Как делают кукол — Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal
Фабрика «Весна» — в то время ещё артель «Игрушка» — появилась в 1942 году. С тех пор производство игрушек ни разу не останавливалось. На фабрике выпускают 1 200 видов разной детской игровой продукции, из которых около 500 — это куклы. Производственные цеха и участки находятся в Кирове и за его пределами — в Слободском, Лянгасово и Баташах.Сегодня в kak_eto_sdelano выясним как делают куклы.
Процесс разработки новой модели куклы до её появления на полке магазина занимает около девяти-десяти месяцев. Согласно бизнес-плану фабрики, таких новинок должно быть около ста в год. Ежедневно производство выпускает около трёх тысяч кукол. Модели меняются каждый день, обычно их количество 30–50 видов. Товар продают через дилерскую сеть в 70 регионах России, а также в страны СНГ. В Орле и Нижнем Новгороде открыты филиалы компании.
Сначала художники, модельеры и дизайнеры разрабатывают образ новой игрушки, делают эскизы внешнего вида и аксессуаров. Затем скульптор-форматор изготавливает из пластилина форму будущих частей куклы — голову, руки, ноги и туловище. На их основе создаётся гипсовая форма, затем восковая и, наконец, металлическая гальваноформа. Именно она используется для следующего этапа производства — ротационного формования.
На ротационном участке из дозатора гальваноформы заполняют ПВХ-пластизолем (поливинилхлорид-пластизоль) и герметично закрывают. Затем диски, укомплектованные гальваноформами, помещают в ротационную печь, где приводят во вращение в трёх параллельных плоскостях и одновременно нагревают.
Такая процедура не позволяет пластизолю спекаться, а равномерно распределяет его по стенкам формы. В итоге вещество «желатинизируется» — превращается в плотный цельный материал. Все печи компьютеризированы, и, в зависимости от программы и изделия, в среднем гальваноформы находятся внутри от 8 до 16 минут при температуре 140–270 градусов. После этого, чтобы без труда извлечь полуфабрикаты игрушек, их охлаждают в специальной камере.
Детали пластмассовых кукол — туловища и ноги — изготавливают методом экструзионного выдувания. В экструдере — станке для переработки — пластмасса расплавляется и попадает в открытую форму туловища или ног куклы. После наполнения её края смыкаются, а внутрь подаётся сжатый воздух, который разгоняет расплавленный материал по полости формы. Из открытой формы извлекают готовое изделие и направляют на участок обработки пластмасс.
На этом участке в туловищах кукол сверлятся отверстия, чтобы куклу можно было собрать и вставить, если кукла озвученная, звуковое устройство. Все тексты, которые говорят куклы, проходят психолого-педагогическую экспертизу.
Эксперт даёт заключение о том, что прослушивание не навредит ребёнку и не вызовет агрессивных действий, а, наоборот, разовьёт нужные навыки. Здесь же определяется, с какого возраста ребёнок может играть с этой куклой. Помимо этого, каждая игрушка имеет сертификат соответствия.
Далее изделия поступают на художественный участок. Здесь оформители придают заготовке вид куклы. Сначала игрушке пришивают волосы на специальной прошивной машине. Прежде чем выполнить эту процедуру, головы нагревают в специальных нагревательных барабанах при температуре около 65 градусов: когда пластизоль мягкий, то прошивать его легче. Для волос используют итальянское нейлоновое волокно. Прямые волосы кукол пришиваются сразу с бобин, а для волнистых используют опаренный нейлон, который поступает от производителя сложенный кольцами.
После этого оформители делают куклам «макияж»: аэрографом румянят щёки, кистью рисуют брови и губы. Затем полуфабрикат поступает к специалисту, который вставляет глаза. Часть из них производится тут же на фабрике, но основная доля — от испанского производителя.
Следующий этап производства кукол — сборка. На фабрике производят куклы мягконабивные (голова, руки и ноги из пластизоля, туловище изготавливается из нетканого материала и заполняется гипоаллергенной смесью из синтетического волокна и поролона) и пластмассовые (туловище и ноги из пластмассы, остальное — из пластизоля). На этом же этапе кукол одевают и причёсывают. Для каждой игрушки дизайнерами-модельерами разработана своя одежда и причёска.
Одна из популярных моделей куклы — Анастасия. У неё 11 коллекций, среди которых, например, «Спорт» (Анастасия-фигуристка), «Народные мотивы» (Анастасия — русская красавица) или «Профессии» (Анастасия-учитель).
На фабрике несколько швейных цехов для производства одежды. На одном из них есть вязальный участок, где для кукол изготавливают трикотажные вещи.
Для каждой куклы обычно предусмотрено несколько нарядов — тот, в котором она продаётся, и дополнительные, которые можно приобрести отдельно. Переодевание игрушек положительно влияет на мелкую моторику детей. В качестве застёжек используют чаще всего самоклеящиеся «липучки», чтобы ребёнок любого возраста смог с ними справиться.
И, наконец, завершающий этап — кукол упаковывают в коробки, которые складывают в гофроящики. В таком виде игрушки отправляются на склад, а потом попадают на полки магазинов.
Источник
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
Производство кукол — технология как делают их из винила
Во все времена самыми любимыми игрушками девочек были куклы. Но одни вырастали и забывали о своих крошечных подружках, а другие начали коллекционировать их и даже изготавливать самостоятельно.
Кукол изготавливают на фабриках игрушек, а также их производством занимаются профессиональные художники и дизайнеры, речь идет об авторских работах. Такие работы коллекционируют как произведения искусства, поскольку любая авторская кукла художником проработана до самых тончайших деталей, начиная с самой идеи и заканчивая мельчайшими деталями костюма.
Для изготовления используют различного вида пластики (винил). Одни требуют воздействия температур, чтобы достичь необходимой твердости, другие же затвердевают самостоятельно при комнатной температуре. Их производство с каждым годом становится все популярнее. Особую популярность завоевали авторские работы, при изготовлении которых особое внимание уделяется точности нарядов. Они должны быть сшиты как настоящие, включая вышивку, чеканку, ручное кружево и т.д.
Как делают кукол
Современные мастера изготавливают кукол из различных материалов: фарфора, текстиля и пластиков. На изготовление авторской уходит около месяц. Такие куклы имеют маркировку с названием фирмы – производителя.
С чего же начинают производство? Прежде всего, определят размер будущего изделия и его тип. Далее выбирают подходящий материал. Часто используют винил, который подвергается обжигу. Пластик или полимерная глина – это синтетический материал, который очень похож на пластилин. При запекании он затвердевает. Поэтому технология производства кукол подразумевает обжиг изделия. Запекают изделия из полимерной глины при температуре ста пятидесяти градусов.
Для изготовления кукол используют специальное оборудование для производства и специальные формы. Если используется пластик, который необходимо запекать, то нужно за основу взять форму, благодаря которой внутренняя поверхность куклы останется пустой, иначе толстый слой винила может не пропечься. Из фольги формируют каркас для куклы, который дополнительно можно усилить проволокой. Особенно это относится к куклам с тонкими конечностями.
Слой должен составлять не меньше четырех миллиметров, но не боле десяти миллиметров, иначе пластик может не пропечься или потрескаться. Пластик накладывают лишь одним слоем. Если накладывать его в несколько слоев, то между ними может остаться воздух, который во время обжига может вздуться и нарушить форму куклы.
Во время обжига необходимо внимательно исполнять все условия, которые указаны в инструкции. Максимально точно должна соответствовать температура, при которой должно запекаться изделие из винила. Если кукла внутри не имеет твердого каркаса, то все выступающие части необходимо обеспечить подпорочками. Запекают изделие примерно двадцать минут. Точное время зависит от вида пластика. При использовании самозатвердевающего винила свободы действий будет немного больше. При использовании такого пластика используют каркас для устойчивости изделия.
После того как винил высохнет, формируют куклу, укрепляя на черепе глаза и другие детали.
Изготавливают куклы из самозатвердевающего пластика и без использования каркаса. Для этого формируют отдельно все части тела, и после высыхания склеиваются между собой. Все швы шлифуют при помощи мелкой наждачной бумаги.
После обжига пластик приобретает достаточную прочность. Это основное преимущество данного материала. В работе материал довольно сложный, но он замечательно держит форму даже очень мелких деталей.
Для изготовления больших кукол используют пластик Fimo, который очень легок в лепке, но из-за своей чрезмерной мягкости не подходит для исполнения слишком мелких деталей. Часто два этих пластика комбинируют.
Реже при производстве применяют самозатвердевающую полимерную глину, которая не нуждается в воздействии высоких температур для затвердевания. Затвердевают такие полимеры по прошествии суток на открытом воздухе. Чаще всего такую полимерную глину используют для изготовления кукол в домашних условиях.
Видео как делают их из винила:
После затвердевания пластик хорошо поддается механической обработке. Но в воде данный материал может раскиснуть, поэтому из него изготавливают лишь сувенирные куклы, которые следует беречь от попадания на них влаги.
Загрузка…Популярные производители кукол на рынке России
Кукла является наиболее популярной игрушкой для девочек с давних времён. Первые куклы появились в Египте. В те времена кукла являлась не только игрушкой для детей, но и неким магическим предметом, участвующим в обрядах. Для обеспеченных людей куклы выполнялись мастерами и являлись настоящими произведениями искусства, передаваемые из поколения в поколение.
Вообще отношение к кукле было трепетным у многих народов. Наши предки верили, что кукла является образом человека, обладает индивидуальным духом и энергетикой. По уровню исполнения и сложности куклы были разные, изготавливались из глины, ткани, соломы. Игрушка, сделанная руками матери или бабушки часто являлась оберегом для ребёнка, которому была подарена. Это была уникальная вещь, с которой ребёнок отождествлял себя, развивал свои личностные качества, организовывал сюжетно-ролевые игры.
Современные тенденции производства кукол на отечественном рынке
В настоящее время в сегменте производства игрушек, кукла занимает около 20%, что говорит о её популярности.
Ещё немаловажный момент в пользу российского производителя: образы кукол разрабатываются отечественными дизайнерами. Помимо развлекательной функции такая кукла соответствует нравственно-культурным ценностям страны, что немаловажно в воспитании девочки.
Наиболее популярными российскими производителями кукол являются:
фабрики игрушек «Весна», «Звезда», «Огонёк». Всего в России свыше 50-ти предприятий, выпускающие игрушки.
- В 2014г. фабрика детских игрушек «Весна» выпустила новинку, говорящую куклу Арину с приложением Android. Кукла говорит с ребёнком фразами, причём подходящими для определённого времени суток. Данная модель уникальна тем, что имеет возможность загружать и воспроизводить файлы, может работать как автономно, так и от мобильного телефона или планшета. Благодаря оперативной памяти 2 гб Арина может рассказывать сказки, петь, или передавать сообщение от родственников и друзей. Кукла красива с виду, устойчива к нагрузкам, одобрена детскими педиатрами и психологами. Данная новинка является революционной в отечественном производстве кукол.
- Завод игрушек «Звезда» известен серией кукол в костюмах героев сказок
- как русских, так и европейских, под названием «Страна чудес». В 1997 году фабрика выпустила аналог популярной куклы «Барби». Для данной куклы разработана и запатентована система шарниров, копирующие движения человека. По сравнению с импортными аналогами кукла более доступна по цене и не уступает по качеству.
- Фабрика детских игрушек «Огонёк» известна игрушками-пупсами, которые выглядят как настоящие малыши. Куклы имеют подвижные ручки и ножки, открывающиеся — закрывающиеся глаза, ресницы. Умеют плакать, смеяться, говорить отдельные фразы. В комплекте к кукле прилагаются межсезонные комплекты одежды. Девочки обожают играть с «малышами», берут их на прогулки, с удовольствием ухаживают за «детьми».
Итак, в настоящее время российский рынок представляет широкий ассортимент кукол. Данный вид игрушки имеет большое значение в развитии ребёнка, поэтому к её выбору следует отнестись со всей ответственность. Это касается качества материалов, из которых изготавливается игрушка, отвечающих за безопасность ребёнка, а так же эстетического образа куклы.
Как я училась делать кукол
Здравствуйте, уважаемые читатели! Так уж получилось, что делаю я этот топик с небольшим запозданием. А началось все с того, что мне, как очень увлеченному коллекционеру кукол, захотелось попробовать сделать куклу самой. Но, поскольку, сама я не очень представляла себе сей процесс, решила я записаться на курсы по изготовлению авторской куклы. И записалась я на них еще летом, но вышло так, что группу собрали только к осени. Оказалось, что делать куклу — безумно увлекательно, но и очень непросто и не быстро. Конечно, нам помогала наша преподавательница Виктория Динец. Ее работы можно найти в интернете. Весь процесс создания куклы мне заснять не удалось, но некоторые моменты я вам покажу. Да, и не судите слишком строго мою первую работу. Она местами кривовата, конечно, но зато я теперь знаю, как рождаются мои любимые куклы.Получилась вот такая вот школьница-старшеклассница
А это работы моих коллег по курсу
И все вместе
А это работы творческого коллектива, в котором трудится наша преподавательница. Фото с выставки «Искусство куклы 2015» По идее, у нас должно было получиться примерно такое)))
Надеюсь, вам был интересен процесс создания авторской куклы. Спасибо за внимание!
Купить авторскую куклу можно в Шопике
История кукол с древних времен до наших дней
Куклы… на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством — мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Предлагаю Вам заглянуть в историю и проследить долгий путь развития кукольного искусства от древнейших времен до наших дней.
Перенесемся к истокам кукольного ремесла — в Древний Египет. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение — куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок.
Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому. В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеского тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Молот ведьм» (Я. Шпренгер и Г. Инститорис). Однако несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.
Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.
Кукла Пандора. Франция, 17 век.
Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза получили всемирную известность и по сей день вызывают неподдельный интерес публики.
Механическая кукла «Музыкантша». Автор Анри-Луи Жаке Дроз
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад… Зверушки, барыни, свистульки — народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки.
Период правления Петра I был веком реформ — это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.
Экспонат музея Аксакова в г. Уфа.
После февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера…
Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую куклу невозможно не влюбиться, и даже если Вы не являетесь коллекционером и вообще в принципе далеки от волшебного мира кукол, Вы все же едва ли сможете взглянуть на такую работу без восхищения!
Фарфоровая кукла. Автор — Александра Кукинова.
Как это работает. Как делают куклы на старейшей фабрике игрушек в России.
Фабрика «Весна» — в то время ещё артель «Игрушка» — появилась в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. С тех пор производство игрушек ни разу не останавливалось. На фабрике выпускают 1 200 видов разной детской игровой продукции, из которых около 500 — это куклы. Производственные цеха и участки находятся в Кирове и за его пределами — в Слободском, Лянгасово и Баташах.
В тяжелые для страны военные годы в город Киров были эвакуированы тысячи детей. Но никакая война не может отменить детства, и 26 июня 1942 года на заседании культмузпромсоюза было принято решение о создании артели «Игрушка». Производство игрушек для обездоленных ребятишек было не менее важной задачей, чем производство пушек и снарядов в нашем тыловом городе. Мастерами-надомниками изготавливалось 33 вида изделий из ваты, папье-маше, прессованного опила.
В 1954 году произошла ликвидация надомничества и переход на работу в производственных помещениях. Важными событиями в жизни предприятия отмечен 1960 год. Было построено новое трёхэтажное здание на углу улиц Красноармейской и Карла Либкнехта, установлена ленточная раскройная машина для ткани. На смену ручным прессам пришли механизированные гидравлические.
Кировская фабрика игрушек
В этом же году приказом Кировского областного управления бытового обслуживания от 29 сентября 1960 года Кировская промысловая артель «Игрушка» была реорганизована в Кировскую фабрику игрушек, куда вошла и Дымковская фабрика игрушек, где изготавливались кони-каталки из папье-маше и гипсовые статуэтки.
Объединение «Вятка»
Работа, проводимая в стране по совершенствованию управления промышленностью для ускоренного экономического развития, привела к решению руководства Кировской области объединить различные фабрики, производящие игрушки, в одно специализированное объединение «Вятка». 12 декабря 1963 года Кировская фабрика игрушек вошла в состав нового объединения, став цехом № 2 головного предприятия КПО «Вятка» по выпуску игрушек и сохраняя свой профиль: производство кукол, пластмассовых игрушек, карнавальных костюмов и кукольного театра. В 1965 году общая площадь промышленных и административных помещений цеха составляла 3000 кв. метров.
Техническая модернизация
Создание объединения «Вятка» позволило осуществлять работу по техническому перевооружению, разработке новых видов игрушек. В эти годы страна вступила в эпоху индустрии полимеров. В 1965 году началось производство игрушек из полиэтилена. Для этого было приобретено специальное оборудование, освоена новая технология.
В 1975 году Министерство местной промышленности РСФСР закупило для производства кукол партию итальянских линий ротационного формования деталей кукол из пластизоля. Две линии выделили для цеха № 2. Для нового оборудования был возведён трехэтажный пристрой.
Предприятие «Весна»
В 1991 году после упразднения кировского производственного объединения «Вятка» на базе цеха № 2 с Дымковским отделением и цеха № 4 (деревня Баташи) создается Государственное предприятие «Весна».
25 декабря 1992 года Комитет по управлению имуществом Кировской области принял решение о преобразовании государственного предприятия «Весна» в акционерное общество открытого типа «Акционерная компания «Весна», с 2002 года — АО «Весна». В 1999 году фабрика открывает филиалы и торговые дома ОАО «Весна» в Нижнем Новгороде и Орле, которые оптимизируют сбытовую деятельность предприятия в прилежащих к филиалам регионах.
Постоянное обновление
В целях увеличения производительности труда и повышения качества продукции на фабрике проводится техническое перевооружение. В 2001 году приобретена и освоена набивочная линия, обеспечивающая механизацию процесса набивки кукол и игрушек из меха, в 2002 году на участке раскроя швейного цеха внедряется и осваивается система САПР (система автоматического проектирования раскладок и изготовления лекал для деталей одежды для кукол, м/н игрушек и одежды для кукол).
В 2009 году устанавливаются две современных итальянских ротационных печей фирмы «Polivinil Rotomashineri» SPA и высокопроизводительный тампопринт фирмы «Комек» для тампопечати. Освоено новое высококачественное волокно для прошивки кукольных волос — нейлон, новая технология автоматической печати кукольных лиц — для этих целей закуплено тампопечатное итальянское оборудование.
В 2010 году был осуществлен ребрендинг ОАО «Весна».
25 мая 2010 года предприятию вручен сертификат доверия работодателю, который удостоверяет, что ОАО «Весна» внесено в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников.
В 2011 году ОАО «Весна» вручен «Сертификат доверия потребителя», выданный Вятской торгово-промышленной палатой.
В 2012 году — получение сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям международных стандартов ISO серии 9001.
В 2012—2013 годах расширились производственные площади фабрики: открыты новый участок по производству кукол, новый офис-склад по адресу г. Киров, ул. Базовая, 4.
Для удовлетворения спроса потребителя продукция фабрики постоянно обновляется, создаются новые виды изделий. В течение пятнадцати лет фабрика участвует в программе «Сто лучших товаров России», становясь его лауреатом и дипломантом. В 2014 году фабрике вручён почётный приз программы «Сто лучших товаров России» «Лидер качества».
Символично, что фабрика «Весна» начала свой трудовой путь именно как артель. Мы сохраняем в своей работе основные принципы русской артели — ответственность каждого за себя и за всех, взаимовыручку, общее согласие. Даже в XX в. в артельных договорах можно было встретить древнюю русскую формулу труда — «служить делу честно, добропорядочно, совестливо». Этот принцип на протяжении десятилетий — основа деятельности предприятия. Часто та или иная местность имеет какую-то свою особенность, что-то, узнаваемое настолько, что при одном упоминании этой достопримечательности понимаешь, о каком регионе страны идёт речь. Кировская область у многих ассоциируется с игрушкой. Уже несколько столетий — с глиняной дымковской и более 70 лет — с игрушкой фабрики «Весна».
Процесс разработки новой модели куклы до её появления на полке магазина занимает около девяти-десяти месяцев. Согласно бизнес-плану фабрики, таких новинок должно быть около ста в год. Ежедневно производство выпускает около трёх тысяч кукол. Модели меняются каждый день, обычно их количество 30–50 видов. Товар продают через дилерскую сеть в 70 регионах России, а также в страны СНГ. В Орле и Нижнем Новгороде открыты филиалы компании.
Сначала художники, модельеры и дизайнеры разрабатывают образ новой игрушки, делают эскизы внешнего вида и аксессуаров. Затем скульптор-форматор изготавливает из пластилина форму будущих частей куклы — голову, руки, ноги и туловище. На их основе создаётся гипсовая форма, затем восковая и, наконец, металлическая гальваноформа. Именно она используется для следующего этапа производства — ротационного формования.
На ротационном участке из дозатора гальваноформы заполняют ПВХ-пластизолем (поливинилхлорид-пластизоль) и герметично закрывают. Затем диски, укомплектованные гальваноформами, помещают в ротационную печь, где приводят во вращение в трёх параллельных плоскостях и одновременно нагревают.
Такая процедура не позволяет пластизолю спекаться, а равномерно распределяет его по стенкам формы. В итоге вещество «желатинизируется» — превращается в плотный цельный материал. Все печи компьютеризированы, и, в зависимости от программы и изделия, в среднем гальваноформы находятся внутри от 8 до 16 минут при температуре 140–270 градусов. После этого, чтобы без труда извлечь полуфабрикаты игрушек, их охлаждают в специальной камере.
Детали пластмассовых кукол — туловища и ноги — изготавливают методом экструзионного выдувания. В экструдере — станке для переработки — пластмасса расплавляется и попадает в открытую форму туловища или ног куклы. После наполнения её края смыкаются, а внутрь подаётся сжатый воздух, который разгоняет расплавленный материал по полости формы. Из открытой формы извлекают готовое изделие и направляют на участок обработки пластмасс.
На этом участке в туловищах кукол сверлятся отверстия, чтобы куклу можно было собрать и вставить, если кукла озвученная, звуковое устройство. Все тексты, которые говорят куклы, проходят психолого-педагогическую экспертизу.
Эксперт даёт заключение о том, что прослушивание не навредит ребёнку и не вызовет агрессивных действий, а, наоборот, разовьёт нужные навыки. Здесь же определяется, с какого возраста ребёнок может играть с этой куклой. Помимо этого, каждая игрушка имеет сертификат соответствия.
Далее изделия поступают на художественный участок. Здесь оформители придают заготовке вид куклы. Сначала игрушке пришивают волосы на специальной прошивной машине. Прежде чем выполнить эту процедуру, головы нагревают в специальных нагревательных барабанах при температуре около 65 градусов: когда пластизоль мягкий, то прошивать его легче. Для волос используют итальянское нейлоновое волокно. Прямые волосы кукол пришиваются сразу с бобин, а для волнистых используют опаренный нейлон, который поступает от производителя сложенный кольцами.
После этого оформители делают куклам «макияж»: аэрографом румянят щёки, кистью рисуют брови и губы. Затем полуфабрикат поступает к специалисту, который вставляет глаза. Часть из них производится тут же на фабрике, но основная доля — от испанского производителя.
Следующий этап производства кукол — сборка. На фабрике производят куклы мягконабивные (голова, руки и ноги из пластизоля, туловище изготавливается из нетканого материала и заполняется гипоаллергенной смесью из синтетического волокна и поролона) и пластмассовые (туловище и ноги из пластмассы, остальное — из пластизоля). На этом же этапе кукол одевают и причёсывают. Для каждой игрушки дизайнерами-модельерами разработана своя одежда и причёска.
Одна из популярных моделей куклы — Анастасия. У неё 11 коллекций, среди которых, например, «Спорт» (Анастасия-фигуристка), «Народные мотивы» (Анастасия — русская красавица) или «Профессии» (Анастасия-учитель).
На фабрике несколько швейных цехов для производства одежды. На одном из них есть вязальный участок, где для кукол изготавливают трикотажные вещи.
Для каждой куклы обычно предусмотрено несколько нарядов — тот, в котором она продаётся, и дополнительные, которые можно приобрести отдельно. Переодевание игрушек положительно влияет на мелкую моторику детей. В качестве застёжек используют чаще всего самоклеящиеся «липучки», чтобы ребёнок любого возраста смог с ними справиться.
И, наконец, завершающий этап — кукол упаковывают в коробки, которые складывают в гофроящики. В таком виде игрушки отправляются на склад, а потом попадают на полки магазинов.
Рекомендуется к просмотру:
«Как делают куклы в Иваново» в блоге «Своими глазами»
Фото и текст: Бионышева- Абрамова Елена
© Бионышева Елена/Сделано у нас
ООО «Ивановская фабрика игрушки» была основана более семидесяти лет назад. На сегодняшний день здесь изготавливают более ста наименований игрушек, в первую очередь — кукол. Мы осмотрели производство и поговорили с его руководителем — Дмитрием Юрьевичем Котовым.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
ООО «Ивановская фабрика игрушки» было основано на базе предприятия «Ивановская игрушка», которое ведет историю с 1942 года. В непростые военные и послевоенные годы здесь изготавливали игрушки из того, в чем не было дефицита, — смеси целлюлозы с мелкой стружкой опилок хвойных пород. Эта масса с мездровым клеем закладывалась в металлические пресс-формы и выпекалась при определенной температуре — и в результате получались чудесные куклы. Многие родившиеся в СССР помнят смуглую Кубинку, светловолосую Ладу и Цыганку в цветастом платье — все они появились на свет именно в Иваново.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Несмотря на хрупкость и ненадежность материала, игрушки из пресс-папье фабрика выпускала вплоть до 1994 года. Девяностые годы, ставшие суровым испытанием для всех производств, не обошли стороной и предприятие в Иваново. Однако фабрика «Ивановская игрушка» осталась на плаву, а в 2006 году началась ее вторая жизнь — уже под брендом ООО «Мир кукол». А в 2017 году компанию приобрел ее нынешний владелец и директор, Дмитрий Юрьевич Котов.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Для предпринимателя этобыл не первый бизнес-проект в сфере детских товаров: до этого он много лет занимался закупками игрушек в Китае. «Потом у меня и моего партнера скопилась определенная сумма денег, и мы решили куда-нибудь их вложить, — делится Дмитрий Юрьевич. — Мы уже знали, как все устроено в этой сфере, поэтому решили приобрести свое предприятие. Выбор пал на Ивановскую фабрику, потому что я уже прежде сталкивался с ее продукцией, и она мне нравилась».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
В январе 2017 года новый руководитель приступил к реструктуризации фабрики, а через год вернул ей историческое название с приставкой ООО. Не обошлось без трудностей: в прошлом году производство встало на 6 месяцев. Но компании удалось не только выйти из кризиса, но и сохранить профессиональный коллектив. «Мы не растеряли своих сотрудников, а их средний стаж на производстве — 38 лет, — с гордостью рассказывает директор фабрики. — Есть и те, кто работают у нас полвека и более — это наш художник Галина Павловна Кузьмина и оформитель игрушек- Надежда Сергеевна Бурова».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Сейчас тяжелые времена миновали: за год на фабрике выпускается 10 тысяч кукол, тогда как до реструктуризации — 5-8 тысяч. При этом у предприятия есть большой потенциал для роста: по оценкам руководства, оно способно производить до 15 тысяч единиц продукции в год.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Хотя в ассортименте Ивановской фабрики есть и сувенирные куклы, она в первую очередь ориентирована на маленьких потребителей. «Наша фабрика не работает на коллекционеров, наша целевая аудитория — это дети, — заявляет Дмитрий Юрьевич. — Я хочу приносить радость именно детям, хочу, чтобы именно они первыми потянулись за куклой. Меня часто спрашивают, почему я занимаюсь игрушками и именно куклами. Ответ прост: у меня у самого трое детей, из них — две девочки».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Невооруженным взглядом видно, что для Котова фабрика — не бизнес, а его амбициозный проект и детище. Признает это и он сам: «Для меня фабрика — отдушина, и я очень хочу, чтобы она развивалась. Одна из важнейших целей, которые стоят передо мной, — не просто возродить предприятие, а создать Российскую игрушку — и для мальчиков, и для девочек, и для самых маленьких».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
На данный момент ООО «Ивановская фабрика игрушек» изготавливает более 130 наименований продукции. Часть из образов — наследие советских времен, которое продолжает пользоваться любовью и спросом, но регулярно появляются новинки. «У нас была кукла Россиянка — и я решил расширить линейку, добавил модели „Василина-Хохлома“ и „Василина-Гжель“, что дало большой прирост покупателей и известности, — рассказывает Котов. — В дальнейшем планируем выпустить Снегурочку. Также мы сейчас мы работаем с ВГТРК и планируем создать куклу одного из героев мультсериала „Бобр Добр“ — любимого мультика моего сына».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Еще один недавний проект предприятия — линейка кукол-валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья», разработанная совместно с кандидатом педагогических наук Игорем Викторовичем Меньшовым, автором учебных пособий по формированию здорового образа жизни. Очаровательные Закалялкин, Питалкин, Распоряделкин, Невредилкин, Умывалкин, Общалкин, Настроелкин и Движелкин призваны научить детей правильно питаться, заниматься спортом и соблюдать другие правила здоровья. В комплект с серией кукол входит методические материалы для занятий в дома, в детском саду и в начальной школе». «Разработка образов этих кукол — полностью моя заслуга, — без ложной скромности говорит Котов. — В общем, я придумываю идеи, обсуждаем эти идеи всем коллективом, а потом их воплощает наш технолог — Ольга Терентьева».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
К идеям и пожеланиям покупателей на фабрике тоже внимательно прислушиваются. Например, коллекция кукол «Цветочный город» была выпущена при активном участии и взаимодействии с подписчиками группы предприятия ВКонтакте. «Мы долго рассматривали и думали, стоит ли это делать, — и в итоге не пожалели», — делится директор.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
На фабрике строго соблюдают все требования безопасности и используют непахнущие и нетоксичные материалы, в первую очередь — полиэтилен (для твердых частей тела, например, тела и ног) и пластизоль (для мягких, например, головы и рук). «Наши куклы почти полностью изготовлены из российского сырья, — сообщает директор предприятия. — За границей мы закупаем только итальянское волокно для волос — схожих по качеству аналогов у нас в стране нет — и китайские голосовые чипы, которые у нас тоже не производят. А вот голоса для чипов записываем уже в России — например, с озвучкой валеоигрушек нам помогал детский дом „Звездный“. Мы, в свою очередь, тоже активно помогаем детским домам и дарим их воспитанникам свои куклы».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Еще один важный технологический аспект, оставшийся с момента основания предприятия, — ручная роспись. «Это наша традиция, благодаря которой каждая кукла получается немного уникальной и хранит тепло рук мастера, — уверен директор „Ивановской фабрики игрушек“. — К слову, любой желающий может узнать, как она рождается: на нашей фабрике проводятся экскурсии и можно увидеть полный цикл создания игрушки».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас