Территориальное развитие Камчатского края
Значительные размеры Камчатского края, его геополитическое положение, а также особенности климатической зоны, предопределили своеобразный характер и специфику развития хозяйства и использования территории.
Размещение производительных сил края, развитие транспортной инфраструктуры, системы расселения, природно-ресурсного и экономического потенциалов, структуры и специализации хозяйства – характеризуются неравномерностью по территории региона. Большая часть экономического и демографического потенциала сосредоточена в пределах Авачинской агломерации. Сложившаяся неравномерность развития планировочной структуры отражается на плотности населения и плотности транспортных потоков.
Территорию Камчатского края можно условно разделить на 4 внутрикраевых макроэкономических района. В состав каждого из выделенных макрорайонов входят территории как интенсивного, так и экстенсивного типов хозяйственной освоенности. Территории интенсивного хозяйственного освоения – локомотивы развития – в перспективе будут представлять собой, по существу точки экономического роста.
Муниципальные образования | Макроэкономические районы | |||
Южный | Центральный | Северный-1 | Северный-2 | |
1. Петропавловск-Камчатский ГО | X | |||
2. ЗАТО г. Вилючинск | X |
|||
3. ГО «Поселок Палана» | X | |||
4. Алеутский МР | X | |||
5. |
X | |||
6. Елизовский МР | X | |||
7. Мильковский МР | X | |||
8. Соболевский МР | X | |||
9. Усть-Большерецкий МР | X | |||
10. Усть-Камчатский МР | X | |||
11. Карагинский МР | X | |||
12. Олюторский МР | X | |||
13. Пенжинский МР | X | |||
14. Тигильский МР | X |
Южный макрорайон является наиболее развитым в хозяйственном плане. Это развитый промышленно-аграрный район, со специализацией на добыче и переработке рыбы, обрабатывающих отраслях, рекреационно-туристской сфере, сельском хозяйстве, оборонном, топливно-энергетическом и транспортном комплексах. Важнейшим фактором социально-экономического развития макрорайона является его транспортно- и промышленно-географическое положение, более высокая по сравнению с другими районами обеспеченность автомобильными, воздушными и морскими коммуникациями, развитый научно-образовательный комплекс. Здесь сосредоточено 85 % населения Камчатского края.
Северный-1 Корякского округа – малоосвоенный природно-ресурсный район. Территории с суровыми и относительно суровыми условиями для жизнедеятельности населения, с выборочным хозяйственным освоением, нацеленным на использование природных ресурсов (рыбное хозяйство, золотодобыча, лесозаготовки, заготовка и первичная переработка сырья зверобойных промыслов, дикоросов, оленеводство, изготовление национальной сувенирной продукции и др.), с очагами экстенсивного сельского хозяйства. Обладает богатым природно-ресурсным потенциалом, освоение которого только начинается.
Стратегической целью территориального развития Камчатского края является комплексное, сбалансированное социально-экономическое развитие муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования, способствующее формированию устойчивой экономической базы органов местного самоуправления и предприятий края, созданию современной транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
- усиление согласованности и эффективности управления пространственным развитием, прежде всего, за счет развития в Камчатском крае системы территориального планирования;
- развитие транспортной, инженерной, энергетической и производственной инфраструктуры центральных и северных муниципальных образований камчатского края;
- укрепление финансовой базы местного самоуправления и повышение качества предоставляемых органами местного самоуправления услуг;
- реализация комплекса мер, направленных на повышения инвестиционной привлекательности, инфраструктурного развития территории, развития секторов специализации, поддержки и развития малого бизнеса и т. д.;
- развитие системы населенных пунктов вдоль транспортных магистралей: привлечение трудовых ресурсов, развитие производственной инфраструктуры;
- развитие Авачинской (Петропавловск-Елизовской) агломерации (включающей территории г. Петропавловск-Камчатского и г. Елизово с прилегающими населенными пунктами и аэропортом, Паратунcкой рекреационной зоны, а также территорию ЗАТО г. Вилючинск).
Составляющим элементом территориального развития региона является развитие отдельных административно-территориальных единиц – муниципальных образований, их интеграция в единую систему интенсивного социально-экономического развития, повышение устойчивости расселения.
Условием для включения муниципальных программ в состав государственных программ Камчатского края (в том числе в рамках софинансирования отдельных мероприятий) является их соответствие государственным программам и стратегическим задачам социально-экономического развития Камчатского края.
В основной части муниципальных образований разработаны муниципальные программы, аналогичные государственным программам.
Наиболее учтены среди муниципальных программ мероприятия государственной программы «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014 – 2018 годы». Аналогичные программы реализуются в 9 муниципальных образованиях Камчатского края: Петропавловск-Камчатском ГО, ГО поселок «Палана», Алеутском, Мильковском, Пенжинском, Карагинском и частично в Быстринском муниципальных районах.
Более половины муниципальных образований (8 — Петропавловск-Камчатский ГО, ГО поселок «Палана», Алеутский МР, Мильковский МР, Пенжинский МР, Соболевский МР, Тигильский МР.) разработали муниципальные программы аналогичные государственной программе «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2014-2018 годы».
Наиболее учтены среди муниципалитетов мероприятия 2-ух государственных программ – «Развитие образования в Камчатском крае на 2014-2016 годы» и «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2018 гг. ».
Муниципальную программу аналогичную государственной программе «Развитие здравоохранения в Камчатском крае на 2014-2020 гг.» имеет лишь Пенжинский муниципальный район. Муниципальные программы аналогичные государственной программе «Содействие занятости населения Камчатского края на 2014-2018 гг.», государственной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае на 2014-2018 годы» имеет лишь Алеутский муниципальный район. Это свидетельствует о недостаточной работе по организации стратегического и программного планирования на уровне ряда муниципальных образований.
С учетом мероприятий проектов в инвестиционной части государственных программ Камчатского края стратегическими направлениями территориального развития в части повышения эффективности управления муниципальными образованиями следует рассматривать:
- разработку и внедрение системы стратегического планирования Камчатского края, обеспечивающей координацию приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики в рамках формирования и реализации государственных и муниципальных программ;
- разработку и реализацию муниципальных программ соответствующих государственным программам Камчатского края в наибольшей мере учитывающей стратегические направления государственной политики, а также инвестиционные мероприятия, объекты, проекты.
- активизацию процесса предоставления субсидий муниципальным образованиям с учетом достижения показателей эффективности соответствующих Госпрограмм.
Задачами территориального развития Камчатского края являются:
1. Определение приоритетных направлений и механизмов привлечения инвестиций в экономику Камчатского края, чтобы обеспечить сбалансированные темпы экономического роста муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования, не ниже средних по ДФО значений.
2. Активное привлечение государственных и частных инвестиций в экономику края, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание комфортных условий для ведения бизнеса на территории Камчатского края.
3. Активная маркетинговая и имиджевая поддержка инвестиционного потенциала муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования Камчатского края внутри Российской Федерации и за рубежом.
4. Стимулирование и поощрение предпринимательской активности, прежде всего в инновационной сфере. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Создание комфортной среды обитания, направленной на выравнивание условий доступа населения во всех муниципальных образованиях края к государственным (муниципальным) услугам и гарантированным социальным и общественным благам.
6. Формирование привлекательного инвестиционного облика муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования края, и предпосылок для существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, определение наиболее перспективных зон опережающего развития, зон экономической активности и «полюсов роста» региона.
7. Достижение долговременной экономической, технологической и экологической безопасности развития края, в т.ч. путем разработки мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных природных и антропогенных процессов.
Главными мерами и механизмами, обеспечивающими территориальное развитие Камчатского края, являются:
- разработка и внедрение системы территориального планирования основанной на системе стратегического планирования Камчатского края, обеспечивающей координацию приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики в рамках формирования и реализации государственных и муниципальных программ;
- разработка и внедрение комплексных механизмов маркетинговой и имиджевой поддержки муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования Камчатского края на основе взаимодействия ОАО «Корпорация развития Камчатского края», Инвестиционного совета Камчатского края, КГАУ «Камчатский выставочный центр»;
- формирование финансовых и организационных механизмов привлечения инвестиций за счет внедрения моделей ГЧП способствующих созданию фондов венчурных и отраслевых инвестиций совместно с российскими и иностранными финансовыми институтами и Гарантийным фондом Камчатского края, Региональным инвестиционным фондом;
- формирование финансовых и организационных механизмов привлечения венчурных инвестиций для поддержки малых инновационных предприятий совместно с российскими венчурными инвестиционными компаниями и Камчатским государственным фондом поддержки предпринимательства в рамках моделей ГЧП;
- формирование устойчивой практики использования моделей ГЧП для софинансирования программ развития и совершенствования инфраструктуры, включая транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную и общественную;
- разработка и поэтапное внедрение ГИС, обеспечивающих формирование банков градостроительных данных регионального и местных уровней.
Территориальное развитие Камчатского края предусматривает развитие градостроительной политики, в структуре следующих перспективных мероприятий:
- Формирование отвечающей стратегическим целям развития края пространственной организации территории (в т.ч. каркас расселения, система основных инженерных и транспортных коммуникаций, природно-экологический каркас, экономическое зонирование с учетом прогнозов развития приоритетных производств и реализации крупных инвестиционных проектов).
- Сохранение историко-культурного и природного наследия, рациональное природопользование, формирование предложений по развитию особо охраняемых территорий.
- Сохранение исторических традиций и среды обитания КМНС, создание условия для развития традиционных народных промыслов КМНС, за счет содействия развития малого и среднего бизнеса в среде КМНС, поддержки развития проектов этнического туризма.
- Освоение пригородных зон городов Авачинской агломерации, за счет предоставления населению возможностей ведения садово-огороднического хозяйства, индивидуального и коллективного жилищного строительства;
- Оздоровление городской среды обитания за счет нового строительства объектов на основе безотходных технологий, реконструкции сложившихся районов с модернизацией систем инженерного оборудования, реализации программ оздоровления окружающей среды.
В области территориального развития в плановом периоде необходимо продолжать мероприятия по совершенствованию организационных основ местного самоуправления.
С целью существенной экономии денежных средств на проведение выборов (довыборов) депутатов представительного органа, усиления ответственности представительного органа муниципального района за принятые решения, принятия сбалансированного бюджета муниципального района, учитывающего запросы каждого поселения без исключения, вводится механизм делегирования представителей поселения.
Такой механизм уже введен в восьми муниципальных районах (Елизовском, Быстринском, Тигильском, Олюторском, Алеутском, Пенжинском, Карагинском, Усть-Камчатском). Соответствующие изменения внесены в Устав Соболевского и Усть-Большерецкого муниципальных районов, которые вступят в силу после окончания полномочий действующего созыва Дум районов в 2015 году.
Проведение «схода граждан» осуществляется только в сельском поселении «село Кострома» Карагинского муниципального района. Проблем в ходе созыва схода граждан в сельском поселении «Кострома» не выявлено.
Создание «объединенных администраций» с целью оптимизации деятельности и финансирования местного управления в муниципальных образованиях Камчатского края не предусмотрено и не планируется в 2014 г.
Управление муниципальными образованиями. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес существенные изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят Закон Камчатского края от 04.05.2014 № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае», согласно которому главы муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае избираются из состава представительного органа, соответственно местную администрацию возглавляет глава администрации, назначаемый по контракту.
В Камчатском крае реализуется институт «сити-менеджера». В 2013 году «сити-менеджеры» избирались в Петропавловск-Камчатском городском округе, Вилючинском городском округе, Пенжинском, Алеутском, Быстринском, Тигильском, Усть-Камчатском, Елизовском, Олюторском муниципальных районах, Паратунском и Корякском сельских поселениях, в мае 2014 года — в Карагинском и Тигильском муниципальных районах. В 2014 году планируется реализовать институт «сити-менеджера» в Соболевском и Усть-Большерецком муниципальных районах.
Институт «сити-менеджера» на территории Камчатского края будет реализован во всех одиннадцати муниципальных районов и в двух из трех городских округах.
Во всех субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона будут созданы зоны опережающего экономического роста — Минрегионрегионразвития — Дальний Восток |
Хабаровск. 8 сентября. ИНТЕРФАКС — ДАЛЬНИЙ ВОСТОК -Проект стратегии развития Дальнего Востока, Иркутской области и республики Бурятия предусматривает создание во всех восточных регионах России зон опережающего экономического роста, заявил заместитель министра регионального развития РФ Сергей Юрпалов.
«Особе внимание в проекте стратегии уделено формированию зон опережающего экономического роста, создание которых предусмотрено во всех субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона», -сказал С.Юрпалов в ходе выступления на IV-ом Дальневосточном международном экономическом форуме в Хабаровске во вторник.
Так, по его словам, в южной Якутии будет сформирован крупный промышленный район, связанный с глубокой переработкой полезных ископаемых, природного газа, апатитов, угля, железных и урановых руд.
«На территории Забайкальского края выделяется Забайкальская индустриальная зона, где планируется развивать горно-металлургические комплексы, деревообрабатывающую промышленность, строительную индустрию, а также мясное скотоводство», — отметил замминистра.
Кроме того, на Камчатке будет создан биоресурсный кластер Авачинской агломерации. «Он будет формироваться на основе традиционной специализации региона — добыче и переработки рыбы», -подчеркнул С. Юрпалов.
Говоря о механизмах реализации стратегии развития Дальнего Востока, он сообщил, что они останутся прежними — это федеральные целевые программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока, Иркутской области и Бурятии до 2013 года», а также программа по развитию Курильских остров.
В настоящее время, добавил С. Юрпалов, обсуждается вопрос о продлении срока действия дальневосточной программы с 2013 года до 20108 года, а в перспективе — и до 2025 года с разбивкой на пятилетний период и определением целевых показателей развития региона.
Замминистра регионального развития также сказала, что в проект стратегии Минрегионразвития включил дополнительный раздел, который касается приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проекты
Проекты
Новости СМИ о нас Контакты Создание объекта недвижимости с последующей сдачей его в аренду10/12/2017
Центр управления портофлотом10/12/2017
Береговой комплекс по перевалке нефтепродуктов с автоцистерн на судно
10/12/2017
Многофункциональный сервисный центр10/12/2017
Торгово-складской комплекс10/12/2017
Придорожно-складской комплекс10/12/2017
Логистический бизнес-центр10/12/2017
Модернизация порта Ливадии10/12/2017
Контактыдля СМИ
Евгения Васильева +7 (985) 269-77-02
vasilyeva@investvostok. ru Производство гигиенической продукции
10/12/2017
Производство эфирных масел01/12/2017
Производство строганных и профилированных пиломатериалов01/12/2017
Показать ещё Показано 11 из 90 новостейКоличественная оценка социально-экономического потенциала территорий опережающего развития регионов Дальневосточного федерального округа
Аннотация—
В статье дана количественная оценка социально-экономического потенциала территорий опережающего развития (ТОР) регионов Дальнего Востока. Восточный федеральный округ (ДФО). Рассмотрены основные показатели ТАО Дальневосточного федерального округа, определен их вклад в динамику инвестиций в основной капитал и занятость регионов Дальневосточного федерального округа, определены группы регионов Дальневосточного федерального округа. по степени влияния ТАД на параметры социально-экономического и инвестиционного развития анализируется отраслевая специализация ТАД, оценивается вклад ТАД в инвестиции и занятость в экономике Дальневосточного федерального округа до 2024 г.
Ключевые слова: территория опережающего социально-экономического развития, особая экономическая зона, Дальневосточный федеральный округ, инвестиционный потенциал, инвестиционная емкость, социально-экономическое воздействие
В последние годы в российской экономике наблюдается замедление темпов социально-экономического развития , сопровождающийся значительным снижением инвестиционной активности. Государственные органы находятся в процессе поиска эффективных инструментов, направленных на ускорение социально-экономического развития отдельных территорий, испытывающих острые проблемы или имеющих геостратегическое значение [1–3].
Одним из эффективных инструментов, способствующих решению этих задач, является создание территорий опережающего развития (далее ТОР) с особым режимом хозяйственной деятельности, включающим набор различных льгот и преференций, который направлен на привлечение российских и иностранные инвесторы и ускорение социально-экономического развития [4, 5].
Территории с особым режимом хозяйственной деятельности показали высокую эффективность как инструмент государственной политики в таких странах, как Китай, Индия, Бразилия и др.[6–8]. С 2014 г. на федеральном уровне в России реализована широкая программа использования этого инструмента в разных регионах страны [9].
На сегодняшний день задачи оценки текущих результатов деятельности ТАД, анализа их влияния на динамику социально-экономического и инвестиционного развития, а также выявления факторов, сдерживающих развитие данных проектов, актуальны с научной и управленческой точек зрения. зрения [10]. Оперативная оценка деятельности ТАД может стать основной для разработки органами исполнительной власти корректирующих программ, мер и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования ТАД и улучшение результатов их деятельности.
В настоящее время ТАР России создаются в отдаленных и отстающих регионах, имеющих стратегическое значение, которые должны стать центрами экономической и инновационной активности [11, 12].
Целью исследования является определение социально-экономического потенциала ТОР в регионах Дальневосточного федерального округа (далее ДФО). В статье проводится количественная оценка инвестиционного потенциала ТАД, оценка степени их влияния на параметры социально-экономического и инвестиционного развития регионов Дальневосточного федерального округа.При анализе результатов функционирования ТАД использовались существующие методы оценки эффективности ТАД в России [13, 14].
Особенности российского опыта формирования ТАД. Использование подхода ТАД в российской практике стратегического планирования стало естественным продолжением использования инструмента особых экономических зон (ОЭЗ) [15, 16]. Начало формирования ТАД в России связано с задачей создания особых экономических режимов на Дальнем Востоке, в Сибири и Арктической зоне с особыми условиями для развития несырьевых производств, в том числе экспортно-ориентированных [17] 1 .
Основными стимулами к началу формирования ТАД на Дальнем Востоке стали: значительное отставание регионов Дальнего Востока по уровню социально-экономического развития от среднероссийских показателей, активизация торгового сотрудничества между Россией и странами. Азиатско-Тихоокеанского региона, а также необходимость развития особых геостратегических территорий в рамках реализации стратегических задач, обозначенных в Стратегии национальной безопасности и Стратегии пространственного развития России [4, 18].
Наиболее острой социально-экономической проблемой Дальнего Востока, которая до сих пор не решена, является значительный миграционный отток и низкие темпы естественного прироста населения. Регионы Дальневосточного федерального округа ежегодно теряют в среднем от 15 до 20 тысяч человек постоянного населения, что в первую очередь связано с экономическими проблемами развития этих территорий, неблагоприятными жилищными условиями, неразвитостью инфраструктуры, удаленностью от наиболее отдаленных мест. развитые регионы России [19, 20].
Программа ТАД направлена на улучшение социально-экономических условий и инвестиционного климата путем создания льготного режима ведения экономической, торговой и инвестиционной деятельности. ТАД также служат целям диверсификации отраслевой структуры экономики, формирования и развития высокотехнологичных производств и уменьшения социально-экономической дифференциации между регионами России [6].
Наиболее распространенные виды льгот в ТАД: налоговые каникулы для резидентов, пониженные налоговые ставки; льготные ставки страховых взносов; таможенные преференции, в том числе упрощение и ускорение таможенных процедур, экономия на таможенных платежах [21, 22].
В России при выборе приложений для создания ТАД предпочтение отдается проблемным регионам. В международной практике механизм ТАД также в основном используется для поддержки отстающих в развитии регионов, так как этот механизм направлен на создание локальных центров инвестиционной активности, которые улучшат экономическое положение прилегающих территорий.
ТАД, в отличие от ОЭЗ, имеют более широкий набор преференций и льгот для инвесторов; территориальная локализация ТАД распространяется на отдельные муниципальные образования, как правило, городские округа; ТАД направлены не только на создание благоприятных экономических условий, но и на улучшение социальной среды [16].
Использованные данные и методология исследования. Количественная оценка социально-экономического потенциала ТАО Дальневосточного федерального округа проводилась в несколько этапов. Первоначально по данным Росстата была сформирована база данных, содержащая показатели инвестиций в основной капитал, численность занятых, создание новых рабочих мест, ВРП регионов Дальневосточного федерального округа.
На основании этих данных рассчитаны показатели инвестиционной емкости экономики регионов ДФО, определяемые как отношение суммы инвестиций в основной капитал к величине ВРП регионов ДФО за последние три года. 2 :
1
где — сумма инвестиций в основной капитал региона руб. в 2016–2018 гг. И — сумма ВРП области руб. в 2016–2018 гг.
Рассматриваемый показатель важен в контексте оценки текущих направлений инвестиционного развития. В соответствии с планом Правительства РФ по ускорению роста инвестиций 3 , их минимально необходимый уровень по отношению к объему региональной экономики должен превышать 25% [23]. Территории, для которых рассматриваемый показатель превышал 25%, были отнесены к регионам с высокой инвестиционной активностью и, как следствие, высоким потенциалом экономического роста.
На следующих этапах статистическая база пополнилась данными об инвестициях в основной капитал и о количестве новых рабочих мест в рамках ТАР, собранными на основе открытых источников 4 .
В контексте измерения инвестиционного потенциала регионов Дальневосточного федерального округа важно было определить, какой вклад ТАД вносит в инвестиционную активность. В частности, нами было рассчитано соотношение вкладов накопленных инвестиций за три года в рамках ТАД к общему объему инвестиций в экономику регионов ДФО в 2016–2018 гг . :
2
где — объем инвестиций в основной капитал. капитал региона ТАД руб. в 2016–2018 гг. и — сумма инвестиций в основной капитал области руб. в 2016–2018 гг.
Кроме того, рассмотрена динамика формирования новых рабочих мест в целом по экономике регионов ДФО и новых рабочих мест, созданных в рамках КПК в 2016–2018 гг., Вклад созданных рабочих мест в рамках КПК в показатели среднего годовая занятость регионов ДФО определена:
3
где — сумма новых рабочих мест, созданных в пределах ТАО области руб. в 2016–2018 гг .; и — среднегодовая численность занятых по области р в 2016–2018 гг.
На основании расчетных данных составлена матрица распределения регионов ДФО по уровню инвестиционной активности и вкладу ТАД в показатель инвестиций в основной капитал регионов ДФО; Группы регионов были выделены по степени влияния ТАД на параметры инвестиционного развития.
Основные расчетные показатели были также оценены на период до 2024 г. методом экстраполяции временных рядов статистических данных с учетом негативного воздействия пандемии COVID-19, которое определило снижение объема инвестиций в основных фондов в России в 2020 г. на 4.5% от уровня 2019 года 5 , а ПИИ в Дальневосточном федеральном округе более чем на 30% 6 .
Обсуждение. Показатель вклада регионов ВРП Дальневосточного федерального округа в ВВП России в 2014–2018 гг. Имел нестабильную динамику: до 2017 г. наблюдалось снижение с 6,1% в 2014 г. до 5,8% в 2017 г., в 2018 г. Дальневосточный федеральный округ в ВВП России увеличился до 6,1%.
Данная нестабильность объясняется динамикой вклада инвестиций в основной капитал (ОФ) регионов ДФО по отношению к общероссийскому показателю: до 2015 года инвестиционная активность регионов ДФО росла более высокими темпами, на В 2016 г. динамика несколько замедлилась, что отразилось на небольшом снижении вклада ВРП ДФО в ВВП России.С 2016 г. наблюдается рост рассматриваемого показателя до 8%, что определило увеличение вклада экономики Дальневосточного федерального округа в ВВП России в 2018 г. ().
Вклад ВРП (- ▲ -) и инвестиций в основной капитал (- ◆ -) регионов Дальневосточного федерального округа в соответствующие показатели по России в 2014–2018 гг. Источник: Росстат, рассчитано и составлено авторами.
Рост уровня инвестиционной активности в регионах Дальневосточного федерального округа с 2014 года обусловлен началом функционирования льготных режимов ТАД.Во многом за счет ТАД, обеспечившего дополнительный приток инвестиций в экономику, уровень инвестиционной емкости Дальневосточного федерального округа в 2016–2018 гг. Составил 28%, что превышает установленный уровень в 25%, а также средний показатель по России 21% ().
Таблица 1.
Показатели инвестиционного развития регионов ДФО
Регион | ВРП Объем за 2016–2018 гг., Млрд руб. | Инвестиции в ФО Сумма за 2016–2018 гг. , Млрд руб. | Инвестиции в ФО / ВРП,% | |
---|---|---|---|---|
Россия | 229013 | 48558 | 21 | |
Дальневосточный федеральный округ | 137512 386 | 901 901|||
Реп.Бурятия | 626 | 124 | 20 | |
Республика Саха (Якутия) | 2864 | 1066 | 37 | |
Забайкальский край 9012 | 636 | 117 | 18 | |
Приморский край | 2350 | 406 | 17 | |
Хабаровский край | 125 | 9013 901 901 901 301 901 301 9013 901 901 901 301 901 301 301 901 901 901 301 381 57368 | ||
Магаданская область | 476 | 143 | 30 | |
Сахалинская обл. | ||||
Чукотский автономный округ | 214 | 43 | 20 |
В то же время не все регионы Дальневосточного федерального округа характеризуются повышенным уровнем инвестиционной способности.Лидерами инвестиционной активности в последние годы являются Амурская область, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Магаданская область, Еврейская автономная область и Сахалинская область, а по Республике Бурятия, Чукотский автономный округ, Хабаровск, Камчатка и Приморский край, соотношение капитала к объему ВРП менее 25%.
Эти различия обусловлены разнонаправленностью инвестиционных циклов для разных регионов Дальневосточного федерального округа, реализацией крупных инвестиционных проектов, а также эффектом накопленной базы экономического потенциала [24].
Общее количество ТАД Дальневосточного федерального округа по состоянию на декабрь 2020 года составляет 22 из 87 созданных в России. Количество резидентов, зарегистрированных в ТАД, оценивается в 446 человек, в рамках ТАД планируется реализовать более 300 инвестиционных проектов.
На Дальнем Востоке ТАД поддерживаются во всех регионах, за исключением Магаданской области. Динамика формирования ТАД Дальневосточного федерального округа планомерно снижалась: в 2015 году было создано восемь ТАД, в 2016 году семь, в 2017 году пять, в 2018 году ТАД не было создано, в 2019 году создано два ТАД, в 2020, шт.Таким образом, можно сделать вывод, что некая «критическая» масса этих объектов на территории Дальневосточного федерального округа сформировалась.
Пространственное распределение ТАД Дальневосточного федерального округа неравномерно: наибольшее их количество — четыре — расположены на территории Приморского края; три ТАД созданы на территории Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей; два ТАД поддерживаются на территории республик Бурятия и Саха, в Забайкальском крае; по одному ТАД в Камчатском крае, Еврейском автономном округе и Чукотском автономном округе.
Несмотря на ожидаемое приоритетное развитие высокотехнологичных производств, большая часть Дальневосточного ТАД специализируется на горнодобывающей, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, производстве строительных материалов и минеральных удобрений, базовой химии, металлургии, нефтехимии и угольной промышленности, т. Е. по развитию сырьевого комплекса и перерабатывающих производств с низкой добавленной стоимостью.
ТАД, расположенные в Забайкальском крае, Еврейской автономной области, Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, Амурской и Сахалинской областях, также специализируются на агропромышленном производстве, пищевой промышленности, рыболовстве и рыбоводстве.Туризм и отдых, представленные в ТОР Камчатского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской областей, являются перспективной специализацией Дальневосточного федерального округа.
К высокотехнологичным отраслям ТАД относятся: глубокая переработка сельхозпродукции (Приморский край, ТАД Михайловский), сборочные производства (Приморский край, ТАД Надеждинский), судостроение и судоремонт (Приморский край, ТАД Большой Камень, Хабаровский край, ТАД Николаевск). -на Амуре и Комсомольске-на-Амуре), машиностроение и авиастроение (Хабаровский край, ТАД Комсомольск-на-Амуре) и космическая промышленность (Амурская область, ТАД Свободный).
Объем инвестиций в основной капитал регионов Дальневосточного федерального округа за 2016–2018 годы, по данным Росстата, составил 3,85 трлн руб., При этом объем инвестиций, направленных в рамках ТАД, за тот же период оценивается в 907 млрд рублей 7 . Таким образом, ТАО на Дальнем Востоке в настоящее время обеспечивают до четверти общего инвестиционного потенциала Дальневосточного федерального округа, что в целом характеризует важность рассматриваемых объектов для социально-экономического и инвестиционного развития.В то же время уровень инвестиционной активности в ТАО Дальневосточного федерального округа существенно различается.
В связи с этим можно выделить три группы регионов Дальневосточного федерального округа:
—Регионы, для которых ДФО является основным инструментом инвестиционного развития: вклад ДВД в инвестиции в основной капитал составляет более 50 % для Амурской области, Приморского края и Чукотского автономного округа.
—Регионы, для которых ТАД является важным, но не ключевым инструментом инвестиционного развития: вклад ТАД в инвестиции в основной капитал составляет от 10 до 50% в Хабаровском и Камчатском краях.
—Регионы, для которых ТАД является одним из инструментов инвестиционного развития: вклад ТАД в инвестиции в основной капитал составляет менее 10% в Забайкальском крае, Республике Саха (Якутия) и Бурятии, еврейской Автономная область, Сахалинская область.
В настоящее время нет прямой зависимости между уровнем инвестиционной емкости экономики регионов ДФО и вкладом ТАД в инвестиции в основной капитал. Значения обоих показателей высокие только для Амурской области.Причем на территории Магаданской области инвестиционная способность высока и составляет около 30%; TAD не поддерживаются (). Эти различия могут свидетельствовать о том, что ТАД создаются преимущественно в регионах, где наблюдается снижение уровня инвестиционной активности [25, 26].
Распределение регионов Дальневосточного федерального округа по уровню экономики инвестиционной емкости и вкладу ТАД в инвестиции в регионах ФО в 2016–2018 гг. Источник: Росстат, рассчитано и составлено авторами.
По расчетам Минвостокразвития России, в рамках ДВО Дальневосточного федерального округа, за весь период их существования на период до 2024 г. инвестировать 3,77 трлн руб., из них 2,6 трлн руб. придется на период 2019–2024 гг. 8 . С учетом негативных экономических последствий пандемии COVID-19 благоприятный уровень инвестиционной активности в Дальневосточном федеральном округе, по данным Министерства развития Дальнего Востока России, в 2020–2024 годах оценивается в 5–5 баллов.5 трлн рублей 9 900 28.
Таким образом, вклад ТАД в общий объем инвестиций в экономику Дальневосточного федерального округа может увеличиться до 35%, в то время как по большинству регионов ожидается рост показателя. В частности, к 2024 году вклад ТАД в инвестиционный потенциал Забайкальского края должен существенно возрасти с 7 до 78%, Камчатского — с 11 до 60%, Приморского края — с 54 до 91%, Еврейской автономной области — с От 6 до 15%.
Для республик Бурятия, Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей вклад ТАД в инвестиции в основной капитал в целом останется на текущем уровне, и только для Чукотской автономной области существенное снижение в инвестиционной роли ТАД ожидается за счет реализации крупных инфраструктурных проектов на территории округа, вне деятельности ТАД, в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры для Период до 2024 года 10 ().
Таблица 2.
Вклад ТАД Дальневосточного федерального округа в инвестиции в основной капитал регионов Дальневосточного федерального округа в 2016–2018 и 2019–2024 годах
Регион | Инвестиции в ФА, млрд руб. | Инвестиции в ФА ТАД, млрд руб. | Вклад ТАД инвестиции в ФА,% | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2016–2018 (факт) | 2019–2024 (оценка) | 2016– 2018 (факт) | 2019–2024 (оценка) | 2016–2018 (факт) | 2019–2024 (оценка) | ||||||
Дальневосточный федеральный округ | 3852 | 7467 | 9072607 | 24 | 35 | ||||||
Республика Бурятия | 124 | 349 | 7 | 8 | 6 | 2 | |||||
га Республика (Якутия) | 1066 | 1868 | 61 | 61 | 6 | 3 | |||||
Забайкальский край | 272 | 425 | 9013 901 901 901Камчатский край | 117 | 231 | 12 | 140 | 11 | 60 | ||
Приморский край | 406 | Ха 1089 | 9013 9013 9013 901 901 901 901 901 901 901 901 901 901 901 901 901 край385 | 791 | 62 | 122 | 17 | 15 | |||
Амурская область | 573 | 1200 | 478 | 901 901 9030 887478 | 901 901 9030 887 9013143 | 175 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Сахалин область | 681 | 1135 | 22 | 42 | 3 | 4 | |||||
Еврейская автономная область | 41 | 76 | 2 | 11 | 901 901 30111 | 901 901 301 901 30 Округ43 | 127 | 26 | 11 | 64 | 9 |
За время функционирования ТАО Дальневосточного федерального округа создано более 40 тысяч новых рабочих мест. По данным Министерства развития Дальнего Востока России, в рамках ДВО Дальневосточного федерального округа на период до 2024 года планируется создать более 83 тыс. Рабочих мест.
По первому рассмотрению, Можно сделать вывод, что социальные эффекты деятельности ТАД не так значительны по сравнению с их экономической ролью. В частности, доля рабочих мест, созданных в рамках ТОД, от среднегодовой численности занятых в экономике регионов ДФО оценивается в 1%.При этом можно выделить регионы, в которых более 1,5% занятого населения задействовано в деятельности ТАД: Камчатский край, Чукотский автономный округ и Республика Саха (Якутия).
Если рассматривать динамику формирования новых рабочих мест в регионах Дальневосточного федерального округа, то роль ТАД с точки зрения социальных эффектов окажется более значительной. В 2016–2018 гг. Среднегодовая численность занятых в Дальневосточном федеральном округе снизилась на 0.9%, или 38,4 тыс. Человек, при этом наиболее высокие темпы сокращения численности занятых наблюдались в Еврейской автономной области –6,5%, или 4,5 тыс. Человек, и в Республике Бурятия –2,3%, или 8,9 тыс. Человек. . Рост численности занятых зафиксирован только в двух регионах: Республика Саха (Якутия) на 2,8%, или 16,3 тыс. Человек, и Чукотский автономный округ, на 4,3%, или 1,4 тыс. Человек, т.е. в тех регионах, где этот показатель наиболее высок. новых рабочих мест в ТАД к общей численности занятых в регионе.
В ряде регионов, где зафиксировано наибольшее количество рабочих мест, созданных в рамках ТОД, при этом наблюдается несколько сглаженная динамика сокращения численности занятых в экономике. Таким образом, несмотря на то, что проблема значительного миграционного оттока и убыли населения в регионах Дальневосточного федерального округа сохраняется и по сей день, можно сделать вывод о благотворном стабилизирующем влиянии ТАД на рынок труда в регионах. , компенсируя значительную часть потерянных рабочих мест.
Если предположить, что сокращение численности занятых в экономике ДФО сохранится на среднем уровне до 10 тыс. Рабочих мест в год, то вклад рабочих мест, сформированных в рамках ТАД, в среднегодовую численность занятых в ДФО к 2024 году может увеличиться до 2%. В то же время ожидается, что доля рабочих мест в ТАД наиболее существенно увеличится в Чукотском автономном округе — до 12%, в Камчатском крае, до 6%, в Приморском крае, Республике Саха (Якутия). и Амурская область — более 2% ().
Таблица 3.
Вклад ДФО в динамику занятости в регионах Дальневосточного федерального округа в 2016–2018 и 2016–2024 годах
Регион | Динамика занятость, 2016–2018 гг. | Новые рабочие места для ТАД, накопленная сумма , тыс. руб. | Вклад TAD в занятость,% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
тыс. Человек | в% | 2016–2018 гг. (Факт) | 2016–2024 (оценка) | окт 2018 | 2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
–38.4 | –0,9 | 40,7 | 83,2 | 1,0 | 2,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Бурятия | –8,9 | –2,3 | 1,1 | 1,7 | 6 0,3 (Якутия) | 13,6 | 2,8 | 7,3 | 13,0 | 1,5 | 2,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
Забайкальский край | –7,5 | –1,6 | 0,8. 2 | 0,2 | 1,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Камчатский край | –2,3 | –1,4 | 4,0 | 9,3 | 2,4 | 6,0 | 25,9 | 1,4 | 2,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Хабаровский край | –2,1 | –0,3 | 6,9 | 11,5 | 1,0 | 1,6 | 0 1,66 –1,9 | 4,8 | 9,7 | 1,2 | 2,6 | Магаданская область | –0,6 | –0,7 | 0,0 | 0,0 | 0,06 | 0,06 | –4,7 | –1,7 | 1,1 | 3,3 | 0,4 | 1,3 | Еврейская автономная область | –4,5 | –6,5 | 0,1 | 1. 1 | 0,2 | 2,1 | Чукотский автономный округ | 1,4 | 4,4 | 1,1 | 3,7 | 3,3 | 12,0 | |
Новости исследования 9 Доминиканская Республика, исследование 9 За последние 25 лет Доминиканская Республика (ДР) пережила замечательный период устойчивого экономического роста. Экономика продолжала свой быстрый рост в годы, предшествовавшие пандемии COVID-19, и в период с 2015 по 2019 год среднегодовые темпы роста ВВП ДР составляли 6.
1%. Туризм, денежные переводы, прямые иностранные инвестиции, доходы от добычи полезных ископаемых, зоны свободной торговли и телекоммуникации помогли сделать ДР одной из самых быстрорастущих экономик в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК), и по состоянию на 2019 год страна находилась в отслеживать, чтобы реализовать свои амбиции по достижению статуса страны с высоким уровнем дохода к 2030 году.Однако глобальный шок, вызванный пандемией COVID-19, значительно повлиял на экономику Демократической Республики, вызвав резкое сокращение во втором квартале 2020 года в таких важнейших секторах, как туризм, строительство и горнодобывающая промышленность.ВВП сократился на 6,7% в 2020 году и, по прогнозам, вырастет на 5,5 процента в 2021 году, но останется ниже своего потенциала в 2021 и 2022 годах. Пандемия оказала сильное давление как на бюджетные доходы, так и на расходы, но в 2021 году произошло сочетание экономического восстановления и улучшения ситуации в экономике. Согласно прогнозам, эффективность государственных расходов поможет вернуть бюджетный дефицит на устойчивую траекторию. Между тем, эффективное управление долгом и развитие местных рынков капитала будут приобретать все большее значение для защиты долгосрочной устойчивости долга и ограничения валютного риска.
За последнее десятилетие экономический рост в ДР существенно снизил уровень бедности и поддержал рост среднего класса. Однако неравенство в доступе к экономическим возможностям и государственным услугам остается значительным. Уровень бедности в сельских районах неизменно высок, и женщины сталкиваются с непропорционально большими проблемами по всей стране. Несмотря на увеличение социальных расходов для смягчения воздействия пандемического кризиса, по официальным оценкам, уровень бедности увеличился на 2,4 процентных пункта до 23.4 процента в 2020 году, что составляет более четверти миллиона человек (270 000), живущих за чертой бедности. Государственные инвестиции и целенаправленная политика по ускорению восстановления промышленного и сельскохозяйственного секторов будут иметь жизненно важное значение для стимулирования возобновления роста и обращения вспять роста уровня бедности.
Пандемия COVID-19 подтолкнула ДР к своей первой рецессии почти за 17 лет. По оценкам, по состоянию на последний квартал 2020 года с марта было потеряно 191 273 рабочих места, что особенно негативно отразилось на бедных домохозяйствах, женщинах и неформальных работниках.Участие в рабочей силе восстановилось до 61,1 процента в четвертом квартале 2020 года с 56,6 процента во втором квартале, но остается ниже 65,4 процента в четвертом квартале 2019 года. Неформальный сектор восстанавливался быстрее, чем формальная занятость, и на его долю приходилось 51,3 процента от общей занятости в четвертом квартале 2020 года по сравнению с 48,4 процента годом ранее . Структурная реформа, необходимая для ускорения формализации, включает выравнивание конкурентных условий для новых участников, малых фирм и местных поставщиков, а также обновление правил ведения бизнеса.
В то время как директивные органы сосредоточены на неотложных проблемах, связанных с пандемией, Демократическая республика по-прежнему подвержена высокому риску ураганов, наводнений и других экстремальных погодных явлений. Доступ к адекватным услугам водоснабжения и санитарии улучшился с начала 2000-х годов, но подверженность ДР изменению климата ставит под угрозу эти достижения. Усилия по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним должны дополняться улучшенным управлением природными ресурсами, особенно прибрежными и морскими активами, от которых во многом зависит экономика ДР.
По мере того как пандемия отступает, инвестиции в человеческий капитал будут иметь жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития Демократической Республики. Индекс человеческого капитала 2020 года оценивает, что ребенок, родившийся сегодня в ДР, будет вдвое менее продуктивным в течение своей жизни, чем он был бы, если бы получил полное образование и надлежащее медицинское обслуживание.ДР добилась больших успехов в расширении доступа к образованию и здравоохранению, но неравномерное качество этих услуг остается серьезным препятствием для широкого экономического роста и развития человеческого капитала. Чтобы возобновить интенсивный рост в интересах бедных слоев населения и повысить свою экономическую конкурентоспособность, ДР должна укрепить производственные связи между отечественными и экспортными фирмами, снизить административные расходы бюрократии, повысить надежность электроснабжения и расширить доступ к кредитам.От того, насколько быстро и эффективно правительство примет эти реформы, во многом будет зависеть долгосрочное воздействие пандемии на бедность, занятость и экономический рост.
Последнее обновление: 10 июня 2021 г.
Обзор: Новости развития, исследования, данные
По состоянию на 22 марта 2021 г. Банк предоставил Вьетнаму гранты, кредиты и льготные займы на сумму 24,94 млрд долларов США в рамках 209 операций. Текущий портфель Вьетнама состоит из 37 действующих проектов с общей суммой чистых обязательств в размере 7 долларов США.19 миллиардов. Кроме того, Вьетнам извлекает выгоду из большого и разнообразного портфеля консультационных услуг и аналитики (ASA) с 34 активными задачами. Во многих проектах ASA используются партнерства на страновом уровне и целевые фонды партнеров по развитию.
COVID-19
С тех пор, как COVID-19 поразил Вьетнам в начале 2020 года, Группа Всемирного банка работала с Вьетнамом по нескольким направлениям национальной стратегии реагирования — от управления кризисами в области здравоохранения до содействия устойчивому восстановлению.Грант от Фонда экстренного финансирования пандемии помог расширить возможности тестирования для 84 лабораторий по всей стране, сократив время обработки с 24-48 часов до 4-6 часов. Всемирный банк предоставил правительству рекомендации в виде серии политических заметок о стратегиях защиты уязвимых групп от негативного воздействия COVID-19, а также стимулировании широкомасштабного восстановления. Диагностика и рекомендации способствовали успешному сдерживанию вспышки COVID-19 во Вьетнаме: к концу 2020 года в стране с населением 95 миллионов человек было зарегистрировано только 1465 инфицированных, 35 случаев смерти и при этом удалось показать положительный рост ВВП.
Чистая энергия
Проект гидроэлектростанции Trung Son поддержал строительство подключенной к сети гидроэлектростанции мощностью 260 мегаватт в удаленной части центрального Вьетнама. Полностью функционирующая с 2017 года, электростанция ежегодно поставляет 1 миллиард киловатт-часов (кВтч) электроэнергии по удельной стоимости ниже, чем у других возобновляемых источников или угля. Гидроэлектростанция сократила выбросы парниковых газов примерно на 1 миллион тонн по сравнению с теплоэлектростанцией, обеспечивающей такой же объем электроэнергии.Благодаря проекту доля местного населения, имеющего доступ к электричеству, увеличилась с 30 процентов в 2015 году до 97 процентов в 2019 году, что способствовало повышению качества электроснабжения в более широком регионе. Установка также помогла снизить риски наводнений в населенных пунктах ниже по течению.
Проект развития возобновляемых источников энергии во Вьетнаме поддержал некоторые из первых крупномасштабных проектов по внедрению возобновляемых источников энергии под руководством частного сектора в структуру энергетики Вьетнама, которая сегодня значительно расширилась, составляя почти 10 процентов генерирующих мощностей Вьетнама. Проект, завершившийся в 19 финансовом году, обеспечил инвестиции на ранней стадии и техническую поддержку для создания необходимого потенциала и стимулов для всех заинтересованных сторон для расширения масштабов развития. Кроме того, было построено 19 новых малых гидроэлектростанций общей мощностью 320 МВт, которые поставляли годовой объем в 1260 ГВтч. Все эти предприятия следовали лучшим мировым практикам в области управления экологическими и социальными рисками, устанавливая новые отраслевые стандарты во Вьетнаме.
Окружающая среда и природные ресурсы
Посредством финансирования развития, связанного с изменением климата и зеленым ростом, Всемирный банк внес значительный вклад в программу реформ в области изменения климата и зеленого роста.Один из столпов помог улучшить межотраслевое планирование прибрежных районов и включить вопросы изменения климата в государственные инвестиции в отдельных ключевых секторах. Кроме того, политика, поддерживаемая этой программой, помогла продвинуть внедрение водосберегающих методов и технологий орошения и подтолкнула провинции к созданию защитных коридоров для основных источников воды. Реформы, проведенные в рамках этой программы, также способствовали повышению энергоэффективности бытовых приборов и увеличению инвестиций в возобновляемые источники энергии, особенно солнечную энергию и энергию ветра.
Проект прибрежных ресурсов для устойчивого развития представил инструменты и методы для лучшего управления рыболовством как властям, так и рыбакам в восьми прибрежных провинциях Вьетнама. В период с 2012 по 2018 год в рамках проекта было оказано содействие 40 прибрежным районам и 257 прибрежным общинам в переходе от фрагментированного секторального планирования к интегрированному пространственному планированию для совместного управления рыболовством. Проект также помог 13000 рыбаков внедрить передовые методы аквакультуры с внедрением новых экологически чистых технологий, а также помочь улучшить инфраструктуру биобезопасности, в которой они работают.
Вьетнамский проект управления промышленными загрязнениями позволил значительно улучшить соблюдение правил очистки промышленных сточных вод в четырех наиболее промышленно развитых провинциях Вьетнама. Около 70 процентов воды, сбрасываемой из промышленных зон, не подвергалось очистке. В период с 2012 по 2018 год процент промышленных зон, соответствующих правилам очистки сточных вод, увеличился с менее чем 30 процентов до 72 процентов. За тот же период процент тех, у кого есть локальные централизованные очистные сооружения, увеличился с 60 до 98 процентов.Это показательно, учитывая, что количество промышленных зон увеличилось на 26,4 процента.
Городское развитие
В рамках проекта благоустройства городов в районе дельты Меконга низко расположенные районы с низким уровнем доходов превратились в более зеленые городские пространства в шести городах региона дельты Меконга. Проект помог улучшить условия жизни около 625 000 прямых бенефициаров за счет модернизации базовой инфраструктуры. Еще два миллиона человек косвенно воспользовались благами общегородской инфраструктуры и новых социальных объектов.Долгосрочные выгоды выходят за рамки продолжительности проекта. Общая поддающаяся количественной оценке выгода оценивается примерно в 724 миллиона долларов США с точки зрения экономии затрат на здравоохранение, продуктивного времени, ущерба от наводнений и увеличения стоимости земли.
Развитие сельских районов
Ориентированное на результаты сельское водоснабжение и санитария в рамках Национальной целевой программы помогло решить одну из самых серьезных проблем в сельских районах Вьетнама путем инвестирования в физическую инфраструктуру и улучшения правовой базы для устойчивого доступа к водоснабжению и водоснабжению. услуги санитарии (WSS).В период с 2013 по 2019 год более 1 миллиона человек подключили водоснабжение к устойчивым водным системам, при этом было построено 400 000 новых действующих подключений к водопроводу. Кроме того, около 1,4 миллиона человек в 203 коммунах получили доступ к общегородской санитарии. Улучшенные санитарные туалеты были построены примерно в 142 000 домохозяйств и 1 500 школах. Программа также значительно укрепила институциональные механизмы мониторинга и оценки ВСиВО в исполнительных агентствах участвующих провинций.
Человеческий капитал
Вьетнам присоединился к проекту «Человеческий капитал» в 2019 году с целью улучшения питания и доступа к качественному образованию, а также для повышения квалификации кадров в условиях меняющейся экономики. Всемирный банк поддержал Вьетнам в реформировании системы образования на всех уровнях. Например, Проект содействия готовности к школе помог расширить доступ к дошкольным учреждениям с полным учебным днем до 84 процентов пятилетних детей в 2015 году с 66 процентов в 2011 году. Качество дошкольного обучения улучшилось за счет внедрения обучения, ориентированного на ребенка. подход для 250 000 учителей дошкольного образования.Банк также дает стратегические советы Вьетнаму о том, как подготовить своих сотрудников к будущей работе.
Всемирный банк поддерживает усилия Вьетнама по предоставлению качественных и доступных медицинских услуг для всех граждан. В северной части Вьетнама 13,7 миллиона человек, многие из которых проживают в отдаленных районах, имеют лучший доступ к качественной медицинской помощи. В рамках проекта поддержки системы здравоохранения в регионах Северо-Востока и дельты Красной реки улучшен лечебный потенциал 74 государственных больниц на районном и провинциальном уровнях за счет инвестиций в модернизацию медицинской инфраструктуры и обучение медицинских работников. Ключевые вмешательства в пяти областях: кардиология, акушерство / гинекология, педиатрия, онкология и травматология (хирургия) теперь доступны в этих больницах, избавляя пациентов от необходимости обращаться за помощью в медицинские учреждения вдали от дома.
Сокращение бедности
Вьетнам добился больших успехов в сокращении бедности и повышении качества жизни миллионов людей. Всемирный банк тесно сотрудничал с Вьетнамом, чтобы преодолеть последние мили в искоренении бедности, поскольку около 8 миллионов вьетнамцев по-прежнему живут менее чем на 3 доллара США.2 в день в 2018 году. Второй проект по сокращению бедности в северных горах , , реализованный в шести горных провинциях беднейшего региона Вьетнама в течение 2010-2018 годов, является примером этого продуктивного партнерства. Проект помог повысить уровень жизни этнических меньшинств за счет улучшения их доступа к производственной инфраструктуре, наращивания потенциала местных органов власти и сообществ, а также содействия рыночным связям и бизнес-инновациям. Проект, который принес пользу 192 000 домохозяйств и привел к увеличению доходов на 16 процентов, дал правительству хороший урок для пересмотра своей политики и подхода к сокращению бедности.
Реформы управления
Повышение эффективности и целостности государственного сектора является приоритетной задачей Всемирного банка во Вьетнаме. С 2018 года Всемирный банк поддерживает Управление правительства Вьетнама (OOG) в его усилиях по созданию цифрового правительства для повышения эффективности и прозрачности предоставления государственных услуг. В феврале 2019 года Банк и OOG провели оценку готовности для определения потенциала развития цифрового правительства во Вьетнаме, что привело к запуску Национального портала государственных услуг в декабре 2019 года и электронного кабинета в июне 2019 года.В августе 2020 года был запущен Вьетнамский портал открытости бюджета, благодаря которому информация о бюджете для всех правительственных уровней стала доступной для общественности в одном месте.