Бюджетная система чехии: Экономика Чехии — Википедия – основные принципы, структура, доходы населения и внутренние финансы

Содержание

основные принципы, структура, доходы населения и внутренние финансы

Среди бывших социалистических стран Восточной Европы Чехия является второй по уровню развития после Словении. В последние годы Чешская Республика одна из самых стабильных, успешных и быстрорастущих в Европейском Союзе. Главным локомотивом роста валового внутреннего продукта остается внутреннее потребление и инвестиции. Об экономике Чехии кратко рассказывается в этой статье.

Общая информация

Страна находится в Центральной Европе, граничит с Польшей, Германией, Австрией и Словакией. По форме государственного устройства является парламентской республикой. Население Чехии составляет примерно 10,5 миллиона человек (84-е место в мире). Территория страны занимает площадь 78 866 кв. км, что составляет 0,05 % от общей мировой территории.

В довольно близком историческом прошлом Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи. В конце Первой мировой войны чехи и словаки образовали Чехословакию. Накануне Второй мировой войны нацистская Германия оккупировала территорию современного государства. После войны была образованна социалистическая Чехословакия. В 1989 году начаты демократические реформы, и экономика Чехии и Словакии вновь возвращена на рыночные принципы. В 1993 году общая страна была окончательно и мирно разделена на национальные республики. Чешская Республика вошла в состав НАТО в 1999 году и присоединилась к Европейскому союзу в 2004 году.

Общий обзор экономики Чехии

Замок в Богемии

Страна обладает процветающей рыночной экономикой, с одним из самых высоких темпов роста ВВП. В первом квартале 2018 года он составил 4,4 %. Относится к постиндустриальным странам с преобладающим сектором услуг (60,8 %), второй по размеру сектор — промышленность занимает 36,9 %. Небольшое, но хорошо технически оснащенное сельское хозяйство составляет 2,3 %.

Здесь довольно низкий уровень безработицы среди стран, входящих в ЕС. Структура экономики Чехии в значительной степени зависит от экспорта, что делает ее развитие сильно зависящей от сокращения спроса на глобальном рынке. Экспорт страны составляет примерно 80 % ВВП, с основными статьями: автомобили, промышленное оборудование, сырье, топливо и химикаты.

Некоторые показатели

ВВП страны в 2017 году составлял 191,61 миллиарда $ (48-е место в мире). Чешская Республика обеспечивает выпуск около 0,3 % мировой валовой продукции. ВВП на душу населения по ППС соответствует 33 756,77 доллара (39-е место, у Словакии — 41-е место).

Особенностью экономики Чехии является то, что, несмотря на то что страна входит в ЕС, она пока не присоединилась к Еврозоне и сохраняет своей валютой крону. Гибкий курс помогает противостоять внешним потрясениям. И крона считалась одной из самых сильных валют в мире в 2017 году. По уровню жизни Чехия находится очень близко к самым экономически развитым странам Евросоюза. Средний уровень дохода на человека в месяц составляет примерно 10 300 крон (около 500 долларов США).

Экономическая политика

Большая стройка

Последнее правительство страны продолжило проводить некоторые реформы, направленные на снижение уровня коррупции, привлечение иностранных инвестиций и улучшение системы социального обеспечения. Все эти меры должны увеличить доходы, получаемые государством и улучшить условия жизни населения. Экономика Чехии получит дополнительные стимулы к росту.

В 2016 году введена возможность сдачи налоговой отчетности через интернет, которая направлена на уменьшение уровня уклонения от уплаты налогов и увеличение доходов бюджета. Планируется дальнейшая либерализация экономики современной Чехии. Правительство снизит ограничения на рынке труда для улучшения делового климата. Процедуры государственных закупок будут приведены в соответствие с лучшей практикой стран ЕС.

Некоторые проблемы

Один из самых низких уровней безработицы в экономике Чехии привел к постоянному увеличению заработной платы населения. И государство сталкивается с нехваткой достаточно недорогой рабочей силы. Предприятия стремятся заставить правительство снизить барьеры, чтобы обеспечить большую миграцию квалифицированных трудовых ресурсов. В особенности из стран Центральной Европы и Украины. Базовой проблемой страны является сильная зависимость от экспорта промышленных товаров, большая часть (85,2 % от общего объема) которых продается в страны Европейского Союза.

Долгосрочные проблемы экономики Чехии, бизнеса в частности, включают в себя необходимость диверсификации промышленного производства к более высокотехнологичной, основанной на услугах и знаниях экономике. Как и во всех развитых европейских странах, здесь срочно нужно принять меры, чтобы снизить темпы старения населения. Несмотря на проведенные рыночные преобразования, в стране все еще отсталая система образования, которая накладывается на нехватку квалифицированных рабочих. Серьезными проблемами является необходимость финансирования устаревшей системы пенсионного обеспечения и здравоохранения.

Внешняя торговля

Чешские автомобили

По размеру международной торговли экономика Чехии занимает 30-е место в мире. Доля страны в мировой внешней торговле составляет: по экспорту — около 0,5 %, по импорту – 0,6 %. Поскольку промышленность имеет значительный перекос в сторону экспортно-ориентированной направленности, то на ее развитие значительное влияние оказывает ситуация на рынке ЕС, который является основным торговым партнером страны. И прежде всего от Германии — самого крупного торгового и инвестиционного партнера Чехии. Немецкие потребители покупают чешских товаров на 46 млрд $, далее идут Словакия (11,1 млрд $) и Великобритания (7,67 млрд $). Основными экспортными товарами являются автомобили, запчасти для машин, компьютеры и телефоны.

Объем импорта страны составил примерно 140 млрд, у Чехии положительное сальдо внешней торговли. Больше всего страна покупает товаров в Германии (37,9 млрд $), Китая (17,3 млрд $) и Польши (11,7 млрд $).

Финансовая система

Бизнес-центры Праги

Денежной единицей Чешской Республики является крона, в 1 кроне содержится 100 геллеров. С 1995 года валюта стала полностью конвертируемой. В отличие от большинства посткоммунистических стран, Чехии удалось избежать гиперинфляции и сильной девальвации национальной валюты. После некоторого ослабления чешской кроны в конце 1990 года в последующие годы курс начал ощутимо расти, что стало существенной проблемой для экспортно-ориентированного бизнеса страны вследствие снижения конкурентоспособности продукции на международных рынках. Многие эксперты считают, что переход на евро может решить эту проблему.

Экономика Чехии является реципиентом Европейского Союза, получая из единого европейского бюджета больше, чем перечисляя в него. Многие экономисты пишут, что в связи с выходом Великобритании из ЕС, стране необходимо готовиться жить без дотаций. Они же считают, что уровень сбережений позволит существовать за счет внутреннего финансирования. У населения сейчас уже достаточно накоплений, чтобы стать источником инвестиций.

Доходы населения

Продажа чешского пива

В Чешской Республике чистый семейный скорректированный доход после выплаты налогов на душу населения составляет 21 103 доллара США в год. Это ниже, чем в среднем по ОЭСР (30 563 доллара США). В стране существует значительное различие в уровне доходов между самыми бедными слоями населения и самыми богатыми. Доходы 20 % обеспеченной части населения почти в четыре раза больше доходов 20 % самых бедных его представителей.

Средняя заработная плата в экономике Чехии составляет около тысячи евро,что меньше половины доходов, получаемых в соседних Германии и Австрии. Многие зарабатывают порядка 700-800 евро. В то же время хорошие инженеры, химики, программисты, хирурги получают примерно по 2000–3000 евро в месяц. Зарплата сильно зависит от уровня квалификации, образованности и размера компании. Однако необходимо отметить, что в стране довольно низкие цены на потребительские товары и невысокие налоги, после выплаты которых у населения остается достаточная сумма для обеспечения своих потребностей.

Сфера услуг

Туристы в Праге

В постиндустриальной экономике Чехии ведущей отраслью является сфера услуг, в которой трудится значительная часть трудоспособного населения. Отрасль генерирует до 60,8 % ВВП. Наибольшее количество людей занято в финансовой сфере, телекоммуникационных компаниях, туризме и розничной торговле. В стране работают многие глобальные корпорации, такие как Tesco, Kaufland, Globus, BILLA, Ahold, которые являются самыми большими фирмами и крупнейшими работодателями. Супермаркеты этих розничных сетей встречаются по всей стране.

В Чешской Республике созданы привлекательные условия для работы иностранных IT-компаний. Мировых ИТ-гигантов привлекают хорошие и прозрачные условия налогообложения, наличие квалифицированных кадров, удобное географическое расположение страны. В Чехии находятся большие офисы компаний Microsoft, IBM, HP, Cisco, SAP. Лидер онлайн-торговли Amazon имеет здесь дистрибьюторский центр и большие склады. Ключевым работодателем отрасли является Чешская почта, где работает более 30 тысяч человек, которые обслуживают более 3 тыс. почтовых отделений.

Промышленность

Ведущей отраслью экономики Чехии является промышленность, которая составляет 36,9 %. Это самый высокий показатель в Европейском Союзе. Страна имеет хорошо развитое машиностроение, особенно производство автомобилей. По производству машин на душу населения занимает второе место в регионе после Словакии. Как в части Чехословакии здесь развивались автомобильные технологии с начала XX века.

В новом веке Чешская Республика вошла в 20 стран, в которых производится более миллиона автомобилей в год. В последние десятилетия объемы производства отрасли превышают 1,3 миллиона (6-е) место в Европе. Наибольшую долю имеет производство легковых автомобилей. Лидером отрасли является знаменитая корпорация «Шкода Авто», которая также занимается производством электропоездов.

Химическое производство

Металлургическая промышленность (производство чугуна и стали, металлообработка) сосредоточена в районах добычи сырья (черный уголь, кальцит), в основном в окрестностях города Острава. Железная руда импортируется. В стране развитая химическая промышленность, фармацевтика и нефтепереработка. Крупнейшие предприятия отрасли – «Юнипетрол» (переработка нефти и нефтехимия), «Семтекс» (химические продукты).

Сельское хозяйство

Небольшое, но современное сельское хозяйство производит продукции в объеме до 2,3 % ВВП. Довольно мягкие климатические условия позволяют выращивать различные сельскохозяйственные культуры. Основными являются зерновые, в том числе пшеница, рожь, ячмень, овес. Страна обеспечивает себя собственным картофелем, свеклой, многими видами овощей и фруктов. Природные условия дают возможность получать хорошие урожаи различных сортов яблок, груш, черешни и слив. Фруктовые деревья вообще занимают большую территорию страны. Часто их высаживают вдоль небольших дорог.

В Южной Моравии находятся огромные виноградники, вина из которых популярны далеко за пределами Чехии. Всем известно знаменитое чешское пиво, которое считается одним из лучших в мире. Для его приготовления большие площади сельскохозяйственных земель засеиваются хмелем.

Основным видом животноводства является выращивание свиней, крупного рогатого скота и птицы. Значительный объем птицы (кур, индеек, уток и гусей) выращивается в фермерских хозяйствах.

теория и практика в России и в зарубежных странах страница 82

Расчетный показатель объема расходов бюджета Автономной Республики Крым, областного бюджета, бюджета Киева и Севастополя, определяется на основе финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующего коэффициента к ним в расчете на душу населения (государственное управление, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, социальные программы относительно семьи, женщин, молодежи и детей), на ребенка или ученика – образование, получателя социальных услуг – социальная защита и социальное обеспечение.

Расчетный показатель объема расходов местного бюджета вычисляется в соответствии с разграничением видов расходов бюджета между государственным и местными бюджетами, определенного в гл. 14 Бюджетного кодекса Украины.

К полномочиям Верховной Рады Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относятся:

1) заслушивание отчетов о состоянии выполнения государственного бюджета Украины, в том числе заслушивания отчетов распорядителей бюджетных средств об использовании средств государственного бюджета Украины;

2) контроль за использованием средств резервного фонда государственного бюджета.

Полномочиями Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета по контролю за соблюдением бюджетного законодательства являются:

1) контроль за соответствием поданного Кабинетом Министров Украины проекта закона о государственном бюджете Украины основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и подготовка соответствующего вывода;

2) контроль за соответствием законопроектов, поданных на рассмотрение Верховной Рады Украины, бюджетному законодательству.

Важную роль играет Счетная палата, которая осуществляет контроль:

– за использованием средств государственного бюджета Украины в соответствии с законом о государственном бюджете Украины;

– образованием, обслуживанием и погашением государственного долга Украины;

– эффективностью использования и управления средствами государственного бюджета Украины;

– использованием бюджетных средств в части финансирования полномочий местных государственных администраций и делегированных местному самоуправлению полномочий органов исполнительной власти по доходам и расходам.

Министерство финансов Украины осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно государственного бюджета, так и местных бюджетов, если другое не предусмотрено законодательством Украины.

Государственное казначейство Украины осуществляет бухгалтерский учет всех поступлений и расходов государственного бюджета Украины; устанавливает единственные правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении бюджетов, смет, выдает инструкции по этим вопросам и осуществляет контроль за их соблюдением; осуществляет контроль за соответствием платежей взятым обязательством и бюджетным ассигнованием.

Органы Государственной контрольно-ревизионной службы Украины осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и местных бюджетов; целевым использованием и своевременным возвращением кредитов, полученных под гарантию Кабинета Министров Украины; порядком ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетности о выполнении государственного бюджета Украины и местных бюджетов, смет.

Государственная контрольно-ревизионная служба Украины ежемесячно предоставляет Верховной Раде Украины и Министерству финансов Украины обобщенные результаты отчетов о проведенных проверках.

Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, местные финансовые органы, председатели исполнительных органов городских городов районного значения, поселковых и сельских советов, главные распорядители бюджетных средств в пределах своих полномочий могут приостанавливать бюджетные ассигнования в случаях:

несвоевременного и неполного представления отчетности о выполнении бюджета;

невыполнения требований относительно бухгалтерского учета, составления отчетности и внутреннего финансового контроля за бюджетными средствами и несоблюдения порядка перечисления этих средств;

представления недостоверных отчетов и информации о выполнении бюджета;

нарушения распорядителями бюджетных средств требований относительно принятия ими бюджетных обязательств;

нецелевого использования бюджетных средств.

Лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или криминальную ответственность согласно законодательству Украины.

8.7. Чехия

По политическому устройству Чехия – парламентская республика. Парламент состоит из Палаты депутатов (200 мест) и Сената (81 место). Депутаты избираются на четыре года, а сенаторы – на шесть лет. При этом каждые два года У3 из них переизбирается. Право избирать имеют граждане Чешской Республики старше 18 лет, а право быть избранными – граждане Чехии от 21 года (в парламент) и от 40 лет (в Сенат). В населенных пунктах также каждые четыре года проходят выборы местных рад (представительных органов) и старост (в крупных населенных пунктах они называются «приматорами»).

Высшим должностным лицом в Чехии является Президент Республики. Президент избирается парламентом сроком на пять лет. Президент утверждает состав Правительства Чехии, предложенный Палатой депутатов. В 1993 г. В. Гавел был избран первым президентом Чешской Республики, а с марта 2003 г. этот пост занимает В. Клаус.

В Чехии в настоящее время две правящие партии: социал-демократическая и гражданско-демократическая. На выборах 2000 г. социал-демократическая партия обошла по популярности Гражданскую демократическую партию.

По Конституции Сенат, верхняя палата Парламента Чехии, не контролирует деятельность Правительства.

Численность населения составляет 10 290 тыс. человек. Основная масса жителей страны (90,1%) – чехи по национальности, также в стране проживают словаки (1,8%), немцы (0,4%) и цыгане (0,1%).

При проведении последней переписи населения в общий реестр жителей Чехии впервые попали иностранные граждане с долгосрочными визами. Их число составляет 200 тыс. человек (это почти 2% всего населения страны).

После «бархатной революции» 1989 г. в стране проведены широкомасштабные экономические реформы, в основе которых были ваучерная приватизация предприятий, привлечение иностранных инвесторов, либерализация цен и внешней торговли, девальвация чешской кроны. В результате реформ наметился рост промышленного производства, увеличились темпы инвестиций. Однако ошибки, допущенные в процессе реформ, привели к значительному спаду в развитии экономики и снижению ВВП. В 1997 г. рост экономики Чехии затормозился, страна вошла в период стагнации, в котором находится и в настоящее время.

За время реформ показатель валового финансового накопления к ВВП в Чехии достиг 24%, в то время как в странах ЕС эта величина составляет 20%.

Машиностроение, металлообработка, электротехническая, химическая промышленность, а также текстильная и швейная промышленность являются наиболее развитыми отраслями промышленности Чехии. Чехия считается самой богатой страной в Центральной Европе, наиболее промышленно развитой и с наименьшей долей сельского хозяйства в своем ВВП. По данным 1997 г., ВВП на душу населения в Чехии составлял 5050 долл. (для сравнения: в Венгрии – 4415, в Польше – 3512). Среди посткоммунистических государств Чехия в настоящее время занимает второе место по уровню жизни после Словении.

Чехия является ассоциированным членом Европейского экономического союза (ЕЭС). Планируется скорое вступление страны в ЕЭС в качестве полноправного члена. Это обязывает чехов к приведению своего законодательства с соответствие с общеевропейскими правилами. Уже сегодня условия для работы бизнесменов в Чехии близки к западноевропейским.

Чехия сегодня – развитое государство, экономика которого построена на принципах открытого свободного рынка. Специалисты предсказывают экономике Чехии блестящее будущее. Их прогнозы базируются на государственной легальной системе, привлекающей иностранных инвесторов твердыми гарантиями сохранности их вложений, развитой в стране инфраструктуре, имеющейся квалифицированной рабочей силе и ее низкой (по сравнению с европейскими мерками) стоимостью.

По бюджетному устройству Чехия является унитарной страной: Центральное Цравительство и два уровня местного самоуправления. В целом в Чехии более 6000 муниципалитетов в 14 регионах. Центральное Правительство включает в себя: Фонд национальной собственности, Земельный Фонд, Фонд транспортной инфраструктуры, Жилищный фонд. Распределение функций между Центральным Правительством и местным самоуправлением основано на принципе вторичности (субсидиарности).

Центральный уровень определяет стратегические, методологические и контрольные функции финансового, экономического, политического и социального развития. В функции центрального уровня входят: оборона, общественный порядок и безопасность, образование (высшее), здравоохранение (больницы), социальная защита и социальное обеспечение, законодательная среда, экономическая, фискальная и внешняя политика (рис. 8.1).

Финансово-бюджетные отношения в городском праве Чехии

Успешное функционирование городских органов власти и в целом всей системы местного самоуправления неразрывно связано с укреплением ее финансовой основы, складывающейся из совокупности финансовых ресурсов, направленных на содержание и развитие местного хозяйства. В связи с этим, на наш взгляд, можно выделить следующие основные требования к формированию бюджетных средств: достаточность финансовых ресурсов и стабильность источников доходов.

При крахе социалистической системы множество чешских бизнесменов пошло на такой шаг, как продажа фирм за бесценок, так как они не могли конкурентно работать с западноевропейскими фирмами. 
Суть требования достаточности зафиксирована в Европейской хартии местного самоуправления, в которой установлено, что финансовые ресурсы местных сообществ должны быть соразмерны полномочиям, предусмотренным Конституцией или Законом. Под понятием «достаточности» следует подразумевать, что финансово-экономическая основа местного самоуправления способна обеспечить реализацию полномочий местных органов власти, а также органов территориального общественного самоуправления.

 

Обеспечение этого требования не может быть осуществлено только путем принятия правовых норм, необходимы и организационные меры по их реализации на госу-дарственном и местном уровне. Уровень достаточности определяется также практикой деятельности органов местного самоуправления, в которую включаются также обычаи, традиции, ментальность, характерные для отдельных слоев населения соответствующей самоуправляемой территории.
Принцип стабильности означает правовое закрепление источников доходов органов местного самоуправления. Тем самым стабильной признается такая финансово-эко-номическая база местного самоуправления, объекты и источники которой закреплены законодательно в силу их относительной стабильности как формы урегулирования общественных отношений. Это — своеобразная гарантия от произвола органов государственной власти, которые координируют всю систему местного самоуправления.
Рассмотрим на примере устава города Пльзень (Чехия) конкретные полномочия городских властей в управлении финансами города. В соответствии со ст. 28 Устава основным финансовым планом города является бюджет, согласно которому город хозяйствует в течение календарного года. Формирование бюджета регулируется действующими правовыми нормами законодательства Чешской Республики. Бюджет города делится на бюджет общегородских властей города и бюджеты городских районов, в том числе финансовые отношения с другими организациями. Бюджет города и бюджеты всех его частей, как правило, формируются как сбалансированные. 
Источником финансирования собственных средств городского округа также являются средства собственных целевых фондов. Использование кредита, займа или возвратной финансовой помощи в бюджете городского района должно быть утверждено городским советом. В бюджет городских округов могут быть включены другие средства, которые по решению общегородских органов предназначены для покрытия расходов городского округа, причем предназначенная цель использования является для городского округа обязательной.
Городской совет города Пльзень может снизить городскому округу в течение года его собственные доходы в следующих случаях:
a) если ясно, что есть угроза исполнению бюджета города, и только при тщательном рассмотрении возможностей осуществления бюджета городского округа;
b) если выявлена бесхозяйственность городского округа.

 

Финансово-бюджетные отношения в городском праве Чехии
Органы управления городского округа обязаны внести поправку в бюджет немедленно после уведомления их о принятом городским советом решении об увеличении или уменьшении доходов городского округа. Городские округа не имеют права без согласия городского совета для увеличения своих доходов на вступление в такие отношения, которые представляют собой будущее обязательство города. Примерами этого являются: принятие займа, покупка недвижимости для города с будущими условиями, покупка долей в торговых обществах, ответственность собственности города, включая обложение залогом или залоговым правом.
Городской совет утверждает финансовые взаимоотношения бюджета города к городским округам (не позднее 20.11 календарного года), бюджет общегородских органов и совокупный баланс доходов и расходов города (статья 28d Устава). Муниципалитет городского округа утверждает бюджет городского округа. Бюджет городского округа вытекает из собственных доходов, предусмотренных Уставом. Бюджет городского округа должен быть утвержден муниципалитетом городского округа до обсуждения бюджета города в городском совете.
Показателями совокупного баланса являются:
a) доходы за данный год;
b) расходы за данный год;
c) финансирование.
Если бюджет общегородских органов не утвержден до 1 января календарного года, то они ведут хозяйство в бюджете временного положения (ст. 28e), когда они могут использовать ежемесячно расходы в максимальном размере до 7% предложений бюджета, рекомендуемого муниципалитету города городским советом, за исключением обязательных расходов, финансируемых государством или регионом.

 

 

Финансово-бюджетные отношения в городском праве Чехии

 

Если бюджет городского округа не утвержден до 1 января календарного года, то он ведет хозяйство в бюджете временного положения, когда ежемесячно расходы используются в максимальном размере до 7% предложения бюджета по варианту, утвержденному мэром округа, который является частью совокупного баланса доходов и расходов, утвержденной муниципалитетом города, за исключением обязательных расходов, финансируемых государством или регионом.
Каждый администратор бюджета обязан составить список приоритетных расходов для нужд хозяйствования в бюджете временного положения; внеочередно должны быть приведены расходы, необходимые для обеспечения юридических обязательств города и его органов, а также расходы, неуплатой которых город мог бы понести финансовые потери. После окончания бюджетного временного положения общегородских органов, совет города рассматривает и утверждает результаты хозяйствования отдельных адми-нистраторов бюджета во временном бюджетном положении, подобно обязаны поступать также советы городских округов.
За хозяйство по бюджету, утвержденному муниципалитетом города, несет ответственность городской совет, за хозяйство по бюджету, утвержденному муниципалитетом округа, несет ответственность совет округа. Отдельные администраторы бюджета несут ответственность перед советом за правильность хозяйствования по бюджету. Расходование всех частей бюджета должно регулярно контролироваться, оцениваться и представляться соответствующему муниципалитету. Контрольную деятельность по отношению к городским округам и организационным единицам города осуществляет компетентный отдел магистрата, по отношению к благотворительным организациям осуществляют контрольную деятельность профсоюзы магистрата и профсоюзы городских округов, которые выполняют функцию учредителя.
В течение бюджетного года утвержденный бюджет может быть изменен по организационным, предметным, методологическим причинам (ст. 28g). Поправки к бюджету осуществляются бюджетными мерами. После окончания года (ст. 29) город обязан в пределах, предусмотренных специальным законом провести проверку своего хозяйствования независимым аудитом. Необходимое сотрудничество с аудитором обеспечивает компетентный отдел магистрата, с которым все отдельные администраторы бюджета обязаны сотрудничать. Исправительные меры, вытекающие из результатов пересмотра хозяйствования, являются обязательными также и для городских округов. Финансовый комитет муниципалитета города представляет муниципалитету собственное мнение о докладе о результатах проверки хозяйствования. Окончательный расчет производится в соответствии с действующими правовыми нормами, его обработкой управляют компетентные отделы Экономического управления на основе инструкций Министерства финансов Чешской Республики и краевой власти Пльзеньского района.
Окончательный отчет города должен быть рассмотрен муниципалитетом города не позднее чем 30 июня следующего календарного года. Результаты хозяйствования (окончательные отчеты) городских округов утверждаются муниципалитетом городского округа перед обсуждением окончательного отчета муниципалитетом города. Он должен быть опубликован, по крайней мере, за 15 дней до его рассмотрения муниципалитетом города.
Таким же образом построены финансово-бюджетные отношения и в других региональных центрах Чешской Республики. Особое место занимает только столичный город Прага, где они урегулированы специальным законом и Уставом города.

Принцип публичности (гласности) бюджетного процесса в Российской Федерации и государственных бюджетов в Чешской Республике

УДК 347.73(470)(437.1/.2)

Страницы в журнале: 115-119

 

А.Н. Буянкина,

доктор экономических наук, профессор,  профессор кафедры правового регулирования экономики и финансов  Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, Москва

Хана Маркова,

кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права и финансов Университета Чарльза в Праге Чехия, Прага [email protected]

 

В Российской Федерации бюджетный процесс основан на общеправовых принципах, принципах построения бюджетной системы, а также специальных принципах, среди которых важное место занимает принцип публичности (гласности). Этот принцип реализуется на всех уровнях власти с момента составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении. Общественное обсуждение бюджета осуществляется в различных формах: непосредственное направление гражданами замечаний и предложений по проектам бюджетов в соответствующие органы, проведение публичных слушаний на заседаниях представительных органов государственной власти и местного самоуправления, на собраниях (сходах) граждан по месту жительства, в печати, по телевидению, радио, в сети Интернет.

Принцип публичности государственных бюджетов Чешской Республики предполагает возможность общественного контроля и участия (в определенной степени) в управлении государственными средствами. Хотя данный принцип значительно активнее реализуется в бюджетировании самоуправляемых территориальных единиц, он применим и к государственному бюджету. Участие общественности возможно на разных этапах создания и исполнения бюджета. Применительно к местным бюджетам можно говорить о появлении новых форм общественного участия: это кликабельный бюджет (click-through budget) и партисипативный бюджет (или бюджет с общественным участием).

Ключевые слова: бюджетный процесс, принципы бюджетного процесса, принцип публичности (гласности) бюджетного процесса, формы публичного участия в бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, государственный бюджет, бюджет самоуправляемой территориальной единицы, «кликабельный» бюджет, партисипативный бюджет (бюджет с общественным участием).

 

В  Российской Федерации бюджетный процесс, порядок его правового осуществления, права и обязанности участников процесса определены Бюджетным кодексом РФ, в ст. 6 которого указано, что бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Правовой основой бюджетного процесса выступают положения Конституции РФ, БК РФ, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Состав участников бюджетного процесса определен ст. 152 БК РФ, согласно которой участниками этого процесса являются Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава администрации муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, Центральный банк РФ, органы государственного (муниципального) финансового контроля, органы управления государственных внебюджетных фондов, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов бюджетов, главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса определены статьями 153—168 БК РФ [1].

Бюджетный процесс осуществляется на основе специальных принципов, которые определяют порядок составления и исполнения бюджета, устанавливают полномочия органов власти, закрепляют их права и обязанности, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет и исключает возможность неэффективного распределения бюджетных средств.

Принципы бюджетной системы Российской Федерации, определенные в бюджетном законодательстве, в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них в бюджетном процессе имеют свой особый смысл. Кроме того, бюджетному процессу свойственны собственные принципы:

— принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти; 

— принцип ежегодности бюджета, означающий, что бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года;

— принцип специализации бюджетных показателей, основанный на бюджетной классификации — документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.

Особое значение в бюджетном процессе имеет принцип публичности (гласности) — общий и в то же время специальный принцип бюджетного процесса. Суть этого принципа — в открытости, стабильности и преемственности бюджетной классификации Российской Федерации, в обеспечении сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.

Принцип публичности (гласности) означает, что все фазы кругооборота бюджетных денежных средств являются прозрачными и каждый заинтересованный гражданин может с ними ознакомиться. Этот принцип обеспечивает открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти или органа муниципального образования, либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).

На всех стадиях бюджетного процесса деятельность его участников осуществляется открыто. Так, еще в ходе составления проекта бюджета отдельные прогнозируемые показатели широко освещаются в средствах массовой информации. Проект бюджета открыто обсуждается в представительных органах власти и также освещается в средствах массовой информации. Гласной является и процедура отклонения проекта бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета и о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации публикуются необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Принцип публичности (гласности) заключается также в обязательном опубликовании в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноте представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступности других сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. Кроме того, обеспечивается доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип публичности (гласности) детализируется в нормативных правовых актах, в частности в федеральных законах от 27.06.2011 № 157-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 6 ст. 26.13) и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 52).

Проект бюджета субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта, отчет об исполнении бюджета, ежеквартальные сведения о ходе его исполнения, а также о численности государственных служащих и работников государственных учреждений субъекта с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания.

На муниципальном уровне проводятся публичные слушания для обсуждения проекта бюджета и отчета о его исполнении с участием жителей муниципального образования.

В целях обеспечения публичности бюджетной деятельности принят указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» [2]. Согласно указу Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях системы государственного управления» (далее — Указ № 601) [3] утверждена Концепция «Российской общественной инициативы», предусматривающая создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 марта 2013 г. [4].

В соответствии с Указом № 601 каждый проект закона подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете», «Парламентской газете», а также размещению для свободного обозрения в сети Интернет на официальных сайтах органов государственной власти Российской Федерации в течение 15 дней с момента принятия решения о вынесении законопроекта на общественное обсуждение.

Указом № 601 также установлено, что проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, по решению Президента РФ могут быть вынесены на общественное обсуждение. В соответствии с поручением Президента РФ федеральные органы, разрабатывающие законопроекты, выносят их на общественное обсуждение с размещением текстов в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах с информацией о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение. После завершения общественного обсуждения законопроекта Президенту РФ представляется доклад о результатах обсуждения.

Таким образом, принцип публичности (гласности) бюджетного процесса реализуется на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации посредством всенародного (общественного) обсуждения бюджета на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

По оценке Международного бюджетного партнерства в 2012 году Россия вошла в десятку лучших по индексу открытости бюджета стран. Это стало возможным благодаря обеспечению доступности бюджетной документации, публикации годовых и полугодовых отчетов об использовании бюджетных средств, переходу к результативному бюджетированию на всех уровнях власти.

В Чешской Республике также уделяется особое внимание повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса. В этой связи важным фактором становится публичное обсуждение процесса распределения бюджетных средств по приоритетным направлениям социально-экономического развития страны.

Суть принципа публичности (гласности), который иногда также называют принципом публичности государственных бюджетов, заключается главным образом в предоставлении возможности общественного контроля и (в определенной степени) участия граждан в управлении государственными фондами. Граждане могут участвовать в обсуждении бюджета (на стадии его создания) и контролировать управление бюджетными средствами в конце финансового года. Более широкие возможности прямого общественного участия доступны в бюджетном процессе бюджетирования самоуправляемых территориальных единиц.

Должным образом утвержденный бюджет публикуется в формате, соответствующем конкретному типу бюджетных средств. Государственный бюджет Чешской Республики должен быть издан в виде закона и опубликован в Собрании законов, тогда как утвержденные региональные бюджеты публикуются на официальной доске объявлений или каким-либо другим способом, предписанным законом.

Государственный бюджет Чешской Республики можно охарактеризовать как совокупность финансовых средств государства, позволяющую сравнить суммарные расходы с суммарными доходами. Это дает возможность, например, классифицировать расходы по степени их важности. Структура государственного бюджета Чешской Республики и его направленность позволяют влиять на экономическую ситуацию, а также повышают эффективность парламентского рассмотрения бюджета. Таким образом, можно сказать, что государственный бюджет — это план действий Правительства, который обретает юридическую силу после утверждения Парламентом и дает Правительству полномочия на сбор налогов.

Роль Правительства крайне важна на этапе подготовки государственного бюджета Чешской Республики, так как по сути это план Правительства, реализация которого оказывает влияние на ситуацию в стране в целом: только у Правительства есть информация, необходимая для его подготовки. Министерство финансов Чешской Республики играет важнейшую роль в подготовке бюджета и на последующем этапе его обсуждения, после чего решающая роль переходит в Палату депутатов Чешской Республики. Сенат в этом процессе участия не принимает.

Государственный бюджет считается документом общего характера, все части которого тесно взаимосвязаны. В целом он представляет собой политику Правительства, которая должна быть обоснована перед Палатой депутатов. В соответствии с Конституцией Чешской Республики правительство должно представить бюджет в установленный срок (за 3 месяца до начала нового финансового года), чтобы Палата депутатов имела достаточно времени для его обсуждения и принятия.

Схожая процедура и временные рамки исполнения бюджета относятся и к обсуждению государственного итогового отчета, который должен быть представлен Палате депутатов Чешской Республики в конце финансового года. Однако, в отличие от государственного бюджета, результаты обсуждения государственного итогового отчета не оформляются законодательным актом и публикуются не в Собрании законов Чешской Республики, а, например, на веб-сайте Палаты депутатов Чешской Республики.

Прямое участие граждан в создании государственного бюджета и в оценке его исполнения на основании государственного итогового отчета не закреплено в законодательстве. Оно осуществляется избранными депутатами, у которых есть возможность контролировать бюджетные процессы.

У чешских граждан появилась возможность ознакомиться с государственным бюджетом и финансовыми операциями государства в приложении «Монитор»1, доступном на веб-сайте Министерства финансов Чешской Республики [5]. Это специализированный информационный портал, позволяющий гражданам получить доступ к бюджетной и учетно-бухгалтерской информации, касающейся всех уровней государственного управления и самоуправляемых территориальных единиц. Представленная там информация поступает из Единой информационной системы казначейства и из Центральной системы государственного учета, которые обновляются ежеквартально. Граждане могут ознакомиться с этими данными и, в случае необходимости, адресовать возникшие у них вопросы депутатам.

По сравнению с государственным бюджетом принцип публичности (гласности) значительно активнее реализуется в бюджетах самоуправляемых территориальных единиц. И хотя с точки зрения законодательства их бюджетный процесс схож с процессом государственного бюджета, между ними есть несколько отличий.

Исполнительный орган власти, т. е. муниципальный или региональный совет, играет ведущую роль в составлении бюджета, а муниципальное или региональное собрание — в его утверждении. Финансовый комитет, который должен быть в каждом муниципалитете и регионе, играет роль, аналогичную роли Министерства финансов в подготовке государственного бюджета, т. е. готовит документы, необходимые для принятия решений советом. В этой связи на местном уровне возможность привлечь общественность к участию в процессе бюджетирования гораздо шире (начиная с этапа подготовки,  обсуждения и включая этап контроля управления бюджетом).

Такой подход отражают и закрепляют законы Чешской Республики № 128/2000 о муниципалитетах, № 129/2000 о регионах и № 250/2000 о правилах и процедурах территориальных бюджетов [6].

Участие граждан в создании и исполнении бюджета может иметь различную форму. Обычно это выдвижение возражений в ходе обсуждения бюджета, но есть и другие варианты, например на этапе исполнения бюджета. И они начинают использоваться все больше и все чаще. На муниципальном уровне активно поощряется стремление граждан хорошо разбираться в местном бюджете, сформировать свое видение того, каким он должен быть и, что самое важное, вступить в активный диалог с избранными депутатами по вопросам формирования бюджета и содержания его статей. Это важный пример реализации принципа публичности (гласности) государственных бюджетов. В целом можно говорить об активном поиске возможных путей для применения данного принципа на практике.

Один из возможных вариантов вовлечения общественности в решение государственных вопросов и в управление бюджетом — так называемый кликабельный бюджет («click-through» budget). Он дает гражданам возможность получить доступ через сеть Интернет к информации о структуре бюджета конкретного муниципалитета и, при необходимости, высказать свои возражения в ходе его обсуждения и исполнения.

Муниципалитеты могут выбирать различные форматы работы. В случае интернет-формата они могут выбрать бюджетную классификацию расходов и доходов по экономическому характеру сделок (например, налоги, субсидии, зарплаты, покупки и инвестиции) или по сектору сделки (транзакции) (например, транспорт, образование, спорт или административно-хозяйственная работа). Другой вариант — классифицировать бюджет по организационной структуре или привязать к конкретным событиям (например, чтобы инвестиции можно было отслеживать на протяжении всего периода их реализации).

Другая форма участия граждан — так называемое партисипативное бюджетирование (или бюджет с общественным участием). Оно дает  возможность общественного участия на этапе подготовки бюджета. Граждане подают свои предложения относительно того, как они хотели бы потратить эти деньги в следующем году с целью улучшения муниципалитета. Готовя предложения, граждане встречаются между собой и с представителями городских властей на публичных дискуссиях, где обсуждают, какие изменения они хотят реализовать и каким образом. Процесс может завершиться общим голосованием, по результатам которого принимается решение, какие из предложений будут реализованы. Цель партисипативного бюджета — это не только перераспределение определенного количества денежных средств (это не другое название системы субсидий). Главное — дать возможность гражданам принять участие в обсуждении того, каким должно быть их место жительства, какие возможности им доступны и что они могут сделать. Более того, этот опыт должен научить муниципальные власти эффективному и конструктивному диалогу с гражданами, научить слушать их. Это инструмент, который позволяет общественности участвовать в процессе принятия решений посредством определения приоритетных областей бюджета, создания индивидуальных проектов, их отбора и последующего контроля.

Участие общественности в решении бюджетных вопросов можно сделать еще более реальным и эффективным, если дать возможность гражданам участвовать в комитетах собраний и советов не только по финансовым вопросам. Есть много других комитетов, для которых подготовка и исполнение бюджета крайне важны. Закон разрешает общественное участие, но граждане не часто пользуются этим правом.

 

Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов: указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Об основных направлениях системы государственного управления: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Российская общественная инициатива. URL: https://www.roi.ru/

5. Úřad vlády České republiky. Státní Monitor. URL: http://monitor.statnipokladna.cz/2014/statni-rozpocet/

6. URL: http://www.czechlegislation.com/zakony

Управление финансами в Чехии

министерство  образования, науки, молодежи и спорта украины

донецкий  национальный университет

кафедра «финансы и банковское дело » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Управление финансами в Чешской Республике» 
 
 

 Выполнила:        Руководитель:

студентка 3-го курса       Волкова В. В.

дневного отделения

специальность 0509- А

Мещанина Екатерина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2011 г

 

Содержание 
 

     Введение…………………………………………………………….……….3

1. Общее понятие об управлении финансами………………………………………..4

2. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы ЧР……………6

3. Органы управления финансами в Чешской Республике………………………………………………………………………………8

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства.

     Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

     Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами.

     Предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

     Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы  управления финансами на государственном уровне.

 

      1. Общее понятие об управлении финансами

     На сегодняшний день в экономической литературе нет единого подхода и определения категории «управления финансами». Поэтому при определении этого понятия будем исходить из общеэкономических ссылок к раскрытию сущности термина «управление».

     Управление – совокупность средств и методов целенаправленного влияния на объект для достижения определенного результата.

     Управление финансами это важнейшая область управленческой деятельности, которую осуществляет определенный аппарат при помощи особых средств и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

     В управлении финансами как и в любой другой управляемой системе, выделяют субъекты и объекты управления.

     Объектами управления выступают финансовые отношения, в том числе и те, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств.

     Субъектами управления выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов, в том числе финансовых, а также финансовые службы предприятий организаций и учреждений.

     Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, называется «финансовый аппарат».

     Исходя из этого можно дать такое определение управлению финансами.

     Управление финансами – совокупность финансовых методов, рычагов, стимулов и санкций, которые использует финансовый аппарат для формирования, распределения и наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

     Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного влияния на финансы. Вместе с тем им присущи и едины средства и способы управления. В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

     — планирование;

     — оперативное управление;

     — контроль.

Планирование занимает важное место в управлении финансами.

Финансовое планирование – деятельность по составлению планов, по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе финансовой информации.

Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий, которые разрабатываются на основании оперативного анализа текущих финансовых ситуаций и следующих целей получения максимального эффекта при минимальных затратах при помощи перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сравнить финансовые результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выяснить резервы их роста, определить пути наиболее эффективного хозяйствования.

 

2.. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы ЧР

     1.1. Понятие финансов. При управлении обществом государство активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д. В экономической литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах:

  • как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

     Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

     Финансы Чешской Республики — это экономические  отношения по созданию, распределению  и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

     1.2. Финансовая система ЧР, ее состав. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

     Финансовый  институт — группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

     Совокупность входящих в состав финансов Чешской Республики звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему ЧР.

     Финансовую систему  ЧР составляют следующие институты:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

 

     3. Органы управления финансами в Чешской Республике

     Управление  государственными финансами осуществляют специальные органы с помощью  особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в  выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи.

     Управление  государственными финансами в Чехии регулируется финансовыми органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

     Глава государства — Президент Республики, имеет ограниченные конституцией полномочия. Он подписывает законы принятые парламентом, имеет право вето. Назначает правление Чешского национального банка, формирует правительство.

     Высшим  законодательным органом является двухпалатный Парламент состоящий из: верхней палаты — Сената и нижней — Палаты депутатов.

     Палата  депутатов рассматривает и утверждает законы, предлагает проекты законов, принимает решение о государственном бюджете.

     Сенат рассматривает и утверждает проекты  законов Палаты депутатов, создает  проекты законов, не обладает полномочиями принимать решения о государственном бюджете Чешской Республики.

     Исполнительную  власть представляет Правительство, министерства и другие административные органы. Возглавляет Правительство премьер-министр, осуществляющий общее политическое руководство. В соответствии с Конституцией ЧР Правительство подотчетно Парламенту ЧР. Председатель Правительства ЧР, формирующий состав правящего кабинета, назначается Президентом.

     Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов ЧР. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в ЧР, координирует деятельность других органов исполнительной власти.

     Верховное контрольное управление — независимый орган. Он осуществляет контроль за хозяйственным использованием государственного имущества и исполнением государственного бюджета.

     Основным  назначением ВОФК является обеспечение  государственных учреждений и граждан  надежной и компетентной информацией  об управлении средствами налогоплательщиков, собранными доходами и государственным имуществом.

     ВОФК, главным образом, проверяет, насколько  эффективно и рачительно государственные  и другие организации управляют  государственным имуществом и выделенными  им ресурсами, и соблюдают ли они при этом положения законодательства. На основании результатов контрольной деятельности ВОФК готовит и представляет в Палату Депутатов в установленные сроки квалифицированное мнение о квартальном отчете об исполнении государственного бюджета и отчете об итоговых государственных счетах. Таким же образом ВОФК осуществляет проверки использования ресурсов, предоставляемых Чешской Республике из-за рубежа, и средств, по которым государство предоставило гарантии. Выпуск государственных ценных бумаг и проведение публичных тендеров также подпадают по контрольные полномочия ВОФК. Он может проверять процесс приватизации, но не имеет права принимать решение о приватизации конкретного объекта. ВОФК имеет законный доступ к записям, помещениям, активам и лицам, имеющим отношение к проверке, но только после начала проверки. Аудит частных компаний с долей государственных акций не входит в компетенцию ВОФК. Программа аудита на каждой год включает примерно 40 полных проверок.

Экономика Чехии — Иностранно.ру

Кто-то из моего прошлого поста подумал, что без русских туристов Прага опустела, а экономика Чехии вот-вот рухнет. На самом деле фотографии на Карловом мосту сделаны ранним утром, когда туристы ещё не проснулись, а местные жители только отправились на работу. А вот действительно ли экономика Чехии так сильно зависит от туризма, а местные жители только и живут за счет продажи магнитиков, сувениров и пива? Об этом вы можете узнать из этого поста.

Статистика

  • ВВП Чехии составляет 325 млрд. долларов (50 место в мире), на душу населения эта сумма составляет 31000 долларов (38 место) при населении всего 10,5 миллионов человек.
  • В настоящее время Чехия – это одна из самых развитых индустриальных стран центральной и восточной Европы. Это самодостаточная страна, где хорошо развиты все отрасли экономики.
  • Теперь о цифрах. За первый квартал 2015 года экономика страны выросла на 4%, это самый высокий показатель среди стран Евросоюза.
  • Кстати, о санкциях: бытует мнение, что из-за санкций страны ЕС, в том числе и Чехия, теряют очень много денег, особенно в сельском хозяйстве. Но если посмотрим на секторы экономики страны, то сельское хозяйство составляет всего лишь 1,8% ВВП, промышленность 39,6%, а сфера услуг 58,6%.
  • Главные страны-экспортеры: Германия 31,8%, Словакия 9.1%, Польша 6.1%, Франция 5.1%, Великобритания 4,9%, Австрия 4.7%.
  • Главные страны-импортеры: Германия 30,3%, Польша 8,1%, Словакия 7,2%, Китай 5,8%, Нидерланды 5,5%, Россия 5,1%, Австрия  4,1%.
  • Количество трудоспособного населения: 5,4 миллиона человек, уровень безработицы 6,7%.

Сфера услуг

В сфере услуг занято большое число трудоспособного населения страны, ведь этот сектор экономики дает почти 60% ВВП. Больше всего людей работает в банковской сфере, телекоммуникационных компаниях и в розничной торговле. Компании Tesco, Kaufland, Globus, BILLA, Ahold являются не только крупнейшими фирмами в стране, но и крупнейшими работодателями. Естественно, сети этих супермаркетов у всех на слуху.

В Чехии созданы отличные условия для привлечения иностранных IT компаний, это и хорошие налоговые условия, квалифицированные кадры, удобное географическое расположение страны. Так, например, тут есть крупные офисы компаний Microsoft, IBM, HP, Cisco, SAP. Amazon сейчас строит два больших склада и дистрибьюторский центр. Кстати, при устройстве на работу в эти компании очень легко получить рабочую визу.

Немало людей трудится также в транспортных компаниях, особенно на Чешских железных дорогах.

Главным работодателем в сфере услуг является Чешская почта, где трудится более 30 тысяч работников, которые обслуживают более 3000 почтовых отделений.

Туризм

Начнем с того, что в прошлом году в Чехию приехало в 2 раза меньше российских туристов, а вот общее количество туристов выросло на 3% и достигло 8 миллионов человек, а доход в сфере туризма увеличился где-то на 5 или 6%, точные цифры уже не помню. В страну, можно сказать, хлынул поток туристов из Азии, особенно из Южной Кореи и Китая, граждане этих стран, как и русские, очень любят тратить на отдыхе деньги и останавливаются в дорогих гостиницах. Компании заработали только на туристах 140 млрд. Крон (5 млрд. Евро), конечно, по сравнению с ВВП страны эта сумма небольшая, но для малого бизнеса это громадные деньги.

Что касается внутреннего туризма, то чехи стали чаще предпочитать отдых за границей, но они не забывают про местный туризм, и за год в отелях страны останавливалось 15 млн. чехов.

Промышленность

Большая часть экономики Чехии держится на промышленности. Как я уже говорил, промышленность дает 39,6% ВВП страны, это самый высокий показатель среди стран Европейского союза.  Тут отлично развито машиностроение, производство чугуна и стали, металлообработка, химическое производство, электроника, транспортное оборудование, текстиль, производства стекла, оружия, бумаги, пивоварение, производство фарфора, автошин, станкостроение, керамика, фармацевтическое производство. Если перечислить все чешские заводы, которые производят самую различную продукцию, пост получится просто гигантским.

Краткий список  самых крупных предприятий страны: AGROFERT (холдинг, специализирующийся на сельском хозяйстве, пищевой и химической промышленности), ŠKODA AUTO (производство автомобилей, поездов), ČEZ (энергетика), UNIPETROL (переработка нефти и нефтехимия), RWE Supply & Trading CZ, Hyundai Motor Manufacturing Czech s.r.o. (автопроизводство), ČEPRO, Continental Barum (производство шин).

Сельское хозяйство

Предприятия, занятые в сельском хозяйстве, производят сахарную свеклу, пшеницу, хмель, картофель, ячмень, кукурузу, масло канолы. Вообще тут выращивают все необходимые для местных жителей фрукты, овощи и ягоды, которые полностью обеспечивают местный рынок: картофель, капусту, сливу, черешню, виноград, яблоки.

По всей стране разбросано громадное количество ферм (примерно 1200), например, по производству меда, молочных продуктов, разведению рыбы, скота, кур. Чехи очень трепетно относятся к продуктам и не будут покупать резиновые невкусные овощи, фрукты и мясо. Поэтому в магазинах тут очень качественные свежие продукты.

Энергетика

Электроэнергия в Чехии производится на угольных и атомных электростанциях. В Чехии 2 атомные станции: Темелин и Дукованы. Часть энергии производится из возобновляемых источников, примерно 12%, из этих 12% на гидроэнергию приходится 60%. В год Чехия потребляет 50 ТВт, производит же страна 60 ТВт, т.е. часть электроэнергии идет на экспорт, и Чехия на этом неплохо зарабатывает. Кроме того, чешские компании производят различное оборудование для энергетики. А компания ENERGO-PRO является крупнейшей компанией в восточной Европе по поставке электроэнергии, и из-за своего доминирующего положения иногда нарывается на штрафы, как было в Болгарии.

На карте вы можете увидеть все атомные электростанции Европы.

Энергетика страны не обходится без природного газа, который закупают в России и Норвегии, на российский газ приходится 3/4 внутреннего потребления.

Надеюсь, у вас сложилось примерное представление об экономике страны, если кто-нибудь захочет почитать про чешские заводы, то с удовольствием напишу пост.

Вам также может быть интересно

Управление финансами в Чехии

     По  просьбе Палаты Депутатов ВОФК также  составляет замечания и заключения о предлагаемых законодательных актах, особенно тех из них, которые касаются бюджета, бухгалтерского учета, статистики, налоговой и инспекционной деятельности.

     План  контрольных мероприятий ВОФК содержит список конкретных проверок на следующий бюджетный год с указанием их содержания и сроков проведения. В плане уточняются объект и цель проверок, списки ревизоров, а также устанавливается график проведения проверок. В план также включаются имена членов ВОФК, ответственных за составление аудиторского заключения.

     Первоначальный  план контрольных мероприятий составляется на основе предложений, представленных Президентом, Вице-президентом и  членами ВОФК. Учитываются также  предложения со стороны Палаты Депутатов, законодательных органов и Правительства Чешской Республики, но Коллегия ВОФК совершенно независимо принимает решение о том, какие аудиторские проверки должны быть включены в годовой план контрольной деятельности. Президент ВОФК затем информирует Палату Депутатов и Правительство Чешской Республики об утверждении этого плана. План также публикуется в Бюллетене ВОФК.

     Для квалифицированного проведения аудиторских  проверок требуется тщательная подготовка. Эта подготовка требует максимального  объема информации о субъекте проверке, а также о проверяемых организациях. На этом этапе также осуществляется выбор и установка оценочных критериев. Аудиторские программы составляются на основе оценки собранных данных.

     Аудиторская проверка начинается с представления  руководителю проверяемой организации письменного уведомления. Аудиторы представляют проверяемым организациям свои уведомления, знакомят их с программой и просят их о сотрудничестве. Основные контрольные процедуры изложены в аудиторских правилах, являющихся частью Закона о ВОФК. В них определяются взаимоотношения внутри ВОФК, а также отношение к проверяемым лицам. Детальная методология далее определяется другими внутренними инструкциями и стандартами, основанными на международных аудиторских стандартах.

     Во  время проведения проверок аудиторы должны убедиться в действительном положении дел, доказать это при помощи соответствующих фактов, сравнить установленное положение дел с имеющимися критериями и наконец определить, какие правовые положения были нарушены. У аудиторов есть доступ ко всем помещениями, документам и другим бумагам. С другой стороны, они должны уважать права и законные интересы проверяемых организаций. и хранить все установленные факты в тайне.

     В соответствии с порядком отчетности существуют два уровня отчетов. В  так называемых протоколах аудиторских  проверок содержится описание установленных  фактов и определяются недостатки и  законодательные акты, которые были нарушены. Протоколы должны включать имена ревизоров, определение проверяемых организаций, место и сроки проведения проверки, ее объект и ссылки на документы, на основании которых составлены протоколы. Протоколы подписывают ревизоры и представители проверяемых организаций.

     На  этом этапе контрольного мероприятия проверяемые могут представить возражения в письменном виде и указать соответствующие основания. Руководители ревизорских бригад имеют право принимать решения по возражениям. Если руководитель ревизорской бригады отклоняет возражения, проверяемая организация может обратиться в соответствующие органы ВОФК (Сенат или Коллегия ВОФК), которые затем принимают решение по возражениям и дальнейшим мерам.

     Результаты  контрольного мероприятия суммируются  и оцениваются в виде аудиторского заключения (письменного отчета, суммирующего и оценивающего факты, установленные в ходе проверки, осуществляемой в соответствии с настоящим законом) на основании аудиторских протоколов и соответствующих документов, составленных в рамках данного контрольного мероприятия. Все аудиторские заключения должны проходить процедуру утверждения либо в Сенате ВОФК, либо в Коллегии ВОФК. Президент ВОФК незамедлительно представляет все утвержденные аудиторские заключения в Палату Депутатов, Сенат, Правительство Чешской Республики и заинтересованным министерствам по их запросу. Они также публикуются в Бюллетене ВОФК. Аудиторские протоколы и другие данные, имеющие отношение к утвержденным аудиторским протоколам, предоставляются по просьбе Палаты Депутатов, ее органов и Правительства Чешской Республики.

     В бюджетном комитете Палаты Депутатов  есть подкомитет по аудиту, который  занимается всеми аспектами аудита. Подкомитет подотчетен бюджетному комитету, который, тем не менее, не обязан представлять Парламенту официальный и публичный  отчет о работе и результатах деятельности подкомитета. Когда в подкомитете обсуждаются аудиторские заключения, ВОФК и проверяемые организации приглашаются на эти заседания. Бюджетный комитет регулярно обсуждает годовой отчет ВОФК, но редко рассматривает выводы по конкретным проверкам. Никаких требований к Правительству в отношении рассмотрения и реагирования на аудиторские заключения не существует. Однако установившейся практикой стало обсуждение Правительством всех аудиторских заключений в присутствии Президента ВОФК. В ВОФК существует система последующей отчетности, но проверяемые организации не обязаны отчитываться, были ли учтены рекомендации ревизоров. В соответствии с Законом ВОФК должен оценивать финансовые результаты своих контрольных мероприятий и сообщать о них в своем годовом отчете. ВОФК также готовит системные заключения, которые можно сделать по результатам проверки, реакции проверяемых лиц и профилактическом воздействии проверок.

     ВОФК  осуществляет в основном финансовый аудит, акцент делается на соблюдении применяемых правил и инструкций. До сегодняшнего дня несколько раз аудиторские заключения составлялись по финансовой отчетности соответствующих глав бюджета и ни разу — по итоговым государственным счетам.

     Если  в ходе проверки ВОФК обнаруживает факты, указывающие на уголовные проступки или серьезные нарушения правовых положений, Президент ВОФК информирует об этом соответствующие правоохранительные органы.

     Результаты  аудиторских проверок и другой деятельности ВОФК получают оценку в годовом отчете, публикуемом в Бюллетене ВОФК. Годовые отчеты, в частности, содержат оценку:  

      

  • плана аудита и его структуры, включая изменения;
 

  

  • завершенные и текущие проверки;
 

  

  • финансовое влияние аудиторских проверок;
 

  

  • другой деятельности ВОФК, такой как замечания по законопроектам, международное сотрудничество, образование и обучение, и т.д.

     Бюллетень ВОФК публикуется ежеквартально  и помимо утвержденных аудиторских  заключений и годовых планов содержит также план аудиторских проверок на следующий год.

     ВОФК принял План стратегического развития. Была также создана квалифицированная рабочая группа по обеспечению внедрения аудиторских стандартов ИНТОСАИ. Одним из приоритетов является развитие обеспечения качества, а также политика и стратегия в области контроля качества.

     План  стратегического развития, принятый в январе 2001 года, устанавливает  сроки применения Руководства ЕС по внедрению аудиторских стандартов ИНТОСАИ. Уже принятые положения  руководства тестируются при  проведении пилотных финансовых проверок и аудита эффективности. Такие пилотные проверки уже включали основные компоненты Парного проекта, успешно проведенного в 2003 году при поддержке PHARE.

     ВОФК  обязан ввести в свою деятельность ряд процедур в связи с вступлением  Чешской Республики в ЕС. Он участвует в рабочих группах Европейской счетной палаты (ЕСП) и SIGMA, а также в совместных аудиторских проверках Европейской Счетной палаты (ЕСП). В связи с предстоящим вступлением было проведено несколько учебных программ; некоторые программы находятся на стадии подготовки. ВОФК регулярно посылает своих сотрудников в ЕСП на обучение. ВОФК является активным участником Рабочего комитета Европейской интеграции и нескольких рабочих групп в Правительстве, занимающихся связанными с ЕС вопросами, включающими финансовый контроль государственного управления.

     ВОФК  продолжает развивать специализированную функцию аудита управления структурными фондами и финансовыми средствами других европейских фондов в Чешской  Республике. ВОФК также поддерживает Центральную группу гармонизации Министерства финансов, обеспечивающую интеграцию нового финансового контроля в закон о государственном управлении. Он был одобрен рабочей группой, созданной Бюджетным комитетом для консультирования Министерства финансов в процессе создания нового закона по финансовому контролю; ВОФК принимал в этом активное участие. ВОФК помогает ускорять этот процесс, используя критерии закона о финансовом контроле в своей контрольной деятельности.

     В Чешской Республике действует двухуровневая  банковская система европейского типа, включая Чешский национальный банк (дальше — ЧНБ) и сеть коммерческих банков универсального типа.

     Чешский национальный банк основан в 1989 году и выполняет функции Центрального банка страны. Основными законодательными актами, которые регламентируют сферу его деятельности является Закон «О Чешском национальном банке» от 1993 г № 6 и Закон Чешской Республики «О банковской деятельности» от 2002 г. № 405. На законодательном уровне установлено, что основной целью ЧНБ является обеспечение ценовой стабильности в стране. В связи с этим Банк обязан предоставлять в Парламент Чехии не реже двух раз на год прогнозы изменения индекса цен и не позже марта оценку показателей инфляции за прошлый год. Кроме того, ЧНБ каждый квартал должен информировать население страны о динамике изменения цен.

     В пределах определенной законом компетенции  ЧНБ является самостоятельной и  независимой от государственных  органов управления структурой. В  то же время он выполняет банковские функции в интересах государства.

     Главным коллективным органом управления Чешским национальным банком является его Совет, в состав которого входят: руководитель, два его заместителя и четыре директора. Решения Правления принимаются простым большинством голосов. Руководитель ЧНБ, его заместители и члены Совета, назначаются и снимаются с должности Президентом Чешской Республики. Т их полномочий составляет 6 лет и не может двух сроков .

     Основными функциями Совета являются:

     — утверждение внутренней структуры и функциональных обязанностей подразделений Банка, бюджета ЧНБ и контроль, за его выполнением;

     — определение основных направлений денежной политики и путей достижения поставленных задач;

     — установление уровня процентной ставки и обменного курса национальной валюты;

     — обеспечение условий для нормального денежного оборота и бесперебойного прохождения платежей;

     — осуществление банковского присмотра, выдача и отзыв лицензии, на банковскую деятельность, установление обязательных нормативов для коммерческих банков;

     — организация взаимодействия с ЦБ Евросоюза и национальными банками стран-членов ЕС;

     — организация функциональной эффективности системы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем.

     Выполнение  одобренных Советом решений положено на рабочий аппарат ЧНБ, в структуре которого 13 департаментов. Кроме департаментов, ЧНБ имеет региональные управления. Каждое Региональное управление ЧНБ является его уполномоченным представителем в своем регионе. В его функции входит взаимодействие с действующими в регионе банками, органами местной администрации, отделениями Чешского статистического управления, финансовой структурой и клиентами. Региональное управление несет ответственность за состояние денежной массы в регионе, за ведением отчетности касательно бюджетных расходов, за функционирование системы прохождения платежей, инспекцию пунктов обмена валюты и сбор статистических данных об их операциях и тому подобное.

     На  современном этапе одной из важных задач ЧНБ совместно с Правительством Чехии, исходя из процесса присоединения к европейской денежной системе «евро», является подготовка страны к соответствию требованиям Маастрихтского соглашения.

     Рынок ценных бумаг Чехии характеризуется  совокупностью взаимодействия биржевой системы — Пражской фондовой биржи  и внебиржевой.

     Пражская  фондовая биржа (ПФБ) была создана в  форме акционерного общества, ее технологическую  основу составила система торговли ценными бумагами, используемая во Франции. Заявки на ценные бумаги поступают  в автоматизированном режиме в центральный  компьютер ПФБ либо из самого биржевого зала, либо от участников торговли непосредственно из их офисов с учетом применения компьютерных подсистем. Члены биржи осуществляют торговлю ценными бумагами с помощью внедрения и адаптации элементов электронной коммерциализации процессов, включающих автоматизацию взаимосвязанных процедур в сфере обработки и передачи необходимой информации, купли-продажи фондовых ценностей.

     В начале ежедневной торговли ценными  бумагами определяется единая цена открытия продаж, которая способствует достижению максимального объема проданных и купленных на бирже фондовых ценностей. Торговля на Пражской бирже осуществляется листинговыми ценными бумагами, также имеют хождение акции свободного и параллельного рынков.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *