Образовательный центр с нуля: пошаговое руководство
Добавлено в закладки: 0
Бизнес на образовании
Высокая конкуренция на рынке труда стимулирует людей к поиску образовательных программ, которые позволят оставаться востребованным специалистом и найти работу на более выгодных условиях.
В последние годы появляется большое количество новых методик обучения, которые только внедряются в практику. В общеобразовательных учреждениях современные методы обучения встречаются крайне редко. Поэтому в частные школы, тренинг-школы и прочие образовательные центры обращается все больше людей, при этом увеличивается процент взрослых, которые хотят научиться тому, как правильно учиться.
В пользу рентабельности бизнеса в образовательной сфере говорят следующие цифры:
- окупаемость в течение 0,5 – 1 года;
- рентабельность до 30 %;
- минимальный стартовый капитал – от $10 тыс.
Родители готовы вкладывать много средств и времени в обучение детей дошкольного и школьного возраста с надеждой на то, что это поможет их детям стать успешными в будущем.
На видео: История успеха в бизнесе на онлайн образовании
Не менее востребованы курсы и среди взрослой аудитории, которые хотят наверстать упущенное и просто усовершенствовать свои навыки и обрести новые знания для получения лучшей работы и саморазвития.
Среди наиболее популярных образовательных программ выделяют следующие:
Львиная доля успешности образовательного центра – преподавательский состав. Учеников привлекают эксклюзивные, инновационные методики, новейшие образовательные программы, в том числе узкоспециальной направленности, к примеру, для маркетологов, пиарщиков или менеджеров от признанных специалистов в этой области.
Существуют различные пути развития образовательного центра. Можно начать с преподавания единственного оригинального курса, к примеру, курсов по скорочтению с возможностью индивидуального обучения.
Популярностью пользуются курсы, обучающие мнемотехникам или техникам эффективного запоминания информации, ведь в долговременной памяти откладывается максимум 10% информации. В условиях огромного информационного потока, с которым не успевает справляться человеческий мозг, образовательные курсы учат структурировать и запоминать необходимую информацию.
На видео: Способы продвижения образовательного бизнеса
Еще одно выгодное поле для деятельности – тренинги личного роста и развития. Для проведения таких занятий необходимо найти квалифицированного психолога, коуч-тренера. Целью таких занятий является определение цели в жизни, осознание собственных возможностей, саморазвитие и поиск выхода из той или иной жизненной ситуации.
Другое направление для центра – специализация по определенным образовательным дисциплинам, переподготовка кадров в определенной сфере, обучающие курсы по новейшим специальностям. Такие образовательные программы популярны не только среди частных лиц. Имеет смысл заключать долгосрочные контракты на подготовку и переподготовку кадров крупных предприятий и компаний, с центрами занятости.
На видео: Центр детского развития с нуля
Регистрация бизнеса на образовании
С 1 сентября 2013 года образовательную деятельность могут вести не только некоммерческие организации, но и коммерческие (ЗАО, ООО, ОАО) на основании лицензии. Образовательная деятельность подлежит лицензированию согласно ст. 21. Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.07.2016 г с изм. от 19.12.2016 г) «Об образовании в Российской Федерации».
Для получения лицензии необходимо предоставить следующий пакет документов:
- заявление с перечнем всех запланированных образовательных программ;
- сведения о помещении, в котором будет размещаться образовательный центр;
- информацию о преподавательском составе;
- предполагаемое количество слушателей;
- информацию о наличии материально-технической базы, оснащенностью специализированной литературой;
- прочие сведения: регистрация, учредители и т.д.
Образовательный центр регистрируется как негосударственное образовательное учреждение или сокращенно НОУ. Налогообложение составляет отчисления в размере 6 % от дохода. После получения лицензии образовательный центр, как и прочие юридические лица, должен пройти государственную регистрацию.
Для упрощения процедуры регистрации и сокращения расходов на начальном этапе стоит определиться с направленностью образовательного центра. В дальнейшем это поможет разработать собственную оригинальную концепцию образовательного центра для повышения своей конкурентоспособности.
Помещение
Современное образование как бизнес
Образовательный центр должен состоять, как минимум, из двух учебных аудиторий и приемной с кабинетом директора. Для этого необходимо арендовать помещение площадью около 150 кв.м. При выборе помещения учитывайте месторасположение центра. Лучше всего, чтобы он находился в центральных районах и вблизи остановочных пунктов общественного транспорта.
Образовательные центры должны ассоциироваться с инновациями даже своими экстерьером и интерьером. Потому при планировании стартовых расходов учтите затраты на ремонт, оборудование и покупку мебели. Минимум один класс должен быть оснащен интерактивной доской или проектором.
Заранее стоит подумать о питании учащихся, если курсы предполагают длительное нахождение в стенах центра. Достаточно небольшое помещение отвести под кофе-брейки с кофеаппаратом.
Продвижение и реклама
Продвижение своего бизнеса на образовании
Привлечение клиентов, инструменты продвижения напрямую зависят от концепции и запланированных курсов образовательного центра. Если вы ориентируетесь в большей степени на привлечение частных лиц, стоит ориентироваться на рекламу в СМИ, в социальных сетях, таргетинг и контекстную рекламу.
Заключение контрактов с корпоративными клиентами напрямую зависит от имиджа и опыта работы образовательного центра. Для создания благоприятного имиджа можно проводить бесплатных демонстрационных занятий, тематические конференции с приглашением потенциальных клиентов и представителей крупных компаний для обмена опытом.
Одним из самых дорогих средств издание собственной образовательной литературы. Несмотря на высокие расходы, это одно из самых эффективных средств продвижения и привлечения клиентов, которое будет работать на центр в течение многих лет.
Как открыть учебный центр?Пошаговая инструкция к реализации!
Содержание статьи:
1.Выбор ниши обучения!
2.Формируем штат сотрудников!
3.Выбираем помещение!
4.Закупаем оборудование!
5.Что нужно для оформления?
6.Какие будут затраты на открытие?
7.Маркетинговая стратегия продвижения!
Сейчас очень популярно стало получать дополнительное образование, как в сфере своей профессии, так и дополнительного самообразования взрослым и детям. Спрос рождает предложения, поэтому открытие учебного центра дополнительного образования вполне хорошая возможность для заработка. Рассмотрим все этапы, как открыть учебный центр?
Как открыть учебный центр- выбор ниши!
Определите, в каком формате Вы хотите обучать и кого?
Обычно дополнительное образование можно встретить в виде курсов, тренингов, семинаров, лекций, мастер-классов, образовательных марафонов.
Их условно классифицируют:
- По времени обучения.
Продолжительность мероприятий зависит от заявленной программы, которая может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
Краткосрочное обучение может быть от нескольких часов, как мастер-класс, до 2-х месяцев, как образовательный марафон или тренинг.
- По тематике курсов, которая бывает:
Профессиональная –это повышение уровня профессиональных знаний, либо освоение новых профессий, как бухгалтера, дизайнера, флориста, маникюрши, парикмахера, бармена и др.
Общеобразовательные — когда развивают отдельные навыки, например, иностранные языки, либо прокачивают личностные качества, так называемые популярные сейчас тренинги личностного роста.
Творческие курсы, когда учат рисовать, шить, вязать, делать кукол, плетению из бисера, вышивать, резьбе по дереву и другим, в формате хобби.
- Классификация по возрасту аудитории.
Они делятся на детские, подростковые, взрослые.
Определившись с программой обучения и аудиторией, переходим к следующему шагу.
Как формировать штат сотрудников?
Для обеспечения жизнедеятельности учебного центра понадобится администратор, бухгалтер, преподаватели, уборщица.
Педагоги могут быть как штатными сотрудниками, так и приглашаемыми со стороны.
Для специализированного учебного центра, который обучает постоянно одним и тем же курсам, необходим постоянный штатный преподавательский состав.
Есть учебные центры, которые служат только площадкой для проведения образовательных программ. Сейчас такой формат популярен, когда за арендную плату сдаются площади от часов до нескольких дней, оборудованные всем необходимым для проведения образовательных мероприятий. В таком случае преподавательский состав не нужен, достаточно администратора, уборщицы. Бухгалтер также внештатный на аутосерсинге.
Как подобрать помещение?
В основном учебные заведения расположены в центральных районах, что очень удобно людям для всех районов города. Как открыть учебный центр рентабельно? Выбирайте лучше центральное место!
Исключением могут стать спальные районы, которые удобны для детских образовательных центров.
Помещение должно соответствовать санитарным нормам.
Его размеры и планировка зависит от выбранной концепции учебного центра.
Это могут быть как большие комнаты, либо небольшие классы. Обязательным условием необходим санузел , комната- кухня, где можно отдохнуть сотрудникам в обед или перекусить ученикам во время учебного процесса.
Какое необходимое оборудование?
Основное оборудование -это столы, стулья, доска или флипчарт, проектор, канцелярские принадлежности.
От тематики учебного центра может еще понадобится учебный методический материал, компьютеры, для детей –игрушки и ковровое покрытие на полу.
Как официально оформить?
Могут быть вопросы: как открыть учебный центр, нужна ведь лицензия. Для ведения образовательной деятельности формата курсов лицензия не требуется. Только должна быть обязательная регистрация в налоговых органах.
Также необходим следующий пакет документов:
-список обучающих программ центра;
— документы на наличие высококвалифицированного преподавательского состава;
— документы на помещение, соответствующее всем санитарным нормам;
— документы на обеспечение процесса обучения всем необходимым;
— сведения о регистрации негосударственного учебного заведения.
Какие будут затраты?
Сказать определенную цифру сложно, т.к. стоимость арендой платы и заработной платы сотрудникам от регионов значительно отличаются.
Чтобы не упустить ничего из виду подведем смету из чего они складываются:
- Аренда помещения, возможно, потребуется дополнительный ремонт;
- Закупка оборудования;
- Зарплата персоналу;
- Затраты на рекламу ;
Часть расходов можно сократить на зарплате. Например, начислять зарплату по количеству учеников.
Варьироваться могут затраты на рекламу. Зависит от способов продвижения. Одним работающим способом является интернет реклама. Необязательно сразу создавать свой сайт, достаточно сделать рекламу в соц. сетях, разместить объявление на форумах, что намного дешевле на начальном этапе, чем вкладываться в сайт.
Как стоит продвигать учебный центр?
Маркетинговая стратегия развития строится по выбранной концепции.
Если Вы обучаете профессиям, то стоит получить поддержку центров занятости населения, которые смогут направлять к вам для переобучения. Дать объявления на городских форумах.
Для детских центров надо размещать объявления на форумах, журналах для мам. В детских развлекательных центрах. Даже может пройти рядом стоящие дома и расклеить объявление у подъезда.
Вообще рекомендую основной источник рекламы –это интернет ресурсы.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ VIULY КАНАЛ
Тут дают 10 токенов VIU за подтвержденую регистрацию
Вступить в закрытый Телеграм Чат
]]]]]]]]>]]]]]]>]]]]>]]>С уважением проект Анатомия Бизнеса
Рубрики:
- Бизнес идеи
- Способы заработка
Если Вам понравился опубликованный материал – поделитесь им с Вашими друзьями:
Рекомендуемые статьи:
Как репетитору открыть свой бизнес и зарабатывать от 150 000 в месяц
Сколько можно заработать. Доход от учебного центра зависит от количества педагогов, площади помещения, ассортимента занятий. Чем больше занятий можно вести одновременно и чем больше уроков в центре проходит за день — тем выше заработок.
Учтите, что бизнес на обучении сезонный, активность спадает в каникулы, в эти месяцы большой прибыли ждать не стоит. Кроме этого, на доход влияет текучка учеников. Например, школьник, один раз прошедший курсы ЕГЭ, навсегда уходит из центра.
За вычетом трат на помещение, рекламу и расходные материалы, заработать на учебном центре в удачные месяцы можно от 150 000 ₽ до нескольких миллионов.
Что понадобится. Для образовательного детского центра есть специальные требования к помещению. Оно должно быть нежилым, отдельно стоящим зданием или частью здания не в подвале, полуподвале и не на цокольном этаже. Можно снять помещение в офисе на первом этаже жилого дома, в составе бизнес-центра, в здании учебных заведений, в нежилых непроизводственных зданиях. Нельзя, чтобы помещение находилось выше третьего этажа в доме без лифта.Обязательны потолки от 3 метров, большие окна и пожарная сигнализация, раздельный санузел, вентиляция, место для ожидания. Стены красят или оклеивают моющимися обоями, электрические розетки размещают на высоте от 1,8 метра, чтобы они были недоступны детям.
По словам Михаила Ланцмана, генерального директора Lancman School, главное при выборе помещения — расположение. Остановка общественного транспорта должна находиться на расстоянии не более чем 500-600 метров, лучше — в пределах 350 метров. Хорошо, если учебный центр виден с центральных улиц и от остановки. К помещению должно быть удобно пройти, в идеале — вход с центральной улицы. Прекрасно, если курсы располагаются в центре города или района, в безопасном месте, чтобы рядом не было вокзалов, рынков, баров и прочих «злачных» мест.
Помещение нужно согласовать с Роспотребнадзором, получить там разрешение на эксплуатацию. Начинайте искать место для центра заранее, а до открытия закладывайте время на возможный ремонт и переоборудование.
Вам понадобится мебель, пособия, обучающая и методическая литература, оргтехника, электроника и другое — зависит от выбранного вида деятельности. Например, для спортивного центра нужны инвентарь и маты, для курсов ЕГЭ — проектор и учебники, для студии хореографии — костюмы и музыкальный центр.
Как открыть учебный центр: бизнес план
Многие бизнесмены, которые планируют начать свое дело с минимальными вложениями, задумываются над тем, как открыть учебный центр, ведь образование всегда востребовано среди населения.
Работать на себя и открыть свое дело мечтают многие люди, но решаются далеко не все. Причиной этому часто становится нехватка денежных средств для начальных вложений, ведь каждому известно, что без первоначального капитала не получится воплотить в жизнь свою бизнес-идею. При этом в наше время существует немало способов для получения средств на развитие бизнеса. Сейчас деньги предлагают не только частные финансовые учреждения, но и государство. Безусловно, крупных сумм в качестве помощи ждать не стоит, но то, что предлагается в виде субсидий, можно считать вполне достойной суммой для начала своего дела. Главное — это потратить деньги с умом и реализовать действительно хороший бизнес-план учебного центра.
Если российский гражданин собирается открыть свое дело с небольшими первоначальными вложениями, можно попробовать себя в сфере обучения. При этом даже не обязательно быть преподавателем со стажем, чтобы открыть свой учебный центр. Чаще всего всю работу выполняют нанятые предпринимателем профессионалы, а сам бизнесмен решает только организационные вопросы, выполняет несложную бухгалтерскую работу и может побыть администратором, чтобы сэкономить на зарплатах.
Помещение и мебель
Когда речь идет об учебном центре, не нужно думать о закупках сложного оборудования, продукции под реализацию и так далее. Тут будут продаваться знания, поэтому самым важным пунктом, который должен содержать бизнес-план учебного центра, должен быть подбор опытного персонала. Но кроме этого обучающимся необходимо предоставить и хорошую обстановку, в которой будет приятно заниматься. Для этого понадобиться приобрести качественную и современную мебель для классов.
Не нужно забывать о необходимости достаточного количества свободного пространства. Помещение для учебного цента должно состоять из нескольких комнат, поэтому арендная плата станет существенной статьей расходов.
Как правило, центр для обучения всех желающих состоит из таких помещений, как приемная, где будет расположен стол администратора и зал ожидания с мягкой мебелью, несколько учебных классов, в зависимости от того, сколько групп планируется набирать, а также из комнаты отдыха для сотрудников, заменяющей учительскую, и санузла.
Это основные помещения, без которых будет трудно обойтись. Также могут понадобиться дополнительные кабинеты, хотя тут уже все зависит исключительно от типа учебного учреждения. К примеру, если места достаточно, желательно дополнительно оборудовать гардеробную. Это будет крайне актуально в холодное время года.
Что касается расположения учебного центра, то тут важна транспортная доступность и развитая инфраструктура. Можно открыть учебный центр в спальном районе, но важно, чтобы его можно было легко найти. Вряд ли люди станут долго искать дом, в котором проводятся занятия, тем более если он расположен в незнакомой местности. Лучше всего подыскать помещение поблизости с остановкой, а на своем сайте и на визитках прочертить небольшую карту.
Персонал и программа для обучения
При открытии учебного центра, неважно какого направления, самым главным условием будет высококвалифицированный персонал. Если у бизнесмена есть знакомые, которые являются учителями, это прекрасно, так как можно пригласить их на работу. На самом деле найти хороших преподавателей не сложно. Ведь они готовы на подработку, так как заработная плата у специалистов, к сожалению, довольно низкая.
Учебный центр будет пользоваться спросом, если предложить своим клиентам особенную программу занятий. Ее можно разработать совместно с опытными специалистами. Важно, чтобы учебный центр отличался от того, что предлагают другие учреждения такого типа. Только так можно выиграть в конкурентной борьбе.
Документы для открытия бизнеса
Учебный центр — это тот бизнес, который не требует существенных вложений, но чтобы работа была легальной, необходимо правильно оформить все бумаги.
Тем более что когда речь идет об обучении людей, могут играть большую роль дополнительные лицензии, которые выдаются учебным заведениям для возможности оказывать услуги такого типа.
Но для начала бизнесмен должен зарегистрироваться в качестве ИП. Это необходимо для официального ведения бизнеса в РФ. Кроме того, необходимо выбрать подходящую систему налогообложения, которой в данном случае может выступить ПСН. Важно, чтобы количество наемных работников при этом не превышало 15 человек. Кроме того, предпринимателю необходимо пройти процедуру регистрации в Пенсионном Фонде и официально стать работодателем.
Чтобы получить лицензию для оказания обучающих услуг, нужно подготовить большой пакет бумаг. Сюда входит программа учебного центра, сведения о персонале и его квалификации, данные о помещении, используемом оборудовании. В учебном центре обязательно должна присутствовать учебная литература в нужном количестве. Какой именно материал будет использован для обучения, тоже указывается в данных для получения лицензии. Без разрешающих документов учебное заведение не будет допущено к работе и не сможет выдавать действующие сертификаты о прохождении курсов.
Но при этом стоит заметить что далеко не все предприниматели, которые открывают свои учебные центры, заботятся о лицензии. Если человек хочет получить знания, а не диплом, его не будет сильно беспокоить лицензия. Но полученный сертификат не будет учитываться на официальном уровне.
Реклама заведения
Чтобы об учебном центре узнали, о нем нужно рассказать. Существует немало эффективных способов для рекламирования своего бизнеса, но для учебного центра важно не количество, а качество аудитории, поэтому тут подойдут не все маркетинговые ходы.
Одним из самых популярных видов рекламы для привлечения клиентов считается создание своей странички в социальных сетях. Здесь можно найти немало людей, которые будут заинтересованы в подобной информации. Более того, так реклама будет доступна именно тем людям, у которых есть возможность обучаться в новом центре, то есть у проживающих неподалеку от него.
Можно распечатать объявления и развесить их на столбах. Это хороший и эффективный способ, но требует денежных трат в отличие от распространения информации в Интернете. Главное — это набрать первый класс, а уже после, когда о высоком качестве обучения в центре станет известно одной группе людей, популярность начнет расти быстро.
Учебный центр — это хороший способ открыть свое дело с небольшими вложениями. На первом этапе достаточно 10 тысяч долларов, которые быстро окупятся.
Заказать бизнес план
Как открыть учебный центр с нуля. Обзор бизнес идеи.
Дополнительное обучение – это просто необходимость в наше время и рынок образовательных услуг в этом направлении растет с каждым годом. Если вы специалист в какой-то области и хотите поделиться своими знаниями, при этом неплохо зарабатывая, то данная бизнес идея именно для вас. К тому же такой бизнес можно начинать даже в качестве организатора, который самостоятельно преподавать не будет, но может составить пазл из следующих частей: найти преподавателя, составить вместе с ним курс, запустить рекламу, найти клиентов и взять оплату за обучение.
Учебный центр в наших реалиях
Содержание статьи
В современном мире дополнительное обучение стало неотъемлемой частью жизни многих людей, которые хотят развивать свои навыки, и становиться профессионалами своего дела шагая в ногу с последними тенденциями рынка. Помимо этого люди изучают искусство, танцы, занимаются спортом и многими другими направлениями, которые так или иначе связаны с деятельностью различных учебных центров. Ниша обучения стала очень выгодной, но в то же время конкурентной. Чтобы выделиться среди других таких центров, вам нужно развивать личный бренд, а также бренд вашей компании, не только с помощью рекламы, но и качественными обучающими программами для ваших клиентов.
Учебные центры проводят как занятия в группах, так и в индивидуальном формате. Их деятельность, чем-то схожа с услугами консалтинговых компаний, так как профессионалы в своей области дают практические советы и помогают решить возникшие у клиентов вопросы исходя из своего опыта и багажа знаний.
Интернет и развитие программного обеспечения внесли существенные коррективы во множество профессий, и сейчас, чтобы оставаться с постоянным актуальным уровнем знаний, люди вынуждены постоянно учиться, то же касается и тех, кто хочет устроиться на работу. Можно сделать вывод, что рынок этих услуг огромный, и вы сможете занять свою нишу, если сделаете качественный информационный продукт. Ритм жизни в крупных городах очень высокий, и стоит обращать внимание именно на краткосрочные курсы, которые дадут результат для клиента уже на протяжении 1 – 2-х месяцев. Также, неплохо «заходят» семинары, тренинги и личные консультации от экспертов.
Давайте представим, к примеру, как изменились требования к инженерной профессии за последнее десятилетие. Во-первых, это массовая автоматизация процессов, начиная от расчетов и заканчивая моделированием на компьютере и разработки проектной документации. Во-вторых, изменился и рынок материалов и комплектующих, с которыми работают инженеры. И, к примеру, курсы по изучению программ для таких специалистов: AutoCAD, SOLIDWORKS, MATLAB и прочих будут хорошо продаваться, а за счет выхода новых версий данного программного обеспечения, курсы можно обновлять и продавать заново. Это очень узкая ниша, которая демонстрирует, как можно подыскивать направления при запуске малого бизнеса на учебном центре.
Целевая аудитория
Для раскрутки вашего обучающего центра, вам нужно четко представлять портрет целевой аудитории, с которой вы планируете работать. Исходя из этих параметров, вы сможете эффективно настраивать контекстную рекламу и объявления в социальных сетях. Давайте в целом рассмотрим, кто посещает такие курсы или тренинги.
- Представители различных профессий, который хотят повысить свой уровень квалификации, или изучить новые технологии.
- Студенты, которые хотят расширить список умений для резюме, чтобы устроиться на хорошую работу.
- Школьники, которые готовятся к экзаменам или поступлению в университет.
- Также это могут быть люди, которые хотят научиться танцевать, рисовать, какому-то виду спорту.
- Компании, с которыми заключается договор на обучение их сотрудников. Это формат бизнеса в виде B2B и является одним из наиболее перспективных направлений. Связанно это с тем, что подписав договор с несколькими компаниями, вы загрузите свой рабочий график на полную, выжимая максимальную прибыль и не тратя огромных средств на рекламу для постоянного привлечения клиентов.
Целевая аудитория во многом будет зависеть от направления деятельности вашего учебного центра, которое нужно выбирать еще на этапе бизнес планирования.
Формат учебного центра
Перед тем, как открыть учебный центр в вашем городе, вы должны понимать, что есть два основных формата ведения бизнеса: онлайн и офлайн обучение. Выбор одного из них, или же комбинация обоих будет зависеть от направленности вашей деятельности и требованиям целевой аудитории.
Давайте рассмотрим более детально каждый из форматов.
Онлайн (online) учебный центр. Подразумеваем под собой формат дистанционного обучения через интернет с помощью специальных платформ. Сюда входят: стримы на Youtube, тренинги и консультации по мессенджерам, просмотр заранее подготовленных видеоуроков с домашними заданиями, которые проверяет автор курса и прочее. На рынке онлайн обучения можно найти много платформ, или же платных разработок для организации собственной онлайн школы с функциями общения с учениками, проверкой заданий, контроля учебного процесса и прочим.
Есть ряд плюсов, которые вы получаете, если решите обучать клиентов в оналйн режиме.
- Вам не нужно снимать офис, покупать дорогую технику, печатать баннеры и прочую рекламную продукцию. Все это экономит деньги и позволяет сделать курс дешевле.
- Ваша целевая аудитория не ограничивается вашим регионом. Вы можете обучать клиентов не только с других городов, но и с других стран. Такая перспектива дает возможность масштабировать ваш бизнес.
- Удобство для учеников. Они могут изучать информацию в любом месте, в удобное время.
Есть в этом всем и один минус – это результативность таких курсов, которая особенно нужна для раскрутки бизнеса на учебном центре. Многие кто покупает курсы, даже не доходят их до конца и отлаживают их «на потом». Чтобы программа работала нужно внедрять все знания на практике, а контролировать дистанционно многие задания сложно, отсюда и низкий процент успешных учеников, и плохие отзывы в интернете. Учтите этот факт перед началом своих онлайн курсов.
Офлайн обучающий центр. Это классический вариант ведения бизнеса, который помимо самих уроков включает и много организационных моментов: помещение, оборудование, реклама и прочие статьи затрат.
Давайте выделим плюсы такого формата обучения.
- Живое общение с преподавателем, с возможностью уточнения многих интересующих клиента вопросов.
- Профессиональные знакомства со специалистами, работающими в той же сфере что и вы.
- Обычно такие учебные центры выдают сертификат об окончании курсов, для многих это важный момент для резюме.
- Часть взрослой аудитории привыкла воспринимать информацию именно в формате «живых» тренингов и встреч.
Это, пожалуй, основные преимущества. При офлайн подходе к обучению, есть ограничения по целевой аудитории, так как не каждый желающий сможет выделить время и деньги, чтобы приехать к вам в город и пройти курс.
Если есть возможность, то мы рекомендуем вам комбинировать офлайн и онлайн обучение, проводя мероприятия различного формата, таким образом, вы сможете обеспечить максимальный заработок на учебном центре.
Выбор направления обучения
Список направлений для обучения очень обширный и может включать любые сферы деятельности человека, начиная от курсов парикмахера и заканчивая навыками по покраске авто или же торговли на биржах. Основная задача для вас, как предпринимателя – это найти высоко востребованные ниши, преподавателей (специалистов), составить программу и грамотно прорекламировать ваш информационный продукт. Запуская бизнес в формате учебного центра, вы предлагаете своим клиентам какой-то результат после его окончания, и важно, чтобы они его получили, и ваши обещания не остались бы просто маркетинговым ходом.
Весь сегмент услуг можно разделить на три вида:
- Детское дополнительное образование.
- Повышение профессиональной квалификации или изучение новых технологий.
- Услуги по обучению в развлекательной сфере: искусство, танцы и спорт.
Если говорить о детском дополнительном образовании, то тут также можно выделить ряд направлений. Одним из наиболее востребованных является подготовка к сдаче выпускных экзаменов, от результатов которых зависит, в какой институт ученик сможет пойти за счет проходного бала. Вторым по популярности направлением является изучение английского языка. Также востребованы различные обучающие программы развивающей и спортивной тематики.
Вторая огромная ниша для открытия учебного центра – это профессиональная подготовка людей. Есть несколько направлений, в которых можно работать.
- по рабочим специальностям: сварщик, электрик, плиточник, слесарь и другие. На рынке труда в последнее время замечается дефицит таких специалистов, и в последующие годы спрос на подобные обучающие программы будет только расти.
- IT и программное обеспечение. Огромная и конкурентная ниша, которая включает подготовку программистов, системных администраторов, людей работающих с различным программным обеспечением. Помимо этого такие курсы проходят и другие специальности, например, бухгалтера изучают 1C.
- Развивающие программы. Кулинарные курсы, уроки танцев и рисования, дизайна.
- Обучение по подготовке специалистов в сфере бьюти индустрии.
- Личная эффективность и бизнес образование.
На самом деле ниш огромное количество, и вам нужно здраво оценить ситуацию касательно конкуренции и бюджетов на рекламу и только после этого определяться с направлением для учебного центра, который вы планируете открывать с нуля.
Оформление документов
Чтобы работать официально, вам нужно будет оформить целый список документов.
- Открыть ИП.
- Указать ОКВЭД на деятельность. Основной ОКВЭД для России это 85, а для Украины – код 85. При выборе подкатегории стоит смотреть на формат ведения обучающей деятельности, например это тренинги или полноценные курсы на несколько месяцев, а также направления обучающих программ.
- Оформить на работу персонал, с наличием у педагогов соответствующей квалификации.
- Если планируете арендовать на постоянной основе помещение для проведения уроков, то нужно чтобы вам дали разрешения СЭС и пожарная служба.
И, пожалуй, основным вопросом является тема – нужна ли лицензия для обучающего центра. Ответ однозначный, да она нужна.
Для получения лицензии, вам нужно будет подать документы следующего плана:
- заявление, содержащее в себе список разработанных образовательных программ;
- сведения об укомплектованности штата с указанием предполагаемой численности учащихся;
- сведения о помещении учебного центра;
- сведения о преподавателях по каждой обучающей программе;
- дополнительные документы: свидетельство о регистрации, сведения об учредителях и прочая информация.
Лучшим решением будет оплатить консультацию опытного юриста в вашем городе, который поможет составить пакет документов. В среднем пошлина за лицензию составляет около $120, а если отдать эту работу на аутсорс для фирм занимающихся оформлением документов, то сумма составит около $400.
Персонал
Правильно подобранный персонал – это основной актив вашего бизнеса. Штат преподавателей будет зависеть в первую очередь от количества направлений, в которых вы планируете обучать клиентов, а также наполненности групп.
Какими качествами должен обладать преподаватель? Во-первых, быть образованным и именно практиком, а не теоретиком, ведь часто ему будут задавать вопросы, связанные с практической реализацией полученных знаний. Общительность, терпение, заинтересованность в предмете и постоянное развитие его как специалиста в своей области знаний.
Преподавательский состав в то же время является и основной проблемой этого бизнеса. Опытные специалисты либо работают на себя, либо требуют больших зарплат, которые не всегда есть возможность выплачивать. Помимо того, никто не отменял переманивание специалистов конкурентами, которые предлагают повышенную оплату труда, либо более гибкий рабочий график. Неплохо, если вы сами сможете преподавать часть курсов, но все же постоянного поиска персонала вам не избежать.
Вложения и прибыль
Теперь переходим к цифрам. Разработка бизнес плана учебного центра с расчетами во многом будет отличаться за счет формата работы вашего образовательного заведения. Первое что нужно учесть – это статьи расходов, для того чтобы сформировать стартовый капитал.
Если это будет онлайн обучение, то вам будет нужно:
- Компьютер или ноутбук.
- Подключение к интернету.
- Микрофон.
- Программное обеспечение для ведения трансляций или видеозаписи.
- Камера.
- Зарегистрированное ИП + лицензия на обучение.
- Реклама в интернете, в частности в социальных сетях, по типу Facebook, Instagram.
Сумма затрат на этот бизнес составит около $1000 – $2000.
В случае офлайн обучения затраты будут значительно выше. Давайте детальнее разберемся что нужно, чтобы открыть офлайн учебный центр в вашем городе.
- Аренда помещения. Вы можете арендовать залы для разовых мероприятий, по типу тренингов или семинаров, или же снимать офис на постоянной основе. Площадь учебного зала зависит от количества учеников в ваших программах, но можно рассматривать варианты от 30 кв.м. и больше.
- Регистрация деятельности, в том числе получение лицензии.
- Мебель. Столы и стулья для клиентов, а также доска для рисования.
- В зависимости от направленности курсов, возможно, потребуется установка рабочих мест учеников и компьютерной техникой. В таком случае затраты на одно рабочее место составят как минимум $500.
- Прочая техника. Проектор, аудиосистема, в случае изучения иностранных языков, спортивный инвентарь для программ по физической подготовке и прочее.
Самой крупной статьей расходов для обоих форматов работы данного бизнеса является заработная плата преподавателей.
Ваш заработок на учебном центре будет зависеть от количества учеников, которые будут проходить ваши курсы. На это напрямую влияет эффективность рекламы и качество самого обучения с хорошими результатами, как в знаниях, так и в практических навыках ваших клиентов.
Давайте для примера возьмем ситуацию, что вы организуете две офлайн учебные программы, с привлечением одного эксперта-преподавателя и длительностью курса 1 месяц. Вы будете проводить занятия для групп численностью 10 – 12 человек. Стоимость месячного обучения составит около $120 – $160. Ваш учебный центр в таком случае заработает около $2400 – $3840. Если от этой суммы отнять все расходы на аренду, налоги, лицензию, заработную плату, рекламу, то чистыми в таком случае получиться заработать $550 – $900.
Онлайн формат обучения позволяет работать с большей аудиторией, и не редкость когда группа может состоять и с 50-ти учеников. Даже, несмотря на более низкую цену за курс, вы сможете зарабатывать намного больше, учитывая отсутствие дополнительных статей расходов на помещение и оборудование рабочих мест.
Окупаемость вложений в офлайн учебный центр составит около 1 года.
Где искать клиентов?
За счет высокого уровня конкуренции в нише учебных центров, вопросу рекламы и ее эффективности стоит уделять особое внимание. Основная часть клиентов, приходит в такие образовательные заведения за счет интернет продвижению, и сейчас все меньше работает наружная реклама и раздача листовок. Давайте рассмотрим наиболее эффективные техники привлечения клиентов в этот бизнес.
- Собственный сайт + контекстная реклама + поисковое продвижение. На самом деле в узкоспециализированных нишах, например обучение химчистки авто и прочих похожих направлениях качественный ресурс может получить хорошие места в выдаче и без привлечения платной контекстной рекламы, но если говорить о курсах английского или IT сфере, то там конкуренция очень высокая.
- Социальные сети. Они работают и очень эффективно. В зависимости от направленности можно покупать рекламу в различных сетях. Например, бизнес обучение, или компьютерные курсы отлично зайдут в Facebook, а курсы поваров или маникюра в Instagram.
- Прямые продажи для корпоративных клиентов.
- Реклама в городских группах.
- Доски объявлений.
- Частично работает и наружная реклама в случае запуска офлайн курсов.
Все эти каналы привлечения заказчиков нужно тестировать и в итоге перераспределять бюджет на наиболее эффективные из них. Неплохой эффект дает и «сарафанное радио», которое будет работать только в случае качественных учебных программ и результативности получения необходимых знаний вашими клиентами.
Полезные советы
Как и в любом бизнесе, при открытии своего ученого центра, стоит учитывать несколько нюансов, с которыми может столкнуться новичок, и мы постараемся дать советы как решить большинство из них.
- Еще вначале этого бизнеса старайтесь заработать с минимальными расходами. Для этого можно попробовать преподавать в онлайн формате, и только после раскрутки своего дела можно переходить к офлайн мероприятиям.
- Старайтесь выбирать тематику для обучения ту, которая интересна лично вам, и в которой вы хотели бы развиваться и становиться специалистом. Это очень поможет вам не очень быстро «перегореть» идеей, а создаст позитивный настрой к работе.
- Не знаете, как привлечь первых клиентов? Создайте бесплатный курс, тут главное, чтобы он был полезный. Именно этот материал поможет продать ваши другие наработки за счет формирования доверия у клиента, который в бесплатном курсе получил очень полезную информацию. Кроме того, прорекламируйте свой бесплатный продукт.
- Заведите текстовый или видеоблог и раскручивайте личный бренд на рынке обучающих услуг.
- Закажите рекламу у специалистов, работающих в той же области что и вы.
- Формируйте базу клиентов, с которой в последующем вы будете контактировать с помощью рассылок или сообщений в мессенджерах.
- Старайтесь работать официально.
- Автоматизируйте большинство рутинных процессов.
- Нанимайте на работу только грамотных преподавателей.
- Добавляйте новые направления обучающих программ для получения дополнительного образования.
Выводы. Бизнес в нише обучающих центров – это сложный за счет конкуренции, но весьма прибыльный сегмент рынка, в котором при правильном подходе можно зарабатывать серьезные деньги. Главная задача в этом деле – это создать качественный и полезный информационный продукт, который принесет пользу для ваших клиентов. Главная проблема – это найти ответственных и опытных преподавателей.
Учебный центр компании. Создание учебного центра.
Автор подхода :
По всем вопросам, возникшим при ознакомлении с этим документом прошу обращаться лично к Широкопояс Алексею Геннадьевичу, эксперту и аналитику журнала «Компетенции»e-mail:
[email protected] тел: 8-926-210- 84-19
В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого, кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания и создания высококомпетентной рабочей силы становится всё острее и острее. Более того, сложившаяся ситуация по демографии и общему образованию не обещает облегчения ситуации. Крупные компании, которые смотрят в перспективу, уже предприняли шаги для самостоятельного улучшения кадровой ситуации – создали структуры по обучению и развитию персонала. Перспективные средние компании тоже вплотную подошли к этой проблеме.
Понимая это, я решил познакомить моих читателей с титульным документом бизнес-плана, который был осуществлен для одного из моих клиентов.
Разработка учебного центра на основе имеющегося бизнес-плана
Принятые в документе обозначения:
- УЦ – Учебный Центр компании.
- КМК — Корпоративная модель компетенций.
- ДМК — Должностная модель компетенций.
- ЛКК – Личная квалификационная книжка.
- КР – Кадровый резерв.
Направления деятельности Учебного Центра
Необходимо определить направления деятельности УЦ*:
- Организация учебного центра в компании для обучаемых.
- Создание корпоративного учебного центра для обучающих.
- Учебный контент и методы обучения.
* — После получения дополнительной информации и обработки через SMART, данные направления превращаются в цели, задачи и локальные задачи. Данные цели и задачи обрабатываются по Эйзенхауэру, связаны между собой стратегией, сроками и ресурсами, образуют бизнес-план «Создание Учебного Центра». Данное решение представленного кейса является грубой канвой этого бизнес – плана. Для создания конечного документа необходимо получение большого количества дополнительной информации о компании и её бизнесе.
Без дополнительной информации можно работать с указанным выше, но не как с целями, а как с направлениями и поднаправлениями деятельности по созданию Учебного Центра (ресурсы по Исикаве). Рассмотрим каждое направление в отдельности, определим их поднаправления и возникающие связи.
Организация учебного центра в компании. Обучаемые сотрудники
Не вдаваясь в должностную структуру (до получения дополнительной информации от компании), можно разделить обучаемых в УЦ на три потока:
- Поток новичков — это группа новых сотрудников годных для обучения в УЦ. Степень их годности определяется путём собеседования по КМК. После их обучения в УЦ устанавливается их соответствие ДМК и сотрудник получает ЛКК с соответствующей записью.
- Поток постоянных сотрудников – весь постоянный персонал компании. После регулярных оценочных мероприятий или по запросу линейных руководителей (по отдельным сотрудникам) появляется формализованная в ЛКК потребность в обучении каждого сотрудника персонально. Руководитель Учебного Центра определяет методы и содержание обучения каждого сотрудника, определяя группы, сроки, ответственных лиц, мероприятия. Оценочные мероприятия и содержание обучения разрабатываются на основании ДМК.
- Поток КР – сотрудники компании желающие занять более высокую позицию, и проходящие подготовку на соответствие следующей ДМК. Руководитель УЦ определяет методы и содержание обучения таких сотрудников, определяя группы, сроки, ответственных лиц, мероприятия. Сотрудники из КР участвуют в программе наставничества. Если они претендуют на позицию руководителя, они становятся наставниками у менее опытных сотрудников, сами же они являются наставляемыми у собственных руководителей (неофициальный помощник).
По теме: Что влияет на успешность корпоративного тренинга?
Например: менеджер по продажам А желает занять позицию руководителя и зачисляется в КР на эту должность, как кандидат в руководители. Ему определяется опекаемый В из числа менее опытных сотрудников. Менеджер А становится неофициальным помощником (опекаемым) действующего руководителя С. Таким образом А проходит стажировку в качестве руководителя, а его руководитель С получает улучшение управляемости команды, менее опытный сотрудник В получает наставничество. В ЛКК всех троих делаются соответствующие записи о процессе профессионального развития через наставничество.
Создание корпоративного учебного центра. Обучающие сотрудники
Основа обучающего персонала Учебного Центра – тренеры, включая руководителя УЦ. Может сложиться так, что больше одного тренера не нужно. Потребное количество тренеров, их квалификация, устанавливается после окончательного определения объёма регулярных работ. На основании тренерской ДМК руководителем УЦ проводятся тренинг и супервизия тренеров, возможно получение обучения тренеров за пределами компании. Создание учебного центра компании подразумевает осваивание тренерами профильных тренингов и других методов обучения персонала. В ЛКК тренеров делается соответствующая запись.
Учебный центр компании также подразумевает наличие дополнительного ресурса — института наставничества. Наставниками являются сотрудники, состоящие в КР. Выполняя свой основной функционал, они обучают на рабочем месте менее опытных сотрудников. Таким образом, они наращивают свой лидерский и профессиональный потенциал, совершенствуют опекаемого сотрудника и повышают общую управляемость подразделения. Предварительно наставники проходят тренинг наставничества в УЦ. Успешные наставники, но несоответствующие ДМК линейного руководителя, являются резервом для тренерского состава. О создании процедур наставничества читайте другие статьи автора, а также обращайтесь лично.
Организация учебного центра в компании — курсы и методы обучения
Обучение персонала (независимо от выбранных методов) должно происходить в соответствии с кадровой политикой компании и по принципу развития компетенций и не более. Обучение должно быть направлено на достижение соответствия сотрудником ДМК на оценку «отлично» по шкале маркеров настоящей должности или на оценку «удовлетворительно» запланированной ДМК согласно плана карьеры сотрудника. Отсюда вытекает, что создание учебных курсов для подготовки сотрудников различных должностей, основывается на их ДМК. Создание учебного центра подразумевает подготовку учебного содержания или заказ на его выполнение у аутсорсеров (можете обратиться к автору статьи).
Полагаю, наиболее уместными в бизнес-обучении взрослых являются следующие составляющие:
- Тренинг.
- Наставничество.
Остальные форматы обучения (например: лекция, семинар) не совсем подходят для обучения в корпоративном формате по причине низкой интенсивности и оторванности от бизнес-деятельности.
Данные форматы обучения предполагаю использовать только в классическом исполнении. Тренинг профессиональных умений и знаний будет реализовываться по модели М.Форверга (для исполнителей, низшего и среднего мененджмента) и по американской модели (для среднего и топ — менеджмента). Наставничество по П.Я.Гальперину.
Создание корпоративного учебного центра и ДМК
ДМК – наблюдаемое поведение сотрудника по образованию прибавочной стоимости из приданных ему ресурсов компании.
Отсюда следует, что соответствие ДМК является единственным и достаточным признаком годности к работе в соответствующей должности. Обладание собственной формализованной ДМК в компании обеспечивает следующие процессы:
- Оценка персонала — сравнение с помощью различных методов соответствия сотрудников ДМК.
- Обучение персонала — создание с помощью различных методов соответствия сотрудников ДМК.
- Отбор в КР — сравнение сотрудника с ДМК желаемой (и/или необходимой в интересах компании) должности.
Таким образом, формализованная ДМК является главным документом для обучения и развития персонала компании. Она должна содержать маркеры определяющие уровень освоения компетентности в оценках от «неудовлетворительно» до «отлично». Формат ДМК должен позволять их кластировать между собой и с КМК. Глубина описания должна целиком отражать специфику и дифференцировать ДМК от любой другой компании.
На основании ДМК создаются регламенты по оценке и обучению. Создание КМК и ДМК обычно заказывают аутсорсерам (можете обратиться к автору статьи).
Учебный центр компании — порядок действий по созданию
- Разработка проекта по созданию Учебного Центра.
- Утверждение проекта создания Учебного Центра Директора по Персоналу, приказ Генерального Директора о создании Учебного Центра.
- Создание ДМК (торговый персонал и тренеры). Исследование принятых KPI на предмет выявления причинно-следственных связей с компетенциями. Создание статистического аппарата (о создании статистического аппарата позволяющего в режиме реального времени управлять процессами и компетенциями читайте в других статьях).
- Создание процедур оценки, на основании созданных ДМК.
- Проведение выборочных оценок для тестирования статистического аппарата.
- Создание на основании ДМК и результатов выборочных оценок учебного курсов (для новичков, постоянного состава, КР, тренеров).
- Представление на утверждение Директору по Персоналу стратегии обучения персонала, приказ Генерального Директора о плане обучения на 1 год.
- Обучение ведению и профильному содержанию штатных (и/или нештатных) тренеров (наставников) Учебного Центра компании.
- Начало функционирования Учебного Центра по обучению и оценке персонала компании.
Учебный центр компании — несколько слов в заключение
Решение данного кейса не следует воспринимать как полный и всеобъемлющий документ по созданию Учебного Центра. Этот документ является лишь выражением идеи бизнес–плана «Создание Учебного Центра», создание полной версии, которого является одним из пунктов порядка действий. Все упомянутые процедуры руководитель Учебного Центра компании реализовывает лично и самостоятельно, либо обращаясь к стороннему заказчику.
По всем вопросам возникшим при ознакомлении с этим документом прошу обращаться лично к Широкопояс Алексею Геннадьевичуe-mail: [email protected] тел: 8-926-210- 84-19 Учебный центр компании
Автор публикации
Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом.
Присылайте к нам на [email protected].
Все статьи попадут в еженедельную рассылку — обзор отрасли.
Внутренний учебный центр в компании
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».
Лев Толстой
Сегодня существует много вариантов организации обучения персонала. Во многих крупных компаниях созданы отделы, занимающиеся развитием персонала, или даже тренинговые центры, в которых одновременно проходят обучение сотни сотрудников. В свою очередь относительно небольшие компании обычно ограничиваются краткосрочными тренингами и семинарами, для проведения которых приглашают профессионалов со стороны либо направляют своих сотрудников на открытые обучающие мероприятия (тренинги, семинары, конференции и т. д.).
Обучение персонала — одна из затратных статей бизнеса любой компании, а его эффект не всегда заметен сразу. Направленность внутрикорпоративного обучения — поддержать и повысить результативность персонала, а через сотрудников увеличить прибыльность и доходность компании. В условиях кризиса многие организации, забывая об этом, предпочли до минимума урезать расходы на обучающие программы.
Могу согласиться с тем, что верный путь сокращения расходов на обучение — определение правильного экономически обоснованного и эффективного подхода в обучении. Я имею в виду следующее: если ваша организация для проведения обучения персонала привлекает внешнюю тренинговую компанию, то эта компания должна быть правильно идентифицирована, а также ей должны быть четко поставлены задачи по обучению вашего персонала, основанные на потребности в обучении отдельных групп специалистов, а не навязанные извне и неприменимы в будущем на практике внутри вашей компании.
Если это открытые тренинги, на которые вы отправляете специалистов-то же самое: необходимо четко понимать, какая компания проводит обучение, соответствует ли заявленная тематика бизнес-потребностям вашей организации и вашему персоналу, какие тренеры проводят обучение, каким сотрудникам оно необходимо. Подходу в выборе внешних обучающих программ можно посвящать отдельные статьи и писать о нем книги.
В данной статье я остановлюсь на альтернативе дорогостоящего обучения с привлечением внешних тренеров и тренинговых компаний, а именно — организации собственной внутрикорпоративной обучающей структуры — создании учебного центра («обучающего», «тренингового» — название можно применить то, которое вам больше нравится).
Учебный центр позволит реализовать основные принципы построения образовательных программ: своевременность, индивидуальность достаточность.
Целью создания и функционирования учебного центра является обеспечение сотрудников (существующих и вновь принимаемых), работающих в компании, качественными обучающими программами и совершенствование уровня знаний для достижения долгосрочного конкурентного преимущества вашей компании.
Задачи, которые будут решены благодаря внедрению учебного центра:
- — систематизация обучения;
- — качественное планирование обучающих программ как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочно, с учетом развития всего персонала и отдельных категорий/личностей. Данная задача также реализует качественную подготовку кадрового резерва компании;
- — использование единого стандарта в обучении;
- — обеспечение сотрудников качественными программами обучения и совершенствования знаний;
- — предоставление своевременных для бизнеса и персонала данных;
- — обучение с учетом потребностей и особенностей конкретной бизнес-структурыи ее персонала;
- — методическое обеспечение для внедрения новых продуктов и услуг;
- — постоянный анализ и контроль результативности обучения сотрудников;
- — обучение с учетом корпоративных ценностей, в том числе исторических, культурных и проч.
На схеме 1 показана взаимосвязь учебного центра и составляющих в направлении развития персонала.
Схема 1. Место обучающего центра в системе обучения
Информация, формирующаяся на основании определенных составляющих жизнедеятельности организации, и информация, которая должна поступать в учебный центр, отображены ниже в таблице в виде коротких заметок и направлений для использования в учебном центре.
Таблица 1. Взаимосвязь некоторых аспектов развития персонала и учебного центра
Составляющие | Направление | Учебный центр |
Отбор персонала | Квалификационное соответствие нового сотрудника должности, на которую его отбирают |
|
Адаптация сотрудников | Введение новых сотрудников в должность. Приспособление специалистов к содержанию, условиям трудовой деятельности и непосредственному окружению |
|
Анализ профессиональной деятельности и оценка рабочих результатов | Определение соответствия выполнения функциональных обязанностей согласно должностным требованиям. Аттестация и оценка персонала. Оценка персонала при необходимости переквалификации или ротации сотрудника |
|
Планирование развития персонала | Определение необходимого количества персонала для выполнения тех или иных задач с учетом развития бизнеса компании или его оптимизаци |
|
Создание организационной структуры «Учебный центр» на базе управления персоналом (развития персонала, управления человеческими ресурсами) состоит из определенных этапов, которые отображены на схеме 2.
Схема 2. Этапы создания учебного центра
Детально описывать все этапы в рамках данной статьи я не стану. Остановлюсь на этапах формирования обучающей команды (3 этап — Отбор «тренерского состава» и 4 этап — «Обучение тренеров»), а также на самой модели организации обучения в компании.
Когда речь идет о формировании состава внутренних тренеров, то здесь встает ряд вопросов, из них можно выделить следующие:
1) Сколько нужно тренеров для компании?
2) Какими компетенциями, навыками они должны обладать?
Два вопроса очень сильно взаимосвязаны, поскольку математика и экономика всегда идут в ногу с логикой и эффективностью. Частично ответив на второй вопрос, можно понимать первый, и наоборот.
Тем не менее ответом на первый вопрос могут послужить несколько примеров по реализации создания обучающих центров в банковских структурах. Ниже в таблице приведено два примера организации и функционирования учебного центра в очень схожих бизнес-структурах.
Таблица 2. Сравнение вариантов формирование тренерского состава
Общий штат банка, чел. | Общий тренерский состав, чел. | Руководитель учебного центра, чел. | Логистика, чел. | Методика, чел. | Тренеры, чел. | |
Банк «А» | 330 | 10 | 1 | 1 | 1 | 7 |
Банк «Б» | 400 | 10 | 1 | 0 | 0 | 9 |
При этом в первом случае 7 тренеров — это тренеры, задействованные исключительно в учебном центре для создания и проведения обучающих мероприятий, а во втором — тренеры, задействованные в работе структурных подразделений головного банка и выполняющие функцию внутренних тренеров в учебном центре. И в том и другом случаях есть свои недостатки и преимущества.
Таких схем можно приводить в пример большое множество. Но лишь определив цели, задачи для учебного центра, установив логическое и математическое количество мероприятий к проведению в периоде (лучше всего брать год), спланировав тематически направления для развития персонала, можно понимать и организовать оптимальную структуру для компании.
Более важно в вопросе организации тренерского состава — это то, каким должен быть внутренний тренер, как его идентифицировать, какими компетенциями он должен обладать и какие навыки необходимо развивать. Обучающие мероприятия эффективны только в том случае, если они проводятся экспертами в данной сфере. Это сразу ограничивает поле для поиска тренеров только по той причине, что не так много специалистов, счастливо сочетающих экспертный опыт в своей области, и имеющих способности/желание обучать других. Особенно если речь идет о профессиональных тренингах, соответствующих должностным задачам сотрудников компании.
Прежде чем начинать поиск внутреннего тренера для компании, нужно определиться, какой уровень тренерского профессионализма необходим? Кажется, чем выше компетентность — тем лучше? Это не всегда так. Профессионалов в любой сфере найти сложно, их услуги, как правило, стоят дорого. Кроме того, «суперстар» высоко ценит свою квалификацию, для него важны сложные нестандартные задачи, поэтому перспектива неделями проводить тренинги может его и не вдохновить.
При организации учебного центра с нуля лучше привлечь специалистов (1–2 человека) высокого профессионального уровня, которые смогут на первых этап помогут руководителю организовать работу и обучить тренеров-новичков.
Если в компании планируется привлечение единственного тренера, который будет проводить различные тренинги для сотрудников разных уровней и направлений функциональной деятельности, тогда этот тренер-профессионал должен быть еще более профессионален. Чем сложнее задачу перед внутренним тренером ставит компания, тем профессиональней должен быть сотрудник. Когда в компании уже есть учебный центр, в котором заняты несколько тренеров, разработаны корпоративные стандарты обучения, тогда эффективнее привлечь перспективного тренера-новичка с высокой мотивацией к работе и развитию. Из него можно вырастить профессионала, который будет соответствовать специфике компании.
Приведу несколько вариантов переквалификации сотрудника в тренера из других подразделений.
Таблица 3. Переквалификация сотрудников в тренера из других подразделений
Плюсы | Минусы | Рекомендация | |
Специалист становится тренером учебного центра | Получаем носителя профессионального опыта, который, получив обучение для тренера, будет передавать свой опыт другим | Теряем хорошего сотрудника определенного направления | Необходимо четко взвесить, на какой позиции выгоднее использовать данного сотрудника |
Специалист остается работать на своей должности и при этом привлекается к проведению обучения | Организация не теряет специалиста и при этом получает тренера профессионала в своем деле. Он всегда в бизнесе и может делиться опытом, приобретенным в реальном времени | Сотрудник может не выдержат нагрузку, перегореть либо относиться к тренерским задачам безответственно. Если тренинг проводится для других структурных подразделений, прямой руководитель может быть против отсутствия своего сотрудника для обучения других структурных подразделений | Позиция тренера в компании должна быть престижной. Для этого нужно разработать систему мотивации для тренера. Качественно планировать и регулировать нагрузку тренера с учетом функциональной загрузки и понимания того, что в таком режиме тренеру нужно больше времени на подготовку обучающих мероприятий. Руководство компании должно всячески поддерживать тренера |
Руководитель работает тренером | Обучение проходит под четким пониманием самого руководителя, какие знания, навыки необходимы специалистам на их рабочих местах. Никто не будет обвинен в неэффективности обучающих мероприятий. Проходит как постоянная оценка рабочих результатов, так и прогресс в обучающем процессе | Нехватка времени. Сбой в проведении запланированных мероприятий | Пусть руководитель обучает своих подчиненных общим и обязательным знаниям и навыкам, а для остального необходимо привлечение внешних тренеров |
Создавая учебный центр, каждая компания выбирает свой метод подбора тренера. Как сделать оптимальный выбор? Принимая решение об обучении собственного специалиста по профессии бизнес-тренера, HR-директор должен тщательно подобрать подходящего кандидата. Прежде чем обучать других, будущий тренер сам обязан пройти качественное обучение (тренинг для тренеров), поработать под руководством наставника, пройти стажировку у более опытного коллеги (в качестве со-тренера).
Основные модули для обучения по программе «Тренинг для тренеров» приведены в таблице ниже.
Таблица 4. Тематические направления в обучении внутренних тренеров
Блоки модулей | |
1 | Базовые принципы обучения взрослых. Подготовка семинаров/тренингов |
2 | Развитие презентационных навыков тренера. Использование разнообразных форм активности в тренинге |
3 | Работа с аудиторией. Проведение тренинга. Инструменты послетренингового сопровождения |
4 | Организация работы тренера |
Чтобы не ошибиться с выбором тренера для компании, необходимо тщательно подготовиться к поиску подходящего кандидата.
- — Нужно заранее четко определить требования, которым должен соответствовать корпоративный тренер, составить его «идеальные» профили (компетентностей и личности).
- — Необходимо также определить критерии отбора.
- — Надо оценить всех кандидатов по выбранным критериям.
- — Нужно сравнить профили кандидатов с «идеальным» профилем тренера.
Основные критерии для отбора — профессионализм, стремление к развитию, лояльность, готовность разделять корпоративные ценности. Но самое важное, на мой взгляд, условие — тренер должен быть фанатом своей профессии, иметь огромное желание обучать людей.
Ниже на схеме показана модель обучения сотрудников разных структурных подразделений с учетом последовательности формирования любого обучающего проекта.
Схема 3. Модель обучения сотрудников разных структурных подразделений
Единых рецептов «стандартизированных учебных программ» для компании, по моему мнению, не существует, так как различная бизнес-направленность компаний предполагает свои особенности.
Однако можно выделить важнейшие элементы, которые могут быть включены в комплекс стартовых/стандартных обучающих мероприятий. Ниже в таблице представлены некоторые из них.
Таблица 5. Стандартные обучающие мероприятия
Обучающие программы | Основные моменты | Метод обучения |
Адаптация новых сотрудников | Ознакомление с кругом функциональных обязанностей, изучение организационной структуры и способов взаимодействия внутри компании (схема внутреннего документооборота, иерархическая структура организации, круг должностных лиц, с которыми сотрудник будет контактировать по работе, и сфера их профессиональной ответственности). Также в программу адаптации обязательно следует включить ознакомление с корпоративной культурой компании, миссией и стратегическими планами развития фирмы | Тренинги; семинары; рабочие группы; дистанционное обучение |
Профессиональные программы для различных должностей | Организованные обучающие блоки, содержащие теоретическую часть, практическую тренировочную часть в соответствии с должностью и тесты для проверки знаний | Тренинги; семинары; дистанционное обучение |
Бизнес-тренингиобщей направленности | В этот блок входят тренинги лидерства, командообразования, работа над развитием управленческих, коммуникативных навыков, навыков проведения презентаций, умения продавать товары (продукты, услуги) и работать в конфликтных или стрессовых ситуациях и т. п. | Тренинги; семинары |
Информационная база | Передача знаний по нормативным документам, должностным инструкциям, справочникам и т. п. Данный обучающий блок может быть реализован силами специалистов различных подразделений (то есть не обязательно внутренними тренерами) | Дистанционное обучение; семинары; тренинги |
Обучающие курсы и программы должны быть сформированы модульно, с использованием различной компоновки учебных курсов (очное обучение в сочетании с электронным дистанционным обучением), что позволит существенно разнообразить процесс обучения, а также эффективно использовать рабочую нагрузку персонала.
В окончание статьи хочется отметить, что создание учебного центра — эффективный инструмент развития персонала и один из важнейших составляющих единой системы кадрового менеджмента компании.
Елена Жмур — банковский советник Программы кредитования ММСП в Украине, эксперт журнала HRM