Вид логистики: Логистика — Википедия – Виды логистики и их характеристика

Содержание

Виды логистики. Классификация по признакам и направлениям.

Продолжим масштабную тему касательно логистики, начатую на прошлой неделе. Сегодня же рассматриваем уже виды логистики, которые имеют место быть.

Я далеко не единственный, кто считает, что именно логистика станет основным и ведущим фактором конкурентной борьбы за потребителя любых товаров и услуг. понятие виды логистики И речь тут уже идет не только о конкуренции между предприятиями. В 21 веке уже целые государства ведут конкурентную борьбу между собой. И успех в ней будет зависеть от уровня компетенции в логистике и развитием соответствующих структур. Самые яркие примеры, которые мне приходят в голову, это строительство судоходного канала в Никарагуа (альтернатива Панамскому каналу). Второй пример – это проект России и Ирана по строительству трансиранского канала, между Каспийским морем и Персидским заливом (альтернатива Суэцкому каналу, что даст России прямой выход в Индийский океан). Не зря подобные проекты обсуждаются на самом высшем политическом уровне. Стратегические торговые выгоды заинтересованных стран просто колоссальные.

Виды логистики. Классификация.

Вообще логистику разделяют по совершенно разным признакам и направлениям. Но самой распространенной классификацией и разделение на виды логистики является разделение по функциям. Именно их мы сегодня рассмотрим.

  1. Производственная логистика. Все что связано с движением ресурсов непосредственно на производстве. Цель – эффективная организация процессов производства, стабильное бесперебойное обеспечение сырьем.
  2. Закупочная логистика. Поиск и налаживание связей с поставщиками сырья. Подбор наиболее эффективных и оптимальных условий поставки. Хранение сырья на складах и передача на производство. Расчеты и ответ на вопрос: «лучше купить или стоит сделать самостоятельно». Цель – исключение застоев в производстве из-за нехватки и отсутствия необходимых материалов.
  3. Логистика складов. Организация всех процессов, связанных со складами. Это хранение и выдача сырья, хранение, упаковка готовой продукции, при необходимости его маркировка, а также быстрая отгрузка. Сюда же относятся все мероприятия по проектированию складских помещений, или выбор их для получения в аренду, выбор места его расположения, выбор складского оборудования и так далее.
  4. Логистика запасов. Сюда относятся все операции по эффективному хранению запасов, бесперебойная доставка на производство, расчет оптимального размера запасов и так далее. Цель – исключение долгосрочного хранения как начального сырья, так и готового товара на складах компании. вид деятельности логистика
  5. Логистика сбыта.
    Эффективное управление каналами распределения готового произведенного товара (чаще всего через сеть дистрибуции или филиалов компании). Определение размеров партий, вида и формы упаковки, даты отгрузки, анализ общего рынка сбыта, управление финансовыми потоками, обеспечение сервиса, ценообразование, реклама и так далее. Цель – расширение рынка сбыта и рост производства.
  6. Транспортная логистика. Поиск транспортных компаний, выбор транспорта, формат доставки, подбор наиболее оптимального и мало затратного маршрута, поставка в нужное время и назначенное место. Цель – снижение себестоимости доставки готовой продукции за счет оптимального подбора маршрута и грамотной организации перевозок.
  7. Информационная логистика. Организация потоков информации как внутри компании, так и за его пределами, например, с деловыми партнёрами. Выбор способа доставки информации (бумажная или электронная форма), обработка массива данных (доставка информации нужным должностным лицам), проектирование сетей коммуникации. Сюда же относятся вопросы обеспечения безопасности хранения и передачи данных.
  8. Таможенная логистика. Все вопросы, связанные с перевозкой материалов и готового произведенного товара через границу. Экспорт, импорт, документооборот, оплата таможенных пошлин, обеспечение транспортом, сертификация и многое другое. Цель – снижение сроков доставки и исключение простоев груза на таможенных перевалочных складах.
  9. Финансовая логистика. Распределение финансовых потоков. Эта логистика чаще всего задействована в кредитных организациях, например, в банках или инвестиционных фондах.
  10. Комплексная логистика. Связывает воедино перечисленные выше виды логистики.
    Управляет всеми потоками на всём жизненном пути товара – от проектирования, до реализации и доставки до конечного потребителя и даже послепродажного сервиса. виды логистики

Будущее логистики.

Перспективы весьма радужные. В будущем каждое предприятие будет вынуждено из-за роста конкуренции, настраивать свою логистическую цепочку и искать наиболее эффективные методы. А это возможно лишь через автоматизацию управления, кооперацию с другими компаниями, замену ручного труда на более эффективных роботов (роботизированные склады). Сюда же можно отнести в недалеком будущем – беспилотный транспорт.

Виды логистики — сколько их и какие они бывают

Логистика — это способ организации, управления и контроля в передвижении товаров и информации с выявлением наиболее рациональных методов и путей. Логистика на предприятии позволяет уменьшить расходы компании, выбрать наиболее рациональные пути доставки грузов, методы их хранения и прочие задачи.

Основные логистические задачи

Основная цель логистики — обеспечение наиболее рационального передвижения товаров, доставки их до места назначения с наименьшими растратами. Для достижения основной цели на производстве необходимо выполнение следующих условий:

  • своевременная доставка нужных товаров в определенный срок;

  • установленное количество товаров для доставки;

  • установленное место назначения;

  • минимизация общего уровня затрат на поставку товаров.

Основная задача логистики — при минимальных тратах организовать наиболее рациональную поставку товаров, их хранение и работу складов на предприятии. Задачи можно распределить следующим образом:

  • сбор, хранение и обработка информации о материальном обеспечении логистики;

  • планирование и создание материальных запасов на предприятии;

  • установка и организация промежуточных складов, хранения оптовой продукции;

  • создание системы, которая полностью соответствует требованиям основного заказчика;

  • упаковка продукции по основным требованиям;

  • выбор транспорта для перевозки продукции, договор с перевозчиками;

  • составление плана транспортировки и ее организация;

  • выбор наиболее рационального маршрута.

Основные виды логистики

Можно выделить 5 преобладающих видов логистики:

  • Закупочная — организация наличия на производстве основных необходимых материалов. Различают традиционный (единоразовая поставка товаров) и оперативный (доставка по требованию) способы;

  • Производственная — организация полного цикла производства товаров и сопровождение всех этапов — от поиска источника сырья до выпуска товара. Главная задача такой логистики — высокое качество производимой продукции при минимальной стоимости;

  • Распределительная — распределение рабочих функций и ценностей между продавцами продукции и покупателями оптового типа;

  • Транспортная — организация доставки товаров. Главная цель — наиболее оптимальный и быстрый путь доставки с минимальными затратами на весь процесс;

  • Информационная — контроль за рациональностью распределения информационных потоков.

Основные принципы логистики

В системе преобладают такие такие основные принципы:

  • Системности. Изучение предмета логистики как с внутренней, так и с внешней стороны;

  • рациональности. Выбор наиболее оптимальных путей доставки — максимальная прибыль при минимальных затратах;

  • Интеграции. Все действия по осуществлению логистики должны объединяться для достижения главной цели;

  • Целостности. Свойства общей системы логистики должны совпадать со свойствами ее отдельных частей. Этот принцип отражает возможность системы целиком и полностью выполнять поставленную функцию — без сбоев;

  • Формальности. Определение характеристик качества и количества системы;

  • Иерархии. Переход от низшего уровня к высшему, с полным соблюдением поставленной иерархии.

Современные системы логистики приобретают все более новые и функциональные веяния. Основной задачей каждого из видов логистики является обеспечение рационального движения товаров при минимальном уровне расходов. Грамотный логист — специалист который может составить и сопроводить весь данный процесс до самого конца.

Виды логистики по функциональным областям и зонам управления

Автор статьи: Евгений МалярЕвгений Маляр
#
Логистика для бизнеса Классификация основных видов логистики

Классификация и виды логистики

Все виды логистики тесно взаимосвязаны. Основным признаком ее классификации является функциональная направленность.

  • Виды логистики по функциональным областям
  • Закупочная
  • Производственная
  • Распределительная (сбытовая)
  • Транспортная
  • Складская
  • Логистика запасов
  • Информационная логистика
  • Сервисная логистика
  • Финансовая логистика
  • Таможенная логистика
  • Виды по зонам управления
  • Внешняя
  • Внутренняя
  • Краткий вывод

Логистика как термин в широкой трактовке означает науку о рациональном распределении материальных, информационных и финансовых потоков. Столь универсальное понятие требует системной классификации. Разделение по масштабам, функциональной направленности, типам ресурсов и другим отличительным признакам – рассматриваются в предлагаемом материале.

Виды логистики по функциональным областям

Общие методы логистики применимы практически ко всем областям хозяйственной деятельности. Каждое из функциональных направлений характеризуются своими особенностями, задающими специфику управления ресурсными потоками. Для удобства восприятия, классификация по роду деловой активности сведена в краткую таблицу.

Функциональные области логистики Краткая характеристика
Закупки Выбор оптимального источника поставок и определение целесообразности налаживания собственного производства исходного продукта.
Производство Внутреннее распределение ресурсных потоков предприятия.
Сбыт Управление сбытом готовой продукции (для торговых организаций – товара) и ее запасами.
Создание запасов Выработка оптимальной системы резервирования исходных продуктов и товаров с целью обеспечения бесперебойного снабжения и сбыта.
Транспортные перевозки Выбор наиболее выгодных каналов для формирования логистических цепей, по которым доставка будет производиться своевременно и с наименьшими затратами.
Таможенное оформление Организация импортных, экспортных и транзитных международных ресурсных потоков. Маршрутизация информационно обмена, связанного с таможенным управлением.
Финансы Управление денежными активами.
Торговля Формирование системы оптимизации товарооборота, потребительского сервиса и складского хозяйства.
Энергетика Рациональное распределение потоков энергии (электрической, тепловой).

Крупным предприятиям свойственно применение комплексного подхода, интегрирующего все виды их деятельности или большую их часть.

Приведенную таблицу можно дополнить другими категориями функционально специализированной логистики. К возможным отраслям хозяйствования, требующим особого подхода к регулированию потоков, относится, например, туризм и гостиничный бизнес. Есть смысл рассмотреть по отдельности некоторые виды.

Закупочная

Экономическая наука утверждает, что каждое предприятия, реализуя коммерческую политику, приобретает предметы труда. Возможно, в современных условиях универсальность этого положения можно оспорить: некоторые виды деятельности, преимущественно связанные с производством нематериальных активов, обходятся без оборотных, а иногда и без основных фондов. Но действующие фирмы вынуждены закупать комплектующие изделия, расходные материалы и сырье.

закупочная логистика

Торговые сети поддерживают разнообразие ассортимента, получая товары от разных поставщиков.

Цель закупочной логистики сводится к эффективному решению триединой задачи:

  1. Своевременное обеспечение производства (торговли) первичными продуктами, предназначенными для переработки (перепродажи) по минимально возможным ценам. Иными словами, бизнес должен быть рентабельным и работать без простоев.
  2. Оптимизация объемов оборотных средств. Это означает недопущение затоваривания складов при достаточности запасов.
  3. Контроль качества исходных материалов, сырья, комплектующих изделий и товаров.

Организационно, служба закупочной логистики входит в состав отдела снабжения и подчиняется заместителю руководителя по материальным ресурсам.

Производственная

В классическом понимании, суть производственного процесса состоит в преобразовании первичного продукта для получения добавленной стоимости. Чем сложнее технология, тем более разветвляется схема материальных потоков.

Изготовление продукта сопровождается перемещением различных материалов, сборочных единиц, сырья и других составляющих будущего товара (Генри Форд называл его фабрикатом). Цель производственной логистики состоит в оптимизации внутренних материальных потоков. Для ее достижения специализированное подразделение решает следующие задачи:

  • Обеспечение ритмичности и согласованности функционирования производственных подразделений.
  • Создание условий непрерывности выполнения технологических операций.
  • Минимизация трудоемкости и нивелирование препятствующих факторов. К таковым относятся различные «узкие места».
  • Готовность к оперативным изменениям ассортимента и номенклатуры, то есть гибкость структуры.
  • Интеграция в общую систему управления.

На практике это означает, что каждое из подразделений (цехов, отделений, линий) должно своевременно снабжаться предметами и средствами труда с минимальными материальными и временными затратами.

Распределительная (сбытовая)

Товар, по определению, изготавливается для продажи. Цель распределительной логистики – обеспечение максимальной доступности конечного продукта для потребителя. Эта задача решается путем создания наиболее рациональных каналов сбыта.

В функции подразделения распределительной логистики входят:

  • получение и обработка поступающих заказов;
  • планирование и организация доставки и отгрузки товара.
  • проведение всех сопутствующих операций (складирование, транспортировка, экспедирование, подготовка к потреблению, информирование и т. д.).

Кроме этих направлений деятельности, на распределительно-логистическую службу обычно возлагается проведение маркетинговых исследований. Учет потребностей рынка делает сбыт беспроблемным. В противном случае, возникает, к сожалению, распространенная ситуация, когда предприятие вынуждено нанимать менеджеров по продажам, ищущих покупателей на мало востребованный продукт.

Сбытовая сеть, в зависимости от обстоятельств и специфики товара, может приобретать самые причудливые формы, но общее правило в том, что чем короче логистическая цепь, ведущая от производителя к покупателю, тем лучше.

В ряде случаев продажи осуществляются через посредников. Связь с дилерской организацией представляет собой распределительный канал между двумя микрологистическими системами: предприятием-изготовителем и фирмой, разделяющей крупные оптовые поставки на мелкие партии.

Способ сотрудничества выбирается на основе результатов маркетингового анализа. После окончательного формирования канала сбыта, он превращается в логистическую цепь.

Транспортная логистика

Транспортная

Наиболее распространенный вид логистики – транспортный. Специалисты в этой области наиболее востребованы на рынке труда по причине универсальной применимости их знаний и умений. Главных причин две:

Во-первых, доставлять товары и получать исходные продукты нужно всем предприятиям.

Во-вторых, средств решения оптимизации перевозок не так уж и много – по числу видов транспорта.

Цель транспортной логистики состоит в оптимизации способов и маршрутов доставки грузов по критериям цены и скорости. При этом решаются следующие задачи:

  • организация транспортировок;
  • определение планируемого времени доставки;
  • оформление сопроводительной документации;
  • проведение погрузочно-разгрузочных работ;
  • упаковка и обеспечение промежуточного хранения на грузовых терминалах и складах;
  • юридическое, в том числе таможенное оформление;
  • выбор наиболее приемлемого маршрута и видов транспортных средств;
  • отслеживание местоположения на всем протяжении пути.

Возможно предоставление дополнительных видов услуг, если они указаны в договоре между поставщиком и получателем.

Конечный результат процесса транспортной логистики выражается своевременной доставкой груза в точку передачи при соблюдении сроков и по приемлемой цене.

Складская

Складом называется помещение, предназначенное для приема, хранения, обработки, распределения и выдачи грузов. Уже по набору функций этого объекта понятно, что без системного подхода управлять им практически невозможно. Для достижения этой цели существует складская логистика. Ей свойственны прочные связи с другими подразделениями предприятия.

Набор задач складской логистики включает:

  • контроль ассортиментных и количественных показателей поставок;
  • ведение интегрированного и дифференцированного (аналитического) учета всех входящих материальных потоков;
  • формирование партий заказов и их отгрузка;
  • прием (оприходование) товаров;
  • складирование и хранение;
  • прочие логистические услуги (распаковка, перефасовка, разборка, сборка, проверка и т. д.).

Управляемые материальные потоки складского хозяйства классифицируются на три вида:

  1. Входящие – включают поступающие на склад товары, сырье и комплектующие.
  2. Внутренние – напрямую связанные с производственной логистикой.
  3. Исходящие – формируются продукцией отгружаемой предприятием в адрес потребителей.

Новейшие тенденции развития складской логистики проявляются в двух способах решения задач.

склад

Во-первых, процессы хранения и поиска новых позиций максимально автоматизированы. Ярким примером сложной организации складского хозяйства может служить фармацевтическая логистика. Эта разновидность характеризуется огромным ассортиментом и большим количеством каналов сбыта (аптек в каждом городе очень много). Без применения компьютерного учета оперативное обслуживание стало бы проблематичным.

Во-вторых, сама складская логистика стала отдельным видом деловой активности. Все большее количество фирм прибегают к услугам аутсорсинга. Это означает использование складских комплексов другой компании, оказывающей логистические услуги.

Логистика запасов

Запасами называются минимальные количества ресурсов, позволяющих поддерживать равномерность производства при воздействии неблагоприятных внешних факторов.

Раздел экономической науки, рассматривающий формирование резервов, не является полностью самостоятельным. Он входит в состав закупочной логистики, отвечающей за бесперебойность функционирования предприятия. При этом сложность решаемых менеджментом задач позволяет их обособить.

Запасы предприятия разделяются на следующие категории:

Критерий классификации Вид ресурса
Позиция в логистической цепи Материальные (физические)
Неотгруженная готовая продукция
Упаковка и тара
Утилизируемые отходы
Базовые логистические функция Совокупные
Производственные
Товарные (сбытовые)
Снабженческие
Комплексные логистические функции Складские
Товары в пути
Груз в переработке
Функциональная нагрузка Текущие
Гарантийные
Сезонные
Неликвиды
Презентационные
Место нахождения (физическое распределение) Поставщики
Посредники
Потребители

Без запасов предприятие работать не может. Они служат своеобразным амортизатором при колебаниях спроса, сбоях поставок, проявлениях сезонности и действии прочих переменных параметров рынка. Целью логистических мероприятия в данном случае является их минимизация.

Информационная логистика

Информационные технологии и системы в логистике регулируют не только материальные потоки. Эти инструменты служат для своевременной передачи и анализа данных, на основе чего вырабатываются управляющие воздействия.

Существует две концепции применения информационной логистики. Одна из них рассматривает базы оперативных данных как основу регулирования, другая – учитывает их в качестве вспомогательного средства.

Под информационной логистикой понимается область знаний, изучающая сбор, хранение и распределение сведений о функционировании предприятия. В ходе реализации этих функций применяются общенаучные методы и приемы.

Цель процесса состоит в оптимизации движения информационных потоков, необходимых для эффективного управления производством на всех уровнях подчиненности.

Принципы, по которым формируется база данных:

  • Соподчиненность.
  • Полнота и достоверность.
  • Соразмерность.
  • Взаимосвязанность.
  • Непротиворечивость.
  • Определенность.

Для реализации информационной логистики предприятию необходимы вычислительные мощности, программное обеспечение и обученный персонал.

Логистическая информация формируется по принципам доступности, точности, своевременности, оперативности реагирования, гибкости и наглядности.

Информация

Сервисная логистика

Современная технология продаж обязательно включает обслуживание, независимо от природы товара или услуги. Работает принцип «7Н»:

  1. Наш покупатель.
  2. Нужный товар.
  3. Нужное место.
  4. Нужное время.
  5. Необходимое количество.
  6. Наилучшее качество.
  7. Наименьшие затраты.

Обеспечить выполнение этих требований призвана сервисная логистика. Эта область знаний развивается в трех направлениях оказания услуг:

  • конечным потребителям;
  • фирмам, участвующим в логистической цепи;
  • другим подразделениям внутри предприятия.

Цель сервисной логистики состоит в том, чтобы придать товару дополнительные нематериальные качества, востребованные рынком. Неосязаемость услуг проявляется невозможностью оценки качества до момента их оказания.

Формирование потоков в сфере услуг производится по принципам, действующим при управлении движением материальных ценностей.

Задачи сервисной логистики:

  • Обеспечение оптимального ассортимента на складах.
  • Исполнение заказов и формирование отгрузочных партий.
  • Поддержание заданных условий хранения.
  • Информационное обеспечение движения товарных потоков.

Условно, все услуги, предоставляемые в ходе реализации сервисной логистики, делятся на три категории:

  • предпродажные;
  • оказываемые в процесс реализации;
  • послепродажные и выполнение гарантийных обязательств.

Обслуживание интегрировано в общую логистику предприятия настолько тесно, что в некоторых случаях ее трудно выделить в отдельное направление. Оно является неотъемлемой частью потребительской ценности конечного коммерческого продукта.

Финансовая логистика

Деньги тоже товар. Их упорядоченное движение образует потоки, а они нуждаются в оптимизации. Вопросами наиболее рациональной организации перемещения денег занимается финансовая логистика. Она может функционировать самостоятельно, например, в банковской сфере, или жестко привязанной к движению материальных активов – в торговле и производстве.

Финансовые потоки характеризуются тремя параметрами: величиной (суммой), временем и направленностью (входящие и исходящие). К этим характеристикам предъявляются следующие требования:

  • Достаточность, выраженная наличием необходимых ресурсов.
  • Оптимальность, то есть выбор наилучших условий перемещения.
  • Согласованность – синхронизация с другими потоками (материальными, сервисными и т. д.) в общей логистической системе предприятия.
  • Адаптивность – способность приспосабливаться к специфическим условиям конкретного предприятия.
  • Устойчивость ресурсных источников.

графики

Функционирование системы финансовой логистики подчиняется следующим принципам:

  • Саморегулирование, позволяющее поддерживать баланс движения материальных и финансовых ресурсов.
  • Гибкость, предполагающая возможность оперативно изменять графики взаиморасчетов между предприятием и его контрагентами.
  • Минимизация издержек.
  • Интегрированный подход.
  • Математическое моделирование денежных потоков.
  • Соразмерность финансирования с затратами.
  • Обеспечение приемлемого уровня доходности размещения денежных активов.

Цель управления финансовыми потоками аналогична задачам всей логистической науки – нужный ресурс (в данном случае, денежный) должен оказаться вовремя в требуемом месте с наименьшими издержками.

Таможенная логистика

На своем пути к конечному потребителю товар может пересекать государственные границы. В обратном направлении на предприятие-изготовитель или в торговую фирму нередко поступает иностранный исходный продукт (товар, комплектующие изделия, сырье, заготовки и т. д.). Цель таможенной логистики состоит в оптимизации расходов на преодоление межгосударственных барьеров материальными потоками предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Осуществление этой задачи требует высокой профессиональной подготовки и масштабных затрат на привлечение брокеров или самостоятельное оформление.

Общие принципы таможенной логистики:

  • Системный подход. Все межгосударственные потоки грузов образуют единую логистическую цепь, звенья которой, взаимно связаны.
  • Комплексность. Логистика представляет неделимый процесс, цель которого состоит в получении груза предприятием.
  • Адресность. Услуги оказываются конкретному участнику ВЭД.
  • Оптимизация. Обеспечивается выгоднейшее достижение цели.
  • Надежность. Участники внешнеторговой операции должны быть уверены в том, что их сделка успешно завершится.
  • Многовариантность. Необходимы альтернативы главной цепи доставки.

Предприятие может осуществлять таможенно-логистическую деятельность самостоятельно или прибегать к аутсорсингу.

Виды по зонам управления

Структура логистики зависит от зоны, в которой проводится оптимизация материальных, финансовых, информационных и прочих потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Операционное пространство может находиться внутри организации или выходить за его пределы.

Внешняя

Внешняя логистика организации направлена на оптимизацию связей предприятия с контрагентами. Мероприятия, соответствующие этому понятию, могут быть связаны с управлением потоками, выходящими за границы внутренней хозяйственной деятельности, при сохранении возможности их контроля со стороны менеджмента организации.

Примеры внутренних логистических операций: накопление, хранение, доставка, прием, транспортировка, планирование поставок и другие действия, связывающие хозяйственную активность разных субъектов.

Внутренняя

Внутренней – называется логистика, охватывающая процессы, ограниченные рамками конкретной организации, включающий несколько подразделений. В ходе оптимизирующих мероприятий совершенствуется хозяйственная деятельность с целью наиболее рациональной доставки ресурсов. Примером может служить уже рассмотренная производственная логистика.

Краткий вывод

Основным признаком классификации логистики является функциональная направленность. Деление по видам бывает условным – в деятельности реального предприятия они тесно взаимосвязаны.

Кроме описанных признаков, логистика градируется по масштабу охвата на «макро» и «микро». Это отдельная тема, которая будет рассмотрена в следующих статьях.

Понравилась статья?

Поделись в соц.сетях

Добавить комментарий

Вам понравится

Виды логистики — Энциклопедия по экономике

Сущность и содержание основных категорий логистики. Виды логистики и области их использования Особенности потоковых процессов в экономике. Понятие материальных потоков. Логистические операции и функции. Логистические системы. Классификация логистики по основным признакам (функциональному, ресурсному, отраслевому).  [c.48]
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика) производственную логистику сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику) 1. Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных стр тур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а о ее функциональных областях.  [c.18]

Развитие рыночных экономических отношений вызвало к жизни новое научное направление — логистику. В общем виде логистика есть наука о потоках в больших системах. Однако в экономике логистика — это не только управление материальными потоками, логистика обладает большими возможностями и высокой эффективностью в осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому определение логистики включает все многообразие ее возможных проявлений. Логистика — это  [c.106]

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЛОГИСТИКИ  [c.25]

Глава 2. Понятия и виды логистики  [c.30]

Следует отметить, что в теории и практике наиболее распространенным принципом структуризации логистики является характер хозяйственной деятельности. По этому принципу выделяют следующие виды логистики.  [c.33]

Все виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде.  [c.33]

Все возрастающий массив информации в сфере производства, обращения и финансов, которая требует соответствующей обработки, а также развитие средств коммуникации и компьютеризация хозяйственной деятельности обусловили формирование еще одного вида логистики — информационной логистики.  [c.33]

Специалисты выделяют три вида логистики логистика, связанная с закупкой товаров (закупочная логистика) производственная логистика логистика, специализирующаяся на реализации продукции (распределительная логистика). Неотъемлемой частью всех трех видов является обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. В свою очередь, товарный поток характеризуется такими процессами, как транспортировка и погрузка-выгрузка товаров, их обработка, складирование и хранение.  [c.29]

Таблица 6.3 Основные виды логистики движения ресурсов Таблица 6.3 Основные виды логистики движения ресурсов
Вместе с тем в приведенном перечне видов логистики в один ряд поставлены основные физические операции (закупка, доставка и складирование компонентов входа организации, сбыт готовой продукции) и обслуживающие — информационное, транспортное обслуживание и др.  [c.236]

Производственную логистику и логистику сервиса, на наш взгляд, неправомерно не только рассматривать как отдельные виды логистики, но и вообще вводить подобные понятия. Так мы дойдем до того, что будет говорить не об управлении организацией, а о логистике организации. На стадии производства переработка входа в выход осуществляется не по схемам (планам) логистики, а по технологическим и организационным процессам производства, в результате которых компоненты логистики входа изменяют размеры, форму, свойства или взаимное расположение, превращаясь в продукт выхода , который по технологиям логистики должен доставляться до потребителя (покупателя). Логистика — часть системы управления организацией.  [c.236]

По производственному признаку различают следующие виды логистики.  [c.469]

Вид логистики Структура функций  [c.29]

В современных условиях выделяют несколько видов логистики  [c.61]

Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей передачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто на-зывают компьютерной логистикой.  [c.61]

Составным элементом логистической системы и составной частью каждого вида логистики является транспорт. Поэтому транспорт необходимо рассматривать с системных позиций, где все элементы взаимодействуют друг с другом.  [c.3]

Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. И.д. представляет собой деятельность участников на имитационной модели, воссоздающей динамику и условия хозяйственной деятельности. Различают И.д. учебные, исследовательские, управленческие и др. В настоящее время И.д. получают широкое распространение, в том числе с применением ЭВМ, при решении практических задач управления и подготовки кадров по организации производства, материально-техническому снабжению, логистике и т.д.  [c.88]

Виды менеджмента управление финансами, управление персоналом, управление логистикой, управление производством.  [c.283]

Сущность и задачи транспортной логистики. Выбор вида транспортного средства. Транспортные тарифы. Правила и применения транспортных тарифов. Пример оптимизации затрат на доставку груза. Примеры расчётов тарифов. Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров.  [c.300]

Определение и виды складов. Функции складов. Характеристика складских операций. Грузовая единица — элемент логистики. Пример выделения значимого ассортимента склада и размещение его на горячей линии . Пример определения возможного сокращения количества перемещений на складе в результате размещения значимого ассортимента в горячей зоне . Пример определения оптимального размера склада.  [c.300]

Другим полезным методом оценки ресурсов и возможностей организации является метод рассмотрения цепочки создания ценности, как в первичных, так и в поддерживающих видах деятельности. Согласно этому методу, бизнес является прибыльным, если ценность, которую он создает, превышает издержки, связанные с осуществлением обоих видов деятельности. Чтобы достичь конкурентного преимущества, компания должна либо осуществлять эти виды деятельности с более низкими издержками, либо выполнять их так, что приведет к дифференциации и надбавке к цене. Возможности, влияющие на процесс создания ценности, могут быть определены путем анализа логистики, особенно связанной с международными операциями и поставками, маркетингом и продажами, послепродажным обслуживанием, технологиями, управлением человеческими ресурсами, администрированием.  [c.307]

Типовое проектирование применяется фирмами-разработчиками, которые специализируются на создании ИС объектов управления определенного типа (промышленное предприятие, торговое предприятие, банк, больница, школа и т. п.). Предметом специализации могут быть и отдельные функции управления, такие как бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, либо информационные технологии определенного вида, например, компьютерные сети, базы данных, система управления делопроизводством и т. п. Типовое проектирование ИС обеспечивает экономию трудозатрат разработчиков, сокращение времени проектирования, гарантированный уровень качества проектных решений.  [c.52]

Основные виды деятельности компании включают в себя последовательное поступление материалов (внутренняя логистика), превращение материалов в конечный продукт (рабочие операции), перевозку конечной продукции (внешняя логистика), проведение маркетинга (маркетинг и продажи) и послепродажное обслуживание (сервис). К вспомогательной деятельности относятся закупки сырья и материалов, развитие технологии, управление человеческими  [c.84]

Логистика включает в себя управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. За рубежом она давно уже стала практическим инструментом бизнеса, способствующим повышению эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия. С логистическими системами связано получение 20 — 30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы. Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость производства и затраты на реализацию продукции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.  [c.3]

Транспортно-складская логистика Факторы, влияющие на транспортные издержки. Основные виды транспортных средств. Выбор способов перевозки, вида транспортных средств и перевозчиков грузов. Транспортные тарифы. Правовые аспекты транспортировки. Управление перевозками.  [c.48]

Распределительная логистика Каналы распределения, их виды, структура, выбор. Сервисное обслуживание как элемент распределительной логистики (основные элементы, стратегия, методы).  [c.49]

В книгу вошли две новых главы. В главе 11 Логистика сервисного обслуживания , написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса по каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего. В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой стройного производства, а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.  [c.8]

В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции i отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему Ритм , функционирующую на принципах логистики. Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов, работу станций, предприятий — отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов. Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.  [c.13]

Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики — возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.  [c.15]

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция расходов стала осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке миссий, т. е. определении целей, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации продукт-рынок . Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений по обслуживанию и издержкам. Миссия может, например, формулироваться как достижение с минимальными расходами наибольшей доли суммарных поставок товаров потребителям в удобные для них сроки при соблюдении требуемой партионности и интервалов отправок (возможно включение и других целей компании).  [c.42]

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Ключевые элементы показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу могут быть представлены в виде схемы (рис. 2.5).  [c.51]

Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференциации продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, логистика становится все более важным конкурентным фактором. В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров. Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95% эффект становится отрицательным (рис. 2.6).  [c.55]

Поскольку между концентрационно-распределительной логистикой и логистикой движения ресурсов существует определенная взаимосвязь, то в зависимости от этапов функционирования логистической концент-рационно-распределительной системы можно выделить основные виды логистики движения ресурсов. В соответствии с данными рис. 3.3 их четыре (табл. 6.3).  [c.256]

Этапы функционирования ЛКРС Виды логистики движения ресурсов  [c.256]

В маркетинговую логистику входит несколько видов деятельности (рис. 19.2). Затраты на маркетинговую логистику, составляющие порой 30-40 % себестоимости готовой продукции, не могут не беспокоить руководство фирмы. В 1993 г., например, американскими компаниями было потрачено 670 млрд — 10.5 % от валового внутреннего продукта — на то, чтобы завернуть, связать, погрузить, разгрузить, отсортировать, перегрузить и перевезти товары. Одна только пищевая промышленность может сократить свои годовые расходы на 10 %, или 30 млрд, подправив свои системы маркетинговой логистики. Обычно коробке с кукурузными хлопьями требуется 104 дня, чтобы попасть с фабрики в супермаркет, пробираясь через лабиринты оптовиков, дистрибьюторов, брокеров и консолидато-ров. При такой неэффективности неудивительно, что эксперты называют маркетинговую логистику последним средством экономии затрат . Чем ниже будут расходы на логистику, тем более низкие цены можно будет установить, или получить большие прибыли, или и то и другое одновременно.  [c.661]

При постановке бюджетирования одной из наиболее серьезных проблем, которые приходится решать в первую очередь, является определение форматов бюджетов. Не верьте увещеваниям о том, что технология бюджетирования сама по себе относительно проста, что сложна только управленческая логистика, обеспечивающая сбор и обработку информации . Все проблемы с этой логистикой возникают чаще всего из-за непродуманности и непроработанности методического обеспечения бюджетирования, где правильный выбор формата — набора статей, прежде всего бюджета доходов и расходов, имеет весьма важное значение. При этом важно иметь в виду, что бюджетные форматы не утверждаются в Минфине России (какая жалость ) или в Минэкономики России (еще обиднее ). Это инструменты сугубо управленческого учета, а потому их выбор — исключительная прерогатива руководителей конкретного предприятия или фирмы. Каждая отдельная фирма может иметь свой собственный, неповторимый набор бюджетных форматов.  [c.56]

Реализация возможностей для крупной компании в большой степени зависит от учета своего потенциала и уровня профессионализма персонала. Имеется в виду не только уровень мастерства в области геологии, геофизики и логистики. Этот новый профессионализм в значительной мере связан с внешним имиджем и контактами компании в самых широких сферах деятельности (от органов власти самого различного уровня до финансовых институтов и общественных движений), а также с ее внутренними возможностями. Существуют многие формы профессионализма, в которых компания должна добиваться лидерства, в частности, в управлении проектами, в формировании взаимовыгодных контрактных отношений с сервисными компаниями, всоздании системы инновационно-ориентированной деятельности компании.  [c.58]

Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математиче кая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне ив период экономического кризиса 1930-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления- научных исследований и форму хозяйственной практики — логистику.  [c.12]

Многие специалисты в исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как …совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции 3. В справочнике, выпущенном компанией Данзас (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения / прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри.и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему4.  [c.14]

В соответствии с современнцми задачами логистики различают два вида ее функций оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.  [c.21]

На рынке потребительской продукции длительного пользования надежность отгрузки в большинстве случаев не является доминирующим фактором, так как данный вид товара, как правило, всегда имеется в каналах распределения, а надёжность оказывает лишь незначительное воздействие на запасьь Потребители и сбытовики часто легко соглашаются с определенной степенью ненадежности или неопределенности в отгрузках без смены поставщика или марки. При таких условиях логистика является главным образом фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга. Однако она все-таки может иметь большое значение с точки зрения повышения качества услуг, особещ-ю в деле сокращения сроков  [c.54]

В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, производства и сбыта. В свою очередь, в рамках каждой из субсистем находятся структуры функционального характера — складское хозяйство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и обработка информации. Каждый из этих элементов неизбежно присутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в обл асти минимизации издержек всего производства, а не его отдельно взятого элемента. — .  [c.64]

что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о логистике. Это целая наука, требующая внимательного к себе отношения и глубокого изучения. Если грамотно к ней подойти, то можно рассчитывать на хорошую прибыль от производственной деятельности. Читайте подробную информацию в данной статье!

Логистика простыми словами

Логистикаэто совокупность мероприятий, направленных на поиск оптимальных путей поставки товаров (услуг), информации, материалов из какого-либо пункта в пункт назначения. Задача логистики на предприятии: поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.

Логистика схожа во многих аспектах с маркетингом и даже есть точки пересечения этих двух направлений. Основная черта, которая объединяет эти две науки – это их цель: повысить эффективность в бизнесе и как следствие увеличить доходы.

Логистика на предприятии имеет два направления:

  1. Доставка, перемещение услуг, материалов, информации, товаров, сырья из места производства (поставщиков) на конкретное предприятие.
  2. Перемещение готовой продукции или услуги до любого вида потребителей: розничных, оптовых.

Для организации логистики на предприятии важны оба направления. Каждое влияет на конечную цену товара, услуги, а значит и на объем продаж.

Система логистики предприятия состоит из следующих важных аспектов:

  1. Подбор поставщиков товаров, услуг или материалов, сырья;
  2. Подписание договора с поставщиками;
  3. Формирование совместных действий и отношений с таможенными органами и прочими государственными подразделениями;
  4. Организация процесса привоза готовой продукции и/или сырья, материалов на предприятие и из него;
  5. Подбор наиболее подходящей транспортной компании;
  6. Оценка, исследование и определение группы потенциальных покупателей;
  7. Заключение соглашений с покупателями.

На многих масштабных предприятиях статья расходов на перевозку, отгрузку товаров или сырья одна из самых крупных. Это лишний раз подтверждает всю важность логистики в деятельности предприятия.

Основные виды логистики

Виды логистики

Логистический процесс огромен и чтобы его было легче понять и изучить, его разделили на виды. Основные рассмотрим ниже.

Логистика производства

Происходит непосредственно на каком-либо заводе или фирме и является частью технологического процесса. Логистика производственного предприятия управляет потоками денег, сырья, материалов и конечных продуктов, товаров. В результате деятельности специалистов в этой сфере производственные затраты оптимизируются. Именно это и есть цель производственной логистики.

Функции производственной логистики:

  • Анализ спроса на производимый товар, услугу, продукт;
  • Постоянное совершенствование графиков и планов работы всех подразделений производства;
  • Налаживание и улучшение взаимодействия отделов сбыта и снабжения с остальными отделами производства;
  • Наблюдение за процессами производства и внесение в него поправок, если это необходимо и направлено на увеличение прибыли.

Логистика запасов

Призвана управлять запасами готовой продукции, сырья, материалов. Логисты, занятые в этой сфере, следят за объемами всех запасов, делают соответствующие расчеты и оптимизируют эти запасы на производстве. При идеально налаженной логистике товары должны непрерывно выпускаться и реализовываться, но не залеживаться на складах.

Транспортная логистика

Самое популярное подразделение логистики. Основная задача транспортной логистики: определение оптимального маршрута поставки товаров от производства и доставка сырья до производства. Это особенно актуально, когда поставщики материалов и потребители товаров находятся в разных частях страны или материка. Сюда же относится грузовая логистика.

Информационная логистика

Руководит процессами потока информации, которая прилагается к материальным потокам. Определенные сведения и умение правильно с ними работать может оказать большое влияние на производственный процесс. Отрицательное влияние оказывает и игнорирование важной информации.

Подразумевается управление внешними потоками информации и внутренними, обработка этой информации и оформление нормативных документов для производственной деятельности.

Таможенная логистика

Как видно из названия, речь идет о регулировании пересечения грузов через таможенный контроль. Это направление логистики носит самый серьезный характер, ведь речь идет о международных отношениях и процессах.

Функции таможенной логистики:

  • Ведение таможенной документации;
  • Соблюдение всех правил таможенного контроля;
  • Поиски наилучших путей прохождения таможни;
  • Проверка наличия груза в полном объеме и комплектации по прилагающимся документам;
  • Проверка наличия деклараций;
  • Дела, связанные с получением сертификатов на товар и их выдачей;
  • Наблюдение за выполнением всех правил таможенного законодательства;
  • Вопросы, касающиеся уплаты таможенных взносов и пошлин.

Складская логистика

Контролирует процессы приема, передачи и хранения готовых продуктов, сырья, материалов и прочих предметов, участвующих в процессе производства. Основная задача – выбор и организация мест для складирования, контроль над их работой. Подробно про складскую логистику.

Логистика снабжения (закупок)

Это регулирование потока сырья, комплектующих деталей, материалов и прочих предметов, поступающих в производство извне. Цель – обеспечить бесперебойный производственный процесс.

Данный вид логистики состоит из таких частей:

  1. Подбор наиболее подходящих поставщиков и подписание с ними контрактов;
  2. Формирование процесса доставки сырья, материалов на объекты производства;
  3. Сбережение материалов и сырья до передачи их непосредственно в производство;
  4. Минимизирование затрат на закупки ресурсов при наименьшей вероятности сбоев в поставках;
  5. Максимально надежно и качественно организовать поставки грузов с материалами и товарами;
  6. Уменьшение общих затрат на логистические процессы.

Основная проблема логистики закупок – выбор поставщика.

Вот основные оценочные критерии для подбора поставщиков:

  • Уровень качества поставляемых материалов, сырья, товаров, услуг;
  • Надежность;
  • Цена на услуги;
  • Возможность удовлетворить потребности и желания производителя;
  • Место расположения;
  • Прочие дополнительные бонусы и привлекательные условия.

Большую роль играет и имидж поставщика, его популярность и отзывы о его работе.

Распределительная логистика

Распределительная логистика

Это та часть логистики, которая контролирует процессы распределения готовой продукции к потребителю.

Управляет такими этапами производства, как складирование, транспортировка, доставка материальных и нематериальных ресурсов, создаваемых на производстве. Другими словами, всеми операциями, которые необходимы для доведения конечной продукции до потребителя. При этом должны быть соблюдены все интересы и требования покупателя.

Часто такую логистику называют маркетинговой и ошибочно – сбытовой. Но у этих понятий есть отличие. Распределительная логистика системно взаимосвязана с процессами производства, снабжения, управления потоками товаров и услуг. Все функции внутри процесса тесно взаимосвязаны друг с другом.

В зависимости от того, какой субъект экономики берет на себя ответственность за поставки, течение готовой продукции может иметь вид товарного или транспортного потока.

Функции распределительной логистики:

  • Проектирование, формирование, построение и регулирование процесса транспортировки в послепроизводственном процессе;
  • Контроль и координация товарных запасов;
  • Прием заказов на привоз продукции;
  • Упаковка, сбор и проверка комплектации и другие действия по подготовке товарного потока к дальнейшему пути;
  • Построение наиболее разумной и целесообразной отгрузки;
  • Контроль над доставкой и управление транспортными операциями в цепях логистики;
  • Управление, планирование и организация сервисов логистики.

Логистика распределения на предприятии требует существенных издержек. Часть затрат связана с такими процессами, как складирование, упаковка, транспортировка, переработка, сопровождение грузов, хранение готовой продукции, обработка и передача информации о заказах, поставках и запасах.

Логистика производственных процессов в сфере распределения выполняет такие функции:

  • Проектирование процессов сбыта продукции, товаров, услуг;
  • Построение процесса обработки и получение заказов;
  • Налаживание работы сети складов;
  • Выбор упаковки, комплектации;
  • Контроль над другими операциями, которые предшествуют отгрузке;
  • Управление отгрузкой продукции;
  • Организация транспортировки.

Показатель успешной деятельности логистики на любом предприятии – это получение прибыли.

Для увеличения прибыли важно:

  • Создать единую транспортно-складскую систему и организовать быструю доставку до покупателя;
  • Объединить экономически сбыт и производство;
  • Выработать оптимальные схемы складирования и пополнения этих запасов.

Распределительная логистика включает в себя комплекс задач по организации и контролю над материальным потоком на этапе поставщик – потребитель. Начало логистики материальных потоков предприятия лежит в моменте постановки реализации и заканчивается выходом поставляемого продукта из области внимания поставщика.

Таким образом, становится понятно, что логистика – это сложное и многогранное понятие. Состоит не только из транспортного перемещения грузов, но из других важных процессов.

Основы логистики предприятия должны быть сосредоточены вокруг оптимизации процессов перемещения товаров и сырья. Конечный итог работы этой большой структуры — получение эффективной работы всех процессов на предприятии и, как следствие, повышение прибыли.

Оптимизация внутренней логистики предприятия

Оптимизация внутренней логистики

Логистика в России не имеет четкого понятия. Поэтому чтобы не запутаться надо дать определение термину внутренняя логистика. Это объединение определенных функций, направленных на обеспечение потока материальных активов внутри предприятия. Чаще всего под этим понятием подразумевают транспортные услуги и склад.
Часто перед руководителями предприятий стоит вопрос о совершенствовании логистики предприятия или ее полной реорганизации. Причинами этого могут стать:

  • Планирование нового развития компании, предприятия, фирмы, которое потребует от логистики новых решений;
  • Выход на новые сбытовые площадки и их ниши;
  • Рост пассивного, активного ассортимента и трудности связанные с ним;
  • Уменьшение оборачиваемости запасов товаров в точках продаж, местах распределения и на складах;
  • Повышение затрат, связанных с логистическими процессами при устойчивых продажах или при их уменьшении.

Чтобы процесс оптимизации бизнес-процессов логистики шел легче, надо разработать определенный план. Ведь оптимизацию/реорганизацию всей цепочки логистики одновременно выполнить проблематично.

На каждом предприятии своя уникальная логистическая система, но на практике оказывается, что ошибки и проблемы у всех практически одинаковые. Вот наиболее распространенные трудности, когда логистическая структура работает в плохом режиме:

  • Отсутствие информационного взаимодействия отдела закупок с логистикой;
  • Трудности с документооборотом, сроками сдачи накладных;
  • непонимание возможностей логистической системы и прибыльности некоторых процессов;
  • Нет четких информационных потоков между отделом поставок и другими структурами логистики, точные сроки, вид и содержание сведений не определяются;
  • Непредставление полной информации и в нужные сроки учетной системе предприятия, которая нужна для оптимальной работы логистики;
  • Отсутствие четкой руководящей структуры, когда до исполнителей не доводится ни один технический процесс в полном объеме;
  • Отсутствие системы учета бракованной продукции;
  • Отсутствие единого руководства всеми складами на производстве;
  • Неспособность логистической службы обслуживать сразу несколько машин по загрузке и выгрузке сырья или товаров.

Эффективность логистики

Эффективность логистики

Предприятия, имеющие в своем составе службу логистики, непременно должны проводить оценку эффективности работы этого отдела. Делать это нужно периодически или когда возникнет острая необходимость. Обычно этот процесс выглядит таким образом. Руководитель предприятия дает задание управленческим звеньям, те, в свою очередь, передают их логистической службе. Они принимают решения и справляются с заданием. Далее следует оценка эффективности работы подразделения.

Для оценки существует три основных метода. Каждый подразумевает сравнение результата деятельности логистической службы с поставленными ранее целями. А также подсчет и анализ издержек на выполнение задания. Рассмотрим каждый метод проверки подробнее.

Метод продуктивности

При таком методе оценка эффективности работы логистической службы носит количественный характер. Когда вычисляется какое-либо действие и выражается в единицах измерения. Например, выгрузка материалов в тоннах, количество поставок партий в часах и так далее.

Сравнивают две величины: по плану и то, что получилось у логистической службы по факту. Как правило, в расчет берутся такие показатели, как количество задействованной техники, количество часов работы людей, общее количество персонала нужного для выполнения конкретной задачи, масштабы площади складов. Оценка складывается из общего объема работ в соотношении к единице готовой продукции.

Метод затрат

Предприятие устанавливает стоимостные критерии для каждой опции логистики. Такой критерий может быть установлен и на единицу веса отгружаемого или поставляемого товара, конкретный заказ или отгружаемый продукт.

Сравниваются общие затраты и расходы по всем направлениям в соответствии с установленными ранее стоимостными критериями и целями. Вычисляются величины расхождения, которые дают картину эффективности деятельности логистики.

Метод сервиса

В этом случае критерием служит оценка оказываемых услуг по следующим характеристикам:

  1. Время, которое показывает длительность оказания услуг;
  2. Точность – исполнение задачи в установленный срок;
  3. Последовательность ведения дел по плану технологических операций;
  4. Величина убытков – дефект и порча готовой продукции при выгрузке, погрузке, перевозке и хранении на складах.

В условиях растущей с каждым днем конкуренции, качество сервиса приобретает большое значение на международных и внутренних рынках. Все методы оценки вкупе позволяют выявить преимущество того или иного предприятия в эффективной деятельности службы логистики.

Логистическая служба на предприятии

Логистика на предприятии предполагает управление ее как единой системой. Поэтому необходимо наладить работу специальной службы. Она управляет материальными потоками. Это и оформление договоров с поставщиками и доставка готового товара потребителю.

Основные функции логистической службы:

  1. Контроль выпуска готовой продукции и составление плана процессов транспортировки;
  2. Проектирование информационных процессов;
  3. Наблюдение за бюджетными средствами;
  4. Контроль над деятельностью на складах, в обслуживании производственных дел;
  5. Прогноз спроса на готовую продукцию, сырье, материалы;
  6. Подбор упаковки.

Логистическая служба в виде целого подразделения или в лице одного специалиста выполняет такие задачи:

  • Составление плана с расписание сроков по выпуску готового товара или услуг;
  • Контроль над процессами технологического производства;
  • Поддержка контроля качества, стандартов производства и сервиса;
  • Планирование привоза материалов, сырья;
  • Создание функционирующего склада;
  • Составление прогноза, плана расходования материальных ресурсов;
  • Контроль и налаживание функционирования транспорта внутри производства;
  • Управление и наблюдение за сырьем, материалами, готовой продукцией на всех этапах производства;
  • Обеспечение процессов передачи информации, нужных для управления системами производства.

Основные принципы логистики

Принципы логистики

При создании логистики на коммерческих предприятиях важное значение имеют принципы. Они определяют сущность и характер всего подразделения. Вот основные принципы, которые служат для отражения подходов к решению задач в производственной и хозяйственной деятельности фирмы.

Принцип синергичности

Суть принципа заключается в системном и комплексном подходе к решению конкретной задачи. Действия согласуются со всеми структурами логистической системы и процессами происходящими внутри. Так достигается лучший результат в целом, чем, если бы каждая структура работала обособлено друг от друга.

Принцип динамичности

Логистическая структура на предприятии это постоянно меняющаяся система. Она всегда отражает суть процессов, которые охватывает и не останавливается на одной точке.

Логистике присуща прогрессивная динамика и стремление к постоянному усовершенствованию.

Принцип комплектности

Этот принцип заключается в общности нескольких подразделений логистики и тесной взаимосвязи между ними. Автономная работа, каких-либо групп структуры не допускается. Исключение составляют – экстренные случаи и чрезвычайные обстоятельства.

Принцип инициат

1. Основные виды логистики.

Логистику принято разделять, в основном, на закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Иногда выделяют отдельно складскую логистику (логистику складирования), однако ее вполне можно рассматри­вать как составную часть закупочной, производственной, распре­делительной и транспортной логистики. Остановимся на крат­ком описании основных функциональных областей логистики.

Закупочная логистика: назначение закупочной логистики состоит в снабжении, обес­печении компании, предприятия товарами, материалами, сырьем, комплектующими, полуфабрикатами и т.п.; в хранении товаров; в управлении складскими запасами в зависимости от объема продаж, планируемого графика производства товара; в анализе и контроле товарных запасов; организации заказа товаров; оп­ределении оптимального размера заказа; поиске и выборе по­ставщиков и т.д.

Производственная логистика: производственная логистика обеспечивает непрерывную заг­рузку производства сырьем, материалами, комплектующими и их хранение; оптимизацию внутрипроизводственных технологических марш­рутов; содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом и т.д.

Транспортная логистика: основной задачей является обеспечение транспортировки то­варов; минимизация транспортных затрат; нахождение оптималь­ных маршрутов по доставке; создание логистических схем, по­иск и выбор перевозчиков, экспедиторов; планирование дос­тавки; участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи; прохождение та­моженных формальностей в стране, отправления, назначения и при транзите через третьи страны; обеспечение единой контро­лируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках; кон­солидация (объединение) грузов в процессе доставки; хране­ние на транзитных складах и складах временного хранения; согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.

Информационная логистика: целью информационной логистики является управление ин­формационными потоками, взаимосвязанными с материальными и финансовыми потоками; внедрение новейших информационных тех­нологий, интегрированных информационных систем автоматиза­ции в логистические процессы; использование их в закупочной, про­изводственной, распределительной и транспортной логистике; со­здание систем планирования, учета и управления, систем монито­ринга (отслеживания), позволяющих информировать клиентов о текущем статусе доставки, местонахождении товара в режиме реального времени и т.д.

Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортиров­ки невозможно само существование материального потока. Зачас­тую транспортный сервис, дополненный операциями грузоперера­ботки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегри­рованных ЛС. Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической актив­ности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины ­транспортной. Согласно классификации ЛС можно выделить внешнюю (в ло­гистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутри­производственную, технологическую) транспортировку.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от от­расли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг — транспортного сервиса. С позиций потребителя транс­портный сервис должен обеспечить доставку груза (МР, ГП) обус­ловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают та­кие виды транспорта и способы транспортировки, которые обес­печивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

 Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребите­лю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхова­нию, охране и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

1)                    Выбор способа транспортировки

2)                    Выбор вида транспорта

3)                    Выбор транспортного средства

4)                    Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке

5)                    Оптимизация параметров транспортного процесса

Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс (ТК). ТК России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица — предприниматели, осуществ­ляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно­ экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных до­рог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщения, проведение научных исследова­ний и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта пред­приятия, изготавливающие транспортные средства, а также орга­низации, выполняющие иную связанную с транспортным процес­сом работу.                    .

Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевоз­кой. Значение этого вида транспортировки в современных микро и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено, прежде всего, интегрированием в нем большого числа ло­гистических активностей.

Терминальные перевозки возникли за рубежом прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и междуна­родном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных уз­лах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Ев­ропы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терми­нальные комплексы для различных способов перевозок.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс со­оружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выпол­нения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой ­разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различ­ных партий грузов. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей. Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представля­ют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические активности. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортя­щихся грузов, а также контейнерные площадки. Часто также тер­миналы имеют железнодорожные подъездные пути.

Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мел­копартионные отправки грузов.

Основными операциями универсальных тер­миналов являются: сбор и развоз грузов; краткосрочное хранение; консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки; межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю.

Специализированные терминалы осуществляют операции транс­портно-логистического сервиса для определенного вида или ассор­тимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Большой опыт специализации грузовых терминалов накоплен в Японии и Франции. Например, в Японии насчитывается около 2000 специализированных терминалов. Технологический процесс терминальной транспортировки со­стоит из трех основных этапов:

1) завоза грузов на терминал и развоз их с терминала;

2) грузопереработка на терминале;

3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

  Линейные (магистральные) перевозки между терминалами мо­гут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию. Загрузка на терминале про­изводится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.

Качество терминальных перевозок характеризуется высокой ско­ростью доставки грузов и эффективным использованием транспор­тных средств.

Виды логистики. 5 уровней логистического сервиса

Сегодняшние тенденции на мировом рынке по производству товаров и услуг таковы, что предприятия направляют свои усилия и капитал на профильную деятельность, предоставляя выполнение второстепенных функций аутсорсинговым компаниям или, реже, − специально создаваемым дочерним фирмам. В полной мере данная тенденция наблюдается и в логистической сфере.

Благодаря нынешнему направлению развития мирового бизнеса значительно выросло количество логистических провайдеров (посредников), которые оказывают комплексные логистические услуги. Стоит отметить, что, согласно Западной классификации логистической деятельности, в настоящее время выделяют 5 уровней логистического сервиса (Party Logistics – PL), которые отличаются и по спектру услуг, и по технологическому уровню:

1РL (First Рагtу Logistic) — Автономная логистика

Данный сервис называется еще логистическим инсорсингом и характеризуется тем, что грузовладелец сам выполняет все логистические операции. Данная технология сформировалась еще в 70-80-х годах прошлого века.

2РL (Second Рагtу Logistic) — Традиционная логистика

Второе название этой технологии: «логистика второй стороны» или частичный логистический аутсорсинг. При таком сервисе компания берет на себя часть логистических функций (планирование, складирование, формирование логистической цепочки), однако она прибегает к привлечению сторонней транспортной организации (подрядчика), так как сама не обладает собственным транспортом. В этом случае, обычно, привлеченная фирма имеет ограниченный функционал и регион перевозок и использует свой транспортный парк (материальные активы).

3PL (Third Рагtу Logistic) — комплексный логистический аутсорсинг

3PL-провайдер – это специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций, то есть сам грузовладелец не занимается внешней логистикой. Провайдеры, относящиеся к данному типу, оказывают широкий спектр услуг и имеют в своем штате высококвалифицированных сотрудников. 3PL-провайдер не участвует в планировании всей логистической цепочки предприятия и не включен в хозяйственную деятельность клиента. Подрядчик оказывает комплекс услуг, в состав которых входят транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов.

К 3PL-провайдерам можно отнести те компании, которые оказывают подрядные услуги логистики и грузоперевозок, как, например, экспедиторские, курьерские и другие компании.

4РL (Fourth Рагtу Logistic) — интегрированный логистический аутсорсинг

Это сервис, при котором грузовладелец привлекает стороннюю логистическую компанию и дает ей право оказывать услуги не только по комплексной транспортной логистике, но и по планированию и проектированию цепочек поставок, а также передает ей задачи по управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии.

Отметим, что если фирма-клиент пользуется услугами 3PL-оператора, то 4PL будет управлять и ими в том числе. Сегодня большое количество достаточно крупных компаний пользуются услугами 4PL-провайдеров, например, TOSHIBA, SONY, FORD и многие другие. Внедряя современные технологии в построение своего бизнеса, компании повышают свою конкурентоспособность и расширяют свое присутствие на мировом рынке.

5PL (Fifth Рагtу Logistic) — «виртуальная» логистика

Когда 4PL-провайдер начинает оказывать еще и услуги сетевого бизнеса, то он становится 5PL-оператором. Таким образом, это аутсорсер логистической сферы, который, используя глобальное информационно-технологическое пространство, способен оказывать весь спектр услуг. Яркими примерами 5PL-провайдеров можно назвать интернет-магазины, такие как eBay, Aliexpress, Amazon и др.

Многие эксперты считают, что 5PL-провайдеры сейчас не существуют и это лишь теория, что на самом деле это совершенствование 4PL-системы: автоматизация и оптимизация работы по поиску логистических решений.

Сегодня борьба ведется как на экономическом уровне между субъектами рынка, так и на уровне политических союзов. Ведь политика всегда играет ведущую роль в развитии информационной среды, а мировая элита готова её стимулировать для захвата ведущей позиции в технологической сфере. Не секрет, что ЕС активно выделяет денежные средства на развитие IT-технологий, в области логистики в том числе. Так, в течение 20-30 лет, на территории Евросоюза может быть разработана единая логистическая информационная сеть. А она, в свою очередь, даст толчок в развитии 5PL-провайдеров.

Фото: Источник: logist.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *