Организация музея: Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами – Этапы создания музея

Содержание

организационная структура музея. — КиберПедия

В условиях развития рыночных отношений повышение уровня организации музейного дела, которое призвано внести свою лепту в решении задач гармоничного развития личности и общества, невозможно без совершенствования приемов и методов музейного менеджмента, создания эффективных организационных структур, повышения профессионализма рядовых сотрудников и менеджеров, занятых в данной сфере.

В современном обществе главной ценностью является информация. Различные виды деятельности, связанные с созданием виртуальных продуктов, их обработкой, распространением и реализацией становятся все более популярными. Музеи, являясь банками информации огромной ценности, призваны использовать ее в социокультурных и экономических целях, обеспечить самоокупаемость и предложить обществу новую стратегию развития культуры. Для этого требуется положить в основу перспективного плана принципы бизнеса, не разрушая традиционные функции музея.

Участие музеев в социально значимых общественных процессах требует применения в музейной практике новых современных информационных технологий, постоянного обновления мультимедийного оборудования и насыщения рынка музейных услуг, что позволило бы расширить аудиторию и увеличить число новых пользователей. При решении этой задачи актуализируется издательская деятельность, создаются и пополняются web-сайты, осуществляется компьютерная каталогизация фондов (книжных и предметных). Инновационный подход к обновлению музейной деятельности в то же время сохраняет приоритетность традиционных видов работ по реставрации, фондохранению, архивированию, комплектованию, экспозиции, природопользованию, хозяйствованию, экскурсионному обслуживанию, требующих постоянных затрат.

Главная цель деятельности любого музея (и мегамузея) — сохранять движимые и недвижимые памятники культуры, уникальные историко-культурные территории, вести их научную реставрацию и обеспечивать доступ посетителей к культурным ценностям и музейным коллекциям. Для реализации данных целей многие музеи сегодня обладают значительной, но далеко еще не достаточной базой: разветвленной системой филиалов, административно-хозяйственной структурой, техническим и специальным оборудованием, транспортными возможностями, и главное, — штатом высокопрофессиональных сотрудников.

Представители различных культур с помощью современного туризма, информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только могут получить интересующую их информацию о музеях, выставках, экспозициях, но и посетить их в любой точке мира. В этих условиях развитие



музейного дела заключается в повышении эффективности деятельности на основе поиска и реализации современных методов, форм и средств донесения социокультурной информации до аудитории. Достижение современным музеем данной цели возможно следующими методами:

ü создание интерактивной музейной экспозиции, погружение аудитории в культурно-историческую среду музея, использование элементов шоу;

ü укрепление материально-технической базы, использование разнообразных технических средств при демонстрации музейных предметов;

ü развитие культурного туризма, расширение международного сотрудничества в музейном деле, выставочной деятельности, создание и развитие гостиничной инфраструктуры и туристского сервиса.

Организационная структура музея – это внутренняя организация музея. Она включает администрацию, фонды, экспозицию, хозяйственные службы, вспомогательные подразделения. Основными структурными подразделениями музея являются: филиал, научный отдел (сектор), лаборатория, мастерская. По основным направлениям деятельности музей имеет научные отделы или сектора: экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-просветительный. Для решения отдельных научных задач в музее могут на определенный срок создаваться отделы, сектора или комплексные целевые группы. Основную деятельность музея обеспечивают научно-вспомогательные и производственные подразделения (библиотека, архив, реставрационные мастерские, лаборатория звукозаписи, фотолаборатория, типография, а также отдел кадров, канцелярия и др.). Структурные подразделения музея действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными директором музея. В крупных музеях организуются также совещательные органы при директоре: Научно-методический, Редакционно-издательский, Ученый и Художественный советы, а в головных музеях – Совет по координации.



Научно – исследовательская работа в музее – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Научно-исследовательская работа в музее является основой всех направлений музейной деятельности – научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы. Основными документами, определяющими направления и формы научно-исследовательской работы в музее, являются: научная концепция комплектования музейного собрания, научная концепция фондовой работы, научная концепция экспозиции, объединяющиеся в рамках научной концепции музея.

Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное

содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.

Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея. Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа.

Музейная выставка – это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных экспонатах. Она может быть передвижная и стационарная. К музейным выставкам относятся: выставки фондов, выставки новых поступлений, художественные, мемориальные и т.д. Выставочная деятельность музея – это область экспозиционной и научно-просветительной работы, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направление работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и частных коллекций. Осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и научно-просветительной работы. Составной частью выставочной деятельности является обмен выставками с другими музеями. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включенных в них подлинников и воспроизведений.

Ни один музей не мог существовать без наличия коллекции предметов. Формированием музейного собрания, обеспечением его сохранности, изучением музейных предметов и коллекций, созданием условий для их использования занимается одно из основных направлений музейной деятельности – фондовая работа. Формирование музейных коллекций является основой реализации музеем функции документирования. Предметы

группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков: по типам источников, происхождению, содержанию и др. Коллекции бывают: личные, частные, мемориальные, персональные, систематические, тематические, учебные. Музейная коллекция – основная форма организации хранения музейных предметов.

Музейные фонды структурированы. Их структура – это система организации музейного собрания, которая остается неизменной при любых возможных изменениях состава фондов. Обычно включает три основных элемента: основной фонд, научно-вспомогательный и фонд временного хранения. Основной и научно-вспомогательный фонды могут подразделяться на профильный фонд, непрофильный фонд и дублетный фонд. Последних два фонда могут объединяться в рамках обменного фонда. Фонд временного хранения подразделяется на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. В естественнонаучных музеях выделяется также фонд сырьевых научных материалов.

Состав музейных фондов можно охарактеризовать по числу предметов в основном фонде и в научно-вспомогательном фонде или по числу предметов, относящихся к каждому из основных типов – вещевых, письменных, изобразительных, кино-, фото- и фоно-источников.

Вся деятельность музея основывается на определенной методике. Научно-методическая работа в музее – это направление музейной деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением передовых методов и профессиональных приемов музейной работы. Она охватывает вопросы комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы, а также реставрации музейных предметов, рекламы и пропаганды музейных коллекций и т.д. Научно-методическая работа по профилю музея координируется центральными и головными музеями путем распространения методической литературы, проведения консультаций, рецензирования и т.д. Важным звеном научно-методической работы является система повышения квалификации музейных работников.

Как открыть собственный музей

В Петербурге примерно раз в месяц объявляют о создании нового музея. Так выставка вещей Даниила Хармса грозит обрести постоянное пристанище. В Красногвардейском районе на днях открыли музей стрит-арта. А музей-квартира Бродского на протяжении 12 лет так и остается проектом. Мы попытались разобраться в том, какие шаги стоит предпринять создателю частной экспозиции.

Музей «Эрос»

Выберите тему

Для того, чтобы открыть свой музей вам в первую очередь необходимо определиться с тем, что вы будете в нем выставлять. Закона, в котором бы четко прописывалось что может быть музейным экспонатом, а что нет – не существует. Поэтому вы можете выбрать все что угодно.

 

Ольга Костерина, менеджер Музея кукол и куратор социальных проектов :

Создание любого частного музея – это история страсти, искренняя и, как правило, продолжительная. Конечно, к этому может добавиться хорошая бизнес-идея, но она всегда будет на втором плане. Идея создания нашего музея появилась 30 лет назад. Директор Галина Варенюк долгое время коллекционировала кукол. Когда коллекция стала уже весьма внушительных размеров, знакомые работники музеев посоветовали создать условия для ее показа не только близким и знакомым, но и обыкновенным людям».

 

 Александр Ругаев, один из основателей Санкт-Петербургского музея эротики:

В Санкт-Петербурге на момент создания нашего проекта работали музеи мирового уровня почти по всем тематикам— кроме эротики. Учитывая богатую эротическую историю нашего города и увлечение эротикой многих русских императоров, мы решили исправить эту ситуацию. Исторические экспонаты в основном собирались по частным коллекциям. Многие современные экспонаты были изготовлены специально к открытию».

Музей «Эрарта»

Пройдите регистрацию

Частный музей должен получить статус юридического лица. Для этого лучше всего зарегистрировать некоммерческую организацию, но можно и общество с ограниченной ответственностью. Налогообложение частного музея будет зависеть от вида избранного юридического лица, наличия в собственности имущества и многих других моментов. Чтобы получить официальный статус музея, необходимо иметь свидетельство о том, что ваши экспонаты обладают культурной или исторической ценностью. Для этого сначала нужно провести соответствующую экспертизу, затем подать заявку на регистрацию экспонатов в Государственном каталоге музейного фонда РФ.

 

Ольга Костерина:

 Музей кукол – это некоммерческая организация, если быть точнее – некоммерческое учреждение. Чтобы называться музеем официально, организация обязана быть некоммерческой, иначе имя ей – «галерея» «культурный центр» и т.д. Регистрация проходит в специальном отделе Министерства юстиции (обратите внимание – не в налоговой инспекции)»

 

Александр Ругаев:

Наш музей для простоты процесса мы зарегистрировали как ООО, чтобы успеть с открытием ко Дню Святого Валентина» 

«Музей власти»

Найдите помещение

Удобство расположения для музея – довольно значимое условие его успешности. Конечно, если вы уверены, что за вашими экспонатами поедут и на окраину, можно сэкономить на аренде пространства в центральных районах города. Но учтите, что по законодательству музеи должны располагаться в помещениях, специально приспособленных для экспонирования и хранения музейных предметов и коллекций, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (бензоколонок, автостоянок и т.п.), фабрик и заводов, загрязняющих воздух. Пригодность музейного локейшена определяется с учетом заключения службы пожарной охраны и санэпидемстанции. Специальных требований к размеру помещений нет.

 

 Ольга Костерина:

Особенных скидок и форм поддержки для частных музеев не существует, однако есть существенные государственные скидки для всех некоммерческих организаций. Коммунальные услуги вы будете оплачивать по общей ставке»

 

Александр Ругаев:

Помещение у нас уникальное, с дворцовыми интерьерами. На поиски ушло около года»

Музей «Эрарта»

Сделайте ремонт

Оформить найденное пространство вы можете собственными силами или обратиться за помощью к профессионалам. Привлекать дизайнера или нет – зависит от концепции музея и от ваших собственных талантов.

 

 Ольга Костерина:

Если вы не претендуете на звание уникального с точки зрения оформления пространства, то дизайнера звать не обязательно. Если средства позволяют, то конечно лучше посоветоваться с профессионалами»

 

Александр Ругаев:

Ремонт занимает не менее 2-3 месяцев, желательно чтобы дизайнеры как минимум консультировали»

 Петербургский Музей Кукол 

Соберите команду

Необходимый минимум — это хранитель, который будет курироватьсостояние экспонатов, экскурсовод, ИТ-специалист, следящий за техникой и сайтом музея. Бухгалтера необязательно брать в штат, оформление финансовой документации можно отдать на аутсорсинг. И самое главное, формируя команду, ищите увлеченных людей с горящими глазами.

 

Ольга Костерина:

Музею нужны энтузиасты. Сейчас отмирает однобокое понимание музея как исключительно «храма муз». Современный музей – это пространство для диалога культур, времен, людей. Помимо хранителей, экспозиционеров и искусствоведов музей сейчас остро нуждается в специалистах разных профилей: художниках, психологах, маркетологах, специалистах в области управления, актерах, филологах. Людях увлеченных, знающих, которые сумеют внести новое в традиционное понимание. Чтобы музей не сгинул как институт, ему необходимо развиваться так же динамично, как и миру вокруг. Значительно проще и перспективнее набирать молодых сотрудников, которые все современные тенденции ощущают «на собственной шкуре» и осознают необходимость постоянных изменений. На данный момент в Музее кукол работают в основном люди до 25 лет, есть уже и постоянные волонтеры. Коллегам не следует бояться, что музей превратится в «не пойми что». Поколения могут и должны сотрудничать».

 

 Александр Ругаев:

 Самое важное — хорошие экскурсоводы, желательно со знанием английского языка. Главное — чтобы умели интересно рассказать о музее».

 

Сделайте максимум при открытии

Придумайте оригинальную концепцию, например, сочините какую-нибудь красивую легенду о вашем проекте. Желательно месяца за 2-3 до официального старта начните рассказывать о грядущем открытии журналистам. Если событие действительно интересное, внимание прессы вам обеспечено. Вообще старайтесь задействовать как можно больше каналов, исходя из своего бюджета.

 

Ольга Костерина:

Обязательно надо знать портрет своего потенциального посетителя. Если обращаться ко всем и сразу – ничего хорошего из этого не выйдет. Придумайте яркую акцию в партнерстве с кем-то уже известным или в одиночку. Подарки, перформансы, концерты, квесты. Ошибочно мнение, что за все нужно платить. Не нужно, если у вас интересный проект. Журналисты ищут хороший информационный повод – так что мешает быть обоюдно полезными? Говорю как человек с нулевым бюджетом на рекламу (при этом каждое наше событие освещается в интернете, по телевидению и радио). Многие музеи не используют эту возможность, но это, вероятно, от незнания».

 

Александр Ругаев:

Обязательно нужна интересная тема музея, плюс хорошие PR-специалисты»

Музей Анны Ахматовой

Зарабатывайте

Конечно, большинство музеев – не очень выгодное вложение денег. Но есть примеры того, как подобный проект может стать коммерчески выгодным мероприятием. Главное – вызывать интерес публики. Помимо постоянной экспозиции организовывайте временные выставки, привлекайте к сотрудничеству другие проекты, проводите мероприятия.

 

Ольга Костерина:

Любому музею реально заработать. Более того – это необходимо для его развития. Да, это очень сложно, но возможно. Самое простое, что можно посоветовать, – сувенирный магазин. Вы можете открыть его вместе с музеем. Продавать экспонаты не нужно. Лучше создать при музее галерею (как сделала «Эрарта») и продавать там то, на чем вы специализируетесь. У нас, например, есть демонстрационные мастерские по созданию сувенирных кукол, где посетители через стекло могут наблюдать, как работают наши мастера, а внизу в магазинчике – приобрести плоды их трудов по вполне доступным ценам.

Необычные услуги, возможность проведения праздников, особенных экскурсий для детей и взрослых, игр, мастер-классов – это все приносит прибыль. Справиться с проблемой доступности и привлечения дополнительных посетителей поможет пресловутый день льготного посещения».

 

 Александр Ругаев:

 Большинство музеев мира живут за счет помощи государства, но существуют десятки примеров коммерчески успешных частных проектов. Самое главное в успехе частного музея – положительные отзывы первых посетителей. Только при этом условии их знакомые и друзья тоже захотят посетить музей. В этом плане мы чем-то схожи с театром и кино.  Кроме как на входных билетах можно заработать на продаже сувенирной продукции, например с символикой музея, или уменьшенными копиями экспонатов. А вот экспонаты на продажу в музее выставлять не очень эффективно – туда приходят за новыми эмоциями, а не дорогими покупками».

Музейно-выставочная деятельность | РВИО

ЗАДАЧИ

— Повышение доступности и общественной значимости музейных коллекций

— Музейная и экспозиционно-выставочная работа, организация передвижных выставок и экспозиций с экскурсионным обслуживанием.

— Поддержка деятельности центров военно-исторической культуры — военно-исторических, мемориальных музеев, оказание содействия в разработке и создании новых музейных и выставочных комплексов, в том числе на базе историко-культурных центров и объединений

— Проведение научно-исследовательской, фондовой, идейно-воспитательной и образовательной работы, в том числе с использованием современных инновационных технологий


Российское военно-историческое общество работает над сохранением музейного наследия. АНО «Музей военной истории РВИО» управляет несколькими музейными объектами: «Стрелецкие палаты» и «Музей военной формы одежды» в Москве. Обновлена музейная экспозиция Башни Громовая в Смоленске. В работе еще ряд музейных проектов.

Кроме этого, РВИО участвует в создании современных экспозиций в Музее Победы на Поклонной горе, Музее героической обороны и освобождения Севастополя, музее Зои Космодемьянской в Подмосковном Петрищево, музее «Полководцы Победы» в Старой Руссе и ряде других. 

В регионах России экспонируются мобильные выставочные проекты РВИО. «Помни… Мир спас советский солдат» была представлена в Москве, Смоленске, Сочи, Воронеже, Волгограде, Кургане, Омске, Новосибирске, Томске, Керчи. Адаптированный вариант экспозиции под названием «Remember…» — в Женеве, Варшаве, Праге, Будапеште. В общей сложности выставку посетило свыше 2 миллионов человек, сейчас она работает в Парке «Патриот» в Подмосковье. 

Выставка «Война и Мифы», приуроченная к 75-летию Битвы за Москву, открылась в московском «Манеже» в 2016 году, а в 2017-м отправилась в турне по регионам России. Выставка побывала в Туле, Иваново, Архангельске, Тамбове и других городах.


Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»


(Москва, Лаврушинский переулок, дом 17, строение 1)

О МУЗЕЕ

Музейно-выставочная

Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» расположен в здании палат Титовых, памятника архитектуры XVII-XVIII веков, интерьеры и фасад которого по сей день сохранили исторический облик. Первым хозяином палат был думный дьяк Разрядного приказа, приближенный царя Алексея Михайловича Семен Степанович Титов. Но его семья владела домом только до середины XVIII века: в дальнейшем владельцы здания постоянно менялись, а в 1930-1940-е годы здесь расположились коммунальные квартиры, в которых поселились люди, работавшие обслуживающим персоналом в Доме Писателей, построенный рядом чуть ранее. В 2014-м году в здании палат открылись выставочные залы, а уже в ноябре 2015-го года здесь открылся Музей военной истории Российского военно-исторического общества «Стрелецкие палаты».

Музей «Стрелецкие палаты» является местом проведения различных культурных мероприятий, среди которых «Библионочь», «Ночь в музее», арт-марафон «Ночь искусств». Партнерами в реализации совместных творческих проектов стали Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Музей Победы, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственный исторический музей и другие.


ВЫСТАВКИ МУЗЕЯ


Постоянная интерактивная экспозиция «Московские стрельцы»

Экспозиция погружает гостей в исторические интерьеры палат XVII и с помощью современных технологий рассказывает историю первого регулярного войска Руси. Маршрут выставки проходит через залы, демонстрирующие вехи развития стрелецкого войска. Интерактивный формат экспозиции позволяет посетителям познакомиться с бытом и традиционными занятиями стрельцов в период царствования Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Петра I.

Здесь представлены уникальные реконструкции стрелецкого платья, обмундирования, вооружения и предметы обихода. Каждый сможет почувствовать себя настоящим стрельцом, заряжая мушкет, осваивая игру на барабане или письмо по древнерусским канонам.

В Музее предусмотрена функция «дополненной реальности»: ключом к взаимодействию с интерактивными зонами площадки является уникальный штрихкод на билете. Мультимедийные проекции, тач-экраны и другие современные технологии помогут максимально подробно и наглядно рассказать историю Московских стрельцов.

Музейно-выставочная


Постоянная экспозиция «Служилые люди государства Московского»

Экспозиция «Служилые люди государства Московского посвящена истории развития отечественных вооруженных сил в XVII веке.

Выставка рассказывает о важной роли служилых людей в борьбе с иноземными захватчиками, укреплении и расширении рубежей нашей Родины, достигшей тех территориальных пределов, которые определяют ее и в настоящее время.

Также на выставке можно узнать об особенностях организации ратного служения в разных районах Русского государства, о торговых и дипломатических связях России со странами Западной Европы.

Здесь представлены подлинные предметы вооружения, редкие архивные документы, материалы археологических раскопок, масштабные инсталляции и макеты, реконструкции обмундирования, дополненные художественными росписями и мультимедийными панорамами, которые позволят представить величие и своеобразие эпохи московских стрельцов.

Открытие экспозиции было приурочено ко Дню Героев Отечества, который ежегодно отмечается в России 9 декабря.

Музейно-выставочная


Музей военной формы одежды. ЗАКРЫТ НА РЕЭКСПОЗИЦИЮ


(Москва, Петроверигский переулок, дом 4, строение 1)

О МУЗЕЕ

Музейно-выставочная

В феврале 2017 года открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Цель музея — через визуализацию образов показать историю российского воинства, а также рассказать о развитии армии, о взаимосвязи военного искусства и форменной одежды.

Расположен Музей в старинной московской усадьбе Тургеневых-Боткиных. В период в 1803 по 1807 года усадьба принадлежала И.П. Тургеневу, став одним из блестящих литературных салонов Москвы. Здесь часто бывали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин и другие известные личности; организовывались красивейшие балы и Рождественские ёлки для детей. После смерти И.П. Тургенева, имение не раз меняло владельцев. В 1832 году усадьба с аукционных торгов была приобретена московским купцом и предпринимателем П.К. Боткиным, и в ее истории начался новый этап. Сама усадьба стала городской достопримечательностью, связанной с культурной и общественной жизнью Москвы.


ВЫСТАВКИ МУЗЕЯ


Постоянная экспозиция «Спасенные реликвии»

На выставке представлены уникальные экспонаты русской военной формы XVIII- XIX столетий из Музея истории военной формы одежды, созданного на основе собрания Императорского Интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора.

После бурных исторических событий 1917 коллекция перетерпела множество испытаний и лишений. Только с 1959 года коллекция стала доступна ограниченному кругу специалистов при опытно-конструкторской базе Центрального вещевого управления, организованного Управлением вещевого снабжения Министерства обороны СССР.

Благодаря всесторонней поддержке Антона Николаевича Губанкова, директора Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации, в 2015 году был осуществлен проект передачи уникальных предметов из запасников музея Минобороны России Российскому военно-историческому обществу для реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО.

Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году специалистами трех ведущих организаций ГосНиир, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря и РОСИЗО при поддержке и активном участии Российского военно-исторического общества. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения широкому кругу посетителей демонстрируются бесценные раритеты военного обмундирования, среди которых офицерская кираса Лейб-гвардии конного полка, гренадерская шапка Лейб-гвардии Павловского полка, мундиры офицеров Лейб-гвардии Преображенского полка, 68-го Лейб-пехотного Бородинского Его Величества полка, Нижегородского драгунского полка, Роты Дворцовых гренадер и др., образцы оружия из частных коллекций.

Выставка «Спасенные реликвии» посвящается памяти Антона Николаевича Губанкова, погибшего в авиакатастрофе в районе Сочи 25 декабря 2016 года.

Музейно-выставочная


Постоянная экспозиция «Спасенные реликвии. Два века славы»

На экспозиции «Спасенные реликвии. Два века славы» посетители увидят свыше 50 новых экспонатов, представляющих этапы эволюции военного мундира: от красивой эффектной, но мало пригодной для ведения войны формы — до практичного в изготовлении и удобного в носке обмундирования в периоды царствования императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.

Экспозицию составили предметы униформы солдат и офицеров самых именитых полков Российской Императорской армии. Особое место среди которых займет мундир унтер-офицера Тенгинского пехотного полка середины XIX века, где проходил службу великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Новая выставка является продолжением экспозиции «Спасенные реликвии», открытой 2 февраля 2017 года.

Музейно-выставочная


Башня Громовая


(Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 3)

О МУЗЕЕ

Музейно-выставочная

Музей военной истории Российского военно-исторического общества в 2017 году обновил музейную экспозицию в одной из башен Смоленской крепостной стены – в Башне Громовой. Она доступна для посетителей с 25 сентября 2017 года.

Обновленная экспозиция развернута на втором и третьем ярусах башни и посвящена строительству Смоленской крепостной стены, обороне Смоленска и окончательному вхождению города в состав Русского государства. В ней представлены предметы быта и оружие из фондов музеев и частных коллекций, а также вновь выявленные в центральных архивах документы, чертежи и планы крепостной стены и ее башен.

Экспозиция музея создает атмосферу погружения в историю с помощью звуковых эффектов и мультимедийных технологий — VR-очков и аудиогида.

В Громовой башне также можно увидеть детальный интерактивный макет Смоленской крепостной стены. Размер макета – почти 5 квадратных метров. Для самостоятельного ознакомления с экспозицией доступны мобильные аудиогиды, в которых повествование будет идти от лица строителей и защитников города. На первом ярусе башни предусмотрен сувенирный магазин с полным ассортиментом книгопечатных новинок РВИО и изданиями краеведческой тематики.

Посетители смогут увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким лестницам, полюбоваться деревянным шатром изнутри. На четвертом ярусе под куполом башни предусмотрено пространство для проведения массовых мероприятий. Посетители имеют возможность пройтись по пряслу — единственному месту стены, официально отведенному под туристические прогулки.

Громовая – одна из самых красивых башен «ожерелья земли русской», Смоленской крепостной стены, возведенной зодчим Федором Конем. Это первая из отреставрированных башен крепости, восстановленная в своем первоначальном виде.

Громовая башня Смоленской крепостной стены передана в пользование Российскому военно-историческому обществу в 2017 году. Обновление музейной экспозиции в ней — первый шаг Российского военно-исторического общества по сохранению и постепенному вводу в использование всех башен и участков прясел уникального объекта культурного наследия федерального значения – Смоленской крепостной стены.


Создание музеев и изготовление музейного оборудования

″Дайте мне музей, и я заполню его.″

Пабло Пикассо

Студия «Симметрия» успешно работает с 2006 года на Российском рынке.

Основным направлением работы студии было  разработка проектов интерьеров для культурно-развлекательных центров, офисов предприятий и музеев.

Однако с 2010 года студия «Симметрия» расширила сферы деятельности, обновила техническое оснащение, пополнилась новыми, творческими людьми, специалистами высокого уровня в области музейного проектирования.

Студия «Симметрия» начала серьезное развитие этого направления. В студии появился опыт организации музейного пространства, создании современных музеев различного уровня, изготовлении оборудования и экспонатов.

В 2017 году — открыт офис в Москве.

Деятельность специалистов студии музейного дела по достоинству оценили все партнеры, которые обратились в «Симметрию». Каждый проект создавался с учетом пожеланий заказчика, учитывались все нюансы и финансовые возможности. Такой индивидуальный подход к созданию любой экспозиции заслужил самые высокие оценки со стороны наших клиентов.

Виды деятельности студии:


  • Разработка концепции создания музеев
  • Разработка дизайн — проекта музеев
  • Разработка и расчет сметы по созданию музейной экспозиции
  • Застройка музея «под ключ»
  • Создание виртуальных, интерактивных музеев
  • Разработка концепции, проекта и создание частных музеев «под ключ»
  • Оформление музейного пространства на предприятиях и компаниях, создание корпоративных музеев
  • Разработка дизайн — проекта выставок и экспозиций
  • Организация выездных выставок музеев
  • Оформление выставочных залов
  • Изготовление музейного оборудования
  • Изготовление экспонатов любой сложности: манекены, макеты, музейная бутафория, таксидермия и многое другое
  • Оформление и оснащение учебных кабинетов образовательных, общественных учреждений и центров, конференц-залов
  • Разработка, оформление и оснащение тематических парков, инсталляций, квестов

Создание музеев в «Симметрии»

В процессе работы специалисты студии «Симметрия» создают ряд технических и технологических решений, которые позволяют точно и в срок выполнять различные задачи, связанные с оформлением интерьера в музее и экспозиционных площадей. На всех этапах – от разработки плана и проекта музея до его открытия – сотрудники студии музейного дела действуют строго по пунктам, прописанным в плане проекта. Это позволяет отслеживать и корректировать деятельность по созданию музея, вовремя завершать проекты.

Знание современных технологий и ассортимента различных высококачественных материалов для изготовления:


  • Инсталляций
  • Макетов
  • Манекенов
  • Витрин
  • Бутафории
  • Реквизита и т.п.

позволяют сотрудникам студии музейного дела воплотить в жизнь самые разнообразные идеи в оформлении музейных экспозиций.

В студии музейного дела «Симметрия» обеспечат оптимальное сочетание цены с качественными работами для воплощения музейного проекта в жизнь. Развитие музейного дела и создание всё большего количества разнообразных по тематике и содержанию музеев позволяет повышать культурный уровень, интерес к истории нашей страны, помогает развивать патриотические движения, а также этнографические знания.

У студии музейного дела «Симметрия» работают 2 офиса: в Москве и в г. Екатеринбурге, но её сотрудники могут полноценно выполнять работы по созданию музея в любом российском регионе – от удаленного поселка до мегаполиса.

Курс: Музееведение — Научная организация музейных фондов

Страница 16 из 39

 

Научная организация музейных фондов

В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музейных предметов, и научно-вспомогательный фонд, включающий научно-вспомогательные материалы. В естественно-научных музеях имеется еще и фонд сырьевых материалов. В него входят объекты природы, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования – шкурки животных, влажные экспедиционные сборы, материалы, подготавливаемые для длительного хранения. Выделение этого фонда обусловлено тем, что в процессе исследований и препарирования часть объектов природы может утратить свойства музейного предмета. Включение объекта в этот фонд носит временный характер.

Фонды музея делятся на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. Музейные предметы, которые составляют основу собрания и на базе которых осуществляется вся деятельность музея, образуют основной фонд. Остальные музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, включаются в обменный фонд (рис. 1). Он предназначен для передачи его содержимого в другие музеи на безвозмездной основе или в порядке обмена на профильные предметы с разрешения Министерства культуры.


Рис. 1. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению

Дело в том, что фонды музеев формировались исторически, а взгляды на профиль и задачи многих музеев со временем менялись. Поэтому в музейных фондах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимостью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полностью идентичные предметы – дублеты. Это часто происходит тогда, когда в фонды включается ранее составленная частным лицом или учреждением коллекция, законсервированная как единое целое. Согласно существующим нормативам, при наличии в музейном собрании нескольких дублирую-щих друг друга музейных предметов, пять из них входят в основной фонд, а остальные – в обменный фонд, который, таким образом, делится на фонд непрофильных предметов и фонд излишних дублетных материалов. Внутри основного фонда формируются дублетный фонд и коллекционный фонд. Последний включает все музейные предметы, имеющиеся в музее в единст-венном экземпляре, а также по одному, лучшему, из тех, что имеются в нескольких экземплярах.

Поскольку типовые и уникальные предметы имеют разное значение для науки и культуры, они выделяются в отдельные фонды в составе коллекционного фонда, дублетного фонда, фонда непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях предлагается делить коллекционный фонд на фонд мемориальных предметов и фонд предметов, не имеющих мемориального значения.

Определенные особенности имеют фонды ряда естественно-научных музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музеях системы Российской академии наук и Министерства общего и профессионального образования основной фонд, как правило, делится на научный фонд и экспозиционный. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации материала, которые имеют неравноценную значимость для исследования и экспонирования.

Дело в том, что влажные препараты, зафиксированные при помощи спиртовых смесей, быстро обесцвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности организма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследо-ваний. Препараты, при фиксации которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно, но структура тканей нарушается. Поэтому, сохраняя экспозиционную привлекательность, они становятся практически непригодными для полноценного научного исследования. Далее, классическими объектами научных исследований являются тушки, однако аттрактивными свойствами они почти не обладают. Напротив, аттрактивность чучел весьма велика, но они не могут являться объектом исследования в строгом смысле слова, поскольку пред-ставляют собой уже не подлинники, а реконструкцию, особенности которой в большей степени определяется мастерством таксидермиста, нежели характером самого природного объекта.

Таким образом, необходимость выделения научного фонда в ряде естественно-научных музеев обусловлена тем, что именно он должен представлять собой документальный и вещественно зафиксированный итог работы музея по исследованию природы региона.

Принадлежность предметов к основному и научно-вспомогательному фондам оформляется различными документами. Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Российской Федерации. Его состав, организацию и порядок использования впервые определило Положение о Музейном фонде Союза ССР (1965 г.). С июня 1996 г. особенности правового положения Музейного фонда регламентирует Федеральный Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Наряду с музейными предметами в состав Музейного фонда РФ входят все выявленные предметы музейного значения, находящиеся в собственности частных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций. Таким образом, по своему составу Музейный фондгосударственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Памятники, включенные в состав государственной части Музейного фонда, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения или обмена на другие музейные предметы и коллекции. Музейная коллекция является неделимой. подразделяется на

Включение памятников истории и культуры в состав Музейного фонда и исключение из него осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры. Это производится путем регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.

Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а также способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников: вещественные, изобразительные, письменные, фонические источники, а также фото- и киноисточники.

Вещественные (вещевые) источники – музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и другие предметы разнообразного назначения, которые содержат информацию о хозяйственной деятельности, бытовом укладе, социальной организации, эстетических и религиозных представлениях. Содержащаяся в вещественном источнике информация передается непосредственно через материальную сторону предмета – его форму, устройство, материал, размер, вес, цвет.

Изобразительные источники – это музейные предметы, которые содержат информацию, зафиксированную посредством зрительного образа. Одни образы передают зрительное представ-ление, пусть и условное, об общем виде, форме, материале, цвете предметов. Эти образы создают произведения изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Другие образы имеют отдаленные черты сходства с изображаемым объектом и содержат элемент геометрического подобия. Это схематические изображения – чертежи, планы, карты.

Письменные источники – музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма – букв, цифр и других символов. Письменные источники очень разнообразны; к ним относятся, например, хроники, летописи, документы политических партий, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги.

Фонические источники – музейные предметы, на которых с помощью специальных технических приспособлений зафиксирована информация в виде звуков человеческой речи, шумов, музыки и др. Они могут передавать голос выдающейся личности, особенности интонации чтеца, исполнительское мастерство музыкантов, силу зрительских аплодисментов. Это восковые валики или цилиндры – первоначальные носители записи, патефонные и граммофонные пластинки, магнитные ленты, компактные диски.

Фотоисточники – музейные предметы, содержащие информацию в виде изображения, полученного с помощью фотоаппаратуры. Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стекле, пленке и других материалах, фотоотпечатки на бумаге, керамике, металле, диапозитивы на стекле или пленке.

Киноисточники – музейные предметы, содержащие информацию в виде динамического изображения, которое фиксируется и воспроизводится с помощью технических средств.

Предметы, относящиеся к источнику определенного типа, нередко содержат элементы источников другого типа. Портреты и жанровые изображения нередко встречаются на вазах, чашах, блюдах, коврах. Однако это не меняет принадлежности самих предметов к памятникам материальной культуры, то есть к вещественным источникам. Элементы изобразительных источников часто присутствуют в книгах в виде, например, миниатюр.

Соотношение в фондах тех или иных типов музейных предметов зависит от профиля музея и его конкретной специфики. В музеях науки и техники преобладают, например, вещественные источники – машины, точные приборы, механизмы, а в литературных музеях основу фондов составляют письменные источники. Но при этом ничуть не снижается роль изобразительных источников, киноисточников, фонических источников.

Следующей единицей классификации фондов является вид музейных предметов, который выделяется на основе общности одного или нескольких признаков. Ими могут быть, например, материал, функциональное назначение, техника изготовления предмета или же сочетание отдельных признаков. Например, вещевые источники подразделяются по материалу – дерево, металл, камень, керамика, стекло, ткани, кость, перламутр, пластмассы. Понятия, обозначающие материал, носят собирательный характер. Например, в понятие «металл», входит железо, медь, серебро, золото, а в понятие «керамика» – грубая керамика, фарфор, фаянс. Разновидность материала может служить основанием последующего деления вещественных источников.

Далее вещевые коллекции могут делиться по функциональному назначению предметов (орудия труда, оружие, предметы быта), территориальному признаку, времени производства, авторской принадлежности. В зависимости от характера коллекции порядок деления может меняться, а некоторые из рубрик и вовсе выпадают.

Коллекцию изобразительных источников часто делят на коллекцию произведений изобрази-тельного искусства и на коллекцию схематических изображений. Произведения искусства делятся сначала по видам – живопись, скульптура, графика, затем по времени создания, школам, жанрам, авторской принадлежности. Принципами деления схематических изображений могут выступать территориальный признак, время создания, техника изготовления, содержание.

Коллекции письменных источников подразделяются на следующие виды музейных предметов: рукописные и печатные, учрежденческие и личные материалы, периодические и непериодические издания, книги, листовки, газеты, бланки. В музеях исторического профиля они затем часто группируются по тематическому и отраслевому принципам. В последнем случае используется такое основание деления, как отношение к сфере общественной жизни – государственное строительство, внутренняя и внешняя политика, народное хозяйство и т.д.

Фотоисточники классифицируются по технике изготовления – негативы, позитивы, дагер-ротипы, по тематическому принципу – фотопортрет, сюжетные (событийные) фотографии, видо-вые фотографии. Но следует отметить, что в музееведении нет единого мнения о принадлежности фотодокументов к определенному типу музейных источников. В одних музеях они образуют самостоятельную группу, в других музеях их включают в изобразительный фонд, в третьих –
в документальный фонд, объединяя при этом с письменными источниками.

Наряду с коллекциями, образованными по рассмотренным принципам, в музейное собрание могут входить в качестве самостоятельных структурных единиц коллекции, составленные экспедициями, полученные от коллекционеров на условиях неделимости или же законсер-вированные как образец коллекционирования.

В 1985 г. в составе ГМИИ им. А.С. Пушкина был создан на правах научного отдела Музей личных коллекций, спустя десять лет разместившийся в специально реконструированном здании. Его концепция основывается на понимании коллекционирования как творческого самовыражения. Поэтому музей, привлекая в свое собрание для постоянного показа ценные художественные коллекции, сохраняет при этом их целостность и имя собирателя. Основу музея составила кол-лекция литературоведа и историка искусства И.С. Зильберштейна, насчитывавшая 2235 произве-дений графики и живописи русских и западноевропейских мастеров XVI – начала XX в.
В дальнейшем в музей поступили в качестве даров еще 10 коллекций.

Строение музейных фондов зависит не только от профиля музея, но и от его конкретной специфики. Осуществляя классификацию своих фондов, музей должен руководствоваться при этом общепринятыми правилами. Одно и то же деление всегда производится на одном и том же основании. Поэтому нельзя одновременно разделить предметы на деревянные (основание деления – материал) и круглые (основание деления – форма). Каждый отдельный предмет должен нахо-диться в объеме одного понятия. Например, проводя деление по типам источников, нельзя рукописную книгу с миниатюрами одновременно отнести к письменным и изобразительным источникам. Образующиеся при делении понятия должны в совокупности составлять весь объем делимого понятия. Например, при делении произведений изобразительного искусства по видам нельзя пропускать какой-либо из них. Деление должно быть непрерывным, то есть образующиеся при этом понятия должны быть ближайшими к делимому понятию. Например, при делении понятия «дерево» ближайшим к нему будет понятие «мебель», а не «стол» или «кресло».

Таким образом, в основе научной организации фондов лежит несколько системообразующих признаков – научная и культурная значимость предметов, их юридическое положение, способ фиксации ими информации. С системой научной организации фондов связаны такие понятия, как состав музейных фондов и структура музейных фондов. В современной музееведческой литературе нет единой точки зрения на содержание и соотношение этих понятий.

Согласно определению Н.П. Финягиной, состав музейных фондов – это «организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки, культуры и деятельности самого музея, определяющая юридическое положение предметов». Структурой (строением) фондов она называет «такую систему организации фондов, которая основывается на взаимосвязях предметов и направлена на создание оптимальных условий для их изучения, хранения, пополнения и использования».

М.Е. Кучеренко и В.Н. Фомин понимают под составом музейных фондов совокупность конкретных предметов и материалов, образующих данное музейное собрание. Структуру музейных фондов они определяют как «систему организации музейного собрания, обладающую определенной совокупностью устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств и функций при различных внешних и внутренних изменениях».

В итоге такие понятия, как «основной фонд» и «научно-вспомогательный фонд» Н.П. Финя-гина включает в объем понятия «состав музейных фондов», а М.Е. Кучеренко и В.Н. Фомин – в объем понятия «структура музейных фондов». Соответственно вещевые, письменные, изобрази-тельные и прочие источники являются по одной трактовке элементами структуры музейных фондов (Н.П. Финягина), по другой – элементами состава музейных фондов (М.Е. Кучеренко,
В.Н. Фомин).

Итак, фонды музея представляют собой совокупность всех материалов, которые в соответствии с установленными правилами поступили на постоянное хранение в музей. Они составляют основу, на которой осуществляется вся музейная деятельность. Для того чтобы музеи успешно решали стоящие перед ними задачи, содержание их фондов должно соответствовать профилю музея; фонды должны быть научно организованы, а также должны непрерывно и целенаправленно пополняться в соответствии с уровнем развития профильной науки и музееведения.



Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *