Как сделать настольную игру, часть 1: придумать и нарисовать. Ультимативный гайд — Гикстер
Как придумать сюжет и сценарий
Вернуться к оглавлению
В зависимости от того, какой вы видите свою настольную игру по жанру, к разработке сюжета надо подходить по-разному. Иногда, как и в случае с персонажем, можно ограничиться чем-то коротким, а иногда большая часть геймплея непосредственно связана с сюжетом. Поэтому, как только вам станет ясно, что за игру вы делаете, можно будет разобраться с сюжетом.
У классического сценария всегда есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и заключение. Если же речь идёт об истории для игры, то очень важно правильно сочетать её с игровым процессом, чтобы игроки не скучали, а игра не провисала. Понятно, что в начале люди всегда пытаются разобраться с правилами и вникнуть в происходящее, но если ничего не будет происходить в игре, то продолжать никто и не захочет. Кроме того, часто люди играют несколько партий подряд и проходить по второму и третьему кругу вялотекущее «Жили-были, голду копили» не всегда интересно. Подумайте над тем, как сильно может отличаться начало каждой партии друг от друга по сценарию и по геймплею, чтобы у игры была максимально возможная реиграбельность. Например, в той же монополии практически каждое начало игры различается, из-за того что очень сложно всем участникам игры из партии в партию выбрасывать одни и те же цифры на кубиках и принимать решения о покупке определенных объектов. В колонизаторах есть возможность выбрать, с какой точки поля начать строить город и дороги. В MTG, Hearthstone и даже «Манчкине» стартовые руки постоянно различаются. Но при этом, во всех перечисленных играх от хода к ходу сложность игрового процесса возрастает, а сюжет развивается в зависимости от действий игрока. Да, в каждой партии в конечном счёте сюжет примерно одинаковый – кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
Обратите внимание
Но именно вариативность развития событий и даёт играм такую высокую реиграбельность. У патигеймов основанных на словесных играх реиграбельность такая низкая в первую очередь из-за ограниченного набора используемых карт-слов, которые легко запоминаются.
Что касается литературного повествования, есть 2 основных подхода к генерации сюжета: всё идёт по плану, придуманному автору заранее, либо же автор помещает героев в сложившуюся ситуацию и даёт им волю действовать, тем самым развивая сюжет.
В первом случае автор тратит много времени на общую подготовку и планирование интересных поворотов событий, а потом довольно быстро проводит своих героев по пути из точки А в точку Б.
Во втором случае автор в первую очередь составляет максимально полный портрет героев и, анализируя их способ мышления, описывает то, как они справляются с той или иной проблемой, попутно стараясь не растечься маслом по воде.
Оба подхода применимы и к сценарию\сюжету для настольных игр. Настоятельно рекомендую ознакомиться с ними подробнее и решить, какой из них вам подходит больше.
Геймдизайн настольных игр / Habr
Недавно у нас в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ в рамках программы “Менеджмент игровых проектов” проходил закрытый мастер-класс от приглашенного эксперта Юрия Журавлева на тему
Игра — это феномен не только человеческой жизни, но и феномен жизни в целом, так как играют все, и взрослые, и дети, и животные. До наших дней дошли достаточно древние игры, либо упоминания о них, в том числе и те, которые существовали на земле 3 тыс. — 4,5 тыс. лет назад.
Но все ли можно назвать игрой? Выделяют следующие признаки:
- Игра свободна, её нельзя сделать обязательной для игрока.
- Игра ограничена в пространстве и времени точными и заранее установленными пределами.
- Игра имеет неопределенный исход, нельзя предопределить ее развитие, предугадать ее результат; необходимость выдумки оставляет некоторую свободу для инициативы игрока.
- Игра не создает благ и богатств, не связана с материальными интересами сторон.
- Игра подчинена ряду условий, которые приостанавливают действие обычных законов и учреждают новое законодательство, действительное на время игры.
- Игра фиктивна, сопровождается специфическим сознанием какой-то вторичной реальности или просто ирреальности по сравнению с обычной жизнью.
С чем же предстоит работать геймдизайнеру, создавая настольную игру? Итак:
Карты
Плюсы:
+ вмещают много текста и картинки;
+ дают высокий уровень случайности;
+ скрытая информация;
+ сохраняют состояния;
+ простота изготовления;
+ вариативность механик.
Минусы:
— дают высокий уровень случайности;
— недолговечность;
— обыденность.
Дайсы(кубики)
Плюсы:
+ мгновенный результат;
+ компактность;
+ высокий уровень кинестетики;
+ простота использования в играх;
+ кастомные варианты привлекают к игре.
Минусы:
— дают высокий уровень случайности;
— недолговечность;
— обыденность.
Игровые поля
Плюсы:
+ наглядность для игроков;
+ привлечение внимания;
+ шикарное оформление;
+ возможна модульность.
Минусы:
— большие размеры;
— почти всегда используется вариация механики «area control»;
— уязвимость к землетрясениям.
Фишки и маркеры
Плюсы:
+ разгружают память;
+ наглядность;
+ отлично сохраняют состояния;
+ изготавливаются из дерева, пластика, металла.
Минусы:
— уязвимость к землетрясениям;
— чаще всего невзрачны;
— легко потерять;
— трудности для дальтоников.
Жетоны
Плюсы:
+ разгружают память;
+ наглядность;
+ отлично сохраняют состояния;
+ наличие на них информации;
+ красивый дизайн;
+ обилие механик.
Минусы:
— легко потерять;
— недолговечность.
Тайлы
Плюсы:
+ наглядность;
+ отлично сохраняют состояния;
+ могут составлять игровое поле;
+ наличие на них информации;
+ красивый дизайн;
+ бывают любой формы.
Минусы:
— игровое поле из тайлов часто «расползается».
Планшеты
Плюсы:
+ наглядность для игроков;
+ привлечение внимания;
+ шикарное оформление;
+ небольшие размеры.
Минусы:
— уязвимость к “землетрясениям”;
— уникальная информация.
Миниатюры
Плюсы:
+ привлечение внимания;
+ шикарное оформление;
+ высокий уровень кинестетики.
Минусы:
— дороговизна;
— не дают уникального игрового опыта;
Ширмы
Плюсы:
+ шикарное оформление;
+ небольшие размеры;
+ удобный способ скрыть информацию;
+ памятка по игре на внутренней стороне.
Минусы:
— не дают уникального игрового опыта;
— уязвимость к “землетрясениям”.
Разобравшись с этими рабочими элементами, можно перейти к основным видам механик настольных игр, которые образуются из различных сочетаний вышеперечисленных объектов.
А именно:
- Worker-placement: Фишки/Кубики + Поля/Планшеты/Карты/Тайлы
- Tile-placement: Тайлы + Фишки
- Deckbuilding: Карты + Поля/Планшеты по желанию
- Bagbuilding: Жетоны/Кубики/Тайлы/Фишки + Мешочки(которые содержат фишки)
- Draft: Карты/Тайлы + Жетоны/Планшеты по желанию
- Dice Rolling: Кубики
- Action Points и Action Selection: могут включать что угодно
Итак, как же сделать свою собственную игру: каким образом можно искать идеи, как правильно делать прототипы, как и с кем проводить тесты, что нужно балансировать в игре, и как её лучше издавать?
Метод I: хоумрулы
Инструкция:
1. Сыграть в настольную игру.
2. Полюбить ее, но не очень:)
3. Придумать правила, по которым тебе в неё будет приятнее играть. И может быть твоим друзьям.
4. Обкатать правила с друзьями, и возможно выложить их в сеть.
Метод II: копи-паст
Инструкция:
1. Сыграть в настольную игру.
2. Очень сильно её полюбить.
3. Придумать точно такую же, но про орков-цветоводов.
4. Добавить в свою игру несколько «существенных» отличий от оригинала.
Метод III: классный сюжет
Инструкция:
1. Прочитать книгу или посмотреть фильм.
2. Вдохновиться сюжетом.
3. Придумать правила, по которым персонажи книги или фильма могли бы действовать в игре.
4. Не смочь этого сделать и добавить в игру карты событий.
Метод IV: игроки “раскручивают крокодила”
Инструкция:
1. Сыграть в настольную игру или посмотреть вокруг.
2. В процессе увидеть классное игровое решение.
3. Использовать его по-своему.
4. Добавить в игру ещё десяток таких же классных решений.
Метод V: мозговой штурм
Инструкция:
1. Захотеть сделать настольную игру.
2. Выбрать время, позвать друзей, запастись бумагой и карандашами.
3. Творить.
4. PROFIT!
Метод VI: будьте детьми
Инструкция:
1. Раскидать компоненты из настольных игр по полу, столу, балкону и ванной.
2. Вспомнить себя ребенком.
3. Играть в компоненты, как оно само играется, лишь бы в кайф.
4. Записав классные идеи, ничего не собирайте: вдруг наступив на кубик, вас осенит еще раз?
Теперь немаловажная информация и о прототипировании вашей будущей игры.
Требования к прототипу:
1. Он должен быть. И чем раньше, тем лучше.
2. В него можно сыграть хотя бы пару ходов.
3. Черновое оформление.
4. Готовность на нём черкать ручкой.
5. Готовность выкинуть несколько первых итераций.
Основные ошибки:
1. Финальный арт.
2. Плохая эргономика.
3. Не продумано удобство игроков.
4. Неиграбельный баланс.
После этого следует этап тестирования.
Задачи тестирований:
1. Выявить жизнеспобность концепта.
2. Найти серьёзные баги и поломы.
3. Избавить игру от костылей.
4. Собрать эмоциональный отклик тестеров.
5. Довести игру до финального баланса.
6. Отшлифовать игру до блеска.
Скрипт тестирований:
1. Найти единомышленников или просто добрых людей и организовать встречу
2. Рассказать на месте правила игры. Не стоит правила высылать заранее, если это не презентация издателю.
3. Желательно не играть самому/самой, а наблюдать со стороны.
4. Отвечать на вопросы тестеров, обсуждать спорные моменты, вовремя придумывать новые правила.
5. Записывать все идеи, вопросы, результаты партии: победитель и её длительность.
6. Задать 3 вопроса: что в игре понравилось, что в игре не понравилось, стали бы играть еще?
За тестированием должен наступить этап балансировки.
Виды баланса:
1. Математический баланс: нулевая сумма.
2. Эмоциональный баланс: трансакции.
3. Баланс тестеров: здесь нет слабых звеньев.
4. Самобаланс игроков: а чё сразу я?!
5. Баланс автора: я художник, я так вижу.
После всего этого вам нужно решить, издавать ли свой проект самим, собирая на него деньги через краудфандинговые системы, или же прибегнуть к услугам издателя. Во втором случае, стоит учесть следующие особенности:
Специфика работы с издателем:
1. Контракт на ~5 лет с роялти 4-7% от опта.
2. В 98% изменение сеттинга.
3. Переработка ~30% игры под нужды издателя.
4. Много фидбека от тестеров.
5. Возможность получить заказ на разработку.
Спасибо Юрию за такой полезный и интересный мастер-класс!
Пользуясь случаем, приглашаем вас на нашу абсолютно бесплатную выставку-конференцию «Лекционный день по игровой индустрии», где у нас будут новые доклады по игровой индустрии, конспекты с которых тоже опубликую на Хабре.
Как создать свою собственную настольную игру
Вам наскучили все настольные игры, которые есть дома. Или ваш ребёнок подрос, и вы понимаете, что ему нужно что-то поинтереснее. Можно пойти в магазин и купить ещё одну настолку. А можно придумать свою. Студент из Лихайского университета (США) по имени Фрэнк в своём блоге рассказал, как у него это получилось. На основе его истории «Мел» написал пошаговое руководство по созданию собственной игры.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Выберите тип вашей игры и придумайте правила
Прежде чем начать работать над своей настольной игрой, нужно определиться, какого она будет типа. Для начала можно посмотреть, какие игры уже существуют. На «Википедии» есть список разных игр, которые когда-либо существовали. Ролевые и карточные, интеллектуальные, психологические, экономические, викторины и игры на развитие мелкой моторики.
Определитесь, для какого возраста эта игра. Маленьким детям понравится что-то весёлое, шумное, с простыми правилами, взрослым будут интересны более сложные, тактические игры.
Выберите тему: история, банковское дело, экология, путешествия. Решите, какими будут условия выигрыша: быстрее всех набрать очки, дойти до финиша на карте, правильно ответить на вопросы, собрать артефакты или, например, избавиться от всех карт. Условий может быть несколько, а может и не быть вовсе: например, викторину можно закончить, когда всем надоест играть.
Для вдохновения можно выбрать любую категорию уже существующих настолок или объединить несколько любимых игр в одну. Например, создать гибрид экономической игры «Монополия» и детективной игры «Клуэдо». Возьмите правила, которые кажутся вам справедливыми, и откажитесь от тех, которые всегда раздражали. Возможно, вам всегда хотелось, чтобы в игре можно было легко разбогатеть или, наоборот, невозможно дойти до финиша.
А ещё настольная игра — отличный способ просто объяснить сложные процессы. Если ваши дети давно просили показать, чем вы занимаетесь на работе, а вам всегда казалось, что они не поймут, — попробуйте поиграть с ними в свою работу.
2. Сделайте набросок
Неважно, хорошо или плохо вы рисуете: набросок может быть как детальным, так и самым простым. Нарисуйте черновую схему игры: как будет выглядеть игровое поле, фишки, карточки. Проверьте, работает ли механика вашей игры. Вырежьте условные карточки и фишки, попробуйте поиграть, поэкспериментируйте с правилами. Позже исправлять ошибки будет сложнее.
Запишите правила, которые придумали. Продумайте единое визуальное оформление: стиль, основные цвета, шрифты. Придумайте логотип и название.
3. Сделайте игровое поле
В зависимости от типа игры, поле может быть простой дорожкой с цифрами или сложной картой, где на каждом участке действуют особые правила. Игровое поле может быть элементом игры или просто помогать фиксировать прогресс игроков и подсчитывать очки. Главное, на карте должны быть места остановок для фишек и заданное направление: откуда и куда ходят игроки.
Для самого простого поля достаточно инструментов, которые есть в пенале у школьника — ручки, карандаши, фломастеры, — и большого листа бумаги или картона. Бумажное поле прослужит недолго, зато можно каждый раз рисовать его немного по-новому, чтобы игра оставалась интересной.
Если вы умеете работать в графических редакторах — подойдут Adobe Illustrator или Inkscape — можно создать карту на компьютере. Печать большого формата на плотной бумаге можно заказать в фотомастерских.
4. Сделайте фишки
После того, как игральное поле будет закончено, нужны фишки, которые будут по нему двигаться. Их можно сделать разными способами.
Взять фишки из другой игры
Первый вариант, как всегда, самый простой. Не нужно изобретать велосипед — вы и так придумали концепцию, правила и, возможно, заплатили деньги за печать игрового поля. Если для вашей игры подходят фишки из ранее купленной — это просто отлично. Ещё вариант — любые мелкие предметы, которые найдутся дома. Это могут быть крышки, монетки, фигурки из киндер-сюрпризов, что угодно.
Оригами
Тот случай, когда можно одновременно научиться чему-то новому, потренировать пресловутую мелкую моторику и проявить свою индивидуальность. Создание фишек может стать частью игры: подготовьте несколько схем и квадратики цветной бумаги, и пусть в начале игры каждый выбирает, за кого он хочет играть, и складывает цветного журавлика, слона или пароходик.
Полимерная глина
Полимерная глина — это пластичный материал, который застывает на воздухе или при нагревании. Его часто используют для изготовления хенд-мейд украшений и сувениров. Для маленьких фишек такая глина тоже отлично подойдёт: можно сделать долговечную фигурку любой формы и цвета.
Из полимерной глины можно сделать и кубик для игры. Другой вариант, если, конечно, у вас дома нет готового кубика, — приложение на смартфоне, которое имитирует бросок и выдаёт случайное число. Они есть и для iOS, и для Android.
5. Сделайте карточки
Для большинства настольных игр понадобятся карточки. Их можно нарисовать самим, напечатать или создать в мобильном приложении. Обычно такие приложения используют, чтобы что-то запомнить — сложную тему по учёбе или новые английские слова. App Advice предлагает список пяти лучших приложений для создания карточек, в любом из которых можно создать карточки для своей игры.
Для бумажных карт в игровых магазинах продаются наборы прозрачных файлов — «протекторов». В них самодельные карточки не испачкаются и дольше проживут.
6. Соберите всё и протестируйте игру
К этому моменту у вас должны быть все составные части игры:
- ваша собственная концепция настольной игры;
- правила;
- доска;
- фишки;
- кубик;
- карточки для игры.
Прежде чем показывать её миру (или хотя бы друзьям), сыграйте в неё несколько раз. Так вы наверняка найдёте несостыковки в правилах и увидите, каких деталей не хватает. Допишите правила, дорисуйте карточки или уберите лишние.
Теперь всё — можно начинать играть.
Фото: iStockphoto (bogdandreava, jozefculak, richardschramm, Zolotaosen, JackF)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
6 способов убедить ребёнка отложить айпад
Как развить необходимые в школе навыки с помощью игры
4 важных желания детей, которые мы можем не заметить
NIT for You | конструктор настольных игр
Предлагаем обзор форм и средств организации игровых приемов в учебном процессе. Настольные игры: Настольные игры: шаблоны и идеи Microsoft Word Редактор настольных игр «Hodilka Master» Tools for Educators — шаблоны игр Twinkl Paper Chart Maker Picto-Selector Доски выбора Коллаж Пазлы Читать дальше …
Изменения! 1. Смена адреса и названия 2. Ограничение бесплатной версии до 20 чел. × Отклонить предупреждение Quizwhizzer (https://quizwhizzer.com/, старый адрес: https://quiznetic.com/) напоминает часто встречающиеся настольные игры, когда отвечая на вопросы, игрок продвигается от одной точки к другой. https://d2bwhxnahe8he0.cloudfront.net/Game%20Examples.mp4 Основы создания Читать дальше …
CardGameToolkit.com — отличный инструмент для создания собственных печатных учебных карточных игр. Вы можете быстро создавать карточки, а затем распечатывать их. Некоторые примеры карточных колод, которые могут быть созданы, включают: Ролевые игры (возьмите новую роль в классе на неделю) Флеш-карты для изучения лексики Читать дальше …
Atozteacherstuff A to Z Teacher Stuff is a teacher-created site designed to help teachers find online resources more quickly and easily. Find lesson plans, thematic units, teacher tips, discussion forums for teachers, downloadable teaching materials & eBooks, printable worksheets and Читать дальше …
Не смотря на то, что Campaign Cartographer 3 предназначен изначально для создания фентезийных карт, его конечно, можно запросто использовать и для создания исторических. Собственно и готовых примеров на официальном сайте в подтверждение тому есть уже большое множество. Первое, что нужно Читать дальше …
Dungeon Painter — это бесплатный и удобный инструмент для создания игровых карт (вид сверху). Карты можно сохранить в специальном редактируемом формате (это на тот случай, если вы рассчитываете доделать или внести какие-то изменения в вашу карту в будущем) или в Читать дальше …
Русская версия! Можно выбирать язык интерфейса, в том числе русский! × Отклонить предупреждение Платформа Wordwall (https://wordwall.net/) позволяет педагогу «в один клик» разрабатывать игры в интерактивной и печатной версиях. Большинство шаблонов игр функционируют в интерактивной и печатной версиях. Печатный вариант можно Читать дальше …
Tools for Educators (https://www.toolsforeducators.com/) — бесплатные инструменты для обучения — онлайн-шаблоны для создания печатных учебных материалов для детей.
Программа «Hodilka Master» — это бесплатный графический редактор, предназначенный для создания настольных игр-ходилок-бродилок. Возможности программы Создание и редактирование путей, состоящих из точек, соединенных линиями. Создание и редактирование стрелок (быстрого перемещения) Создание, редактирование и настройка надписей Добавление и редактирование дополнительных иллюстраций. Добавление Читать дальше …
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и Читать дальше …
😍 Настольные игры своими руками: идеи и пошаговая инструкция
Ещё не так давно до развития интернета и компьютерных игрушек и взрослые, и дети в свободное время играли в настольные игры. Они были не так популярны, как сейчас, но с их помощью люди общались вживую, кроме того, можно было скоротать любой вечер и разнообразить дружеские посиделки. Сегодня редакция Homius предлагает несколько уникальных мастер-классов по изготовлению настольных игр своими руками.
Такие занятия интересны как взрослым, так и детямФОТО: jili-bili.ru
Содержание статьи
Виды самодельных настольных игр
В нашем едином информационном пространстве нет разницы, кто является производителем настольных игр. Одна и та же развивайка может быть популярна как в странах Европы, так и в Америке или Австралии. Виды развлечений разнообразны, многие классификации тесно связаны между собой. Например, экономическая теория оказывается не только логической игрой, но и захватывающим приключением, а популярные ходилки – это не что иное, как тщательно продуманная стратегия.
Совместные занятия сплачивают семью, можно в это время попутно обсудить планы и проблемыФОТО: market.yandex.ru
Существует несколько классификаций настольных игр, которые подойдут для самых разных компаний и возрастов:
- для малышей, их основная задача – развитие и обучение, они учат ребёнка запоминать названия геометрических фигур, форм и размеров;
- филлеры или карточные настольные игры – увлекательные занятия по несложным правилам, которые понятны как взрослым, так и детям;
- логические настольные занятия направлены на развитие мышления, построение взаимосвязанной цепочки разной степени сложности;
- ходилки – сказочные персонажи, перемещающиеся последовательно. Тематика может быть разной, например, ужастики, красочные приключения;
- файтинги – в них прослеживается прямой конфликт. Игра выполняется на поле или без него, здесь участвуют карточки с различными командами;
- настольные занятия для дружеских вечеринок специально разрабатываются для нескольких участников;
- большие стратегические задания предназначены для тех, у кого много времени;
- варгеймы – военно-тактические битвы с огромным количеством миниатюр, достаточно сложными правилами и обязательным полем.
Выбрав тематику, возраст и количество участников, можно приступать к её изготовлению своими руками.
Стратегические битвы для взрослых могут быть рассчитаны на проведение нескольких турниров в течение долгого времениФОТО: tdko.su
Как сделать настольную игру своими руками для игроков разного возраста
Любая настольная игра не только развивает фантазию и логику ребёнка, но и позволяет ему создавать собственное игровое поле и персонажей. Она будет отвлекать детей от компьютеров и мобильных гаджетов.
Перед тем, как создать свою настольную игру, нужно продумать схему и разработать следующие этапы:
- основную идею игры;
- для какого возраста она предназначена;
- макет или эскиз – краткий план содержания игры;
- поиск подходящих материалов с учётом возраста игроков;
- создание игры.
Важно заранее определить масштаб будущего изделия с учётом возраста участников. Малышам интересно будет играть крупными деталями на полу, деткам постарше лучше всего создать настольную игру на бумаге, чтобы они могли заниматься, расположившись за столом.
Настольные игры и материалы, предназначенные для малышей, должны быть, в первую очередь, безопасныФОТО: mothercare.ru
Настольная игра своими руками для детей-дошкольников
Для самых маленьких детей можно предложить распечатать простейшую настольную игру-бродилку со сказочными персонажами или героями мультипликационных фильмов. Ещё один вариант – крестики-нолики. Такая игра помогает развивать логику и внимательность, а также просчитывать действия соперника на шаг вперёд. Это незаменимые качества во взрослой жизни.
Крестики-нолики можно заменить яркими поделками, например, божьими коровками или цветочками, здесь фантазия не ограничена. Малыши смогут изучать геометрические фигуры или оттенки.
Здесь ребёнок изучает цвета фигурокФОТО: gretahome.ruИгру можно оформить даже на декоративной подушке, на которую детали крепятся при помощи липучек
ФОТО: mama.mdФетр – универсальный материал для детских настольных игр
ФОТО: babyblog.ru
Самодельная настольная игра для школьников
Деткам младшего школьного возраста понравится игра «Лабиринт», она развивает не только глазомер, но и ловкость рук. Рассмотрим более подробно все особенности её оформления.
Более подробно весь ход работы можно посмотреть на видео:
Настольные игры своими руками для подростков
Одна из самых популярных не только в России, но и в мире настольных игр – «Монополия», она изобретена около восьмидесяти лет назад и с тех пор приобрела множества вариаций от первоначальной задумки.
Для изготовления настольной игры «Монополия» своими руками необходимо не только распечатать, но и заранее продумать все условия с учётом возраста игроков. Можно немного скорректировать и подогнать правила под самых маленьких игровых бизнесменов.
Игровое поле лучше всего сделать из листа ватмана, для долговечности с обратной стороны его нужно хорошо проклеить скотчем. По центру следует нарисовать замкнутое поле, украшать которое можно по своему желанию. Все остальные моменты, например, уровень сложности, сюжет, количество игровых клеток определяется индивидуально.
Когда игровое поле подготовлено, на него нанесены все отметки, нужно прорисовать карточки с условиями, а также сделать собственные купюры и фишки. Предварительная работа, поиск названия валюты, выбор фигурок доставят не только детям, но и взрослым массу удовольствия.
ФОТО: technostar.ruФОТО: slotobzor.comСовет! Во избежание споров, правила нужно прописать на отдельном листе и всегда держать перед глазами.
На видео можно более подробно познакомиться с созданием своими руками этого увлекательного занятия:
Как создать своими руками настольную игру для всей семьи
Для всей семьи можно сделать своими руками универсальную игру-бродилку. Например, интересным сюжетом кругосветного путешествия станет любимая сказка. Необходимо заранее продумать сложный путь, полный пошаговых ловушек и подвохов, которые отправляют героев на много шагов назад или вынуждают пропускать несколько ходов.
Настольную игру-бродилку можно самостоятельно нарисовать на листе ватмана или создать в фотошопе, а в качестве фишек подойдут миниатюрные игрушки от киндер-сюрпризов, а также жёлуди или даже каштаны, покрашенные в разные оттенки.
ФОТО: gelios-kids.ruФОТО: rybinskblog.ruНастольные игры своими руками в домашних условиях из подручных материалов
Для создания настольных игр подойдут абсолютно любые материалы, которые есть в наличии практически в каждом доме.
Настольные игры из дерева
Дерево – это наиболее практичный материал, настольные игры из него прослужат довольно долго. Для изготовления поделок не всегда нужно иметь профессиональный опыт столяра, можно подобрать вполне доступные мастер-классы, которые под силу даже человеку без специального навыка.
Пазл из палочек для мороженого
Легко и просто сделать пазл для малышей из палочек для мороженого. Порядок работы состроит из следующих этапов.
- Собрать 7-10 деревянных палочек от мороженого и расположить их на ровной столешнице.
- Распечатать красивую картинку и наклеить её на палочки. Второй вариант – нарисовать на них собственный рисунок.
- После высыхания клея разрезать палочки.
- Можно дополнительно приклеить на палочки липучку и закрепить их на отрезе фетра.
Домино
Домино – универсальная игра, она подойдёт для любой компании. Необходимо подготовить 28 фишек из дерева, на которых нужно нарисовать или выжечь кружки-цифры. Для малышей можно создать специальный детский вариант с геометрическими фигурками.
ФОТО: shtuchki.org.uaФОТО: dolodom.comФОТО: svoimi-rykami.com.uaНастольная игра своими руками «Танграм»
Из фанеры или дерева можно выпилить детали игры «Танграм». Предварительно следует подобрать рисунок и распечатать его. Смысл игры заключается в подборе элементов, их нужно расположить таким образом, чтобы получился контур, при этом детали не должны перекрывать друг друга.
ФОТО: detkipodelki.ruФОТО: tr.redsearch.orgФОТО: detkipodelki.ruСовет! Обязательно все детали обработать наждачной, чтобы не поранить малышей.
Как сделать своими руками настольную игру из бумаги типа «распечатай и играй»
Если вы в поисках, как сделать настольную игру из бумаги, можно подобрать огромное множество готовых вариантов в интернете и просто распечатать подходящий.
Географические пазлы
Необычный вариант настольной игры будет интересен и полезен не только детям, но и взрослым. Можно просто распечатать любую физическую или контурную карту, раскрасить определённые области, приклеить на плотный лист или картон и разрезать на произвольные геометрические фигуры.
ФОТО: infourok.ruФОТО: schoolearlystudy.ruФОТО: milamama.ruНа внимание
Очень популярна игра на внимание. Нужно распечатать или раскрасить нечётное количество круглых или прямоугольных карточек, в которых попарно повторяются схожие картинки. Правила заключаются в поисках пары, победителем станет игрок, набравший максимум одинаковых рисунков.
ФОТО: chelnyogneupor.ruФОТО: weekend.todayФОТО: co.pinterest.comКак создать настольную игру «Алиас – скажи иначе»
Это командная игра, каждый участник вытаскивает карту, на которой написано несколько слов. Нужно проговорить иными словами необходимое значение, в качестве дополнения можно использовать звуки животных, а также карточки, на которых изображены эмоции или действия.
Необходимо подготовить 30 заготовок, в каждой из которых прописать 8-10 слов. На 1 карточку даётся всего 1 минута, выиграет команда, отгадавшая большее количество слов. Это прекрасный способ развить не только логическое мышление, но и словарный запас.
ФОТО: multiurok.ruКак сделать свою настольную игру из прочих материалов
Для изготовления настольных игр можно использовать абсолютно любые подручные материалы. Главное, чтобы они были безопасными и не поранили игроков.
Блошки
Это прекрасная настольная игра для двух человек, которую легко сделать своими руками. Вместо фишек здесь можно использовать фасолинки. Принцип заключается в следующем.
- Надавить на край фасолинки монеткой.
- Фасолинка должна подпрыгнуть, словно блошка.
- Блошка должна как можно быстрее попасть в ворота противника. После этого игроку засчитывается очко, а фасолинка покидает поле.
- Если фасолинка попадает в собственное поле, ею можно воспользоваться в дальнейшем, но если в поле противника – она просто остаётся лежать до следующего хода, при этом очко не засчитывается.
- Если блошка попадает в собственные ворота, в таком случае очко идёт противнику.
- Игра ведётся до тех пор, пока у игроков на поле есть блошки.
На развитие памяти
Для настольной игры необходимо скачать и распечатать 16 карточек с попарными изображениями или рисунками. Один игрок раскладывает карты в произвольном порядке, второй поворачивается всего на 5 секунд для того, чтобы запомнить рисунки. Затем он отворачивается, в это время карточки переворачивают. За 1 минуту игрок должен найти как можно больше пар.
ФОТО: svoimirukamy.comФОТО: shop.amelica.comШашки и шахматы
Сделать шашки своими руками можно из обычных крышек, а также пуговок или сшитых из любой ткани кружочков. Многие используют для этого даже пластилин. Здесь фантазию ограничивать не нужно, пусть ребятишки и их друзья проявляют творческие способности.
Необычные шахматы, которые будут не ходить, а прыгать, можно сделать в виде чёрных и белых лягушек. На спинке каждой рептилии нужно написать названия. На видео весь процесс представлен более подробно:
ФОТО: yandex.ruФОТО: yandex.ruФОТО: svoimirukamy.comГде можно скачать и распечатать настольную игру
Существует несколько сервисов, предлагающих бесплатно без регистрации скачать настольную игру, которую затем можно в любой момент распечатать. Это неплохой вариант, не нужно тратить время на изготовление развивашек своими руками. Как правило, поле в таких играх уже готово, а вот остальные фишки и фигурки могут требовать доработки.
Если вы в поисках бесплатных источников для производства настольных игр, предлагаем обратить внимание на следующие ресурсы:
- printplay.ru;
- boardgamer.ru/category/print-n-play;
- printgames.ru.
Если вы сомневаетесь, понравится ли настольная игра, подойдёт ли она для всей семьи, можно обратиться в прокат, протестировать выбранный вариант и уже после этого приступать к самостоятельному изготовлению.
Заключение
Теперь вы знаете, какие настольные игры можно сделать своими руками. Обязательно привлекайте к подготовке всю семью, вместе намного проще и веселее.
Поделитесь в комментариях, за какими настольными играми вы предпочитаете проводить свободное время.
Обязательно поставьте «лайк», чтобы сохранить материал на будущее и не забудьте подписаться на наш журнал, так вы не пропустите самые полезные статьи.
Напоследок предлагаем посмотреть 8 уникальных идей создания своими руками настольных игр для всей семьи:
Предыдущая
Своими рукамиПорадуйте своего питомца — пошаговые инструкции по изготовлению своими руками лежанок для кошки
СледующаяСтроительные материалыВся правда о теплоизоляционных плитах «Изоплат»
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Как автору издать свою настольную игру?: nastolki — LiveJournal
Автор: Дмитрий rhunwolf ТэлэриДумаю, практически каждый игрок со временем придумывал свои хоумрулы (модификации) для своих настольных игр. Почти уверен, что практически каждый опытный игрок загорался идеей издать свою настольную игру. Дальше все действовали по разному. Можно:
1. Ограничится бумажным вариантом — для себя и друзей.
2. Нарисовать дизайн, создать pdf и распространять по схеме print-and-play — для всех желающих. Хорошую статью, как сделать недорогую типографию, можно увидеть тут: http://www.boardgamer.ru/tipografskaya-pechat-igrovyx-elementov
3. Попытаться найти общий язык с издателями и напечатать игру у них хорошим тиражом. Я пообщался с издателями, и вот что выяснил для себя, и, возможно, для вас…
Самое главное, что в ваших силах, это сделать хороший концепт, формат и дизайн. Чтоб ваша игра была издана, ей желательно попадать в некоторые рамки:
Концепт — это должна быть не ККИ однозначно. У салонных патигеймов, к сожалению, шансов быть изданными превалируют над шансами стратегий. Рынок у нас молодой, растущий, российские игроки неискушенные, и издателям проще выпустить очередной твистер и элиас, чем что-то серьезное и тяжеловесное.
Формат — желательно чтоб в игре были только стандартные элементы (карты, кубики, песочные часы и т.п.). Изготовление особых вычурных элементов удорожает издание и отпугивает потенциального издателя.
Дизайн — если вы сделаете дизайн и рисунки\фотографии к своей игре сами, то это повысит ваши шансы в разы.
Недавно выпущенная игра «Ундервуд» яркий тому пример — авторы придумали простую игру, в которой есть только карточки, все сделали сами и принесли готовое к печати издание в «Правильные игры».
А теперь я процитирую статью Тимофея Бокарева:
Создавать концепцию игры вы можете как угодно. Одни отталкиваются от темы, придумывая, например, настолку по любимой книге. Другие сначала просчитывают математическую модель, а потом уже решают, о чём будет их игра. Третьи начинают усовершенствовать любимую настолку и постепенно придумывают что-то совершенно не похожее на первоисточник. Главное на этом этапе — записывать все идеи, которые приходят вам в голову, даже те, которые кажутся вам неудачными. Они наверняка пригодятся во время тестирования или могут лечь в основу других ваших игр.
При изготовлении прототипа вам потребуются хотя бы базовые навыки работы в графических редакторах. Конечно, можно расчертить поле на листе ватмана, а текст на картах писать от руки, но тестировать такую игру будет не так удобно, да и исправление ошибок займёт в разы больше времени. Распечатать игровые элементы можно на бытовом принтере или в киоске цифровой фотопечати. Несколько советов по печати карт и игровых полей в мини-типографиях можно найти в этой статье. Чтобы упростить и ускорить создание прототипа, позаимствуйте фишки, жетоны, карточки ресурсов и другие подобные компоненты из других игр в вашей коллекции. Как вариант, можно приобрести похожую по комплектации настольную игру и переделать её полностью.
Художественные элементы — символы, иллюстрации, тексты — лучше всего добавлять в ходе тестирования, чтобы играть было приятнее. Тогда же начинайте продумывать формулировки правил: они должны быть чёткими и охватывать все возможные игровые ситуации. В прототипе, который вы представите потенциальному издателю для внутреннего пользования, допустимо использовать чужие иллюстрации из интернета, но если вы размещаете игру в свободном доступе, авторские права фотографов и художников лучше не нарушать. Беспроигрышный вариант — картины, рисунки и гравюры классиков, давно перешедшие в общественное достояние.
История знает немало примеров, когда первый тираж настолки выпускался за счёт разработчика: «Монополия», Yahtzee, многочисленные военные игры. Да и сейчас в России это самый верный способ издать настольную игру. Но прежде чем вкладывать свои деньги, попробуйте заинтересовать своей разработкой издателей, благо их не так уж и много. Для начала можете прислать игру нам — [email protected]
Кроме как Тимофею Бокареву, игру можно отправить на рассмотрение во все издательства России:
Мир Хобби — http://hobbyworld.ru/
Звезда — http://www.zvezda.org.ru/
Технолог — http://www.tehnolog.ru/
Мир Фэнтези — http://www.mirfantasy.com/
Стиль Жизни — http://http//www.lifestyleltd.ru/
Правильные игры — http://www.gamewar.ru/
МосИгру представляет Магеллан — http://magellan-entertainment.ru/
Многие просят только рассказать концепт. Если будете посылать что-то более законченное, обязательно сыграйте в прототип с друзьями и не один раз. Правила должны быть написаны так, что их поймет даже незнакомый с настолками человек. Желательно в них же разобрать первый-второй ход в игре.
Вот какие требования к концепту новой игры у «Правильных Игр»:
Нам интересны любые Ваши разработки в области настольных игр независимо от тематики, жанровых особенностей и возрастной направленности. Однако для более эффективного взаимодействия мы хотели бы попросить Вас оформить Ваше предложение по играм определенным образом.
По каждой предлагаемой Вами игре подготовьте, пожалуйста, небольшое описание (не более листа А4), отметив следующие особенности Вашей разработки:
— тема игры;
— на какой стадии находится разработка (идея, тестовая версия, презентационный образец, готова к изданию)
— основные особенности игровой механики (используется ли поле, карты, кубики, какие-то таблицы, схемы, особые фишки, токены)
— известные вам аналоги (на что из известных Вам игр похожа игра)
— на кого ориентирована игра (возраст, пол, социальная группа, сообщество фанатов какой-то темы)
— точная комплектация игры (количество и предполагаемый размер всех элементов игры)
— сколько раз Вы играли в вашу игру.
— существуют ли правила игры на английском и других европейских языках
Также весьма важно указать степень готовности оформления игры. Какое Вы планируете оформление? Готов ли дизайн игровых элементов? Предоставляете ли Вы сами все иллюстрации или их готовит издательство? Если у Вас готово некоторое количество графики, несколько изображений в электронном виде лучше приложить к письму.
Также желательно приложить к письму последний вариант правил игры.
Какие у нашего издательства могут быть пожелания к Вашей разработке?
Помимо интересной темы и оригинальной механики крайне желательно, чтобы ваша игра предполагала адекватную комплектацию. В этом вопросе пожелания различных издательств отличаются. Например, мы специализируемся на карточных играх, поэтому игры без игрового поля для нас предпочтительнее. При этом карт в наборе игры не должно быть больше 100-120, желательное количество — 60-80. Некоторых карт может быть в наборе по несколько одинаковых копий, это даже хорошо. С технологической точки зрения для нас оптимально, если количество разных типов карт в игре кратно 21.
Безусловно, в качестве приоритетных проектов для издания мы рассматриваем игры с готовой графикой. Если Ваша игра полностью снабжена оригинальным графическим оформлением — это большой плюс. Конечно, в ряде случаев оформление игры мы можем взять на себя, но мы рекомендуем разработчикам рассчитывать механику и комплектацию исходя из ограничения в 20-30 оригинальных иллюстраций.
Поскольку большинство наших игр издаются одновременно на нескольких языках, крайне желательно, чтобы большинство информации на картах передавалось с помощью пиктограмм или символов. Можно вообще отказаться от текста на картах и игровых элементах.
Требования от МосИгры гораздо лаконичнее. Заполнить анкету:
Ну и чтоб прототип не рассыпался, все заполнено печатными буквами, автор сам играл не менее 20 раз. Спички за каунтеры не канают.
Заранее предупреждаю, это лишь мои размышления. Фактом издания пока похвастаться я не могу.
Если у вас есть свои интересные истории — поделитесь в комментариях.
Вот такие дела. Всем желаю хороших, умных и успешных игр!
P.S. Подборка ссылок от nastolkus:
Механики настольных игр http://tesera.ru/user/oranged/thought/27800/
КЛАССИФИКАЦИИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР http://ludology.ru/27947
Настольные игры немецкого стиля http://bit.ly/GHrKwp
Как создать и продать настольную игру http://habrahabr.ru/company/mosigra/blog/112116/
Собственная настольная игра: «Начал, но забросил», или как дожить до релиза http://shadem.ru/textss.html
Разработка настольной игры на примере Starcraft http://habrahabr.ru/company/mosigra/blog/111747/
Вы желаете, чтобы мы издали игру, разработанную вами? http://hobbyworld.ru/forpartners
Цель нашего проекта — привлечение к сотрудничеству независимых создателей настольных игр http://www.boardgamestudio.com/
25 ненужных фактов о настолках и гениальные идеи создателей игр http://www.boardgamer.ru/25-nenuzhnyx-faktov-o-nastolkax-i-genial
20 настольных игр. Часть первая / Plarium corporate blog / Habr
В статье Джона Харриса из серии «Основы геймдизайна» представлен подробный обзор самых популярных настольных игр, включая традиционные вроде шахмат и го, ролевые вроде «Зова Ктулху», европейские вроде «Колонизаторов» и многие другие, у которых есть чему поучиться.Я очень предвзято отношусь к разработчикам видеоигр, их фанатам и тематическим ресурсам. Это моя личная неприязнь, и я ничего не могу с ней поделать. Дело в том, что они постоянно отождествляют «игры» и «компьютерные игры». Тем самым они сбрасывают со счетов богатые культурные традиции, азартные развлечения и даже отдельные виды спорта, как будто они совсем ничего не значат.
Я не говорю о тех случаях, когда значение слова понятно из контекста. Я говорю о людях, которые называют себя геймерами. Спортивные игры существовали задолго до выхода Pong, а история шахмат уходит корнями в глубь веков, поэтому использовать термин «игра» сугубо в значении компьютерной программы могут только отъявленные шовинисты.
Один из симптомов такого шовинизма проявляется в том, что источники вдохновения большинства геймдизайнеров можно пересчитать по пальцам. Складывается впечатление, что эти люди только и делают, что играют в видеоигры, читают комиксы и смотрят голливудские фильмы.
Так или иначе, очевидно, что массовая культура оказывает огромнейшее влияние на геймдизайн. Лично я считаю это чудовищной ошибкой – «хардкорные» игры никогда не считались чем-то особенным.
Я придерживаюсь мнения (которое могу обосновать, если потребуется), что растущая популярность казуальных игр – не что иное, как протест против наскучивших клише, которые лежат в основе крупнобюджетных проектов. По-моему, это повод для серьезного беспокойства – аналогичное однообразие поспособствовало началу кризиса индустрии компьютерных игр 1983 года, от которого аркады отходили еще добрый десяток лет.
Вопреки расхожему мнению, новые идеи не возникают на ровном месте. Как и мухи в эксперименте Франческо Реди, они не могут появиться из ниоткуда. В какой-то степени оригинальность – это выдумка, потому что в основе любой идеи лежит другая. Чем больше знаний, тем больше простора для воображения. Главное – правильно выбрать, что и как именно заимствовать.
Даже именитые геймдизайнеры, например Сигэру Миямото, специально уделяют время занятиям вроде садоводства в поисках новых идей для своих игр. Если вы ограничиваетесь просмотром фильмов и чтением комиксов, то всё ваше творчество будет на них похоже. А если вы только играете в видеоигры, ваши игры не будут выделяться на фоне остальных. По-другому не бывает.
В предыдущих статьях из серии «Основы геймдизайна» мы рассматривали игры с открытым миром и проекты таких разработчиков, как Atari Games. На этот раз мы поговорим о настольных играх, включая карточные, ролевые игры и головоломки. Если вы геймдизайнер и вас удручает застой в индустрии компьютерных игр, здесь вы сможете почерпнуть много полезной информации и направить свое воображение в новое русло.
Мои друзья помогли мне провести, мягко говоря, тщательный плейтестинг большинства представленных здесь игр. Любая игра во многом зависит от игроков – их решения делают каждую партию уникальной.
Мне хочется поблагодарить этих людей за их бесценную помощь в моем исследовании и железное терпение в моменты, когда я был слишком зациклен на правилах. В тестировании принимали участие: Брайан Рикс, Ларри Троуэлл, Эми Квиррел, Тревор Кэрролл, Рэй Гинел, Райан Дауни, Мэттью Чу, д-р Джулия Гриффин, Джеррод Лав, Самария Гуттманн и Кэти Берхау.
Примечание
Сложнее всего в этой статье было кратко излагать правила. Тем, кто ни разу не играл в какую-либо игру, я попытался дать о ней общее представление, не слишком вдаваясь в подробности. Для некоторых игр это было заведомо пустой затеей, но я постарался сделать описания как можно лаконичнее.
Некоторые слова в описаниях выделены курсивом. Это ключевые игровые термины, и на них стоит обратить внимание. В то же время я намеренно не упоминал термины, не имеющие отношения к основной сути игры. Особенно это касается бриджа, при описании которого я опустил много терминологии и теоретической информации. Избыток формулировок может сбить с толку тех, кто играет впервые, но правила в этой статье помогут постепенно разобраться в игре.
Разумеется, этот список не является исчерпывающим – другие настолки могут представлять не меньший интерес для дизайнеров компьютерных игр. Возможно, будет еще одна статья, посвященная двадцатке других игр. Возможно.
1. Го
Традиционная игра
Тип: абстрактно-стратегическая игра на захват территории противника для двоих игроков
Уровень сложности: высокий
Создатель: неизвестен (информация утеряна во времени)
Фактор везения: отсутствует
Описание: 2 игрока по очереди выставляют камни на доску, захватывая территорию и атакуя камни противника.
Обзор игры
В основе го лежит захват территории. Игроки по очереди выставляют белые или черные камни на точки пересечения линий, или пункты, на доске размером 19×19 линий.
Основной способ взаимодействия игроков – это захват камней, который осуществляется путем окружения прилегающей группы камней противника таким образом, чтобы у нее не осталось точек свободы, т. е. ближайших по вертикали или горизонтали свободных пунктов. После этого камни противника снимаются с доски, и игроку начисляются очки за захват. По факту очки начисляются дважды: за каждый захваченный камень и за освобожденную от него территорию доски.
По сути это означает, что игрокам необязательно пытаться захватить безнадежные области поля, поскольку это может обернуться бесполезной тратой ходов и камней. Но вопрос в том, что не всегда можно с точностью определить, какое именно положение является безнадежным. Любая свободная область доски теоретически может быть захвачена, но есть 2 исключения. Нельзя помещать камень туда, где он сразу же будет захвачен – кроме случаев, когда таким ходом осуществляется ответный захват, и камень спасает сам себя. Также запрещено делать ход, который приводит к точному повторению расположения камней на доске, которое уже встречалось в партии раньше (иначе партия может зациклиться).
Расположенные рядом камни одинакового цвета считаются одной единицей, или группой, и «живут» на доске, то есть остаются в игре, или «умирают», то есть захватываются противником, вместе. Большие группы камней сложнее захватить, но выживаемость группы не пропорциональна её размерам. Если задуматься, для того, чтобы захватить 1 камень, расположенный в центре доски, нужно 4 камня противника. А чтобы захватить 2 камня, нужно 6 камней противника, то есть всего на 50 % больше. Растянутые по доске группы обычно более живучи, чем кучные.
Но одиночными камнями нельзя захватить территорию, а группы труднее убивать и по другим причинам. В частности, если группа находится на грани смерти, можно спасти ситуацию, если присоединить к ней другую, свободную группу, объединив их точки свободы.
Территория захватывается путем окружения её своими камнями, но этого недостаточно для победы. Если у второго игрока на окруженной территории остались выжившие камни, борьба продолжается, и очки не засчитываются. Территория считается незахваченной, если противник может сформировать внутри группы камней противника так называемые два глаза (несколько соседних пустых пунктов, со всех сторон окруженных камнями группы). На практике эта ситуация оговаривается игроками. Если игроки не договорились, они должны играть до тех пор, пока не станет ясно, выживет окруженная группа или будет вынуждена сдаться.
Из правил захвата следует, что группу с двумя глазами невозможно захватить, если только обороняющийся игрок по ошибке сам не заполнит один из свободных пунктов. Чтобы сформировать позицию, необходимо определить место для глаз и последовательность ходов для совершения маневра, не забывая, что противник может помешать этому.
Отдельными темами для обсуждения являются вопросы о том, какого размера должна быть территория, чтобы на ней можно было образовать глаза; как формировать кластеры с глазами внутри группы, блокируя попытки противника создать подобные «безопасные» области на своей территории; глубокая стратегия игры, нацеленная на изоляцию территорий на доске и защиту их от нападений.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Го – одна из величайших классических игр. Она до сих пор остается чем-то экзотическим, и одна из первых задач для многих начинающих игроков неяпонского происхождения – привыкнуть к игре. Она существенно отличается от большинства западных настольных игр невероятной глубиной, но её основные правила не такие уж сложные.
Го известна еще и тем, что она не по зубам компьютерным программам. Шахматные программы обыгрывают гроссмейстеров, но у лучших го-программ могут выиграть среднестатистические игроки. Разница состоит в том, что, во-первых, комбинаторный взрыв возможных ходов в го больше, чем в шахматах, что усложняет решение задачи путем перебора вариантов. Во-вторых, отличительная черта го – важность применения стратегии на первых этапах игры, которая задает тон последующему сражению.
Прим.: статья вышла до того момента, когда компьютер все же сумел обыграть Ли Седоля.
Что можно почитать: The Interactive Way to Go – отличное пособие по игре в го.
2. Шахматы
Традиционная игра
Тип: абстрактно-тактическая игра на захват фигур для двух игроков
Уровень сложности: высокий
Создатель: неизвестен (информация утеряна во времени)
Фактор везения: отсутствует
Описание: 2 игрока по очереди перемещают фигуры с разными способами передвижения и атаки по доске, расчерченной на клетки, стараясь захватить короля противника.
Обзор игры
На доске 8х8 клеток 2 игрока ведут абстрактную тактическую борьбу. У каждого из них есть 16 фигур, которые делятся на 6 типов. У каждого типа фигуры есть свой уникальный способ передвижения по доске.
За ход игрок может передвинуть только одну фигуру. Правда, здесь есть несколько исключений, но о них не стоит говорить в рамках этой статьи. Узнать о шахматах более подробно можно где угодно.
В шахматах есть следующие фигуры:
• Пешки ходят только вперед по прямой. Они не могут двигаться, если на их пути стоит другая фигура, но могут бить фигуры по диагонали вперед. Это единственный способ передвижения пешки, кроме как по прямой. Если пешка доходит до другого конца доски, она становится любой другой фигурой, кроме короля. В 90 % случаев – ферзем.
• Ладья ходит на любое количество свободных клеток по горизонтали и вертикали. Это довольно сильная фигура, но использовать её по максимуму в игре сложно, поскольку она начинает ходить из угла.
• Слон ходит только по диагонали. Эта фигура слабее ладьи, но её можно ввести в игру намного быстрее. Из-за способа передвижения по доске слон никогда не переходит на клетки другого цвета – если он изначально стоял на черной клетке, он не может ходить по белым. Таким образом, слон атакует только половину клеток на доске.
• Конь – странная фигура. Он ходит на 2 клетки по вертикали и одну по горизонтали или одну по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения. Он перепрыгивает все фигуры на своем пути. Другие фигуры не мешают коню ходить по доске, зато траектория его передвижения и выбор ходов очень запутаны. Коню нужно как минимум 3 хода, чтобы встать на соседнюю клетку. Конь – единственная фигура, чьи ходы не может повторить ферзь, поэтому именно конь – вторая по популярности фигура, в которую превращается пешка. На первом ходу игры конь находится за стеной пешек, но это не мешает ему перепрыгнуть через них.
• Ферзь, или королева – самая сильная фигура на доске, которая двигается и как ладья, и как слон. У каждого игрока есть только по одному ферзю (кроме случаев превращения пешек). Утрата ферзя – одна из самых критичных потерь в игре, если только игрок не получает значительное преимущество, отдав королеву.
• Король передвигается в любом направлении, как и ферзь, но только на одну клетку за ход. Это значит, что он немногим сильнее пешки. Поскольку потеря короля означает поражение в партии, эту фигуру нужно охранять и защищать.
Когда фигура делает ход в клетку, где находится фигура противника, она «бьет» её, выводя из игры и сокращая число фигур соперника, находящихся на доске. Ходить «через» и «сквозь» фигуру не может ни одна фигура, кроме коня, что иногда приводит к ситуациям, когда собственные фигуры мешают игроку ходить. Такое часто бывает в начале игры, когда ряды пешек обеих армий загораживают ход более сильным фигурам.
Король – очень слабая фигура в атаке и передвижении по доске, но он очень важен – потеря короля означает поражение в игре. На самом деле, его очень редко «убивают»; игра заканчивается, когда король оказывается в безвыходном положении.
Поэтому суть игры сводится не к тому, чтобы подловить короля на ошибках противника, надеясь, что оппонент не заметит опасности. Она заключается в создании опасных для короля противника ситуаций, отрезании путей к спасению и выведении защитников из игры. Упор на создание подобных ситуаций и поиск выхода из них, а не создание мета-игровых отвлекающих маневров – это важное отличие серьезного геймплея. Любители шахмат возносят данную стратегию до небывалых высот.
У других фигур есть свои собственные стили передвижения, а изучение взаимодействия фигур между собой и сравнение их ценности является ключевой составляющей игры. В конце концов, в шахматах особенно ценны тактика и отдельные ходы, но хорошее чувство стратегии игры дает значительное преимущество.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Если вы разрабатываете тактическую настольную игру, изучайте шахматы, и не ошибетесь – все игры подобного типа в долгу у шахмат. Приведем простой пример: во многих военных видеоиграх у игроков есть юнит, потеря которого означает немедленное поражение. Во многих случаях этот юнит подобен королю в шахматах – он относительно слабый, поэтому лучше не посылать его на передовую.
В последнее время очень многое удается почерпнуть из прогресса компьютерных программ по игре в шахматы. Их основное преимущество заключается в том, что они представляют собой необыкновенно мощную тактическую машину, которая способна отыскать сильные ходы с помощью грубых вычислений и подбора ходов, а не человеческого аналитического мышления. Но одно только число ходов, которое программе приходится перебрать для того, чтобы просчитать самую простую ситуацию в игре, означает, что и по сей день лучшие шахматные программы используют эвристические и стратегические методы.
Еще одно неоспоримое преимущество, которым обладают такие программы, заключается в том, что они содержат множество информации о возможных игровых ситуациях и их вариантах – история сыгранных ранее партий хранится в виде баз данных. Эта информация имеет наибольшую ценность на начальных этапах игровой партии, когда разыгрываемые ситуации очень характерны для большинства партий.
За всю долгую историю своего существования шахматы несколько утратили свою сложность. В конце концов, у большинства многопользовательских игр есть решающие стратегии, которые становятся очевидны только после долгого и тщательного изучения. Основная цель разработчика многопользовательских игр – минимизация вероятности воспроизведения таких стратегий в игре, чего сложно добиться без изучения обширной истории игры. А какая игра может похвастаться более обширной историей, чем шахматы? Это едва ли не самая изучаемая игра в мире, и она содержит огромное множество полезных уроков.
3. Парчиси
Американская адаптация традиционной индийской игры
Tип: игра-ходилка для 2-4 игроков
Уровень сложности: Низкий
Создатель: неизвестен (информация утеряна во времени)
Фактор везения: высокий
Описание: Игроки по очереди перемещают фишки по кругу. Цель игры состоит в том, чтобы завести свои фишки в центральное поле раньше, чем другие игроки смогут их сбить, и в то же время сбивать фишки соперников.
Обзор игры
Это разновидность индийской игры «пачиси», которая играется на похожей доске. Есть и другие игры, которые являются производными от традиционной индийской пачиси – например британская игра «лудо». Обе эти игры считаются соревновательными – в них игроки двигают свои фишки по дорожкам, чтобы завести их в «дом».
Перемещение по доске определяется числами, выпавшими на кубиках, и если выпадает маленькое число, игрок ничего не может с этим поделать – это вопрос везения. Для некоторых это и является преимуществом игры, потому что иногда даже дети могут обыграть опытных игроков. Но более продвинутых игроков, желающих проявить свои стратегические навыки, это только раздражает.
Игровая доска размечена таким образом, что у каждого игрока (максимально возможное количество игроков – 4) есть стартовый дом, из которого нужно двигать фишки по кругу сперва по внешней дорожке креста, затем по внутренней. Способ движения фишек по доске и их взаимодействие с фишками соперников придают этой простой по сути игре стратегический интерес.
Игроки бросают кости и двигают свои фишки по часовой стрелке, пытаясь дойти от стартовой позиции до центрального поля, находящегося немного в сторону от нее против часовой стрелки. Таким образом, каждой фишкой необходимо пройти полный круг по доске. Каждая из сторон пытается совершить всё это несколькими фишками, выбирая те, которыми нужно ходить. Это добавляет в игру элемент стратегии.
Число ходов, выпавшее на кубиках, можно использовать как для одной фишки, так и разбить его на 2. Например, если выпали 3 и 5, можно подвинуть одну фишку на 3 поля, а другую на 5, либо переместить одну на 8 ячеек. Если на костях выпадают одинаковые числа (дубль), игрок может двигать фишки не только на количество выпавших ходов, но и на число на обратной стороне костей (это всегда 7 минус выпавшее число). Две тройки в таком случае можно заменить двумя четверками.
Если по числу, выпавшему на костях, игрок попадает на поле, уже занятое чужой фишкой, то фишка соперника считается сбитой и возвращается в свой дом, откуда её нужно будет заново вывести на доску. Чтобы вывести фишку из дома, должно выпасть число 5 на одной из костей либо на всех костях в сумме. Это значит, что игроки еще больше зависят от удачных или неудачных бросков.
Фишка, добравшаяся до центрального поля, оказывается в безопасности, и это важный шаг на пути к победе, но её больше нельзя использовать для сбивания фишек противников. Таким образом, важно всегда иметь несколько своих фишек позади фишек соперников, чтобы была возможность сбивать их, и в то же время следить за тем, чтобы сзади не было чужих фишек.
Чем больше фишек у игрока на поле, тем больше у него возможностей сбить фишки соперников. Учитывая, что для перемещения любой фишки на поле можно выбирать любое из чисел, выпавших на костях, можно добиться оптимального расположения фишек и увеличить шансы на победу. Но в то же время соперники могут сбить эти фишки.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Успех в парчиси очень сильно зависит от везения. Ведь даже чтобы ввести фишку в игру, нужно выбросить определенное число на костях. А если фишку сбивает соперник, приходится вводить её в игру заново. Нет никакой гарантии, что в принципе получится вывести хотя бы одну фишку на игровое поле, хотя вероятность подобного очень низкая.
Я не стану утверждать, что случайный характер игры делает её слабой. Более того, благодаря случайности слабые игроки могут иногда получить преимущество, которое помогает им не сдаваться и играть дальше – и в конечном счете научиться играть лучше. Обычно в партиях, которые идут одна за другой, полоса везения недолгая. Как правило, в играх, где фактор удачи является довольно значительным, одними удачными бросками нельзя переиграть сильных соперников-стратегов. Но к сожалению, парчиси к таким играм едва ли относится.
Предки и потомки: предшественницей парчиси является древняя индийская игра «ашта-каште». А сама парчиси – прародительница многих игр, как традиционных (например нарды), так и коммерческих (например Sorry! от Hasbro).