Российский менталитет: Российский менталитет — Психологос

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

Фото: Svetlana Alyuk / Depositphotos

Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.

Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут».

Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.

2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.

За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно.

Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!

6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.

Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.

При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель:

«Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.

8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.

12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».

Читайте также: 10 неожиданных вопросов о русских с сайта Quora

Характерные черты российского менталитета — Студопедия

Российский менталитет нельзя механически отождествлять с русским народом. Носителей российского менталитета немало и среди представителей других народов. А восприятие русского характера, как показывают исследования, практически не связано ни с типом гражданской самоидентификации, ни с представлениями о желательной модели национально-государственного устройства, ни с выбором того или иного определения понятия «русский».

Менталитетообразующие константы формируются под воздействием трёх причин:

1) географических факторов – особенностей территории: её размера, климата, ландшафта, типа почв, богатства недр, животного и растительного мира и др., обобщённо называемых далее природой;

2) генетических факторов – особенностей генетического механизма наследования типичных для населения психофизиологических признаков, приобретённых под воздействием природы в процессе естественного отбора;

3) социальных факторов – объективных особенностей истории появления и существования народа.

В соответствии с этими тремя причинами менталитетообразующие константы можно разделить на три типа: природообразованные, генообразованные и социообразованные.

К русским менталитетообразующим константам природного происхождения (имея в виду историческую Россию в нынешних рамках) относятся следующие: огромный размер территории; срединное географическое расположение России между Востоком и Западом; колоссальные природные богатства; суровый климат основой части территории с долгой зимой и коротким летом; малоплодородные почвы большей части территории (около 70% территории России находится в зоне вечной мерзлоты). Природные менталитетообразующие константы сыграли первичную роль в формировании русского менталитета, так как они способствовали появлению генообразованных и социообразованных констант.


Русской менталитетообразующей константой генетического происхождения является высокая гетерозиготность (разнообразие вариантов одних и тех же генов в составе хромосом), богатство генофонда и генотипов. Высокая гетерозиготность населения возникла как следствие многонациональности России (около 150 народов и народностей) и отсутствия запретов на межнациональные браки. В свою очередь, многонациональность России явилась следствием причин географического и исторического характера (разнообразие природных условий в разных частях огромной территории, порождающих национальное своеобразие проживающих в этих частях коренных народов; включение этих частей в состав России в разные периоды её истории).


Русской менталитетообразующей константой социально-исторического происхождения является многовековое существование русского народа в условиях централизованной власти и патроната над ним государства, персонифицированного в виде вождя (князя, боярина, царя, Генсека и т. д.). И опять же, централизованная власть и патронат государства по отношению к населению появились как следствие срединного географического положения русского государства, защита которого от угроз и с Востока, и с Запада требовала сильной власти. Власть организовывала защиту населения, население поддерживало власть. Эта взаимная поддержка укреплялась по мере расширения территории России.

Все перечисленные менталитетообразующие константы образовались, конечно, не одномоментно, а постепенно, в процессе исторического становления русского государства, сопровождавшегося формированием особых черт и русского менталитета, и русской цивилизации. В целом, можно считать появление русского менталитета, государства и цивилизации не случайностью, а объективной закономерностью, обусловленной законами природы.

К чертам русского менталитета, сформировавшимся под влиянием природных менталитетообразующих констант, относятся следующие.

1. Устойчивость нервной системы, способность преодолевать трудности, стойкость, терпеливость. Менталитет населения во многом определяется составом продуктов, которыми оно питается. В свою очередь, состав продуктов зависит от набора сельскохозяйственных культур, произрастающих в ареале проживания населения и дающих хороший урожай. По этой причине в условия малоплодородных почв, сурового климата и короткого лета для средней полосы России характерно выращивание твёрдых сортов ржи, из которой выпекают ржаной чёрный хлеб. Чёрный хлеб долгое время составлял основу питания для русских людей. Этот уникальный продукт питания богат витаминами группы В, положительно сказывающимися на формировании устойчивой нервной системы населения. Поэтому ржаной чёрный хлеб, как национальный русский продукт, можно считать природообразующим фактором в формировании таких черт русского менталитета, как стойкость и терпеливость. История показала способность русских людей преодолевать самые разные трудности за счёт этих черт характера.

2. Уравновешенность темперамента. Большое влияние на менталитет населения оказывает климат, в котором оно живёт. Суровый климат требует экономного расходования сил для выживания и, наоборот, комфортный климат расслабляет людей, способствуя самопроизвольному высвобождению их внутренней энергии. Коренные северяне более сдержанны, хладнокровны, сосредоточены, замкнуты на себя, чем южане. Этим определяется уравновешенный, спокойный темперамент, характерный для русских людей.

3. Способность к мобилизации внутренних сил. Влияние климата в виде многовековой смены относительно долгих зим и короткого лета при высоком проценте сельского населения в России требовало «импульсного» режима энергетических затрат организма – интенсивных затрат летом на сельскохозяйственные работы и малых затрат зимой. Этот импульсный режим способствовал формированию такой черты характера, как способность к мобилизации внутренних сил на какой-то период времени. Однако, учитывая переход в течение нескольких поколений большинства населения с сельского образа жизни на городской, эта черта национального менталитета может быть постепенно утрачена.

4. Миролюбие, гостеприимство и добродушие. Очевидно, менталитет скученного населения малых стран и редкого населения, проживающего на просторах больших стран различен. У таких больших стран, как Россия, проблемы расширения жизненного пространства никогда не было, была проблема его сохранения. Особое географическое положение России, занимающей пространство между Западом и Востоком, заставляло её в разное время вести в основном оборонительные войны против западных и восточных агрессоров. Русские всегда были миролюбивы (нам чужого не надо, своего вдосталь!). Отсюда же вытекает широко известное гостеприимство, хлебосольство и добродушие русских людей, толерантность по отношению к другим народам (нам нечему завидовать!)

5. Широта натуры. Большие размеры территории России, бескрайние леса и многочисленные реки и озёра, богатые зверем и рыбой, ягодами и грибами, создали у русского человека представление о неисчерпаемости природных богатств и беспредельности жизненного пространства, породили в психологии русского населения чувство величия огромной страны, безграничности её размера и разнообразия её возможностей и, как следствие, широту натуры.

Генетически обусловленными чертами русского менталитета можно назвать следующие:

1. Талантливость. Разнообразие генетического состава наследственных биологических структур (хромосом) порождает весьма широкий спектр физических, психологических и интеллектуальных характеристик отдельных людей. В сочетании с многочисленностью населения это генетическое свойство предопределяет высокую вероятность появления необычных, феноменальных типов людей с оригинальными генотипами. Именно среди таких людей чаще всего встречаются таланты и гении – люди с выдающимися или уникальными способностями к определённому виду деятельности. Своеобразные сочетания вариантов генов в этих генотипах объясняют талантливость русского народа.

2. Высокая адаптационная способность. Высокая гетерозиготность обуславливает наличие в каждом русском человеке широкого набора поведенческих реакций. Отсюда вытекает высокая адаптационная способность, приспособляемость русского населения к изменению условий жизни. Этой же высокой приспособляемостью можно объяснить такие черты русского менталитета, как непритязательность, терпимость к условиям жизни, поскольку на бессознательном уровне имеется генетический механизм приспособления к ним.

3. Русская смекалка представляет собой один из способов реализации высокой приспособляемости, когда нужно найти оригинальный выход из трудного положения. Смекалка – это интеллектуальное средство выживания, преодоления трудностей независимо от их содержания.

Рассмотренные генообразованные черты русского менталитета наследуются генетически. В отличие от них рассматриваемые ниже социообразованные черты русского менталитета наследуются не генетически, а с помощью механизма исторической памяти, включающего народные традиции, фольклор, литературу, искусство всех видов и вообще всё то, что принято называть культурой.

Социообразованные черты русского менталитета определяются взаимодействием его гено- и природообразованных особенностей с социальными условиями жизни на протяжении достаточно длинного исторического периода, охватывающего многие поколения (сотни лет). Социообразованными чертами может обладать лишь нация с многовековой историей, такая как русская.

К социообразованным чертам русского менталитета можно отнести следующие:

1. Коллективизм и соборность, выработанные многовековой жизнью в сельской общине. Община появилась не вдруг, а как исторически сформировавшаяся необходимость существования, как реакция на низкое плодородие почв, малоурожайность сельского хозяйства и суровые климатические условия, выжить в которых, находясь в общине и пользуясь взаимопомощью, было легче, чем в одиночку. Российская история показала, что её ход определяется не социально-экономическими теориями смены общественных формаций, а привычкой русского населения к определённому образу жизни, особенно привычкой сельского населения к жизни в общине. Вместе с тем следует учитывать, что устойчивость социообразованных черт менталитета ниже, чем гено и природообразованных, поэтому урбанизация и быстрое сокращение сельского населения в России может в скором будущем привести к деградации упомянутой коллективистской традиции и подрыву одного из основных устоев русской цивилизации.

2. Обострённое в русском народе чувство несправедливости социального неравенства, ущемляющего интересы малоимущего населения. Эту черту можно рассматривать как проявление коллективизма. Отсюда идущее издревле чувство социального сострадания к людям, ущербным духовно и физически: нищим, юродивым, калекам и др., и уравнительные тенденции в русском понимании социальной справедливости.

3. Религиозность русского народа, воспитывавшаяся церковью и властью на протяжении почти тысячи лет. Религия в России шла всегда рука об руку со светской властью. Царь считался представителем Божьей власти на земле и русская национальная идея несколько веков выражалась в формуле «Бог, царь и отечество». Конкретной формой русской религиозности явилось православие, введённое на Руси опять же светской властью в лице князя Владимира. Общественная суть православия, основанная на понятиях социальной справедливости, добра, главенства духа над плотью, воплощенная в церковных жизнеописаниях православных святых, а также формы православных религиозных обрядов – посты, религиозные празднества и др. оказались наиболее соответствующими исторически сложившимся условиям существования, образу жизни и порожденному ими менталитету русского народа. Этим соответствием и объясняется устойчивость православной веры в русском народе.

4. Культ вождя. Глубокая религиозность, понимаемая как надежда на избавителя от жизненных тягот, способствовала формированию и такой социообразованной русской черты, как культ вождя. Вся российская история проходила под знаком сначала власти князя, затем царя, а в советский период под флагом культа личности руководителя коммунистической партии. Во всех случаях это была единоличная власть вождя (князя, царя, генсека) и народ слепо на него полагался. Можно отметить, что культу вождя способствует и коллективизм, одним из проявлений которого является подсознательное подчинение личности коллективу, а в его лице тому, кто выражает коллективные интересы, то есть вождю, персонифицирующему коллектив в массовом сознании. Отсюда – наблюдаемые сейчас безынициативность основной части населения, политическая инфантильность, неумение политически самоорганизоваться, нежелание брать на себя ответственность за социально значимые поступки.

5. Национальная и религиозная терпимость. На территории России много веков мирно проживает почти полторы сотни разных народов. В России никогда не было расовой вражды, религиозных войн, запретов на межнациональные браки. Страна, за небольшими исключениями, исторически формировалась как добровольное многонациональное объединение. Это не могло не породить такой социообразованной русской черты, как национальная и религиозная терпимость.

6. Наконец, нельзя не сказать о русском патриотизме. Патриотизм существует в любой стране, но основа патриотизма в разных странах разная. Русский патриотизм – это патриотизм, основанный на осознании народом своей общности. Подъём русского патриотического духа всегда возникал в годы тяжёлых испытаний не для отдельных людей, классов или групп населения, а для всего народа, когда он начинал остро осознавать себя как историческую общность, которой грозит большая опасность – порабощение или уничтожение. Именно такие задачи ставили в войнах против русской цивилизации её враги.

В такие годы эта общность определялась не только угрозой личной потери семьи, жилья, имущества, но и угрозой общей потери Отечества: традиционного уклада жизни, возможности гордиться прошлым и верить в ту или иную общественную идею, то есть всего того, что принято называть самоидентификацией народа. Народ поднимался на защиту Отечества, как цивилизации. Идея индивидуализма, ныне внедряемая под флагом свободы личности и прав человека в русское национальное сознание, глубоко антипатриотична, ибо индивидуализм никогда не был у русского народа общественной ценностью, как, например, у западноевропейских народов, и защищать её в случае национальной опасности он не будет.

Не смотря не все добродетели русского народа, перечисленные выше, народы России наделены и целым рядом пороков. Основные из них: пассивность; пьянство и бурно развивающаяся в последнее время наркомании; воровство, которое прибрело поистине массовый характер.

Однако, социологические исследования показывают, что базовыми особенностями менталитета россиян все же является преобладание моральных составляющих. И, прежде всего, чувство ответственности и совести, а также особое понимание взаимоотношений личности и общества.

Важными чертами душевной жизни русского человека является способность чувствовать и мыслить различными, порой взаимоисключающими способами; совмещать порыв к безграничной свободе с великотерпением.

Менталитет действует спонтанно, не осознаваясь, проявляясь в совокупности принципов и привычек, отражающихся в чертах характера. Таким образом, структура менталитета – сложная многоуровневая пирамида механизмов и способов действия, непосредственно связанных с многовековой культурой народа. При этом особенности менталитета народа служит основой для формирования идеологии и национальной идеи.

Черты русского менталитета — ПолонСил.ру — социальная сеть здоровья

Я с недоверием отношусь к науке психология и психологам в частности. Но сейчас это все модно. Предлагаю читателям оценить популярную в интернете статью.

В ней Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, называет черты менталитета россиян, которые невозможно не узнать как в себе, так и в соотечественниках.

Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.

Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут».

Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.

2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.

За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!

6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.

Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.

При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.

8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.

12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

 

 

Русский менталитет — Russia.com

Говоря об особенностях русского национального характера, нередко употребляют выражение «загадочная русская душа». Русский человек – нередко загадка, ведь в нем нередко уживаются самые яркие крайности. Всему миру известны русские неприхотливость и терпение, когда люди могут жить в чудовищных условиях нищеты и унижений. Однако, когда доведенное до отчаяния население поднимается на бунт, оно идет до конца. Безрассудная смелость и жертвенность ради «общего» (прежде всего, Родины, народа) – очень русская черта.

Сфера интересов русского человека лежит вне материальной плоскости этого мира. Поэтому отношение к деньгам, к бизнесменам – от недоверчивого до негативного. Ведь главное – это душа, доброта, правда, а «через золото слезы льются», согласно одной русской пословице. Интерес к духовному, к глубокому смыслу мироздания проявляется и в любви к философским разговорам и спорам. А русская неулыбчивость – на самом деле проявление искренности, ведь русский человек не хочет обманывать окружающих и мир «дежурной» улыбкой.

Русский человек верит в свою мистическую удачу. Многие вещи (а порой и самые невероятные изобретения) получаются именно потому, что кто-то верил в чудо и пошел на недопустимый при более рациональном подходе риск. Чисто русское понятие «авось», то есть «а вдруг получится?!» – очень ярко иллюстрирует подобное мнение. Хладнокровное планирование и подсчеты – не для русской нации, ее толкают вперед гениальные озарения и нестандартное мышление. Вместе с тем, ценится и трудолюбие – но не прилежание в ожидании выгоды, а искренняя любовь к своему делу.

Русские – люди «общего», преобладающего над частным. Им очень важно, как они выглядят со стороны, что у них все не хуже (но и не лучше!), чем у других. Выскочкам приходится непросто, ведь их инстинктивно стремятся «задавить» не только из-за их успешности, но и из-за простого отличия от других. И наоборот: к сирым и убогим русский народ всегда был жалостлив, и нищим неизменно подают милостыню. А русское гостеприимство уже стало притчей во языцех: ведь даже если гость не слишком желанный, к его приходу обязательно накроют богатый стол. Что уж говорить о гостях желанных?

Особенности российского менталитета в культурно-исторических проявлениях
Русские купцы договора не подписывают.

Русские купцы договора не подписывают.

В философско-антропологических учениях человек рассматривается, как правило, отвлеченно от какого-либо типа национальной культуры. Между тем природа человека допускает уникальные особенности, выделяющие его как представителя той или иной нацио­нальной культуры. Общие для всех людей качества проявляют себя по-разному, когда одно из них приобретает ни просто верховное, державное значение, но и в таком своем значении выглядит специфично, отражая сущность природы человека, принадлежащего к известному культурному образованию.

К какому приему можно прибегнуть, чтобы попытаться осмыслить феномен рус­ского человека, сущность его природы, особенности нравственно-психологического укла­да?

Представление о важнейших свойствах русского менталитета можно попытаться по­лучить из опыта русской истории и культуры. Оговорюсь сразу, что само понятие культуры в отношении России употребляется мной достаточно условно. Речь должна идти не о куль­туре как таковой, но об особом типе духовности, который и в своем идеальном содержании и в своих проявлениях глубоко антиномичен всяким культурным представлениям. Под сло­вом «культура» я понимаю накопленную в данном обществе сумму универсальных знаний и навыков, которые можно использовать в самых различных целях, но все эти знания орга­нично спаяны в одну систему со своеобразными моральными ценностями. Такая спаянность ни есть нечто само собой разумеющаяся. Она может быть очень слабой или отсутствовать вовсе. Еще славянофилы замечали, что в России существует глубокая антитеза между рус­ским типом духовности и культурой. Такое обстоятельство, на мой взгляд, имеет не только негативное, но и позитивное значение.

Общественные процессы позволяют достаточно хорошо выявить «истинно человече­ское», а в нашем случае «истинно русское». Своего рода путеводителем, направляющим наше внимание при обращении к отечественной истории и культуре, будет служить спор славянофилов и западников, начавшийся, как известно, в России в 40-х годах XIX в. и про­должающийся в наши дни.

Вспомним сначала, что согласно славянофилам Россия должна исторически разви­ваться самобытно, следуя своим духовным традициям. Пытаться европеизировать страну не только бессмысленно для нее, но и губительно. О каких самобытных традициях, образую­щих пропасть между Западом и Россией, может идти речь?

В первую очередь следует сказать о решительном возвышении милосердия над спра­ведливостью. Если на Западе человек будет отстаивать свои права из принципа, то назван­ная особенность русского типа нравственности делает русского очень инертным и снисхо­дительным, всепрощающим даже тогда, когда активных действий требует насущная необ­ходимость, просто инстинкт самосохранения. Следующим качеством, отличающим нравст­венно-психологический тип русского человека, можно назвать его нелюбовь к формализму, в том числе к правовому. Русским свойственно импровизировать закон. В России формаль­ные соглашения не любили купцы, которые, заключая договор о сделке, часто, что называется, били по рукам, доверяясь данному партнером слову, не любили и крестьяне, никогда не признававшие юридических правил поведения, а руководствовавшиеся в своей жизни обычаями и традициями.

Нелюбовь русских к формализму можно заметить уже даже по тому, как мы общаемся. В России принято общение «по душам», т.е. простота и правдивость в разговоре с собе­седником. Делиться личными переживаниями, иногда с первым встречным, это для нас норма. Отмечая такую особенность нашего поведения, европейцы говорят, что у них люди принципиально стараются держать дистанции между собой. Формализм ими блюдется как подстраховка в личной жизни.

Правовая культура — вопрос, на котором стоит остановиться чуть подробнее. В пра­вовом сознании западного индивида живут убеждения, родственные его нравственному миру. Но это не значит, что развитое правовое сознание является само по себе критерием высокой нравственности. К нравственным этическим принципам, способствующим эффек­тивному функционированию права, следует отнести приоритет справедливости над мило­сердием и эгоистическое самопринуждение. Нравственное содержание наличествует в лю­дях в разной степени. Справедливость выше милосердия, но не всегда превыше всего. Когда мы говорим о правовой этике, речь должна идти о том, что именно из нравственных качеств преобладает в человеке. Так, приоритет справедливости над милосердием, а не наоборот, будет отвечать такому правовому принципу, как равномерное воздаяние за содеянное. Пра­вовые нормы, призванные, как хорошо показал Б.Н. Чичерин (Чичерин Б.Н. Нравственный мир // Русская философия права: философия веры и нравственности. (Анто­логия). СПб.: Алетейя, 1997. С.81-110.), защищать прежде всего личный интерес, при условии определенного его ограничения, совпадают с такой этической нормой, как эгоистическое самопринуждение. Не прогресс нравственности привел людей на Западе к правовому строю, но последний удерживает их от нравственного регресса.

Западный человек может нарушить закон, но, во всяком случае, его менталитет дела­ет его более иммунизированным от такого желания, чем русского. Русский же поступает согласно правовым требованиям только для того, чтобы избежать неприятностей, посколь­ку его нравственные мотивы, как правило, выходят за рамки формального права. При этом существует одна опасность. Если в обществе процветает правовой скептицизм при отсутст­вии этического эквивалента, тогда общество деградирует в нравственном отношении. В Японии таким эквивалентом являются так называемые гири, т.е. традиции и обычаи. В Ко­рее это буддийская этика. В Китае — конфуцианская культура с ее принципом внешней целесообразности. В России такой замены нет. Православная этика решительно утверждает милосердие и любовь, всепрощение как принципы межличностных и общественных отно­шений. Но любое гражданское общество предполагает своим основанием социальную спра­ведливость, а не любовь и сострадание. Правовая система развитых правовых государств имеет свое основание в сознании живущих там людей. Это люди, которые все оценивают исходя из своих личных интересов. Эгоизм в этом мире есть норма жизни, но эгоизм обла­гороженный или, по выражению Маркса, сдержанный. Он находит поддержку в юридиче­ском праве, призванном прежде всего охранять круг личных интересов граждан. В России всегда существовал примат общего над личным как один из критериев русского типа нрав­ственности, русской духовности. Уродливые формы, которые принимает сегодня индиви­дуализм в России, показывают, что его нет в традициях русской культуры.

Торжество принципа внешней целесообразности в западной культуре чрезвычайно плодотворно сказалось на практической стороне жизни. Достижение какого-либо результа­та должно быть максимально облагорожено, как и сам результат. Так, например, еще сред­невековый мастер тратил время и силы на то, чтобы изготовить искусное клеймо на внут­ренней части замка, которое, как он знал, никто не увидит. Существующие сегодня в России немецкие поселки снабжены водопроводом усилиями самих поселенцев. Важно не просто получать воду, но делать это максимально удобно. Русские в соседних поселках, презрев такое удобство, будут носить воду на руках с помощью ведер. Они понимают, конечно, что и как можно сделать, чтобы облегчить свой труд, но русским несвойственно прилагать спе­циальные дополнительные усилия ради того, чтобы избавить себя от внешних неудобств, которые в их представлении, в общем, терпимы. Внешние бытовые неудобства, встречаю­щиеся сплошь и рядом в России, есть не результат случайных обстоятельств, а результат специфики русской культуры.

Можно утверждать, что благоприятные условия какой-либо деятельности не являют­ся для русских ее атрибутами. Потому русский будет эффективно работать в таких услови­ях, в которых европеец работать с таким же результатом не сможет. Полуголодные русские рабочие в годы Великой Отечественной войны работали за станками зимой под открытым небом, перевыполняя норму. И сегодня, в мирных условиях, русские люди работают за пла­ту, которая едва позволяет им не голодать. Значение такой особенности русской ментально­сти для экстремальных ситуаций переоценить нельзя.

Когда мы говорим о духовных традициях какого-то народа, то имеем в виду те убеж­дения людей, которые освящены в их сознании, укоренены в их нравственно­психологическом укладе. Что-то здесь, по выражению А.С.Хомякова (Хомяков А.С. «Семирамида» // Хомяков А.С. Соч. в 2 т. Т.1. Работы по историософии. М., 1994. С.15- 446.), является высшей точкой всех его (народа) помыслов и желаний. Это некий идеал, который в отношении рус­ского народа можно сформулировать примерно так: если жить хорошо, то жить хорошо всем. У американца его идеальное стремление может быть выражено следующим образом: жить так, как я хочу. Американская эгоистичная идея получает ограничение в таком миро­устройстве, как демократическое правовое государство, обеспечивающее сохранение при­мата личного интереса любого из граждан над интересом общественным, но не дающее вы­литься личному эгоизму в нарушение прав других. Это и есть собственно культурный под­ход, когда ограничивается, облагораживается естественное и некрасивое. Русская идея, ко­торая прекрасна сама по себе, привела к деспотизму. Этика любви и милосердия не может возвышаться над этикой закона в человеческом обществе. Если политическая власть ставит перед собой цель реализации абсолютных, ничем не ограниченных ценностей, тогда и при­нуждение становится неограниченным, поскольку не закон, а такие ценности превыше все­го. Конечно, при деспотизме любовь и милосердие становятся совершенно отвлеченными понятиями. Пожалуй, первым из русских философов осознал это Вл. Соловьев (Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т.2. М.: Мысль, 1990. С.635-762.).

Насильственная европеизация страны Петром I не сделала Россию Европой, не вы­травила из России духовное содержание, обеспечившее в будущем победу большевиков. Феномен большевизма в России некоторые современные исследователи-патриоты объяс­няют инфекционным заражением, а источником инфекции называют Запад. Но для того, чтобы организм начал болеть, необходимо взаимодействие инфекционных бактерий и орга­низма. Если на Западе коммунизм с его учениями тяжелых последствий не имел, то в Рос­сии коммунизм пришелся как огонь к хворосту.

Сегодня мы освободили себя от внешнего насилия, отринув, казалось бы, идею, ко­торая помогала такому насилию осуществляться, но в нас не рождается иное достойное со­держание. Мы продолжаем мечтать о государстве, которое само по себе будет заботиться о людях, которое можно будет любить и уважать. В русских простых людях нет понимания того, что государство не может быть справедливым без контроля со стороны самих граж­дан, без наличия гражданского общества, способного поставить перед государством свою волю как закон. Вообще русскому тяжело основать свое благополучие на справедливости. Русским нужна, прежде всего, не социальная справедливость, а полюбовное идеальное со­глашение. Если русского поставить в ситуацию, которая даст ему возможность почувство­вать себя судьей, и он будет волен наказать по справедливости или простить, то скорее все­го он простит.

В конце XVII в. Россия подошла к краю пропасти и чтобы сохранить себя, должна была начать развиваться вопреки своему духовному укладу. Реформы Петра I не могут быть оценены однозначно уже потому, что, будучи необходимыми для внешнего мироустройст­ва, для традиций русского духа они были чужими и лишними. По меткому замечанию А.Толстого (Толстой А. Один день из жизни Петра // Толстой Алексей. Избранное. М., 1984. С.25-42.), Петр не вывел Россию на европейский двор как равную среди равных, а вытащил ее туда за волосы, излупив до крови. Россия стояла среди европейских дам в неле­пом для себя наряде, вытирая кровь рукавом и дико озираясь, вызывая страх и неприязнь. Но Россия выжила и заставила считаться с собой других. Феноменально терпеливый рус­ский народ построил государство, чрезвычайно крепкое внешне, но лишенное прочной внутренней связи. Страна выросла и окрепла как государство, но то оформление общест­венной жизни, которое стало получать русское общество, никак не отвечало его внутренне­му миру, его душе.

Такое противоречие внешнего и внутреннего присуще русскому человеку. В нем живет мечта о земном рае, не требующем строгого оформляющего начала, необходимого для любо­го исторического развития. Такую мечту обоснованно попытались выразить еще славянофи­лы. Ошибочно думать, что они говорили о какой-то особенной форме государственного уст­ройства как о самом заветном. В своих желаниях они шли гораздо дальше. Славянофилы во­обще отрицали всякую форму, всякое государство как цель. Государство им виделось только средством, которое до времени следует сохранить и которое поможет прийти к идеальному общественному мироустройству. И это были планы не о небесном, но о земном.

Русский человек, каким его создала природа, за призрак счастья, за журавля в небе готов пуститься во все тяжкие и обречь себя на годы страданий и великие несчастья. И это действительность, которую надо принять. Почему-то, рассуждая о судьбе России и пытаясь увидеть выход из неудачно складывающейся истории, считают само собой разумеющимся, что такой выход есть и его нужно только найти. Куда больше оснований полагать, что Рос­сия едва ли перестанет быть страной «униженных и оскорбленных». Простые русские лю­ди, не разучившиеся доверять своим непосредственным переживаниям, пессимистично смотрят на свое будущее в отличие от ученых, черпающих свои суждения из книг.

Многие русские мыслители, показывая негативные черты русского менталитета, го­ворили о необходимости их исправления. Любой нации свойственна определенного типа духовность, которая во многом обуславливает ее тип культуры. В определенной степени любая культура должна быть консервативна, что позволяет нации сохранить ее лицо. В то же время любая культура должна исторически развиваться во всех своих аспектах. Факто­ром такого развития является содержание существующих духовных традиций. В противном случае народ обречен на историческое прозябание, какими бы внешне эффектными явле­ниями периодически не давала о себе знать его история. В такой стране всегда будет что-то начинаться, но начатое никогда не будет получать определенного завершения…

Клуб distant-nik Как разобраться в себе и в людях

особенности, черты, отличия человека, народа

Менталитет – похожий склад ума одной и той же категории лиц.

Менталитет простым языком

Каждая страна представляет нам общество людей, проживающих на одной и той же территории. Такая группа и есть нация. Каждый относится к определенной нации. Это образует общий национальный характер. Народный тип мышления гораздо сильнее проявляется не в одной личности, а в группе. Определено любой человек имеет своих тараканов, но отличить француза от китайца не составит большого труда. Речь идет далеко не о внешности, а об отношениях данных рас к миру. Собрав все выше сказанное в кучу, мы получаем менталитет.

Русский человек

Прежде чем нам предстоит разобраться, что же такое этот «северо-восточный менталитет», расскажем вам об его представителях. Какой человек является по-настоящему русским? И что делает его таковым? Однозначно его нутро и мировоззрение. Не обязательно иметь стандартную для этой нации внешность, достаточно жить там, чтобы понимать живых вокруг тебя. Поэтому русским человека делает именно его окружение. Для более правильного ответа на поставленный ранее вопрос, приведем пару фактов о «нутре обычного смертного».

68% населения России считают себя патриотами. Огромная цифра, учитывая, сколько народов, помимо огромной нации уживается на территории федерации.

Особенность характера каждого представителя обычного жителя это – сочувствие. Масштабным примером является помощь беженцам из Украины и огромная помощь Сирии со стороны постсоветского парламента. Но это только государственная сторона. Что же на счет обычного, не вовлеченного во всю эту политику, человека? Многие жители страны – огромной души люди. Определенно каждый имеет проблемы, как серьезные, так и мелкие. Но они требуют не только сострадания, но так же решения. Будь это прикрутить перегоревшую лампочку на кухне или сходить больной соседке за лекарствами. Для любого обычного русского – это не труд. Вряд ли они пройдут мимо чьего-либо горя, зная все его тяготы…

Россияне – очень любопытные. В случае чего, они часто спросят что, да как. Поэтому ничего странного нет в том, что каждый ваш сосед знает про вас фактически все.

Неприятие индивидуализма. Каждому прожившему хоть один день известно, что человек, словно волк, всегда сам за себя. Но многие россияне относят себя не к волкам, а наоборот, к стаду. Им легче придерживаться мнения другого человека, чем высказать свое. Конечно, многие любят поспорить, правда, доказывают они не свою точку мнения, а навязанную.

Доля СССР в каждом из нас. Прошлое столетие сыграло огромную роль на характеристике русского. Особенно это заметно в более взрослых, ведь они еще и до распада пожить успели. У каждого из таких жителей есть в голове чисто советские обычаи и привычки. И в точности все хоть раз употребляли фразу «В Советском Союзе такого не было» или «Раньше было лучше». Но было ли лучше?

Русский менталитет

Разобрав все по пунктами и полочкам для большего понятия, мы можем поговорить о главной теме данной статьи. Часто говоря об особенности характера, общество использует выражение «загадочная русская душа».

Люди в России являются поистине терпеливыми. Многие живут в бедности, работая за пару копеек, выполняя сложную и тяжелую работу. В основном это делается для обеспечения семьи финансами. Для этого народа не самое главное, сколько вы имеете денег, ведь наверняка его представитель не самый богатый. И в какой-то степени это даже плюс. Не живя на широкую ногу, начинаешь замечать другие богатства и людей вокруг себя. Именно поэтому для русского народа самое важное это доброта, отзывчивость, умение слушать и слышать. Примером глубокого познания всех нелегкостей жизни являются душевные разговоры на самой обычной кухне любого дома. Выходцам огромной державы не важна обстановка. Они сами создают уют, неподдельный уют вокруг себя и других…

Многие приезжие часто отзываются о русских людях, как об очень угрюмых и несчастных. Данные слова обусловливаются отсутствием улыбки на лицах людях. Но это не правда. Русские не дарят свою улыбку всем, кому попало. Это никак не знак угрюмости. Наоборот! Это знак искренности. Ведь лучше вам не будут улыбаться вообще, чем делать это с огромной натяжкой и комом в горле.

Славянская душа предрасположена не только к вере во что-то высшее, но также к вере во что-то потустороннее. Так многие люди верят в свою удачу, судьбу, в приметы, обычаи. Все это создает менталитет. Ведь, какие-никакие вычисления образуют у среднего славянского человека нестандартный склад ума и мышления. Каждый народ имеет разные приметы, кто-то придерживается им больше, кто-то меньше. Русский точно отнесут себя к первому! Невольно вздрагиваешь, когда черных кот переходит дорогу, хоть в глубине души и понимаешь, что все это далеко нелепость, ведь вряд ли этот пушистый комок сможет обречь тебя на несчастье.

Многие русские притворяются, им всегда важно как они выглядят со стороны. Печально осознавать, но многие видят в себе больше плохого, чем хорошего, даже если это и не является правдой. Россияне как никто другой отлично понимают значение слова тоска. Многие из них одиноки. А как известно, грусть воспитывают в себе нежеланную пассивную агрессию. Они копят злость внутри себя, выплескивая ее в случае огромного накопления при удобном случае. Если кто-то по чистой случайности наступит вам на ногу в какой-нибудь другой стране, то этот человек обязательно извинится перед вами. Но в России не удивительно на данный случай получить еще и кусок непонятной злобы, вроде «Смотри под ноги!». И это печально. Будем смотреть правде в глаза, россияне далеко не злые, они просто несчастные.

Русский человек – плохой человек?

Безусловно, подводя итоги, нельзя засунуть абсолютно всех под одну гребенку. Каждый индивидуален. Но хоть одно утверждение, что было выше перечислено, отнесет под себя какой-нибудь русский, читающий эту статью. Славянский народ далеко не злой, его просто надо понять и изучить. Русские подарили миру прекрасную и богатую литературу, открытия, даже первое исследование космоса тоже стояло за ними! Это бесспорно талантливые и умные люди.

Россияне – не обязательно должны быть русского происхождения. Не происхождение играет роль в характере человека, а именно менталитет, который складывают вокруг себя общество.

Русский менталитет — Russia.com

Говоря о русской национальной личности, люди часто употребляют фразу «русская мистика». Русский человек часто остается загадкой, потому что многие крайности связаны в его душе. Весь мир знает русскую скромность и терпение из тех случаев, когда люди жили в ужасных условиях нищеты и унижения. Однако, когда отчаянное население восстает, оно идет до конца. Безрассудное мужество и жертва ради «общего» (особенно Родины и нации) — очень русская черта.

Российская сфера интересов вне материального мира. По этой причине их позиция в отношении денег и бизнесменов варьируется от недоверчивой до негативной. Для них главное — душа, добро, правда, и «золото заставляет тебя плакать», как гласит одна русская пословица. Интерес ко всему душевному, к глубокому чувству вселенной проявляется в любви к философским беседам и спорам. А русский по сути не является результатом искренности, потому что русские люди не хотят обманывать других «социальными» улыбками.

россиян верят в свою мистическую удачу. Многие вещи (а иногда и самые невероятные изобретения) достигают успеха только потому, что кто-то верит в чудо и рискует иррациональным риском. Существует уникальная русская концепция «возможно», которая означает «возможно, она вдруг сработает ?!» »И ярко иллюстрирует их менталитет. Холодное планирование и расчеты не для русских людей, их толкают блестящие идеи и нестандартное мышление. Однако они ценят амбиции и трудолюбие — искреннюю любовь к работе, но не стремление к прибыли.

россиян — люди «простых», доминирующих над «частными». Для них очень важно, как их видят другие люди, и быть такими же хорошими людьми. У социальных альпинистов нелегкий путь, потому что люди инстинктивно пытаются навести их не только из-за своего успеха, но и из-за отличия от других. И наоборот, русские всегда сочувствуют бедным и нуждающимся людям и дают им милостыню. И русское гостеприимство уже стало общеизвестным: даже для неприветливого гостя предоставляется богато обставленный стол.Так что же может ожидать желанный гость?

,

Менталитет россиян

Россия всегда была страной, расположенной между Востоком и Западом. Русский человек неоднократно спрашивал себя, был ли он человеком Запада или еще более стихийным Востоком. Философы решили этот вопрос по-своему. Многие из них даже заговорили об уникальном положении страны, которая имеет свой уникальный путь. Менталитет россиян сложно сравнить с менталитетом соседних стран, как западных, так и восточных. Конечно, он может найти что-то общее с каждой из сил, однако в русской душе есть нечто, что не поддается простой классификации.

Менталитет русского народа формировался веками. Географические координаты страны и новая религия (православие) оказали на него влияние. А русский человек в основном православный, потому что он отражает догмы своей веры. Особенности русского менталитета можно найти не только в образе мышления, но и в образе самой жизни. Западный мир предельно прост, существует тройственное разделение вселенной: божественный мир, демонический мир и мир людей.Поэтому люди, живущие на Западе, стремятся что-то сделать в этом мире. У русского человека вселенная бинарна: божественная или демоническая. Этот мир считается темным царством, данным князю тьмы. Каждый день люди видят несправедливость и несовершенство.

В русском менталитете всегда максимализм. И это желание приводит либо к созданию идеального мира здесь и сейчас (революции), либо к полному самоуничтожению и аскетизму. Русские люди в основном аполитичны.Тем не менее он остро осознает недовольство властей. Справедливость по-русски означает равенство и братство. А поскольку идеалы неосуществимы, мир находится во власти злых сил. Вместо того, чтобы что-то делать (как это принято во всех капиталистических странах), русские будут лучше в аскетизме.

Менталитет россиян, сформированный православной религией, не готов идти по пути рыночной экономики. Лишь немногие могли смириться с тем фактом, что самоуничтожение не приведет ни к чему хорошему.Россия богатая страна. И в то же время россияне продолжают жить хуже европейских народов. Это парадокс, над которым специалисты ломают голову из года в год. Большое влияние на менталитет россиян оказало соседство тюркских племен. Сами славяне были миролюбивыми людьми, гостеприимными и кроткими. Путаница славян с турками породила склонность к меланхолии, депрессии, жестокости и веселью. Так родился противоречивый темперамент россиян, в котором соседствуют крайности.Самая восточная черта менталитета русского народа проявляется в его коллективизме и отношении к власти.

Власть для русских священна, она дана сверху. Власти должны подчиняться. Однако, как только в душе рождается бунт, русский человек готов все разрушить. С древних времен история приводила до наших дней случаи беспорядков и восстаний. Русскому человеку стоит увидеть в образе царя князя тьмы, и начинается священная революция.Однако сильные государи всегда могут успокоить своих подданных. Коллективизм россиян проявляется не столько в мирное время, сколько в период войн и катастроф. Здесь вы найдете не только удивительную взаимопомощь среди людей, но и стойкость. Бывают случаи, когда жители российских городов до последней держали оборону без какого-либо контроля со стороны военных чиновников. Это поразительный факт, который свидетельствует не только о высоких основах коллективизма, но также о патриотизме и гражданственности.Кстати, русскому национализму не присуща форма, в которой он проявился в ряде западных стран. Гражданство этого народа имеет совершенно иную основу.

,

Русский менталитет и его особенности

Русский менталитет имеет некоторые особенности, как правило, не типичные для европейцев. В этой статье я расскажу вам о худших чертах русского языка. Знать их полезно, по крайней мере, для того, чтобы предотвратить это в себе.

Я хорошо знаком с темой статьи: я родился в России и жил в ней несколько десятилетий. Однако, благодаря хорошему образованию, которое дал мне моя мама, и личным качествам, описанным ниже, я, к счастью, не обладаю.

Худшие черты русского менталитета

Стадо

русских стад и это проявляется во всем. Индивидуальность, собственное мнение и независимость мышления — это то, что преследуется в России всеми средствами, независимо от закона. Стадо — это животный инстинкт, который дает россиянам иллюзию защиты, иллюзию самоуважения и избавляет от необходимости жить умом и принципом, чтобы снова думать.

Как таковое, человеческое стадо также опасно, потому что оно стирает страх индивидуальной ответственности за некоторые из их действий.

Ложь и Хитрость

Ложь и хитрость давно стали неотъемлемой частью русской природы. В той или иной форме эти качества проявляются во всех сферах российской действительности. На государственном уровне (в том числе в выступлениях российских политиков) и в СМИ все буквально пропитано этой грязью.

россиян лгут, в том числе публично, даже тогда, когда их ложь очевидна. Более того, спорить с ними бесполезно, а также приводить аргументы и доказательства, подтверждающие их противоправность.При обсуждении с русскими, особенно публичных дискуссий на темы политики и российской истории, вы столкнетесь с агрессией и отсутствием малейшего намека на культуру диалога; молчать о неприглядных, в том числе общеизвестных фактах; игнорирование неловких вопросов и комментариев оппонентов; с очевидными безумными иллюзиями и безумием. Помните, что в публичных выступлениях и публичных дискуссиях каждое слово и действие россиян подчиняется реализации определенных задач, обычно связанных с пропагандой.

Русским нельзя доверять, даже когда они замаскированы, пытаясь представить себя такими, какими они не являются, а именно: честных, адекватных, здравомыслящих, вежливых, спокойных и уравновешенных людей.

Проблемы с психическим здоровьем и здравомыслием россиян настолько велики, что многие из тех россиян, которые сохранили даже остатки здравомыслия, готовы эмигрировать из России практически куда угодно, только не для того, чтобы жить в стране, населенной больными, агрессивными, общительными. накипь.

Нельзя верить русским и в личных беседах с ними.Русские с детства промывают мозги, прививая им искаженную версию реальности. Русские готовы отстаивать любую ерунду, которую им когда-либо внушали. Более того, мы не должны забывать, что людям (в том числе и русским), как правило, легче верить в вопиющую ложь и бессмыслицу, чем пересматривать собственное мировоззрение, сталкиваясь с крайне непривлекательными фактами. Не стоит забывать и о достаточно серьезных проблемах со здравомыслием и психическим здоровьем большинства населения России.

Знаете ли вы, что на многих российских телеканалах пропаганда «циркулирует» ежедневно и в больших количествах? Все новостные программы пропитаны этой грязью. Однако это не только в новостях.

Русские особенно любят искажать исторические факты, обвиняя другие страны в преднамеренном искажении исторических фактов. Как я уже упоминал выше, все неудобные факты неверно истолковываются или игнорируются россиянами.

Русские также не осмеливаются приписывать своей стране и так называемому народу достижения других людей, к которым они на самом деле не имеют никакого отношения.Поэтому россияне любят говорить: мы создали это, изобрели это, написали такую-то книгу. Тем самым приписывая своему стаду скота индивидуальные достижения других людей. Это особенно вопиюще, когда речь идет о творениях тех людей, которые эмигрировали из России и неоднократно заявляли при жизни, что не имеют и не хотят иметь никакого отношения к России и ее населению. Однако приписывание иностранных заслуг своей стране и ее населению проявляется и в других (очень разнообразных и сложных) формах.

Зависть

Еще одной характерной чертой россиян является зависть. Если вдруг русский узнает, что ваша зарплата больше чем на один доллар больше его, или вы живете немного лучше его, то он, скорее всего, будет вам завидовать. И с завистью с высокой степенью вероятности дело не будет ограничено, он будет ненавидеть вас и пытаться причинить вам вред. При этом он будет делать все это в тайне, стараясь поддерживать с вами хорошие отношения.

Зависть можно найти, конечно, не только среди россиян, но у них это проявляется наиболее ярко и полно, к тому же для россиян это норма.

Агрессивность

россиян крайне агрессивны и нетерпимы. Все может быть причиной проявления агрессии со стороны россиян. В то же время, если вы живете в России, вам придется защищаться от всех проявлений агрессии. Закон в России практически не работает. Более того, мне известны случаи, когда российская полиция грабила иностранных туристов и совершала другие преступления.

Отвращение

Помимо прочего, русские являются мощным источником грязи.

россиян часто используют ненормативную лексику. В то же время многие жители России не ругаются матом, а разговаривают с ними.

Еще одной отличительной чертой россиян является постоянная угроза сексуального насилия, в том числе в очень извращенных формах. Таким образом, россиянам угрожают по любой причине и любому человеку, независимо от пола и возраста, лично и заочно. В то же время абсолютно нереально привлечь виновного в совершении таких угроз к уголовной или административной ответственности в Российской Федерации.

Сексуальных извращенцев, кстати, в России достаточно.

россиян также своеобразны: вульгарность, подлость, недостаток культуры и многое другое. Русские любят стараться показать себя культурными и здравомыслящими людьми. Однако это всего лишь ширма, за которой стоят отвратительный скот и мрази, подобных которым я не видел ни в одной стране планеты.

Все, что описано в четырех параграфах выше, имеет свои корни. Таким образом, с начала революционных событий в России и за последнее столетие было сделано все, чтобы уничтожить интеллект и культуру, а также их носителей.В то же время инстинкт стада, грязь, глупость, подлость и другие базовые и мерзкие человеческие качества из числа возможных были поощрены и поддержаны. Причина проста — тупой стадный скот легко контролировать, как того требует советское (а теперь и российское) правительство.

Заключение

Итак, вы узнали, как «красивые» люди русские. Хотите узнать больше о России и ее населении? Посетите другие страницы моего сайта.

,
Российский менталитет: неопределенность и фатализм

19 марта 2002 года в информационном агентстве «Росбалт» Зинаида Сикевич, известный социолог из Санкт-Петербурга, представила свой аналитический доклад «Десять лет реформ в России, увиденные ее гражданами». Материалы, представленные г-жой Сикевич, касались специфики российского и петербургского общества. Ниже приведена сокращенная версия этого отчета. Говоря о менталитете России, нужно учитывать, что он был насильственно сломлен дважды за последнее столетие.Впервые это произошло во время «модернизации» и «формирования советского человека» большевиками. Затем, в конце 1980-х, сознание советского человека было быстро преобразовано, чтобы вписаться в либеральную модель ценностей.

Образно говоря, русский менталитет похож на двухслойный торт. Большевики разрушили предшествующие политические институты России и хитро приспособили повседневные представления людей к новой реальности. Они внушали уму приоритет «трудового коллектива» над индивидуальными интересами и идею равенства как эквивалента нивелированного распределения доходов.Русская православная христианская самоидентификация трансформировалась в классовую самоидентификацию, а вера в Царство Божье была заменена верой в неизбежное наступление коммунизма. Вот почему сейчас системе либеральных ценностей противостоит не только советская, но и традиционная российская психология.

Суть традиционного и в основном бессознательного российского мировоззрения — вера в благоприятную судьбу и надежда на то, что все «как-то получится».Вот почему 83,6% всех респондентов в опросе, проведенном в Санкт-Петербурге в 2000 году, согласились со старой поговоркой «все, что сделано, к лучшему», выделив ее из 42 предложенных пословиц. Эти слова являются квинтэссенцией типичного русского оптимистического фатализма, сосуществующего с пассивностью и невмешательством в жизнь, которая происходит, как будто «все само собой», в то время как люди думают: «Все, что я могу сделать, — это надежда» или «Давайте надеяться на удачу» ». Эта позиция является полярной противоположностью базовой опоре на индивидуальную инициативу, типичную для протестантской этики, согласно которой человек должен строить себя и свою жизнь.

Другим основным элементом русского менталитета является своеобразная интерпретация ценности свободы воли, понимаемой как неограниченное самоутверждение без учета кого-либо еще. В русском менталитете фатализм и будет непрерывно конкурировать и все же, как это ни парадоксально звучит, скорее дополнять, чем противопоставлять друг друга. Я полагаю, что это наследственные мифы, объединяющие социальные формы коллективного бессознательного, в которых заложены сознательные ценности, идея нормы и социальные ожидания.

Согласно результатам исследований, проведенных в период между 1996 и 2000 гг. Лабораторией этнической социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета, основными ценностями россиян являются: эгалитаризм, коллективизм как предпочтение группы в отличие от индивидуальной самоидентификации, патернализма и русской версии этатизма, то есть приверженности сильному консолидирующему государству.

Эгалитаризм интерпретируется как отказ от социального расслоения современного общества.Массовое сознание придерживается традиционного подхода к богатству. Из общего числа респондентов, принявших участие в опросе 1997 года в Санкт-Петербурге, 66,3% согласны с высказыванием «Честная работа не увеличит ваш запас». Контент-анализ ответов, включающих слова «социализм» и «капитализм», означающие русские формы этих двух экономических и политических систем, выявил, что 28,8% всех респондентов считают, что самой большой заслугой ушедшего режима было равенство между людьми, который некоторые из них назвали социальной справедливостью, а 29.6% сказали, что неравенство было самым большим недостатком существующей системы.

Для своих сторонников социализм представляет не только справедливость, но и «истинную свободу» и «счастливую жизнь», в то время как капитализм является для них призрачным обществом, где все не так, где вместо свободы есть только ее видимость, гражданские права, существующие на бумаге только и сама жизнь иллюзорна. В то время как прежняя система «поддерживала социальные гарантии для всех», как считают 12,3% респондентов, нынешняя, по мнению 6.9% — это «синекура воров», где «процветают только бандиты и воры». Кроме того, многие думают, что социализм означает «власть народа», существующую для людей и в интересах людей, в то время как капитализм — это «власть денег», то есть богатых.

Продолжая опрос, сторонниками нынешней системы являются все молодые люди, в основном высокообразованные, проживающие в Санкт-Петербурге. В провинциальной России очень много ностальгии по социализму. В городе Мичуринске Тамбовской области, где проводился опрос контрольной группы, 74.4% респондентов поддержали социализм и только 25,6% поддержали капитализм.

Равенство представляет собой «потерянный Эдем», где «все были вместе к лучшему или к худшему». Люди были «братьями», каждый из которых «ощущал локоть следующего человека». Неравенство плохо в том смысле, что оно освящает «эксплуатацию», «справедливость для избранных» и «презрение к бедным». То есть неравенство — это «Эдем для одних и ад для всех остальных». Использование библейских представлений показывает, что во всем их внешнем атеизме советский человек всегда оставался глубоким верующим, за исключением того, что Эдем для него был заменен коммунизмом с «большим количеством всего для всех».

Учитывая, что 10 лет — слишком короткое время для изменения базовых ценностей, легко понять, что мобильность социальных статусов и разделение людей на основе доходов, противоположное базовой ценности коллективизма, вызывают у многих людей чувство неуверенности и нестабильности их личной жизни. Интересно, что согласно результатам вышеупомянутого опроса, в котором народные пословицы использовались в качестве ассоциаций, 71% согласились с тем, что «мой карман скудный, но моя душа чиста», только 29% отождествляют его с противоположностью: «Деньги в моем кошелек заставляет меня приветствовать в любом месте на Земле ».Другой такой парой противоположностей было: «По копейке от каждого кормили нищего и богатого» (68,5%) и «Друзья идут вместе, но считают свои деньги отдельно» (31,5%). Представляется, что для жителей Санкт-Петербурга богатство несовместимо с моралью, и «равенство в бедности» является для них более нравственным, чем «неравенство в богатстве».

Патернализм понимается как ожидание отцовской заботы со стороны государства по отношению к своим обычным гражданам, которые играют роль детей и чья оценка состояния государства-отца зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно он функционирует как таковой.В общероссийском опросе 1999 года 84,7% респондентов считали, что государство должно распространять свою неослабную отцовскую заботу не только на детей, стариков и инвалидов, но и в равной степени на каждого гражданина. Это мнение оказалось универсальным, независимо от возраста, пола, уровня образования или места жительства респондентов. Почти две трети жителей Санкт-Петербурга (60,7%) считают, что финансовое положение семьи зависит главным образом от правительства, а не от усилий членов семьи.Только 30,4% всех респондентов имели дополнительные доходы, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге было много возможностей для инициативы.

Анализ содержания ассоциаций респондентов в опросе, проведенном в Санкт-Петербурге в 2000 году, показал, что 48,3% из них были возмущены государством как плохим отцом, потому что оно «не предоставляет работу людям» или «унижает людей» с безработицей ». Большинство респондентов, за исключением молодых бизнесменов мужского пола, имели базовый стереотип «хорошее» как «справедливое распределение доходов».

Согласно опросам, нынешний президент России воспринимается как добрый, но строгий отец, которого обманывают «плохие» коррумпированные чиновники. Что бы ни делал популярный лидер, для народа это оправдано тем, что он, как их отец, имеет право наказать или помиловать, как он пожелает. Традиция восприятия лидера таким образом восходит к Петру Первому. Если в дореволюционной России для того, чтобы дворяне делали карьеру или чтобы крестьянин выживал, им приходилось «прислушиваться к своему начальству» и «быть лояльным», то в СССР то же самое называли «трудовой дисциплиной».

Социологи говорят, что советская система позволила гражданину оставаться социально инфантильным. С другой стороны, теперь социальная восходящая мобильность и финансовое благополучие человека напрямую зависят от его индивидуальной инициативы. И именно поэтому так много граждан чувствуют себя несчастными, как дети, брошенные родителями. Для того, чтобы это изменить, может потребоваться гораздо больше времени, чем просто привыкнуть к социальному неравенству.

Этатизм тесно связан с патернализмом и является особым восприятием государства как великой державы, обеспечивающей, прежде всего, национальную консолидацию.Для русского человека великой консолидирующей силой государства является рационализация своего рода этнических чувств. В исследовании под названием «Национальное самосознание русского народа», проведенном по методу свободных характеристик с последующим контент-анализом, концепция ценностей, относящихся к историческому прошлому, использовалась как «указатель» на «историческую память». и косвенное указание модальности ориентации на консолидирующееся государство.

Выяснилось, что для респондентов Великая Отечественная война была центральным событием их истории (59.8%) бесконечно гордится государством и народом. Только для 2,1% жителей Санкт-Петербурга война была связана с трагедией осады Ленинграда и горечью потерь. Характерно, что о войне помнят не только те, кто жил тогда, но и молодые (37,1%). В дореволюционной истории России величайшим событием, о котором так говорили 10,6% респондентов, была Отечественная война 1812 года. Две войны были связаны не только с героизмом тех, кто воевал в них, но и с чувством национальное единство.

Таким образом, история служит своего рода компенсацией за то, что людям не хватает в повседневной жизни. Каждый пятый или шестой человек воспринимал Россию не как колыбель нации и место рождения многих великих поэтов и ученых, а только как великую сверхдержаву. Около 5% жителей Санкт-Петербурга ответили, что они гордятся всеми без исключения военными победами России, от ледовой битвы до падения Берлина. Память о великих победах словно смягчает национальную обиду, возникшую в результате распада СССР, который до некоторой степени св.Жители Петербурга (11,3%) были самыми горькими потерями среди всех остальных последствий перестройки.

Ностальгия по прошлому великой сверхдержавы России для 14,7% респондентов также является бессознательной компенсацией за истинное или воображаемое унижение перед Западом. Людям стыдно за гроши, брошенные им Международным валютным фондом. Их раздражают магазинные вывески на иностранных языках и позиция российского лакея перед Западом, что в русском сознании является противоположностью того, чтобы быть сверхдержавой.Вообще, для русских Запад — это не географический термин, а эквивалент какого-то духа, образа жизни, стиля поведения и способа самореализации, который «не наш». Этот подход также восходит ко времени Петра Великого. В наше время позиция по отношению к мифологизированному Западу разделяет наше общество на две части.

Во время ассоциативного эксперимента в 2000 году с участием 783 респондентов было выявлено заметное символическое расстояние между Западом и Россией, мифологизированный Запад скорее воспринимался как «зло», чем как «добро».Чтобы получить символические ассоциативные линии, были предложены два незавершенных предложения: «Для Запада Россия — это» и «Для России — Запад:». Это привело к следующим модальным ответам: Для Запада Россия — это: сырье основа (9,5%), дойная корова (6,8%), загадка (6,5%) и кормушка (5%). Соотношение между отрицательным и положительным ответом составило 93,2% к 6,8%. Для России Запад — это враг (14%), экономическая помощь (11,5%), плохой пример (10,9%) и школа жизни (8,5%). Соотношение между отрицательным и положительным ответом составило 69.От 7% до 30,3%.

Сравнивая эти ответы, мы видим, что «мы» считаем, что «их» отношение к «нам» так же плохо, как «наши» к «им», если не хуже. С другой стороны, демонстрируя негативное отношение к Западу и дистанцируясь от него, мы все же не возражаем против использования финансовых ресурсов Запада (чтобы: «Запад есть», были ответы типа «спасатели, когда нам нужно»). их «или» бездонный мешок денег «). Примечательно, что сочетания диаметрально противоположных ответов, таких как «враг» и «надежда на развитие» или «опасная приманка» и «спасательный круг» в ответах тех же респондентов, встречались в 30% от общего числа.

Опять же, «мы» неосознанно гордимся тем, что мы такие таинственные. Для Запада Россия — это «необъяснимая природная тайна», «разрушитель мозгов», «сфинкс» и т. Д., А для России Запад — это: «нормальная хорошая жизнь», «хорошие дороги», «красивый вид». картина »и т. д. То есть для столь таинственного« нас »Запад просто банален и скучен. Кроме того, положительные отклики в отношении Запада, такие как «цель для нас» или «пример для нас», исходили исключительно от молодых (от 25 до 35) мужчин-бизнесменов и финансистов.Люди того же возраста, но разных профессий и социальных статусов, такие как студенты или государственные служащие, были гораздо более критичны, оставив в покое другие социальные, возрастные и половые группы.

Интересно, что 72,3% всех респондентов были уверены, что Запад предательски недружелюбно относится к России, только 25,1% считают иначе, а 2,6% не имеют никакого мнения. Примечательно, что в России можно быть только за или против Запада, без третьей альтернативы, так сказать. Среди молодежи преобладает число подозрительных к Западу (56%), и это позволяет нам говорить, что это основной показатель в нашем национальном менталитете.

Осенью 1998 г. две трети (67,8%) опрошенных жителей Санкт-Петербурга считали, что Россия должна попытаться сохранить свой статус сверхдержавы, хотя это может ухудшить ее отношения с Западом. Несколько меньше (65,2%) считают, что это потребует установления правопорядка и, следовательно, ужесточения режима в стране. В 2000 году опрос не содержал вопроса об этом, но косвенно показала ориентация на сильное консолидирующее государство. Например, 58.9% респондентов приветствовали возвращение к музыке гимна СССР (ответы от «полностью одобряю» до «скорее одобряю, чем нет»). Против них выступили всего 20,6%, а 30,5% не могли не беспокоиться.

Мы ожидали, что мотив войны в Чечне может появиться в ответ на незавершенные предложения, такие как «Что плохо в России: этатизм российской публики и поэтому их поддерживают.Возможно, именно в этом секрет стабильной популярности президента Путина. Кризисный менталитет внутренне противоречив. Однако ясно, что психологически люди довольно тяжело воспринимают трансформацию своей жизни. Это является причиной постоянно растущего психологического беспокойства и неопределенности относительно того, что может последовать. Сегодня это преобладающее состояние большинства граждан России, которое, к сожалению, мы берем с собой в 21 век.

,

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *