Рекламная фотосъемка как доход: Как заработать на фотографии — 53 способа. Как начать зарабатывать начинающему фотографу – Бизнес план фотографа или как открыть фотобизнес

Содержание

Как фотографу заработать деньги на фотографии

Собственная концепция — возможность не умереть с голоду.

Демпинг — способ ввязаться в чужую игру.

/2017/

Всех возможных способов заработка на фотографии не знаю, да и не вижу смысла вникать во все современные теории. Пишу кратко, с опорой на опыт, личный и коллег, и преследую цель — донести читателю простую мысль:

Заработок — промежуточная цель, элемент тактики, инструмент общей стратегии развития фотографа, точнее его конечного продукта — фотографии.

Россказни о голодном художнике — красиво и романтично, особенно при взгляде стороннего зрителя, но лучше гнать эти мысли, не быть эгоистом — необходимо кормить семью, платить за обучение и помнить о производственных издержках. Фотография — дорогое ремесло и его рентабельность — величина непостоянная, а способы заработка — тема многих статей, в том числе — моей.

Как заработать на фотографии

Секрет сам по себе ничто. Трюк, на котором он строится, вот это важно.
/Престиж/

Примечание:

Утверждать, что фотосъемка свадеб или утренников — единственные ниши для заработка, — ошибка. И говорить о преимуществах коммерческой над арт фотографией, или наоборот, — аналогично. Именно поэтому я прошу читателя обратить внимание на отсутствие рейтинга в статье и принять мое нежелание оценивать перспективы той или иной ниши: я не могу знать будущего, а строить теории и обсуждать их — впустую тратить время.

Деньги есть в любой нише, главное — уметь их заработать.

Фотожурналистика

Фоторепортаж не ограничивается стоянием возле ковровой дорожки, или игрой в невидимку — Картье-Брессона. Можно отправиться в горячую точку и освещать текущие события, хотя для этого одной камеры и опыта фотографа мало — необходимо учитывать политические и социальные аспекты, собственную физическую форму (чтобы вернуться домой, или хотя бы — с места фотосъемки).

Стрингер — романтика, зависимость от гонораров и постоянный выбор: работа в штате или фриланс. И понимание, что репортаж — смесь фотографии и социологии, предугадывание и освещение проблем, которые волнуют общество, суть которых:

  • бедность;
  • наркотики;
  • конфликты.

и т. д.

Умение наживаться на сенсациях — главное качество, основное требование к фотографу, чья дорога — фотожурналистика. От социальной фотографии не ждут правды, изначально ставят иные цели — вызвать резонанс в обществе, а это рейтинги и деньги.

Фотокорреспондент или стрингер — неважно, когда затрагивается тема финансов. Мало быть опытным фотографом, необходимо быть первым:

  • кто предоставит агентству проект;
  • кто предугадает сенсацию завтрашнего дня;
  • кто узнает о происходящих локальных событиях.

«Волка ноги кормят» — первое, что должен уяснить репортер, второе — аудиенция с лучшим фотожурналистом, во время его персональной выставки, и целевые вопросы, — лучше статей в журналах или блогах, ибо ниша сложная и зависит от политики.

Сфера услуг

Свободный фотограф может работать с частными клиентами и компаниями. Всех вариантов не перечесть, обозначу основные:

  • корпоративы;
  • свадьбы и другие семейные торжества;
  • рекламная или персональная фотосъемка, бизнес-портреты;
  • сопровождение в путешествиях или во время презентации продукта;
  • сотрудничество с дошкольными, школьными и высшими учебными заведениями.

и т. д.

В отличии от фотожурналистики, где качество фотографии — технический критерий, в сфере услуг, бытовой фотографии, качество — комплексная оценка снимка, как изобразительного и персонального, по отношению к заказчику, произведения. И как следствие — спекуляции или претензии, разброс цен, конфликты, суть которых — субъективное отношение к профессии, а иногда — отстраненное потребительское отношение к фотографии, с обеих сторон.

Решить бытовую задачу клиента средствами фотографии — выполнить работу, предоставить зримый продукт, в основе которого — образное осмысление действительности заказчиком, а «на задворках» — внутренний мир и художественные приемы автора. Автор произведения — не главная фигура коммерческой фотографии, работа с клиентом — умение фотографировать таким образом, чтобы создаваемые художественные образы интересовали не только автора, а еще — заказчика и других людей — зрителей, потребителей (если речь о рекламе и бизнесе).

Свободный фотограф — званый «гость» или сторонний рассказчик. Поиски клиента — время, деньги и набор инструментов:

  • сайт;
  • рекомендации;
  • социальные сети.

и другие рекламные каналы.

Главное — не работать бесплатно (простая рекомендация), найти наставника, чтобы изучить рынок, а не потратить годы жизни в ожидании, что он подстроится под фотографа, не смотреть на демпинг и продвигать свое творчество с опорой на портфолио, умение вести грамотную и клиентоориентированную деятельность.

Бизнес

Многие фотографы стремятся открыть собственную фотостудию, но мало кто понимает:

Фотостудия — ультиматум: или конвейер, или воспоминание прошлого.

Мечты о творческой площадке, романтике личного пространства — прекрасно, но приходят, однажды, серые будни:

  • коммунальные платежи;
  • обновление или ремонт оборудования;
  • косметический ремонт помещения или перепланировка;
  • содержание семьи, самого фотографа и его комплекта фототехники.

и т. д.

Хуже, если фотограф, владелец фотостудии, увлекается долгосрочными отпусками, не любит работать в команде и не понимает, что бизнес — когда творчество в стороне, а на переднем и главном плане — доходы.

Основная задача фотостудии, как бизнеса, — обеспечить стабильный приток финансов, а для этого нужен «конвейер»: фотосъемка утренников в детских садах и другие потоковые съемки, в том числе — выпускные альбомы для школьных и высших учебных заведений, свадьбы.

Фотостудия — инструмент бизнеса, основа развития — партнерство с другими фотографами, коллегами, которые берут на себя рутину и стремятся к созданию монополии на локальном, с высокой конкуренцией, рынке.

Свободное, от потоковых съемок, время можно уделить творчеству и работать над штучными проектами, но иногда придется поступиться и этим, если, с целью увеличения прибыли, уйти к сегменту, где востребована не только фотография, но и сувенирная продукция.

Фотостудия — не пассивный доход от сдачи в аренду и не комната для собственных съемок и встреч с клиентами. Открыть студию — начать бизнес, понять, что организация производства и вывод на рынок продукта — начало, а далее: снижение издержек, рост качества, создание и развитие монополии.

Примечания:

  • Бизнес — партнерство, и фотостудия это подразумевает. Свободный фотограф — не бизнесмен.
  • О грамотном ведении бизнеса можно узнать из книги Генри Форда, который хоть и не был фотографом, но оставил ценное наследие (электронная книга | печатная книга).

Продажа отпечатков

Продажа авторских отпечатков — прибыльно и респектабельно, но это видимое следствие, а не суть происходящего. Необходимо быть первопроходцем, революционером своего времени или жанра, но до этого доживают немногие.

Необходимо время, чтобы:

  • разобраться в себе, обществе и творческом стиле;
  • осознать, что продается уникальность и авторский стиль, качество изготовления, а не техническая грамотность;
  • сформировать свою аудиторию зрителей, потому-что люди редко покупают снимки никому не известного автора;
  • осознать, что конкуренция, среди фотографов, в этом сегменте рынка высока, но меж тем, место на стене покупателя ограничено — в комнате, как и прежде, четыре стены.

Необходимо время, чтобы подготовить проект, открыть экспозицию и заработать имя, найти своего зрителя и подготовить продукт, который достоин его внимания. А это годы, иногда — десятилетия, труда без прибыли.

Где брать средства к существованию? Вариантов много. Часть описана выше, а часть видна в истории — подработка в смежной области, или за пределами фотографии. Главное — найти в себе уникальные качества, которые помогут дожить до того момента, когда станешь хорошим художником.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

20 способов заработать с помощью фотосъемок: nikonofficial — LiveJournal

Вы хотите заработать на фото, но не знаете, с чего начать? Способов заработка на фотографии может быть множество. Самые популярные из них: свадебная фотография, портретная съемка, продажа фотографий в фотостоках.

Ну а в нашем материале мы расскажем вам о 20 более оригинальных вариантах заработка с помощью фотосъемок.

1. Блог
Один вариантов – это создание собственного блога, с постоянно обновляемым контентом. Популярные блогеры, при желании, могут получать дивиденды с обзоров фототехники и посещения мероприятий, а также поездок в промо-туры и продажи фотографий. Но не забывайте, что главная миссия фотографа-блогера – это не зарабатывание денег, а возможность рассказать миру о проблемах, которые существуют в обществе, показать красоту окружающего мира. Так, к примеру, поступает

Игорь Шпиленок — один из самых известных фотографов в ЖЖ. С помощью своего блога он привлекает внимание людей к проблемам охраны окружающей среды и сохранения дикой природы. Поэтому рассказывайте читателям о своем опыте, о трудностях с которыми сталкиваетесь, о своих достижениях.

2. Видео-съемка
Современные фотокамеры позволяют делать качественные клипы, фильмы. Еще одно популярное сейчас направление – видео «Тайм-лапс» (Time-lapse,покадровая съемка). Можно специализироваться на создании клипов для компаний, ресторанов, гостиниц, а можно делать художественные произведения для семей или компаний друзей. В этом случае производство дисков в подарочной обложке может принести вам дополнительный доход.

3. Открытки
Еще один из способов заработать на пейзажной фотографии, продавать их в виде открыток в туристических местах. Другой вид открыток – портретная семейная съемка. Например, в США во многих семьях есть традиция – рассылать на Новый год поздравительные открытки с фотографией всей семьи.

4. Обучение и коучинг онлайн
Если вы уверенно чувствуете себя в фотографии, а вдобавок имеете несколько наград и сертификатов, подтверждающих ваш опыт, вы вполне можете открыть онлайн-школу обучения основам фотографии. Вам потребуется составить программу обучения и проводить уроки-онлайн.

5. Фотоучебники
Другой способ заработать на фото-обучении – создать учебник по фотографии. Как вариант, можно сделать аудио или видео-уроки.

6. Интернет-магазин
Можно зарабатывать не только на своих фотографиях, но и на продаже как фото-техники, аксессуаров, осветительных приборов, так и учебников по фотографии, альбомов.

7. Фотосайт


Организация популярного фотосайта, на котором не только вы, но и другие фотографы смогут выкладывать свои работы, – это возможность не только заработать, но и получить общественное признание.

8. Организация фототуров
Можно начать с выездов за город, а затем уже замахнуться и на другие районы, регионы и страны. Как организатору, вам придется повозиться с билетами, гостиницей и прочим, однако вы сможете не только заработать, но и бесплатно побывать во многих интересных местах.

9. Фотостудия
Открыв фотостудию, можно сдавать помещения в аренду или нанимать фотографов в штат. Интересный и обновляющийся интерьер, а также дополнительные возможности – водяная комната, комната с песком, помогут привлекать все новых и новых клиентов.

10. Съемки портфолио
Своя студия также поможет в заработке на портфолио для моделей. Но поиск студии в аренду не проблема, когда есть клиенты. Подходите к этой задаче шире, иногда фотографии нужны не только начинающим моделям, но и актерам разных возрастов, а также, к примеру, хозяевам животных, выставляющих их на выставках.

11. Предметная съемка
Такая съемка часто бывает необходима различным магазинам, как оффлайн, так и онлайн направления, для каталогов и представления на сайте. Также вашими клиентами могут стать антиквары и аукционисты. Далеко не все заказчики готовы привозить товар в фото-студию, так что, возможно, придется купить осветительную аппаратуру, которая поможет вам самому стать «передвижной студией». Такое вложение окупится, ведь число наименований товаров в некоторых фирмах может достигать нескольких тысяч. Не стоит также забывать о сезонных сменах ассортимента и различных акциях, для которых могут потребоваться дополнительные съемки.

12. Ретушь
Отдельный вид заработка – ретушь фотографий. Все желают получить красивые фотографии, но далеко не все готовы потратить время на их обработку. Даже профессиональные фотографы зачастую отдают свои снимки в обработку сторонним ретушерам. Умение работать в нескольких программах станет для вас только плюсом.

13. СМИ
Сотрудничество с газетами и журналами может принести неплохие дивиденды. Для начала стоит попробовать наладить контакты и показать имеющиеся работы. А также поинтересоваться у бильд-редактора, какие темы чаще всего бывают востребованы.

14. Репортажи с праздников
Корпоративные празднования Нового года, 23 февраля, 8 марта, дня рождения компании, частные дни рождения, празднования юбилеев… Все чаще на такие события принято приглашать фотографа, который сможет заснять самые интересные моменты, сделав праздник поистине незабываемым.

15. Архитектурная съемка
Такой вид съемки нужен и важен для строительных и архитектурных фирм, дизайнеров интерьеров, специализированных журналов. Как и предметная съемка, при работе в помещениях он иногда требует покупки дополнительной аппаратуры для освещения.

16. Бизнес-портреты
Часто для того же корпоративного сайта или корпоративных буклетов компаниям бывают нужны фотографии сотрудников в деловой одежде. Подобная съемка, помимо обычного заработка — неплохой способ наладить связи и договориться о съемках корпоративов и предметных фотографий.

17. Тревел-фото
Возможность не только заработать, путешествуя, но и побывать во многих, подчас экзотических местах. Ваше умение сделать не просто серию снимков, а фото-историю, поможет привлечь внимание журналов, а набранный в большом количестве материал позволит сотрудничать со многими изданиями.

Автор: AtomicZen

18. Food-съемка
Важна для ресторанов, создающих свои меню, для продуктовых магазинов, кулинарных сайтов, а также для рекламы, связанной с продуктами питания. Учтите, что помимо крайне скрупулезного процесса работы (не так-то просто часами выставлять идеальный свет и по миллиметру передвигать блюда, добиваясь идеального кадра), в фудсъемке много своих секретов создания привлекательных блюд.

19. Фотоконкурсы
Не основной вид заработка, однако, победа в фотоконкурсах может принести не только денежные призы, вознаграждения в качестве бесплатной техники или поездок куда-либо, но и документальные подтверждения вашего мастерства.

20. Репортажи
Если вы знаете о каких-то локальных интересных событиях, происходящих в вашем городе или районе, то можете не сомневаться, местным газетам и онлайн-СМИ будут интересны подобные фотографии. Разумеется, если они сделаны на должном уровне, а еще лучше, снабжены хорошими подписями. Подумайте также о том, чтобы предложить свои фотографии и зарубежным агентствам.

Благодарим фотографов Игоря Шпиленка, AtomicZen, Alessandro Galloni, Ивана Дементиевского, Марианну Михайлову, Сергея Горшкова, Андрея Демина, а также участницу группы Nikon Россия ВКонтакте Ольгу Полякову за предоставленные материалы.

Нашли текст полезным? Добавьте наш блог в свою френд-ленту одним кликом!

Кстати, а вы зарабатываете на фотографии или делаете снимки для собственного удовольствия?

Рекламная фотосъемка: Советы по организации

Если вам говорят, что организовать рекламную фотосъемку несложно, то вам или нагло врут, или это сказал очень опытный маркетолог, у которого за плечами годы практики и сотни проектов.

На самом деле организация фотосессии предполагает не только поиск фотографа и моделей, но и составление подробного брифа, подготовку реквизита и еще уйму деталей, которые обязательно нужно сделать. Посмотрите наши советы и комментарии экспертов, которые помогут избежать глупых ошибок.

Если вы не ограничены бюджетом, можете спокойно обращаться в рекламные агентства. Они избавят вас от всех заморочек по организации фотосессии, а вам останется только отобрать понравившиеся снимки и отчитаться перед руководством.

Все намного сложнее, если вы готовите съемку сами. Даже самые мелкие и неважные, на первый взгляд, детали должны быть учтены и на всякий случай прописаны в брифе. Не забывайте и про запасные варианты. Что делать, если сломается реквизит, заболеет модель или вы не сработаетесь со стилистом?

Мы составили подробный план организации съемок, а также попросили опытных экспертов, маркетологов, фотографов и сотрудников рекламного агентства, поделиться своим опытом проведения рекламной фотосъемки.

 

 

Как организовать рекламную фотосъемку самостоятельно

 

Шаг 1. Согласование концепции с руководством.

После того как вы определились с идеей рекламы, ее нужно согласовать с начальством. С ним же вы будете утверждать техническое задание на съемку (ТЗ или бриф), эскизы, и, после того, как все работы будут проведены, готовый материал.

Шаг 2. Выбор формата рекламы.

Определение формата очень важно. Съемка для каждого отличается по сложности, времени на реализацию и затратам. И не откладывайте это дело на потом, иначе, о чем вы будете писать в техническом задании?

Шаг 3. Составление брифа.

Пожалуй, это самая важная часть на этапе подготовки и продумывания фотосессии. В техзадании вы должны прописать все, что прямо и косвенно относится к съемке. Обычно, ТЗ включает в себя:

  • само задание, что вы хотите получить в итоге (с эскизами)
  • основные контактные данные
  • вид фотосъемки (предметная, интерьерная, съемка с моделями)
  • формат рекламы, технические характеристики, целевую аудиторию
  • необходимый реквизит
  • предполагаемую дату и место проведения съемки, крайние сроки предоставления готовых фотографий
  • планируемый бюджет

Прописывая бюджет, учитывайте все: гонорары фотографам, стилистам и моделям, аренду студии, стоимость проката одежды и аксессуаров, транспортные затраты, а также все, что потребует даже минимальных трат.

Если вы организовываете фотосъемку впервые, лучше проконсультироваться по сметам у более опытных коллег, чтобы ничего не забыть.

Посмотрите, как составить правильное ТЗ на проведение рекламной фотосессии для сайта.

Шаг 4. Подготовка эскизов.

Подробно прорисовать от руки или с помощью графических редакторов примерный макет будущей рекламы. Именно это вы отдадите потом фотографу, чтобы он четко понимал, чего вы от него хотите.

Шаг 5. Подготовка самой фотосъемки.

Главное — собрать команду: фотографы, модели, стилисты, визажисты. Вам повезет, если у фотографа, которого вы нашли, есть своя студия. Если нет, то нужно будет искать и место для съемки.

Необходимо найти реквизит, оборудование, если понадобится — продюсера съемки (для масштабных проектов), одежду, косметику.

У вас всегда должен быть вариант замены любого члена команды, оборудования или реквизита! Мало ли, что может случиться.

Шаг 6. Получение готового материала.

Для того чтобы получить все в срок, внимательно прописывайте даты окончания съемки в брифе. Если вас что-то не устроило, обращайтесь к фотографам повторно. Именно в таких случаях полезно иметь подробный бриф, который решает многие вопросы.

 

Как организовать фотосъемку через рекламное агентство

 

Если у вас нет лишнего времени, чтобы самостоятельно все организовать или вы занимаетесь масштабным проектом, с которым физически невозможно справиться в одиночку, лучше обратиться в рекламное агентство.

В этом случае, первые три шага остаются теми же.

Шаг 4. Заключение договора с рекламным агентством.

Согласуйте с агентством ТЗ и эскизы, которые потом уйдут фотографам. Пропишите свои пожелания максимально подробно, потому что вы не будете напрямую контактировать с участниками фотосъемки. Важно правильно и четко донести до агентства свое видение, а также прописать все пункты договора, касающиеся невыполнения задания или ситуации, в которой конечный результат вас не устроит.

Шаг 5. Получение готового материала.

Если вы все сделали правильно, агентство и фотографы качественно выполнили свою работу, то в установленные сроки вы получите готовые фотографии. Однако есть немало случаев, когда заказчики не принимали работы с первого раза. Если будут возникать какие-то проблемы, решайте их через представителей рекламного агентства.

 

Эксперты делятся опытом

Маркетолог

Юлия Данилова, директор по маркетингу Стилма/бренд Orodoro

 

— Сложно ли новичкам организовывать первую фотосессию? На что нужно обращать внимание? Что самое трудное?

Самое важное при организации съемки — выбрать правильного фотографа. Не совсем удачную одежду или макияж еще можно подправить на ретуши, но если фотограф оказался плохим, то, возможно, и ретушировать будет нечего.

Перед каждой съемкой я составляю коллажи для каждого кадра, который мы планируем снять. Учитываю все: от предпочтительных поз, до одежды, аксессуаров и макияжа. Всем участникам съемки потом проще работать по этим коллажам.

Не забывайте контролировать каждый этап подготовки. Не поленитесь и уточните в фотостудии, получили ли они ТЗ, коллажи и все ли поняли. Просите все подобранные стилистом образы присылать вам. И всегда имейте запасные варианты! У меня был случай, когда модель в ночь перед съемкой сломала руку. Хорошо, что тогда я работала с агентством, и они оперативно нашли замену.

— Лучше организовывать все самому или обращаться в рекламные агентства?

Несложные съемки проще и дешевле организовывать самостоятельно. Если фотосессия сложная или вы боитесь в первый раз наделать ошибок, то лучше с агентством. Они будут решать большую часть организационных вопросов.

— Насколько вы вмешиваетесь в процесс съемки?

Я собираю команду профессионалов. Они лучше знают, что делать, поэтому на фотосессии уже не командую. Но если вижу то, что можно поправить, обсуждаю это только с фотографом, а не рвусь самостоятельно все исправлять.

— Сколько времени в среднем занимает организация и проведение фотосессии?

На организацию первой самостоятельной фотосессии у меня ушло 2 недели. Сейчас на это уходит максиму 3–4 дня.

За один съемочный день (8 часов) мы обычно снимаем порядка 1000–1500 кадров, из которых мы потом отбираем 8–10 наиболее удачных.

 

Татьяна Брагина, Co-Founder, соучредитель и менеджер по связям с общественностью GoodSellUs, Калининград

how-to-produce-advertising-photoshoot---5

 

Фотосессию организовать не очень сложно. Главное — обсудить с фотографом все перед съемкой, чтобы не осталось неоговоренных вещей. Потому что именно они имеют свойство проявляться.

Конечно, бывают случаи, когда готовые фотографии не соответствуют ожиданиям. Без этого никак. Мы обсуждаем с моделью и с фотографом, что пошло не так, и переснимаем, пока не получится то, что нужно. В большинстве случаев проблема заключается в том, что кто-то кого-то не понял.

Во время съемки иногда вмешиваюсь в процесс и прошу что-то корректировать, но только если это оправданно. Само собой, нельзя бежать впереди камеры и командовать моделью. На съемке фотограф — главный.

 

Представитель рекламного агентства

Ксения Мурдасова, аккаунт-менеджер Radar Advertising

 

— Вы работаете каждый раз с одними и теми же фотографами или ищете новых?

Обычно работаем с разными фотографами, в зависимости от задачи: кто-то специализируется в food-съёмке, кто-то в fashion, а кто-то в репортажной.

— Агентство готовит команду для фотографа? Или фотограф сам ищет стилистов, моделей, визажистов? Были случаи, когда компании ставили на съемки «своих» моделей?

Агентство полностью берёт на себя подготовку. Если проект большой, то работает целая команда. Что касается «своих» моделей, то это бывает в тех случаях, когда человек является лицом бренда (директор, лучший врач, ведущий специалист и т. д.).

— Как вы относитесь к инициативе фотографа изменить концепцию, идею съемки?

Мы всегда заранее обсуждаем с фотографами съёмку, ведь это совместная работа. Если у фотографа есть комментарии и рекомендации, то они учитываются при разработке концепции. Но если уже есть согласованная идея, концепция с клиентом, то изменения по ходу съёмки невозможны.

— Заказчик на съемке: помеха или помощь?

Заказчик на съемке — это очень хорошо! Бренд-менеджер или маркетолог знает про свой продукт гораздо лучше, поэтому он дополнительно контролирует мелкие нюансы. К тому же исключается возможность отрицательного результата.

 

Фотограф

Илья Труденов, арт-директор Pressmaster, фотограф и бывший владелец студии GrandImage (Санкт-Петербург)

 

Чаще всего компании работают через рекламные агентства, у которых есть готовая база фотографов, моделей, стилистов. Но бывает, что в ту или иную студию обращаются только за оборудованием. Например, один раз Газпром для фотосессии футболистов «Зенита» нанял очень крутого фотографа, которому нужно было хорошее осветительное оборудование. Такое в Санкт-Петербурге было только у меня.

Также может понадобиться только сам фотограф, а модели и оборудование — свои. А кто-то полностью полагается на фотографа. В основном это зависит от бюджета, который выделила компания.

— Какой самый сложный вид рекламной съемки?

Конечно, самое трудное — снять предмет. Красиво подать продукт могут единицы. Но в целом все всегда зависит от условий. Один раз тебе надо снимать в студии, в другой раз — в лесу.

— Фотограф просто выполняет пожелания заказчиков или может предлагать свои варианты съемки?

Если есть ТЗ, то ты просто выполняешь то, что там написано. И так работает большинство фотографов. Но бывает, что компании заказывают топовых фотографов и просят их снять в своем стиле.

— Были случаи, когда заказчики оставались недовольны полученным материалом?

Это обычное дело. Даже если ты все делал по ТЗ, заказчику что-то может не понравиться. Редко работу принимают с первого раза. В таких случаях я переснимал все заново по новому ТЗ за дополнительную плату. Хотя многие начинающие фотографы могут переделать бесплатно.

 

Дмитрий Пеньков, фотограф-фрилансер

 

— Как обычно проходит фотосессия?

В идеале, заказчик высылает ТЗ за месяц, и фотограф спокойно готовит команду. Но по факту, все происходит фрагментарно и быстро: за несколько дней, а иногда часов, необходимо собрать команду специалистов, которые имеют одно видение, весь материал в наличии, и еще свободных в одно время.

В общем виде в работу входит: подготовка референсов и мудборда, поиск места съемки, команды, реквизита. Время на подготовку варьируется от одного дня до месяца.

— Рекламная фотосессия может быть разной: от съемки обуви до съемки животных. Каковы особенности каждого вида? С чем/кем работать сложнее?

Особенностей очень много и все их перечислить трудно. Если коротко, всё должно быть идеально. Поэтому десерты поливают пеной для бритья, а незнакомые друг другу люди в жизни, но очень подходящие друг другу в кадре, превращаются в образцовую счастливую семью. Сложнее всего работать с животными, потому что их очень сложно заставить работать по заданию. И они в суть вашей съемки не вникают. Дети на втором месте, по той же причине.

— Фотограф просто выполняет пожелания заказчиков или может предлагать свои варианты съемки?

На этапе подготовки фотограф может предлагать свои варианты решения задачи. Но последнее слово, как правило, за заказчиком. Бывает такое, что фотограф делает дополнительный вариант решения, который он считает нужным, после основного, конечно. Кстати, заказчик часто выбирает именно этот вариант.

— Чего нельзя делать в рекламной фотосессии?

Нельзя недооценивать этап подготовки. Нельзя не иметь запасной вариант. Чем больше проект, тем больше вероятность, что кто-то заболеет, что-то сломается. Всегда нужен запасной вариант, на тот или иной случай.

 

Для неопытного маркетолога организация фотосессии может показаться невероятно сложным процессом, с которым в одиночку не справиться. Не будем скрывать, это непростая работа. Она требует маниакального внимания к деталям и неусыпного контроля. Но это не значит, что вы никогда этому не научитесь. Разработайте первую фотосессию с помощью рекламного агентства, затем приступайте к работе сами и в скором будущем вы точно сможете организовывать съемки за пару дней и говорить новичкам, что это совсем несложно!

 

Related

Маркетинг и фотодело

Ласло Габани — успешный фотограф, талантливый маркетолог, основатель онлайн-школы искусства, фотографии и бизнеса Wedschool. Через его семинары прошли тысячи человек, и многие из них построили успешную карьеру, как в Москве, так и в регионах.

Глядя на своих благополучных коллег, новички задают вопросы: как подготовиться к удачному старту и как развивать бизнес потом? На своих вебинарах Ласло уделяет этим проблемам особое внимание. А ответы у него давно готовы. Прежде чем заниматься продвижением своих услуг на рынке, нужно провести предварительную работу и сформулировать честные ответы на ряд вопросов. Если вы этого не сделаете, то усилия, направленные на раскручивание вашего бренда, могут быть напрасными. Противника, которому вы предлагаете свой продукт, надо изучить! А что такое продукт? Я отвечаю на этот вопрос коротко: продукт — то, что ваш клиент не может изготовить самостоятельно.

Будет ли ваш продукт востребован рынком?


Семнадцать волшебных вопросов

1. С какой целью продукт выпущен на данный рынок?

2. Зачем рынку нужен этот продукт? Что именно получит ваш потенциальный клиент, приобретая его? Продукт должен обладать потребительскими свойствами.

3. Каков примерный объем рынка для данного продукта?

4. Где и как можно использовать этот продукт?

5. Почему люди будут покупать этот продукт? Что их будет привлекать в нем? Какие причины будут побуждать его купить?

6. Какие потребности клиента будет удовлетворять этот продукт? К примеру, фотокнига позволяет сделать из разрозненных снимков красивую и неповторимую фотоисторию.

7. Возможные возражения клиентов против продукта. Этот вопрос очень важен, хотя многие не обращают на него внимания.

8. Что говорить клиенту, чтобы снять эти возражения? Вопросы тесно взаимосвязаны, рассматривать их нужно вместе.

9. Выделите самые полезные свойства вашего продукта или эмоции, с которыми он будет ассоциироваться. Ответьте сами себе: нужны ли вам эти свойства? Купили бы вы этот продукт сами? Сделайте из ответа реалистичный вывод.

10. Задайте эти же вопросы всем своим близким: супругу, детям, друзьям, состоявшимся клиентам. Попытайтесь услышать, насколько продукт будет востребован. 11. Есть ли похожие продукты у конкурентов?

12. Если есть, то чем ваш продукт лучше с точки зрения клиента? А с вашей? Вам снова поможет краткий опрос знакомых, родственников и друзей.

13. Нужно сделать серьезный анализ отличий вашего продукта от продукта конкурентов по всем показателям. Без такого анализа вы не сможете правильно позиционировать себя. Если вы обнаружите, что ваш продукт в чем-то похож на уже имеющийся на рынке, то вам придется найти особые преимущества и отличительные характеристики, выделяющие вас среди конкурентов.

14. Что может потерять человек, который не приобрел ваш продукт? Речь идет как о материальных, так и нематериальных ценностях. Какую сумму денег за определенный период времени он потеряет, если не приобретет его? Обязательно задействуйте эмоциональный фактор. Какие эмоции окажутся неудовлетворенными? Эмоциональность очень важна, особенно в продвижении фотопродукта. Нужно попытаться создать систему подсчета потерь, понесенных человеком, который не приобрел ваш продукт.

15. Какая цена установлена вами на продукт?


Вариант А. Она взята с потолка? Если продукт не имеет аналогов на рынке, то вы будете отталкиваться от предположительной стоимости. С одной стороны, вам легче: стоимость может быть не обоснована, сравнивать не с чем. С другой стороны, клиент привык сравнивать! Например, фотокнигу он будет сравнивать с фотоальбомом. Вы должны иметь целую серию «оправданий», ответов на возражения: индивидуальный пошив, ручной способ изготовления, единственный экземпляр и т. д.

Вариант Б. Ваш продукт не уникален. Как его цена соотносится с ценами конкурентов?

Клиент всегда будет пытаться сравнить ваше предложение цены и качества с другими, поэтому ответы на возражения должны присутствовать и здесь. Пусть у вас в запасе всегда будут аргументы в пользу вашей цены.
Дополнительные вопросы о цене. Какую сумму сохранит клиент, приобретая ваш продукт? Какова его выгода в деньгах, если он приобретет ваш продукт? Я часто говорю своим клиентам: приобретая этот конкретный пакет услуг, вы получаете не только фотокнигу, но еще и ее мини-копию — для ваших родителей. Человек получает дополнительную материальную выгоду; причем он понимает, что такую мини-книгу не получит более нигде. На некоторых людей этот фактор влияет очень сильно.
Вопрос цены очень важен, поэтому мы рассмотрим его ниже дополнительно.

16. Отзывы клиентов: существуют ли они и какие? Без отзывов вам будет очень сложно выстраивать процесс маркетинга и продаж. На любые возражения, в том числе ценовые, проще всего отвечать отзывами существующих клиентов. Как получить хороший отзыв? Представьте: клиент впервые держит в руках долгожданную готовую фотокнигу, которую он может пролистать, потрогать, увидеть каждую фотографию… В 99% случаев он доволен и (важно!) заряжен эмоционально. Именно в этот момент я прошу оставить отзыв: аудио, видео, письменный. Вы можете снять вручение книги на видео, а клиент потом сопроводит ролик письменным дополнением. Ваш продукт получит эмоциональную окраску. Над отзывами надо серьезно работать. Отзывы пробуждают чувства. Повторюсь: цена на продукт складывается, в том числе, из эмоций, возникающих у клиента.

17. Есть ли у вас отзывы авторитетных экспертов? Для чего они нужны, спросите вы? Предположим, вы только начали производить фотокниги и реальных отзывов от клиентов пока предоставить не можете. Их временно заменят отзывы экспертов. Например, вы можете привести мое мнение, а я считаю, что в современной свадебной фотографии большая часть клиентов заказывает фотокниги, и это прекрасно. Начиная работать в России, я сам пользовался отзывами бывших коллег, что принесло мне большую пользу. Вы можете показать свою фотокнигу коллегам-фотографам с большим опытом работы, которые скажут: «Я держал эту вещь в руках. Она сделана настолько профессионально, что мне не остается ничего другого, как дать ей высшую оценку. И я сам как фотограф сделал вывод, что должен тоже предлагать этот продукт своим клиентам». Отзыв искусствоведа будет выглядеть не менее солидно.


Вы ответили на все вопросы? Вы знаете свой продукт идеально? Тогда можно продолжать.

Как заработать фотографу?


В чем же заключается специфика получения прибыли фотографа? Для начала давайте рассмотрим, из чего складывается эта прибыль. Фотограф может продавать свои услуги по-разному: либо устанавливая стоимость своей работы за час, либо продавая их пакетами. Уточню, что это далеко не все возможные формы получения дохода. Если мы рассмотрим в качестве примера студию свадебной фотографии, то фотограф может параллельно осуществлять семейную, событийную, детскую, коммерческую фотосъемку. Многие именно так и действуют, предлагая массу сопряженных услуг. Чем больше таких сервисов мы предлагаем клиентам, тем выше возможность заработать. К сожалению, предложения дополнительных услуг встречаются реже, хотя я настоятельно рекомендую это делать.


Конечно же, не стоит превращаться во всеядных фотографов, которые могут делать все что угодно; у вас должна оставаться основная специализация. Если ее не будет, то «размытие» в конечном итоге заставит клиента искать узкопрофессионального фотографа — проверено на личном опыте. Возможно, это звучит странно: ведь если ты соглашаешься снимать все подряд — интерьеры, моду, коммерческую съемку, то клиентов должно прибавиться! Поначалу так и происходит, работа прибывает… Только вот бизнес неминуемо начинает страдать — из-за того, что настоящие, самые лучшие клиенты со временем хотят пользоваться услугами профессионала именно в нужной им области. Поэтому я рекомендую придерживаться определенной специфики, направленности в своей работе, используя дополнительные услуги. К примеру, идеальная студия свадебной фотографии в моем понимании выглядит так: 60-70% дохода приносит свадебная фотосъемка, а остальную прибыль — семейная, детская, возможно, коммерческая съемка. Все эти услуги так или иначе сопряжены со свадебной фотографией. А вот съемка на паспорт — то, что раньше фотографы называли бытовухой, — будет совершенно лишней!
Следуйте своей специализации и не понижайте уровень: это будет располагать ваших клиентов к вам.

Как увеличить доход?

Самый верный и грамотный способ — тщательно работать с уже существующими клиентами. Казалось бы, так просто! Но как выполнить этот совет на практике? Приведу пример. У меня появилась клиентка, которая заказала съемку детского дня рождения и изготовление фотокниги. Результат ей очень понравился, и она сказала: «Наконец-то я встретила „своего“ фотографа, который четко отражает все мои требования и выдерживает стиль». Одним словом, первый положительный опыт появился. Что же дальше? Я начал думать: допустим, раз в год меня могут приглашать в качестве фотографа, снимающего день рождения. В семье три ребенка — значит, я могу предлагать свои услуги три раза в год. Неужели этим все и ограничится?


И я предложил моей клиентке собрать весь фотоархив, скопившийся за десять лет существования этой семьи, и сделать красочный альбом. Из архива получился пятитомник — по два года на книгу. Была проделана большая работа. Но самое главное — помимо услуг фотографических мы продали и дополнительные. Клиентка получила то, что даже не предполагала получить, а мы увеличили доходность от одного клиента в разы. Теперь подобная книга изготавливается каждый год, это превратилось в традицию, мы ведем фотолетопись семьи. Клиентам очень понравилась подача материала — не беспорядочный альбом, а красивая, красочная, современная работа.


Подумайте, насколько серьезно вы сможете увеличить свои продажи, предлагая дополнительные сервисы уже существующим клиентам.

Зададим вопрос: для чего это нужно?


Надо понимать, что постоянная гонка за новыми клиентами чревата бесконечным ростом расходов. В последнее время на рынке произошли серьезные изменения и спроса, который снизился, и предложения, которое выросло. Рынок резко сузился, конкуренция возросла, и наши затраты на поиски клиентов увеличились многократно. Что же происходит с издержками при постоянном поиске новых клиентов? Они растут вместе с дорожающей рекламой. Стоимость привлечения каждого нового клиента возрастает каждый год. Нужно предпринимать какие-то новые, нестандартные действия. Я считаю, что надо изменить взгляд на уже существующих клиентов и пересмотреть политику продвижения своих услуг новым. Конечно, новые клиенты нужны, но не ими одними жив фотограф. У большинства фотографов, которые в этом вопросе соблюдают баланс, с течением времени складывается очень неплохой уровень дохода. Я отношу себя именно к таким фотографам. Подобный подход помогает мне справиться с еще одним фактором — сезонностью.

Вопрос цены


Вы не можете постоянно увеличивать стоимость ваших услуг. Конечно, в принципе искусство можно продавать за любые деньги. Если вы позиционируете себя как VIP-фотограф, то у вас есть возможность установить цену выше рынка. Но в какой-то момент она все равно начинает сильно мешать. Нужно понимать, что рыночная ситуация всегда предрасположена к балансу. Всегда кто-то будет пытаться предложить тот же сервис за более низкую цену. Я советую стремиться к усредненной стоимости — именно на среднем уровне вы всегда обеспечите себе наибольшие объемы продаж и, соответственно, увеличите прибыльность, особенно когда научитесь уменьшать издержки. Конечно, можно снимать за очень большие деньги несколько раз в год, и этого будет достаточно. Но с точки зрения эффективности и поддерживания себя в тонусе в этом, наверное, нет смысла. Я вывел для себя определенную формулу: мне достаточно 18-20 свадеб, которые давали бы мне спокойно работать, и глаз бы не замыливался; при этом я не теряю навык, не забываю о том, что такое свадебная фотосъемка.


Повторюсь: только наличие пакетов услуг, которые охватывают сегменты не очень дорогого, среднего и дорогого предложения, позволит обеспечить нормальный поток дохода. Нельзя изначально давать себе установку «я работаю только в этой нише, а прыгать выше не буду». В вашем пакете должен быть спектр предложений для клиента любого уровня. Не забывайте об этом.

О специфике выхода на новые рынки


Мне постоянно задают один и тот же вопрос: «В чем заключается эта специфика? Я новичок, и мне бы хотелось быть успешным с самого начала».
Итак, вчера вечером вы решили заняться фотографией. Вас пока никто не знает, поэтому самая простая мысль, которая приходит вам в голову — предложить свои услуги задешево и попытаться охватить таким образом как можно больше клиентов. У такого подхода есть очевиднейший минус: опускаться ниже определенного уровня нельзя. Конечно, некоторые фотографы делают по 8-10 съемок в неделю, затем три дня лежат пластом. Потом такой фотограф впадает в ступор и через 2-3 года «сжигает» себя. Само слово «фотосъемка» или появление в кадре моделей вызывает у него ­аллергию. Чтобы этого не происходило, нужно провести несколько мероприятий, которые позволят вам успешно и безболезненно выйти на рынок. Способы, о которых я хочу рассказать, очевидны и лежат на поверхности, однако их почему-то редко используют.


Есть два основных подхода. Первый доступен всем. Фотограф начинает активнейшим образом рекламировать себя всеми доступными способами. Я повторюсь: к сожалению, реклама, причем любая, перестала работать с прежней эффективностью. За последние 20-30 лет она стала вездесущей и навязчивой, перестала воздействовать на людей. Реклама воздействует на слух и зрение, она пытается привлечь ваше внимание, и, конечно же, люди на подсознательном уровне стали выставлять психологическую блокировку. А ведь нам так или иначе надо до них достучаться! В итоге все большее количество предпринимателей переходит к другим формам ­рекламы, в том числе, достаточно нетрадиционным; выбирает иной подход.

Общайтесь, предлагайте, заводите связи


Для того чтобы начать искать своих новых клиентов, нужно посмотреть вокруг и поискать тех, кто сопряжен с рынком фотографических услуг. Я называю эту систему networking: свадебный фотограф может попытаться продавать свои услуги с помощью свадебных салонов, видеостудий, семейных центров, цветочных салонов и так далее. Вам необходимо наладить с ними контакт. Это можно сделать по-разному: предлагать свои услуги в качестве дополнительных, распространять скидочные купоны, которые добавят привлекательности к их предложению и одновременно продвинут вас. Такая система с каждым годом работает все лучше и эффективнее. Это я испытал на себе и очень доволен отдачей.


Продвигая себя через партнеров, очень важно правильно выбрать свою нишу. Если вы четко знаете, кто ваш клиент и что его интересует, то вы найдете его именно там. С каждым годом все больше компаний выбирает для себя этот путь: например, фотографы объединяются с видеографами, привлекая к себе внимание клиента партнера. Необязательно, чтобы оба бренда быть известными. Гораздо важнее, чтобы вы предлагали сервис подходящего уровня: нельзя объединяться с компанией экстра-класса, предлагая услуги среднего уровня. Правильнее будет сделать предложение, равное уровню партнера.
Как ни странно, можно попробовать сотрудничать со своими конкурентами. Например, часть потенциальных заказчиков, обращающихся к нам, по каким-то причинам не становится нашими клиентами. Так почему бы не найти на рынке фотостудии, которым эти заказы подойдут, и сделать им соответствующее предложение? Так и сказать: «Господа, мы не претендуем на вашу клиентуру, нам известно, что у ваших фотографов высокий уровень, но мы готовы в свою очередь выполнить заказы тех клиентов, которых вы не готовы или не хотите обслужить». Такой подход непрост, но для новичков весьма эффективен. Конечно, вы должны быть уверены в профессионализме ваших партнеров-конкурентов.


Есть и другие способы помочь себе завоевать рынок. Некоторые из них могут не стоить вам ни копейки. Когда я приехал в Москву, мне достаточно было найти правильное агентство и выстроить с ним правильные отношения. В первый же сезон, не используя рекламу, будучи совершенно неизвестным брендом, я получил 12 заказов, несмотря на то, что моя цена была одной из самых высоких в Москве. Да, я платил комиссию, которая составляла в первый же год 10-15%. Но, как правило, в подобном бизнесе затраты на получение нового заказа составляют 25-35% от его стоимости.


Продажи и продвижение: неразрывная связь


Усилия, затраченные на продвижение вашего бренда, будут напрасными, если вы не позаботитесь о правильном выстраивании процесса продажи. Только имея отлаженную систему, сочетающуюся с вашей системой маркетинга, вы сможете добиться хороших результатов. Но как организовать этот процесс? Как сгенерировать новые обращения или, как их обычно называют, лиды?
Рекомендую воспользоваться преимуществами front end-продукта. Что это такое?


Это товар или услуга, которые вы предлагаете по символической цене или вовсе бесплатно. Разумеется, при правильно организованном продвижении вы сразу же получаете огромное количество обращений, которые можно и должно конвертировать в клиентов, предлагая им другие услуги. Отличный пример: одна известная московская компания, занимающая верхние строчки рейтингов популярности в своей области, предлагает выход в Интернет за очень небольшие деньги. Она получает огромное количество обращений, а зарабатывает на более сложных и дорогих комплексных решениях по настройке серверов, обслуживании корпоративных сетей. Что мешает вам перенять этот удачный опыт? После того, как вы выстроите и наладите свою систему продвижения, создавайте правильную систему продаж, которая позволит вам мгновенно и с наименьшими издержками получить большое количество обращений.
Будьте успешны!

_______________________

Читайте также:

Бизнес-уроки для фотографа. E-mail маркетинг

Свадебная фотография: новые тенденции

Выбор фотокамеры. Как выбрать фотоаппарат, если выбор огромен

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *