С 01.01.2020 новая 65-ая редакция Федерального закона №115-ФЗ вступила в силу
С начала 2020 года начала действовать новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С начала 2020 года начала действовать новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 1 января в число субъектов Федерального закона №115-ФЗ включены операторы инвестиционных платформ. В связи с этим некоторые положения закона дополнены формулировками об обязанностях, относящихся теперь в том числе к операторам инвестиционных платформ.
Внимание! Что необходимо сделать субъектам Федерального закона №115-ФЗ?
некредитные финансовые организации должны провести целевой (внеплановый) инструктаж в сроки, установленные Указанием Банка России №3471-У, а также учесть изменения в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 01.04.2020;
иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, необходимо провести обучение в форме дополнительного инструктажа т.к. никаких исключений, связанных с тем, относятся изменения к деятельности субъекта или нет, Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров, утвержденное Приказом Росфинмониторинга №203, не содержит. Обучение необходимо провести в день вступления в силу изменений, или в сроки, установленные Правилами внутреннего контроля.
Организациям и ИП, состоящим на обслуживании МЭЦФМ «Национальное достояние» документы для проведения внутреннего обучения, будут направлены в установленные законом сроки для проведения обучения.
Новые субъекты Федерального закона №115-ФЗ в 2020 году
Дата публикации: 09.01.2020 19:08
В январе 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. №259-ФЗ о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Указанный закон добавил к уже существующим организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленным в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», нового субъекта –
Новый субъект относится к некредитным финансовым организациям и подчиняется Банку России. Соответственно, обязан выполнять требования нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденных Банком России. Таким образом, первые январские изменения в Федеральном законе №115-ФЗ касаются исключительно операторов инвестиционных платформ. Другим организациям и индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Закона 115-ФЗ требуется лишь провести внутреннее обучение со своими сотрудниками под роспись.
На официальном сайте ЦБ РФ в разделе «Финансовые рынки» — «Надзор за участниками финансовых рынков» появилась новая вкладка «Операторы инвестиционных платформ».
В новой вкладке будет размещен реестр операторов инвестиционных платформ. Пока в данной вкладке размещены следующие четыре документа:
- Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием».
- Проект указания о порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ.
- Проект указания о требованиях к внутреннему документу (документам) по управлению конфликтами интересов оператора инвестиционной платформы, включая требования к его (их) содержанию.
- Пояснительная записка к проекту указания о требованиях к внутреннему документу (документам) по управлению конфликтами интересов оператора инвестиционной платформы, включая требования к его (их) содержанию.
Наши специалисты оказывают полный комплекс услуг для операторов инвестиционных платформ.
115-ФЗ ждет ужесточение. — Бизнес портал полезных советов
Мы уже не раз говорили, что наш 115-ФЗ – это не более чем русификация международных финансово-правовых трендов FATF. Так же, уже не раз, сравнивая «задвиги» наших банков по 115-ФЗ и забугорную практику, 1w.ru обращал внимание читателей на то, что у нас еще как-то не сильно жестко. И вопли доморощенных всепропальщиков, что, мол, «…тут уже невозможно дела вести, то ли дело за бугром….» верны с точностью до наоборот.
Но хозяева денег такую тихую гавань размером с континент долго терпеть не могли и таки додавили наши внутрироссийские финансовые власти на ужесточение правил денежного оборота. Так что наш родной 115-ФЗ и куча нормативных актов в его исполнение в самое ближайшее время будет пересмотрен в сторону ужесточения.
Уже в начале 2020 года ЦБ РФ и Росфинмониторинг разработают для банков очередной алгоритм в сфере «противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма». Сделано это будет не по своей инициативе (да, Путин здесь ни при чём), а на необходимость этого прямо указала межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) после оценки эффективности российской антиотмывочной системы.
О том, что FATF (межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) потребовала усилить контроль в сфере антиотмывочного закона, рассказал 19 ноября на конференции «Регулирование деятельности кредитных организаций Банком России» заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный.
Россия по оценке FATF заняла пятое место в мире по эффективности национальной антиотмывочной системы. Но в FATF указали на необходимость выявления банками среди своих клиентов «политически значимых лиц», а также более качественного выявления бенефициаров своих клиентов.
«Мы не хотим вводить серьезные ужесточения и ориентированы на максимальное сохранение уже сложившегося механизм надзора, который устраивает и ЦБ, и банки»,— говорит Павел Ливадный. Однако, учитывая необходимость выполнения рекомендаций FATF, внимание к исполнению банками антиотмывочного законодательства будет повышенным, формы, в которых будет обеспечено выполнение пожеланий группы, находятся уже на обсуждении.
В ЦБ же отметили, что в рамках взаимных оценок FATF изучает как эффективность функционирования российской системы ПОД/ФТ, так и уровень технического соответствия стандартам FATF. «После опубликования текста отчета взаимной оценки Банк России совместно с другими ведомствами примет участие в подготовке плана мер по устранению недостатков российской системы ПОД/ФТ, выявленных FATF»,— заявили в ЦБ.
Так же в ЦБ сказали, что:
— «Если вы будете критиковать ЦБ за жесткий надзор, имейте в виду, что, с точки зрения FATF, надзор излишне либерален и, может быть, даже недопустим с точки зрения международных стандартов».
Но шутки шутками, а к ужесточению правил денежного обращения внутри РФ стоит быть готовым. Хотя бы морально. Кроме того, регуляторы финансового рынка указывают, что для выполнения новых требований необходимы дополнительно так же новые, соответствующие инструменты. А вот какими они будут – тот еще вопрос. Но то, что гайки по 115-ФЗ закрутят еще туже – сомнений не вызывает.
С начала 2020 года начала действовать новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ
С начала 2020 года начала действовать новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 1 января в число субъектов Федерального закона №115-ФЗ включены операторы инвестиционных платформ. В связи с этим некоторые положения закона дополнены формулировками об обязанностях, относящихся теперь в том числе к операторам инвестиционных платформ.
Внимание! Что необходимо сделать субъектам Федерального закона №115-ФЗ?
-
некредитные финансовые организации должны провести целевой (внеплановый) инструктаж в сроки, установленные Указанием Банка России №3471-У, а также учесть изменения в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 01.04.2020;
-
иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, необходимо провести обучение в форме дополнительного инструктажа т.к. никаких исключений, связанных с тем, относятся изменения к деятельности субъекта или нет, Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров, утвержденное Приказом Росфинмониторинга №203, не содержит. Обучение необходимо провести в день вступления в силу изменений, или в сроки, установленные Правилами внутреннего контроля.
Организациям и ИП, состоящим на обслуживании МЭЦФМ «Национальное достояние» документы для проведения внутреннего обучения, будут направлены в установленные законом сроки для проведения обучения.
Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ вступают в силу 12 марта 2020 года
Федеральный закон от 01.03.2020 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О лотереях» вносит изменения в Федеральный закон №115-ФЗ.
Что изменилось:
- изменена формулировка наименования субъекта закона, теперь организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме поименованы как «организаторы азартных игр»;
- организации, организующие и проводящие лотереи, вынесены в отдельный субъект закона как операторы лотерей;
- изменения затронули формулировку статьи 6, а именно изменена формулировка одной из операций, подлежащих обязательному контролю;
- статья 7 закона дополнена новым основанием, когда идентификация клиента может не проводиться, но исключение касается только операторов лотерей при выплате выигрыша, отдельно для операторов лотерей об этом мы написали здесь;
- статья 7 дополнена новыми положениями, которые касаются только операторов лотерей.
Изменения коснулись текста Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ ряда субъектов, в правилах которых указаны все операции, подлежащие обязательному контролю, все основания при которых идентификация не проводится, перечислены субъекты статьи 5 закона.
Внимание! Что необходимо сделать субъектам Федерального закона №115-ФЗ?
Некредитным финансовым организациям:
- провести целевой (внеплановый) инструктаж в сроки, установленные Указанием Банка России №3471-У;
- учесть изменения в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 12.06.2020, утвердив новую редакцию правил или изменения к ним.
Иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ:
- необходимо провести обучение в форме дополнительного инструктажа в день вступления в силу изменений, или в сроки, установленные Правилами внутреннего контроля.
- утвердить новую редакцию Правил в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ или изменения к ним в срок не позднее 12 апреля 2020 года, т.к. это выходной день, редакция правил должна быть утверждена не позднее 13 апреля 2020 года.
Организациям и ИП, состоящим на постоянном обслуживании по ПОД/ФТ в МЭЦФМ «Национальное достояние» правила в новой редакции и документы для проведения инструктажа будут направлены в установленные законом сроки для проведения обучения и внесения изменений в ПВК.
Заказать ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ с изменениями от 12 марта
Новости ГД РФ. В ГосДуму внесен законопроект о запрете «антиотмывочных» банковских тарифов. Как изменится 115-ФЗ и его положения — ЭкспертРУ
В Государственную думу внесен законопроект о запрете «антиотмывочных» банковских тарифов. Сейчас он находится на стадии предварительного рассмотрения, дата первого чтения пока не определена. Если его примут, то банкам запретят применять заградительные тарифы в качестве инструмента управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Сейчас банки сами устанавливают критерии подозрительности операций в правилах внутреннего контроля и могут под угрозой отказа в проведении сделки или блокировки счета предложить клиенту все-таки провести операцию, но по повышенному тарифу. Нередко такие «антиотмывочные» тарифы банки используют просто для зарабатывания денег, а вовсе не для борьбы с нежелательными трансакциями. Ситуация осложняется тем, что под 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» на деле подпадают не только случаи легализации преступных доходов, но и банальные схемы обнала и ухода от налогов — и все потому, что критерии закона крайне широки.
Банковский «рэкет»
Практика недобросовестной блокировки счетов под предлогом подозрения, что операция имеет сомнительный характер, никак не уйдет в прошлое. «Нередки случаи, когда банки специально создают невыполнимые условия для разблокировки счета — к примеру, требуют предоставить список документов из двенадцати позиций в течение двух дней, манипулируя 115-ФЗ и преследуя цель закрыть счет сомнительной компании», — рассказывает эксперт по управлению налоговыми и правовыми рисками АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Гераскина.
«В настоящее время ситуация с остановкой операций и отключением дистанционного банковского обслуживания, к сожалению, не лучше, чем в ушедшем 2019 году. Проблема безоглядного исполнения банками требований 115-ФЗ существенна и всерьез влияет на микро-, малый и средний бизнес, — говорит председатель комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Скляр. — Нет у малого бизнеса средств на грамотную юридическую защиту и квалифицированную доступную помощь. И банки этим пользуются. Приостановки операций происходят практически по всем регионам, банки зачастую грешат надуманными комиссиями “за выход”».
Это одна проблема. Другая же заключается в том, что банки соглашаются на проведение действительно сомнительных операций ради дополнительного вознаграждения. Игорь Скляр рассказывает, что вводимые банками заградительные тарифы» наносят вред реально действующим бизнесам, подчас просто убивая их: «У многих предпринимателей маржа не превышает и десяти процентов, а банки просят и пятнадцать, и тридцать процентов от суммы на счете! Получается, заплати мзду и делай что хочешь?!»
Как отмечается в справке, предоставленной комитетом ГД по финансовому рынку, который занимается новым законопроектом, в настоящее время повышенные комиссии — это своего рода плата (штраф) для клиентов за вовлечение кредитной организации в сомнительные операции, так как, несмотря на все меры по идентификации
Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ вступают в силу 12 марта 2020 года. Изменения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Федеральный закон от 01.03.2020 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О лотереях» вносит изменения в Федеральный закон №115-ФЗ.
Изменения вступили в силу 12 марта 2020 года.
Что изменилось:
- изменена формулировка наименования субъекта закона, теперь организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме поименованы как «организаторы азартных игр»;
- организации, организующие и проводящие лотереи, вынесены в отдельный субъект закона как операторы лотерей;
- изменения затронули формулировку статьи 6, а именно изменена формулировка одной из операций, подлежащих обязательному контролю;
- статья 7 закона дополнена новым основанием, когда идентификация клиента может не проводиться, но исключение касается только операторов лотерей при выплате выигрыша, отдельно для операторов лотерей об этом мы написали здесь;
- статья 7 дополнена новыми положениями, которые касаются только операторов лотерей.
Изменения коснулись текста Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ ряда субъектов, в правилах которых указаны все операции, подлежащие обязательному контролю, все основания при которых идентификация не проводится, перечислены субъекты статьи 5 закона.
Внимание! Что необходимо сделать субъектам Федерального закона №115-ФЗ?
Некредитным финансовым организациям:
- провести целевой (внеплановый) инструктаж в сроки, установленные Указанием Банка России №3471-У;
- учесть изменения в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 12.06.2020, утвердив новую редакцию правил или изменения к ним.
Иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ:
- необходимо провести обучение в форме дополнительн