Ли якокка крайслер: Мастер Ли: как один человек придумал Mustang и спас Chrysler | Статьи – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Ли Якокка — Энциклопедия журнала «За рулем»

Лидо Энтони «Ли» Якокка
Lido Anthony «Lee» Iacocca
1924
США

Американский управляющий и предприниматель.
Один из немногих в автомобильном бизнесе, кто занимал высшие руководящие посты в нескольких крупнейших корпорациях.
Родился в семье итальянского эмигранта в городе Аллентаун, шт. Пенсильвания. Закончил Лихайский университет, а затем аспирантуру Пристонского университета. Карьеру начал инженером в “Форд Мотор Компани” в 1946 г., куда был персонально приглашен еще до окончания университета. Работая на различных заводах компании, быстро прошел все начальные ступени служебной лестницы. В 1956 г., будучи сторонником жесткой политики на рынке, разработал и успешно претворил в жизнь свою маркетинговую программу под условным названием “56 за 56”. Суть ее сводилась к тому, что любой покупатель “Форда” выпуска 1956 г. мог приобрести модель за 20% стоимости с условием выплачивать ежемесячно в течение следующих трех лет по 56 долларов. В результате осуществления программы компания “Форд” сумела значительно увеличить объем своих продаж. После этого начался его быстрый путь к высшим должностям. В 1967 г. был назначен на пост исполнительного вице-президента североамериканского отделения фирмы. В 1968 г. президентом компании “Форд” стал Симон Кнудсен, а Якокка занял посты ее исполнительного вице-президента и президента североамериканского отделения, став, таким образом, одним из трех высших руководителей “Форд Мотор Компани”.

10 декабря 1970 г. получил президентский пост “Форд”.

“Линкольн-Континентал Марк III”, 1968 г.

За годы работы в компании Якокка внес большой вклад в развитие и продвижение на рынок таких популярных моделей, как “Мустанг“, “Линкольн-Континентал Марк III”, “Мустанг II” и ряда других.

Однако его независимый характер и разногласия во взглядах с Генри Фордом II привели к тому, что 13 июля 1978 г. он был уволен.

“Крайслер-Ле Барон”, 1982 г.

В ноябре того же года Якокка принял приглашение главы совета директоров “Крайслер Корпорейшн” Джона Рикардо. Занял пост президента этой компании. Дела “Крайслера” в тот период шли далеко не блестяще. На момент прихода Якокки потери компании составляли 158,8 млн. долларов. В 1979 г. он был избран председателем правления компании и сумел получить государственный заем в 1,2 млрд. долларов, который помог предприятию удержаться на плаву. Благодаря его высокопрофессиональным действиям “Крайслер” рассчитался со своими долгами и вновь стал приносить прибыль.

Якокка к тому времени стал одним из самых известных управляющих за всю историю автомобильной промышленности США. Его автобиографическая книга разошлась к середине 1988 г. тиражом 6,5 млн. экземпляров, что добавило ему популярности. Весь гонорар за нее перечислил Джослинскому диабетическому центру в Бостоне. В последующие годы стал героем скандала, разразившегося вокруг попытки известного миллиардера, бывшего фермера и боксера, владельца ряда крупных предприятий Керка Керкоряна приобрести фирму “Крайслер”. Был обвинен в сговоре с Керкоряном. В декабре 1992 г. Якокка покинул фирму.
За заслуги в развитии американского автомобилестроения имя Ли Яккоки увековечено в “Зале автомобильной славы” (Automotive Hall of Fame) в Детройте.

Источник:

Энциклопедия автознаменитостей. Издательство "За Рулем" 2000 г.

Месть Генри Форду II. Как Ли Якокка стал легендой американского автопрома | Бизнес

22-летним выпускником Принстона Ли (так он укоротил свое имя, чтобы было удобнее называть его по телефону) Якокка пришел в Ford. Его взяли инженером-конструктором. Но его влекло «туда, где вершилось настоящее дело, — в маркетинг, в сбыт». «Мне больше нравилось работать с людьми, чем с машинами», — признавался он. Переход на управленческую работу принес Якокке удачу. В 1960 году он был назначен вице-президентом Ford. Еще два года спустя стал инициатором выпуска новой модели Ford — «спортивного стиля с характерным внешним видом, вызывающим легкий налет тоски по молодости».

«Мы хотели сконструировать автомобиль, на котором можно в пятницу вечером съездить в загородный клуб, в субботу совершить длительную прогулку на природу, а в воскресенье отправиться в церковь», — объяснил свой замысел Якокка. В марте 1964 года публике был представлен абсолютно новый Ford Mustang. Это был поразительный успех — в первый же уикенд после выпуска его в продажу дилерские центры Ford посетили 4 млн человек. До конца года было продано более 260 000 новых спортивных автомобилей. За первые два года продаж Ford Mustang принес $1,1 млрд чистой прибыли.

«Крохоборы» (так Якокка называл финансистов, которые постоянно предостерегали от рискованных шагов) «забрались обратно в свои щели». В 1970 году Ли Якокка стал президентом Ford. В книге «Карьера менеджера» Якокка вспоминает, что был на седьмом небе от счастья и не слышал предостережений судьбы: «Погоди. Это еще не все. Теперь тебе предстоит узнать, какие чувства овладевают человеком, которого сбрасывают с вершины Эвереста!»

В 1978 году Якокка был уволен из компании. Потому, был убежден он, что стал популярнее самого Генри Форда II. «Или я, или он», — кричал Форд на совете директоров. «Внезапно я оказался без работы. Ощущение были гнусное, меня выворачивало наизнанку», — вспоминал о тех днях Якокка.

Самым болезненным для него стало то, что увольнение из компании оказалось неожиданным — его младшая дочь Лия услышала об этом по радио и плакала навзрыд. «Я острее всего вспоминал плач Лии по телефону. Я ненавижу Генри за то, что он мне причинил. Но еще больше ненавижу я его за то, как он это сделал. Я был лишен возможности посидеть и поговорить об этом с моими детьми до того, как о моем увольнении узнал весь свет. Этого я ему никогда не прощу», — писал в автобиографии Якокка.

Спасение конкурента

Две недели спустя после увольнения Якокка был назначен главой корпорации Chrysler, которая наряду с Ford и General Motors входила в «большую детройтскую тройку» крупнейших американских автопроизводителей. Это была «изощренная месть» Форду. «Генри Форд до сих пор выплачивает мне в виде пенсии немалые деньги за то, что я каждое утро приступаю к работе, смысл которой в том, чтобы ухудшить положение его компании, а значит, и его самого», — объяснил свой переход к конкуренту Якокка.

В конце 1970-х Chrysler переживал не лучшие времена. Якокка, по его собственным словам, попал из огня да в полымя — через год после его назначения Chrysler оказался на грани банкротства. «В этот первый период службы в фирме Chrysler я не раз поражался тому, как я позволил вовлечь себя в такую заваруху. Быть уволенным из компании Ford Motor уже достаточно скверно. Но пойти на дно с кораблем Chrysler — это было уж слишком», — вспоминал он.

Для спасения компании Якокка прибег к простому, но действенному механизму: убыточные заводы закрывались, непрофильные активы продавались. Так, например, предприятия по производству танков были проданы General Dynamics за $348 млн. Люди, в которых не было абсолютной необходимости, увольнялись. Увольнением руководящего персонала Якокка в большинстве случаев занимался сам. «Не такое это дело, чтобы перепоручить его другим. Надо говорить правду. Испытав увольнение на самом себе, я понимал, чего делать не следует», — объяснял он. В новую команду Якокка переманил талантливых управленцев из Volkswagen и General Motors. Ради сплочения сотрудников Якокка на год снизил собственное жалование до $1 в год.

Была заново выстроена системы сбыта, позволившая получать от дилеров твердые заявки, которые закладывали в основу графика производства машин. Был изменен подход к качеству выпускаемых автомобилей. Для этого руководители компании каждое утро отправлялось на заводы и выборочно снимали с конвейера пять машин. Затем их сравнивали с новой Toyota, требуя найти разницу в качестве. И производственники признавали, что автомобили Chrysler действительно плохи. И думали над улучшением качества.

Тем не менее уже летом 1979 года стало ясно, что лишь самые радикальные меры способны спасти Chrysler. Якокка обратился за помощью к правительству США. Речь шла о кредите на сумму $1,5 млрд. Якокка убедил конгрессменов, что банкротство корпорации обойдется государству только за первый год в $2,7 млрд в виде пособий по безработице и других пособий, связанных с увольнением. «Перед вами выбор: либо выложить сразу $2,7 млрд, либо выдать гарантии по займам на вдвое меньшую сумму, сохраняя при этом надежные шансы на возврат всей этой суммы. В вашей власти решать, платить сейчас или платить потом», — заявил Якокка.

Кредит был выдан. Акции компании взлетели (NYT в начале 1983-го назвала бумаги Chrysler главным сюрпризом прошедшего года). По итогам 1983 года компания получила рекордную для себя прибыль в $700,9 млн. Летом того же года Ли Якокка торжественно вручил представителю Конгресса чек на $813 млн — последнюю выплату по кредиту.

Еще одним рецептом для выхода из кризиса стала новая линейка автомобилей K-car. «Для Chrysler К-car стала последней ставкой. Если бы мы с ней потерпели неудачу, все было бы кончено», — писал Якокка. Он же придумал и слоган для рекламной кампании: «Если вы можете найти лучший автомобиль — купите его». Автоэксперты признали, что новый автомобиль обеспечивает существенную экономию горючего и комфортабельные условия для водителя и пассажиров и выглядят весьма привлекательно.

В 1983 году Якокка представил публике абсолютно новый класс автомобилей — минивэны, которые вошли в автомобильную моду более чем на три десятилетия. В 1987 году Chrysler приобрел American Motors Corporation с ее знаменитым подразделением Jeep. В 1992 году Ли Якокка ушел в отставку с поста руководителя Chrysler.

В компании Fiat Chrysler Automobiles в день смерти Якокки сказали: «Он сыграл историческую роль в управлении Chrysler в годы кризиса и в превращении компании в настоящую конкурентную силу». CEO Ford Motor Company Билл Форд со своей стороны добавил, что Якокка оставил неизгладимый след в компании: «Он был единственным в своем роде, и нам будет его очень не хватать».

Ли Якокка – Деньги – Коммерсантъ

Журнал «Коммерсантъ Деньги» №1 от

&nbspЛи Якокка

Мужчина, который спас Chrysler

       Тираж его автобиографического романа достиг шести с половиной миллионов экземпляров. Он известен девяносто трем процентам американцев. Занимая второе место по популярности после Рональда Рейгана, он имел в свое время серьезные шансы победить его на президентских выборах. Его зовут Ли Якокка. Сын бедных итальянских эмигрантов он стремительно взлетел на вершину финансово-промышленного Олимпа. Затем пребольно упал с нее и обнаружил в себе волю и энергию пробежать ту же дистанцию второй раз. Заодно спасая от краха третью по величине автомобильную компанию.
       
Что можно сделать с сырыми яйцами


       Его отец приехал в Соединенные Штаты из Италии в 1902 году совершенно нищим. Через двадцать лет он владел сетью закусочных, а еще через десять, в годы Великой депрессии, разорился. Никола Якокка научил детей много работать и никогда не делать долгов более чем на… 20 центов. Ли Якокка вспомнит отца, когда в 1980 году будет просить у государства Соединенных Штатов заем в полтора миллиарда долларов.
       В школе сын малограмотных эмигрантов был отличником. Семнадцати лет, в 1941 году, он поступил на металлургический факультет Лихайского университета, затем получил степень магистра в Принстоне. Шла война, университеты были полупусты. Сверстники Якокки воевали. Сам он, как написали в его документах, был ограниченно годен для военной службы из-за перенесенного ревматизма. В университетах Америки преподавали лучшие европейские ученые. Чтобы получить фундаментальное образование, трудно было найти более подходящее время.
       В 1946 году он впервые переступил порог Ford Motor Company — чтобы проработать там тридцать два года. Инженер-стажер, рядовой агент по сбыту автомобилей, управляющий зональной конторой — он медленно, но неотвратимо поднимался по служебной лестнице. Роль реактивного горючего в его карьере сыграли сырые яйца.
       На региональном собрании сбытовиков Якокка демонстрировал новую модель фирмы Ford 1956 года. Как утверждали конструкторы, бампер машины обладал такой упругостью, что даже яйцо, упавшее на него с высоты двух метров, не разбивалось.
       Якокке понадобилось четыре яйца.
       Первым он промахнулся, вторым попал в помощника, третье достигло цели, но разбилось, четвертое, наконец, повело себя согласно инструкции. О том, что в зале находится более тысячи человек, он догадывался не поднимая головы, по мощи гомерического хохота и аплодисментов.
       Из этого инцидента он сделал, как минимум, два вывода. Второй заключался в том, что надо искать новые приемы в рекламе. На следующий день он придумал новый способ продажи автомобилей: вначале клиент платит 20% и затем, в течение трех лет — 56 долларов ежемесячно. Компания продала на 75 тысяч машин больше, чем планировала, а Якокка в 36 лет стал генеральным управляющим крупнейшего отделения фирмы Ford.
       
Что-то приключилось с Генри
       Этот рекламный телеролик был чрезвычайно популярен весной шестьдесят четвертого года: скромный человек, явно консервативного склада, запирает свою антикварную лавку. «Вы что-нибудь слышали о Генри Фостере?» — спрашивает пожилая дама. Генри заворачивает за угол и садится в роскошный алый автомобиль. Он сбрасывает с головы котелок и надевает кепи, долой летит пиджак, под ним оказывается яркая жилетка. «С Генри что-то случилось!» — продолжает женский голос за кадром. «С ним случился «Мустанг»!». Это говорит другая дама, молодая и пленительная, которая на зеленой лужайке готовит пикник и открывает бутылку вина.
       Так фирма «Форд» рекламировала одну из самых удачных своих моделей «Мустанг». Ее появление на американском рынке в начале шестидесятых произвело сенсацию. Вместо скромных автомобилей военной поры покупателям предложили спортивного вида машину, с удлиненным капотом и коротким багажником, которая вмещала семью из четырех человек и стоила всего лишь 2 тысячи 368 долларов.
       В первую же неделю дилерские пункты Ford посетило 4 миллиона покупателей. В 1964 году было продано почти полмиллиона автомобилей.
       Газеты писали о «Мустанге» как о детище Ли Якокки. Собственно, он придумал концепцию: шикарный автомобиль для молодых преуспевающих американцев. Ни для кого не стало неожиданностью, что в январе 1965-го он стал вице-президентом и еще через пять лет — президентом компании Ford, вторым, после Генри Форда, человеком в огромной автомобильной империи. Самым высокооплачиваемым чиновником Америки с годовым доходом 970 тысяч долларов в год.
       Однако судьба заготовила своему любимчику серьезные испытания. Летом 1975 года младшая дочь Ли Якокки Лиа впервые уехала из дома в спортивный лагерь. Однажды утром она услышала по радио, что ее отца уволили. Она позвонила домой и, рыдая, спросила, почему ее не предупредили заранее. Но и сам Якокка узнал об увольнении за несколько часов до этого сообщения.
       Генри Форд избавился от Якокки по тем же самым причинам, по которым избавлялся от всех его предшественников. Он не любил конкуренции со стороны вторых лиц и предпочитал время от времени менять президентов.
       В отношении служащих Форд вообще придерживался весьма специфических принципов: «Не позволяйте работающему на вас человеку действовать по своему усмотрению. Поддерживайте у подчиненных чувство неуверенности и тревоги». Очевидно, острейшее чувство неуверенности испытывал он сам.
       Форд отдал приказ расследовать деятельность Якокки, истратив на это более двух миллионов долларов, прослушивал телефонные разговоры. Был создан черный список друзей Ли Якокки, которых постепенно уво

Лидо «Ли» Якокка — настоящий «спасатель» Форда и Крайслера

Лидо Энтони «Ли» Якокка (англ. Lido Anthony «Lee» Iacocca) – это живая икона бизнеса и маркетинга, а его произведения «Куда подевались все лидеры?», а также «Карьера менеджера» для бизнесменов не менее важны, чем культовый «Капитал» Карла Маркса. Именно они украшают столы руководителей мировых концернов. Этот человек прожил очень интересную и насыщенную жизнь, пройдя путь от простого инженера до президента «Форда» и главы совета директоров «Крайслера».

Лидо Энтони «Ли» Якокка

Родился 15 октября 1924
Аллентаун, штат Пенсильвания, США
Национальность Итальянец
Образование Инженер
Известен как Президент FordПредседатель совета директоров Chrysler

Детство и юность

Родился будущий гигант автомобильного бизнеса 15 октября 1924 г в семье Николы и Антуанетты Якокка, потомственных итальянцев, эмигрировавших в Америку. Жил Ли Якокка в штате Пенсильвания, в городке Аллентаун. Лидо, как и вся его семья, очень религиозный человек.

С 10 лет он пошел работать разносчиком фруктов и овощей, а его отец, прогоревший во время Великой Депрессии, снова занялся бизнесом. Именно Никола Якокка привил сыну резко отрицательное отношение к долгам и чувство бережливости.

Образование

Лидо получил отличное образование, окончив школу, колледж и Лихайский университет по специальности «инженер». Уже в те годы он мечтал работать в компании «Форд», так как видел, что каждый год в университет приезжает Маккормик-Гурдхарт в роскошном Линкольне и отбирает лучшего студента.

То, что Ли не попал на фронт во время Второй мировой войны по причине ревматизма (хотя сам Якокка горел желанием отправиться воевать) дало ему возможность практически без конкурентов начать свой путь в автомобильном бизнесе.

Начало карьеры

И мечта Ли осуществилась – как первого по успеваемости студента его отобрали в штат компании. Однако почти сразу же он получил приглашение от Принстонского университета, где мог получить степень магистра. Лидо выбрал учебу, тем более что Маккормик-Гурдхарт дал ему обещание зарезервировать за ним место в корпорации. Но он запамятовал оформить это документально и немного позже ушел в армию, а когда Якокка позвонил в компанию, то получил отказ. Но после разговора со старшим менеджером он смог решить вопрос о своем найме. В 1946 году он поступает на службу в корпорацию «Форд» инженером-стажером.

Но такая работа его не прельщала – Лидо интересовался маркетингом. Однако ему никто не давал дилерского места, потому как оно считалось чрезвычайно прибыльным – огромный спрос на легковые автомобили был очень далек от удовлетворения. Как следствие, за возможность купить новый авто дилеры получали огромные взятки. Но со временем ситуация изменилась, многие менеджеры уволились и началась настоящая битва за клиентов. Вот тогда Лидо и получил свой шанс.

Работа в Форд

Начало

Вначале Ли не везло и через некоторое время его зона ответственности стала последней в списке по объему продаж. Но его шеф Чарли Бичем относился к новичку благосклонно, поддерживал и учил продавать автомобили. Ли Якокка звонил клиентам купившим авто примерно через месяц и интересовался как друзья отозвались об автомобиле. Этим он поддерживал покупателей, а также получал адреса потенциальных клиентов. И дела пошли вверх.

Взлет

Ли Якокку перевели на юг, где он получил должность главы Филадельфийского округа (последнего по объему продаж). Тут и произошел его прорыв! В 50-х продажи активно падали, так как рынок был перенасыщен. Но Лидо придумал гениальную идею «56 за 56». То есть клиент имел право заплатить только 20% стоимости авто при покупке, а остальную сумму отдавать в течение 3-х лет по 56 $ в месяц. И всего за 3 месяца Филадельфийский округ из аутсайдера превратился в лидера!

В корпорации по достоинству оценили замысел Якокки и внедрили такую систему во все дилерские центры, что позволило продать дополнительно порядка 75 000 автомобилей, а самого Лидо перевели в Вашингтон. Там он стал хорошо зарабатывать, имея еще и процент от продаж.

В это время Ли со своей невестой решили пожениться и купить дом, но всего за неделю до торжества пришло известите о переводе Лидо в Детройт – центр корпорации Форд. Там Якокка впервые встретился с Генри Фордом II.

Эпопея с «Мустангом»

Тут Лидо проявил себя во всем блеске, быстро поняв, что причиной провала модели «Эдсел» стал его старческий дизайн (хотя сама модель была вполне приличной), совершенно неприемлемый молодежью, причем Якокка с самого начала выступал против «Эдсела». В итоге концерн понес огромные убытки.

Фото: Ford Mustang (1965 год)

После этого Лидо предложил создать новый автомобиль на шасси «Эдсела», но со стремительным и агрессивным дизайном. И хотя идея была воспринята в штыки, Генри Форд дал добро. Группа дизайнеров создала ряд макетов, а выиграл сотрудник Дейв Эшем. Пробные модели, показанные публике, превзошли все ожидания, а предварительные отзывы были самыми лестными.

В итоге модель, названная после долгих прений «Мустангом», поступила в производство, а 9 марта 1964 года первый экземпляр сошел с конвейера. Началось что-то невообразимое! По самым смелым подсчетам в первый год планировали реализовать порядка 75 000 авто, а реальности же цифра была в несколько раз выше!

В зените славы

После этого Якокка поднял на должный уровень подразделение «Линкольн-Меркьюри», которое сильно потеснил «Кадиллак», входящий в «Дженерал Моторс». Лидо ждал для себя поста президента компании, но на его место назначили Саймона Кнудсена, впрочем, ненадолго. Вскоре Якокка был назначен президентом с окладом в 1 000 000 $ в год.

Увольнение

Но у него начались разногласия с Фордом, который принимал волюнтаристские решения, не считаясь с обстановкой. Да и неудача с моделью Ford Pinto (неправильное расположение бензобака) сказалась на положении президента корпорации. Все закончилось постепенным увольнением сподвижников Якокки из компании, а затем и его самого.

Работа в Крайслер

Трудности и их преодоление

В то время положение Chrysler было катастрофическим – проблемы с качеством автомобилей, целая линейка неудачных моделей (Dodge St. Regis, Plymouth Volare и Dodge Aspen), непродуманная политика фирмы и энергетический кризис поставили «Крайслер» под угрозу банкротства.

Приглашенный туда в 1987 году Ли Якокка пошел на беспрецедентный шаг – он попросил у правительства заем в 1 500 000 000 $. Многие не хотели оказывать «Крайслеру» подобной услуги, считая это вмешательством государства в бизнес, однако Лидо смог убедить правительство в том, что в случае закрытия такого концерна Америку ждет настоящий социальный взрыв, так как на заводах предприятия работают десятки тысяч человек.

После получения займа команда Якокки приступила к созданию новой модели – она просто обязана была стать мега-популярной, чтобы вытянуть компанию из ямы. Была создана модель «К», а продуманная рекламная кампания и грамотные шаги руководства смогли ее раскрутить. Как итог, уже в 1983 году Крайслер смог расплатиться с кредитом.

Якокка возглавлял эту компанию до 1995 года.

Жизнь после

Якокка ушел на пенсию, но не мог сидеть, сложа руки. В итоге он занялся общественной деятельностью, писал мемуары, выступал с лекциями в известных университетах, причем за каждую из них получал порядка 50 000 – 60 000 $. Кроме того, он вложил немало средств в электронную коммерцию и до сих пор активно исследует этот рынок, считая его чрезвычайно перспективным. Вполне вероятно, что он успеет еще не раз удивить деловой мир!

биография, семья и образование, история успеха, фото

После тридцатидвухлетней карьеры в Ford Motor Company, из них восьми лет в качестве президента, Лидо Энтони Ли Якокка спроектировал одно из самых успешных событий в истории Chrysler Corporation. Этот успех сделал его одним из самых известных и вызывающих всеобщее восхищение топ-менеджеров в истории автомобильной промышленности страны. Он стал легендой, воплощением американской мечты, ньюсмейкером и человеком, которого многие призывали баллотироваться на пост президента.

Факты из биографии Ли Якокки

Лидо Энтони Якокка родился 15 октября 1924 года в Аллентауне, штат Пенсильвания, в семье итальянских иммигрантов Николы и Антуанетты и стал американцем первого поколения в своей семье. Якокка с большой теплотой и гордостью отзывается о своих родителях. Его отец приехал в Америку, когда ему было всего двенадцать лет и, спустя девятнадцать лет, сэкономив достаточно денег, вернулся в Италию за своей семьей. Во время этой поездки он встретил очаровательную девушку, которая стала его женой и мамой будущего великого менеджера Америки.

Ли рос в комфортной обстановке, изучая азы бизнеса у своего отца, который на тот момент был владельцем ресторана хот-догов и сети кинотеатров. Никола был проницательным бизнесменом и учил своего сына ответственности и необходимости сильного драйва и дальновидности, важных для построения процветающего бизнеса. Никола также управлял одним из первых агентств по прокату автомобилей в стране, и от своего отца Ли унаследовал любовь к автомобилям.

После окончания средней школы в Аллентауне он продолжил учебу в Лихайском университете, где получил степень в области промышленного производства. В детстве Якокка пережил серьезный приступ ревматической лихорадки и в результате был признан непригодным для военной службы во время Второй мировой войны. После окончания университета в 1945 году он получил предложение продолжить учебу в Принстонском университете (где ему посчастливилось присутствовать на лекции Альберта Эйнштейна), и в 1946 году получил степень магистра инженерного дела.

Еще в подростковом возрасте Якокка решил, что он будет руководителем автомобильной компании, поэтому его исследования были сосредоточены в этом направлении.

Ли Якокка и компания «Форд»

Ли присоединился к компании в 1946 году в качестве инженера-стажера, однако ему не потребовалось много времени, чтобы понять свое истинное призвание в автомобильном бизнесе и вскоре он перешел в отдел маркетинга и продаж, где показал потрясающие результаты. Именно этот шаг положил начало блестящей карьере менеджера Ли Якокки и открыл монументальные достижения для Форда. После нескольких успешных инициатив, он начал продвигаться по служебной лестнице и, в конечном счете, нашел свое истинное призвание в разработке продукта.

Президент компании Форд

В 1960 году, в возрасте тридцати шести лет, он стал вице-президентом и генеральным менеджером самого важного подразделения компании Ford. Необходимо отдельно отметить одно из его гениальных предложений – автокредитование, ведь благодаря ему не только компания получила огромные перспективы, но и каждой семье представилась возможность приобрести автомобиль в кредит на три года, заплатив всего лишь 20 процентов в качестве первоначального взноса.

Якокка сыграл ключевую роль в разработке Ford Mustang, который был запущен в 1964 году и стал одним из самых успешных проектов Ford Corporation.

Отец Мустанга

Mustang – доступный и стильный спортивный автомобиль – стал знаковым для компании и самого Ли, которого некоторые называют «отцом Мустанга». Он установил рекорд продаж за первый год и поместил фото своего создателя на обложки Times и Newsweek.

Мустанг спустя время

В 1967 году Якокка назначен исполнительным вице-президентом, а 1970 год приносит ему ярчайшую победу – он становится президентом компании.

Неожиданный поворот в карьере Ли

60-е годы были невероятным и успешным периодом для Якокки в компании, ознаменованные, среди прочего, запуском Ford Mustang и Lincoln Continental Mark III. Казалось бы, мечта достигнута. Успех продолжался до 70-х годов, однако к концу десятилетия ситуация изменилась. Дерзкий стиль управления и неортодоксальные бизнес-идеи Ли привели к тому, что между ним и Генри Фордом назрел конфликт, и в 1978 году Якокку уволили, несмотря на то, что компания заработала 2 миллиарда долларов прибыли за год.

История Ли Якокки и Форда закончилась. Ли, который посвятил компании три десятилетия напряженной работы, был в ярости. По его собственным словам, в то время он не осознавал, что лучшие годы впереди. Совсем ненадолго отойдя от работы в автомобильном бизнесе, он возвращается в строй, но уже в рядах другой компании.

История головокружительного успеха

Спустя пять месяцев после своего увольнения, он вернулся в отрасль в качестве президента компании Chrysler, которая в то время была близка к банкротству и обратилась к Ли с предложением возглавить компанию и побороться за ее жизнь. Так началась история Ли Якокки и «Крайслера». Он начал восстановление, сокращая и продавая убыточные подразделения и привлекая своих партнеров из прежней компании. Для того, чтобы спасти компанию, ему приходилось принимать жесткие решения: уволить некоторых рабочих, продать европейское подразделение и закрыть несколько заводов.

Необходимость принятия жестких решений

В 1979 году он обратился к Конгрессу США за кредитом, поскольку компания нуждалась в значительных финансовых вложениях, и получил гарантию от правительства в том, что многие считали беспрецедентным шагом. Под руководством Якокки Chrysler получила 1,5 миллиарда долларов в виде федеральных кредитных гарантий. В то время это была самая большая сумма правительственной помощи, которую когда-либо получала частная компания. Это дало Ли передышку, необходимую для обновления и оптимизации. В 1981 году компания вышла на уровень рентабельности.

Теперь, когда Chrysler стал платежеспособным, было необходимо серьезно пересмотреть рынок и подумать о новых продуктах. На то время существовала потребность в двух типах транспортных средств. Так как в стране был в разгаре серьезный топливный кризис, был необходим экономичный компактный автомобиль. Второй потребностью была разработка концептуального автомобиля. Ли воспользовался дизайнерскими предложениями, которые Форд отверг, пока Якокка работал на них. Вместе с Хэлом Сперлих, бывшим коллегой из Ford, он разработал микроавтобус, который явился предшественником внедорожника и стал пользоваться феноменальным успехом. Под его руководством Chrysler выпустил Dodge Aries и Plymouth Reliant по линии K-Car в 1981 году.

Якокка и Крайслер

Успех этих автомобилей в сочетании с другими радикальными реформами, которые провел Якокка, вывели компанию Chrysler из черной полосы. В 1983 году Chrysler досрочно погасил государственные займы, а в 1984 году компания получила прибыль в размере 2,4 миллиарда долларов США, что было рекордным показателем для корпорации. Уже в 1985 году они купили Gulf-Stream Aerospace Corporation за 637 миллионов долларов и кредитную корпорацию E. F. Hutton за 125 миллионов долларов.

Якокка стал звездой, символом успеха и достижения американской мечты

Гениальный менеджер спроектировал один из самых известных поворотов в истории американской автомобильной промышленности и его успех в возрождении Chrysler сделал его национальным героем. Якокка был назван 18-м величайшим американским менеджером всех времен. Его называли «живым воплощением американской мечты». Ходили даже разговоры о баллотировании Ли на пост президента страны, а сам Якокка говорил, что мог бы управиться с национальной экономикой за шесть месяцев.

Президент Рональд Рейган, оценив его талант и заслуги, предложил Ли координировать работу комитета по реставрации Статуи Свободы. Якокка говорит, что когда президент Рейган впервые попросил его начать сбор средств для восстановления Статуи Свободы и острова Эллис, он не колебался. Сегодня он по-прежнему принимает участие в том, чтобы сохранить эти ворота в Америку, через которые прошли многие родители, дедушки и бабушки, включая его собственных.

менелжер Ли Якокка

Жизнь после «Крайслера»

Якокка было 68 лет, когда он покинул компанию, но все же оставался консультантом Chrysler с внушительной зарплатой и использованием самолета компании до конца 1994 года. Спустя некоторое время он даже объединил свои усилия с известным миллиардером Кирком Керкоряном в попытке поглощения Chrysler, которая не увенчалась успехом.

Якокка рассматривал варианты своего дальнейшего пути, но ничего не привлекло его настолько, чтобы снова вступить в бой, поэтому Ли решил остановиться на консультационной и общественной деятельности. В то время Якокка уделял много времени работе с благотворительным фондом, который занимался исследованиями диабета и для того, чтобы понять причины создания фонда, необходимо коснуться личной жизни великого американского менеджера.

Семья – важная часть жизни

В 1948 году Ли встретил любовь своей жизни, Мэри Мак-Клири, которая работала в качестве администратора в офисе Филадельфии Ford Motor Company. После 8 лет знакомства, 29 сентября 1956 года Мэри и Ли поженились. Семья всегда имела первостепенное значение для Якокки.

У него с Мэри родились две дочери, Кэтрин и Лия. Несмотря на свою напряженную профессиональную жизнь, Ли всегда старался найти время для своей семьи. Семейное счастье омрачалось диагнозом Мэри, который ей поставили еще в 23 года – это был диабет. В течение 34 лет она боролась со своей болезнью, но в 1983 году болезнь взяла верх, нанеся Ли разрушительный удар. Период ярчайших профессиональных взлетов в карьере был омрачен самой большой потерей. Мэри было всего 57 лет, когда она ушла из жизни. Год спустя (в 1984 году) Ли основал фонд в память о своей покойной жене.

Потеряв Мэри, Якокка женился во второй раз на Пегги Джонсон в 1986 году, но через год после свадьбы брак был аннулирован. У него был еще один недолгий брак с Дарриен Эрл с 1991 по 1994 год. В последующие годы ему нравилось проводить время со своими двумя дочерьми от первого брака и внуками.

Филантропия – одна из граней яркой личности

Любовь к своей жене Мэри Якокка бережно хранит на протяжении своей жизни. В 1984 году он основал фонд по исследованию диабета и внес несколько десятков миллионов долларов в исследовательские проекты по всей стране. Ли подходит к поиску решений борьбы с диабетом с тем же упорством, что и к бизнесу. Он поддерживает замечательных ученых по всему миру и помогает продвигать интересные исследования. Дочь Ли, Кэтрин, стала активно участвовать в этом деле, став президентом фонда. Под руководством Кэтрин фонд финансировал инновационные и перспективные исследовательские программы и проекты, которые, как искренне верит Якокка, в один прекрасный день приведут к излечению. Сегодня Ли и его дочери, Кэтрин и Лия, продолжают неустанно продвигать миссию Фонда и искренне надеются, что средства излечения болезни будут найдены и станут частью наследия семьи.

Общественная деятельность Якокка

И это не единственный проект Якокки. В 1997 году он основал в Лихайском университете, своей альма-матер, обучающую программу, привлекающую молодых лидеров по ведению бизнеса со всего мира. Он участвует в финансировании программ, с помощью которых доставляется питание нуждающимся и голодающим детям во всем мире. Премия Ли Якокки, созданная фондом семьи Якокка в 2006 году, является престижной наградой, присуждаемой за преданность в сохранении американской автомобильной традиции и является способом почтить самых преданных коллекционеров и реставраторов классических автомобилей по всему миру.

Бесценный опыт великого менеджера Америки

Своим личным примером Якокка показал, что достижение мечты возможно и вполне реально для каждого целеустремленного человека, готового работать и прилагать усилия в пути навстречу своей мечте. Карьера Ли Якокки является блестящим подтверждением этого.

Бесценный опыт

В своей биографии «Карьера менеджера» он делится своим бесценным опытом с миром. В своем классическом жестком стиле он рассказывает нам, как изменил автомобильную промышленность в 60-е годы прошлого века, создав феноменальный Mustang. Он рассказывает о чудесном возрождении Chrysler от шага до банкротства до погашения государственного кредита в размере 1,5 млрд. Доходы от этой книги он пожертвовал своему Фонду. Две книги Ли Якокки стали бестселлерами и миллионы людей по всему миру строят свой жизненный путь и карьеру, вдохновленные его идеями и опытом.

Гениальный менеджер создал также свой сайт, где делится информацией, идеями и мудростью, которые он приобрел за годы жизни в бизнесе, а также обсуждает вопросы, связанные с фондом и серьезными проблемами, которые стоят перед страной сегодня.

Американский менеджер Якокка Ли: история успеха :: BusinessMan.ru

Знаменитый менеджер Якокка Ли для многих американцев эпохи 70-80-х годов XX столетия стал кумиром. Что он сделал, как добился успеха, за какие заслуги получил признание?Якокка Ли

Лидо Энтони Якокка – менеджер мирового уровня

Как простому инженеру стать президентом одной из крупнейших автомобильных корпораций США? Это достоверно знает Ли Якокка. Биография его – свидетельство успешного человека, упорным трудом добившегося мирового признания.

Далеко не каждому студенту удается стать хорошим инженером. Еще меньшее количество успешных менеджеров удостаиваются чести приобрести настолько высокое доверие, чтобы стать президентом Ford в возрасте 36 лет. В компании Chrysler Якокка Ли также отметился высокими достижениями. Благодаря его успешному менеджменту автогигант сумел избежать краха и остался одним из лидеров автопромышленности США.

И только скромность выдающегося управляющего стала преградой в его успешной политической карьере. Не секрет, что многие американцы видели в этом человеке возможного президента страны после правления Рональда Рейгана.

Ли Якокка: биография, фото

Когда в семье иммигрантов из Италии Николы и Антуанетты родился сын, никто не помышлял, что он прославится на весь мир. Появившийся на свет 15 октября далекого 1924 года Лидо рос в заботливой семье. В возрасте 13 лет он перенес заболевание ревматизмом, не пошел в армию, не попал на фронт. В школе он замечательно учился. Успешно окончив университет в Принстоне, попал на стажировку в компанию Ford.

Якокка Ли американский менеджер

Чувствуя, что не полностью реализует свой потенциал, Лидо Якокка переходит в отдел маркетинга и удачно реализует несколько новаторских идей. Это помогло компании получить прибыль и закрепиться на лидирующих местах автопромышленности США. Его заметил сам Генри Форд II и предложил серьезный пост. В 36 лет Ли Якокка стал директором компании. С 1978 по 1995 год был период, когда он поднимал на ноги очутившийся под угрозой банкротсва Chrysler.

Кроме этого он удачно управлял благотворительным фондом, учрежденным для реставрации статуи Свободы. Ли — автор нескольких автобиографических книг о теории и практике управленческой деятельности. В браке с Мэри Маклири имеет двух дочерей.Ли Якокка биография

Как все начиналось

Маленький Лидо рос в относительном достатке. Семья жила хорошо. Глава семейства, переехав в Америку в возрасте 12 лет, успел там освоиться и закрепиться. Но экономический кризис в 1930 году заставил семейство жить, затянув пояса. Поэтому трудиться Якокка Ли начал с десятилетнего возраста, когда после уроков подвозил за скромную плату на небольшой тележке продукты покупателям из супермаркета.

С 16 лет он уже трудился в лавке, торгующей фруктами, иногда отрабатывая за день по 16 часов. Любовь к автомобилям ему привил отец. В его прокатной фирме будущий директор часто оставался ремонтировать старые «Форды». Еще не окончив учебу в университете, он был уверен, что станет работать в этой компании.

Первые должности

По итогам учебы в университете Якокка Ли получил лучший балл, а поэтому в 1946 году был приглашен на должность инженера-стажера в штат известного автогиганта на производстве Генри Форда. Настойчивого и упорного Лидо отпустили попробовать силы в продажах автомобилей. Упорный труд, самоанализ и практика продаж в сложных условиях позволили ему в 1953 году стать помощником окружной конторы по сбыту автомобилей.

А спустя три года на фоне экономического спада и уменьшения продаж Ли Якокка предложил смелую идею кредитования для желающих приобрести автомобиль «Форд» с уплатой первоначального взноса 20 % от полной стоимости. Остаток суммы вносился равными частями на протяжении трех лет. Продажи резко выросли. Программа кредитования стала частью стратегии в политике не только компании, но и всей страны.

Ли Якокка история успеха

Тернистый путь

Полоса удач для успешного менеджера закончилась в 1978 году. Непродуманная конструкция шасси одной из компактных малолитражек стала причиной отзыва из пользования по соображениям безопасности большого количества проданных машин. У моделей Pinto и ее модификации бензобак располагался сзади таким образом, что при столкновении мог детонировать бензин.

Получивший инженерное образование Якокка Ли, участвовавший в создании легендарного Ford Mustang, должен был это предвидеть. Владелец компании Генри Форд II счел это достаточным поводом, чтобы уволить управляющего. Корпорация понесла убытки, но уволили его еще и из-за конфликта интересов. Ли Якокка стал затмевать величие внука Генри Форда, а потому пришлось уйти.Ли Якокка личная жизнь

Работа в Chrysler

Но его услугами заинтересовалась другая автомобильная корпорация. На тот момент автогигант Chrysler был на пороге банкротства. Лидо Якокка убедил правительство поддержать компанию. На самом высоком уровне он добился выделения кредита на 10 лет, который благодаря оптимизации расходов вернул уже через 3 года.

В этот период ему приписывают еще одно удачное изобретение. Нереализованная еще во время сотрудничества с Фордом идея создания мини-вэна нашла применение на «Крайслере». Нужен был новый концепт автомобиля, и его создал Якокка Ли. Американский менеджер и инженер по образованию предложил просто удлинить существующую и проверенную временем удачную платформу шасси и на ее базе сделать новый салон.

В итоге получился просторный и недорогой в производстве автомобиль, пришедшийся по вкусу домохозяйкам. Его оценили за просторный салон, простоту управления и эксплуатации. Только в первый год после поступления на рынок новинки было реализовано больше чем 500 000 мини-вэнов. Концерн «Крайслер» существенно улучшил финансовое состояние и даже начал теснить конкурентов.

Алгоритм успешного менеджера

За годы активной деятельности в области автопродаж и управления персоналом Лидо Якокка выработал для себя свод принципов и правил, которыми руководствовался при принятии серьезных и ответственных решений. Как он утверждает, особенно важно проявлять решительность в действиях и не бояться возлагать на себя ответственность за возможные последствия в материальном и социальном плане. Не будет лишним и умение должным образом мотивировать команду к движению в намеченном направлении. Важно ставить реальные цели, рубежи и стараться добиваться результатов. Ораторское искусство позволяет донести четкую мысль до нужного человека. При этом на ответственных линейных должностях должны находиться чуткие к этому и восприимчивые люди.

Подбор инициативного и неутомимого персонала, готового сделать даже больше, чем ставится в задании, – еще одна из основополагающих задач успешного руководителя. Но нельзя забывать и о человечности в общении с подчиненными. Брань и высокомерие недопустимо в команде. Наилучшее образование, инициативность, новаторский подход к решению новых задач, организаторские способности руководителя – все это, несомненно, важно. Но уважение сотрудников, ощущаемое чувство товарищества среди коллег и даже дружба являются неменьшим залогом успеха.

Ли Якокка жена

Личная жизнь

Что известно о семье такого успешного управленца, как Ли Якокка? Личная жизнь, как сам он утверждает, сложилась для него счастливо. Со своей будущей женой он познакомился в 1949 году. Мэри Маклири в то время работала секретарем на заводе Форда. Их встреча состоялась на одном из мероприятий по случаю представления новых моделей автомобилей.

Постоянные разъезды по делам компании затрудняли общение и ухаживание. Несмотря на это, помолвка все же состоялась спустя несколько лет. Венчание произошло только в 1956 году в католической церкви. Но напряженная работа помешала осуществить даже планы на медовый месяц. Через день после свадьбы Лидо был вынужден уехать по делам.

Что чувствовал при этом Ли Якокка? Жена его любила, всячески поддерживала, окружала заботой и вниманием, старалась жить одними интересами с ним. Лидо переживал, конечно, но думал, что супруга понимает все. Он утверждает, что успеха добился во многом благодаря Мэри. Несмотря на занятость, глава семьи старался пятничные вечера и выходные посвящать семье. Дочери, Кэти и Лия, получали достаточно внимания и ласки от отца. Несмотря на высокий уровень благосостояния, Ли приучал их жить бережно и рационально.

Семейная жизнь была омрачена лишь болезнью Мэри. У нее был диабет, и даже могущественный Ли Якокка не мог ей помочь справиться с недугом. Мудрая, сильная женщина ушла из жизни в 1983 году. Лидо потрясла ее смерть, но он сумел пережить тяжелый период, окунувшись с головой в общественную деятельность.

Время писать мемуары

Известные деятели в области продаж и управления персоналом считают необходимым иметь под рукой известное издание «Карьера менеджера», автором которого является Ли Якокка. История успеха на руководящих должностях в компаниях «Форд» и «Крайслер» описана в нескольких автобиографических монографиях. Особенно интересно, остро и аргументировано он рассказывает о взаимоотношениях с Генри Фордом II, о непростом характере владельца автогиганта, о компромиссных и радикальных решениях на посту президента компании.

Завершив деятельность на руководящих постах, Ли Якокка, кроме того что занимается мемуарами, выступал в университетах с лекциями. Он продолжает участвовать в деятельности общественных фондов. Будучи в преклонном возрасте, Ли Якокка продолжает следить за изменениями на финансовых и фондовых рынках. Он активно делает вложения в перспективные отрасли электронной коммерции.Ли Якокка интересные факты

Ли Якокка: интересные факты

У американцев слово «Лидо» употреблялось на сленге в значении публичного дома. Чтобы не возникало двоякости, менеджер сокращал свое имя до Ли и стал использовать его, когда понял, что может добиваться успеха в продажах. Будучи обеспеченным человеком, он ведет размеренный образ жизни. Его можно было встретить разъезжающим на велосипеде. Он хранит устаревшие галстуки, надеясь, что мода на них еще вернется.

Будучи американцем итальянского происхождения, Лидо Якокка дружил в школе с двумя сверстниками-евреями. Как ни странно, эта троица была лучше остальных в классе по успеваемости. За это и из-за расовой нетерпимости их недолюбливали не только ученики, но и некоторые преподаватели.

Уже в школьные годы он почувствовал вкус успеха, так как был избран старостой. Он признался в мемуарах, что на некоторое время тогда ощущал свое превосходство над другими. И это сказалось на отношениях. Он потерял поддержку, утратил доверие товарищей и на следующих выборах потерпел неудачу. Но это стало хорошим уроком для будущего менеджера высшего звена.

Ли Якокка: победы и поражение

Ли Якокка, один из самых успешных и харизматичных менеджеров в истории автоиндустрии сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от инженера-стажера до второго человека в империи «Голубого овала» и по ходу приняв непосредственное участие в создании самого известного американского автомобиля. Впрочем, лучше обо всем по порядку…

Любовь с первого взгляда

На самом деле его настоящее имя Лидо Антонио Якокка. Однако экс-президент Ford и Chrysler всегда предпочитал укороченный на истинно американский манер вариант — Ли. Почему? Поговаривают, что сын итальянских иммигрантов получил имя «Лидо» в честь района Венеции, где Антонио Якокка и Антуанетта Перрота проводили медовый месяц. Вскоре по возвращении из романтического путешествия — примерно девять месяцев спустя — у пары родился первенец. Согласитесь, история довольно пикантная, особенно в отношении столь влиятельной и публичной личности. Потому в собственной автобиографии Якокка эту версию опроверг. Не будем спорить и мы.

Зато не вызывает сомнений другой не менее, надо сказать, любопытный факт. Дело в том, что будущий президент Ford буквально с младых ногтей мечтал работать именно в этой компании. Так сложилось, что первым автомобилем его отца — Антонио Якокки, открывшего в Штатах несколько магазинов и ресторанчиков, — был Ford T, да и сам Ли в студенческие годы ездил на Ford V8 1936 года и, надо сказать, не испытывал от этой модели особого восторга. Машина была крайне капризной, да к тому же маломощной, но это лишь убеждало Якокку в том, что ему обязательно нужно работать на Ford.

— Я не сомневаюсь, — в шутливом тоне рассказывал Ли друзьям, — что компания, выпускающая столь плохие автомобили, однозначно нуждается в моих услугах!

Якокка (на фото слева) наблюдает за тренировочными заездами на трассе в Индианаполисе. Нельзя сказать, что сам Ли был заядлым фанатом автоспорта, но роль гонок для формирования имиджа компании он ценил очень высоко

Окончив в 1942-м среднюю школу в Аллентауне (штат Пенсильвания), Ли, в отличие от многих сверстников, не попал в армию — с детства он страдал тяжелой формой ревматизма, от которой в то время даже умирали. И Якокка продолжил образование в частном Лихайском университете в Бетлехеме, а после получения степени бакалавра промышленной инженерии, как и обещал, решил устроиться на работу в Ford.

Представитель компании, приехавший на встречу с выпускниками на роскошном Lincoln Continental Mark I, очаровал Якокку. Вернее, Ли сразу же влюбился в его «захватывающий дух автомобиль» и понял, что не ошибся с выбором. Настойчивость, впрочем, как и отличная успеваемость сына итальянского иммигранта произвели нужное впечатление и на «фордовского» рекрутера. Так, в августе 1946 года Якокка начал свою карьеру в империи «Голубого овала» с должности инженера-стажера.

Однако, отработав лишь половину из 18-месячного обучающего курса, он неожиданно захандрил — инженерная работа наводила на Ли тоску.

— Мне сразу же поручили сконструировать модель пружины сцепления, — вспоминает Якокка на страницах автобиографии. — Я целый день потратил на то, чтобы сделать ее детальный чертеж, и задался вопросом: «С какой стати я этим занимаюсь? Разве этому мне следует посвятить всю свою жизнь?»

Он попросил о переводе в отдел маркетинга. Ему разрешили, с условием, что поисками места он будет заниматься самостоятельно. В нью-йоркском торговом представительстве Ford с ним даже не стали разговаривать, зато в родной Пенсильвании дипломированному стажеру оказались рады.

Нельзя сказать, что следом за должностью представителя по корпоративным продажам последовал стремительный взлет по карьерной лестнице. Поначалу все было очень сложно. Якокка, по его собственным словам, отнюдь не обладал врожденным даром убеждения и харизмой, напротив — эти качества он развивал в себе методично и последовательно. Впрочем, надо признать, задатки талантливого торговца у него были всегда. Достаточно вспомнить, что тот самый Ford V8, который Якокка купил за $250, через два года он умудрился продать за четыреста пятьдесят!

Ли был не просто публичной личностью, он всегда пользовался доверием и симпатией простых американцев. Неудивительно, что Якокка часто появлялся в рекламных роликах

Так или иначе, но освоившись на новом месте, Ли начал делать успехи, а затем прославился буквально в одночасье. Его большой удачей стала маркетинговая программа «56 за 56», предлагавшая купить Ford 56-го модельного года всего за $56 ежемесячных выплат. В то время столь аппетитные для рядового покупателя рассрочки были в диковинку, и продажи резко рванули вверх. Вскоре схему, предложенную Якоккой в Пенсильвании, взяли на вооружение все американские дилеры «Голубого овала», а в Дирборне, штаб-квартире компании, немедленно вызвали молодое дарование на повышение.

Тогдашний вице-президент Ford Роберт Макнамарра, бывший военный статистик, сам преклонялся перед магией чисел. Он и подсчитал, что программа Якокки позволила фирме продать на 75 тысяч автомобилей больше. Смекалистому специалисту сначала предложили пост руководителя сбытового филиала фирмы в Вашингтоне, а всего через несколько лет — в 1960-м — Ли уже обживал кабинет вице-президента, в который его усадил сам Макнамарра, ставший у руля «Голубого овала». И тут же Якокка развернулся.

Мустанговая лихорадка

Первым делом Ли решил максимально четко представить, как бренд Ford воспринимают покупатели. На самом деле, вопрос был далеко не праздным. Если GM всегда имела репутацию фирмы, выпускающей большие и роскошные машины, — даже народный Chevrolet выглядел дороже и богаче прямых конкурентов, а бренды Chrysler отличались высоким, по тем временам, во всяком случае, инженерным уровнем, то Ford не имел четко выраженного позиционирования. Макнамарра одно время пытался сделать фишкой «Голубого овала» пассивную безопасность, но его инициатива явно опередила время и не нашла понимания у покупателя. Положение усугублял и грандиозный провал торговой марки Edsel, стоившей «Голубому овалу» сотен миллионов долларов убытков.

Чтобы понять, куда двигаться дальше, Якокка инициировал широкомасштабное, дорогостоящее и совершенно непривычное по тем временам исследование рынка. Согласно его результатам, дети бэйби-бумеров, рожденные в период демографического взрыва первых послевоенных лет, к середине 60-х достигнут водительского возраста, а к 1970-му количество молодых водителей в США возрастет до 11 миллионов. Какой автомобиль нужен вчерашним школьникам? Что-то недорогое, лишь в меру практичное, а главное яркое, бросающееся в глаза.

Вооружившись этими данными и призвав на помощь все свое красноречие, Якокка выбил бюджет на новый автомобиль. Пусть 75 миллионов не ахти какая сумма, но для начала неплохо… Деньги потратили с умом. Взяв за основу броский фастбэк студии экспериментальных разработок, инженерная команда Ford из узлов и агрегатов уже выпускаемых моделей — в основном Falcon и Fairlane — построила новый автомобиль. Компактный размер, яркая, ни на что не похожая внешность с явно спортивными нотками, а главное — низкая цена сделали свое дело.

В это сложно поверить, но красавец Mustang построен на узлах и агрегатах совершенно непривлекательного внешне, хотя и весьма популярного Ford Falcon

Когда участникам фокус-групп показывали перспективный Mustang — а это был именно он, — то все находили его привлекательным внешне, но не слишком практичным: всего две двери, тесноватый диван, скромный багажник. Большинство респондентов склонялись к тому, что не будут покупать такую машину — в их представлении дорогую и не очень удобную.

«Но когда мы называли реальную стоимость машины, оказывавшуюся на $500-1000 ниже их самых смелых предположений, тональность заявлений сразу менялась, — вспоминает Якокка. — Минусы Mustang тут же уходили на второй план, уступая место восторгам».

Ли (на фото слева) рядом со своим любимым детищем Ford Mustang 1964 года. Обратите внимание на номерной знак. Цифры 4-17 указывают на дату премьеры машины — 17 апреля

Представленный 17 апреля 1964 года Ford Mustang стал одним из самых успешных дебютов в истории автомобилестроения. За первые четыре месяца было продано 120 тысяч машин, а к концу модельного года тираж вырос до 680 992 автомобилей. В следующем году покупателей нашли еще свыше 600 тысяч скакунов. Представьте только: по итогам 1965-го продажи Мустанга опередили результаты Buick, Oldsmobile, Mercury, American Motors, Chrysler и Cadillac вместе взятых!

От героя до изгоя

Феноменальный успех Mustang, не только принесший фирме миллионы долларов прибыли, но и перевернувший всеобщее представление о Ford, не был случайностью. Якокка не раз доказывал это и в дальнейшем. Он поднял с колен чахнувшее отделение Mercury-Lincoln. Модель Cougar, представлявшая собой более дорогой и роскошный вариант Mustang, быстро завоевала популярность и заставила многих по-новому взглянуть на бренд. Ну а Lincoln Mark III — перелицованная версия Ford Thunderbird — вовсе добилась невозможного. В первый же полный год продаж «трешка» обошла по продажам Cadillac Eldorado — успех, к которому фирма шла с конца 30-х годов! Среди других подвигов Якокки значится и разработка компактных моделей, включая весьма успешные Maverick и Fiesta.

Появление в 1967-м Cougar вдохнуло второе дыхание в дряхлевший бренд Mercury. Не исключено, что только благодаря этой «дикой кошке» полулюксовая марка империи Ford протянула еще почти 50 лет

Идея сверхудачного Lincoln Continental Mark III пришла Якокке во время бессонной ночи. «Находясь по служебным делам в Канаде, я лежал в постели в гостиничном номере не в состоянии уснуть. Внезапно мне пришла в голову идея. Я позвонил нашему главному дизайнеру, Джину Бординату, и сказал ему: «Я хочу поставить радиаторную решетку Rolls Royce на Ford Thunderbird». Сработало!»

Кроме того, в отличие от многих предшественников, Якокка активно пропагандировал развитие автоспорта, считая победы в гонках первостепенно важными для имиджа компании. Именно тогда к Ford пришли успехи в Indy-500, Формуле-1, Ле-Мане, а также на трассах раллийных чемпионатов. И это уже не говоря о попытке — едва не увенчавшейся успехом — купить фирму Энцо Феррари со всеми потрохами!

10 декабря 1970 года Ли Якокка назначен президентом Ford Motor Company

Словом, решение назначить Ли президентом «Голубого овала» казалось лишь вопросом времени. Так и случилось — в новый кабинет Якокка переехал 10 декабря 1970-го.

Если попытаться в двух словах сформулировать секрет удивительного взлета этого человека, то ответ не станет откровением. Главным оружием Якокки, помимо умения четко сформулировать, а после продать свою идею руководству, было понимание надежд и ожиданий покупателей. Ли, в отличие от многих высокопоставленных менеджеров, сам души не чаял в автомобилях и прекрасно понимал, что американцы не хотят передвигаться из точки А в точку Б на лишенном эмоций и харизмы транспортном средстве. Он был убежден — броская внешность, от которой захватывает дух и которая много говорит о социальном статусе владельца, крайне важна даже для недорогих машин. Парадоксально, но именно зацикленность на дизайне в конечном итоге стала и причиной самого большого разочарования в карьере Якокки, имя которому Ford Pinto.

Представленная в 1970-м машина поначалу казалась столь же успешной, как оригинальный Mustang (впоследствии очередное поколение «дикой лошади» будет построено как раз на шасси Pinto). В первый год разошлось около 350 тысяч машин, а Якокка не раз повторял, что его новому детищу по силам повторить даже феноменальный успех Ford Т.

Ford Pinto можно было назвать просто посредственным автомобилем, если бы не грандиозный скандал, связанный с этой моделью. Начиная с конца 70-х Pinto неизменно входит во все рейтинги «худших автомобилей истории»

В действительности машина получилась довольно посредственной, но для патриотично настроенных покупателей компактный Ford представлял разумную альтернативу импортным моделям. Пройдет еще несколько лет, прежде чем Pinto покажет свое истинное лицо.

10 августа 1978-го три девушки ехали в Pinto 1973 года выпуска, когда в них сзади въехал микроавтобус. Скорость была невысокой, и от самого удара никто не пострадал, но спустя несколько секунд Pinto вспыхнул факелом. Все три пассажирки сгорели заживо. Газетчики подняли страшный шум. Оказалось, что за шесть лет до этого, еще в мае 72-го, в схожем инциденте — после удара сзади — сгорел другой Pinto. Сидевшая за рулем женщина погибла, а пассажир, некий Ричард Гримшо, получил ожоги 90% кожи. Дальнейшее расследование вскрыло еще более ужасные подробности: оказывается, в Ford знали о потенциальной проблеме еще до запуска Pinto в производство!

Якокка всегда желанный гость на многочисленных тусовках владельцев классических Mustang

Мало того что бензобак машины размещался позади заднего моста (это, впрочем, было характерным решением для всех детройтских компактов того времени), так еще и трубка, идущая от заливной горловины к самому баку, находилась в непосредственной близости от болта крепления картера дифференциала. В результате даже после несильного удара трубка трескалась, и бензин в буквальном смысле выливался наружу. Все это содержалось в отчете об окончательных доводочных испытаниях Pinto. Но руководство фирмы, а значит и сам Якокка, в первую очередь, отказались вносить изменения в конструкцию бензобака.

В разгромной статье либеральный журнал Mother Jones обвинил во всем президента Ford. В интервью изданию не раскрывший своего имени «влиятельный инженер компании» прямым текстом сообщил, что, после того как Якокка утверждал дизайн автомобиля, он уже не отступал от него ни на шаг. Так было с Mustang и с Continental Mark III, так случилось и с Pinto. Инженерам, работавшим над компактом, банально не хватало места, чтобы при скромных размерах модели разместить сзади и подвеску, и глушитель, и запасное колесо, и бензобак. Технологи предлагали Якокке установить бак над мостом или добавить к заднему свесу пару дюймов, чтобы обеспечить запасу топлива адекватную защиту. Ли отказался от обоих предложений. В первом случае пострадал бы объем багажника, во втором — уже утвержденная внешность автомобиля. Кроме того, доработки на финальной стадии создания модели всегда очень дороги. По предположительным расчетам, переселение бензобака в более безопасное место обошлось бы в сумму порядка $10 млн.

В своей биографии «Карьера менеджера» (почитайте, не пожалеете, очень познавательная книга, переведенная к тому же на русский язык) Якокка весьма искусно лавирует вокруг этой пикантной темы. Признавая сам факт проблем с Pinto, Ли, тем не менее, снимает с себя ответственность за гибель людей, заявляя, что «никогда бы не допустил к производству потенциально опасный автомобиль».

Так или иначе, но скупой платит дважды. В конце концов против Ford Pinto выдвинули обвинения… в убийстве по неосторожности — никогда прежде в истории машину не обвиняли в душегубстве! Конечно, собрав элитную команду адвокатов, «Голубой овал» выиграл дело. Но ущерб репутации компании был нанесен чудовищный, к тому же под давлением общественности Ford все-таки признал конструктивную недоработку и в добровольном порядке отозвал летом 1978 года почти два миллиона Pinto и созданных на его шасси Mercury Bobcat. А еще через месяц Якокку уволили из компании.

Ответный удар

История с Pinto, возможно, стала лишь последней каплей, а вернее сказать, формальным поводом для Генри Форда II — владельца семейного бизнеса и внука Генри Форда, чтобы указать на дверь своему президенту. Отношения между ними расстроились уже давно. Ли упрекал Генри во вспыльчивости, недальновидных поступках и решениях, а главное — в непонимании принципов, по которым работает и как зарабатывает деньги автомобильная компания. Форд же утверждал, что к середине 70-х Якокка просто потерял свой чудный дар создавать правильные продукты, которых требует рынок. Истина, как обычно, оказалась где-то посередине. Но слово владельца всегда выше слова наемного работника, пусть даже и президента. И Якокке, всю жизнь проработавшему на Ford, пришлось уйти.

Корпоративный фотопортрет, сделанный осенью 1978-го, когда Якокка стал президентом Chrysler

В 54 года он был слишком молод и энергичен для пенсии. В первые же дни после увольнения Ли буквально засыпали предложениями из самых разных бизнес-сфер, но работать он хотел лишь в автоиндустрии. И когда подоспело предложение возглавить Chrysler, Якокка, хорошенько обдумав все и посоветовавшись с семьей — жена Мэри, а также две дочки, Кэтри и Лия, всегда были его добрыми советчиками, — согласился. А задуматься, безусловно, следовало. Со стороны казалось, что третий по величине детройтский автогигант переживает тяжелый кризис, на самом же деле Chrysler находился на грани коллапса. Якокка понял это, лишь въехав в свой новый кабинет.

— Если бы я знал, с чем мне придется столкнуться на новом месте, — откровенничает Ли на страницах автобиографии, — я никогда бы не перешел в Chrysler!

Компания к моменту его назначения прогнила насквозь. По выражению Якокки, «одной из крупнейших корпорацией Америки руководили как мелкой бакалейной лавкой». Плохо было решительно все, от анархии в управленческих кругах и отсутствии внятного финансового контроля до некомпетентных менеджеров на всех уровнях и низкого морального духа персонала. Прибавьте к этому многомиллионные убытки — за третий квартал 1978-го Chrysler потерял $160 млн, отвратительное качество выпускаемых автомобилей, кровососущие заокеанские филиалы во Франции и Великобритании, находившиеся на балансе фирмы.

Снимок из рекламной кампании «Преимущество», в которой Якокка рассказывает о превосходстве моделей Dodge и Chrysler над автомобилями Honda

Но отступать было некуда, и Якокка с головой окунулся в работу. Мало кто верил, что Chrysler можно спасти, и Ли был в числе пессимистов. Тем не менее он сформировал новую команду, переманив многих менеджеров из Ford, и начал спасательную операцию. Лечение не было легким. Всего через несколько месяцев из 35 вице-президентов на своих постах остались только двое. Как участник крестовых походов, он огнем и мечом нес новую веру и новые порядки. И дело сдвинулось с мертвой точки.

Якокка заново выстроил отношения с дилерами, навел порядок в финансовом департаменте, без жалости отрубил щупальца иностранных филиалов, сконцентрировавшись на операциях в Северной Америке. Но главное — Ли, наперекор мнению, высказанному Генри Фордом II, не разучился выдавать настоящие хиты на заказ. В 1984 году на рынке дебютировали Dodge Caravan и Plymouth Voyager — автомобили, которые официально считаются родоначальниками всех современных минивэнов. Самое любопытное, что концепцию комфортабельного и роскошного однообъемника, известную как Mini-Max, Якокка предлагал еще в средине 70-х, но скептически настроенный Генри Форд не захотел поверить своему президенту…

«Предполагаю, что новый Voyager станет для 80-х тем же, чем Mustang был в 60-е. Он создаст новый сегмент рынка, который не смогут игнорировать наши конкуренты!» Слова, произнесенные Якоккой на презентации первого минивэна в 1984-м, оказались пророческими

Напрасно. Десять лет спустя Caravan и Voyager будут бить рекорды продаж и помогут Chrysler не только выплатить миллиардный кредит, за который поручилось правительство США (к слову, на 7 лет раньше оговоренного срока), но и крепко встать на ноги. Вторая половина 80-х стала периодом истинного ренессанса фирмы. Еще недавно дышавшая на ладан компания усилилась приобретением торговой марки Jeep, вместе с Mitsubishi было создано совместное предприятие, упрочившее позиции фирмы на рынке компактных моделей. Наконец, решительно омоложенное дизайн-бюро выдавало шедевр за шедевром. В 1987-м Якокка еще раз удивил общественность, включив в портфолио брендов Chrysler итальянскую Lamborghini. Словом, когда в 1992-м Ли вышел в отставку, он оставил компанию в цветущем виде. В середине 90-х Chrysler называли самой перспективной автомобильной компанией мира, и неудивительно, что, позарившись на лакомый американский пирог, в 98-м Daimler-Benz оформил сделку века, создав совместное предприятие. Увы, с тех самых пор дела Chrysler идут по наклонной плоскости.

Спасение Chrysler от неминуемого коллапса позволило журналу Portfolio включить имя Якокки в список 20 самых удачных управляющих директоров США всех времен. В почетной табели у Ли —18-я строчка и 3-я — среди представителей автобизнеса. В список также попали бывший президент GM Альфред Слоун (4-е место) и, конечно же, Генри Форд (1-е)

Отойдя от дел, Ли отнюдь не заделался богатым отшельником. Он пишет книги и читает лекции, а кроме того, ведет весьма активную трудовую и общественную деятельность. Так, Якокка спонсировал расширение Лихайского университета, где он когда-то учился, а с тех пор, как его первая жена Катрин умерла от диабета, он организовал благотворительный фонд, средства из которого идут на изучение способов борьбы со страшной болезнью. Кстати, вся прибыль созданной Якоккой фирмы Olivio Premium Products, занимающейся производством оливкового масла, идет на счета благотворительного фонда.

К 45-летнему юбилею Mustang Ford представил ограниченную серию модели пятого поколения, известную как Iacocсa Silver edition. Общий тираж модели с уникальным аэродинамическим обвесом составил всего 45 экземпляров

Впрочем, не забывает Ли и об автопромышленности. Несколько лет назад он принял участие в рекламной кампании Chrysler и, по его собственным словам, с болью воспринял известие о прошлогоднем банкротстве своего бывшего работодателя.

— Мне грустно смотреть на ситуацию, в которую попал Chrysler, но мы уже проходили через трудности в прошлом, и я верю, что люди, стоящие у руля, сейчас смогут выйти из кризиса.

Так ли это на самом деле, мы узнаем через пару-тройку лет. Но в одном можно не сомневаться: нынешнему руководству Chrysler явно не помешали бы услуги Ли Якокки — одного из лучших, если не самого лучшего, кризис-менеджеров в мире.

Данила Михайлов

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *