1 | Алтайский край | ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая катунь» | Создается | Greenfield | Государственная |
2 | Астраханская область | ОЭЗ ППТ «Лотос» | Создается | Greenfield | Государственная |
3 | Еврейская автономная область | ТОР «Амуро-Хинганская» | Создается | Greenfield | ГЧП |
4 | Иркутская область | ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» | Создается | Greenfield | Государственная |
5 | Калужская область | ОЭЗ ППТ «Калуга» площадка Людиново | Создается | Greenfield | Государственная |
ОЭЗ ППТ «Калуга» площадка Боровск | Создается | Greenfield | Государственная | ||
6 | Липецкая область | ОЭЗ ППТ «Липецк» | Действующий | Greenfield | Государственная |
ОЭЗ ППТ «Данков» | Создается | Greenfield | Государственная | ||
ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» | Создается | Greenfield | Государственная | ||
7 | Москва | ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» | Действующий | Greenfield | Государственная |
8 | Московская область | ОЭЗ ТВТ «Дубна» | Действующий | Brownfield | Государственная |
9 | Мурманская область | ОЭЗ ПТ «Мурманск» | Действующий | Brownfield | Государственная |
10 | Приморский край | ОЭЗ ППТ «Владивосток» | Создается | Greenfield | Государственная |
ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» | Намерения | Greenfield | Государственная | ||
11 | Псковская область | ОЭЗ ППТ «Моглино» | Создается | Greenfield | Государственная |
12 | Республика Алтай | ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» | Создается | Greenfield | Частная |
13 | Республика Бурятия | ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» | Создается | Greenfield | ГЧП |
ТОСЭР «Селенгинск» | Намерения | Greenfield | Государственная | ||
14 | Республика Татарстан | ОЭЗ ППТ «Алабуга» | Действующий | Greenfield | Государственная |
ОЭЗ ТВТ «Иннополис» | Создается | Greenfield | Государственная | ||
ОЭЗ ПТ «Свияжск» | Намерения | Greenfield | Государственная | ||
ТОСЭР «Набережные Челны» | Создается | Greenfield | Государственная | ||
15 | Республика Хакасия | ТОР «Абаза» | Намерения | Greenfield | Государственная |
16 | Ростовская область | ТОР «Гуково» | Создается | Greenfield | Государственная |
17 | Самарская область | ОЭЗ ППТ «Тольятти» | Проектируемый | Brownfield | Государственная |
18 | Санкт-Петербург | ОЭЗ ТВТ «Нойдорф» | Создается | Greenfield | Государственная |
ОЭЗ ТВТ «Новоорловская» | Создается | Greenfield | Государственная | ||
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» | Создается | Greenfield | Государственная | ||
19 | Сахалинская область | ТОСЭР «Южная» | Намерения | Greenfield | Государственная |
ТОСЭР «Горный воздух» | Намерения | Greenfield | Государственная | ||
20 | Свердловская область | ОЭЗ ППТ «Титановая долина» | Создается | Greenfield | Государственная |
21 | Тверская область | ОЭЗ ТРТ «Завидово» | Действующий | Greenfield | Государственная |
22 | Томская область | ОЭЗ ТВТ «Томск» | Действующий | Greenfield | Государственная |
23 | Ульяновская область | ОЭЗ ПТ «Ульяновск» | Создается | Brownfield Greenfield | Государственная |
24 | Хабаровский край | ОЭЗ ПТ «Советская гавань» | Действующий | Greenfield | Государственная |
ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» | Создается | Greenfield | Государственная | ||
ТОСЭР «Хабаровск» | Действующий | Greenfield | Государственная | ||
25 | Чеченская Республика | ОЭЗ ТРТ «Ведучи» | Намерения | Greenfield | Государственная |
26 | Чукотский автономный округ | ТОР «Беринговский» | Создается | Greenfield | Государственная |
Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон — Право на vc.ru
Налоговый юрист Артур Дулкарнаев — о существующих в России налоговых льготах для резидентов особых экономических зон.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году
Особые экономические зоны
Это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Особые экономические зоны создаются на 49 лет для развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
С юридической точки зрения, есть два вида особых экономических зон. Во-первых, особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Их четыре типа:
- Промышленно-производственные.
- Технико-внедренческие.
- Туристско-рекреационные.
Портовые.
Во-вторых, особые (свободные) экономические зоны, действующие на основании иных федеральных законов:
Особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 года.
Особая экономическая зона в Калининградской области, функционирующая ОЭЗ до 31 декабря 2045 года. Государственна
Особые экономические зоны России: описание
Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.
Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.
Особые зоны
Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:
- промышленные;
- туристические;
- логистические;
- технологические.
Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.
Основные понятия
В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:
- особая экономическая зона;
- свободная экономическая территория;
- зона свободной торговли;
- специальная экономическая зона.
Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что зона свободной торговли. Это понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.
Цели и условия создания ОЭЗ
Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.
Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:
- удачное географическое расположение территории;
- наличие свободных площадей для развития;
- развитая инфраструктура;
- привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
- возможность развития межрегиональных и международных связей;
- существование исторически сложившихся видов деятельности.
Зачем нужны особые зоны
Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:
- создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
- привлечение в страну иностранных капиталов;
- стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
- удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
- развитие и поддержка отечественного производителя.
Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:
- используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
- экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
- имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
- увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.
Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.
В чем заключается суть ОЭЗ?
Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.
Льготы
Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:
- привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
- инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
- незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
- упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
- доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
- доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
- сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
- наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
- открытый доступ к рынкам сбыта — как внутренним, так и внешним;
- долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
- проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.
Виды особых экономических зон
Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:
- промышленно-производственные — представляют собой огромные комплексы, ориентированные на производство большого количества определенной группы товаров;
- зоны свободной торговли — территории, которые не попадают под юрисдикцию таможенной службы; в таких зонах проводится не только продажа продукции, но и ее хранение, тестирование, упаковка и так далее;
- туристические — территории с развивающимся туристическим сектором, в которых существуют особые условия для предпринимателей;
- сервисные — территории, на которых производятся экспортно-импортная и финансовая деятельность, осуществляемая на особых условиях; классический пример — оффшорные зоны;
- научно-технические, внедренческие — технопарки, районы, где на особых условиях проводятся разработки и научные исследования в той или иной области хозяйствования.
«Алабуга»
Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.
Специализация тут довольно разнообразна:
- производство автобусов и автомобильных компонентов;
- изготовление бытовой техники;
- фармацевтическое производство;
- изготовление мебели;
- высокотехнологичное химпроизводство;
- авиационное строительство.
На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.
Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:
- зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
- подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.
Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:
- свободная таможенная зона, в которой иностранное оборудование может размещаться без уплаты НДС и таможенной пошлины;
- отсутствие экспортной пошлины при вывозе произведенной продукции;
- полное освобождение от внесения транспортного, земельного налога и других платежей в бюджет республики;
- ставка налога на прибыль в первые пять лет составляет всего 2 %, вторая пятилетка — 7 %, далее, вплоть до 2055 года — 15,5 %;
- земельные участки по вполне приемлемой цене, свободный доступ к инженерным коммуникациям, подведенным к границам участка электричество, газ, тепло, канализация;
- освобождение от налога на имущество и другие преференции.
ОЭЗ «Дубна»
Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.
Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:
- городок программистов;
- площадка нанотехнологий;
- участок ядерно-физических технологий.
Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:
- проектирование сложных техсистем;
- биотехнологии;
- сложные медицинские технологии;
- информационные технологии;
- композиционные материалы;
- ядерно-физические и нанотехнологии.
Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.
Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. Налоговые льготы могут быть такими:
- отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
- нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
- 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
- 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
- 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.
Также резидентам полагаются другие преференции:
- льготная аренда помещений и земельных участков;
- бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
- ускоренное оформление документов на земельные участки;
- свободная таможенная зона;
- высокоскоростные системы передачи данных.
Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.
«Алтайская долина»
ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо–рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.
Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.
Государство гарантирует значительные административные преимущества:
- невмешательство в реализацию инвестпроектов;
- упрощенный формат проверок;
- режим «одного окна»;
- оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.
Инвесторов ждут также и налоговые льготы:
- 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
- плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
- понижение ставки транспортного налога;
- снижение налога на прибыль до 15,5 %.
«Бирюзовая Катунь»
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.
Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.
«Титановая долина»
ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.
«Ульяновск»
ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:
- приборостроение, производство электроники;
- авиастроение;
- техническое обслуживание самолетов;
- производство электрооборудования;
- изготовление композиционных материалов;
- прочие отрасли машиностроения.
В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.
Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.
Развитие и современное состояние особых экономических зон в России
Библиографическое описание:
Коростелев Н. Ю. Развитие и современное состояние особых экономических зон в России // Молодой ученый. 2019. №21. С. 204-206. URL https://moluch.ru/archive/259/59637/ (дата обращения: 16.03.2020).
В статье рассматривается развитие и современное состояние особых экономических зон в России, проведен анализ структуры и исторической динамики ОЭЗ по типам и направлениями деятельности.
Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, инвестиции, экономика.
Одним из инструментов экономического роста могут выступать территории с особыми экономико-правовыми условиями, которые в теоретической литературе и практической деятельности могут именоваться особыми экономическими зонами (ОЭЗ), специальными экономическим зонами и др.
В данной статье мы рассмотрим развитие и современное состояние ОЭЗ в России. Основным нормативным документом, регулирующими данное направление в Российской Федерации, является Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который содержит такое определение ОЭЗ: «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [3].
Также данный акт содержит условия создания ОЭЗ. среди которых отмечено, что:
– ОЭЗ может располагаться на территории одного или нескольких муниципальных образований в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации. При этом не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития;
– ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц;
– предусматривается возможность включать в границы ОЭЗ участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц [3].
В зависимости от направления деятельности Закон выделяет 4 типа ОЭЗ:
– промышленно-производственные ОЭЗ;
– технико-внедренческие ОЭЗ;
– туристско-рекреационные ОЭЗ;
– портовые ОЭЗ.
Рассмотрим динамику и структуру ОЭЗ по типам.
В настоящее время в России осуществляют функционирование 25 ОЭЗ четырех типов [2]:
– 9 ОЭЗ («Алабуга», «Калуга», «Липецк», «Лотос», «Моглино», «Ступино Квадрат», «Титановая долина», «Тольятти», «Узловая») промышленно-производственного типа;
– 6 ОЭЗ («Дубна», «Иннополис», «Исток», «Томск», «Технополис «Москва»», «Санкт-Петербург») технико-внедренческого типа;
– 9 ОЭЗ («Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Завидово», «Ворота Байкала», кластер «Курорты Северного Кавказа») туристско-рекреационного типа;
– 1 портовая ОЭЗ («Ульяновск»).
В целом в России до 2015 года наблюдалась тенденция увеличения количества ОЭЗ разных типов, после чего произошло небольшое сокращение общего количества ОЭЗ и стабилизация численности. На рис. 1 приведем динамику количества ОЭЗ по типам и годам, начиная с 2005 года, где можно увидеть, что наибольшее число ОЭЗ принадлежит к промышленно-производственному типу и туристско-рекреационному типу.
Рис. 1. Количество ОЭЗ в России по типу и годам
По состоянию на 2018 г. на территориях ОЭЗ зарегистрировано 656 резидентов, из них в 2017 году — 146 резидентов. Их них на ОЭЗ промышленно-производственного типа приходится 197 резидентов, на ОЭЗ технико-внедренческого типа — 374, на ОЭЗ туристско-рекреационного типа — 66, на портовую ОЭЗ — 19. При этом, в ОЭЗ промышленно-производственного типа число компаний-участников увеличилось с 2011 г. по 2017 г. в 4 раза, в ОЭЗ технико-внедренческого типа — в 2 раза, в ОЭЗ туристско-рекреационного типа — в 2 раза и в портовых ОЭЗ — в 6 раз [1].
Структура резидентов по типам ОЭЗ на 2018 г. представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура резидентов по типам ОЭЗ
Стоит отметить, что наиболее интересными в России с инвестиционной точки зрения стали ОЭЗ технико-внедренческого типа, доля резидентов которых составляет 57 % от общего количества. Обусловлено это условиями функционирования этих территорий, так как инвесторов привлекает возможность осуществить инвестиции в развитие современных технологических решений, поскольку они представляются более рентабельными.
Таким образом, анализ современного состояния и статистических данных ОЭЗ показал, что роль ОЭЗ в социально-экономическом развитии регионов довольно высока, о чем свидетельствует интерес инвесторов к данным организационным форматам.
Литература:
- Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2017 год и за период с начала их функционирования //. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/f2144a23–78d2–44a3–8230- c36a8b24b43b/report2017.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=f2144a23–78d2–44a3–8230-c36a8b24b43b (дата обращения 23.05.2019).
- Особые экономические зоны //. URL: http://www.rosoez.ru (дата обращения 23.05.2019)
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //. URL: http://www.rbc.ru/finances/19/02/2016/56c7064d9a79470b848a7d33 (дата обращения: 23.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, туристско-рекреационный тип, промышленно-производственный тип, технико-внедренческий тип, тип, современное состояние, собственность граждан, направление деятельности, муниципальная собственность.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) — федеральный орган исполнительной власти России, существовавший в 2005—2009 годах, находившийся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Агентство осуществляло функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, функции по контролю за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах по обеспечению действия специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, было образовано 22 июля 2005 года Указом Президента Российской Федерации № 855 в целях реализации подписанного в тот же день Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
19 августа 2005 года было утверждено Положение об агентстве, установлена численность центрального аппарата (185 человек) и его юридический адрес — Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1. Также установлены количество должностей заместителя руководителя — 5 единиц, количество управлений в центральном аппарате — 9 и численность работников территориальных подразделений — 200 человек.
В ноябре 2005 года количество должностей заместителя руководителя было увеличено до шести.
В апреле 2006 года для реализации некоторых функций по управлению особыми экономическими зонами на базе ФГУП «Внешстройимпорт» было создано ОАО «Особые экономические зоны» со 100-процентным государственным участием. За агентством были закреплены полномочия собственника в новом обществе.
В апреле 2007 года аппарат агентства был заметно увеличен вследствие передачи некоторых функций от Федеральной службы кадастра объектов недвижимости. Так, количество управлений в центральном аппарате было увеличено до 12-ти, его численность — до 327 человек, численность работников территориальных органов — до 650 человек.
29 октября 2007 года внесены некоторые изменения в положение об агентстве и сокращена штатная численность центрального аппарата (до 312 человек).
12 мая 2008 года вышестоящее ведомство — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации — было преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации.
5 октября 2009 года в соответствии с указом Президента РФ № 1107 агентство было упразднено, а его полномочия были переданы Министерству экономического развития Российской Федерации.[1]
С 2009 года управление особыми экономическими зонами, строительство инфраструктуры, привлечение инвесторов осуществляет АО «Особые экономические зоны».
Заместители руководителя агентства (на момент ликвидации)[править | править код]
- Бударина Татьяна Николаевна (с марта 2008 г.)
- Петрушин Андрей Станиславович (с 31 января 2008 г.)
- Федоткин Дмитрий Викторович (с марта 2008 г.)
- Янков Кирилл Вадимович (с ноября 2007 г.)
- Управление по промышленно-производственным зонам
- Управление по технико-внедренческим зонам
- Управление по работе с инвесторами и международными организациями
- Управление по организации и развитию инфраструктуры ОЭЗ
- Управление по туристско-рекреационным зонам
- Финансово-экономическое управление
- Контрольно-правовое управление
- Управление делами
- Управление по портовым зонам
- Управление государственного администрирования
- Информационно-технологическое управление