Троечники и отличники: Почему троечники успешнее отличников: мнение психологов – https://www.youtube.com/watch?v=qzvuz-n0mbw

Содержание

Почему троечники успешнее отличников: мнение психологов

Многие известные бизнесмены, успешно продвигающие своё дело, не отличались высокой успеваемостью в школьные годы, а учились ниже среднего.

По статистическим данным, подавляющее количество руководящих должностей занимают те, кто в школе списывал домашнее задание у соседа по парте. Будущее складывается в итоге совершенно противоположным образом: троечники успешнее отличников в бизнесе, хотя в учёбе знаний хватало только на привычное «удовлетворительно». От чего зависит успех и почему копилка знаний из школы не помогает в жизни?

Особенности отличников

Успешное будущее невозможно строить, не совершая ошибки. Отличники же, как в школе боятся оказаться неправыми, так и дальше по жизни. У таких детей есть стремление обучаться, желание быть во всем идеальным и на первом месте. Отличники выделяются терпением, усидчивостью, прекрасной памятью и упорством, редко вступают в конфликты с взрослыми людьми: учителями и родителями.

Последние в большинстве случаев мечтают, чтобы ребёнок вступил в ряды отличников, а далее так же идеально строил свою карьеру. Почему так выходит не всегда? Высокие баллы не гарантируют успешное будущее, достойную работу и идеальную жизнь в целом. Комплекс отличников, по мнению психологов, чаще всего преследует детей, получивших за свои труды в школе медаль.

Троечник и отличница

Однако не стоит приравнивать всех отличников, так как желание отменно учиться может быть связано с различными факторами. Одним достаточно только взглянуть на учебный материал, и они тут же впитывают всю информацию. Это говорит о самостоятельном интересе познавать новое. Других же учиться, быть успешнее и старательнее заставляют родители. Главное для таких отличников – получить наивысший балл, чтобы соответствовать эталону. А если этого по какой-либо причине не случается, то у ребёнка развивается самый настоящий комплекс.

Успех в будущем – работе, бизнесе, построении карьеры – во многом зависит и от коммуникабельности.

На заметку! Дети-отличники абсолютно уверены, что всё вокруг должно быть идеально, и порой чересчур завышенные требования переносятся на окружающих людей.

Отличник убеждён, что все кругом должны соответствовать их уровню знаний. Вот почему так часто их преследует непонимание коллег, разочарование с их стороны.

С чем связан успех троечников

Троечники успешнее отличников – фраза звучит довольно странно, но в бизнесе чаще всего так и получается. Троечники, как и отличники, бывают разные: одни стремятся изучать что-то конкретное, близкое для себя, другие – безобразники и игнорируют общие правила, третьим – учёба в целом тяжело даётся. Защитные реакции к критике со стороны окружающих вырабатываются у них годами, а в карьере и бизнесе не бывает проблем с самооценкой.

Успех троечников в бизнесе

Успеха троечник по карьерной лестнице или же в бизнесе добивается благодаря многому. Главное – выбор той сферы деятельности, в которой уверен, что преуспеет на 100%. Троечники внимательнее и всесторонне изучают окружающий их мир, легче относятся к отзывам о нём, они свободны духом. Как правило, успех заключается в том, что троечники имеют собственную систему ценностей и не обращают внимания на оценивание в школе. Отличники сильно зависят от мнения посторонних, троечники же «не позируют», а взрослеют. Среди учеников, получавших в большей мере «удовлетворительно», можно отметить следующих известных личностей, добившихся большого успеха:

  • Н. В. Гоголь, А. П.Чехов;
  • Квентин Тарантино, Сильвестр Сталлоне;
  • Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн;
  • Роман Абрамович, Билл Гейтс.

Отличники уверены, что обучаясь на высший балл, успех будет гарантирован. Почему это выходит не так? Потому что приравнивать идеальное знание школьной программы и продвижение по карьерной лестнице или же рывок вперед в бизнесе нельзя. Нужно быть гибким, уметь общаться с людьми, обладать креативным мышлением. Однако нельзя говорить обо всех в целом: отличники бывают по-настоящему одарены и учатся не ради оценок, а троечники не стремятся к успеху, неправильно расставляя в жизни приоритеты.

Причины успешного будущего троечников

Существуют определённые факторы того, почему бывают успешнее в бизнесе именно троечники, а не идеальные ученики. Среди них психологи выделяют следующие основные:

  1. Ученики-троечники редко поддаются влиянию лидеров и авторитетов, могут постоять за себя;
  2. Троечники защищают свои идеи среди одноклассников, смело отстаивают личные интересы;
  3. Настоящим образованием для детей, не отличающихся прилежностью в учёбе, является самообразование;
  4. Троечники умело совмещают теорию с практикой, в то время как отличники отдают преимущество теоретической части;
  5. Троечники не боятся ошибаться, готовы к риску, если он оправдан.

Зачем тогда учиться «на отлично», если был сделан вывод, что троечники успешнее отличников, они лучше находят общий язык с людьми и строят бизнес? Важны не сами оценки, а понятие, почему нужно получать знания, какие из них пригодятся в жизни. Невозможно выучить и узнать абсолютно всё, понравиться всем окружающим. Родители должны помогать детям, а не настаивать на зубрёжке. Каждый человек индивидуален и к каждому требуется особый подход.

Почему троечники успешнее отличников | Мел

В конце прошлого года один из пользователей портала The Question опубликовал интересный и провокационный вопрос «Кем сейчас работает главный двоечник вашего класса в школе?» Посыпавшиеся ответы в очередной раз развенчали крепость взаимосвязи оценочной системы с будущим учащихся. Женя Шабынина ознакомилась с тезисами психолога Бенджамина Харди и попыталась ответить, почему же троечники порой гораздо успешнее отличников.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

На сайте журнала Observer психолог Бенджамин Харди опубликовал статью о том, почему троечникам живется после окончания учебы лучше, чем отличникам и хорошистам. Согласно ей, в конце XVIII века система среднего образования была устроена таким образом, чтобы воспитывать учеников в традициях беспрекословного послушания. Связано это с тем, что на фоне развития индустриального века большие корпорации нуждались в безропотных фабричных рабочих, которые не станут лишний раз задаваться вопросами по поводу чего бы то ни было.

Это и повлекло за собой создание единой стандартизированной системы образования и проверки знаний в виде тестов и экзаменов. Академическая система превратилась в фабрику стандартизации студентов, «изготовленных» в соответствии с желаемым шаблоном. Если студент не выдерживает экзамен, у него есть возможность пройти по этому же пути еще раз и только через год.

И невзирая на то, что с тех лохматых пор наш мир существенно изменился, структура образовательной системы все еще не пересмотрена

«Интернет изменил мир. Если вы хотите научиться чему-то, вам больше не нужна энциклопедия» — пишет Харди. Тут хочется его перебить и добавить — вам необязательно платить бешеные деньги за сомнительные мастер-классы или за обучение в надежном вузе. Тонны информации на любой вкус, обучающих видео и статей теперь доступны круглосуточно — даже из дома выходить не надо. Было бы желание учиться. И что самое замечательное — способы познания в интернете не стандартизированы, вы можете найти и освоить любой материал наиболее эффективным для вас и быстрым способом.

По чьим-то анонимным подсчетам, к 2020 году более одного миллиарда людей будут работать из дома

Что касается трудоустройства, в будущем все больше людей будут работать на несколько компаний в качестве специалистов и консультантов вместо того, чтобы служить универсальным солдатом во благо одной конторы. По Харди, новая экономика поддерживает и стимулирует такое положение дел.


Харди предлагает рассмотреть десять причин, которые помогут разобраться в том, почему же именно троечники в большинстве своем лучше своих прилежных одноклассников и сокурсников. Троечников (C students — в американской образовательной системе отметки ставятся по первым пяти буквам алфавита, где A считается за пятерку, а E, соответственно, равнозначна единице) Харди сходу расшифровывает как Creative Students, то есть личностей сугубо творческих. И ориентируется не на их успеваемость, а на их подход к учебному процессу.

1. Троечники задаются вопросами о годности существующей образовательной системы

Они не лыком шиты и не купились на законы системы образования и ее фабричный подход. Они в состоянии оценить преимущества этой системы, но не поклоняются ей, и видят множественные ее изъяны. А еще они понимают, что знания больше не заточены в стенах образовательных учреждений, и процесс обучения может строиться по-разному.

Троечники не боятся бросать вызов существующему порядку вещей. И даже если это сулит им некоторые неудобства, гораздо больший урон может принести движение по течению в очевидно неправильном направлении.

2. Троечники не являются покорными последователями

Они думают за себя и не блуждают за забором ограничений и догматов, не задаваясь вопросами о том, почему вообще эти ограничения существуют. Вместо того чтобы жить чужим умом, троечники выстраивают собственную систему координат и приоритетов.

3. Троечники не пытаются угодить своим наставникам

Они не тратят свою энергию, пытаясь впечатлить своих преподавателей. Они уважают и любят своих учителей, но не боготворят их. И не расценивают учителей как стражей у ворот будущего успеха. Троечники понимают, что в современном мире результат их работы говорит сам за себя — в конце концов, есть интернет, в котором эти результаты могут быть доступны для обзора всем желающим.

4. Им есть о чем подумать, кроме оценок

Тут Харди утверждает: если человек одержим своими отметками, он, как правило, не особо задумывается о своем будущем. В то время как троечники чаще всего гораздо внимательнее подходят к стратегии распределения времени. Пока одноклассники бросают все свои усилия в гонке за успеваемостью, троечники преследуют свои мечты и не ждут окончания школы, чтобы начать жить.

5. У троечников свое определение успеха

Отличники и хорошисты ищут защищенности в хороших оценках. Тогда как троечники знают, что чувство уверенности достигается путем проб и ошибок. Они знают себя и не особенно на свой счет заблуждаются. И никакой внешний стандарт успеха не сравнится с их осознанностью и способностью принять свои возможности.

6. Троечники знают, как использовать возможности других людей

Пока отличник пытается все делать самостоятельно, троечник собирает вокруг себя армию способных людей, которые при случае смогут компенсировать его слабости. Он как Генри Форд — не боится признать, что есть вещи, которых он не знает. Однажды Форда упрекнули в том, что он необразован. В ответ на последовательность оскорбительных вопросов он указал пальцем на оппонента и сказал:

«Давайте я вам напомню, что на моем рабочем столе есть целый ряд кнопок. Нажимая на самую правую кнопку, я могу призвать на помощь людей, которые могут ответить на любой вопрос, касающийся моего бизнеса, коему я и отдаю большую часть своих усилий. Не соблаговолите ли вы сказать мне, по какой причине я должен загромождать свой ум общими сведениями только лишь для того, чтобы иметь возможность ответить на ваши вопросы, когда вокруг меня сосредоточены люди, способные предоставить ответ на любой вопрос, который я задам?»

7. Троечники предпочитают те формы обучения, которые направлены на их индивидуальные возможности

Троечники любят учиться. Просто они предпочитают сами выбирать направление своего обучения — они не хотят, чтобы им кто-то рассказывал, как надо думать. Они предпочитают исследовать и изучать то, к чему у них есть естественная предрасположенность. Они не пытаются преодолеть непреодолимое и мучительно взять знания задницей, вместо этого они отдаются своим пристрастиям.

8. Троечники — не перфекционисты

«Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно» — Рейд Хоффман. Дело, доведенное до конца, лучше бесконечного совершенствования. Троечники это понимают и спокойно живут с этим. Их действия направлены на результат. Они знают, что перфекционизм приводит к пустой трате времени. Они предпочитают рисковать и учиться на своих ошибках. Это причина, по которой большинство успешных предпринимателей не успевали в школе, а то и вовсе были исключены. Но неудача — тоже прекрасный учитель.

9. Троечники не тратят энергию бессмысленно

В своей книге «Совершенное тело за четыре часа» (The 4-Hour Body) писатель Тим Феррис учит нас тому, что он называет «минимальная эффективная доза» или просто МЭД — самая маленькая доза, способная привести к желаемому результату. Остальное — пустая трата времени, здоровья и т. п. Например, МЭД для кипения воды — 100 градусов по Цельсию при стандартном атмосферном давлении. Более высокие температуры не сделают воду более кипяченой. Если вам хватает 15 минут на солнце, чтобы запустить выработку меланина, — эти 15 минут и есть ваша МЭД для получения загара. Больше 15 минут — это уже избыток, который приведет к сгоранию.

Троечники это все понимают. Их цель — обучение. Ценность энергии, затрачиваемой на то, чтобы добраться от пятерки с минусом до полноценной пятерки — несоизмеримо больше, чем ценность объема полученных в этом процессе знаний. Троечники никогда не тратят энергии больше, чем им нужно на то, чтобы постичь те или иные вещи. Они эффективны и рациональны.

10. Троечники — мечтатели

Пока отличники внимательно слушают, затаив дыхание, что будет в грядущем тесте или экзамене, троечники пялятся в окно на облака и красивые пейзажи. Они уже получили свой МЭД от урока. Следовательно, они освобождают несколько часов каждый день на то, чтобы помечтать о лучшем мире. Они думают о больших свершениях, которые им предстоят в жизни, строят планы и решают свои насущные проблемы.

Мнение Бенджамина Харди может не совпадать с мнением редакции и не подкреплено статистическими исследованиями.

Почему троечники успешнее отличников — все за и против

Содержание статьи

Почему троечники успешнее отличников и правильное ли это утверждение? Давайте попробуем разобраться с этим вопросом с различных точек зрения и выяснить все за и против.

Начнем с того, что «отличники», «троечники», «хорошисты» – понятия условные, специфические и свойственные только в школьный период. В дальнейшем такой критерий отсутствует, успеваемость перестает играть большую роль, человек начинает жить по другим правилам.

У каждого человека, вне зависимости от успеваемости, есть шанс добиться успеха или стать обычным обывателем, не выделяющимся из толпы.

Что такое успех

Финансовое благополучие троечников особенно заметно через 5–10 лет после окончания школы, когда они приезжают на встречу выпускников на дорогих иномарках и начинают сорить деньгами. На их фоне бывший отличник, закончивший институт с красным дипломом и пересчитывающий мелочь для поездки домой на метро, выглядит удручающе.

Но… Откуда такие деньги. Прекрасно, если бывший троечник – успешный предприниматель, который обеспечивает людей рабочими местами и производит качественную продукцию.  Также не исключается, что он состоит в какой-либо преступной группировке или работает обычным вышибалой в ресторане. В таких случаях, стоит ли завидовать?

Успех – это многогранное понятие. Нищий художник, который занимается своим любимым делом и может стать известным только после смерти, гораздо счастливее «денежного мешка». А у многодетной матери больше поводов для гордости, чем у своей одноклассницы, усеянной бриллиантами, но являющейся только любовницей богатого мужчины.

У каждого свои критерии. Наверное, уместно говорить не об успехе, а о приспособленности к жизни.

Все таки, у троечников, за исключением от природы глупых детей, существуют преимущества перед отличниками, позволяющие им лучше приспособиться к любым ситуациям.

Критическая оценка системы образования

Общепринятым считается мнение, что образование предназначено только для получения фундаментальной информации и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизни. При этом никто не упоминает, что именно школа должна способствовать формированию личности ребенка, выявлять, развивать его лучшие качества.

На деле происходит совершенно по-другому. Ребенка начинают хвалить только при наличии трех условий:

  • хорошие оценки;
  • спокойное поведение;
  • выполнение требований учителя.

При этом все должны ходить в одинаковой одежде, одинаково думать и мечтать. Тех, кто показывает свою индивидуальность – начинают подавлять.

Отличники смиряются с такой ситуацией, пытаются понравиться учителям, зубрят все предметы, очень переживают не оправдать доверия педагогов. Как правило, таких детей в дальнейшем ждет институт, а потом наемная работа, где они беспрекословно будут подчиняться, но уже начальнику. Ведь даже продвижение по службе возможно при наличии не только интеллектуальных данных, но и креативных, коммуникативных качеств, которые у них в большинстве случаях отсутствуют.

С троечниками ситуация диаметрально противоположная. Они развивают свои сильные стороны, не понимают, почему должны изучать предметы, которые им не интересны, объявляют «войну» системе. Такие ученики не утруждают себя зубрежкой нелюбимого урока или вообще его прогуливают. Конечно, учитель должен заинтересовать школьников знаниями, но так случается далеко не всегда. Например, если ребенок не хочет заниматься физикой, для него открыты другие горизонты. Он может стать талантливым фотографом, дизайнером, литератором, биологом и т.д.

Интересно, что у Николая Гоголя по сочинениям были сплошные двойки, а по литературе тройки, что не помешало стать гениальным писателем. Так что, талант может проявиться не только в школьном возрасте.

Считается, что Эйнштейн был вообще двоечником, но это не так. Он ненавидел классическую модель образования, крайне отрицательно относился к зубрежке, изучению бесполезных фактов, строгой дисциплине, за что заслужил нелюбовь учителей. Он получал хорошие отметки и с удовольствием объяснял друзьям принцип работы телефона или другие непонятные им вещи.

Зона комфорта

Отличники практически всегда находятся в «зоне комфорта», они спокойны, уверены в своем блестящем ответе и похвале учителя.

У троечников постоянные стрессовые ситуации. Им надо:

  • списать домашнее задание;
  • постоянно ожидать, что вызовут к доске;
  • аргументированно объяснить учителю, почему не выучен урок;
  • хорошо спрятать шпаргалку;
  • при необходимости «забыть дома» дневник.

Такие ситуации способствуют развитию активной мозговой деятельности, креативному мышлению.

Ребенок начинает понимать, что после окончания школы окажется в большом мире, где не всегда будет комфортно и придется «выкручиваться» из различных ситуаций, вне зависимости ранее полученных пятерок или двоек. Неудачи для троечников не являются преградой на пути к достижению цели.

Коммуникабельность

Жизнь отличников достаточно однообразна. Их цель – выучить хорошо домашнее задание, хорошо ответить на уроке, понравиться учителю, иногда, сходить на дополнительное занятие или посетить репетитора.

Мир троечников гораздо разнообразнее, и учеба в нем далеко не на первых местах. Они не прогибаются под систему, обычно являются лидерами компаний, встречаются с самой красивой девушкой, нравятся всем остальным, находят интересные занятия, отличаются нетривиальным мышлением, при этом никогда не выглядят дураками.

Отличники им завидуют и не всегда любят. Но ведь списывать у кого-то надо, поэтому троечники находят подход к любому однокласснику, что очень помогает в дальнейшей жизни для общения с людьми и использования их в своих интересах.

Уважение к себе

Для отличников очень важно понравиться учителю, даже вопреки своим принципам, если они конечно есть.

Троечники всегда остаются собой во всех ситуациях. Их критикуют, ругают, а они находят свои авторитеты, присматриваются к окружающему миру, следуют собственной системе координат. Они не угождают, не впечатляют, не боготворят учителей, говорят им правду в лицо, за что получают заниженные оценки.

Достижение цели

Отличники в большинстве перфекционисты. Они стремятся все поручения выполнить идеально, получить только отличные оценки по всем предметам, заслужить наивысшую похвалу от учителя. Для этого они постоянно что-то заучивают, решают, все свободное время отдают общественной деятельности.

У троечников все гораздо проще. Они учат предметы, которые представляют для них интерес и соответствуют их возможностям, идут к цели кратчайшим путем через ошибки и неудачи. В случае необходимости, всегда попросят о помощи и помогут сами. Их не интересуют оценки, количество знаний не должно превышать необходимого для них на тот момент уровня.

Поэтому свои цели троечники достигают гораздо легче.

Советы

Прочитав статью и посмотрев видео, не следует сразу отказываться от обучения. Все изложенные мысли – анализ действий и поведения отличников и троечников.

Кроме того, всегда рассматриваются яркие примеры. Не берется в расчет и считается в порядке вещей огромное количество неудачников-троечников и успехи отличников.

Знания всегда необходимы, но для достижения успеха важно развитие упорства в достижении целей, трудолюбия, усидчивости, самостоятельности, адаптивности, ответственности.


Отличники и троечники, которые стали успешными, рассказали о своей учёбе

Оценки — это не гарантия успеха или неуспеха в будущем. Гораздо важнее предоставить ребёнку возможность принимать самостоятельные решения и совершать выбор. А если родителям хочется делать домашние задания, то лучше самим записаться на курсы китайского или самбо. Психологи центра «12 коллегий» спросили успешных людей из разных профессий, какие оценки они получали в школе и кто помогал им делать домашние задания.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Школу я окончила с золотой медалью в городе Чудово Новгородской области, в котором родилась и жила до поступления в университет. Педагоги этому обрадовались, поскольку золотых медалистов за всю историю моей школы ещё не было, а в советские времена — это повышало её, как бы сейчас сказали, рейтинг.

Хорошо отнеслись и одноклассники, поскольку отличницей я была невредной: давала списывать, на уроках подсказывала. Если видела что с кем-то из одноклассников учителя поступают несправедливо, не стеснялась об этом говорить старшим в лицо — и несмотря на это, всё-таки медаль получила.

Уроки я делала быстро и сразу, как приходила из школы. А потом бежала во двор, где меня ждали друзья. Мои ровесники подтвердят, что родители нам с уроками не помогали — в этом не было никакой необходимости.

Не могу сказать, что делала домашние задания слишком тщательно. Но я много читала, а если книга попадалась интересная — и ночью с фонариком, чтоб родители не ругались. Многое из того, что пропускала в скучных школьных учебниках, компенсировала чтением художественных и исторических книг. И нисколько об этом не жалею.


В тот год, когда я заканчивал школу, ввели конкурс аттестатов при поступлении в вуз. Так что я точно знаю свой средний бал аттестата: 4,62. По ощущению — хорошист.

Всегда делал уроки сам. До третьего класса мама проверяла, сделал я или не сделал, в основном, не забыл ли чего? Иногда бывало, что забывал. В третьем классе меня проверять перестали. В старших классах для экономии времени иногда делали уроки с другом на двоих: он делает одно задание, я другое — потом обменивались.


Я хорошист по аттестату. Домашню работу делал с родителями до пятого класса, потом один.


У меня аттестат хорошиста. Причём по предметам для «технического склада ума» на «хорошо» я едва вытянула. Точнее, меня вытянули — мне не хотелось. В моем нынешнем взрослом окружении не знаю ни одного отличника с красным дипломом, который бы действительно «поднялся». И наоборот, двоечники и троечники открыли свои дела или заняли высокие должности. К тому же, моя успеваемость в универе, по сравнению со школой, была намного лучше, причём без усилий. Думаю, это связано с тем, что я пошла учиться в гуманитарный вуз, имея ярко выраженный гуманитарный склад ума. Поэтому проблем, как в школе, не возникало.

Домашнюю работу я делала в младших классах всю, а начиная с восьмого класса только ту, что действительно надо и интересно, то есть гуманитарные предметы. А остальное не делала вообще, получая заслуженные тройки. Но к тому моменту я точно знала, куда поступаю. И считала, что по физике достаточно знать, что не надо совать пальцы в розетку.


Школу я заканчивала весело! Я — хорошист. Домашку до восьмого класса делала исправно каждый день, потом — как получится.


Я окончила школу с серебряной медалью, институт с красным дипломом. Я из тех, кого в школе называют ботанами. Перфекционист с сильнейшим комплексом отличника. Когда я пошла в школу я не умела ни писать, ни читать. Меня интересовали активные подвижные игры. Мама думала, что все 11 классов со мной рядом за партой просидит. Но оказалось всё совсем наоборот: интерес к учёбе проснулся сразу же. Родители заняли очень правильную позицию: меня никто никогда не наказывал за отметки, домашнее задание проверяли только в первом-втором классе, дальше это было исключительно моя ответственность.

В старших классах я поняла, как устроен мой мозг: я сразу схватывала всё, что прочитала. Поэтому, в основном, выполнение домашней работы сводилось к письменным заданиям, устные же я делала дома крайне редко. Обычно я приходила в школу и перед уроком читала параграф. Благодаря отличной памяти могла тут же воспроизвести всю информацию. Так я экономила время дома, а делала домашнюю работу исключительно на переменках.


Я хорошист. Уроки делать никто не заставлял, поэтому делались они глубокими вечерами или ночами…но крайне ответственно.


Из школы удалось выйти хорошистом! Училась на пятёрки с четвёрками, первых было больше, поэтому родители делали ставку на «красную корочку», но увы! Учиться нравилось, но не всегда: не все дисциплины приходились по душе, да и не все они с равным успехом усваивались (химия стала моим кошмаром).

Домашку делала прилежно всегда примерно до класса восьмого, самостоятельно — родители за этим не следили. Иногда за помощью обращалась к сестре или брату. Потом она часто выполнялась за полночь.


Я — троечница. Уроки делала не всегда и одна. Потому что мама работала.


Всех родителей поздравляем с началом нового учебного года и желаем терпения — терпение родителям всегда пригодится!

7 причин, почему быть троечником гораздо лучше, чем отличником

В фейсбуке знакомый оставляет шутку про culture beat, которую я абсолютно не понимаю. Шутка из категории тех, которые должны быть понятны тем, кто в теме. Друг вешает ссылку Mr. Vain с комментарием: «Ну как же, школьные дискотеки! Ты что, не помнишь?». Где-то глубоко в груди кольнуло. Нет, я не помню.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Я не ходила на школьные дискотеки. Мне на них не с кем было общаться. В школе я была ботаном. И если бы я могла всё отмотать назад, я бы выбрала жизнь троечника. На самом деле причин несколько, и они все понятны.

1. Одиночество на переменах и в столовой

Если ты отличник, то ты в меньшинстве. Вас в классе максимум пять-шесть человек и между вами высокая конкуренция. Вы друг друга недолюбливаете, так что с отличниками ты не общаешься. А ещё ты не общаешься ни с кем другим, потому что им с тобой не интересно. Они бывают к тебе милыми, но лишь потому, что тебя можно использовать. Ты нужен, когда можно списать, подсказать, узнать домашнее задание, а то и сделать за них вариант контрольной. Прозвенел звонок и все те, кто наклонялся к тебе с соседних парт, разбежались с друзьями.

Я оставалась в классе почти одна. За соседними партами сидели ещё пять-шесть отличников или детей с задержкой развития, с которыми тоже никто не общался. На перемене я усиленно делала вид, что заканчиваю что-то писать в тетради или перекладываю вещи в рюкзаке. Я просто не знала, куда себя деть на переменах.

Если для всех перемена — это счастье, то для отличника перемена — самые сложные 5-10 минут школьного дня

Если на переменах ещё можно остаться в классе, то в столовых отличники просто не знают, с кем сесть во время обеда. Конечно, есть какой-то свой круг друзей, но даже с ними ты всё равно чувствуешь себя аутсайдером. В обществе, в котором принадлежность к группе значит очень много, быть аутсайдером — сильное психологическое давление.

2. Отличникам приходится подлизываться к учителям

Если ты отличник, тебе важна каждая оценка. Ты стараешься нравиться учителям, потому что знаешь, что в какой-то момент можешь что-то забыть, и тогда выезжать нужно будет на отношении. Если ты им нравишься, они сделают тебе скидку. Ты пытаешься вызвать к себе ответную симпатию: например, спрашиваешь про их здоровье — в общем, подхалимничаешь. И ненавидишь себя за это.

3. Контрольные для отличника — это чистилище

Когда вся твоя жизнь завязана на оценках, контрольные становятся дамокловым мечом. Ты должен ещё раз доказать семье, что ты хороший человек, или придётся выслушать кучу всего в свой адрес. «Не важно, что у всех четвёрки. У тебя должно быть пять». «Я тебе говорил, что надо учиться, а не телевизор смотреть». «Больше никуда не пойдёшь, будешь вечерами сидеть и учиться», «Мне всё равно, что там все. Моя дочь — не все».

4. Обо всех модных трендах ты почему-то узнаёшь последний. Если вообще узнаёшь

Если все ходят в свитшотах, то ты скорее ходишь в пиджаке или блузке. Если все в кедах, то ты в какой-то непонятной обуви, которую вы купили вместе с родителями. Ты просто не знаешь подростковые тренды. Ты пропустил их вместе со школьными дискотеками, пока учился. Но даже если ты посмотришь по сторонам и увидишь, что все ходят в свитшотах и джинсах, у тебя не хватит храбрости прийти в них на следующий день в школу. Будет страшно обратить на себя внимание и услышать «Ой, смотри, кто это нарядился».

5. Отличник — разведчик из лагеря учителей. Его опасно звать с собой

Все самые интересные вещи происходят не на уроках. В подвалах, под лестницами, за школой — именно там расцветает школьная жизнь. Там делятся секретами, создают коалиции, играют в бутылочку, начинают встречаться и планируют революции. Тебе туда прийти не с кем. Если кто-то из одноклассников проявит храбрость и позовёт тебя с собой, то, скорее всего, разговоры при тебе прекратятся. При отличниках нельзя много болтать. Мало ли.

Я поняла, что не умею делать то, что умеют большинство, — я не умею общаться и элементарно поддержать разговор со сверстниками. Я слушала другую музыку, по-другому одевалась и читала книги вместо дворовых посиделок. А в компании одноклассников выглядела лазутчиком из лагеря учителей, который в какой-то момент может всех сдать.

6. На школьных дискотеках примерно так же, как на переменах и в столовой

Пока все дети радуются и ждут школьную дискотеку, ты стрессуешь. В ночь перед школьной дискотекой лежишь в кровати и представляешь какое-то магическое действие. Завтра вечером ты зайдёшь под фанфары. Неожиданно окажется, что Петров и Иванов в тебя влюблены, но стеснялись об этом сказать. Катя и Таня, которые уже давно, в отличие от тебя, красят губы и уж точно целовались с мальчиками в подъезде, резко хотят стать твоими подругами.

На первую в своей жизни дискотеку ты всё-таки придёшь, преодолев стеснения по поводу внешнего вида. Но будешь сидеть в углу, возможно, с такими же отличниками, как ты. Единственное, что вам остаётся делать, — притворяться, что все вокруг идиоты. А вы пришли только ради того, чтобы над всеми посмеяться.

7. Отличников не принято звать на дни рождения и тусовки

Одна из самых болезненных частей школьной жизни — домашние тусовки и дни рождения. Отличников не зовут. На тусовках происходит всё самое интересное: кто-то с кем-то начинает встречаться, а ты не в курсе. На следующий день по классу проносится шёпот, люди обсуждают, что было вчера. А ты опять обводишь в тетради заглавные буквы первых строчек домашнего задания. После школы все разбегаются по подъездам и по квартирам, а ты идёшь домой. Смотришь на спины одноклассников, их жизнь только в этот момент начинается, а ты перебираешь в голове, сколько уроков тебе сегодня нужно сделать.


В 10 классе после очередного такого дня в школе я решила, что нужно что-то менять. Троечники казались гораздо счастливее меня, да и учителя почему-то любят их не меньше (а может, и больше) отличников. Мне тоже хотелось сбежать с урока, но я так ни разу это не сделала за все 11 лет. Нас всех пугали перспективой продавать пирожки. Но я чувствовала, что Петров и Иванов, которые сидели на последней парте, точно не будут продавать пирожки.

В институт я поступила с чётким пониманием, что оценки вообще не важны. Золотая медаль, которая досталась таким сложным путём, валялась в ящике комода. «Ну что? На красный диплом?» — спросила меня мама. Я улыбнулась и подумала, что никакого красного диплома у меня точно не будет. Я больше не хочу быть лучшей, а просто хочу жить.

Удивительно, но как только я расслабилась и перестала ставить себе высокие цели, пропала неприятная тревога. Я продолжила учиться хорошо: четвёрки, пятёрки, изредка тройки, ни одной пересдачи за все пять лет учёбы. Да, я не получила красный диплом, но окончила институт без троек. И самое главное, я научилась общаться, понимать чувства других и доносить свою мысль. И при этом не чувствовать себя неудачницей.

Иллюстрации: iStocphoto (TopVectors)

Тихий, сложный, спортсмен: какие типы троечников не добиваются успеха в жизни

В советской и постсоветсткой школе очень любили грести детей под одну гребёнку. Тройка по двум предметам, а по остальным пятёрки — троечник, тройки всегда и за всё — в ту же компанию. Учитель Анастасия Морозова представляет свою классификацию троечников и предупреждает, что не все из них способны чего-то добиться в жизни.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Я часто встречаю статьи и посты о том, что троечники гораздо успешнее многих хорошистов и отличников. Авторы этих статей приводят примеры знаменитых учёных, миллионеров и просто успешных людей, в школьных аттестатах которых стоят тройки. Но ни один из этих авторов не пишет, что троечник троечнику рознь.

Одно дело, когда у тебя в аттестате одна-две тройки, и совсем другое, когда у ребёнка по всем или почти по всем предметам стоит «3». Да и сами троечники очень разные. Я как учитель выделяю шесть видов троечников. Четыре категории троечников вполне могут добиться успеха в жизни, а вот две оставшиеся никогда не будут успешными. Опишу «своих» троечников подробней.

1. Ученики, у которых по отдельным предметам есть пятёрки

Как правило, эти предметы они знают лучше многих отличников, но по другим предметам стоит вполне заслуженная «3». Эти ученики обычно рано определяются, что им интересно, а что нет. Они не боятся забросить «ненужные» предметы, чтобы посвятить себя тому, что для них действительно важно.

Эти дети очень рано учатся расставлять приоритеты. Именно они чаще всего добиваются успехов в жизни. Если мы посмотрим на некоторых знаменитых учёных, например, на Эйнштейна, то обнаружим в его аттестате не самые лучшие оценки по языковым предметам (французский и английский языки), зато по основным точным и техническим предметам у Альберта стоит высший балл.

2. «Тихие троечники»

Это, как правило, ребята со слаборазвитыми навыками и умениями. Им очень тяжело даётся учёба, хотя они искренне стараются и пытаются что-то делать. Чаще всего у таких детей почти по всем основным предметам стоит «3». Эти дети обычно тихие, стеснительные, необщительные. Среди таких учеников немало творческих детей, которые хорошо рисуют, что-то мастерят.

Из таких троечников часто вырастают прекрасные художники, визажисты, парикмахеры. Но даже если эти дети и не имеют творческой жилки, то они очень часто становятся замечательными рабочими: токарями, электриками, механиками и так далее. Именно к бывшим «тихим» ответственным троечникам выстраиваются очереди из желающих провести в своих квартирах свет и выложить плиткой ванную комнату.

3. Категория под названием «в каждой бочке затычка»

Это очень активные, общительные дети, которые не боятся выражать свои мысли. У них много друзей, они не стесняются задавать на уроках «неудобные» вопросы учителю. Могут бросить в начале урока шуточку, над которой класс будет смеяться полурока.

Эти дети не боятся отстаивать свою точку зрения, они очень говорливы и любознательны, учителя их часто не любят и ставят двойки и тройки прежде всего за поведение. Зато из них получаются прекрасные организаторы праздников, актёры, юристы, бизнесмены, политики.

4. Спортсмены

Многие дети, которые большую часть своего времени проводят на тренировках, просто не успевают хорошо учиться. Дело здесь не в способностях, а в отсутствии времени. Эти дети, даже если и не добиваются больших успехов в спорте, часто становятся тренерами, учителями физкультуры, фитнес-инструкторами.

Сразу хочу отметить, что не все ученики-спортсмены троечники. Среди них как раз немало отличников и хорошистов, потому что спорт очень дисциплинирует

Да и многие тренеры требуют от своих подопечных приносить дневники с оценками, и несладко будет Оле или Коле, если там окажутся двойки и тройки.


Дети именно из описанных выше категорий чаще всего добиваются успеха. Но есть ещё две категории. Эти дети никогда не бывают успешными и довольными своей жизнью.

5. Категория «ничего не интересно»

Обычно эти дети не интересуются ничем. У них нет любимых предметов, им всегда скучно, заинтересовать их чем-то невозможно. Как правило, у таких детей тройки по всем предметам, включая даже музыку и ИЗО. Эти ученики ничего не делают на уроках, да и дома тоже.

Любимое занятие таких детей — компьютерные игры, телефон и телевизор. Больше ничем они не интересуются. Даже у творческого педагога, к которому на урок с удовольствием бежит весь класс, такие дети говорят «мне скучно, не интересно».

6. «Сложные» дети

Это брошенные дети из асоциальных семей, где родители пьют, дерутся, ведут аморальный образ жизни. Такие ученики должны находиться в категории «двоечники», но так как в нашей современной образовательной системе двойку поставить практически невозможно, то эти дети перекочевали в группу «троечники».

Это агрессивные дети с нарушенной психикой, от которых страдают учителя и другие ученики. Они с трудом заканчивают девять классов и часто не продолжают учиться, а начинают работать. Нередко спиваются, становятся преступниками и даже если занимаются бизнесом, то, как правило, незаконным. Бывает, что какое-то время, с финансовой точки зрения, живут хорошо, но обычно недолго.

Таким образом, когда речь идёт об успешных троечниках, то чаще всего имеют ввиду первые четыре категории, описанные выше.

Иллюстрация: Shutterstock (miniwide)

Отличники против троечников: кто становится успешнее?

Главное событие этой недели для родителей – начало второй четверти. Да-да, вы не ослышались. Именно для родителей, а не для детей. Ведь многие взрослые учатся вместе со своими школьниками, а зачастую – вместо них. Нужно ли делать с ребенком домашнее задание? А ругать за плохие оценки? Почему бывшие троечники добиваются в жизни большего? Как учились успешные люди Барнаула в школе? Эти и другие вопросы мы обсудили с нашими экспертами в эфире радио «Комсомольская правда» — Барнаул».

Работодатели заинтересованы в отличниках

Валерий Казаченко, директор алтайского отделения «МегаФон»:

— Я старался учиться в школе без троек, но иногда проскакивали. Однако военное училище закончил с красным дипломом. Мнение о том, что троечники выбиваются в люди и становятся владельцами бизнеса, ушло вместе с 90-ми, когда и было популярно. На сегодняшний день ситуация меняется кардинально. Зачастую мы видим, когда в вузы приходят «купцы» — представители серьезных крупных компаний и начинают подыскивать молодежь для дальнейшего устройства к себе на работу. Мы также присматриваем себе в компанию выпускников, которые учатся на хорошо и отлично. Ведь от них результат будет больше даже на начальном этапе. Я своих детей всегда старался нацеливать на то, чтобы учились как можно лучше. Но в тоже время не хотел, чтобы у них были только одни пятерки, потому что в жизни всегда бывают ошибки.

Валерий Казаченко, директор алтайского отделения «МегаФон»

Двоечник двоечнику рознь

Александр Гуков, крупнейший фермер Алтайского края:

— Я сам середнячок был – четверки, тройки, двойки. Прихожу домой, отец: «Шурка, дай дневник!». Я подаю. Он в ответ: «Эх! Ты посмотри, как Володька учится! Одни пятерки у Володьки! А у тебя одни трояки!» Но система-то какая. Я получил двойку, думаю, как бы не дать дневник Марье Ивановне, чтоб она не поставила ее. Потом думаешь – как бы так сделать, чтобы батьтка не увидел эту двойку в дневнике. Крутишься-вертишься, придумываешь какие-то ходы. А Володька – он же пришел из школы, с него все пылинки сдувают, делать ничего не заставляют, он же отличник! А меня – Шурка, ну-ка давай, в пригоне чисть! Вот отличники и растут такие гладенькие, кругленькие. А потом получается горе от ума. Самое лучшее – середнячок. Двоечник двоечнику тоже рознь. Поэтому нужно отличать бестолкового двоечника от того, кому просто лень учиться. Ну, бывает так, однако при этом он всегда себе дело найдет.

Александр Гуков, крупнейший фермер Алтайского края

Оценки не важны, главное – уметь добиваться цели

Александр Лазарев, главный онколог Алтайского края:

— До седьмого класса я учился плохо, у меня даже не было учебников. Жил с бабушкой в деревне, догляда особого не было. Потом взрослел, приехали родители, и ситуация изменилась. Стал более серьезный, появилась какая-то ответственность. В итоге 11 классов я закончился всего с двумя четверками, остальные – пятерки. В университете учился неплохо, но сказать, чтобы к занятиям готовился каждый день – нет, такого не было. Предпочитал налегать на сессию, на практику. В итоге университет закончил с отличием, потом получил еще два высших образования – тоже с красным дипломом.

Александр Лазарев, главный онколог Алтайского края

Что касается детей, то у старшего сына в школе я был всего два раза – на первом и последнем звонках. Учился он хорошо, на четверки. Младший учился легко, но школу не любил, поэтому после школы пошел в колледж – на большее у него стремления не было, да мы и не заставляли. У нас в семье демократия, в плане учебы и выбора профессии мы с супругой предоставляли детям полную свободу. Старший сын в итоге стал хорошим врачом, кандидатом медицинских наук, младший – хороший водитель, профессионал своего дела. Его это устраивает и нас тоже. Я считаю, что не должно быть никакого насилия над детьми. Добиться в жизни многого может лишь тот человек, у которого есть четкая цель. И вовсе не обязательно он должен быть отличником. Часто бывает так, что если ребенок с младших классов учится на отлично, то потом он устает и становится обычным середнячком.

Наталья Ревакшина, директор агентства недвижимости «БАКОН»:

— На мой взгляд, не имеет значени, троечник ты или отличник, но знания должны быть обязательно. Безграмотные люди нигде не ценятся. Я сама была отличница. Успешными людьми становятся не двоечники или отличники, а те, кто ставят пред собой цель и добиваются ее.

Тройка — как пощечина

Юлия Годар, журналист телекомпании «Наши новости»:

— Я не представляю, как можно получать тройки и быть счастливым. Ведь каждая пятерка сама по себе — это похвала и признание заслуг, а тройка — наоборот. Это как если бы я ходила на работу, а меня там каждый день ругали и ругали, давали негативную оценку моему труду. В конце концов, я бы и мотивацию потеряла, и надежду, и интерес, и настроение. Как может ребенок получать тройки и быть счастливым? Я всегда считала, что троечники — очень несчастные люди. И всегда говорю своим детям, что получать тройки – это стыдно, нужно стремиться к хорошим оценкам. Когда мой ребенок приносит тройку, у меня ощущение, что тройку получила я, ведь уроки мы делаем вместе.

Тройка – уникальная оценка. Она состоит отчасти из лени, а также где-то из-за недостаточного контроля родителей. Фото: Олег УКЛАДОВ

Тройка – уникальная оценка. Она состоит отчасти из лени, а также где-то из-за недостаточного контроля родителей.Фото: Олег УКЛАДОВ

Тройка – уникальная оценка

Ирина, радиослушательница, педагог:

— Тройка – уникальная оценка. Она состоит отчасти из лени, а также где-то из-за недостаточного контроля родителей. Но это единственная оценка в нашей системе образования, которая имеет в себе потенциал. Любой троечник мечтает стать ударником, а потом ударник — отличником. Исходя из своего педагогического опыта, могу сказать, что дети после седьмого класса начинают учиться для себя, а не потому что их заставляют родители. Сначала они доказывают себе, потом родителям и учителям, в итоге начинается прогресс, который выливается в то, что бывшие троечники выбиваются в люди. И хочу отметить, что в основе любого прогресса лежит самообразование. Поэтому важно, чтобы не родители делали за школьников домашнюю работу, а они сами. Родители же, в свою очередь, должны научиться обсуждать с детьми школьные темы, делиться своим опытом, впечатлением по тому и или иному предмету.

Контроль за выполнением домашних заданий необходим, чтобы родители были в курсе, но нужно понимать, как его осуществлять. Фото: Олег УКЛАДОВ

Контроль за выполнением домашних заданий необходим, чтобы родители были в курсе, но нужно понимать, как его осуществлять.Фото: Олег УКЛАДОВ

Нужно ли делать с ребенком уроки

Наталья Колпакова, психолог высшей категории, преподаватель Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования:

— Контроль за выполнением домашних заданий необходим, чтобы родители были в курсе, но нужно понимать, как его осуществлять. Прямые вопросы о выполнении уроков, безусловно, стоит задавать в младших классах. Но чем ребенок становится старше, тем он более независим. Поэтому в данном случае вопросы должны носить иной склад, быть не требованием к выполнению, а звучать в какой-то степени как приглашение к обсуждению. Что интересного вы изучаете? Где и в чем видишь применение этих знаний? Что для тебя наиболее значимо? Мне интересно услышать твое мнение по поводу рассматриваемой темы и так далее. Если мы будем постоянно удерживать контроль, то не сформируем у ребенка навык самоконтроля, а это очень важно.

Советы специалиста

Наталья Колпакова, психолог, преподаватель:

— Не сравнивайте результаты собственного ребенка с результатами его одноклассников.

— Необходимо договори ться с ребенком о системе поощрений за его хорошие результаты. Причем это должно касаться не только высоких оценок по разным предметам, но и успехов в творчестве, спорте и т.д.

— Часто родители требуют от школьников выполнения заданий в черновик, а затем, после их прихода домой – в классную тетрадь. Вы должны понимать, что к вечеру ресурсы ребенка уже ослаблены, поэтому не стоит быть слишком требовательным в такие моменты.

— Обращайте внимание на психофизическое состояние своих детей. Если ребенок пришел возбужденным, раздраженным, плаксивым, обязательно спросите что случилось.

— Первым вопросом при возвращении ребенка из школы должен быть не о том, что он получил сегодня, а о том, что его сегодня удивляло, радовало, огорчало и т.д. И тогда уже за эмоциями можно уточнить про его успехи в учебе, а также достижения в школьной жизни – с кем он дружит, чем интересуется, что читает, что смотрит, о чем разговаривает со сверстниками. К сожалению, эти вопросы в меньше степени присутствуют в разговорах родителей с детьми.

Отличники против троечников: кто становится успешнее?

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *