имеет право делать перерыв на 15 минут. На обратном пути экскурсовод, как правило, не говорит. Туристы в это время отдыхают, кто-то спит, кто-то делится впечатлениями с соседом, кто-то слушает музыку.

Иногда на экскурсиях бывают люди, которые испытывают недостаток общения. Они задают вопросы, на которые им не нужны ответы. Им нужно время и внимание. Если у вас есть возможность, подарите им это.

Если турист высказывает свою точку зрения на предоставленную информацию и говорит неправду, не спорьте с ним. Все имеют право заблуждаться. Ваша задача — дать знания, а усвоить их — персональная работа каждого. Может усвоит, может нет, дело добровольное.

Если у вас была загородная автобусная экскурсия и вы возвращаетесь обратно, заранее предупредите туристов о том, что автобус следует без промежуточных остановок до точки начала экскурсии. Люди должны быть информированы об этом заранее. Иначе при подъезде к городу по автобусу будет устроена процессия из «ходоков» к водителю и каждый будет просить остановить его там-то. Такие ситуации часто нервируют водителей. Ведь экску

Мастер-класс «Как подготовить и провести экскурсию в музее»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

«КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЭКСКУРСИЮ В МУЗЕЕ»

Цель:  ознакомление педагогов с основными  аспектами опыта работы

по организации и проведению экскурсии в школьном краеведческом музее.

Задачи мастер-класса:

— передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

— совместная отработка методических подходов   и приемов решения  поставленной проблемы;

— создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество,  стимулировать активность участников через включение педагогов в работу по  подгруппам;

— рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: мультимедийная установка, музейные экспонаты, тексты, документы, раздаточный материал.

План

  1. Организационно-мотивационный этап (индукция)

  2. Презентация опыта

  3. Создание проблемной ситуации

  4. Моделирование (имитированная игра)

  5. Физкультминутка

  6. Афиширование

  7. Подведение итогов

  8. Рефлексия

Ход мастер класса

  1. Организационно-мотивационный этап

Приветствие участников мастер-класса.

Объявление темы.

Совместное целеполагание.

Что необходимо сделать, чтобы подготовить и провести экскурсию в музее?

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение 

«Свободный разговор»: 
— Поговорим? 
 — О чем? 
 — О разном и о прочем. 
— О том, что хорошо, 
— И хорошо не очень. 
— Чего-то знаешь ты. 

— А что-то мне известно. 
— Поговорим? 
— Поговорим. 
 — Вдруг будет интересно. 

II. Презентация опыта

— Я рада, что вы выбрали краеведческий кружок и хотите изучать историю своей малой родины. Я хочу поделиться с вами тем, что изучила, апробировала и прочувствовала сама, а также отработала вместе со своими учащимися, которым интересна краеведческая работа.

Это наше 1 занятие, на котором мы познакомимся с краеведческим музеем средней школы №1 , его разделами. У вас на столах лежат визитные карточки музея. В ходе заочной экскурсии в наш школьный краеведческий музей вы более подробно познакомитесь с ним.

(Презентация о школьном краеведческом музее ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Куликова»).

  1. Создание проблемной ситуации

— А теперь пришло время поставить задачу нашей встрече. В ходе вашей работы мы выберем экскурсоводов, исследователей, журналистов, тех, без кого невозможно представить деятельность ни одного музея.

— Перед тем, как отправиться на экскурсию я хочу вас угостить и пригласить в наш музей. (Участникам предлагается выбрать конфету)

— Сейчас  попрошу занять место за столом, который совпадает с цветом вашего раздела.

Мы находимся с вами не в нашем музее, но у вас есть уникальная возможность посетить его не только виртуально через презентацию, но и реально разглядеть, оценить и поработать с экспонатами с помощью мобильного музея – «Музея в чемодане». Как вы думаете, что можно вместить в такой небольшой чемодан?

Я хочу вам предложить вместе научиться оценивать музейный экспонат, давать ему характеристики и говорить о нем. Ведь не зря же существует высказывание: «Вещи говорят!»

Участникам мастер класса предлагается совместная работа с мастером.

Не изучив до конца, невозможно судить о предмете в целом. Вашему вниманию предлагается один из экспонатов нашего школьного краеведческого музея – гляк (сосуд). Наша задача – описать его и выяснить, где, когда, кем, для чего он применялся и какой материал использовался для его изготовления. Полученную информацию мы должны применить для того, чтобы составить текст экскурсии и провести ее.

  1. Моделирование

(Работа в группах)

I. На  столах лежат музейные экспонаты, документы, тексты.

Каждой группе необходимо:

1. Составить рассказ с показом экспоната с пояснениями (для журналистов)

2.Познакомиться с архивными документами и сделать вывод (для исследователей)

3.По предложенному  тексту провести экскурсию по своему разделу (для экскурсоводов)

1 группа (Стародорожчина литературная) (книги стародорожских авторов: К.Цвирко, А.Усеня)

2 группа (Шла война народная) (пилотка, письма с фронта)

3 группа (Народные промыслы) (пояс, миска гончарная)

4 группа (Матуля-школа) (перо с чернильницей, прошение на открытие школы)

5 группа (Край Стародорожский) (книга «Старые Дороги», камень с отверстием (орудие труда) 2-1 тыс. до н.э.).

  1. Физкультминутка

  1. Афиширование

(Презентация групповой работы участников мастер-класса)

  1. Подведение итогов

1.По завершении работы каждому вручается  звание:

2 .Совместная практическая работа

Эмблема краеведческого кружка. Чтобы надолго сохранить в памяти воспоминания о посещении различных интересных мест, люди обычно приобретают предметы с изображением каких-либо объектов той местности, где они побывали. Мы также вместе с вами соберем эмблему нашего учреждения образования. Собираем из мозаики  эмблему средней школы

№ 1. У каждой группы на столе лежит элемент пазла для единого рисунка. (Приклеиваем на большом ватмане).hello_html_m6d4069.jpghello_html_m6d4069.jpghello_html_m6d4069.jpg

Вот и я считаю, что после нашего мастер класса у вас появилось представление о том, в чем заключается работа музейного работника. После собственных попыток описать экспонат, составить о нем рассказ и применить его во время экскурсии запомнится вам надолго.

  1. Рефлексия

Игра «Чемодан ПОЖЕЛАНИЙ» 


Каждому участнику по очереди: все участники группы на прощание собирают «чемодан пожеланий», кладя в него экспонаты, с которыми они работали. Каждый высказывается и обязательно выражает свое восхищение положительными сторонами личности и формулирует свои пожелания.

— Что вы получили от мастер-класса?

— Оправдались ли ваши надежды?

Большое спасибо за работу.

Неоспоримо одно:  

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Я хочу, чтобы все услышанное также вы пропустили через свое сердце, тогда у вас все получится.

Глина

Заужен к верху, широкий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные промыслы
Глина

Заужен к верху, щирокой закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные

промыслы

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Узкий, самотканый из цветных нитей

Удовлетворит.

Ношение одежды

Глина

щирокая закругленной формы

Удовлетворит.

Для продуктов питания

Стекло, металлическое перо

Перо с рукояткой, квадратная чернильница с подставкой для пера

Удовлетворит.

Написание текстов

бумага

письмо

Копия

Открытие школы

Книга

«Старые Дроги»

бумага

Книга с иллюстрациями города

Удовлетворит.

Изучение истории города

Камень

Камень с отверстием внутри для рукоятки

Удовлетворит.

Обработка шкур

Каменное орудие труда: к. II – нач.I тыс. до н.э., д. Левки, Стародорожский район, в ходе полевых работ учащихся

Книга «Старые Дороги»: подарок учителя истории Станилевич И.М.

Письмо-прошение на открытие школы:

Перо с чернильницей: к.XIX – нач. XX века, подарок учащихся

Миска гончарная: к.XIX – нач.XX века, дар музею от местной жительницы д. Старые Дороги

Пояс тканый: нач.XX века, дар музею от местной жительницы д. Залужье

Пилотка:

Письма с фронта:

К. Цвирко:

А. Усеня:

❶ Как проводить экскурсию 🚩 Деловая этика

Для начала выбираем место, которое станет достойным привлечения внимания туристов, детально прорабатываем и изучаем историю, стараемся найти для текста экскурсии интересные факты, которые повысят популярность планируемого нами тура. Ищем, где поблизости с презентуемым туристическим местом есть магазин сувениров, которые туристы смогут приобрести и если такой магазин есть в наличии, то планируем время для таких покупок. Проводить экскурсию лучше всего в тех местах, о которых вы можете найти достаточно уникальной и точной информации, чтобы ее хватило на полноценное информирование всех участников и чтобы вы смогли ответить на вопросы, которые могут возникнуть в ходе вашей презентации.

Проводить экскурсию необходимо из учета возрастных особенностей группы экскурсантов. Людям «элегантного» возраста будет интересна информация, которая будет возвращать их во время молодости, а школьникам эту же информацию можно подать, сделав упор на то, что знания, полученные при экскурсии, потом можно будет использовать на уроках истории.

Залог идеальной экскурсии — экскурсовод, которому самому интересно то, о чем он рассказывает. Помимо этого стоит обладать такими качествами как толерантность, внимание к просьбам экскурсантов и умение их удивить известными только вам подробностями. Можно также рассказывать общеизвестные факты, но подавать их с уникальными вопросами, активно обращаясь к группе, стараясь вовлечь их в изучение предложенной местности.

В последнее время стали популярны экскурсии, основной группой для проведения которых является молодежь — это ночная Москва, ночное посещение музеев. Можно позаимствовать идею и организовать такой маршрут в своем городе, тем более что он будет пользоваться повышенной популярностью, если на данный момент на рынке туристических услуг такого предложения нет.

Главное — начать, если вы заинтересованы темой продвижения бренда родного края, если вам нравиться открывать неизвестные страницы истории и вы хотите, чтобы о них узнало как можно больше людей, вам стоит заняться организацией экскурсионных маршрутов.

 

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *