Налог на имущество расчет 2020: С 2020 года в Приморском крае расчет имущественного налога для физических лиц будет производиться от кадастровой стоимости объектов недвижимости | ФНС России – Отчетность по налогу на имущество организаций с 2020 года

Содержание

Отчетность по налогу на имущество организаций с 2020 года

Отчетность по налогу на имущество организаций с 2020 года

В 2020 году порядок сдачи налоговой отчетности по налогу на имущество организаций претерпел значительные изменения. Рассказываем, что конкретно изменилось и как быть с декларацией за 2019 год.

Новая налоговая декларация по налогу на имущество

Налоговые декларации по налогу на имущество за 2019 год организации будут сдавать уже по новой форме. Новая форма декларации утверждена приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.

Обновление декларации обусловлено вступившими в силу поправками в статью 386 НК РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Одно из главных нововведений касается налоговых расчетов по авансовым платежам.

С 2020 года обязанность организаций по представлению авансовых расчетов по налогу на имущество отменяется. Сдавать расчеты по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года больше не потребуется.

Вместе с тем организации продолжат ежеквартально рассчитывать и уплачивать авансы по налогу на имущество. Сроки уплаты авансовых платежей устанавливаются на региональном уровне. При этом информация об уплаченных авансах будет указываться уже не в авансовых расчетах, а в самой налоговой декларации.

В связи с этим раздел 1 обновленной формы декларации был дополнен новыми строками (строки 021, 023, 025 и 027). В этих строках необходимо будет указывать сведения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, а также об исчисленных суммах авансовых платежей по нему.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, также будет определяться как разница между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами уплаченных за год авансовых платежей.

В свою очередь строки, содержащие информацию о суммах авансовых платежей по налогу, исчисленных за отчетные периоды, из разделов 2 и 3 декларации были исключены.

Сроки и порядок сдачи декларации по налогу на имущество

В 2020 году сроки представления декларации по налогу на имущество организаций не изменились. Налоговые декларации по итогам налогового периода по-прежнему должны представляться в налоговую инспекцию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Соответственно, декларацию по новой форме за 2019 год необходимо направить в ИФНС до 30 марта 2020 года включительно.

По общему правилу декларации представляются по месту нахождения объектов недвижимого имущества. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ).

При этом особые правила представления налоговых деклараций устанавливаются для организаций, состоящих на учете сразу в нескольких налоговых органах на территории одного региона. С 2020 года такие организации вместо сдачи нескольких деклараций по налогу на имущество будут вправе представить единую (объединенную) декларацию.

Единая декларация по налогу на имущество

В соответствии со ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество должны представляться в каждую налоговую инспекцию по месту нахождения принадлежащих организации объектов недвижимого имущества.

shutterstock_1464745835.jpgС 2020 года для этого правила начинает действовать исключение. Так, организации получают законное право на представление единой декларации по налогу на имущество в одну из налоговых инспекций. Речь идет о тех организациях, которые состоят на учете сразу в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества на территории одного субъекта РФ.

Ранее на практике возможность предоставления единой налоговой декларации уже существовала. Минфин разрешал организациям сдавать централизованную отчетность по налогу на имущество в заранее выбранную ими налоговую инспекцию (письмо Минфина от 19.11.18 № 03-05-04-01/83286). Вместе с тем данное право не было регламентировано на законодательном уровне, а процедуру сдачи централизованной отчетности приходилось согласовывать с региональным управлением ФНС России.

Теперь же право на представление единой налоговой декларации прямо прописано в законе (п. 1.1 ст. 386 НК РФ). В соответствии с новыми правилами организации, состоящие на учете в нескольких инспекциях в рамках одного региона, вправе подать единую декларацию по налогу на имущество в одну из указанных инспекций по своему выбору.

При этом данное правило распространяется только на организации, у которых налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость недвижимого имущества. Другими словами, имущество организаций должно облагаться именно по рыночной стоимости. Сдать единую декларацию в отношении имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, не получится.

Не получится сдать единую декларацию и в тех случаях, когда законом субъекта РФ, в котором состоит на налоговом учете организация, установлены нормативы отчислений от налога на имущество в местные бюджеты (п. 20 ст.1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Другими словами, уплачиваемый организацией налог должен в полном объеме поступать в бюджет субъекта РФ, а не распределяться между бюджетами муниципалитетов.

Также обязательным условием для перехода к централизованной сдаче отчетности по налогу на имущество является уведомление налогового органа о таком переходе.

Уведомление о применении нового порядка сдачи деклараций по налогу на имущество

Для применения нового порядка сдачи налоговых деклараций по налогу на имущество организация должна представить соответствующее уведомление. Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

В уведомлении нужно будет указать конкретную налоговую инспекцию, в которую будет представляться единая налоговая декларация, а также налоговый период, за который будет сдаваться такая декларация. Уведомление о выборе инспекции подается ежегодно. Сменить инспекцию, в которую представляется единая декларация, можно будет только со следующего года.

Представлять уведомление о применении нового порядка представления деклараций во все налоговые инспекции по месту нахождения недвижимости не требуется. Уведомление достаточно подать в региональное управление налоговой служба (УФНС России).

Уведомление о выборе налогового органа, в который будет представляться единая налоговая декларация, необходимо будет направить в инспекцию до 1 марта. Причем если организация планирует представить единую декларацию за 2019 год, уведомление в налоговый орган необходимо представить именно в 2020 году. То есть на направление уведомления организации отводится ровно два месяца.

Уведомление о порядке представления налоговых деклараций, представленное в течение 2019 года, не может рассматриваться основанием для сдачи единой декларации по налогу на имущество с 2020 года.

Иными словами, если организация уведомила налоговиков о сдаче единой декларации в 2019 году, такое уведомление не будет иметь юридической силы. И организация не сможет перейти к новому порядку сдачи деклараций, если повторно не представит соответствующее уведомление в 2020 году, то есть в период с 1 января по 1 марта 2020 года. Об этом ФНС России предупредила еще в письме от 12.08.2019 № СД-4-21/15951@. Таким образом, с подачей уведомления о порядке представления налоговых деклараций лучше поторопиться.  

Неясности с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году после поправок остаются

О ситуации с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году после поправок, внесенных осенью 2019 г. в ст.378.2 НК РФ

Вроде бы только порадовались, что законодатель сам и достаточно оперативно исправляет собственные недочеты в своей работе, но оказывается, что не все вопросы сняты…

Вот, пожалуйста, первые вопросы…

Согласно   п. 1 ст. 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ)), вступающей в силу с 01.01.2020, определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций будут являться:

  1.  недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), 
    учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, 
    в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
  2. недвижимое имущество, находящееся на территории РФ  и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса,  то есть как их кадастровая стоимость
    , внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

При этом  в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ   в редакции Закона № 325-ФЗ следовало исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по:

«иным объектам недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.»

Таким образом, из поправок, внесенных  Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, 

если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.

То есть данные изменения влекли обязанность  налогоплательщиков с 01.01.2020 исчислять налог на имущество  по кадастровой стоимости фактически по всем объектам недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость. При этом  не  имело значения, содержится ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.

В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком  исчисления налога на имущество по кадастровой  стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Так,  28 ноября 2019 года был принят  Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее — Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.

Такими объектами согласно новой («последней») редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ считаются:

«жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».

При этом приходится признать, что и в этот раз не обошлось без неясностей.

Так, в данной формулировке остается не вполне понятным смысловое назначение союза «а также», который разделяет перечисляемые объекты налогообложения и с точки зрения правил русского языка позволяет толковать новую формулировку подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ одним из двух вариантов.

Вариант 1: союз «а также» не имеет самостоятельной смысловой функции и использован исключительно для интонационного «разбавления» текста из 8-ми однородных членов предложения (жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения). Таким образом, в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится ко всем перечисленным объектам.

Вариант 2: союз «а также» является смысловым разделителем перечисленных объектов на две самостоятельные части:

1) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства,

2) а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения, расположенные на земельных участках…

То есть в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится только ко второй части объектов, перечисленных после союза «а также». Таким образом, первая часть объектов – жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства – облагаются по кадастровой стоимости независимо от назначения земельного участка, на котором они расположены, то есть в любом случае при наличии у них кадастровой стоимости.

Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель всё же имел в виду первый вариант формулировки подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть предполагал кадастровое налогообложение по отношению ко всем перечисленным в данной норме объектам исключительно в зависимости от вида земельного участка; если же объект, в том числе жилье, гараж, машино-место, НЗС находится на ином земельном участке, то он облагается по среднегодовой стоимости (и только если относится к основным средствам организации).

Так, например, в Толковом словаре Ефремовой[1] приведено следующее толкование союза «а также»:

«Употребляется при соединении однородных членов предложения или предложений в составе сложносочиненного предложения, указывая на их тождественность или близость по значению; соответствует по значению словам: в равной мере, равным образом, тоже, вместе с».

В защиту данной позиции можем сослаться также на имеющийся в нашем распоряжении текст письма Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-05-05-01/77851 за подписью И. В. Трунина, в котором Минфин, еще до Закона № 379-ФЗ, предпринял попытку «успокоить» налогоплательщиков по вопросу «тотального» кадастрового налогообложения всех иных объектов недвижимости:

«…

Вместе с тем, поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц», при применении новых норм исходя из системного толкования положений Налогового Кодекса следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц — налогоплательщиков налогом на имущество физических лиц и в отношении которых налог на имущество физических лиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости таких объектов

Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налоговою кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимою имущества, подлежащих налогообложению налогом но имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, т.е. ограниченный перечень имущества.

Вместе с тем нельзя исключать и иное – по Варианту 2 – толкование последней редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, которое может быть основано на том, что роль союза «а также» заключается в противопоставлении двух групп перечисленных объектов по критерию их нахождения или ненахождения на определенном земельном участке.

Так, например, можно встретить и такой анализ правил применения союза «а также»[2]:

«Союз а также объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект. Это может быть сделано либо с целью противопоставления, либо просто с целью присоединения к упомянутому множеству объекта другой природы…».

Официальные комментарии по данному вопросу пока отсутствуют.

Таким образом, по нашему мнению, с 2020 года по кадастровой стоимости организации следует облагать следующие объекты:

  • коммерческую торгово-офисную недвижимость, включенную в  региональный перечень (подп. 1-3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (если по данным объектам определена кадастровая стоимость).

По остальным объектам, учитываемым на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется  в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть как среднегодовая стоимость.

Налог на имущество в 2020 году

В 2020 году продолжают действовать революционные изменения по налогу на имущество. Меняются объекты, ставки, порядок представления отчетности.

Первый квартал подходит к концу, и по налогу на имущество мы отчитаемся по новым правилам. Давайте сверимся, что следует помнить, рассчитывая налог на имущество юридических лиц в 2020 году.

Основные понятия по налогу на имущество 2020

Объект обложения налогом на имущество организаций — недвижимое имущество:

  • если его налоговая база — среднегодовая стоимость, то оно:
    • должно учитываться как объект основных средств;
    • может быть в том числе передано во временное владение, получено по концессионному соглашению, внесено в совместную деятельность.
  • если его налоговая база — кадастровая стоимость, то оно:
    • может быть учтено на любом счете;
    • должно принадлежать налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или по концессионному соглашению.

С 2020 года круг недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, расширен также за счет:

  • гаражей;
  • машино-мест;
  • объектов незавершенного строительства;
  • жилых строений;
  • садовых домов;
  • хозяйственных строений или сооружений на земельных участках для подсобного хозяйства или индивидуального строительства.

Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ. Закон о налоге на имущество в отдельном регионе можно найти на сайте nalog.ru. Если регион не установил ставку налога, то используется максимальная (ст. 380 НК РФ)

  • 2,2% — для недвижимости, облагаемой по среднегодовой стоимости;
  • 2% — для имущества, по которому уплачивается кадастровый налог.

Авансовые платежи по налогу на имущество платятся, если законами регионов не установлено иное (п. 2 ст. 383 НК РФ).

Сроки уплаты налога на имущество в 2020 году и авансовых платежей устанавливаются законами субъектов РФ.

Уплата налога и авансовых платежей производится в зависимости от места нахождения имущества и налоговой базы (п. 3, п. 6 ст. 383 НК РФ):

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленного подразделения (ОП), имеющего отдельный баланс;
  • по месту нахождения недвижимости — если объект расположен вне места нахождения организации и ОП, а также если объект облагается по кадастровой стоимости.

Отчетные периоды и порядок представления декларации

Отчетные периоды по налогу на имущество:

  • для имущества, облагаемого по среднегодовой стоимости — I квартал, полугодие, 9 месяцев;
  • для имущества, облагаемого по кадастровой стоимости — I квартал, II квартал, III квартал.

Налоговый период — календарный год.

В 2020 году отменено представление авансовых расчетов по налогу на имущество, что не отменяет расчет и уплату авансовых платежей (Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Декларация по налогу на имущество представляется за 2020 год до 30.03.2021.

Форма декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 14.08.2019 N СА-7-21/405@.

Что вызывает трудности по налогу на имущество в 2020 году

Налог на имущество организаций — сложный налог с множеством нюансов. Наибольшие затруднения при исчислении налога на имущество юридических лиц вызывают вопросы:

  • Движимое имущество или недвижимое у нас на учете?
  • Является конкретное имущество объектом обложения или нет?
  • Налоговая база по объекту — кадастровая или среднегодовая стоимость?

Особый вопрос — как теперь в 1С производится расчет налога на имущество? А также, как проверить свой авто-расчет и какой отчет использовать в качестве налогового регистра?

Все эти вопросы по налогу на имущество и многое другое рассмотрим на семинаре Отчетность за 1 квартал 2020 в 1С. Имущественные налоги. Присоединяйтесь — будем разбираться вместе!

См. также:

Если Вы являетесь подписчиком системы «БухЭксперт8: Рубрикатор 1С Бухгалтерия», тогда читайте дополнительный материал по теме:

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Изменения по налогу на имущество с 2020 года

ИзменениеНормативный документДата вступления в силу

Новая декларация по налогу на имущество

Приказ ФНС от 14.08.2019 N CA-7-21/405Начиная с декларации за 2019 год

Расчеты авансовых платежей по налогу на имущество представлять не требуется

п. 20 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ01.01.2020

Перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, расширится за счет включения в него принадлежащих организациям: жилых помещений, садовых домов, жилых строений, гаражей и машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также хозяйственных строений, расположенных на садовых и приусадебных участках.

Налог по кадастровой стоимости с этих объектов нужно будет платить только тогда, когда в региональном законе закрепят соответствующее положение

пп. а и б п. 70 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ

Федеральный закон от 28.11.2019 N 379-ФЗ

Письмо Минфина РФ от 10.10.2019 N 03-05-05-01/77851

01.01.2020

Право собственности на недвижимость не будет условием для уплаты налога по кадастровой стоимости: организации, которые распоряжаются недвижимостью на праве оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны будут платить налог по кадастровой стоимости.

пп. а п. 69 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ01.01.2020

В ст. 374 НК РФ четко разделены объекты налогообложения в зависимости от порядка расчета налога (по среднегодовой и по кадастровой стоимости). Для уплаты налога на основании кадастровой стоимости не имеет значения, учтена ли недвижимость на балансе в качестве ОС

пп. а п. 69 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ01.01.2020

От налогообложения освободили отдельные виды имущества участников специальных административных районов в Калининградской области и в Приморском крае, получившие такой статус по Федеральному закону от 03.08.2018 N 291-ФЗ

п. 10 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 324-ФЗ01.01.2020

Ставки налога на имущество уточнили:

  • предельная ставка по кадастровым объектам недвижимости не может превышать 2% во всех регионах (до 2020 года для Москвы и остальных регионов действовали разные ограничения),
  • срок заморозки на повышение ставок в Крыму и Севастополе истек (региональные власти вправе установить максимальные ставки, предусмотренные НК РФ)
п. 71 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ01.01.2020

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *