Статус тосэр: Территория опережающего развития — Википедия – Что даёт городам статус территорий опережающего развития? — Рамблер/новости

Территории опережающего развития. Список 2019

№№ Наименование Нормативный акт
1 Абаза (Хакасия) правительственное постановление №870
(постановлено 24 июл 2017)
2 Анжеро-Судженск (Кемеровская обл.) правительственное постановление №941
(постановлено 19 сен 2016)
3 Бакал (Челябинская область) правительственное постановление №265
(постановлено 6 мар 2017)
4 Белебей (Башкирия) правительственное постановление №1536
(постановлено 29 дек 2016)
5 Варгаши (Курганская обл.) правительственное постановление №276
(постановлено 16 мар 2018)
6 Верхний Уфалей (Челябинская обл.) правительственное постановление №1369
(постановлено 13 ноя 2017)
7 Вятские Поляны (Кировская область) правительственное постановление №1239
(постановлено 12 окт 2017)
8 Гаврилов-Ям (Ярославская область) правительственное постановление №272
(постановлено 16 мар 2018)
9 Галич (Костромская обл.) правительственное постановление №37
(постановлено 25 янв 2019)
10 Губкин (Белгородская обл.) правительственное постановление №274
(постановлено 16 мар 2018)
11 Гуково (Ростовская обл.) правительственное постановление №45
(постановлено 28 янв 2016)
12 Дагестанские Огни (Республика Дагестан) правительственное постановление №1508
(постановлено 11 дек 2018)
13 Далматово (Курганская обл.) правительственное постановление №267
(постановлено 16 мар 2018)
14 Димитровград (Ульяновская область) правительственное постановление №848
(постановлено 19 июл 2017)
15 Донецк (Ростовская область) правительственное постановление №280
(постановлено 16 мар 2018)
16 Дорогобуж (Смоленская обл.) правительственное постановление №266
(постановлено 6 мар 2017)
17 Емва (Республика Коми) правительственное постановление №267
(постановлено 6 мар 2017)
18 Ефремов (Тульская область) правительственное постановление №269
(постановлено 16 мар 2018)
19 Заринск (Алтайский край) правительственное постановление №279
(постановлено 16 мар 2018)
20 Зверево (Ростовская область) правительственное постановление №263
(постановлено 16 мар 2018)
21 Зеленодольск (Республика Татарстан) правительственное постановление №1611
(постановлено 22 дек 2017)
22 Камешково (Владимирская обл.) правительственное постановление №1060
(постановлено 06 сен 2018)
23 Канаш (Чувашская республика) правительственное постановление №270
(постановлено 16 мар 2018)
24 Каспийск (Республика Дагестан) правительственное постановление №334
(постановлено 24 мар 2017)
25 Кировск (Мурманская обл.) правительственное постановление №264
(постановлено 6 мар 2017)
26 Кондопога (Республика Карелия) правительственное постановление №1608
(постановлено 22 дек 2017)
27 Котовск (Тамбовская область) правительственное постановление №1607
(постановлено 22 дек 2017)
28 Краснокаменск (Забайкальский край) правительственное постановление №675
(постановлено 16 июл 2016)
29 Краснотурьинск (Свердловская обл.) правительственное постановление №942
(постановлено 19 сен 2016)
30 Кумертау (Республика Башкирия) правительственное постановление №1550
(постановлено 29 дек 2016)
31 Лесной (Рязанская обл.) правительственное постановление №1368
(постановлено 13 ноя 2017)
32 Линево (Новосибирская обл.) правительственное постановление №268
(постановлено 16 мар 2018)
33 Набережные Челны (Республика Татарстан) правительственное постановление №44
(постановлено 28 янв 2016)
34 Наволоки (Ивановская обл.) правительственное постановление №171
(постановлено 17 фев 2018)
35 Надвоицы (Республика Карелия)
правительственное постановление №940
(постановлено 19 сен 2016)
36 Невинномысск (Ставропольский край) правительственное постановление №1606
(постановлено 22 дек 2017)
37 Нижнекамск (Республика Татарстан) правительственное постановление №1609
(постановлено 22 дек 2017)
38 Новоалтайск (Алтайский край) правительственное постановление №273
(постановлено 16 мар 2018)
39 Новокузнецк (Кемеровская обл.) правительственное постановление №278
(постановлено 16 мар 2018)
40
Новотроицк (Оренбургская обл.) правительственное постановление №871
(постановлено 24 июл 2017)
41 Онега (Архангельская обл.) правительственное постановление №266
(постановлено 16 мар 2018)
42 Павловск (Воронежская обл.) правительственное постановление №264
(постановлено 16 мар 2018)
43 Петровск (Саратовская область) правительственное постановление №1166
(постановлено 27 сен 2017)
44 Пикалево (Ленинградская обл.) правительственное постановление №271
(постановлено 16 мар 2018)
45 Прокопьевск (Кемеровская область) правительственное постановление №1470
(постановлено 3 дек 2018)
46 Ростов (Ярославская обл.) правительственное постановление №762
(постановлено 30 авг 2018)
47 Рузаевка (Республика Мордовия) правительственное постановление №1165
(постановлено 27 сен 2017)
48 Сарапул (Республика Удмуртия) правительственное постановление №1178
(постановлено 29 сен 2017)
49 Саянск (Иркутская обл.) правительственное постановление №262
(постановлено 16 мар 2018)
50 Селенгинск (Республика Бурятия) правительственное постановление №898
(постановлено 29 июл 2017)
51 Сердобск (Пензенская обл.) правительственное постановление №277
(постановлено 16 мар 2018 )
52 Сосенский (Калужская обл.) правительственное постановление №1370
(постановлено 13 ноя 2017)
53 Тольятти (Самарская обл.) правительственное постановление №974
(постановлено 28 сен 2016)
54 Тутаев (Ярославская обл.) правительственное постановление №1170
(постановлено 28 сен 2017)
55 Угловка (Новгородская обл.) правительственное постановление №275
(постановлено 16 мар 2018)
56 Усолье-Сибирское (Иркутская обл.) правительственное постановление №135
(постановлено 26 фев 2016)
57 Черемхово (Иркутская обл.) правительственное постановление №265
(постановлено 16 мар 2018)
58 Череповец (Вологодская обл.) правительственное постановление №939
(постановлено 7 авг 2017)
59 Чистополь (Республика Татарстан) правительственное постановление №1610
(постановлено 22 дек 2017)
60 Чусовой (Пермский край) правительственное постановление №329
(постановлено 23 мар 2017)
61 Южа (Ивановская область) правительственное постановление №1522
(постановлено 14 дек 2018)
62 Юрга (Кемеровская обл.) правительственное постановление №641
(постановлено 7 июл 2016)
63 Железногорск (Красноярский край) правительственное постановление №114
(постановлено 6 фев 2018)
64 Заречный (Пензенская обл.) правительственное постановление №785
(постановлено 5 июл 2018)
65 Озерск (Челябинская обл.) правительственное постановление №113
(постановлено 6 фев 2018)
66 Саров (Нижегородская обл.) правительственное постановление №481
(постановлено 20 апр 2017)
67 Снежинск (Челябинская обл.) правительственное постановление №115
(постановлено 6 фев 2018)
68 Амуро-Хинганская (Еврейская АО) правительственное постановление №847
(постановлено 27 авг 2016)
69 Белогорск (Амурская обл.) правительственное постановление №875
(постановлено 21 авг 2015)
70 Большой Камень (Приморский край) правительственное постановление №43
(постановлено 28 янв 2016)
71 Горный воздух (Сахалинская обл.) правительственное постановление №200
(постановлено 17 мар 2016)
72 Индустриальный парк «Кангалассы» (Якутия) правительственное постановление №877
(постановлено 21 авг 2015)
73 Камчатка (Камчатский край) правительственное постановление №899
(постановлено 28 авг 2015)
74 Комсомольск (Хабаровский край) правительственное постановление №628
(постановлено 25 июн 2015)
75 Курилы (Сахалинская область) правительственное постановление №992
(постановлено 23 авг 2017)
76 Михайловский (Приморский край) правительственное постановление №878
(постановлено 21 авг 2015)
77 Надеждинская (Приморский край) правительственное постановление №629
(постановлено 25 июн 2015)
78 Нефтехимический (Приморский край) правительственное постановление №272
(постановлено 7 мар 2017)
79 Николаевск (Хабаровский край) правительственное постановление №464
(постановлено 19 апр 2017)
80 Приамурская (Амурская область) правительственное постановление №879
(постановлено 21 авг 2015)
81 Свободный (Амурская обл.) правительственное постановление №673
(постановлено 3 июн 2017)
82 Хабаровск (Хабаровский край) правительственное постановление №630
(постановлено 25 июн 2015)
83 Чукотка (Чукотский АО) правительственное постановление №876
(постановлено 21 авг 2015)
84 Южная (Сахалинская область) правительственное постановление №201
(постановлено 17 мар 2016)
85 Южная Якутия (Республика Саха — Якутия) правительственное постановление №1524
(постановлено 28 дек 2016)
86 Ясный (Оренбургская обл.) правительственное постановление №120
(постановлено 12 фев 2019)
87 Катайск (Курганская обл.) правительственное постановление №119
(постановлено 12 фев 2019)
88 Нефтекамск (Башкирия) правительственное постановление №129
(постановлено 12 фев 2019)
89 Белорецк (Башкирия) правительственное постановление №121
(постановлено 12 фев 2019)
90 Благовещенск (Башкирия) правительственное постановление №127
(постановлено 12 фев 2019)
91 Костомукша (Карелия) правительственное постановление №122
(постановлено 12 фев 2019)
92 Новоуральск (Свердловская обл.) правительственное постановление №130
(постановлено 12 фев 2019)
93 Лесной (Свердловская обл.) правительственное постановление №131
(постановлено 12 фев 2019)
94 Северск (Томская обл.) правительственное постановление №132
(постановлено 12 фев 2019)
95 Менделеевск (Татарстан) правительственное постановление №123
(постановлено 12 фев 2019)
96 Чапаевск (Самарская обл.) правительственное постановление №126
(постановлено 12 фев 2019)
97 Глазов (Удмуртия) правительственное постановление №125
(постановлено 12 фев 2019)
98 Решетиха (Нижегородская обл.) правительственное постановление №128
(постановлено 12 фев 2019)
99 Володарск (Нижегородская обл.) правительственное постановление №124
(постановлено 12 фев 2019)

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан информирует о проведении в 2020 году ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование Республики Башкортостан», утвержденного постановлением Правительства РБ от 10 апреля 2013 года №145. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2016 года № 815 о Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» республиканский конкурс «Лучшее муниципальное образование Республики Башкортостан» является региональным этапом Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».

Конкурс осуществляется в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в комплексном социально-экономическом развитии муниципальных образований республики, развития и укрепления экономического потенциала муниципалитетов, выявления и отбора примеров лучших муниципальных практик и повышения престижа муниципальной службы в Республике Башкортостан.

Мероприятие проводится Минэкономразвития и инвестиционной политики РБ, Министерством культуры РБ и Агентством по печати и средствам массовой информации РБ.

Участниками конкурса являются муниципальные образования Республики Башкортостан (I категория — городские округа, городские поселения; II категория — сельские поселения), муниципальные служащие Республики Башкортостан, а также журналисты печатных изданий и телерадиокомпаний Республики Башкортостан.

Конкурсные заявки по номинациям: «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» (по I и II категориям), «Обеспечение эффективной “обратной связи” с жителями муниципальных образований Республики Башкортостан, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» (по I и II категориям) размещаются в региональном сегменте ГАИС «Управление» по электронному адресу, Лучшее муниципальное образование.

Конкурсные заявки заверяются в ГАИС «Управление» электронной подписью главы Администрации муниципального образования Республики Башкортостан, представляющего заявку, либо лица, исполняющего его обязанности.

Конкурсные заявки по номинациям: «Лучший муниципальный служащий поселения Республики Башкортостан», «Лучший муниципальный служащий муниципального района Республики Башкортостан» и «Лучший муниципальный служащий городского округа Республики Башкортостан» направляются в Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан по адресу: 450101, г.Уфа, ул. Тукаева, д.46, Дом Республики (тел.: (347) 280-83-06, факс: (347) 280-87-00; электронный адрес: https://economy.bashkortostan.ru, e-mail: [email protected] на бумажном и электронном носителе.

Конкурсные заявки по номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» (по I и II категориям) представляются в Министерство культуры Республики Башкортостан по адресу: 450015, г. Уфа, ул. Революционная, д.18 (тел.: (347) 280-87-70; 280-87-56, факс: 273-67-17; электронный адрес: https://culture.bashkortostan.ru; e-mail: [email protected] на бумажном и электронном носителе.

Конкурсные заявки на бумажном носителе должны быть пронумерованы, прошиты и заверены с обратной стороны подписью главы администрации муниципального образования Республики Башкортостан, представляющего заявку, либо лица, исполняющего его обязанности.

Конкурсные заявки по номинации «Лучший журналист, освещающий вопросы развития местного самоуправления в Республике Башкортостан» представляются в Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан по адресу: 450077, г. Уфа, ул. Кирова, д.45, кабинет 420, отдел печатных средств массовой информации (тел.: (347) 280-82-15, 218-07-73; факс: 218-07-70, электронный адрес: https://pressarb.bashkortostan.ru; e-mail: pressarb@bashkortostan, [email protected].

Конкурсная заявка по номинации «Лучший журналист, освещающий вопросы развития местного самоуправления в Республике Башкортостан» должна быть пронумерована, прошита и заверена с обратной стороны подписью руководителя средства массовой информации, представляющего заявку, либо лица, исполняющего его обязанности.

Муниципальные образования – победители республиканского конкурса участвуют в федеральном этапе Всероссийского конкурса, целью которого является выявление, распространение и поощрение примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения. По решению Правительства Российской Федерации победителям присуждаются дипломы Правительства Российской Федерации и денежные премии.

Конкурсные заявки принимаются до 20 марта 2020 года (включительно) по вышеуказанным адресам.

С материалами можно ознакомиться по ссылке:

https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/territorialnoe-razvitie/luchshee-munitsipalnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty-rb/

Пресс-служба Министерства экономического развития и инвестиционной политики РБ

Шувалов: ТОР потеряют свой статус, если не смогут привлечь резидентов-инвесторов — Экономика и бизнес

ГОРКИ, 25 декабря. /ТАСС/. Территории опережающего развития потеряют свой статус, если не смогут привлечь резидентов-инвесторов. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

«Мы на совещании у вас (у премьер-министра Дмитрия Медведева) договорились о некоторой модификации законодательства. — Это будет касаться, в первую очередь, ответственности региональных и муниципальных властей с тем, чтобы при получении этого статуса территории опережающего развития ответственность местных и региональных властей была по привлечению резидентов в эти зоны. По прошествии определенного разумного срока, мы дополнительно поймем, что это за срок, скорее всего это год или два, если не будут появляться резиденты в территориях опережающего развития, тогда у правительства появится возможность статус этот отозвать», — сказал Шувалов на совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами.

Как заявил Шувалов, инструмент ТОР был создан для того, чтобы в моногородах появлялись новые производства. По его словам, помимо создания юридической рамки в виде срока по привлечению резидентов, через Фонд развития моногородов ТОРам будут предоставляться средства для развития инфраструктуры и обеспечения крупных производств всем необходимым, чтобы запускать новые современные производства.

«Также мы договорились, что будем вместе с региональными властями смотреть на множественность источников поддержки: это и Фонд развития промышленности, это Фонд развития моногородов и различные программы, которые существуют в регионах. По совокупности мы должны научиться так управлять денежными средствами, чтобы создавались и новые рабочие места, и ситуация в этих городах становилась лучше», — сказал первый вице-премьер.

Он отметил, что приоритетный проект по развитию моногородов предусматривал создание в 54 городах в течение 2017 года территорий опережающего развития. «Но после того, как мы с товарищами у Вас эту тематику обсудили на совещании, мы сейчас по всем заявкам, которые были дополнительно, помимо подписанных решений направлены в Министерство экономического развития, посмотрим, имею ввиду то, что сказали Вы (премьер-министр Медведев) — в первую очередь предоставлять статус городам, которые в этом нуждаются и находятся в «красной» зоне, то есть там, где ситуация по безработице более серьезная», — сказал Шувалов.

Как заявил первый вице-премьер, если такой статус запрашивают города с устойчивым экономическим развитием, то решение будет приниматься в зависимости от количества привлекаемых резидентов. При этом муниципальные и региональные власти должны предоставить гарантии того, что резиденты являются реальными инвесторами и в определенные сроки осуществят свои обязательства.

Что дает Ясному статус территории опережающего развития

Генерального директор АО «Оренбургские минералы» Андрей Гольм на своей странице в facebook подробно и понятно объяснил: зачем городу был нужен статус территории опережающего экономического развития. Далее цитата.

Ну вот, страсти по присуждению статуса ТОСЭР для Ясного улеглись
Теперь немного мыслей и рассуждений, от процесса ( два года занимались ) результата и планов.

Не так давно (уверен, многие слышали эту новость) наш город Ясный – одна из немногих территорий – получил долгожданный статус ТОСЭР. Мы долго к этому шли, шли сознательно, преодолевали страшные препятствия, но упорно его добивались. И теперь маленькая группа тех из нас, кто в теме, ликует и рвётся в бой, а остальные вообще плохо понимают, что, собственно, произошло.

А произошла удивительная вещь – мы получили много уникальных возможностей для развития производства и тем самым развития территории, не воспользоваться которыми – не просто величайшая глупость, а наверно преступление.

ТОСЭР – это же не просто статус, это определённый объём условной экономической свободы, официально предоставленный правительством России в обмен на быструю, серьезную и эффективную работу, направленную на укрепление экономики государства.

И это не благотворительность! Там, где тебе одной рукой дали, другой обязательно, поверьте, обязательно возьмут. А что хочет «взять», точнее видеть в регионах, Москва? – Производство! Много производств. Производств разных, и иногда даже не важно чего. Об этом говорят напрямую!

Нет для Москвы вопроса занятости, местных налогов или бюджетов, социальной стабильности, благоустройства, медицины. Вопрос один – создание производств. Не магазинов, не оптовых баз, складов – производств!

Все социальные вопросы пусть решает местная муниципальная и областная власть. Задача ТОР – вернуть инвесторов в Россию, вложить деньги в промышленность, увеличить производство. Надо, чтобы люди это понимали. Сильная страна – это прежде всего сильное производство, а потом уже всё остальное.

Зачем ТОСЭР был так нужен «Оренбургским минералам»? Затем, что мы видели возможности создать производства. Льготы, полученные благодаря ТОСЭР, нужны Новым направлениям для устойчивого развития в не простых условиях, и поддержка государства в том числе снижением налогового бремени хотя бы в первые годы существования предприятий.

Много лет мы «тащили» на себе город, кроме нас было некому. «Оренбургские минералы» чувствовали свою ответственность и тратили много сил и средств, пытаясь что-то сохранить, а что-то даже преумножить. Когда объемы рынка упали вдвое, комбинат ни людей не сокращал, ни зарплату, как это принято в области. Наоборот, сокращая производство, проводя автоматизацию, увеличивая эффективность и производительность, мы в то же время развивали альтернативные рабочие места.

Понимая, сколь важна социальная стабильность, мы думали и за рабочие места для женщин, и за семейный отдых, и за развитие. Отсюда наша сегодняшняя активная поддержка городских инициатив по комфортной среде и благоустройству, коммуналке, школам, детсадам и прочему. Мы сделали очень много за эти годы, можем сделать ещё, но сейчас думаем за смену парадигмы, потому что хотим развиваться и знаем, куда и как. Теперь на «Оренбургских минералах» оставим только тех, кто нужен основному производству.
Мы работаем в рынке, и если не будем в нём активно двигаться, проиграем. Вот поэтому АО «Оренбургские минералы» так активно шли в ТОСЭР.

Конечно, хорошо, когда снижается зависимость от градообразующего предприятия, еще лучше, когда с развитием различных бизнесов уходит сам этот термин, но намного лучше, когда развивается всё.

У нас появилась возможность сконцентрироваться на собственном развитии, внедрять новинки в технологии, автоматизации, эффективном производстве, осваивать новые рынки, поддерживать и продвигать старые. Прежде из-за заботы о дифференцировании производства мы не могли уделять достаточно время, силы и средства основному бизнесу. Сейчас это будем исправлять.

Напомним, Ясный стал вторым муниципалитетом Оренбуржья, который получил подобный статус. Подробнее читайте здесь: Ясный стал территорией опережающего развития.

территория опережающего развития

Статьей 427 НК для организаций и ИП, получивших статус резидента ТОСЭР, статус резидента СПВ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения.

С 03.08.2018 статья 427 НК дополнена пунктом 10.1, положениями которого предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР и резидентами СПВ исключительно в отношении выплат физлицам, занятым на новых рабочих местах.

На основании изложенного резидент ТОСЭР или СПВ, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан с 03.08.2018 применять пониженные тарифы взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физлицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР или СПВ.

Вместе с тем, решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем.

При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.

Действие положений пункта 10.1. статьи 427 НК в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных на территории ДФО и резидентов СПВ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года.

При этом положениями пункта 10.1 статьи 427 НК предусматривается отмена трехлетнего ограничения с момента создания ТОСЭР для приобретения резидентами ТОСЭР в ДФО и резидентами СПВ права на применение пониженных тарифов страховых взносов, и одновременное продление для них до 31 декабря 2025 года периода, в течение которого резиденты этих территорий, приобретут и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6%.

Таким образом, положения пункта 10.1 статьи 427 НК в части снятия ограничения по сроку предоставления права на применение пониженных тарифов как улучшающие положение плательщиков имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года.

При этом положения пункта 10.1 статьи 427 Кодекса в части применения резидентами ТОСЭР и СПВ пониженных тарифов исключительно в отношении выплат физлицам, занятым на новых рабочих местах, обратной силы не имеют.

На основании изложенного, плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР в ДФО или резидента СПВ с 26 июня 2018 года по 31 декабря 2025 года (включительно), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения им соответствующего статуса.

При этом с 3 августа 2018 года плательщики страховых взносов, получившие статус резидента ТОСЭР в ДФО или резидента СПВ как до, так и после 26 июня 2018 года, применяют пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении базы для исчисления взносов, определенной в отношении физлиц, занятых на новых рабочих местах.

Такие разъяснения дает ФНС в письме № БС-4-11/10247@ от 28.05.2019.

Моногороду Тулун присвоили статус ТОСЭР | Новости Иркутска — БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская о

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *