Нюансы фэшн-индустрии: к чему должен быть готов начинающий дизайнер
«В индустрии моды заработок не ежемесячный, а сезонный»
IT-инструменты, которые использует Анна Есакова
Тот, кто решит заняться созданием одежды, будет уделять творчеству лишь 10% своего времени, предупреждает Анна Есакова, специалист в сфере fashion-бизнеса. В основном же ему придётся иметь дело с рутинными задачами – искать швей, контролировать производство, думать о продажах, продвижении и других вопросах. О том, с какими сложностями сталкивается любой начинающий дизайнер, Анна Есакова рассказала в своей авторской колонке.
Досье
Анна Есакова, кофаундер и куратор образовательных программ бизнес-школы
Fashion Factory. Закончила экономико-аналитический факультет МИФИ, после учёбы около 7 лет занималась международным производством марки Glance. Анна присоединилась к команде Fashion Factory в 2014 году. Её знания о том, как устроен бизнес в индустрии моды, помогли расширить линейку курсов и найти опытных лекторов. Сейчас в Fashion Factory действует около 20 образовательных программ, преподаёт порядка 200 лекторов, ежегодно прослушивают курсы около 3000 человек.
Смена вектора
Модная индустрия – это молодая отрасль, в которой сейчас только формируются правила игры. Ещё пять-семь лет назад fashion-рынок в России сводился к ателье с индивидуальным пошивом, именуемым домами моды, десятку независимых марок с собственными производствами и магазинами, и нескольким компаниями сегмента «масс-маркет».
Кризис сменил ориентиры: порог входа в этот бизнес снизился, магазинам стало выгодно сотрудничать с местными производителями, с рынка ушли многие международные компании. На наших глазах мода превращается в бизнес со своими принципами, законами и сложностями. О последних и поговорим.
Поиск производства
Первый серьёзный вопрос, который решает дизайнер – как выпустить свою коллекцию. Фабрик, готовых отшивать коллекции небольшими тиражами, сейчас в России больше, чем было три года назад. И разместить заказ на пошив, условно говоря, 10 единиц одежды теперь стало значительно легче. Но с оговоркой – преимущественно в Москве, Петербурге и центральной части России. Дизайнерам же из регионов приходится прибегать к услугам ателье и швей-надомниц. А это увеличивает себестоимость изделий.
При выборе швейного цеха стоит сначала посмотреть, на чём специализируется предприятие, и со скепсисом отнестись к тем, кто может шить параллельно пальто и платья из шифона.
Следующий шаг – это пошив тестового образца, желательно во всех размерах, и составление технического задания с последовательностью операций, схемами и фотографиями узлов (примерами того, как должны быть пошиты детали, какими швами и т.д.). В договоре, помимо всего прочего, нужно прописать штрафы за несоблюдение сроков и брак, а также обозначить, какие дефекты считаются браком.
При выпуске следующих коллекций большой сложностью становится контроль качества и сроков исполнения, а также определение адекватной стоимости пошива. Самое оптимальное решение — оптимизировать работу с производством. При этом важно не только уметь экономить на пошиве, не потеряв при этом в качестве, но, самое главное, организовать процесс быстрого допроизводства. Так, можно отшить небольшую партию без риска, а если продажи пошли, то быстро дошить ещё. Это выгодно и с экономической точки зрения, и соответствует принципам устойчивой моды.
Кассовый разрыв, о котором легко забыть
В индустрии моды заработок не ежемесячный, а сезонный. Распространённая ошибка тех, кто начинает заниматься производством одежды — вложить все средства в первую коллекцию. На самом деле, в начальный бюджет нужно закладывать создание и производство как минимум двух коллекций, и рассчитывать на реальную прибыль только через полгода. В противном случае – есть риск остаться без коллекции в следующем сезоне.
Каналы продаж
Магазины, готовые брать у дизайнеров коллекцию под реализацию, и собственный онлайн-магазин – это тот минимум каналов продаж, с которого обычно начинают марки одежды. В идеале нужно стремиться к оптовым закупкам коллекций (что пока редкость для российских ритейлеров) и развивать собственные каналы продаж (для чего нужно вкладывать бюджет в продвижение).
Многие считают, что наличие собственного магазина для дизайнера или производителя одежды – это залог успеха. Но это не всегда так. Во-первых, нужно иметь довольно большой ассортимент моделей, чтобы «покрыть» площадь магазина. Во-вторых, правильно подобрать локацию, желательно в ключевом торговом центре. В-третьих, учитывать расходы на аренду, ремонт, работу, продвижение магазина.
Коллекции, которые могут провалиться
Понимание о коммерческом успехе коллекции приходит с опытом. Важно найти баланс между задумками дизайнера и потребностями клиентов. Подписчики ваших страниц в соцсетях могут сколько угодно лайкать лукбуки в социальных сетях, но купят только, если вещь хорошо сидит и украшает человека. Конечно, есть ниши, например, зимняя одежда и женская одежда в стиле casual, в которых проще добиться высоких продаж, но и конкуренциях в них на порядок выше.
Коммерческий успех первых коллекций просчитать сложно, это время для эксперимента и тестирования своих идей. Чтобы первая коллекция хорошо продавалась, дизайнеру нужно понимание своей целевой аудитории и её запросов, проработка посадки на людях разной комплекции, лёгкость в заказе онлайн и наличие бюджета на продвижение.
Менеджеры, которые не имеют достаточно опыта
Уровень подготовки фэшн-специалистов сильно отстаёт от потребностей индустрии. И эта тенденция характерна не только для России, но и для всего мира. Как результат, нехватка кадров на рынке. Даже дипломированные дизайнеры зачастую не имеют никаких представлений о том, как устроена их работа в реальности. Толковых менеджеров и управленцев ещё меньше. Зачастую марки берут новичков и обучают на практике тому, что знают сами. Но без теории и представлений о том, как устроен рынок, опыт, приобретённый в одной компании, оказывается бесполезен в другой.
Другая серьёзная проблема – нехватка швей. Закрытие профильных техникумов, низкая зарплата и изнуряющий труд сделали профессию непопулярной.
Всё это привело к тому, что дизайнер должен быть готов плотно погрузиться во все процессы – от закупки материалов до поиска магазинов-партнёров. Предупреждаю, что творчество будет занимать 10% времени, всё остальное – операционная деятельность.
Вместо резюме
Мода – это редкий бизнес, который действительно увлекает и затягивает. Но, несмотря на возникающие сложности, дизайнеры действительно наслаждаются и процессом, и результатом своей работы.
Современным дизайнерам открыт весь мир, и некоторые отечественные марки уже выходят на международный рынок. Например, в выставках Pitti Uomo участвуют отечественные компании верхней одежды Krakatau, Shu, Arctic Explorer, GJO.E, а агентство Dear Progress каждый сезон организует шоурум в Париже с участием российских марок. Они сделали российские марки интересными, заполучили доверие байеров и покупателей, наладили производственные отношения. Растёт новый рынок, и каждый может в нём развиваться и становиться лидером.
Читайте также:
Как устроена дизайн-мастерская с размерным рядом от 2XS до 12 XL.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно иметь в виду дизайнеру-предпринимателю.
13 февраля 2019
«Все истории в российском фэшн-бизнесе — это потерянные деньги» | Forbes Woman
— Почему же у наших дизайнеров ничего не получается?
— Во-первых, из-за отсутствия образования. У нас очень много хороших художников, но мало людей, которые понимают моду как бизнес. Во-вторых, поскольку размеры бизнеса у модельеров небольшие, часто у них нет возможности нанять хороших специалистов — менеджеров, генерального директора, маркетолога, PR-специалиста. Даже у лучших наших домов моды пиаром занимаются почти что любители. А еще в России есть отдельный сегмент: обеспеченные женщины, для которых фэшн-бизнес — это способ социализации. Но это же не бизнес, в таких условиях сложно настроиться на деловой лад!
— Значит, достаточно просто найти хорошего управляющего и тогда все получится?
— Нужно просто найти правильного человека, который будет помогать тебе развиваться, а не тормозить твое развитие. Тогда ты будешь делать инвестиции не в пускание пыли в глаза, а в развитие марки. Одно дело, когда дизайнеру не хватает денег на бизнес, и совсем другое — деньги вложены неправильно.
Возьмите любое российское имя из мира моды. Либо этот будет история на уровне $300 тысяч оборота в год, что никак не является успехом марки. Либо это будет история банкротства, либо история отбора помещения за долги, история разборок с судебными приставами, либо, того хуже, с партнерами и так далее. Все истории российского фэшн-бизнеса объединяет одно – это потерянные деньги. Но это не значит, что наша мода — это путь в экономический тупик. Мода может быть интересным и высокомаржинальным бизнесом при условии разумного и профессионального подхода.
Некоторые наши дизайнеры совершенно превратно понимают термин «инвестиции» или путают спонсоров с инвесторами. За последние десять лет было немало примеров, когда российский дизайнер или бренд «инвестировал» в свои показы в Париже или Нью-Йорке. При этом такие показы ни одному нашему соотечественнику не принесли коммерческого эффекта, если не считать эффектом возможность продавать платья в Москве дороже западных люксовых брендов. Но это возможность имеет большие ограничения, на этом бизнес не построишь, ценителей дорогой российской одежды не так много. При этом каждый такой показ в Париже стоит, как минимум, двух-трех магазинов в регионах, которые можно было бы открыть за эти деньги. То есть вместо бессмысленных ежесезонных поездок за рубеж можно было бы построить целую сеть бутиков, но этого никто не сделал. Это объяснимо: магазин в Уфе или Омске не так радует как показ в Париже, да и показ сделать проще – не надо строить производство и логистику. На мой взгляд, глупо пытаться покорить международные столицы моды, если ты не смог развиться на своем рынке.
— А регионы уже готовы принять дизайнерские вещи или покупатели российских дизайнеров живут только в Москве и Санкт-Петербурге?
— Еще несколько лет назад мы вместе с «Ромир мониторинг» выяснили: уже тогда люди из регионов готовы были покупать made in Russia. Потому что у наших покупателей уже давно изменилась мотивация при совершении покупки. Если десять лет назад важен был бренд, то сейчас люди ищут вещь, которая им больше всего идет, соответствует внутреннему состоянию. Вперед выходят показатели дизайна и соотношение цены-качества. “Боско” и ЦУМ уже давно успешно торгуют русскими дизайнерами, значит, это не безнадежно.
Все наши большие массмаркетовые бренды носят английские названия, за исключением, например, марки Киры Пластининой и сети ТВОЕ. SELA, Zarina, InCity записаны по-английски. Но это было актуально лет десять назад, сейчас же потребитель готов и хочет покупать русское. Ощущение того, что «все, что произведено в России, плохого качества», давно ушло. В отношении одежды — точно.
Я общался с представителями власти в регионах, губернаторами, вице-губернаторами. Они готовы открыть русским дизайнерам любые двери. Ведь все понимают, что нужно поддерживать и развивать отечественное производство. Приходите и попросите хотя бы помещение по льготной цене, говорит власть. А к власти пока никто и не приходит. Никто из наших дизайнеров не рассматривает регионы как вариант развития (за исключением масс-маркетовых марок). А ведь это беспроигрышная бизнес-стратегия. Я точно знаю: те, у кого открыты магазины в регионах, работают очень хорошо и зарабатывают деньги. Может, не огромные, но зарабатывают.
— А зачем нужна тогда устраиваемая вами неделя моды?
— У нашей недели моды и сейчас, и пять, и десять лет назад цель одна — построить площадку для общения всех участников фэшн-индустрии. Сегодня неделя моды на 90% (также как и в мире) несет маркетинговую функцию для дизайнеров-участников. Когда у дизайнера нет денег на рекламу, неделя моды — это хороший способ заставить всех о себе напомнить. Сюда приходят несколько сотен байеров, которые хоть и не покупают, но присматриваются и знакомятся с дизайнерами. У нас было несколько историй, когда дизайнеры после показа находили инвесторов, партнеров для развития бизнеса в России.
Бизнес образование в сфере моды (Fashion Business)
Мир моды — это не только чистое творчество. Кроме дизайнеров, фотографов, стилистов и визажистов в индустрии существует множество бизнес-профессий. Недостаточно придумать и сшить коллекцию – нужно наладить ее производство, растиражировать и выпустить ее в свет, рассказать о ней, установить контакты с байерами, регулярно поддерживать и продвигать образ бренда.
Без профессионалов в сфере закупок, продаж, менеджмента, коммуникаций и маркетинга творчество именитых дизайнеров могло бы остаться незамеченным. Представители бизнес-профессий — настоящие «серые кардиналы» fashion-индустрии: они редко сидят в первых рядах модных показов, у них редко берут интервью для глянца, но именно от их решений во многом зависит вектор развития модной индустрии.
Добиться успеха в модном бизнесе и построить карьеру в этой сфере поможет соответствующее образование. В России это направление еще только начинает развиваться, а в вузах Италии уже давно преподают программы бакалавриата, магистратуры, постдипломной подготовки, краткосрочные курсы и выпускают настоящих профессионалов, готовых вести бизнес в сфере моды и дизайна на международном уровне.
Istituto Marangoni, Domus Academy, NABA, Polimoda — ведущие вузы моды в Италии. Учеба здесь — это возможность получить бизнес-образование в сфере моды, глубокие знания по специальности, полезные деловые контакты и возможность стажираться в крупных международных компаниях: Procter & Gamble, Unilever, Fondation Interieur, Barilla, eBay Italia, Pininfarina.
Выпускники программ фэшн-бизнеса могут занимать управленческие должности в самых разных сферах, включая создание бизнес-планов, менеджмент дизайна и инноваций, коммуникационные стратегии. Окончив одну из бизнес-программ, можно устроиться на работу в модный дом, брендинговое агентство, сервисную или консалтинговую компанию, а также начать собственный бизнес.
Программы бизнес-специальностей индустрии моды
Fashion Business — Бакалавриат по модному бизнесу
Профессионалы модного бизнеса работают над производством, коммуникациями, маркетингом и ритейлом компаний и в буквальном смысле пропускают все решения через призму обширных fashion-знаний. Они способны почти безошибочно определить инструменты, необходимые для достижения успешных позиций брендом, коллекцией или отдельного продукта на фешн-рынке и класса люкс. Все подвластно экспертам бизнеса в индустрии моды.
Цель программы
Программа Бакалавриата по модному бизнесу направлена на подготовку востребованных специалистов для управления компаниями, маркетингом и продажами в многогранной fashion-индустрии.
Обучение
Трехлетний курс бизнеса в моде объединяет основные аспекты ведения дел в фешн-мире: стратегию, бюджетирование, финансы, развитие продукта, маркетинг, коммуникации, брендинг, управление торговыми операциями, мировые каналы дистрибуции, а также управление отношениями с клиентами и корпоративную социальную ответственность. Студенты изучают бренд-маркетинг и стратегии развития, культурную, социальную и историческую динамику в моде, учатся видеть влияние трендов в разных странах, реалии жизни и отражение всего этого на эффективности продаж.
Обучение бизнесу в индустрии моды предполагает знакомство с современными проблемами отрасли, включая, экологическую ответственность, новые медиа, цифровой маркетинг, виртуальные платформы, электронную коммерцию, социальные медиа. Студенты учатся оценивать конкурентов, анализировать данные рынка, составлять коммерческие предложения, измерять прибыльность бизнеса, разрабатывать стратегии по контролю затрат. Преподаватели рассказывают, как организовать сбыт модных коллекций и товаров класса люкс через оптовые и розничные каналы, что подразумевает определение целевой аудитории, ценовой политики, продвижения и каналов дистрибуции.
По окончании бизнес-образования в моде молодые специалисты разрабатывают проект по запуску старт-апа или развитию существующего бренда. Они получают реальные навыки и актуальные знания благодаря работе с лидирующими компаниями отрасли: проекты, семинары, мастер-классы, лекции приглашенных гостей, профессиональные выставки и мероприятия.
Программа предполагает специализацию на 2 курсе:
Учебный план
1-й год
- Основы модного бизнеса
- Альфа маркетинг
- Люкс-продукты
- Бизнес-принципы
2-й год
- Визуальный и эмоциональный брендинг
- Маркетинг в сфере люкс
- Работа над проектом
- Финансовый и административный контроль
3-й год
- Оминиканальный ритейл
- Финальный проект
- Будущее моды
Карьерные перспективы
- Ритейл-менеджер
- Менеджер по развитию бизнеса
- Коммерческий директор
- Менеджер проекта
- Операционный директор
Кросс-кампусы
Istituto Marangoni предоставляет студентам программы Бакалавриата по бизнесу в сфере моды возможность пройти обучение в нескольких кампусах и городах. 1-й год в Милане или Флоренции, 2-й или 3-й год в Лондоне или Париже. Выпускники получают степень Бакалавра от Университета Манчестер Метрополитан.
Дополнительная информация
- Начало программы – октябрь
- Продолжительность – 3 года (или 4 на sandwich курсе)
- Стоимость обучения за 1 год в Милане на английском или итальянском языках: 20 500 евро
Регистрационный сбор: 4 000 евро - Стоимость обучения за 1 год во Флоренции на английском или итальянском языках: 20 300 евро
Регистрационный сбор: 4 000 евро - Стоимость обучения за 1 год в Париже на английском языке: 20 300 евро
Регистрационный сбор: 4 000 евро - Стоимость обучения за 1 год в Лондоне на английском языке: 17 300 фунтов
Регистрационный сбор: 3 300 фунтов
Строим карьеру: 5 советов от основателя Business of Fashion
Имран Амед поделился на страницах Business of Fashion со студентами американского Колледжа искусств и дизайна Саванны пятью советами:
1. О важности бизнес-идеи: «Думайте целостно. Узнайте, как работает бизнес, поймите всю цепочку создания модного продукта, а не только глянцевую сторону. Тогда вы поймете вашу роль в модном бизнесе. Одной эстетики мало».
2. О подписчиках в социальных сетях: «Большое количество подписчиков оправдано, когда вы знаете, что с ними делать. Самое важное — это вовлечение в бренд и мысль, которую вы хотите им сообщить».
3. О технологиях в моде: «Искусственный интеллект, носимые гаджеты и другие технологические инновации помогают, когда их используют разумно. Часто по ошибке ими оперируют как модными понятиями без анализа их реальной пользы. Не все технологии оправданы в бизнесе. Хороши те, что усиливают влияние контента и визуальных образов на аудиторию».
4. О новом типе потребителей: «Люксу пора разобраться, как действовать в отношении нового типа людей, которых интересуют ценности другого порядка: не потребление, а духовные и физические достижения. Новый тип потребителей беспокоит личный рост и улучшение окружающей жизни. Люди перестали фокусироваться на вещах. Мы вошли в эпоху нового консьюмеризма, который находится за пределами пирамиды Маслоу — т.е. удовлетворения базовых потребностей».
5. О новых требованиях к бизнесу: «Социальные, экологические и этические требования к бизнесу — самые важные сегодня. Прямые отношения с покупателями подразумевают честность со стороны компаний. Например, от масс-маркета ждут улучшения условий для рабочих и экоосознанность. Потребители — ваш новый ревизор. Помните об этом».
Имран Амед — экс-консультант McKinsey, в правильный момент уволившийся и запустивший блог о модной индустрии. Блог перерос в Business of Fashion — чуть ли не самое важное из изданий, которые сейчас пишут о моде.
Business of Fashion — это как The New York Times и The Wall Street Journal, только для фешен-индустрии: тут вам и серьезная экономическая аналитика, и сводки новостей о падении продаж у LVMH и Prada Group, и вдумчивые интервью с Демной Гвасалией.
Обучение модному бизнесу (fashion business) в Istituto Marangoni
Профессионалы модного бизнеса работают над производством, коммуникациями, маркетингом и ритейлом компаний и в буквальном смысле пропускают все решения через призму обширных fashion-знаний. Они способны почти безошибочно определить инструменты, необходимые для достижения успешных позиций брендом, коллекцией или отдельного продукта на фешн-рынке …
дальшеПрофессиональные специалисты по закупкам в сфере моды знают, как подобрать оптимальный ассортимент товаров и брендов, отвечающий целям продаж компании (шоурума, бутика, розничного или оптового магазина), спросу потребителей и тенденциям рынка. Цель программы Этот курс является специализацией для программы бакалавриата Fashion Business. Программа Бакалавриата …
дальшеВ доминирующем медиа-мире умение общаться и строить отношения с клиентами посредством разнообразных медиа-техник или каналов — один из наиболее востребованных навыков в сфере моды, творчества и сегменте класса люкс. Цель программы Программа Бакалавриата по бизнесу в сфере моды, коммуникациям, PR и масс-медиа …
дальшеКоммуникации, управление, закупки, брендинг, стайлинг, модный мерчендайзинг и цифровой маркетинг – это только малая часть того, что должен знать и уметь успешный бизнес- и маркетинг-менеджер. Такие специалисты разрабатывают маркетинговые планы для компаний индустрии моды и рынка класса люкс, придумывают рекламные …
дальшеМодный дизайн и управление продуктом – главные движущие силы fashion-индустрии. Дизайнеры и продакт-менеджеры работают бок о бок, и крайне востребованы в разных сферах отрасли: от производства женской, мужской и детской одежды до аксессуаров и обуви. Получить перспективную профессию 2 в …
дальшеГодичный курс «Глобальная мода» от парижской школы Марангони направлен на формирование широкого взгляда на fashion-индустрию и ее главные составляющие: дизайн, стайлинг и бизнес. Подходит студентам, которые планируют пройти обучение на программах Бакалавриата или Магистратуры, но не соответствуют требованиям для зачисления, а …
дальшеКомпании fashion-индустрии находятся в непрерывном поиске талантливых выпускников с качественным образованием в сфере моды. Они заинтересованы в наблюдательных, надежных, независимых, легко адаптируемых сотрудниках, обладающих развитыми коммуникационными навыками и лидерскими качествами. Особенно ценится высокий профессионализм и умение говорить на нескольких языках. …
дальшеПрограмма Master in Fashion Promotion, Communication & Media / Магистратура по PR, коммуникациям и медиа в моде позволяет студентам получить теоретические знания и практический опыт, требуемые для создания успешных коммуникаций, через изучение основ управления маркетингом, PR и создания рекламных кампаний …
дальшеБренд-менеджеры в индустрии моды и сегменте класса люкс играют стратегическую роль в управлении не только брендом, но и всей организации. В задачи этих специалистов входит создание концепции бренда и управление торговой маркой, включающее дифференциацию бренда от конкурентов, повышение ценности и …
дальше5 вариантов построить карьеру в индустрии моды
Фото: Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды»
Индустрия моды — это одна из тех отраслей, которые кажутся наиболее недостижимыми для построения карьеры, хотя на самом деле специалисты в сфере моды в нашей стране остаются одними из самых востребованных. Как грамотно построить карьеру в модной индустрии, чтобы не потерять ни дня, рассказывает руководитель магистерской программы «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» Ануш Гаспарян.
Ануш Гаспарян
В первую очередь, думая о мире fashion, молодые люди представляют себе обложки глянца, подиумы мировых недель мод, витрины Chanel и коллаборации Гоши Рубчинского с Vetements. Между тем, мода — это огромный и сложный механизм, в котором работает большое количество специалистов самых разных направлений. Сегодня рынку моды нужны байеры и категорийные менеджеры, маркетологи и бренд-менеджеры, визуальные мерчандайзеры и специалисты по розничным продажам, организаторы специальных мероприятий, SMM и пиарщики, операционные директоры, специалисты по электронной коммерции. Этот список можно продолжать долго, и путей в индустрию — великое множество. Давайте посмотрим на них.
Вариант 1
Самый простой вариант старта — начать работать продавцом-консультантом в магазине одежды. Выбирайте на свой вкус, что вам ближе, масс-маркет Zara, дизайнерский шоурум, бутики Третьяковского проезда или премиальный концепт-стор как КМ20. Здесь вы научитесь основам визуального мерчандайзинга, продажам, стайлингу, а также делать инвентаризацию, работать с покупателями, работать с кассовым аппаратом, принимать поставки, следить за закупками товара.
Каждый сотрудник офиса должен знать, что происходит с товаром, когда он попадает на полку магазина и как выглядит реальный, а не гипотетический покупатель марки. Многие крупные международные бренды проводят обязательный как минимум двухнедельный тренинг в торговом зале для специалистов всех уровней. Про то, как все байеры ЦУМа по наставлению их fashion-директора Аллы Вербер начинали свою карьеру в качестве продавцов на этажах, ходят легенды.
Также крупные компании вкладываются в образование сотрудников, проводя внутренние семинары или отправляя их на обучение в тренинговые компании, например, Fashion Consulting Group. Абсолютно обязательно параллельно активно заниматься самообразованием. Как минимум нужно быть в курсе всего, что происходит в индустрии моды, не только в трендах, но и в бизнесе, читать российские и международные порталы: fashionunited.ru, businessoffashion.com, wwd.com, vogue.com, buro247.ru, theblueprint.ru.
Карьера. Карьерный рост здесь есть в нескольких направлениях: можно стать администратором (директором) магазина и при хороших результатах продвигаться дальше в управлении розничными продажами или закупках, то есть не только контролировать работу консультантов, но также принимать поставки, следить за закупками товара и отвечать за мотивацию сотрудников магазина. Успешных директоров магазинов часто переводят на работу в региональный головной офис компании. Еще один вариант — стать тренером и обучать персонал. А если вы более творческий человек, то можно выбрать направление визуального мерчандайзинга и витринистики.
© Коллекция Signature/ iStockВариант 2
Устроиться на стартовую позицию ассистента. Здесь вам придется сразу выбрать направление и понять, кем вам больше хочется стать. В зависимости от этого идите работать ассистентом байера, визуального мерчандайзера, директора магазина, стилиста.
Здесь же — стажировки. Они могут быть неоплачиваемыми, но это не должно вас отпугивать. Ведь опыт намного ценнее любых денег. Здесь вас ждет жесткое и глубокое погружение сразу в профессию. Но тех, кто выдержит и справится, ждет суперприз – развитие в выбранном и смежных направлениях.
Путей найти стажировку несколько:
1) Самостоятельно отправьте резюме в заинтересовавшие вас компании. Обязательно дополните его емким и понятным сопроводительным письмом о том, какой вы классный. Шансы, что вам ответят, невелики, но есть.
2) Промониторьте сайты крупных компаний на предмет открытых вакансий и стажировок. Такие гиганты как Nike и Adidas всегда ищут стажеров в разные отделы на лето.
3) Ищите дополнительное образование и факультеты, которые сотрудничают с компаниями из индустрии, дают возможность совмещать работу full-time с учебой и способствуют организации подобной практики.
Карьера. Если вы ассистировали байеру, то можете быть и визуальным мерчандайзером, и закупщиком, и специалистом по продажам, и аналитиком. Если были ассистентом в PR или маркетинговом агентстве, то вас возьмут на работу бренд-менеджером, менеджером по продукту, SMM, маркетологом, PR, аналитиком.
© Коллекция Essentials/ iStock
Вариант 3
Завести блог. Это вариант для тех, кто не просто интересуется модой, но по-настоящему ей увлечен и мечтает работать в Buro24/7 или Vogue (хотя сейчас, честно говоря, мечтать уже лучше о Theblueprint.ru). Попробуйте сделать качественный телеграм-канал, инстаграм или твиттер. Но учтите, что спрос на качественный и уникальный контент сейчас высок как никогда. Профанация, собранные в Википедии факты из биографии Кристиана Диора и советы по стилю для высоких девушек вряд ли принесут успех и признание. Заниматься постоянным самообразованием придется и здесь — вы должны знать о моде буквально все. Можно к примеру, пройти дистанционные курсы о моде, а еще активно посещать любые открытые лекции и мастер-классы специалистов из индустрии.
Карьера. Но если вы действительно держите руку на пульсе современной моды, знаете всех микро- и макроинфлюенсеров и даты всех будущих дропов лимитированных коллекций, всегда есть шанс попасть в модный коллектив и заниматься SMM-продвижением, написанием текстов для интернет-магазина или email-маркетинга или подключиться к работе над специальными изданиями модных онлайн-магазинов. Вот, например ASOS Magazine, Porter, Bosco Magazine, Wildberries.
Вариант 4
Открыть собственный стартап. Но сразу скажем, это дорогостоящая учеба на своих ошибках. Зато узнаете обо всем на свете, от построения коллекции и швейных производств до продвижения в инстаграм и создания собственного интернет-магазина. Чтобы избежать ошибок, все же для начала лучше подучиться. Есть краткосрочные курсы в Fashion Consulting Group (www.fashionconsulting.ru) или долгосрочные программы в Высшей школе экономики (www.moda.hse.ru).
Карьера. Даже если бизнес со временем надоест и вы поймете, что это не ваш вариант, то перспективы перед вами откроются богатые. Ведь после собственного дела вы сможете практически все.
Фото: Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды»
Вариант 5
Системное образование в индустрии моды, совмещенное с нетворкингом, проработкой кейсов ведущих компаний, стажировкой и возможностью получить гранты и карьерный старт уже во время учебы. Звучит малореально, но такое есть. Такое образование предлагает Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в НИУ ВШЭ (ModaHSE). Программы центра реализуются под патронажем Академического совета, в который вошли руководители ведущих fashion-компаний. Академический совет не только дает возможность стажировок, стипендии лучшим студентам, персональное кураторство ведущих экспертов, аналитические работы с прикладными кейсами на семинарах и в рамках дипломных работ, но и перспективы целевого трудоустройства для выпускников. ModaHSE сотрудничает по стажировкам и трудоустройству с такими компаниями, как H&M, Sela, Lamoda, KupiVIP, Radical Chic, Henderson, VASSA, Viktoria Andreyanova, Incity, Bosco di Cilliegi, Дикая Орхидея, Glance, Guliver, Butik.ru, Chepe и другие.
На программах магистратуры и дополнительного образования вы узнаете все, что нужно для работы в индустрии, и сможете начать построение карьеры уже в процессе учебы. Здесь вам не нужно учиться на своих ошибках. Практики индустрии расскажут и научат, как делать правильно.
Карьера. С дипломом ВШЭ вы выйдете уже работающим специалистом с колоссальным опытом и, что немаловажно, сетью знакомств в индустрии. Вы сможете быть ритейл-директором, бренд-менеджером, маркетологом, PR, специалистом по электронной коммерции, байером, продакт-менеджером. Подробнее: www.moda.hse.ru