Пуанты — Википедия
Пуа́нты (от фр. les pointes des pieds — «кончики пальцев»; также па́льцевые ту́фли, иногда колки́ или каски́, разг.) — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног (фр. sur les pointes), что делает позу менее бытовой и более возвышенной.
Возникнув как средство образной выразительности с наступлением эпохи романтизма, первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым смертным» отводился танец на полупальцах (фр. sur le demi-pointes) или в характерных туфлях на каблучках. В балете времён академизма также подчёркивали социальные различия между благородными героинями и их окружением обычного происхождения.
Пуанты XIX века сильно схожи по форме с бальными и уличными женскими туфлями конца XVIII — 1-й половины XIX века, когда после революции француженки практически отказались от каблуков, ставших символом опасной принадлежности к аристократии в пользу античной естественности. Как и бальные туфли, их делали из шёлкового атласа, на плоской кожаной подошве с носком прямоугольной формы. «Греческую моду» 1790-х подхватили и танцовщицы: Мария Медина, а вслед за ней и другие артистки, выходили на сцену в хитонах и сандалиях, проповедуя свободу. В то же время такие танцовщицы, как мадмуазель Паризо[en], продолжали танцевать в узких туфельках на низком каблуке (однако уже без пряжек, бантиков, цветов и прочих украшений времён рококо).
Первыми танцовщицами, кто начал определённо подниматься на кончики пальцев в своих танцевальных туфлях, были итальянка Фортуната Анджолини (1776—1817) и француженки Женевьев Гослен[fr] (1791—1818) и Фанни Биас (1789—1825). Примечательно, что все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с Лондоном и с балетом «Зефир и Флора» в постановке Шарля Дидло[1]. Историк балета Юрий Бахрушин прямо утверждал, что позы на пуантах ввёл не кто иной, как этот балетмейстер:
Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввёл Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей её, была, вероятно, Данилова в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году.
— Ю. А. Бахрушин[1]
Вполне вероятно, что допущение Бахрушина ошибочно и Дидло подсмотрел приёмы новой пальцевой техники у итальянки Анджолини, танцевавшей в его лондонских постановках после того, как балетмейстер в 1811 году перебрался из Петербурга в Англию. Доказательств «русской» версии происхождения пуантов на данный момент не существует, в пользу «итальянской» говорит то, что вплоть до XX века все балетные технические новшества и достижения виртуозности шли именно из Италии — тем более, что Анджолини была представительницей известной балетной династии XVIII века. Тем не менее, очевидно, что в Париж новинка попала не напрямую из Италии, а через Лондон, следуя за Дидло: в 1815 году он поставил «Зефира и Флору» в Париже, на сцене Королевской академии музыки
В 1821 году в Лондоне, на сцене Королевского театра, выступала Биас, украшавшая свой танец отдельными позами на пальцах. Именно к этому времени относится литография Ж.-Ф. Вальдека, на которой балерина изображена в уверенной позе на пальцах в V позиции.
В октябре 1830 года Мария Тальони (1804—1884) показала танец на пуантах в балете «Бог и баядерка», 14 марта следующего года она дебютировала в «Зефире и Флоре» Дидло, а ровно через год, 12 марта 1832 года, уже уверенно танцевала на пуантах в балете своего отца «Сильфида», окончательно утвердив на сцене главенство романтизма.
Чуть ранее, в июле 1831 года, Фанни Эльслер демонстрировала в балете «Синяя борода» уже по два пируэта на пальцах: «Её двойные пируэты на пуантах, её необычайная сила и выносливость, её прелесть, лёгкость и точность оказались частями одного неделимого целого» — писал критик издания Bäuerles Theaterzeitung[de][2].
В 1846 году Париж настолько поразила пальцевая техника Софии Фуоко, что юной итальянке, «блестяще владеющей так называемыми пуантами», дали прозвище
Первой русской балериной, начавшей танцевать на пуантах, называют ученицу Дидло Авдотью Истомину[3] (1799—1848), танцевавшую в, том числе, и в балете «Зефир и Флора».
Постепенно танец на пуантах превратился в обязательный элемент классического балета — до такой степени, что во многих редакциях старинных классических балетов характерные, деми-характерные и даже гротесковые партии (как, например, фея Карабос из «Спящей красавицы» Константина Сергеева, 1964) были полностью переведены с каблуков и мягких туфель на пуанты. Эта тенденция достигла максимума у балетмейстера Юрия Григоровича, который практически полностью вывел каблучковый танец со сцены Большого театра, заменив характерные сюиты в «Щелкунчике» (1966), «Лебедином озере» (1969) и других балетах классическими вариациями на пуантах с некоторым национальным колоритом.
В мужском танце[править | править код]
Уже в XIX веке балетмейстеры использовали пуанты для мужского танца ради достижения особого эффекта. Так, испанец-виртуоз Хосе Мендес, заправлявший труппой и школой Большого театра в 1888—1898 годах, в своём балете «Приключения Флика и Флока» поставил pas de trois в расчёте на яркую индивидуальность танцовщика Николая Домашёва, в котором соединил движения чисто классического танца с приёмами, доселе невиданными в русской балетной практике конца XIX века — вплоть до подъёма танцовщика-мужчины на пуанты
Мужской танец на пуантах активно использует основанная в 1974 году американская труппа «Балет Трокадеро[en]», в которой танцовщики-мужчины исполняют пародии на популярные классические спектакли. В отличие от этой комедийной труппы, артисты «Мужского балета Валерия Михайловского», организованного в Санкт-Петербурге в 1992 году, стремились к академическому исполнению женских балетных партий мужчинами[5].
В XXI веке неизменным успехом у публики пользуется дуэт из балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» в постановке Алексея Ратманского (2003), в котором танцовщик, по сюжету переодевшийся в балерину и отправившийся вместо неё на свидание, пародирует известные движения и позировки героинь классических балетов (первый исполнитель — Сергей Филин, получивший за эту партию театральную премию «Золотая маска»).
Во второй половине XIX века в туфли балерин вставлялась круглая, в 2 пальца толщиной пробка. Относительно дорогая пробка в начале XX века была заменена специальным крахмальным клеем — им пропитываются все внутренние слои «коробочки» или «стакана» (часть туфли, в который помещаются пальцы ноги), тем самым достигая той степени жёсткости, которую требует современная пальцевая техника, достигшая необычайной виртуозности во 2-й половине XX века. Слегка овальный «пятачок» пуанта, благодаря которому достигается устойчивость в различных позах, делается плоским.
Так как пуанты должны плотно прилегать к стопе, не вызывая дискомфорта, балерины, по возможности, предпочитают заказывать туфли по индивидуальной мерке, а не подбирать их в магазине по размеру из существующего модельного ряда. В советское время при таких крупных театрах, как Большой или Мариинский, существовали собственные театральные мастерские, делающие обувь индивидуально для каждого артиста — при этом балерина закреплялась за определённым мастером, который запоминал пожелания и анатомические особенности каждой артистки, и мог изготавливать туфли, не требующие дополнительной примерки.
После снятия мерки из дерева выполняется типовая обувная колодка, точно повторяющая контуры ступни. В закройном цехе режут крой по нужным размерам (чаще всего — из атласа нежно-розового цвета), из него по колодке шьётся заготовка. Затем к колодке прибивается маленькая, меньше размера ноги, подошва из плотной кожи. Атласная заготовка изнаночной стороной кверху надевается на колодку, и на неё подклеиваются несколько слоёв мешковины и тарной ткани. Прошив заготовку прочной нитью и срезав лишний материал, её снимают с колодки, выворачивают лицевой стороной наружу и вновь надевают на колодку, на этот раз закрепив мелкими гвоздиками, после чего всю туфлю тщательно околачивают молотком для того, чтобы она повторила форму колодки.
Сняв туфлю с колодки, в неё подклеивают многослойную стельку из кожи или картона с вставленной внутрь узкой прямоугольной пластинкой из жёсткого картона, которая поможет поддерживать стопу в вертикальном положении. Чтобы подчеркнуть изгиб стопы и дать возможность дотягивать пальцы, подошве придаётся выгнутая форма. После того, как подошва со стелькой склеены, туфлю вновь натягивают на колодку и ставят в сушильный шкаф — печь с температурой 60-70°. Через сутки, когда клей полностью отвердевает, пуанты вынимают из печи. затем внутрь каждой туфельки вкладывают хлопковую стельку, с которой будет контактировать стопа[6]
В день один мастер может сделать 6—7 пар обуви, изготовленной вручную, небольшой коллектив способен выпускать около двух тысяч пар в месяц.
Производители[править | править код]
Одними из наиболее авторитетных изготовителей пуант являются английская фирма Freed of London[en], основанная в 1929 году и производящая около 700 пар ежедневно, и австралийская Bloch[en], существующая с 1931 года. Труппы Королевского балета и Нью-Йорк Сити балет пользуются туфлями фирмы Freed[en]: первая закупает ежегодно около 12 тысяч пар, тратя на них примерно 250 тысяч £, вторая старается придерживаться бюджета в 500 тысяч $. Австралийский балет закупает туфли фирмы Bloch[en].
В Японии на производстве балетной обуви специализируется фирма Chacott, основанная в Токио в 1950 году.
Во Франции пуанты, среди прочих, производят такие компании, как Repetto[en], основанная в 1947 году матерью Ролана Пети Роуз Репетто (кроме модельного ряда, изготавливают индивидуальные колодки), Merlet, основанная в Лиможе в 1974 году Роджером Джеймсом Мерлетом, Sansha, основанная в Париже в 1982 году Франком Рауль-Дювалем (производит пуанты с пластиковыми стаканом и стелькой) и Wear Moi, основанная в 1992 году артистами балета Кристофом и Элизабет Риде.
В США одним из крупнейших производителей является фирма Capezio[en], основанная обувщиком Сальваторе Капецио в Нью-Йорке в 1887 году.
Также большим спросом у современных балерин пользуются туфли американской компании Gaynor Minden, основанной в Нью-Йорке в 1993 году. В отличие от традиционных клеёных пуантов их основу составляет стакан, отлитый из полимерных материалов — такие туфли не нужно «разбивать» перед тем, как надеть, их можно стирать, их стелька не ломается и они более долговечны. Благодаря использованию современных технологий они лучше поддерживают стопу, позволяя тратить меньше мышечных усилий при спуске и подъёме, поэтому их не рекомендуется использовать слишком часто во избежание ослабления мышц. По этой же причине пуанты Gaynor Minden не разрешается использовать в некоторых ведущих балетных школах (к примеру, в Школе танца Парижской оперы), так как, беря на себя часть нагрузки, они не позволяют правильно сформироваться необходимому мышечному аппарату. Также они запрещены к использованию на сцене в некоторых крупнейших европейских театрах.
В России пуанты производят московские компании Grishko[en], основанная Николаем Гришко в 1989 году и R-Class, основанная в 1991 году.
Для того, чтобы в готовых туфлях можно было танцевать, балерины проделывают с ними множество различных манипуляций: пришивают к ним ленточки-завязки и различные виды резинок, не дающие «вываливаться» подъёму, а самим туфлям — соскальзывать с ноги; отбивают с помощью молотка твердый «стакан» («коробочку») из слоя проклеенных тканей, чтобы он нигде не давил и не натирал пальцы; срезают атласный «пятачок» и обмётывают его нитками или обвязывают крючком (также существуют нескользящие накладки, которые можно наклеивать прямо на «пятачок»), делают небольшие надрезы на стельке с помощью ножа или тёрки. Хотя некоторые балерины предпочитают работать босиком, большинство вставляют внутрь силиконовые вкладыши и другие материалы, помогающие предотвратить появление мозолей.
От многочисленных подъёмов на пальцы во время танца и спуска с них туфли постепенно размягчаются и разбалтываются. Их срок службы зависит от интенсивности нагрузки: так, балерина, исполняющая главную роль в балетном спектакле, с большим количеством дуэтов, вариаций и других выходов, может сменить за вечер несколько пар обуви. Кроме того, для таких спектаклей, как «Жизель», где каждый акт требует своей техники и выразительности, артисты готовят разные туфли для каждого действия.
Чтобы не поскользнуться во время движения, раньше, когда покрытие планшета сцены и репетиционных залов было деревянным, для лучшего сцепления использовали канифоль а также обычную воду — садовая лейка была непременным атрибутом репетиционных залов. Существовала даже пословица: «Кто не умеет поливать — тот не умеет танцевать». После того, как дерево было повсеместно заменено сценическим линолеумом, артисты стали использовать липкую при высыхании сладкую газировку, например, «кока-колу».
- Недолгая жизнь пуант показана в сказке «Туфельки» из книги Илзе Лиепа «Театральные сказки»[7].
Женские башмаки на каблуках из замши и атласа (Франция, 1870-е)*
Шёлковые туфли (Великобритания, 1793—1798). В подобных туфлях на низких каблучках танцевали на сцене на рубеже XVIII—XIX веков*
Туфли из кожи и шёлкового атласа (1810, Великобритания или США)*
-
Шёлковые туфли с ленточками-завязками, принадлежащие шведской королеве Гедвиге (1817)**
«Греческие сандалии» из чёрного шёлка с кожаной подошвой (Великобритания, 1819)*
Женские туфли с ленточками-завязками из шёлкового брокара, шёлка. льна и кожи (Индия, ок. 1825)
Шёлковые туфли с ленточками-завязками для коронации королевы Швеции Дезидерии (Париж, 1829)**
Зауженная подошва туфель королевы Дезидерии (Париж, 1829)**
Женские туфли из замши и шёлкового атласа (ок. 1840)*
Пуанты предположительно 1-й половины XX века**
-
Современные пуанты производства фирмы Bloch[en] (Австралия)
(*) — коллекция Музея искусств округа Лос-Анджелес (США)
(**) — коллекция Ливрусткаммарен (Стокгольм, Швеция)
(***) — коллекция Музея Нортгемптона[en] (Великобритания)
- Источники
- ↑ 1 2 3 Ю. А. Бахрушин. История русского балета. — М.: Сов. Россия, 1965. — 249 с.
- ↑ В. М. Красовская. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: Романтизм. — М.: АРТ СТД РФ, 1996. — 432 с.
- ↑ Пуанты
- ↑ В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л.: Искусство, 1963. — 552 с.
- ↑ Мужской балет Валерия Михайловского. Официальный сайт (неопр.).
- ↑ Наука и жизнь, 1981, № 12. Н. Домрина. Туфельки для Терпсихоры
- ↑ Илзе Лиепа. Туфельки // Театральные сказки / Художник: Анастасия Орлова. — М.: Рипол Классик, 2014. — 80 с. — (Сказки от звёзд). — 3000 экз. — ISBN 978-5-386-06766-3.
- Комментарии
- ↑ К парижской премьере к спектаклю была написана новая музыка, за авторством Антуана Венюа.
- Видео
Рождение волшебной туфельки. История пуантов…
Красивые атласные туфельки с жестким носком, без каблука, на ленточках. Балерины словно рождаются в них. Но поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин — танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев. Пуант — в переводе с французского «острие». Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах — значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции процесс «создания» паунтов — это целое искусство. Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые надо изготовить, собрать и подогнать по ноге. Верх пуанта — атлас и бязь ( изнанка), подошва — настоящая кожа, «коробочка» — жесткая часть над опорным пятачком — из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеенных на вывернутый носок. Клей специальный из натуральных компонентов. Еще сырую заготовку надевают на колодку, придавая ей необходимую форму, а затем полируют специальным молотком. Верх и низ сшивают вручную особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Сушат пуанты как фрукты в течение 12 часов при температуре 40 — 50 градусов по Цельсию. Помимо конвективной сушки используются и инфракрасные излучатели.
Здесь все учитывается до последних мелочей и подбирается индивидуально (разная открытость, жесткость и полнота, низкий и высокий подъем).
Строение пуантов:
1. Коробочка
2. Крылышки
3. Складки
4. Подошва
5. Задний шов
6. Средний шов
7. Пятка
8. Закрытость
9. Носок
В России пуанты делаются исключительно вручную. Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. В Европе в большей степени их делают машины.
Опытный мастер может за день собрать примерно 12 пар пуантов
Носок пуант заливают гипсом, и состоит из нескольких слоев, делают из 6 слоев обычной мешковины
После проклейки все слои прошиваются. Этот процесс занимает много времени.
Далее, мастер полирует и выравнивает специальным молотком
Покрывается все атласом. Но атлас не такой, какой мы привыкли видеть, а разработанный учеными, чтобы ткань не протиралась и блестела на сцене.
По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
Чтобы «пятачок» пуантов не скользил по сцене, его и подошву натирают канифолью. Но прежде балерина должна разносить их, как обычную обувь, чтобы сели по ноге, и «разбить» под себя носок. А еще — приложить к пуантам руки: подбить кусочком ткани или обшить «пятачок» нитками, чтобы не лохматился, сделать петлю-перетяжку внутри туфли со стороны пятки (она прижмет обувь к ноге, чтобы не было «ушей») и, наконец, пришить ленты-тесемки.
Маленькие будущие балеринки с 10-ти лет учатся не только владеть иглой, но и молоточком.
Вот с этим молоточком Уланова не расставалась, куда бы ни ездила: им удобно было разбивать «носы» пуантов, чтобы мягче были.
Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора» в Ковент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке своего отца Ф.Тальони.
Ее «Сильфида» покорила мир и принесла ей заслуженную славу. Кстати, она совершила революцию не только в сфере балетной обуви, Мария при поддержке своего отца балетмейстера Филиппа Тальони «реформировала» и балетный костюм. Он стал полупрозрачным и воздушным, что прекрасно работало на общую идею легкости и невесомости танца.
А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
В 20-ом веке танец на пуантах стал уже балетной классикой, а гениальная русская балерина Анна Павлова — главной музой романтического балета. Она объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около 9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в год в среднем более 2 тысяч балетных туфель.
Кстати, балерине М.Тальони приписывают легенду: однажды при нападении грабителя она ударом ноги убила его… Что поделать, у балерин очень сильные ноги… Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 4 квадратных сантиметров.
Балерины зачастую называют свои волшебные туфельки не «пуантами»… они говорят «пальцы» )) Так что, услышав от балерины фразу «Сломались пальцы — надо их залить клеем, поставить на батарею», Вы поймете, что это совсем не страшно..))
Использованы: фото Александра Яковлева, материалы Википедии и других сайтов Сети.
Пуанты и поклонники – Деньги – Коммерсантъ
Фото: ДМИТРИЙ КОСТЮКОВ
Среди российских производителей обуви есть такие, которые известны во всем мире. Правда, в определенных кругах, потому что обувь они делают не совсем обычную. О том, как становятся обувщиком международного класса, рассказал мастер по сборке пуантов компании Grishko Александр Шеменев.
Как становятся мастером по сборке пуантов?
— Меня друг позвал попробовать. До этого я полтора года работал обычным обувщиком, поэтому с интересом отнесся к предложению. Пуанты «живьем» ни разу не видел, на балет не ходил. Оказалось, что производство пуантов и обычной обуви — две совершенно разные истории. И у обувщика с опытом, и у новичка одинаковые шансы в освоении нового ремесла. В мире нет ни одного учебного заведения, где бы учили на мастера по пуантам. Поэтому на фабрике Grishko всех учат с нуля. Для этого есть наставники, которые в течение двух месяцев показывают, как надо собирать пуанты. Из десяти человек берут двух-трех.
Работа физически сложная, поэтому мастера в основном мужчины. С другой стороны, работа у меня вместо спорта. Главное — отдыхать понемножку, можно на шведской стенке размяться, она у нас прямо в рабочей комнате. Сидим на специальном табурете — липке, обтянутом полосками кожи с зазорами, так что сиденье как бы «в дырку». Конечно, важна усидчивость, глазомер, «чуткие» руки.
Понятно, что за два месяца научиться делать пуанты профессионально невозможно, мастерство приходит с опытом. Я, как и все, начал со стажировки, через полгода стал получать заказы чуть сложнее стандартных, через три года мне доверили первую солистку балета. И начали грузить по полной. Я мастер шестого разряда из шести возможных. Работаю уже десять лет. На мне примы-балерины не только из Большого, Мариинки и Театра Станиславского и Немировича-Данченко, но и многих зарубежных балетных трупп, а также стандартные заказы.
Считаете это дело своим призванием?
— Не знаю, нравится и все! Задачка-то непростая, есть азарт: получится — не получится, хочется сделать лучше, что-то придумать, предложить. Бывает, сделаю сложную пару, хожу, переживаю, потом начинаю выспрашивать у технолога-фиттера (специалиста, который непосредственно общается с заказчиками, подбирает обувь, снимает мерки): «Ну как, ну что? Понравилось балерине, подошло?»
В чем заключается ваша работа?
— Вообще в производстве пуантов задействовано несколько человек. Надо сделать около сотни операций и соединить между собой более полусотни деталей. До меня над пуантом работают раскройщики верха обуви, швеи, вырубщики подошвы и стельки, клееварщицы. Раньше все это от начала до конца делал мастер. Сегодня ему достается только самая ответственная работа — сборка пуантов и околотка. Чтобы не отвлекаться.
Если коротко, моя работа состоит из следующих манипуляций: надеваю на колодку заготовку верха пуанта, вывернутую наизнанку, затем промазываю клеем материалы, из которых состоит жесткая «коробочка», и наклеиваю их на носок заготовки. Пришиваю к этому многослойному верху подошву. Далее виртуозная операция — все это очень аккуратно выворачиваю налицо: проклеенные материалы ни в коем случае не должны сместиться и запачкать клеем верх обуви. Затем снова надеваю «полуфабрикат» на колодку, быстро-быстро, пока не застыл клей, формую специальным гладким молотком носочную часть, чтобы придать будущей туфельке форму пуанта. Затем снимаю туфельку с колодки и вклеиваю в нее стельку. После этого снова надеваю пуант на колодку, околачиваю и выглаживаю молотком носочную часть, выравнивая будущую жесткую коробочку и «пятачок» туфельки.
Потом пуанты на колодках на 16-18 часов ставятся в сушильный шкаф. После этого я сдаю пуанты в ОТК. Все «кривые» туфельки сжигают. Скрытый брак, то есть обувь, которая прошла контроль качества и попала к клиенту, составляет у нас не больше 0,1%. Владелец компании Grishko Николай Гришко, когда ему предложили делать пуанты трех сортов качества, ответил, что он не в СССР работает и у него товар может быть только одного сорта — идеального.
В день я должен сделать не меньше 12 пар. В среднем на сборку одной пары уходит 30-40 минут. Но это еще не все: и сама балерина должна приложить руки к пуантам — пришить ленточки-завязки, размять пуанты «под себя», некоторые балерины обшивают нитками «пятачок».
Говорят, хороший пуант должен стоять самостоятельно?
— Да, и наш стоит! Это наша гордость — сбалансированный пуант с изящным носочком и устойчивым «пятачком». Чем устойчивее «пятак» пуанта, тем легче балерине удерживать равновесие в положении на пальцах. Многие компании, вместо того чтобы заниматься разработкой сбалансированной туфельки, просто делают пятак больше, но выглядит такая туфелька грубо. Балерины же хотят иметь изящные ножки, а не копытца.
Наверное, у каждой фирмы есть свои секреты?
— Без сомнения! Особенно гордимся клеем — он исключительно из натуральных ингредиентов. Президент Grishko во время интервью иногда даже обмакивает палец в клей, рекламируя его съедобность. Правда, не ест. Если серьезно, помимо прочих качеств мы гордимся эластичностью нашего клея: во время первой репетиции клей размягчается, и пуант быстро принимает форму стопы, один становится правым, другой — левым. И держат форму, пока не износятся. Поэтому долбить наши пуанты молотком, пытаясь подогнать их под себя, не надо, достаточно размять руками. А если недостаточно — значит, размер или модель подобраны неправильно.
Мы предлагаем больше 4000 вариантов моделей — в зависимости от размера, полноты, внешнего вида найти идеальную пару реально. А если стопа уже деформирована, мы принимаем индивидуальные заказы, причем независимо от ранга танцовщицы — любая балерина может обратиться к нашему технологу-фиттеру, который профессионально подберет ей пуант
Пуанты. Как и из чего это сделано. / Интересное / magSpace.ru
Давайте попробуем разобраться из чего все-таки сделаны балетные туфли — пуанты, или как их называют сами балерины «пальцы».
На сегодняшний день фирм, изготавливающих балетную обувь достаточно. И у балерин Большого театра есть выбор.
Итак, перед вами 4 пары «пальцев». Это — китайские SanSha, японские Chacott, туфли, изготовленные в мастерских Большого театра и американские Geynor Minden.
Именно о последних и пойдет сегодня разговор.
Позволю себе лирическое отступление. В отличие от многих, я уже почти 30 лет танцую исключительно в пуантах Большого театра, сшитые по моим меркам. Пробовала разные. Из всего разнообразия, кроме родных «пальцев» отлично себя чувствую в Capezio. В Geynor не то что танцевать, просто ходить не могу. Хотя их любят многие ведущие балерины. Но как говорят — на вкус и цвет.
Продолжим.
Туфли изначально имеют изгиб свода. Кому-то возможно это и удобно. Мне — нет.
Пятачок туфель очень важная часть, если не сказать главная. Ведь именно на нем стоит балерина. Помню была удивлена, когда придя в Большой увидела пуанты с пяточком не более пятирублевой монеты.
Сейчас пятаки раза в два, а то и в три больше. Считается на большом, широком пяточке стоять удобнее. Возможно.
Туфли без ленточек. Каждая балерина пришивает так, как ей удобно. Поскольку туфли я использовать не собиралась, то и ленточки, соответственно не пришивала.
В профиль ножка в туфлях смотрится достаточно симпатично, но в анфас — становятся видны складочки. Зная как устроены туфли Большого, и из чего они сделаны, мне захотелось узнать из чего же делают балетную обувь в Америке. Кстати, у Geynor, на мой взгляд, есть два недостатка. В них тяжело вставать на полупальцы (всегда было интересно почему) и к пятке туфель надо пришивать резинку, чтобы пятка не соскакивала.
Для начала отпарываем пятак. На Geynor он пришит отдельно, в отличие от остальных туфель. Под тканью… пластмасса и кусок тонкого поролона!!!
Теперь я кажется понимаю, почему на многих балетных фотографиях ногти поражены грибком. Ноги, пальцы в пластмассе НЕ ДЫШАТ!!!
Вытаскиваем стельку, которая кстати тоже сделана из синтетического материала.
С обратной стороны приклеен тонкий поролон.
Заглядываем в туфель и там… Тоже пластмасса. Вот почему трудно вставать на полупальцы. Пластмасса достаточно твердая, и гнется трудно.
Между тканью и пластмассовым вкладышем в туфель тонкая пленка под пяткой поролон.
Дальше я просто взяла ножницы и разрезала ткань на верхней части пуант. Вот что предстало моему взору.
Так вот туфли от Geynor выглядят без пластмассовой начинки. Внутренняя ткань — тоже синтетика!
Такая вот «красота» осталась у меня от правой или левой туфли. Разобрала практически на запчасти.
Единственным натуральным материалом является подошва. Это замша.
А теперь… одеваем запчасти по отдельности.
Просто чтобы понять как нога чувствует себя внутри пуанта.
Выглядит ужасно. Отсюда мозоли, косточки и все остальное. Ужасно неудобно.
Даже в таком, горизонтальном, положении нога не влезает в колодку. Конечно можно подобрать подходящую полноту, но все равно сидеть будет не идеально.
Встать на пальцы не проблема. Но опять-таки не очень удобно.
Собственно говоря, теперь вы знаете как и из чего сделаны балетные туфли Geynor Minden.
источник
История пуантов – La Personne
Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.
Светские туфли рубежа XVIII-XIX веков
Кто же она, та самая балерина, которая первая встала на пуанты? До сих пор историки балета ведут споры. По рецензиям критиков XIX века, заметкам зрителей, а также по литографиям можно назвать несколько имен. Это итальянка Фортуната Анджолини, а также француженки Женевьев Гослен и Фанни Биас. Но точно одно — все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с балетом «Зефир и Флора» хореографа Шарля Дидло. Юрий Бахрушин утверждал, что позы на пуантах ввел именно этот балетмейстер:
«Женский классический танец в этот период (начало XIX века, прим. ред.) достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление «положения на пальцах». Эту позу ввел Дидло», — Ю. А. Бахрушин.
Один из первых французских музыкальных критиков Кастиль-Блаз писал: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная».
В 1821 году в Лондоне выступала Фанни Биас и включала в свой танец отдельные позы на пальцах. Именно к этому времени относится литография Ж.-Ф. Вальдека, на которой балерина изображена, стоя на пуантах в V позиции.
литография Вальдека
Но, конечно, туфли этих танцовщиц были еще далеки от современных пуантов. Они были мягкие. В них просто добавлялось больше ткани, чтобы избежать сильного травмирования пальцев.
Следующий шаг в эволюции пуантов совершили Филиппо и Мария Тальони.
В 1830 году Мария Тальони, как и ее предшественницы, вставала на пуанты в балетах «Бог и баядерка» и «Зефир и Флора». А 12 марта 1832 года произошло важнейшее событие. Впервые балерина весь спектакль полностью танцевала на пуантах, иногда задерживалась на одной ноге, создавая абсолютное ощущение воздушности и невесомости. Это был балет Филиппо Тальони «Сильфида». Для создания волшебного образа туфли Марии сделали более жесткими, добавив внутрь жесткий каркас, называемый сейчас «стаканом».
На надгробии Марии Тальони до сих пор молодые танцовщицы оставляют цветы и… пуанты.
Но от Тальони не отставала ее «соперница» — темпераментная Фанни Эльслер. В балете «Синяя борода» Эльслер исполняла уже по два пируэта на пальцах: «Ее двойные пируэты на пуантах, ее необычайная сила и выносливость, ее прелесть, легкость и точность оказались частями одного неделимого целого», — писал критик издания Bäuerles Theater Zeitung.
И в дальнейшем долгое время все технические новинки на пуантах исполняли представительницы солнечной Италии. Например, в 1846 году Париж настолько поразила пальцевая техника итальянки Софии Фуоко, «блестяще владеющей так называемыми пуантами», что критика назвала ее La Pointue.
«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет», —
именно Авдотья Истомина, которую увековечил в своей поэзии Александр Пушкин, стала первой русской балериной, танцевавшей на пуантах. Интересный факт, что она тоже училась у Шарля Дидло, когда хореограф работал в России. Так что это в очередной раз подтверждает версию, что именно Дидло «поставил» балерин на пуанты.
Итак, к середине XIX века пуанты стали очень популярны. Когда балерина вставала на кончики пальцев вытянутой стопы, ее танец приобретал воздушность и грациозность. А в эпоху романтизма пуанты стали новым инструментом для воплощения замысла балетмейстера, ведь сюжет и сама структура балетного спектакля требовали новых хореографических решений. Так пуанты стали неотъемлемой составляющей образа воздушных духов, нимф, фей, эльфов и других сказочных персонажей, что подчеркивало их нереальность. И также пуантами стали обозначать более высокое социальное положение персонажа в спектакле.
Во второй половине XIX века «пальцевая», как говорят в балетном мире, техника совершенствовалась и усложнялась. И пуанты не отставали в развитии. Теперь у них изменилось очертание, и появилась такая важная деталь, как «пятачок» — немного овальное и плоское завершение туфельки для большей устойчивости. В XIX веке «пятачок» был деревянный, округлой формы, покрытый тканью из овечьей шерсти. К началу XX столетия пуанты стали привычного сейчас для нас розовато-телесного цвета, что визуально в сочетании с трико еще больше удлиняет ноги балерин.
Мариус Петипа оставил будущим поколениям огромное наследие из классических вариаций и дуэтов, исполняемых на пуантах. Именно он ввел в спектакль элемент, ставший впоследствии обязательным для всех ведущих балерин — 32 фуэте на пуантах.
Техника возрастала, и от пуантов требовалось усовершенствование. Во второй половине XIX века в пуанты вставлялась круглая пробка, но это было довольно дорогое производство. Поэтому в начале XX века пробку заменили на специальный клей, которым пропитывались все внутренние слои «стакана», таким образом добиваясь необходимой жесткости и поддержки стопы.
В начале XX столетия итальянец, эмигрировавший в США, мастер обуви Сальваторе Капецио открыл свою мастерскую на Бродвее. В основном он шил обувь для артистов мюзиклов и вестернов. Но однажды в поисках танцевальной обуви в магазин к Сальваторе зашла балерина Анджелина Пэссоун. Тогда пуанты для себя она не нашла. Но стала любовью и музой мастера. Так Капецио совершил еще один прорыв в развитии пуантов. Он стал создавать каждую пару туфель с учетом индивидуальных особенностей стопы балерины. Колодка, которую делали из дерева, позже, если нужно было, немного корректировалась. Затем выкраивали несколько слоев мешковины и бязи, пропитывали их клеем и после просушки покрывали розовато-телесным атласом. Подошву и стельку делали из 3 слоев кожи или картона, сшитых между собой. «Пятачок» стал более плоским. По форме пуанты от Капецио были изящнее, чем у других мастеров. И все же самое важное, что в производстве пуантов началось время индивидуального подхода к стопам танцовщиц.
Анна Павлова, гастролируя по всему миру, для себя и своей труппы заказывала пуанты у Сальваторе Капецио, что, конечно, добавило славы и авторитета именно этой мастерской.
Пуанты Анны Павловой
В XX веке уже нельзя было представить балерину, не танцующую на пуантах. Когда-то ходившие на каблуках Фея Сирени и Гамзатти обрели полноценную «пальцевую» хореографию (в редакциях Константина Сергеева и Вахтанга Чабукиани соответственно). Постепенно с каблуков на пуанты «переходили» даже гротесковые и национальные танцы. Ярче всего эта тенденция проявилась в творчестве Юрия Григоровича.
При главных театрах страны всегда были мастерские, в которых изготавливались пуанты для своих танцовщиц. Но постепенно стали появляться труппы, альтернативные академическим театрам, и различного рода антрепризы. Соответственно, спрос на пуанты стал возрастать, и встал вопрос о том, чтобы наладить их более масштабное производство.
Обувной мастер Фредерик Фрид в 30-х гг. прошлого столетия придумал новую рецептуру клея для пуантов и стал первым, кому удалось открыть свое производство балетной обуви, в частности пуантов. Примерно в это же время эмигрант из России Якоб (Джейкоб) Блок создал небольшое производство пуантов в Австралии. С учетом жаркого и влажного климата он стал добавлять в клей для пуант винил.
Сейчас все большую популярность набирают пуанты, сделанные совершенно по другой технологии — из полипропиленовых материалов. Они более долговечны, быстрее разнашиваются и даже немного «помогают» балерине, как бы поддерживая ее стопу. Но многие академические школы и театры выступают против таких пуантов, так как считают, что они не способствуют правильному формированию стопы и мышечного аппарата танцовщиц в целом.
В XXI веке процесс изготовления пуантов — это отдельное искусство, сродни ювелирному мастерству и немного алхимии. В России на данный момент в производстве пуантов сочетаются традиции прошлого с новыми тенденциями. О секретах мастеров смотрите наше видео.
Автор статьи Вероника Варновская
«Как шьют пуанты в Большом театре»
Последние две недели я занимаюсь довольно непривычным для себя делом — потрошу балетные туфли различных фирм: Geynor, Sansha, Chacot и Grishko.Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.
Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.
И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.
Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.
Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.
Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.
Ну а дальше… Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.
К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.
Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.
Все заготовки подписаны.
Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.
Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.
Ну а дальше начинается настоящее колдовство. Первым в работу идет атласный слой.
Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.
Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.
Потом с другой.
Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.
Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.
Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре — холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.
Промазав каждый слой, начинаем аккуратно «укутывать» ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.
Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.
Красота. Напомнила мне куколку в платочке. )))
Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.
Туфель укладывается на такую вот … Не знаю как называется. А может и нет специального названия.
И… Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.
Если вы помните складки крепили гвоздиками.
Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.
Особое внимание складочкам.
Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет «наизнанку».
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.
Затем берется круглая палка, и…
Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.
Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.
Этим молотком туфли подбиваются по колодке.
Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, «пальцы», как вы видите, очень устойчивы.
Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.
Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.
Дальше пластина крепится к стельке, а затем целиком промазываются клеем ПВА и вклеиваются внутрь пуанта.
Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.
Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы…
Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.
А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев — «последний из Могикан». Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я — с 1990 года.
Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.
Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.
Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.
Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.
Made In Bolshoi
Как делают пуанты. — Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal
Фабрика «GRISHKO» — уникальна в своем роде. Там делаются ПУАНТЫЧто такое «пуанты»? Это слово одновременно означает и кончики пальцев ног и обувь, в которой танцуют, опираясь на кончики пальцев ног.
До сих пор, не смотря на прогресс, пуанты делаются в ручную. В каждой туфельке около 50-и деталей. Самая главная — «стакан» — жесткий носок пуант. Основной секрет у каждой фирмы находится в клее для создания стакана.
Для начала мастер кроит тканевую основу и стельку. Затем прошивает и готовит «стакан», который похож на многослойный бутерброд из такни и клея. Подготовленная заготовка натягиваются на колодку и обшивается. Наступает черед просушки в духовом шкафу. «Выпечка» длится сутки при температуре 40-50оC. За день мастер может сделать около семи пар обуви.
Самые популярные пуанты имеют телесный цвет. Конечно, делаются и другие цвета. На самом деле изготовление пуант имеет множество секретов, и многие балерины серьезнейшим образом различают продукцию различных фирм и мастеров.
Анна Павлова считала, что обувь, собранная в ручную, содержит частицу души мастера. Трудно сказать на сколько экологически чистыми продуктами являются пуанты сегодня. Во всяком случае пуанты балерины, которая первая в мире встала на них, были съедены поклонниками. Это о Марии Тальони. Ее туфельки были проданы с аукциона и скушаны…
Взят у kirill_kuzmin в Где делают пуанты? Manufacture of footwear for dancing
Читайте наше сообщество также вконтакте, где большой выбор видеосюжетов по тематике «как это сделано» и в фейсбуке.