Корпоративные организационно – правовые формы
Представление об организационно – правовой форме
Перед началом деятельности, руководитель будущей фирмы должен решить какая именно организационно – правовая форма будет у предприятия. Организационно – правовая форма определяет количество законодательных ограничений и привилегий для предприятия и руководителя. Данная форма предполагает не только наличие ограничений, но и преимуществ. Выбирая или отклоняя, какую-либо форму, руководитель учитывает взаимоотношения с будущим предприятием, конкурентами и партнерами. Смотря на форму предприятия, партнеры и конкуренты выстаивают отношения с ним. Государственные структуры также учитывает форму предприятия с правовой точки зрения.
Замечание 1
Организационно – правовая форма определяет уровень ограничений, штрафных санкции со стороны государства. Если предприятие представляет малую форму или микро фирму, то к ней применяется щадящая форма взысканий. Если предприятие крупное, то меры воздействия могут быть увеличены.
Самое главное для руководителя – выбрать правильную форму. В противном случае, предприятие может работать менее эффективно или убыточно. Рассмотрим условия выбора организационно – правовой формы.
Корпоративные организационно – правовые формы
- Организация союзов (ассоциации)
- Создание концернов
- Формирование холдингов
- Внедрение консорциумов
- Промышленно – финансовые альянсы
Рассмотрим каждую из корпоративных форм более подробно.
Организация союзов (ассоциации)
Союзы или ассоциации создаются с целью достижения максимальной эффективной деятельности ее участников. Ассоциации или союзы могут организовываться по виду деятельности. В настоящее время распространены строительные союзы. Особенно они распространены в регионах, где специфическая деятельность сопряжена со значительными трудностями. Предприятия, объединенные в союз, сохраняют свою самостоятельность, но могут рассчитывать на помощь союзника в сложной ситуации. Перейдем к рассмотрению концернов.
Создание концернов
Создание концернов актуально в том случае, если руководители заинтересованных в объединении предприятий стремятся к централизации ключевых функции. Сущность концерна заключается в добровольной централизации. В рамках различных регионов существует множество концернов, которые могут включать в себя производственные предприятия, предприятия сбыла, логистики и доставки, а также переработки. Успех и эффективность таких союзов очевидна, поэтому они пользуются заслуженным интересом среди руководителей.
Формирование холдингов
Холдинг представляет собой объединение предприятий, контрольным пакетом акции которых владеет руководитель. Владелец управляет их деятельностью, определяет цены на продукты и услуги, контролирует их, для того чтобы получить максимальную прибыль. Существует несколько видов холдингов. Вид холдинга определяется участием владельца. Если владелец принимает участие только в управлении, то это чистый холдинг. Если использует союз предприятий для организации нового вида деятельности, то это смешанный холдинг. Перейдем к рассмотрению консорциума.
Создание консорциума
Консорциум как организационно – правовая форма существует на добровольном начале. Ее сущность состоит в том, что руководители различных предприятий объединяются для выполнения конкретной задачи, функции или проекта. Участники консорциума могут выйти из его состава в любое время или продолжить свое участие после завершения проекта. Консорциумы распространены среди предпринимателей в части выполнения государственных заказов. Это очень удобная и эффективная форма экономического взаимодействия.
Промышленно – финансовые альянсы
Промышленно – финансовые альянсы распространены среди представителей крупного бизнеса и финансовых предприятий. Они объединяют свои ресурсы для создания нового продукта или достижению максимальной эффективности. Данная форма довольно популярна и уже приобрела заслуженный успех у представителей бизнеса.
2.1Организационно-правовые формы корпораций. Виды корпораций
Похожие главы из других работ:
Общедолевое присвоение: сущность, организационно-правовые формы и значение в развитии хозяйства
1.1 Организационно-правовые формы предприятий РФ
Истории известно большое количество типов и форм собственности на средства и продукты производства . Чтобы разобраться в этом разнообразии , классифицируем данное явление на типы , виды и формы на основе учета общих признаков. Так…
Организационно-правовые формы предприятий: основы формирования, эффективность функционирования, роль в развитии экономики России и Татарстана
2. Организационно-правовые формы предприятий
…
Порядок создания предприятия
1.2 Организационно-правовые формы предприятий
Рассмотрим предприятия по организационно-правовым формам: Индивидуальное предпринимательство. Частное предпринимательство — предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением…
Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации предпринимательских фирм
1.2 Организационно-правовые формы юридических лиц
Вне зависимости от вида, масштаба или сферы хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством соответствующих стран…
Предпринимательская деятельность
3. Важнейшие правовые формы.
Одновременно с решением о создании предприятия необходимо опреде-лить его правовую форму. Некоторые важнейшие вопросы…
Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития
2.2 Организационно правовые формы предпринимательства
В настоящее время в соответствии с гражданским законодательством наиболее распространенными организационно-правовыми формами предпринимательства являются: -Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица -Общество с…
Предпринимательство и его формы
2. Организационно-правовые формы предпринимательства
Базовым, основополагающим признаком каждого предприятия, обусловливающим возможность его функционирования, является форма собственности, на основании которой появляется предприятие как хозяйственная единица…
Предпринимательство: сущность и формы
3. Организационно-правовые формы предпринимательства
Гражданским кодексом Российской Федерации установлен состав организационно-правовых форм предприятий — юридических лиц и определены права граждан — физических лиц…
Предпринимательство: сущность, цель, виды
4. Организационно-правовые формы бизнеса
Различают следующие организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, партнерство, корпорация. Единоличное предприятие Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью…
Сущность и роль предпринимательства в микроэкономике
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: 1. хозяйственные товарищества 2. общества 3. производственные кооперативы 4. государственные предприятия 5. муниципальные предприятия 6…
Сущность предпринимательства и его виды
3. Организационно — правовые формы предприятий
Организационно-правовые формы хозяйственной дея-тельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признака-ми, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой…
Учреждение предприятия
2.2 «Правовые основы учреждения нового предприятия и его возможные организационно-правовые формы.»
Деятельность предпринимателя в любой стране по учреждению нового предприятия законодательно регламентируется…
Формы государственного предпринимательства в России
2. Формы государственного предпринимательства в России. Организационно-правовые формы государственных предприятий
Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой…
Характеристика объединений предприятий, их цели, виды и особенности
1.2 Организационно-правовые формы объединений
Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус…
Экономика отрасли
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятия после государственной регистрации в установленном порядке приобретают статус юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности…
Государственная корпорация как организационно-правовая форма — Мегаобучалка
Государственная корпорация как организационно-правовая форма — Мегаобучалка Дисциплина: Корпоративное управление Тема: Роль государственных корпораций в российской экономике
Екатеринбург, 2009г. Содержание
Введение 1. Предпосылки формирования государственных корпораций в 2007 году 2. Государственная корпорация как организационно-правовая форма 3. Контроль со стороны учредителя за достижением уставных целей 4. Риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации Заключение Список литературы
Введение
Новая рыночная система в России функционирует на экономической основе государственной собственности — на базе крупных производств и производственных комплексов. Таким образом, создание госкорпораций становится основным направлением государственной макроэкономической политики, начиная со второй половины 2007 г. За это время в России уже появилось несколько таких компаний, обладающих весьма значительными полномочиями и капиталами: «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Роснанотех», «Банк развития», ГК «Олимпстрой», «Российские технологии». Кроме того, в результате консолидации активов в отраслях гражданского авиастроения, судостроения и атомной энергетики были созданы «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В ряде капиталоемких отраслей, относящихся к сфере ведения федеральных властей, осуществляется подготовка к созданию еще нескольких госкорпораций. Именно на госкорпорации возлагаются главные надежды на успехи в экономическом развитии России. Госкорпорации должны оказаться эффективными участниками рынка, поскольку они имеют право привлечения отечественных и иностранных кредитов, получения гарантий и выпуска облигаций, следовательно, могут быть надежными партнерами для частного бизнеса. Таким образом, госкорпорации призваны скоординировать взаимодействие государственного и частного капитала в направлении развития национальных проектов.
До 2007 года — в течение более чем семи лет с момента появления организационно-правовой формы «государственная корпорация» — государство всего дважды использовало данную форму. Первая госкорпорация – «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» — была создана в 1999 году в соответствии с законом о реструктуризации кредитных организаций, а вторая – уже только в конце 2003 году, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, предусматривающий, в том числе создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Данные госкорпорации создавались в исключительных случаях, в финансово-банковской сфере, на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ. В этот период нормы по созданию и деятельности госкорпораций «погружались» в более широкий контекст регулирования в соответствующих областях, а сами корпорации четко позиционировались как инструмент, а не самостоятельная сверхзадача. В 2007 году ситуация принципиально изменилась: в течение года, в очень сжатые сроки были рассмотрены и приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций (табл. 1).
Таблица 1. Принятие законов о создании государственных корпораций в 2007 году
Созданные в 2007 году государственные корпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности и могут быть условно разбиты на три основные группы: 1. Внешэконобанк, «Роснано» — компенсация «провалов» как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций; 2. Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой» — повышение эффективности и гибкости административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных органов управления на уровень госкорпораций; 3. «Росатом», «Ростехнологии» — повышение конкурентоспособности отдельных стратегических секторов (отраслей), обеспечение национальной безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующей государственных активов. Таблица 2. Государственные корпорации в России Корпорация |
Дата создания |
Акт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
АРКО | 08.07.1999 | №144-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство по страхованию вкладов | 23.12.2003 | №177-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внешэкономбанк | 17.05.2007 | №82-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Роснанотех | 19.07.2007 | №139-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонд содействия реформированию ЖКХ | 21.07.2007 | №185-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Олимпстрой | 30.10.2007 | №238-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Росатом | 01.12.2007 г. | № 317-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ростехнологии | 23.11.2007 г. | № 279-ФЗ |
Если создание Банка развития (Внешэкономбанка), Фонда содействия реформированию ЖКХ можно рассматривать как некоторые элементы «эволюции» в применении организационно-правовой формы «государственная корпорация», то создание других государственных корпораций существенно выбивается из этой линии и в значительно большей степени связано с реализацией отраслевых приоритетов, а также корректировкой административной системы. Большинство созданных госкорпораций (за исключением ГК «Олимпстрой») были сформированы за счет достаточно большого имущественного взноса Российской Федерации, хотя его структура (пакеты акций, имущественные комплексы, денежные средства и т.п.) применительно к каждой из корпораций достаточно индивидуальна. Некоторые из корпораций в определенной степени «замещают» в новом качестве ранее существовавшие структуры, в том числе на уровне отдельных полномочий. Административный статус созданных госкорпораций весьма высок: руководители и наблюдательные советы большинства этих корпораций назначаются Президентом РФ, определены достаточно длительные сроки их назначения.
Рассматривая причины столь кардинального усиления внимания государства к созданию государственных корпораций, следует выделить следующие основные факторы:
1. Существенно усилился дисбаланс между обновленным (расширенным) составом приоритетных задач социально-экономического развития (диверсификация экономики, переход к инновационному типу развития) и имеющимися в распоряжении государства инструментами их решения. Торможение и выхолащивание разумных инициатив по совершенствованию инструментов реализации экономической политики в ходе межведомственных согласований, низкая эффективность администрирования применения многих из существующих инструментов привели к сдвигу от совершенствования косвенных инструментов стимулирования экономического роста, развития институциональной среды к расширению и усилению механизмов прямого воздействия государства.
2. Недостаточное качество административной системы, ее преимущественная ориентированность на решение текущих задач, проблемы в формировании и осуществлении системы мер по развитию новых секторов экономики обусловили потребность в формировании дополнительных субъектов реализации государственной политики, определенной трансформации отдельных ведомств для решения долгосрочных задач.
3. Значимым фактором «переключения» внимания государства на создание государственных корпораций представляется ограниченность времени до вероятной смены властных элит в сочетании со стремлением в этих условиях дополнительно зафиксировать отдельные приоритеты в государственной политике, сформировать под них необходимые имущественно-финансовые заделы.
Государственная корпорация как организационно-правовая форма
Согласно Федеральный закону «О некоммерческих организациях», государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом не предусмотрено иное.
До 2001-2005 года были в основном статусы ФГУП и ОАО.
• ФГУП. Преимущества: тотальный контроль над активами, возможность не публиковать отчетность. Недостатки: высокий уровень контроля со стороны правительства, проверки Счетной палаты, ответственность по обязательствам РФ, санкции со стороны иностранных государств. Наиболее известные примеры – «Рособоронэкспорт», «Почта России»
• ОАО. Преимущества: относительная автономия от правительства, возможность проводить операции на фондовом рынке (выход на IPO, обмен акциями с партнерами). Недостатки: наличие обязательств перед миноритариями, необходимость публикации отчетов, внешнего аудита, риск банкротства, контроль со стороны государственных органов (ФНС, Генпрокуратура, Следственный комитет МВД). Наиболее известные примеры — Газпром, Роснефть, РЖД, Транснефть, Аэрофлот.
Форма госкорпораций совмещает преимущества ОАО и ФГУП. Статус некоммерческой организации позволяет обходить заградительные барьеры на внутренних и внешних рынках (использование территорий дипмиссий, неподпадание под часть международных санкций, ограниченность публичности, право собственности на находящееся в управлении имущество). Госкорпорации не подпадают под надзор Счетной палаты и под действие закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Организационно-правовая форма госкорпорации более удобна для менеджмента корпораций, нежели для органов власти.
3. Контроль со стороны учредителя за достижением уставных целей
Таблица 3. Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением целей государственной корпорации со стороны учредителя.
Государственная корпорация | Цели | Нормы |
1.Росатом | Проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и образования, осуществления международного сотрудничества в этой сфере. [Ст.4] | Правительство РФ утверждает программу деятельности корпорации на долгосрочный период. [Ст. 5] Программа предусматривает выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, в том числе заданий государственного оборонного заказа [ст.19] Корпорация направляет годовые отчеты Правительство РФ |
2. Роснанотех | Содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии [Ст.3, п.1] | Корпорация ежегодно представляет в Правительство РФ годовой отчет, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключение ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иные документы корпорации [Ст.6, п.4] |
3. Олимпстрой | Осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта [Ст.3, п.1] | Корпорация направляет квартальные и годовые отчеты Президенту и Правительству РФ. Квартальный отчет включает отчет об осуществлении строительства олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий, предусмотренных перечнем объектов, подлежащих строительству, а также квартальную финансовую (бухгалтерскую) отчетность, содержащую сведения о направлениях расходования средств Корпорации и об их объемах. Годовой отчет включает аналогичные данные за отчетный период, плюс заключение ревизионной комиссии, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности и отчет о результатах мониторинга. Мониторинг строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий осуществляется на основе сбора и анализа отчетности о ходе строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий, представляемой в исполнителями соответствующих работ (услуг) [Ст. 8, пп. 6-9. Ст. 19.] |
4. Ростехнологии | Содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внешнем рынке российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс [Ст.3, п.1]. | Президенту РФ и в Правительство РФ направляется годовой отчет. Годовой отчет включает в себя отчет о деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» за прошедший отчетный период, в том числе в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также показатели деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; годовую бухгалтерскую отчетность; бухгалтерский баланс; отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов; отчет о формировании и об использовании фондов корпорации; аудиторское заключение. [Ст.8] |
5. Банк развития (Внешэкономбанк) | Обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификация, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. | Правительство Российской Федерации утверждает Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка, устанавливающем основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий. Порядок подготовки Меморандума, его содержание и период действия определяются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением Меморандума осуществляется в том числе на основе ежегодного представления Внешэкономбанком годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения по этой отчетности, а также заключения службы внутреннего контроля Внешэкономбанка по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности [Ст. 4., п.6-7. Ст. 6., п.6.] |
6. Агентство по страхованию вкладов | Обеспечение функционирования системы страхования вкладов. [Ст. 15, п.1] | Годовой отчет АСВ направляется в Правительство и Банк России. Обобщенные данные годового отчета и бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию. Годовой отчет Агентства включает: отчет о деятельности АСВ за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов; годовой бухгалтерский баланс; отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов; отчет о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств; реестр банков. [Ст. 24, п.3] |
Анализ полномочий в сопоставлении с целями позволяет сделать следующие выводы.
1) В большинстве законов о создании этих государственных корпораций либо полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно установленных целей (случай Ростехнологий, Роснанотеха и АСВ), либо критерии оказываются существенно уже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения (случай Росатома и Внешэкономбанка). Единственным исключением можно считать Олимпстрой, но это, по-видимому, объясняется конкретностью и узкой направленностью его деятельности – строительством олимпийского комплекса г. Сочи, что позволяет сформулировать четкий критерий, а именно – ход строительства и выполнение планов строительства.
2) Законы не предусматривают для большинства государственных корпораций процедур средне- и долгосрочного планирования, за исключением Росатома. В последнем случае не определены ограничения на пересмотр показателей программы и частоту их пересмотра.
3) В законах не прописаны возможные санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым, а также процедуры пересмотра программ в подобных случаях по инициативе учредителя.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (41)
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку…
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы
(0.009 сек.)
Государственная корпорация (форма некоммерческих организаций в России)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 34 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 34 правки.Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании федерального закона о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В федеральном законе о создании государственной корпорации прописывается, подлежит ли она банкротству.
- ГК создается на основании федерального закона.
- Имущество, переданное Российской Федерацией в государственную корпорацию, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Контроль за собственностью ГК осуществляется Счётной палаты Российской Федерации[2].
- ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
- ГК отличается как от акционерных обществ с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий: в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУП ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
- На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
- На государственные корпорации распространяются положения федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
- Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ) и «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.
Название | Федеральные законы, определяющие правовой статус | Руководитель | Примечания |
---|---|---|---|
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов | Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» | Генеральный директор — Исаев Юрий Олегович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.) | |
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» | Председатель — Горьков Сергей Николаевич (назначен Указом Президента Российской Федерации № 85 от 26.02.2016) | |
Государственная корпорация «Роснано». | Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» | Генеральные директора:
| Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано». На данный момент не является государственной корпорацией. |
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» | Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) | Изначально предполагалось завершить работу Фонда к 1 января 2013 года, однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 270-ФЗ она продлена до 1 января 2016 года, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ она продлена до 1 января 2018. Закон от 30 октября 2017 года № 311-ФЗ продлил срок работы корпорации до 1 января 2019 года. |
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта | Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» | Президенты:
| Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации». |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» | Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» | Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575) | |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» | Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» | Генеральный директор — Лихачёв Алексей Евгеньевич (назначен Указом Президента Российской Федерации от г. №) | В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии, взят новый курс: «Стратегическая цель Росатома — глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли» (руководитель блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев). |
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» | Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ | Генеральный директор — Рогозин Дмитрий Олегович (назначен указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2018) |
Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.
В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:
Рассматривая саму сущность понятия «государственная корпорация», необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как «размывание» системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права.[3]
… Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо «повышения конкурентоспособности России на мировой арене» данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».
Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованного постановлением правительства для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].
7 августа 2009 года Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].
В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 3763 дня] государственной корпорации (Автодор).
12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[6]
Организационно-правовая форма — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2018; проверки требуют 15 правок.Организацио́нно-правова́я фо́рма хозяйствующего субъекта — признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.
Организационно-правовая форма определяет способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.[1]
Организационно-правовые формы в Российской Федерации[править | править код]
Классификатор[править | править код]
В Российской Федерации действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ).
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения № 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.
С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.
Различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (далее также ОПФ):
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями[править | править код]
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями[править | править код]
ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица[править | править код]
Примеры ОПФ[править | править код]
государственных и муниципальных учреждений[править | править код]
Самым простым наименованием ОПФ государственных учреждений являются ФГУ (федеральные) и ГУ (областные, Москвы и Санкт-Петербурга). Иногда добавляется в ОПФ слово «бюджетное», например у ОПФ лесничеств, исправительных колоний. В наименование ОПФ может входить слово «областное» и даже название субъекта РФ: «Новосибирской области», «города Москвы», но не обязательно.
ОПФ государственных учреждений:
- Федеральное государственное учреждение
- Федеральное государственное автономное учреждение
- Областное государственное учреждение (Государственное областное учреждение), ОГУ
- Государственное учреждение
- Федеральное государственное бюджетное учреждение
- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
- Областное государственное бюджетное учреждение
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
- Государственное бюджетное учреждение города Москвы
- Государственное бюджетное учреждение
- Государственное (муниципальное) казенное учреждение
Учреждения образования, здравоохранения и культуры имеют свои собственные наименования ОПФ:
ОПФ образовательных учреждений:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
- Государственное образовательное учреждение
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
- Муниципальное учреждение дополнительного образования
ОПФ военных образовательных учреждений:
- Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ОПФ учреждений исполнения наказаний:
- Федеральное казенное учреждение
ОПФ учреждений здравоохранения:
- Федеральное государственное учреждение здравоохранения
- Государственное учреждение здравоохранения
- Муниципальное учреждение здравоохранения
ОПФ учреждений культуры:
- Федерального государственного учреждения культуры
- Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области
- Государственное учреждение культуры города Москвы
Необычные ОПФ:
- Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов
- Федеральное государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Астраханское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» — не имеет указание «военное».
государственных и муниципальных унитарных предприятий[править | править код]
ОПФ унитарных предприятий:
- Федеральное государственное унитарное предприятие
- Государственное областное унитарное предприятие
- Государственное унитарное предприятие
- Муниципальное унитарное предприятие