Матрёшка — Википедия
Матрёшка в ряд. Вариант с ниспадающим платком, упрощённым передником, росписью цветами и бутонами Размещение открытых матрёшек во внутренних полостях. Нижние половинки имеют соединительный уступ, совпадающий с выемкой у верхних половинок. Самая большая оканчивается подставкойМатрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета — портретная матрёшка.
Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах, когда бурное экономическое и культурное развитие страны сопровождалось подъёмом национального самосознания и интереса к русской культуре. В этот период в России возникло художественное направление, известное как «русский стиль». Его последователи, в частности, занимались возрождением и развитием традиций народной крестьянской игрушки. В Москве в этом направлении работала мастерская «Детское воспитание», где художники вначале создавали куклы, наряды которых повторяли праздничную женскую одежду жителей различных российских губерний и уездов. Именно здесь, по-видимому, появилась идея создания русской деревянной куклы. Первые эскизы разработал профессиональный художник Сергей Малютин (1859—1937), активно продвигавший «русский стиль» в искусстве. По другой версии, Малютин создал свою первую матрёшку, работая в Музее кустарных изделий
Идею создания разъёмной деревянной куклы ему подсказала японская игрушка, привезённая женой мецената Саввы Мамонтова, — это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие Семь богов счастья[2].
Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух.
Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьш. Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии это имя сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. И в наши дни, однако, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина, была сделана лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, она была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывавшиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Придание формы инструментами. Внутренние полости так и остаются открытой древесиной без какого-либо покрытияСейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Древесина может заготавливаться в регионе изготовления или быть завозной.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой.
Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
Контуры могут обводиться черным или выжигаться[3]. В вятской матрёшке использовали декорацию узорами из соломки. Образы могут выделяться в сторону художественной росписи (растительные мотивы) или натуралистичности (наличие рук, детали одежды), а также тематическими (например, сказочные). Примером похожей росписи может выступать роспись деревянных пасхальных яиц
Советская марка 1970 года
На основе других сюжетов
-
Набор из 37 матрёшек
-
Микроматрёшка
Крупные скульптуры матрёшек в Сокольниках, Москва, январь 2014 года
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. Экспозиция, посвящённая матрешкам и иным сувенирам с урало-сибирской росписью, произведённым Туринской фабрикой детской игрушки, выставлена в краеведческом музее г. Туринска Свердловской области.
Как открыть бизнес на изготовлении матрешек из дерева своими руками в России
На Руси матрешка появилась сравнительно недавно – в конце XIX века, и за короткое время успела прославиться на весь мир. Сегодня яркая игрушка прочно занимает первые места в топе сувениров, которые привозят туристы из России. Популярность у россиян и иностранцев делает изготовление и роспись матрешек из дерева перспективной бизнес-идеей. А в качестве бонусов идет возможность начать бизнес с минимальными финансовыми затратами и патриотизм самой идеи.
Тонкости матрешечного бизнеса
Так как открыть бизнес на изготовлении матрешек в России? В первую очередь необходимо определиться со своей ролью в предприятии, а также с объемом инструментария и материалов, которые вы можете себе позволить. От этого будут зависеть объем выполняемых работ и материальные затраты на ведение бизнеса.
В зависимости от целей и умений вы можете:
- вести весь процесс, начиная от заготовки материала и заканчивая сбытом товара – такой вариант требует познаний в токарном деле, росписи, бухгалтерии и продвижении продукта;
- быть только посредником – предполагает найм специалистов и обеспечение их необходимыми материалами, но труд этих людей придется оплачивать.
Инструменты и оборудование для изготовления матрешки
Если у вас есть необходимые навыки, то производство и продажа матрешек может осуществляться вами лично. Это максимально удешевит процесс. Однако будет необходим следующий минимальный набор материалов:
- токарный станок;
- резцы-стамески;
- наждачная бумага;
- древесина;
- лаки, краски, грунтовки для дерева, поталь, кисточки для росписи либо полиграфическое оборудование для печати.
Самый затратный элемент этого перечня – станок для изготовления матрешек. А самый хлопотный – древесина. Эти пункты можно обойти, приобретая готовые для росписи болванки для матрешек. Однако тогда себестоимость одной матрешки повысится.
Необходимо помнить, что если вы выбираете путь посредничества, то при дальнейшем развитии бизнеса удобнее иметь собственное производство. Это позволяет лично контролировать качество материалов, а также время и объемы поставок.
Реализация готовых матрешек
Оптимальная форма ведения дел – открытие собственного ИП, так как это облегчит налоговые взаимоотношения с государством. Также стоит задуматься и о продвижении товара в люди.
Матрешки – компактный и удобный для пересылки по почте продукт. Поэтому для продаж лучше всего создать интернет магазин с качественными фотографиями. В дальнейшем бизнес можно будет расширить, открыв торговые точки в туристических местах, на вокзалах и аэропортах.
Существуют разные способы продвижения товара:
- создание аккаунтов в социальных сетях – страницы в соцсетях сегодня являются эффективным и потенциально бесплатным методом рекламы бизнеса. Однако если у вас нет возможности самостоятельно заниматься продвижением или вы хотите получить максимально быстрый результат, то придется воспользоваться услугами SMM-специалиста.
- посещение со своими матрешками хэндмэйдовских ярмарок и выставок – там товар можно одновременно продать, показать большому количеству потенциальных покупателей, а если повезет, то и найти точки сбыта.
Как сделать матрешку?
Технология изготовления матрешки проста. В идеале она требует минимальных навыков в токарном деле и живописи. Но даже без них можно обойтись, купив заготовку и оформив ее альтернативными способами.
И так, какова же последовательность изготовления матрешки?
- Подобрать древесину.
Это обязательно должны быть мягкие сорта дерева без сучков: в основном липа, реже – береза или ольха. Мастера-матрешечники предпочитают лично заготавливать материалы – выбирают древесину и после начальной обработки дают ей вылежаться и просушиться пару лет. И только после этого вырезают болванки из светлых и непотрескавшихся поленец.
- Вырезание болванок.
На этом этапе необходимы токарный станок, резцы по дереву (стамески), наждачная бумага и умение с ними обращаться. Для изготовления болванок подойдет самый примитивный станок, так как работа ведется только на мягкой древесине.
Работать на станке можно научиться или у токарей, или по видео, которыми изобилует интернет. Маловероятно, что идеальная матрешка получится с первого раза, но после некоторой тренировки вырезание болванки будет занимать от 5 до 10 минут.
В ходе вытачивания заготовок появляется много стружки и древесной пыли. Поэтому желательно иметь для работы отдельное помещение и пользоваться респираторами.
Болванки изготавливают с самой маленькой, неразъемной куклы – так проще рассчитывать размер последующих заготовок. Разъемные фигуры вырезают, начиная с донца, к которому потом пригоняют верхнюю часть и шлифуют наждачной бумагой.
Можно приобретать готовые болванки матрешек, однако уверенности в их качестве не будет, и есть риск, что древесина треснет в самый ответственный момент. Хотя такой вариант удобен для тех, кто только попробует свои силы в деле и не хочет рисковать, закупая все оборудование сразу.
- Нанесение рисунка.
Разнообразие видов росписи матрешек поражает. Каждый художник выбирает тот стиль и технику, которые ему подходят.
Перед росписью необходимо загрунтовать древесину (чтобы краска лучше ложилась и не расплывалась). Далее наносится контур и раскрашивается. Многие мастера для красоты добавляют поталь и мозаичные элементы. После высыхания краски матрешка покрывается лаком.
Помимо ручной росписи рисунок может наноситься при помощи фотопечати, однако для этого потребуется полиграфическое оборудование.
К альтернативным видам рисунка относится декупаж – создание на деревянной основе аппликаций из салфеток и тканей с последующим покрытием лаком. Как и полиграфия, этот способ украшения куклы не требует навыков рисования.
Популярные виды матрешек.
За недолгую историю существования матрешек сформировалось несколько видов этих игрушек:
- традиционные:
- семеновская – самый распространенный вид росписи, подходящий для начинающих матрешечников, отличается яркостью и простотой мотивов, куклы чаще всего одинаковые;
- загорская (сергиево-посадская) – простой и популярный мотив в виде крестьянской девушки в головном платке из под которого видны волосы и в переднике;
- полохов-майданская – эти матрешки отличаются разнообразием форм болванок, а также цветочными мотивами, которые выполняются наводкой и без нее, пастрением и под масло;
- вятская – отличается замысловатыми орнаментами и аппликациями из соломки, что делает вятские матрешки сложными в изготовлении;
- тверская – роспись на сказочные мотивы, а каждая кукла представляет собой новый персонаж;
- авторские:
- расписанные в индивидуальном стиле – нередко авторы отходят от канонов и дают волю фантазии, применяя самые разные художественные приемы и стили, включая абстракционизм;
- портретные – изготовление матрешек на заказ по фото является перспективным направлением. Вся матрешка может содержать изображения одного человека, но нередко заказчики просят расписать куколок портретами всей семьи. Это кропотливая и долгая работа, поэтому можно устанавливать более высокую стоимость конечного продукта;
- с рисунком, нанесенным фотопечатью:
- полная фотопечать – этим способом может изготавливаться как портрет на матрешке, так и изображаться логотип какой-либо компании;
- микс фотопечати и росписи – лицо или логотип печатаются, а остальная часть болванки расписывается вручную.
Разные виды матрешек будут пользоваться популярностью у разной целевой аудитории. Традиционные матрешки универсальны. Они могут отличаться между собой стилем, богатством деталей и декора, однако в полной мере передают национальный колорит.
Для детей более интересны будут сказочные персонажи кукол, расписанных в тверском стиле.
Портретные матрешки котируются как у туристов, которые любят приобретать кукол с лицами известных политиков, так и у обычных россиян, которые заказывают таких матрешек в качестве подарков на семейные праздники.
Производство матрешек с логотипом чаще всего осуществляется по корпоративным заказам, однократным, но на большое количество единиц продукции.
Оказывается, изготовление матрешки своими руками может быть не только способом реализовать творческий потенциал, но и реальной возможностью заработать. Процесс создания традиционной русской игрушки незамысловат, а результат может стать настоящим произведением искусства. Благодаря росту интереса к изделиям ручной работы в этой нише все еще остается достаточно места для новых предпринимателей.
прообраз матрешки, создатели, музеи матрешки, самые маленькая и большая игрушки.
Матрешку называют «подарком с русской душой», но появление одного из главных символов России так и остается загадкой вот уже второе столетие. Интересные факты о матрешке собрала Наталья Летникова.
1. Прообразом матрешки стала деревянная разъемная кукла японского божества Фукурумы. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю. В самой Японии авторство приписывают неизвестному монаху-миссионеру… из России.
Матрешка — японское божество Фукурума
Традиционные японские матрешки
2. Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке один из создателей «русского стиля» — Сергей Малютин. Игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин выточил ее из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрена.
Самая первая матрешка в России
Самая первая матрешка в России
3. В создании матрешки есть свои секреты. Для прочности дерево должно пролежать на открытом воздухе два года. Весь путь от бруска до готовой фигурки занимает 15 этапов. Первой вытачивают самую маленькую фигурку.
Старинные токарные станки для изготовления матрешек. Вознесенский историко-краеведческий музей, Нижегородская область
Изготовление матрешки на токарном станке
Заготовка для матрешки малого размера
4. Матрешка — золотая медалистка. На Международной выставке кустарных ремесел в Париже в 1900 году она взяла первый приз, объехала всю выставочную Европу — от Берлина до Лондона. Сегодня уникальную выставку «Непростая игрушка» можно увидеть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Экспонаты выставки «Непростая игрушка» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства
Экспонаты выставки «Непростая игрушка» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства
Экспонаты выставки «Непростая игрушка» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства
5. Популярность матрешки вдохновила на творчество западных мастеров. В 1890 году российский консул сообщал из Германии в Санкт-Петербург, что в Нюрнберге стали подделывать русский сувенир, но производство так и не пошло, равно как и во Франции.
На фабрике хохломской росписи в Семенове. Нижегородская область
Роспись матрешки
Прилавок с русскими сувенирами
6. Первая матрешка с «узнаваемым лицом» вовсе не изобретение 1890-х, как принято считать. Еще в 1912 году, к столетию Бородинской битвы, были сделаны матрешки «Кутузов» и «Наполеон» со штабами. А к юбилею Гоголя выпускались целые серии: персонажи «Ревизора» и «Тараса Бульбы».
Матрешка «Кутузов» со штабом
Матрешки «Наполеон» со штабом
Матрешки-персонажи «Тараса Бульбы»
7. Самая большая матрешка расположилась на «перекрестке миров» — в китайском городе Маньчжурия. Тридцатиметровая скульптура установлена на пересечении границ России и Монголии. Символ дружбы украшают изображения трех девушек: китайской, монгольской и российской.
Ресторан «Матрешка» в Маньчжурии
Площадь «Матрешка» в Маньчжурии
Площадь «Матрешка» в Маньчжурии
8. Наиболее многочисленную семью матрешек сделали в нижегородском городе Семенове. В одной метровой деревянной матроне сидят 72 фигурки. А один из крупнейших музеев Европы — Российский этнографический — проводит мастер-классы по росписи фигурок.
Роспись матрешки
Девочка разрисовывает матрешку на мастер-классе
9. Матрешку размером с маковое зернышко можно увидеть в Томском музее славянской мифологии. Разглядывать фигурку из кости мамонта придется под микроскопом. Современный Левша Анатолий Коненко не только сделал фигурку размером чуть больше миллиметра, но и расписал ее по всем художественным канонам.
Самая маленькая матрешка, созданная Анатолием Коненко
Миниатюрные матрешки Анатолия Коненко
10. В России сразу шесть музеев матрешки: в Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском, Сергиевом Посаде и в Москве. Столичный музей расположен в историческом особняке Леонтьевского переулка, где и появилась на свет первая русская матрешка.
Экспозиция в Вознесенском историко-краеведческом музее
Матрешки в Нолинском краеведческом музее
Русская матрёшка: народный промысел — Щи.ру
Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.
В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.
История появления промысла
(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)
Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.
(Классическая матрёшка)
Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.
Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.
Элементы промысла
Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.
(Матрёшечная семья из 8 куколок)
Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.
Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.
(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)
В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.
Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:
- загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
- мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
- семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
- полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
- вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.
(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)
Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.
Техника выполнения
Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.
(Изготовление матрёшек)
Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.
Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.
(Роспись готовой матрёшки)
Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.
После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.
Русская Матрешка бывает разной… — Veil_M — ЖЖ
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Матрёшку вырезают из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Русские матрешки очень разнообразны по форме и росписи в зависимости от своего места происхождения (региона России).
Сергиево-Посадские матрёшки
Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.
Роспись производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
Семёновская матрёшка
Семеновская матрешка более стройная и вытянутая.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов.
Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо.
Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Ее верхняя часть, относительно тонкая, резко переходит в утолщённую нижнюю.
Семёновская матрёшка отличается от других матрешек тем, что она многоместная: состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.
Вятская матрешка
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки мило и приветливо.
Матрёшку расписывали анилиновыми красителями и покрывали масляным лаком.
Матрёшка из Полховского Майдана
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от сергиевских и семеновских матрешек: подчеркнуто вытянутые по вертикали фигурки с маленькой, жестко очерченной головкой. Также встречаются и примитивные одноместные фигурки–столбики, похожие на грибы.
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. «Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, характерен пестрый декор – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.
Гжель
Палех
Жостово
Хохломская росписью
Мезенская роспись
Дымковская
На сегодняшний день бренд «Матрешка» активно используется по всему миру. Дизайнеры разных стран предлагают различные стилистические решения, а также самые неожиданные варианты применения русской матрешке.
Курсовая работа по НХК «Матрешка»
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Русская матрешка
КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
Направления подготовки
Народная художественная культура
Профиль подготовки
Руководство хореографическим любительским коллективом
студентки 2 курса 231 группы
Института искусств
Звягиной Олеси Геннадьевны
Научный руководитель
канд., пед. наук, доцент _____________________ В.А.Ищенко
Зав. кафедрой
проф. доктор пед. наук _____________________ И.Р. Рахимбаева
Cаратов 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………. стр.3
I Народная игрушка……………………………………………
1.1 Русская матрешка: история возникновения……………… стр.5
1.2 Основные промыслы ………………………………………………. стр.9
II Технология изготовления матрешки………………………. стр.16
Заключение……………………………………………………… стр.20
Список использованных источников…………………………. стр.22
Приложение А. Список иллюстрированных материалов…… стр.23
Приложение Б. Иллюстрированные материалы……………… стр.24
2
Введение
Деревянные игрушки – отражение жизни, труда и мировоззрения нескольких поколений людей.
Полено, чурка, щепка, дощечка — вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в Поволжье, и под Москвой. С этого же начинается и работа народных резчиков и токарей. Народные мастера умели находить разнообразные, технические и художественные приемы, которые утверждались со временем как художественные особенности, становились манерой, определявшей стиль тех или иных центров изготовления игрушек.
Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы.
Самое притягательное в деревянной игрушке — ее образность. Часто одной меткой деталью мастер выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентируя важнейшую деталь.
Основными центрами деревянной игрушки были: Архангельская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Московская губернии. Несмотря на то, что в наше время появилось много новых материалов и современных технологий, игрушки из дерева, благодаря своим уникальным свойствам, возвращают себе популярность. Возрождающийся интерес к игрушкам из дерева неудивителен, ведь деревянные игрушки обладают многочисленными достоинствами.
А наш предмет исследования русская матрешка. Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и
3
желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни .
Цель нашего исследования: изучит особенности матрешки — как русской деревянной игрушки.
Задачи: 1. рассмотреть возникновение русской матрешки;
2. узнать об основных промыслах изготовления матрешки;
3. изучить технологию изготовления матрешки.
Методологическую основу работы составляют труды: Л. Н. Соловьевой, И. В. Карнауховой, И. А. Бусеева – Давыдова.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 12 штук.
4
I Народная игрушка
История возникновения и развития Русской матрешки
Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». По сей день, матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. [1,304-306]
Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад , Нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой
С.И.Мамонтова. Это — была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах.
5
По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи — цыганки, представители различных национальностей, служители культа. Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется исторический тип матрешки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные, богатые в декоративном отношении одежды исторических персонажей дают возможность художникам разнообразить и декоративные решения росписи матрешек. Это могут быть матрешки в древнерусском сарафане, тщательно выписанном художником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной одежды. Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Рассматривая матрешку как некую изобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечь матрешку в одежды того или иного изображаемого святого. Характерная черта искусства современной авторской матрешки — ее живописность. Использовать матрешку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иное изображение, будь- то сказка или пейзаж, пытались еще на рубеже веков во времена становления искусства русской матрешки. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова.
Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим
6
мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина.[5,528]
Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех». Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой, целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия. Сегодня можно купить сувенирные матрешки самого необычного вида – героев русских сказок и даже политиков. Конечно, такие матрешки делаются в основном для иностранцев, но что парадоксально – иностранцы чаще всего покупают традиционных русских матрешек, а не претенциозные новоделы.
Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая
маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на
7
первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет. Наряд у русской
матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки.
Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина». Русская матрешка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Она символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку, которая в свою очередь подарит миру еще жизнь, и так далее. Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы — древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» — эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.[2,539]
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда
вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись
8
матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек
с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства. Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта. В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из деревни Мешкарево Повенецкого уезда. [3,23]
1.2. Основные промыслы по изготовлению матрешки
Русская матрешка возникла в России в конце 19 — начале 20 века и получила большую популярность, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали — дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца)
и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек. [9,47]
9
Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. Матрешка стала первым учебником для крестьянских детей. Для этого кукол изготавливали десятиместных, семиместных и пятиместных. Пятиместные – по количеству пальцев на руке, семиместные – семь дней в неделе или семья, десятиместные – по количеству пальцев на двух руках, десяток. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Спрос на матрешку рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.
Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Я выделила несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это Сергиево — Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Вятская, Тверская. Каждая из этих матрешек отличаются друг от друга, ведь мастер каждого центра кустарного производства имеет свою технологию изготовления и росписи матрешки.
Сначала матрешки появились в подмосковном Сергиевом Посаде, известном центре изготовления деревянных игрушек и сувениров. Именно здесь находился мощный центр русского игрушечного промысла с его традициями и с его «кадровым потенциалом». Поэтому именно отсюда матрешка начала свое массовое шествие в мир. Выработанный стиль Посадской матрешки определили ее популярность во всем мире. Рассмотрев знаменитую Сергиево-Посадскую матрешку, я заметила, что она
чем-то похожа на первую русскую матрешку. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок а в руках держит узелок, корзину или цветы . Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма. Для Сергиев- Посадской матрешки характерно разнообразие сюжетов — поскольку первая матрешка изображала семью, то последующие сюжеты матрешек зачастую изображали людей
10
различных сословий и занятий, а также исторических и литературных персонажей. Так, в 1909 году к столетию Гоголя, были сделаны матрешки: Тарас Бульба , Плюшкин, Городничий. В матрешке Городничий помещались Анна Андреевна, Хлестаков, судья и другие персонажи бессмертной комедии «Ревизор». В 1912 г. к столетию Отечественный войны 1812 г. были выпущены восьмиугольные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона,
внутри которых помещались члены их штабов. Это уже после стали рисовать матрешки, в которых рисунок всех куколок набора был одинаков, с богатым орнаментальным украшением, как мы привыкли видеть в наше время. В росписи обычно используют три — четыре цвета — красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий. Чёрный – обводка лица и контуров одежды. В начале 20 века Сергиев — Посадская матрешка (впрочем, других тогда еще не было) стала набирать известность и популярность не только в России, но и за рубежом, во многом благодаря показам матрешек на международных выставках.
Семеновская матрешка
Первая Семеновская матрешка была сделана умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанную в Сергиев- Посаде, окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающие человека с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами Вагин решил сделать
деревянную куклу из двух частей. Это был прототип Семеновской матрешки. Первая матрешка была окрашена в пурпурный цвет. Особенно интересны были деревянные матрешки сделаны Вагиным: лысый человек с бородой и усами, дородный мужчина в шляпе пальто. Происхождение живописи Семеновской матрешки было также связано с потомственным мастером Арсением Майоровым. Однажды глава семьи Арсентий Федорович привез из
11
Нижнего Новгорода пустую неокрашенную матрешку. Деревянная кукла была расписана его дочерью — Любой. Люба использовала гусиное перо для нанесения контуров, а для заполнения рисунка использовала маленькую кисточку и анилиновые красители. Люба разместила в центре куклы большой ярко-красный цветок.
Постепенно был сформирован определенный Семеновский стиль живописи матрешек, который в отличие от Сергиево-Посадского стиля росписи матрешек был более красочным и ярким. Художники Семеновы использовали старые традиции применения цветочного орнамента. Они оставляли большие неокрашенные участки дерева и рисовали матрешку анилиновыми красками, а затем покрывали лаком. И поныне, прежде всего, рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем окрашивают шарф на голове матрешки, юбку, фартук, рукава. В основе композиции Семеновской матрешки, является фартук, на котором рисуют букет красивых цветов. Художники используют в основном три цвета — красный, синий и желтый, из них они делают различные комбинации цвета платка, платья и фартука. Центральная декоративная часть матрешки на фартуке традиционно написана асимметрично и смещена немного вправо. Роспись каждой Семеновской матрешки является уникальной и оригинальной. Токари Семенова создали свою собственную форму матрешки, она имеет относительно тонкий верхний более широкую часть внизу, в основании
форма куклы немного вытянутая. Семеновская матрешка заметно отличается
от матрешек других традиционных центров производства матрешек. Эти матрешки могут состоять из множества мест, здесь делают 15 — 20 кукольные матрешки.
На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук. Матрешка была в диаметре 0,5 м и высотой 1 метр. Здесь же был сделан набор матрешек, посвященный теме космоса, пара таких матрешек даже побывала в космосе – вот кто был
12
первыми космическими туристами. Ныне Семеновская фабрика под названием «Семеновская роспись» (наименование фабрике часто менялось из-за частых преобразований) успешно работает и производит, кроме различной продукции, большой ассортимент матрешек. Художники и дизайнеры Семеновской фабрики разработали множество оригинальных, часто забавных матрешек.
Полховская матрешка
Почти одновременно с Семеновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в просто — наречии.
Сравнивая Полховскую матрешку со своими Сергиевскими и Семеновскими сестрами, замечаю, что она заметно отличается своей формой. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью.
Роспись Полховской матрешки более лаконична. Используются анилиновые красители. Накладывают краски на изделие где отдельными
пятнами, а где одну поверх другой, на желтую ложится синяя – и получается зеленая краска, а по краям сквозит желтая кайма.
В 2004 году, открылся музей матрёшек в Нижегородской области — более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной Полх — Майданской росписи. Самая большая матрёшка в этом музее — метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая — размером всего с рисовое зерно.
13
Вятская матрешка
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее Подмосковным и Поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает нас, настолько оно мило и приветливо.
Тверская матрешка
Мастера Твери владеют старинными секретами изготовления матрешки. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы. Из-под их кисти появляются
14
но каждый раз они красуются в новом наряде. Волосы на некоторых изделиях обозначены сплошной монотонной заливкой, на других хорошо прорисованы, как например у Полховской. Румяна обычно у Тверской матрешки размытые и похожи на настоящие. Все основные контуры игрушки выполняются выжигательным аппаратом, что отличает Тверскую матрёшку от всех остальных.
Анализ изученной литературы позволяет сделать следующий вывод: существует 5 видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это Сергиев- Посадская, Семеновская, Полхов — Майданская, Вятская, Тверская. Каждая из этих матрешек отличаются друг от друга, своей росписью и формой.
15
II Технология изготовления матрешки
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга, освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев. Как правило, матрёшки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, берёза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом брёвна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Брёвна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить на токарном станке матрёшку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось — бы несложных инструментов — ножом и стамесками разной длины и конфигурации.
Шлифовка заготовки
Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.
Нанесение клея
Клей на матрешке наносится в виде узора. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты-потали. Этот замечательный
16
материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.
Нанесение потали
Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.
Прорисовка фона
Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.
Детали
Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.
Обводка
Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.
Лакировка
Заключительный этап — сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск сувениру.
17
Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”, что
дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция
же матрешки, в собрании Художественного – педагогического музея, игрушки в Сергиевом – Посаде , убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.
История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по — сей день.[4,640]
Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную феодоскинскими миниатюристами. И, тем не менее, деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные феодоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.
Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Сочетание традиций и
18
новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации,
коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий
и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Таким образом, можно сделать вывод, что принцип изготовления матрешки остается неизменным и до нашего времени. Самым благодатным материалом для русской игрушки является липа. Не менее 15 операций должен пройти древесный материал, для того чтобы стать готовой матрешкой.
19
Заключение
Знаменитая русская матрешка имеет почти столетнюю историю. За этот исторический период матрешка стала символом русского народного искусства. Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде. Народная игрушка – явление в русской культуре значительное, в ней отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.
Первые матрешки появились в подмосковном Сергиевом Посаде, где характерно разнообразие сюжетов — поскольку первая матрешка изображала семью, то последующие сюжеты матрешек зачастую изображали людей различных сословий и занятий, а также исторических и литературных персонажей. Именно отсюда матрешка начала свое массовое шествие в мир. Постепенно был сформирован определенный Семеновский стиль живописи матрешек, который в отличие от Сергиево-Посадского стиля росписи матрешек был более красочным и ярким. Мастера там используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех». Почти одновременно с Семеновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан. Она заметно отличается своей формой. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных матрешек. У неё нет таких конкретных деталей. Наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки – родом из Вятки. В ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием– инкрустация соломкой. А в Твери матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы.
20
Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах
XIX века и по сей день, матрешка остается символом материнства. Технологию изготовления матрёшки российские мастера, освоили с лёгкостью. Как правило, за основу для матрешки брали липу и березу. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой, в числе этих операций: шлифовка заготовки, нанесение клея,
нанесение потали, прорисовка фона, детали, обводка, лакировка.
Характерная черта искусства современной авторской матрешки — ее живописность. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок. По росписи можно узнать место рождения матрешки. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Именно поэтому она
пользуется такой всенародной любовью.
Матрешка стала первым учебником для крестьянских детей. Русская матрешка, прославившаяся в своей стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. Матрешка популярна и в наши дни.
21
Список использованных источников:
Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. Т. 2./ А.Н.,Афанасьев. М.: Современный писатель, 1995. С. 304 – 306.
Баженова, А. Славян родные имена: словарь исторических, родокоренных имён и прозваний славян и русов за два тысячелетия./А. Баженова, А. М.: ООО «Издательство Ладога-100», 2006. 539 с.
Бусеева –Давыдова, И.А. Игрушки Крутца. Дет.лит-ра, 1991.23c.
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия./И.А., Бусеева –Давыдова. М. 2000.640с.
Карнаухова, И.В. Сказки и предания Северного края. / И.В., Карнаухова. 2006. С. 123 – 125.
Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. 351 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. / Ожегов, С. И., Шведова. Н.Ю. М.: Азбуковник, 1999.944с.
Соловьева, Л.Н. Русская матрёшка./ Л. Н., Соловьева. Москва – ИНТЕРБУК, 1993. 47 с.
Электронные ресурсы
Козлова, Е. Матрёшке -100! журнал Ваш Досуг, / N46 (187) 16-23 ноября 2000 г. [Элект. ресурс] статьи на сайте http://ma333.narod.ru./ Заглавие с экрана. ( дата обр.01.05.14)
Михнова, И. под руководством Института информационных инициатив. / [Элект. ресурс] Информационно — справочный портал http://www.library.ru/ . Заглавие с экрана.( дата обр.21.04.14)
Сотникова И. Кто придумал матрёшку. Сайт Русские напёрстки. /http://www.thimble.ru/ . Заглавие с экрана. ( дата обр.21.04.14)
Хохломская роспись. О матрёшке. /Сайт http://goldenhohloma.com/ . Заглавие с экрана. ( дата обр.27.04.14)
22
Приложение А
Список иллюстрированных материалов
Полховско — Майдановская матрешка
Матрешка Сергиев Посад
Русская матрешка
23
Приложение Б
1. Полховско — Майдановская матрешка
2.Матрешка Сергиев Посад
3.Русская матрешка