Монетное дело — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Станок для чеканкиМонетное дело — комплекс вопросов системы денежного обращения, основу которой составляет полноценная монета, обеспеченная стоимостью содержащегося в ней металла. Термин «монетное дело» выходит далеко за рамки производства самой монеты и включает в себя широкий круг проблем, начиная с обеспечения сырьем монетных дворов и заканчивая особенностями торговых отношений.
Денежное обращение Европы и России до начала XVIII века[править | править код]
К концу XVII века в странах Западной Европы существовала достаточно унифицированная денежная система, основой которой был талер — крупная монета из высокопробного серебра весом 28 граммов. Чеканились также золотые дукаты весом около 3,5 граммов, в качестве разменных дополнительно использовались медные монеты с близким к номинальной стоимости содержанием металла.
Широкому распространению талерной системы Европа обязана открытию крупных залежей серебра в австрийском Тироле, бельгийско-нидерландском Брабанте, в Иоахимстале в чешской Богемии. От него происходит и западное название «талер», и его русский эквивалент «ефимок». При производстве монет использовались два основных способа — тиснение готовых кружков на винтовых прессах или прокатка раскованных полос через валки со штемпелями (вальцверк) с последующей вырубкой монетных кружков.
В силу отсутствия собственных месторождений золота и серебра российское государство присвоило себе монопольное право на покупку ефимков, запретив их внутренний оборот. Ефимки переплавлялись на денежном дворе, после чего серебро протягивалось через волочильный ворот в проволоку определенного сечения. Проволоку нарезали кусочками, плющили и чеканили ручным способом. Национальная специфика эксплуатации монетной регалии состояла в том, что казна покупала ефимки по принудительному курсу 50 копеек, а после денежного передела из того же талера выходило уже 64 копейки (после указа 1698 года — 100 копеек).
Производство монет имело циклический характер, в основе которого лежит понятие «денежный (монетный) передел» — полный производственный цикл, в начале которого минцмейстер получал от приходного казначея партию металла, а в конце сдавал расходному казначею партию полученных из неё монет. Оптимальной для передела была партия серебра весом в 120 пудов (около 2 тонн), соответствующая одной полной плавке. В процессе плавки минцпробирер производил ряд технологических проб, высчитывая необходимое количество медной лигатуры для приведения состава в узаконенную норму. Затем серебро разливалось в изложницы, устройство которых со временем изменялось — от горизонтальных противней до вертикальных разъемных конструкций. Полученные листы подвергались машинному плащению и финишной вальцовке до толщины монетного кружка. Вальцованные листы поступали на обрезные станы, приводимые в действие силой воды или лошадиной тягой, где из них вырубались монетные кружки.
Полученные заготовки проходили весовой контроль, после чего годные отжигали, галтовали в барабане, отбеливали в слабом растворе кислоты, промывали и сушили. Излишне легкие кружки шли в переплавку, тяжелые — в юстировку, при которой излишний металл удалялся различными способами. Готовые монетные кружки гуртились на специальных станках, а затем передавались на последнюю операцию — тиснение или, как иногда говорили, «печатание». Тиснение производилось на винтовых прессах, приводимых в действие вручную, посредством коромысла, на концах которого закреплялись две гири. Термином чеканка в начале XVIII века обозначали способ выделки мелких денег посредством удара молотом. Впоследствии, когда о проволочных деньгах стали забывать, «чеканкой» стали называть и тиснение монеты.
- П.фон Винклер. Из истории монетного дела в России. Вып.1-8, СПб.,1892-1900.
- Великий князь Георгий Михайлович. (Корпус русских монет). СПб.,1888-1914.
- Спасский И. Г. Русская монетная система. — Ленинград, 1964.
- Семенов В. Е. Монетное дело Российской империи. — СПб., 2010
Описание монеты | |
---|---|
Монеты по способу изготовления и форме | |
Монеты по качеству изготовления | |
Монеты по типу |
|
Монеты по характеру изображения | |
Производство монет | |
Обращение монет | |
Коллекционирование и изучение монет | |
См. также |
Сколько стоит чеканка монет на заказ в современной России
С самых первых времен существования денежных расчетов посредством металлических монет мастера чеканки стремились к их однотипности и легкой узнаваемости. Для этого их пытались сделать равнозначными по весу, размерам и форме, а позднее и придавать им единый дизайн, идею, стиль. Достичь всего этого удалось много позднее, с получением возможности осуществлять массовую автоматическую чеканку монет. Стоимость процесса производства в прошлые века была высока, поскольку каждый экземпляр поневоле был штучным. Время поменяло приоритеты местами, и получить сегодня такие уникальные монеты можно только чеканкой на заказ, и стоить это будет куда дороже массового чекана. Путь, который прошел процесс штамповки монет, сложен, интересен и, несомненно, достоин внимания.
Первые чеканные монеты
Чеканка XV века
В этот период появляются крупногабаритные монеты талеры, которые было уже затруднительно, да и попросту невозможно чеканить с помощью штемпельной пары и молотка. Техника чеканки требовала срочного усовершенствования, в частности, в плане увеличения силы удара, способного оставить четкий отпечаток на заготовке большой площади. Увеличить пробивную силу удается с помощью фальверка. Принцип увеличения мощности устройства основывался на большой высоте, с которой падал пробивной снаряд. Чем выше его поднимали, тем более мощным был прочекан. Технологию схематично можно описать следующим образом:
- Нижний штемпель неподвижно закреплялся на лафете машины.
- Верхняя половина штемпельной пары устанавливалась на торец бревна.
- Бревно поднималось на необходимую высоту с помощью нескольких человек или с применением лошадиной силы.
- После того как его отпускали, оно отвесно падало и прочеканивало монетный диск.
Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.
Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.
Чеканка XVI века
Золотая эпоха ренессанса не оставила в стороне и монетное дело. Непосредственное участие в прогрессивном процессе принял самый знаменитый человеческий гений этого времени — Леонардо да Винчи. Именно ему монетные дворы этого периода обязаны изобретением пресса, предназначенного для вырубки идентичных монетных дисков-заготовок из цельной металлической ленты. Следом был изобретен вальцевальный станок, дающий возможность заготовки цан (стержневой формы метала), от которых специальными вращающимися инструментами отделялись тонкие пластины. Ранее это делалось вручную. Многократная протяжка металла (в основном серебра) позволяла получить заготовку нужной толщины, с которой последовательно вырубались одинаковые кружки.
Чеканка XVII века
На фоне всеобщего научно-технического прогресса продолжал усовершенствоваться и процесс чеканки. В середине столетия усовершенствуется вальцевальный станок, механизм которого теперь позволяет менять штемпели. Геометрическая форма оттиснутых монет имеет дугообразную форму из-за удобства более качественной фиксации зажимного шипа. Разработана и оптимизирована система, сочленяющая рычаги и зубчатые передачи вальцевального станка таким образом, чтобы ход штемпеля точно соответствовал форме и расположению проходящей под ним монетной заготовки.
Примерно в это же время в производстве монет начинает применяться балансир или шпильдельверк. Для приведения его в действие был внедрен Т-образный утяжелитель, разгон которого требовал большой силы. В качестве этой силы, как и прежде, использовались несколько человек или лошадь. Как и ранее, нижний штемпель пары, называемый штоком, закреплялся стационарно. Верхний, айсен, крепился к винтовому снаряду, для раскрутки которого и требовались большие прикладные усилия. Максимальный разгон позволял прочеканить талер номиналом 1 и 2 единицы с первого раза. Во время обратного хода балансира под него успевали подложить новые металлические заготовки.
Чеканка первых русских монет
Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.
- Заготавливался металлический кругляк (серебро или золото).
- С обеих сторон пресса размещались штемпели, после чего на нижний из них клалась заготовка.
- Пресс приводился в движение и сдавливал заготовку, одновременно отпечатывая изображение на обеих ее сторонах.
Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.
С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки «на глазок», что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.
Первый массовый чекан
Нанесением рисунка, отображающего независимость государства и его финансовую состоятельность, на Руси озаботились спустя 4 века, после победы, одержанной русским оружием в знаменитой Куликовской битве. Многовековое иго было побеждено, и страна нуждалась в утверждении своей независимости. Была проведена денежная реформа, в ходе которой серебряные монеты уменьшились в размере и стали иметь массу не более грамма. Номинал их не указывался цифрами, а определялся по изображениям, среди которых были петухи, всадник, человеческая голова, пеший воин и фантастические 4-лапые животные.
Прошло еще 3 века, и на Руси появились первые медные монеты, которые получили название «пулы». Чеканили их из медной проволоки, а номиналом приравнивали к серебру. В монетных делах страны царило самоуправство, которое в итоге привело к бунту, вошедшего в историю как «медный». В дальнейшем возврат к медному чекану произошел уже в годы правления Петра.
Чеканка петровской эпохи
Великий царь обожал все передовое, усиленно внедрял механизированное производство, в том числе и в монетном деле. Изменился и порядок чекана, который приобрел цикличный характер. Необходимая партия метала выдавалась из казны минцмейстеру, который в итоге должен был сдать партию монет, точно соответствующую ей по весу. Партия обычно составляла 120 пудов серебром.
Сам процесс чеканки включал доведение выданного драгметалла до определенной концентрации и допустимого количества медной примеси. После этого серебро расплавлялось и заливалось в формы. Извлеченные из форм листы прокатывались и вальцевались, добиваясь нужной толщины. Для вырубки заготовок из полученных листов все еще использовались обрезные станки на людской или лошадиной тяге. После взвешивания вес каждой заготовки доводился до нормы юстировкой или повторной переплавкой, соответствующие норме веса диски допускались к дальнейшим этапам чеканки — гуртировались, а затем отправлялись на тиснение.
Примечательно, что с этого времени чеканкой монет стали называть не только их прессовку с помощью ударной силы, но и любой другой способ получения нужной формы и изображения металлического диска.
Чеканка в современной России
В наше время монетные производства оснащены настолько высокотехнично, что способны чеканить миллионы денежных знаков автоматически, быстро и в самых сложных конструктивных вариантах. Человеку осталось лишь контролировать этот автоматический процесс. Горячая штамповка ушла в прошлое благодаря массе преимуществ холодного чекана, удешевляющего процесс и дающего максимально качественный результат:
- Исключены затраты на нагрев металла.
- Не образуется окалина.
- У полученного образца нет шероховатости.
- Размер, форма и изображение на монетах получаются абсолютно идентичными.
- Металл гораздо меньше подвержен разрушению в долгосрочной перспективе.
Более легкое, быстрое и качественное производство монет делает его более дешевым, но это касается только массовых тиражей. Сколько стоит чеканка монет на заказ, зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально, но итоговая калькуляция выглядит куда более внушительной. Монеты из твердой стали также сильно удешевляют чеканку, но дают немалый процент брака (чему, впрочем, всегда рады современные коллекционеры).
Однако в целом характер получения металлических денег не претерпевал больших изменений на протяжении последних 200 лет. Все также в процесс включаются этапы работы художников и граверов, которые занимаются изготовлением штемпелей и маточников. Конструкция чеканочных станков также осталась прежней в своей основе, но получила электронную начинку и постоянно оснащается блоками, позволяющими усложнить итоговую конструкцию и ускорить процесс.
В наше время, в отличие от царской эпохи, монетные тиражи считаются государственной тайной и официально не публикуются. Но с определенным допуском точности сведения, конечно, становятся известными и определяются по косвенным признакам, например, достоверно известно, что ежегодные тиражи каждого номинала в среднем выпускаются десятками миллионов штук. Это не касается памятных и юбилейных монет.
Ручной чекан современного периода
Несмотря на повальную автоматизацию процесса штамповки монет, их ручное изготовление существует и сегодня. Это, как правило, специальные коллекционные и государственные заказы, предполагающее высшее качество выполнения. К их числу относятся следующие разновидности.
Золотые монеты в «proof» качестве
Поле таких образцов выполняется зеркальным, а само изображение остается матовым. Их не выбивают из металлической ленты, а отливают, после чего наносится гуртовка и производится двойной чеканный удар. Поле полируется уже после того, как готов рельефный рисунок.
Инвестиционные образцы в «UNC» качестве
Отличие от предыдущих монет состоит в допущении мелких дефектов.
«Brilliant Uncirculated»
Поверхность не имеет зеркального отражения, рисунок не матовый. Недопустимы никакие, даже самые незначительные дефекты.
Улучшенный UNC
Чеканка производится механически с использованием обычных штемпельных пар, но затем монета извлекается вручную для исключения повреждений и сразу же помещается в капсулу, конверт или запайку.
Чеканка монет, выпуск монет, технология чеканки монет
Чеканка монет – это нанесение рисунка или надписи методом создания рельефа на металлической пластине. Вид прикладного искусства – художественная обработка металла. Чеканку используют при изготовлении металлической посуды, изобразительных панно или ювелирных изделий.
Интересно
Изображение наносится на поверхность при помощи металлических или деревянных молоточков, а также чеканов. Для этого вида искусства наиболее подходят цветные металлы: латунь, медь, алюминий или сталь с толщиной листа до 1 мм. В редких случаях для чеканки используется серебро и золото.
Технология чеканки монет
Чеканка монет отличается от художественной чеканки в более толстом слое используемого металла. Для этого предназначен специальный штемпель (пуансон), на который нанесено переносимое изображение с «обратным» рельефом. Причем удары должны быть намного сильнее и гораздо точнее, чем при художественной чеканке. Этого можно добиться только на специальных станках, которые используются для массового выпуска.
Выпуск металлических денег прошел долгий путь развития и претерпел множество технологических изменений – от примитивного ручного труда до современных производственных линий по изготовлению регулярного чекана.
При ручной чеканке монеты расплавленный металл (медь, золото или серебро) заливался в форму. По мягкому металлу сверху ударяли чеканом с нанесенным на него рисунком. Из-за неточности операции рисунки часто получались неодинаковыми. Такие бракованные монеты подвергались повторному удару молота или переплавлялись заново.
По мере развития процесса монеты стали изготовлять из проволоки определенного диаметра, а боковую поверхность монет (гурт) покрывали насечками, выполнявшими роль защитного рисунка, позволявшего бороться с фальшивомонетчиками.
В современном производстве регулярных тиражей эти процессы автоматизированы, а в качестве материала используются более дешевые и технологичные сплавы.
Чеканка монет в России и ее развитие
Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.
Интересно
Монеты делали из золота и серебра вручную. Заготовку обжимали прессом сразу с двух сторон. Монеты из серебра весили около 2,9–3,3г, а золотые – 4г. Золотые монеты назывались «златниками». Отсюда пошла мера веса – «золотник» (поговорка: «Мал золотник, да дорог»).
Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.
Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.
Интересно
В годы войны с Речью Посполитой, для пополнения казны было решено увеличить производство медных денег (как более дешевых в производстве). Это привело к их обесцениванию. При том, что налоги собирались серебряными монетами, жалованье платили медью. Избыток медных денег привел к тому, что серебряные деньги оказались в три раза дороже медных. Несмотря на запреты властей, продукты резко подорожали. Это привело в 1662 году к Медному бунту в Москве. Восстание было жестоко подавлено, однако медные деньги в течение года правительство печатать перестало.
Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.
История чеканки монетПроизводственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.
На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.
Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.
Выпуск металлических денег в наши дни
Чеканка монет в наши дниВ наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.
Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.
Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.
А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.
«Начало чеканки монеты в Москве значение появления для россии?» – Яндекс.Кью
Чеканка – это такой процесс изготовления изделия (в нашем случае -монеты), когда изображение на металл наносится с помощью молота, попросту говоря – ударами. Это неэффективно, и со временем этот процесс заменился так называемым тиснением, фактически – выдавливанием нужных изображений, хотя название так и осталось: когда речь идет об изготовлении монет, говорят, что их чеканят.
Первые монеты в Московском княжестве появились при Дмитрии Донском в начале 80-х годов XIV века, после Куликовской битвы. Но некоторые исследователи
предполагают, что ограниченная чеканка монет в Москве была еще раньше — в княжение Ивана Красного, в 50-х годах того же XIV столетия. Но все же больше данных за то, что право на монетную чеканку было даровано Дмитрию ханом Тохтамышем именно после Куликовской битвы 1380 года.
И в Москве чеканить монету начали осенью 1381-го. Это были серебряные деньги с круговой надписью на одной стороне монеты “Печать князя великого” и арабской надписью с именем хана Тохтамыша на ее другой стороне. Интересно, что имя московского князя не упоминалось. Не упоминалось до лета 1382-го года, когда Дмитрий Донской – наверное, обиженный таким вассальным положением – начал чеканить монеты, где на аверсе было его имя “Дмитрий”, на одной стороне монеты — изображение вооруженного князя-воина, на другой – изображение мужчины, который держит за язык змею.
Это был важный политический шаг, который, ясное дело, не понравился Тохтамышу – а помним, что Москва была вассалом Орды – и по его, хана, требованию после лета 1382-го чеканка таких «героических» монет прекращается. С осени этого года в обращение поступают монеты с другим оформлением: там уже нет князя-воина, зато есть петух и неопознанное существо с четырьмя конечностями.
Первые монеты назывались заимствованным из татарского словом «денга», позже появились своеобразные «разменные» монеты, которые назывались «полуденга» и «четвереца». Но это произошло уже в конце XV века, после того, как стояние на реке Угре в 1480 году завершило этап зависимости Москвы от Орды. Вот тогда монеты, которые продолжили чеканить в Москве, стали составлять основу денежного обращения и в самом Московском княжестве, и на многих территориях бывшей Золотой Орды.
Значение денег в развитии торговли, ремесел, в целом – экономики трудно недооценивать.
Денежные отношения связаны и целом с государственностью, и с суверенностью, и с самоопределением народов, населяющих территорию вот такого чеканящего монеты и выпускающего в оборот свои денежные средства государства.
Фактически, нет своих денег — нет государства. Ну а уж гораздо позже деньги стали позиционироваться как средство создания финансового комфорта не только государства, но и отдельно взятых его граждан.
«Начало чеканки монеты в Москве значение появления для россии?» – Яндекс.Знатоки
Чеканка – это такой процесс изготовления изделия (в нашем случае -монеты), когда изображение на металл наносится с помощью молота, попросту говоря – ударами. Это неэффективно, и со временем этот процесс заменился так называемым тиснением, фактически – выдавливанием нужных изображений, хотя название так и осталось: когда речь идет об изготовлении монет, говорят, что их чеканят.
Первые монеты в Московском княжестве появились при Дмитрии Донском в начале 80-х годов XIV века, после Куликовской битвы. Но некоторые исследователи
предполагают, что ограниченная чеканка монет в Москве была еще раньше — в княжение Ивана Красного, в 50-х годах того же XIV столетия. Но все же больше данных за то, что право на монетную чеканку было даровано Дмитрию ханом Тохтамышем именно после Куликовской битвы 1380 года.
И в Москве чеканить монету начали осенью 1381-го. Это были серебряные деньги с круговой надписью на одной стороне монеты “Печать князя великого” и арабской надписью с именем хана Тохтамыша на ее другой стороне. Интересно, что имя московского князя не упоминалось. Не упоминалось до лета 1382-го года, когда Дмитрий Донской – наверное, обиженный таким вассальным положением – начал чеканить монеты, где на аверсе было его имя “Дмитрий”, на одной стороне монеты — изображение вооруженного князя-воина, на другой – изображение мужчины, который держит за язык змею.
Это был важный политический шаг, который, ясное дело, не понравился Тохтамышу – а помним, что Москва была вассалом Орды – и по его, хана, требованию после лета 1382-го чеканка таких «героических» монет прекращается. С осени этого года в обращение поступают монеты с другим оформлением: там уже нет князя-воина, зато есть петух и неопознанное существо с четырьмя конечностями.
Первые монеты назывались заимствованным из татарского словом «денга», позже появились своеобразные «разменные» монеты, которые назывались «полуденга» и «четвереца». Но это произошло уже в конце XV века, после того, как стояние на реке Угре в 1480 году завершило этап зависимости Москвы от Орды. Вот тогда монеты, которые продолжили чеканить в Москве, стали составлять основу денежного обращения и в самом Московском княжестве, и на многих территориях бывшей Золотой Орды.
Значение денег в развитии торговли, ремесел, в целом – экономики трудно недооценивать.
Денежные отношения связаны и целом с государственностью, и с суверенностью, и с самоопределением народов, населяющих территорию вот такого чеканящего монеты и выпускающего в оборот свои денежные средства государства.
Фактически, нет своих денег — нет государства. Ну а уж гораздо позже деньги стали позиционироваться как средство создания финансового комфорта не только государства, но и отдельно взятых его граждан.
Качество чеканки монет — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
По особенностям технологического процесса чеканки коллекционные монеты делятся на две основные группы: исполненные в обычном или улучшенном качестве — «анциркулейтед»; и исполненные в качестве «пруф».
Анциркулейтед (АЦ или А/Ц) (англ. uncirculated {UC}) — монеты обычного качества. Это монеты традиционного высокоавтоматизированного чеканного производства: курсовые и разменные монеты (обращающиеся по номиналам в качестве реальных платёжных средств), а также монеты из драгоценных металлов инвестиционного назначения, тиражи которых могут достигать нескольких миллионов штук. На монетах этого вида нет зеркальных поверхностей, поля, рисунки и надписи имеют одинаковую поверхностную матовую структуру, рельефы не контрастируют с полями. Рисунки на реверсах таких монет зачастую несложные, одноплановые.
Бриллиант-анциркулейтед (БА или Б/А) (англ. brilliant uncirculated {BU}) — монеты улучшенного качества, имеющие ровную блестящую поверхность поля и рельефа, чёткие ясные линии рисунков. Они не имеют мелких насечек, царапин и других повреждений, обусловленных особенностями автоматизированного производства, что достигается более тщательной подготовкой инструментов и заготовок, а также мерами по защите монет от механических воздействий при выбросе готовой продукции в накопители станков и других технологических участках автоматической подачи.
Пруф (англ. proof) — монеты высшего качества, имеющие ровную зеркальную поверхность поля и контрастирующий с ней матированный рисунок рельефа. Чеканятся полированными штемпелями на полированных заготовках. Одним из необходимых условий технологии пруф является двойной удар штемпелем по заготовке для предотвращения непрочекана изображения вследствие неполного заполнения металлом монеты штемпеля. Рельеф должен быть чётким, с хорошо видимыми мельчайшими деталями. На изделиях качества пруф не должно быть не только видимых невооружённым глазом царапин, насечек, заусениц, мельчайших неровностей поверхности поля, но и следов прикосновения рук. Поэтому такие изделия, как правило, упаковываются в специальную капсулу для предотвращения повреждения поверхности. По технологии пруф, как правило, выпускаются сувенирные монеты.
Пруф-лайк (англ. proof-like) — подобные пруфу. Этот термин появился для обозначения качества монет, которые внешне похожи на пруф, однако монетный двор не гарантирует, что при их изготовлении технология «пруф» была соблюдена полностью. К примеру, считается, что пруфом могут называться монеты, изготовленные только из драгоценных металлов. Монеты качества пруф-лайк, так же, как и пруф, обычно упаковываются в защитную капсулу или плёнку.
Реверс фростед (англ. reverse frosted), антипруф (англ. antiproof), реверсивный пруф (англ. reverse proof) или снежный пруф (англ. frosted proof) — технология чеканки, освоенная монетными дворами ряда стран, при которой на поверхности монеты формируется шелковисто-матовое поле, а рельеф, напротив, зеркально-блестящий.
Описание монеты | |
---|---|
Монеты по способу изготовления и форме | |
Монеты по качеству изготовления | |
Монеты по типу |
|
Монеты по характеру изображения | |
Производство монет | |
Обращение монет | |
Коллекционирование и изучение монет | |
См. также |
Техника чеканки монет – ч.3 Станочная чеканка тестонов и талеров
В конце XV века – в самом начале XVI века в Европе наблюдался подъём торговых отношений с резким увеличением денежного оборота. В это же время начинается приток большого количества серебра из Америки, где испанцы открыли богатейшие месторождения. И в самой Старой Европе за счёт новейших достижений технического прогресса на то время были открыты и начаты активно разрабатываться новые серебряные рудники. Всё это привело к выбросу большого количества серебра как сырья и одновременного спроса на него же в виде денег, так как серебрянные монеты тогда оставались основным денежным эквивалентом.
В такой ситуации денежное обращение уже совсем не устраивало наличие только мелких серебряных монет, таких как грош, денарии и т.д. С учётом совершенствования технических возможностей производства денег все это подталкивало перейти к чеканке монет больших номиналов в хорошем качестве исполнения и достаточно регулярными тиражами.
К тому же в эти годы расцвета искусства Эпохи Возрождения обучалось большое количество граверов, особенно в Италии, готовых продемонстрировать своё мастерство не только на медалях, которые чеканились редко и в ограниченных количествах, но и на больших крупных монетах обычного серийного выпуска. Профессиональные мастера, способные вырезать изысканные портреты князей и епископов, стали весьма востребованными на монетных дворах. В венецианской республике в 1472 году при правлении шестьдесят восьмого дожа Николо Троно была отчеканена крупная монета весом в 6,5 грамм почти из чистого серебра (948 проба). Эта монета получила название «лира». Впервые на республиканских монетах был представлен не традиционный для Венеции коленопреклонный дож перед Святым Марком, а поясной бюст дожа. На реверсе монеты было изображение крылатого льва. Лира вызвала массу недовольства у современников, возмущенных дерзостью Николо Троно. И вскоре на лире изображения вернулись к традиционным для венецианских монет: на одной стороне Иисус Христос, на другой – коленопреклонный дож перед Святым Марком.
Через пару лет миланский герцог Галеаццо Мария Сфорца по образцу венецианской лиры выпустил монету со своим портретом. Монета также была почти из чистого серебра (960 проба) и весила 9,65 грамм. По стоимости эта монета была приравнена к 20 сольди, а название получила «тестон» (от ит. testa — голова). Очень скоро и другие итальянские герцоги, а также и римский папа, начали чеканить тестоны. Все эти монеты объединяет изображения на аверсе поясного портрета или головы правителя, выполненные на высоком профессиональном уровне искусными граверами. Первые итальянские тестоны можно смело назвать памятниками искусства эпохи Возрождения. Немного позднее тестоны начинают чеканить и в других европейских странах. Эти крупные и интересные монеты несли помимо всего прочего, еще и пропагандистский, а отчасти – и рекламный смысл. Короли, герцоги, князья и епископы не жалели денег на хороших резчиков штемпелей для тестонов, желая видеть свои вычурные портреты на этих больших и красивых монетах.
Другую крупную серебряную монету, равную по покупательной способности золотому дукату, начал чеканить в 1486 году эрцгерцог Тироля Сигизмунд. Монета Сигизмунда весила 31,83 грамма и содержала 29,23 грамм чистого серебра, т.е. из кёльнской марки чистого серебра чеканили восемь монет. Стоимость этой монеты составляла 60 крейцеров, и она соответствовала золотой монете – гольдгульдену. Поэтому новая серебряная монета получила название гульденгрош, или гульдинер.
Тестон миланского герцога Людовика Сфорца и гульдинер тирольского эрцгерцога Сигизмунда
В самом начале XVI века на монетных дворах Саксонии, Вюртемберга и Зальцбурга, а также на некоторых денежных дворах Италии, Венгрии и Швейцарии начали чеканить крупную серебряную монету типа гульдинера. Но это были пробные монеты, которые можно рассматривать как отчасти юбилейные или медалевидные выпуски. Проба и вес этих монет сильно отличаются, и само предназначение таких монет больше подходит для подарочных целей, чем для регулярного денежного обращения. Но вскоре, не успев как следует утвердиться в качестве основных денежных единиц в Европе, тестоны и гульденгроши уступают своё место новой монете, которая займёт лидирующее место в денежном обороте на несколько сотен лет.
Чешский граф Штефан Шлик в 1518 году по типу гульденгрошена начал чеканку собственной серебряной монеты в городе Иоахимсталь на северо-западе Богемии. Она весила 29,5 грамм и содержала 27,2 грамм чистого серебра, т. е. имела немного меньшую пробу и вес, чем гульденгрошен. Эти серебряные монеты имели изображение святого Иохима на аверсе и чешский герб со львом на реверсе. По названию города, где они чеканились, монеты получили название «иоахимсталеры». Это сложное название в обиходе было сокращено до знакомого нам слова “талер”.
Талер Штефана Шлика, отчеканенный в городе Иахимсталь
Эти красивые, высокопробные полновесные монеты стали очень популярным платежным средством во многих европейских странах и быстро распространились по всей Священной Римской Империи и за её пределами. Тираж чешских монет Штефана Шлика за десять лет был просто огромен. Всего было выпущено более 2.000.000 штук.
После смерти Штефана Шлика в 1527 году император Карл V отобрал право чеканки монеты у его семьи в пользу императорского дома. Для поддержания качества серебряной монеты и упорядочения денежной эмиссии 10 ноября 1524 года в Священной Римской империи был принят Эслингенский имперский монетный устав, по которому вес талера был узаконен в 29,43 грамм (27,41 грамм чистого серебра).
Талер быстро проникал в соседние страны, завоевывая лидирующее место в денежном обращении. К середине XVI века талер становится практически основной денежной единицей во всей Европе… Меняется только его название. В Испании его называют песо, а в Испанских Нидерландах – патагоном, в свободной Голландии – даальдер, в Италии – скудо, в Англии – крона, в скандинавских странах – далер, во Франции – экю.
С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, – ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке.
Так к концу XV века был изобретен фальверк. Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты.
Молотовый снаряд
C изобретением молотового снаряда минцмейстеры сделали еще одно открытие, которое стало прорывом в технологии чеканки монет. Этим изобретением стало использование маточника монетного штемпеля, – своеобразного штемпеля для чеканки штемпелей. Путем ряда сложных технических процедур, высокопрофессиональные граверы изготавливали на торце стального стержня позитивное изображение аверса и реверса будущей монеты. Эти штемпели и служили маточниками для изготовления ряда абсолютно идентичных монетных штемпелей. По той же технологии, что и чеканка монет, на заготовки будущих штемпелей наносилось негативное изображение и после закалки они использовались для производства монет. Так появилась техническая возможность изготавливать сотни тысяч монет-близнецов.
Техническая мысль неустанно толкала развитие монетного производства вперед. Один из великих итальянских представителей эпохи Возрождения Леонардо да Винчи внёс свой вклад и в технику чеканки монет. В 1514 году он придумал и собрал пресс для вырубки монетных заготовок из ленты, и ещё усовершенствовал механический молотовый станок.
Следующим прорывным изобретением стало использование вальцевального станка для производства цан. Мастерам уже не надо было вручную выковывать тонкие серебряные пластины – за них это делали отполированные стальные цилиндры, вращающиеся навстречу друг другу. Между валами, постепенно уменьшая расстояние между ними, многократно пропускали металл для получения листа нужной толщины. Из этих листов серебра кружки металла нужного диаметра вырубались заостренной стальной трубкой или станком для вырубки.
Вальцевальный станок, применявшийся для изготовления цан определенной толщины
На основе вальцов в 1550 году в Тирольском городе Халле был изобретен вальцевальный станок для чеканки монет, использующий тот же принцип пресса. Он состоял из двух валов, соединенных друг с другом зубчатой передачей. На валы было нанесено в зависимости от их размеров – от 4 до 19 негативных изображений лицевой и оборотной сторон монет, так что при пропускании между ними ленты цана, изображения отчеканивались на ней. Появление этого станка значительно ускорило процесс изготовления монет, также улучшилось исполнение изображения на монете. Не было больше смещений рисунка на монете от двойных, или даже тройных ударов, столь характерных для чеканки молотовидным снарядом.
Штемпели талера эрцгерцога Фердинанда Тирольского и монета, отчеканенная этим штемпелем
Основным признаком изготовления монеты на вальцевальном станке является легкая изогнутость монеты с характерными следами вырубки по гурту. Не смотря на это и ещё ряд других недостатков этого метода производства монет, с помощью вальцверка монеты изготавливали на некоторых денежных дворах Европы до конца XVIII века.
Усовершенствованный вальцевальный станок для производства ленточного цана
Изображение процесса вырубки и медная лента с отчеканенными, и частично вырубленными, шведскими монетами 1679 года
По-прежнему, для создания объемного изображения часто использовались только пуансоны. Усложненный рисунок больших номиналов требовал и огромного разнообразия инструментов чеканки маточника монет. С помощью пуансонов умелые мастера изготавливали прекрасные поясные, групповые, конные портреты правителей на аверсах, сложные геральдические, пейзажные и шрифтовые композиции на реверсах.
Но случались и курьезы в практике использования пуансонов. Таким комичным эффектом обладает орт польского короля Яна Казимира, отчеканенный в Гданьске. Удивительно интересно взглянуть на эту монету в контексте истории!
Легенда на монете гласит о пышном титуле: Ян Казимир божьей милостью король Польский, Великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жмудский, Ливонский, а также Швеции, Готландии, Вандалии наследный король.
А вот расшифровка легенды, которая больше соответствовала тому историческому моменту: Божьей милостью король лежащей в руинах Польши, и Швеции, утопившей его земли в крови, Великий князь самоуправных литовских магнатов, потерянной Восточной Пруссии и бунтующих русских казаков.
Несмотря на шаткость положения короля, гравер создает героический образ могущественного правителя: самоуверенный профиль, выдвинутая вперед челюсть, орлиный нос, грозно сдвинутые бровями и устремленный вперед взгляд. Завершает образ короля пышная грива волос, которая выбита тем же пуансоном, что и гривы львов на реверсе! Что это? Экономия средств на изготовление нового пуансона? Или художественный прием? Трудно сказать, насколько умышленно использовался один инструмент для работы над королем и львами. Возможно, это должно было вселять в подданных уверенность и веру в короля-льва, на царствование которого выпали страшные войны. Либо это скрытая ирония над не очень удачливым правителем, на царствование которого выпали чудовищные поражения, унизительная сдача столицы и почти всех городов, позорное бегство в Силезию во время Потопа, потеря Киева и земель за Днепром и, наконец, отречение от трона.
Детали аверса и реверса гданьского орта Яна Казимира 1662г.
Волосы короля и гривы львов изготовлены при помощи одного и того же пуансона.
Техника чеканки монет шла в ногу с развитием научно-технического прогресса, и в середине XVII века на основе чеканного вальцевального станка изобретают станок со сменными штемпелями. Изображение монет вырезалось на круглых, изогнутых дугообразно плоскостях. Эти штемпели имели зажимной шип, который закреплялся в так называемых «карманах» обоих вращающихся валов чеканного станка. Благодаря отлаженной системе рычагов и зубчатых колёс штемпели чётко прокатывались один над другим, выдавливая оттиск монет на проходящей между ними пластине. Преимуществом этого станка является возможность замены вышедшего из строя штемпеля без замены всего вала.
Вальцевальный станок для чеканки монет со сменными штемпелями и изображение карманных штемпелей монет Егенберга
В середине XVII века для чеканки монет начинают использовать шпильдельверк, или балансир. Этот станок приводился в действие с помощью Т-образного винтового утяжелённого механизма, который разгоняли несколько человек. Нижний штемпель – шток, как всегда был закреплен на основе. А верхний штемпель, айсен, крепили в нижнем торце винтового снаряда, который раскручивали с огромной силой. Энергия вращающегося винта была настолько огромной, что позволяла прочеканить талеровую или двухталеровую монету с одного раза. Балансир позволил ускорить чеканку монет примерно в два-три раза по сравнению с использованием молотового снаряда.
Винтовой пресс, приводимый в действие усилием нескольких человек
Но, не смотря на все очевидные плюсы технологического прогресса, не все страны сразу применяли новинки для производства монет. В этом отношении показательным является пример одной из самых промышленно развитых стран Европы XVI-XVII веков, – Англии. Трудно поверить, но молоточный чекан использовался минцмейстерами Тауэра как основной способ производства монет вплоть до 1662 года! В то время как в Италии, Германии, Швейцарии постоянно совершенствовались и обновлялись методы чеканки, Англия практиковала средневековый молоточный чекан.
Трудно сказать, что явилось основной причиной отказа от технологических новшеств на протяжении целого столетия: английский консерватизм или возмущение мастеров, боявшихся, что машина лишит их работы. Но нерегулярная машинная чеканка шла небольшими тиражами лишь с 1561 по 1572 годы в царствование Елизаветы I и два года в правлении Карла Стюарта.
Шесть пенсов Елизаветы I, отчеканенные при помощи станка (miled) и молоточного чекана (hammered). Два способа чеканки – два стиля.
Но, как бы не хотели минцмейстеры на отдельных монетных дворах, долго игнорировать развитие научно-технического процесса невозможно. Мало того, в целях увеличения скорости чеканки монеты и усложнения её подделки для фальшивомонетчиков, все государства стремились использовать последние достижения своего времени в науке и технике для производства денег.
Гурчение
До середины XVII века гурт монет, за небольшим исключением, был гладким. После вырубки монетной заготовки из полосы он обстукивался до чеканки, как это обычно делалось, например, в Саксонии. Если же изображение монеты наносилось при помощи вальцевального станка, то после вырубки готовой монеты из полосы её гурт уже не подвергался дополнительной обработке.
Тирольский талер эрцгерцога Максимилиана Тирольского и его гурт. Этот талер, известный как талер Тевтонского ордена, магистром которого был Максимилиан Тирольский, имеет характерные следы вырубки на гурте.
Первые талеровые монеты с выпуклой надписью по гурту появились во Франции около 1576 года. Эти монеты называются серебряные пьефоры (франц. pied-fort). Гораздо позднее в 1642 году гуртить монеты пробуют в австрийской земле Штрии на монетном дворе города Гарца, в 1651 – в Англии, в 1668 – в Дании, а в 1670 – в Швеции и Бранденбурге.
Надпись на гурте наносили в процессе чеканки самой монеты с помощью разъемного кольца, вставлявшегося в круглую толстую рамку. В такое кольцо, на внутренней стороне которого было выгравировано зеркальное изображение надписи, заготовка заключалась перед тем, как попасть между штемпелями. Металл заготовки под давлением пресса заполнял все детали рельефа штемпелей и кольца, принимая их рисунок. Чаще всего гурт декорировался не надписью, а орнаментом из повторяющихся растительных или абстрактных элементов.
Такое «украшательство» имело сугубо практическое назначение — препятствовать опиливанию и обрезыванию драгоценного металла, а так же служило дополнительным и надежным средством от подделки монет.
Значительно упростил технологию нанесения изображения на ребро монеты гуртильный станок, изобретенный в XVII веке.
Гуртильный станок и примеры оформления гурта
Он состоял из двух стальных рельс, на внутренней стороне одной была нанесена предназначенная для монеты насечка. Монета туго зажималась между ними на столе станка и прокручивалась при помощи системы роликов и зубчатых колес, приводимой в движение кривошипной передачей. В результате вращения монеты на ее гурте выдавливался необходимый рисунок
В конце XVIII века на смену гуртильному станку вновь пришла машина с кольцом, но уже значительно усовершенствованная.
Прежде чем перейти к разделу, посвященному описанию современной машинной чеканки, хотелось бы обобщить весь путь, который прошла техника изготовления монет от ранней античной ручной чеканки до первых станков по производству монет Нового времени.
Начиная с древних времен, при изготовлении самых первых монет, мастера стремились сделать свою продукцию максимально однотипной: придать серии монет узнаваемый рисунок, подчинить все элементы оформления изображения и легенды одному стилю, отчеканить монеты одинаковой массы и размера.
Мечта мастеров прошедших столетий о совершенно одинаковых монетах нашла своё воплощение в современном денежном производстве. Научно-технический прогресс и совершенствование методов чеканки привёли к тому, что сегодня металлические деньги чеканятся практически без участия человека. Его роль ограничивается дизайном изображения монеты, который выполняется на компьютере. Изготовление монет доверено роботам, которые выдают с конвейера миллионные тиражи абсолютно идентичных, с идеально правильными рисунком, но совершенно бездушных рельефных кружков металла.
Старинные монеты на всех этапах производства проходили через руки монетных дел мастеров, которые вкладывали в них свои знания, уменья и душу. До применения в чеканке редуцирующей машины все монеты имели мельчайшие особенности, отличающие их от десятков тысяч собратьев. Не найти даже двух абсолютно одинаковых монет, изготовленных при помощи первых чеканных станков: балансира, молотового снаряда или вальцов. И уж тем более это относится к монетам, изготовленным при помощи ручной молоточной чеканки. Каждая монета уникальна! Имеет свою живую, неповторимую красоту, созданную руками нескольких мастеров от гравёра до чеканщика, живших в те давние годы…
Всё это и делает старинные монеты особенно интересными для коллекционирования в наш компьютерный и стандартизированный век…
Владимир Хомутов, Дмитрий Пядышев