Какие курсы повышения квалификации наиболее востребованы: Центры повышения квалификации: обзор лучших учебных центров – Как выбрать центр обучения и где пройти переподготовку?

Содержание

Центры повышения квалификации: обзор лучших учебных центров

Для того чтобы выбрать курсы повышения квалификации, необходимо понимать нюансы данной образовательной услуги. Ведь некоторые из них могут сыграть важную роль в последующей трудовой деятельности или успехе трудоустройства. В этой статье мы рассмотрим основные черты надежного центра профессионального обучения, а также предоставим читателям обзор популярных образовательных учреждений.

Учебные центры повышения квалификации: традиционно vs дистанционно

Любая отрасль бизнеса, науки, промышленности — это постоянно меняющаяся «величина». Прогресс не стоит на месте, появляются новые производственные и интеллектуальные технологии, которые необходимы для эффективной работы компании. Поэтому каждые 3–5 лет персоналу рекомендовано проходить курсы повышения квалификации. А в некоторых областях, например, в медицине, это обязательная часть рабочего процесса, которая теперь к тому же претерпела изменения: сертификацию постепенно сменяет аккредитация.

Курсы повышения квалификации, как и профессиональную переподготовку, часто организовывают различные университеты, институты, академии, школы и учебные центры — предприятия, имеющие соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности. Но стоит помнить, что данную сферу легко превратить в прибыльный бизнес, а значит, здесь есть место мошенникам и недобросовестным предпринимателям. Поэтому перед тем как отдать предпочтение тому или иному учреждению, обязательно проверьте номер лицензии на сайте Рособрнадзора[1].

Это важно
Дополнительным плюсом к престижу учебного заведения и, что важнее, качеству образования является соответствие образовательных программ требованиям профстандартов и ФГОСов.

Любой центр повышения квалификации специалистов взимает плату за свои услуги, но при выборе заведения не стоит опираться исключительно на его ценовую политику, а стоит обратить внимание на организационно-правовую форму. Задачей коммерческих организаций (например, ООО), как правило, является получение прибыли — и отношение к клиентам здесь зачастую соответствующее. А некоммерческие заведения преследуют именно социальные и образовательные цели, поэтому при наличии выбора стоит отдать предпочтение именно им. Кроме того, обязательным условием оплаты услуг образовательной организации должен быть расчетный счет в банке. Если же при наличии такого счета представители учебного заведения настойчиво рекомендуют перечислить деньги на электронный кошелек (Webmoney, QIWI, «Яндекс.Деньги»), то это также повод подозревать компанию в мошеннических действиях.

На заметку
Один из способов проверить учебное заведение на вшивость — сервис Whois. Здесь можно узнать дату создания домена и определить, кто является собственником сайта, т.е. выяснить название организации, которой принадлежит ресурс.

Но мало подобрать достойное образовательное учреждение, нужно еще определиться с формой обучения. Здесь преобладают два основных вида:

  • Очная ― когда необходимо личное присутствие на занятиях по курсу. Такой формат подразумевает значительные затраты времени, поэтому совместить профессиональную деятельность и обучение довольно сложно. Но в некоторых случаях, например, для подготовки специалистов в области геодезии или маркшейдерии, он оказывается предпочтительнее.
  • Дистанционная ― когда курс будет проведен посредством онлайн-ресурсов, в том числе при наличии часов и материалов для самоподготовки. Это современный способ повышения квалификации, при котором время обучающегося затрачивается наиболее эффективно. Стоит учитывать, что дистанционная форма бывает также очной, очно-заочной и заочной. Правда, посещать очные занятия, т.е. тратить время и деньги на дорогу, чтобы добраться до учебного заведения, не нужно, что позволяет не только ежедневно экономить, но и самостоятельно регулировать свою занятость. Дистанционные курсы в центрах повышения квалификации зачастую выбирают те, кто не хочет отвлекаться от работы на время учебы. Еще одним достоинством удаленного обучения является его сравнительно невысокая стоимость[2].

Существуют также «смешанные» типы — посещение занятий по выходным дням, совмещение дистанционного и очного форматов и т.д. Но если говорить о том, что действительно актуально, то полностью дистанционное обучение приобретает все большую популярность и расширяет «сферу влияния»[3]. Во многом это связано с географией нашей страны, ведь удаленное подключение к занятиям открывает новые возможности для жителей регионов.

Топ-10 курсов повышения квалификации

Обратимся к конкретике и подробнее рассмотрим популярные центры образовательной подготовки, где можно пройти курсы повышения квалификации разным специалистам.

Очные курсы

МГУ им. М.В. Ломоносова

На базе МГУ работают курсы повышения квалификации по 379 направлениям при разных факультетах — биологическом, физическом, химическом, геологическом и других. Каждый курс имеет определенный формат, однако лидирует смешанный (требующий личного присутствия + дистанционный). В среднем длительность занятий составляет 2–4 месяца, но есть курсы протяженностью даже в 9 месяцев. По окончании курса слушатель получает сертификат или удостоверение о повышении квалификации государственного образца. Университет имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности №1353.

РУДН

В этом университете находится около 30 отделений дополнительного образования и примерно 2000 различных программ повышения квалификации при факультетах — здесь можно найти достаточно узкие тематики обучения. В РУДН есть краткосрочные (от 16 академических часов) и длительные курсы, рассчитанные на более чем 2000 академических часов. По окончании обучения и успешной сдаче экзамена или зачета, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. К сожалению, большинство отзывов о курсах при РУДН нельзя назвать положительными — слушатели отмечают наличие устаревшей информации и слабую заинтересованность преподавателей в составлении современных программ[4]. Номер лицензии на осуществление образовательной деятельности — 1204.

РИБиУ

Частный региональный институт бизнеса и управления организовывает курсы повышения квалификации по таким направлениям как психология, педагогика, менеджмент, строительство, транспорт и другие. У этого заведения есть особенность — для каждого курса существует заранее установленная цена, однако в некоторых случаях слушатели могут рассчитывать на получение индивидуальной скидки. Недостатком очных курсов повышения квалификации при РИБиУ для некоторых является расположение института ― он находится в Рязани. Также следует учитывать, что результатом обучения станет удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Институт имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 0956.

МФТИ

Количество тем курсов повышения квалификации при физико-техническом институте нельзя назвать огромным — всего около 100 наименований. Среди направлений — биотехнологии и фармацевтика, программное обеспечение, информационная безопасность, экономика, педагогика и др. Значительная часть занятий не имеет графика регулярного проведения и стартует по мере формирования группы. Обучение проводится в основном очно в городе Долгопрудный, а также в московском подразделении института. В программу некоторых курсов включены стажировки. Номер образовательной лицензии учреждения — 2421.

ЦДПО НИУ МГСУ

Здесь можно записаться на курсы повышения квалификации по таким направлениям как проектирование, строительство, инженерия, иностранные языки, охрана труда и информационные технологии. Для многих курсов предусмотрена только очно-заочная форма обучения, занятия могут проводиться по вечерам в будни, также есть возможность проходить обучение по выходным дням. По окончании процесса обучения ЦДПО НИУ МГСУ выдает сертификаты установленного образца о повышении квалификации. Университет имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 1629.

А теперь давайте подробнее рассмотрим условия, согласно которым проводятся дистанционные курсы повышения квалификации работников в ведущих центрах обучения.

Дистанционные курсы

РОСТБК

Здесь вы найдете курсы повышения квалификации примерно по 40 направлениям. Обучение проводит ООО «Национальная академия современных технологий», которая входит в содружество компаний «РОСТ» и имеет лицензию на соответствующую деятельность. Среди направлений обучения есть медицина, строительство, кадастровое дело, охрана труда, педагогика и другие профессиональные отрасли. Территориально учреждение располагается в Тюмени, но характер дистанционного обучения позволяет пройти курс из любой точки мира. В течение курса специалист получает лекции, материалы по теме, а также дополнительную литературу, после изучения которых проходит тестирование. По результатам теста компания выдает удостоверение установленного образца. ООО «НАСТ» имеет образовательную лицензию № 037638.

МАСПК

«Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса» предлагает курсы повышения квалификации примерно в 40 профессиональных отраслях — от веб-дизайна до юриспруденции и управления персоналом. В целом количество курсов насчитывает около 700 наименований. При прохождении удаленного обучения академия предоставляет ученику персонального куратора, который составляет график занятий и решает организационные вопросы. По результатам прохождения курса выдается удостоверение установленного образца. Номер лицензии на осуществление образовательной деятельности — 035298.

СДО «Педкампус»

Центр дополнительного образования на базе АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» предлагает курсы повышения квалификации для педагогов — по отдельным предметам, а также педагогическим профессиям и профессиональным темам. СДО предоставляет возможность пройти дистанционное обучение с оплатой в рассрочку. Также здесь есть специальные «ускоренные» режимы прохождения программы в интенсивном темпе. В состав материалов обучения входят лекции, видеоролики, методические рекомендации, учебные пособия и интерактивные тестирования. По окончании курсов слушатель получает удостоверение установленного образца. Академия, на базе которой существует СДО, имеет образовательную лицензию № 036571.

«ТехноПрогресс»

Эта группа компаний, чья деятельность связана с промышленностью и экологией, а также сертификационной и образовательной областями. Здесь можно пройти курс повышения квалификации в таких областях как строительство, экологическая и пожарная безопасность, логистика, менеджмент, госзакупки и других — в целом более 200 программ. Практически каждый можно пройти как очно, так и дистанционно, кроме того, есть услуга выезда преподавателя непосредственно на предприятие. По окончании курса повышения квалификации выдается удостоверение установленного образца. Номер лицензии «ТехноПрогресс» на осуществление образовательной деятельности — 034846.

АНО ДПО СНТА

Современная научно-техническая академия является некоммерческой организацией и имеет расширенную лицензию на осуществление образовательной деятельности № 034268, а также сертификат соответствия европейским стандартам качества ISO. Академия предлагает более 700 дистанционных образовательных программ ― очных, очно-заочных и заочных. Центр повышения квалификации создан для специалистов-строителей, медработников, бухгалтеров, учителей, маркшейдеров и т. д. Курсы повышения квалификации здесь проводят ведущие преподаватели столичных и региональных вузов, сами учебные планы составлены с соблюдением требований ФГОС и профстандартов. Что немаловажно, после успешного прохождения обучения АНО ДПО СНТА выдает удостоверение установленного образца, а специалисты в области медицины дополнительно получают сертификат. Доставка этих документов осуществляется бесплатно и лично в руки в любой регион России. Академия обеспечивает каждому ученику доступ в личный кабинет на портале, а также предоставляет персонального менеджера, который курирует прохождение обучения. Техподдержка работает круглосуточно, что обеспечивает оперативное решение проблем, возникающих при использовании портала, для жителей любого региона страны. Высокий уровень оказываемых образовательных услуг подтверждается также и многочисленными отзывами слушателей, опубликованными на сайте организации.

Однозначного ответа на вопрос — «что лучше: дистанционные или очные курсы повышения квалификации?» ― не существует. Ведь в конечном итоге все зависит от самого слушателя, его умения работать и воспринимать информацию. В некоторых областях без «личных» занятий обойтись трудно, однако в большинстве случаев дистанционные курсы оказываются предпочтительнее. Ведь они дарят возможность совмещать учебу и работу, а также самостоятельно определять время для занятий.

Как выбрать центр обучения и где пройти переподготовку?

Сегодня всем, кто подыскивает для себя центр обучения, чтобы пройти там профессиональную переподготовку, трудно сделать быстрый и правильный выбор.

Попробуем выделить несколько параметров, по которым можно отбирать центры дополнительного профессионального образования (ДПО). Разберемся в том, какие центры обучения бывают, чем они отличаются друг от друга.

Виды центров обучения

Не все пользователи разбираются в видах образовательных организаций, которые обучают по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).

Первый параметр: государственный центр или негосударственный центр обучения. Об их отличиях мы расскажем ниже.

Второй параметр: организационная форма центра обучения

  • Автономная некоммерческая организация (АНО)
  • Общество с ограниченной ответсвенностью (ООО)
  • Индивидуальный предприниматель (ИП)

Автономные некоммерческие организации (АНО) действуют на основе закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Также их деятельность прописана в статье 123.24 Гражданского кодекса РФ. Как прописано в этих документах, АНО могут создаваться для реализации деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры. Такие организации могут создавать как государственные, так и негосударственные учебные центры. Очень часто можно встретить ситуацию, когда у федерального государственного ВУЗа есть учебное подразделение — Автономная некоммерческая организация. Здесь ВУЗ предлагает пройти курсы переподготовки и повышения квалификации. АНО могут создавать и негосударственные юридические и физические лица. Несмотря на название «некоммерческая», эта форма организации позволяет оказывать платные образовательные услуги. Вся прибыль от деятельности этих организаций идет на усовершенствование и поддержание самой деятельности: зарплата преподавателям, техническому персоналу, на приобретение технического оборудования, обновление учебно-методической базы.

Благотворительные организации. С АНО очень близки благотворительные организации, которые обязаны тратить все средства на поддержание деятельности, ради которой организация создана. Второе отличие АНО от других форм заключается в том, что все имущество таких организаций не может принадлежать кому-либо из учредителей. То есть все имущественные права закреплены только за самой организацией, и прав на это имущество у учредителей (государства, частных лиц) нет.

Общество с ограниченной ответственностью: эти центры обучения ориентированы исключительно на коммерческую составляющую.

Тоже самое касается и индивидуальных предпринимателей

Третий параметр виды центров по реализуемым учебным программам и формам обучения

Виды

  • специальные и узкопрофильные, например, педагогические, инженерно-технические, юридические и т.п.
  • широкопрофильные, где представлены учебные программы разных направлений и специальностей.

Формы

  • Центры с очным обучением
  • Центры с очно-заочным обучением
  • Центры с очным и (или) очно-заочным обучением с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Очное обучение может быть дистанционным

Согласно законодательству очным обучением является такая форма организации учебного процесса, где предполагается общение между преподавателем и слушателем. Данное общение может быть личным либо опосредованным через специальные средства: интернет, скайп. Таким образом, дистанционное обучение является способом организации очного обучения. При выборе образовательного центра многие слушатели имеют богатый опыт взаимодействия с государственными и негосударственными образовательными учреждениями (ОУ). Граждане, которые однажды попробовали пройти обучение в частном центре, уже не возвращаются к государственным ОУ. И тут есть несколько причин.

Плюсы и минусы государственных центров обучения

Плюсы

Минусы

Выдаваемые дипломы

Диплом о переподготовке с именем известного ВУЗа

По форме этот диплом такой же, как и у негосударственных учреждений – установленного образца.

Особенности учебных программ

Программы по переподготовке соответствуют профстандартам и ФГОСам

Мало учебных программ, нет большого выбора, можно не найти нужной программы

Формы обучения

Очно-заочно

Нет дистанционного обучения, нужно ездить на занятия

Сервис

Нет

Нетактичное общение персонала, могут нагрубить

Доступность

Нет

Нельзя дозвониться, не отвечают на письма

Цена

По-разному от 50 тыс. руб до 140 тыс.

В цену надо плюсовать затраты на дорогу, за проживание и питание, то есть цена вырастает на 30-40%

Оплата

Безналичный и наличный

Иногда нужно доплачивать за дополнительные занятия или пересдачи зачетов. Хотя этим грешат и частные центры обучения

В отличии от госучреждений, негосударственные образовательные учреждения лишены недостатков:

  • По форме диплом точно такой же, как и у ВУЗа – установленный образец. Согласно закону об Образовании для дипломов о прохождении программ дополнительного профессионального образования выписывается диплом установленного образовательной организацией образца. То есть и ВУЗ и частный центр переподготовки самостоятельно устанавливают образец диплома.
  • Богатый выбор программ. Можно найти ту учебную программу, которая необходима.
  • Есть дистанционное обучение. То есть можно не приезжать на занятия, учиться можно из дома или с работы через интернет.
  • Тактичное общение, уважительность персонала центра к слушателям.
  • У некоторых есть круглосуточный телефон поддержки, например, в Москве есть только одна такая Академия — это СНТА.
  • Не надо платить за проживание, дорогу и питание, так как можно учиться дистанционно.

Давайте перечислим 5 основных параметров, по которым можно выбрать место обучения.

Совет первый: Проверяйте, имеется ли у центра профессиональной переподготовки образовательная лицензия?

Если такой лицензии нет, то ищите другой центр. Почему? Потому что, дипломы, выданные учреждениями без лицензии – являются не легитимными, фальшивыми.

Проверять актуальность лицензии надо на сайте Рособрнадзора. Просто вводите в поле «регистрационный номер» тот номер, который указан в проверяемой вами лицензии.

Совет второй: Проверяйте учебные программы и планы

На сайте учреждения в разделе учебные программы должны быть в наличии утверждённые организацией учебные планы, где четко расписано количество учебных часов. Если вы увидите, что Вам предлагают программу меньше чем 250 ак. часов, то сразу уходите с этого сайта.

Согласно закону, программа переподготовки не может быть с нагрузкой меньше чем 250 часов. Всё, что меньше этой цифры – это уже курс повышения квалификации. В самом дипломе количество часов должно прописываться. И если эта цифра будет меньше, то диплом о переподготовке считается фальшивым.

Напомним, что по ведомственным нормативным актам (приказам министерств) по некоторым профессиям и специальностям установлены особые требования к количеству часов. В некоторых – до 1000 часов. Имейте в виду, что освоение программы более 1000 часов позволяет получить не просто диплом о профпереподготовке, но и получить квалификацию.

Совет третий: Проверяйте, уставные, организационные и другие документы

Обратите внимание, с какого года существует центр обучения. Чем он старше, тем лучше. То есть меньше вариантов, что попадете на мошенников. Уточните адрес нахождения учреждения, реально ли там находится этот центр. Адрес нужно узнавать не на самом сайте этого центра, а через сервисы поиска по ОГРН и ИНН. Если вы не нашли подтверждения адреса нахождения, это значит, что это мошенники.

Самое главное – это в самом договоре с центром. Там прописаны адрес, ОГРН, ИНН. Они должны совпадать.

Без подписания договора не стоит ничего оплачивать. Потом просто не вернёте деньги, если это мошенники.

Совет четвёртый: Проверяйте доступность сотрудников центра

Позвоните по телефону, напишите в чате. Поговорите с сотрудниками и задайте неудобные вопросы. Если сотрудник не готов ответить, то это плохой сигнал.

Бывают случаи, что после того, как оплатил по договору, связь с центром пропадает. Никто не поднимает трубки (заблокировали номер телефона), не отвечают на письма. Проверьте, есть у организации странички в социальных сетях и с какого периода.

Сегодня практически нет центров с круглосуточным телефоном. Исключение – Современная научно-технологическая академия (СНТА) в Москве, у которой есть круглосуточный Call – Центр, куда можно бесплатно позвонить в любое время, даже в праздники.

Совет пятый: Узнайте, есть ли доплаты за обучение?

Внимательно читайте договор. Там не должно быть никаких упоминаний о дополнительных оплатах. Бывают случаи, когда даже в самом договоре пишут одну сумму, а в разделе «Другие условия» пишут, что за пересдачу экзамена нужно доплатить. Или за сдачу одного модуля – надо оплатить отдельно.  Этого не должно быть. Максимум, что допустимо, это разбитие суммы обучения на 2 части: предоплата и оплата по факту. Но лучше всего оплатить единовременно, потому что некоторые ставят зависимость цены курса переподготовки от курса валют.

Итоги проверки центров обучения по программам профессиональной переподготовки

Итак, давайте проверим 7 центров по переподготовке, которые выдал нам поисковик.

ЦЕНТР

Лицензия

Учебные программы и планы с расчасовкой

Уставные документы, договор

Доплаты

Полная доступность

Вывод

Современная научно-технологическая академия (СНТА), Москва

+

+

+

Нет доплат

Круглосуточно

Соответствует заявленным требованиям, дистанционная форма обучения, дипломы высылаются почтой и курьером

Межрегиональный центр дополнительного образования, Москва

+

+

+

?

отсутствует

Нет круглосуточно доступа к центру.

Отделение Московского государственного педагогического университета (МГПУ)

+

+

+

?

отсутствует

Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК)

+

+

+

Нет доплат

отсутствует

Нет круглосуточно доступа к центру.

Отделение профпереподготовки РАНХиГС

+

+

+

?

отсутствует

Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.

Отделение Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

+

+

+

?

отсутствует

Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.

Читайте также другие публикации по этой теме:


Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Обучение после 50: востребованное и доступное

-В рамках чемпионата профессионального мастерства WorldSkills HiTech-2019 впервые прошел чемпионат «Навыки мудрых», в котором соревновались сотрудники компаний в возрасте 50+. Вы были там экспертом одной из компетенций. На ваш взгляд, у этого чемпионата есть перспективы стать масштабным событием?

-Чемпионат был пробный: мы хотели посмотреть, как эта идея пойдет. Участвовали 39 конкурсантов в 11 компетенций. Немного, но уже сейчас видно, что интерес к «Навыкам мудрых есть» как со стороны потенциальных участников, так и компаний, которые предлагают расширить перечень компетенций.

Например, на площадках работали эксперты, которые не соревновались, а оценивали задания. От многих я слышала, что они хотят принять участие в следующем чемпионате уже в качестве конкурсантов.

А еще были зрители, люди старшего возраста, которые подходили и спрашивали: как попасть на чемпионат?

-Если с экспертами более-менее понятно, то возникает логичный вопрос: а как человеку со стороны стать участником «Навыков мудрых»?

-Понятно, что участвовать в чемпионате, придя с улицы, очень сложно – просто нет соответствующих его требованиям данных. Пока такая возможность есть у сотрудников компаний, которые формируют свои команды.

Поэтому самый простой путь, который мы предлагаем – начинайте с обучения! Можно записаться на нашу программу на сайте 50plus.worldskills.ru, выбрать ту компетенцию, которая интересна. Пройти обучение, и потом уже стать участником чемпионата.

-В чем суть этой программы?

-Она стартовала в этом году в рамках федерального проекта «Старшее поколение» и предполагает профессиональное обучение и переквалификацию людей предпенсионного возраста. До конца 2019 года 25 тысяч человек завершат обучение. Мы пока не подводим никаких итогов, но в декабре проведем анализ, какие компетенции наиболее популярны у граждан «серебряного» возраста. То же сделаем по регионам – где и какие компетенции наиболее востребованы.

-Можете ли назвать те, которые популярные?

-Очень высокий спрос на компетенцию «Веб-дизайн и разработка». Хорошо идет компетенция «Графический дизайн». Это все визуальные программы, которые позволяют создавать все что угодно – от семейных альбомов до профессиональных промышленных продуктов. Хорошим спросом пользуется «Интернет-маркетинг» — он интересен тем, что многие люди хотят узнать, как продвигать в интернете, через социальные сети продукцию собственного производства, или услуги.

Растет популярность компетенции «Физическая культура, спорт и фитнесс». Ее мы создавали преимущественно для преподавателей физкультуры и фитнес-инструкторов.

-А с трудоустройством у возрастных тренеров проблем не возникнет? В клубах-то в основном молодежь…

-Это далеко не так. Люди старшего возраста, которые все больше и больше обращают внимание на свое здоровье, приходят заниматься в какой-нибудь фитнес-клуб. И они хотели бы, чтобы их тренировал не 20-летний парень, а близкий по возрасту человек.

В этой компетенции есть очень интересный модуль про здоровое питание и здоровый образ жизни – то, что нужно всем. Поэтому мы его выделили: повышение квалификации можно пройти не по всей программе, а только по этому модулю. Так что, надеюсь, в перечне профессий скоро появится наставник здорового образа жизни.

Еще в числе топовых компетенций – «Бизнес-решения на платформе 1С». Это программное обеспечение используется во многих компаниях, поэтому обучение позволяет расширить возможности использования программы.

И есть несколько социальных компетенций, например, «Медицинский социальный уход». Многие осваивают его не только для работы, но и для применения в семье. И на «Дошкольное воспитание» пошли многие из тех, кому интересно, как правильно воспитывать детей. Вообще, эта программа актуально для тех, у кого есть, или скоро появятся внуки.

-Как стать участником программы?

-Изначально участниками программы могли стать мужчины 56-60 лет и женщины 51-55 лет, и те, кто имеет право на досрочную пенсию — за 5 и менее лет до выхода на нее. Но недавно президент Владимир Путин поручил правительству подготовить такой механизм реализации программы, чтобы в ней могли участвовать россияне в возрасте от 50 лет, в том числе и работающие пенсионеры.

Во-первых, возрастная граница стала более понятной для граждан: исполнилось 50 лет – можете подавать заявку на обучение. Во-вторых, работающие пенсионеры получают возможность повысить свою квалификацию, освоить новые технологии. С 1 января 2020 года эти правила вступают в силу.

-А будет ли спрос?

-Уже сейчас на 50plus.worldskills.ru ежедневно регистрируются около 500 пользователей. Кроме того, в течение года к нам часто обращались люди, которые не попадали в границы предпенсионного возраста. Они буквально упрашивали: «мне 55, я не могу ждать целый год — мне очень надо поучиться сейчас, пожалуйста, возьмите меня, от этого моя работа зависит!». Мы сформировали из этих людей своеобразный резерв. С января 2020 года они могут стать участниками программы в наших центрах обучения.

-Сколько сейчас этих центров, где они базируются?

-Сейчас в 70 регионах работают больше 640 центров, и еженедельно к нам присоединяются новые. Это колледжи, техникумы, вузы и учебные центры предприятий, которые проходят специальный квалификационный отбор по стандартам ВорлдСкиллс. Все преподаватели – эксперты, которые прошли, или проходят подготовку в Академии ВорлдСкиллс. Наше требование: в центре обучения должен быть квалифицированный эксперт, который имеет соответствующую практику.

-Понятно, что в регионах представлены далеко не все компетенции. Я знаю одну женщину, которая приехала из Иркутска в Москву, чтобы пройти обучение на курсе эстетической косметологии. Как сделать программы доступнее и ближе?

-У нас сейчас уже 127 компетенций, по которым можно пройти обучение, и их количество будет расти. И вы правы: чисто технически мы вряд ли сможем в каждом регионе создать такое большое количество центров обучения.

Поэтому нам очень важно реагировать на существующий спрос. Во-первых, для этого мы совместно с региональными властями определяем те компетенции, у которых есть перспектива обеспечить занятость людям старше 50-ти. Во-вторых, мы открываем новые центры обучения уже под имеющиеся запросы. И, в третьих, обеспечиваем возможность выезда наших преподавателей на места. По нескольким компетенциям уже реализуем такой формат обучения в пилотном режиме. Прежде всего, это те компетенции, которые не требуют тяжелого материального оснащения. Например, «Охрана труда», «Предпринимательство» и «Решения для бизнеса на платформе 1С».

Изменения в технологичных отраслях происходят быстро, и, чтобы работать эффективно, соответствовать требованиям времени, нужно постоянно учиться. Программы обучения WorldSkills дают возможность людям в возрасте 50+ повысить квалификацию, обновить профессиональные навыки, освоить новую компетенцию. Поэтому мы стремимся сделать так, чтобы они были доступны каждому.

На что обратить внимание при выборе курсов повышения квалификации

Есть пословица: невозможно быть учителем, перестав быть учеником. Педагог может воспитать успешных, интеллектуально развитых учеников, только если сам стремится повышать уровень профессиональных знаний. Особенно сегодня, когда школьные учителя уже перестали быть истиной в последней инстанции.

Нынешний школьный учитель – это постоянно саморазвивающийся, эрудированный человек, идущий в ногу с мчащимся семимильными шагами временем, а иногда и чуть-чуть впереди, чтобы предостеречь учеников от падения в бездонные информационные потоки. Согласитесь, он мало напоминает хрестоматийную фигуру старой доброй «Марьи Ивановны», классной «второй мамы», способной и замечание в дневник влепить, и слезы утереть. 

Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Ирина Щербо разработала классификацию уровней профессионального роста учителя. Согласно этой классификации, нулевой уровень – слабая методическая подготовка; 1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников; 2-й уровень – применение новых технологий обучения; 3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий; 4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания; 5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета; 6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части; 7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением. 

Конечно, не все педагоги креативны настолько, чтобы создавать авторские курсы, неплохо хотя бы дотянуть до 3–4-го уровней, чтобы не остаться за бортом эпохи. Порой прокрастинация (а попросту лень), нехватка времени, усталость вызывают у педагогов тоскливые мысли: «А надо ли мне это?», «Мне до пенсии пять лет осталось»… Знания учителей быстро устаревают и могут отставать от объективных требований. Валом валят новые методики обучения и технические средства (интерактивные доски, компьютерные программы), меняются требования законодательства и содержание учебных предметов: чего стоит одна только переоценка исторических ценностей и событий, перелопачивающая учебники истории, да и открытия в области химии, физики, астрономии никто не отменял. 

Раз в пять лет учитель проходит аттестацию, однако с введением федерального закона об образовании государство требует обновлять знания раз в три года. За аттестацию отвечает работодатель, то есть школьная администрация, она же определяет тематику курсов, направляет своих сотрудников на повышение квалификации. Педагоги могут самостоятельно выбрать себе курсы повышения квалификации и попросить у директора направление, а могут пройти курсы самостоятельно. Тематику определяет сам работодатель: директор, завуч либо педагог-организатор. Но повышать квалификацию учитель должен не только по своему предмету. Есть еще и профессиональный стандарт, который предусматривает большое количество других компетенций: инновационных компьютерных технологий, первичной медицинской помощи, инклюзивного образования. 

Да и в рамках одного школьного предмета существует огромный выбор тематик, и педагогу следует выбирать ту программу, которая соответствует его методическим подходам, потребностям образовательной организации и потребностям обучающихся. Например, есть курс, посвященный робототехнике, но может ли он заинтересовать педагогов сельских школ, если у них нет технических средств для обучения этому курсу?  Скорее, он будет востребован в школах больших городов. 

На какие моменты надо обратить внимание учителю, стоящему перед непростым выбором курсов повышения квалификации

На этот вопрос отвечает ректор Московской академии профессиональных компетенций (здесь обучают работников ведущих образовательных организаций, таких как МГИМО, РАНХиГС, «Газпром школа»), доктор экономических наук, профессор Виталий Владимирович Клевцов: 

– Прежде всего образовательная организация, предлагающая курсы, должна иметь лицензию на обучение в сфере дополнительного профессионального образования.
 На сайте организации должен быть раздел «Сведения об образовательной организации», в котором представлены подробные сведения о ней, ее образовательных программах и преподавателях. Есть государственные требования к сайтам образовательных организаций. На них размещается учебный план занятий, график учебного процесса, аннотации к рабочим программам курсов. Иногда бывает, что на сайтах ничего не пишется, и слушатель не может ознакомиться с необходимой для него информацией. И, конечно, самое важное – сама образовательная программа. Она должна присутствовать в специальном разделе сайта как документ. Если такой документ отсутствует, то это нарушение законодательства. Такие нарушения встречаются часто у коммерческих образовательных организаций, но и некоммерческие тоже этим грешат.

Если в школах не хватает педагогов по некоторым предметам, то встречаются курьезы. Например, одна моя знакомая учительница младших классов решила взять еще и ставку педагога по рисованию. Профильного образования у нее не было, да и рисовала она, скажем так, на крайне дилетантском уровне. У меня дома одно время висел ее пейзаж с изображением леса на берегу реки, но в реке отражался почему-то цветущий вишневый сад… Эта картина необъяснимо раздражала всех, кто ее видел, а среди моих гостей были люди с искусствоведческим образованием. Пришлось пейзаж снять. Однако ставку горе-художнице все-таки дали. «А я прошла мастер-класс по рисованию, – заявила она. – Мне даже сертификат выдали! Вот, смотрите, так и написано: сертификат. Целый рабочий день потратила, восемь часов!» Могу себе представить, чему и как обучала эта дама… 

– Важен объем академических часов, – говорит первый проректор Московской академии профессиональных компетенций Артем Юрьевич Замлелый. – Мастер-класс как формат обучения допустим, но он не может считаться повышением квалификации, если его трудоемкость составляет от 16 до 250 академических часов. К примеру, если вы обучались 10 часов, то это не повышение квалификации, а просто добавочные знания. Однако даже если вы прошли 20 или 30 часов, это не всегда рассматривается как повышение. Например, курсы, входящие в рамки не дополнительного профессионального образования, а просто дополнительного образования детей и взрослых (к примеру, это могут быть курсы кройки и шитья), не будут засчитываться как повышение квалификации.

Еще надо обратить внимание на то, сколько нагрузки приходится в неделю. Требования государства к среднему профессиональному и высшему образованию – 54 академических часа в неделю для очной формы обучения. Если трудоемкость больше 54 часов, то надо с осторожностью относиться к таким курсам. Это признак фиктивности образовательного процесса. Например, если вам предлагают пройти курс за 100 академических часов в неделю, от такого подозрительного предложения следует отказаться, потому что нагрузка за пять дней получается слишком большая. Такая программа не может быть реализована в одну неделю, ее не освоить даже физически. Значит, по содержанию и качеству она просто пустая. 

При поступлении организация, предлагающая курсы, обязана запросить документы об образовании слушателя. Согласно закону, удостоверения о повышении квалификации выдаются только слушателям, имеющим среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем или работодателем и образовательной организацией заключается договор об образовании. Есть примеры, когда люди приходят с документами, не соответствующими стандарту: это часто происходит с теми, кто учился во время неразберихи 90-х годов. По факту оказывалось, что повышать нечего, поскольку самой квалификации-то и нет: государственный документ, подтверждающий наличие профессионального образования, отсутствует. Например, диплом о неполном высшем образовании, выдававшийся в 90-е годы, ничему не соответствует и ничего не подтверждает. 

Однако коммерческие организации зачастую толкают свою продукцию в виде курсов всем без разбора, лишь бы пришли и заплатили. Конечно, по окончании выдается некая корочка, однако это еще не значит, что она дает право на повышение квалификации.

– Отличить фиктивное повышение квалификации от легального можно по названию выдаваемого документа, – предостерегает Артем Юрьевич. – Он должен называться «Удостоверение о повышении квалификации» – и только так! Любое отклонение от строгого государственного стандарта говорит о том, что перед вами неофициальный документ. Обучающиеся проходят иногда переквалификацию и получают бумаги с разными словами, похожими на официальные, но не соответствующими закону: свидетельство, диплом, сертификат. Один раз в моей практике такая бумага даже называлась просто «Удостоверение». Не все организации, выдающие их, являются злоумышленниками, они могут подтверждать дополнительное образование детей и взрослых, но не профессиональную переквалификацию. Допустим, дети, посещающие кружок рисования, могут получить красивый листок с витиеватой надписью «сертификат», «удостоверение» или что угодно, но педагог с подобным «дипломом» преподавать не может.

Слушатели курсов повышения квалификации по итогам обучения должны пройти итоговую аттестацию. Ее форма может быть любой: экзамен, зачет, письменная работа – главное, чтобы знания были проверены. Есть такие организации, которые предлагают обучение только по электронной почте. Но это незаконно, потому что обучение должно проводиться через систему дистанционного обучения. Обычно это сайт, где можно скачать программу обучения, прослушать лекцию, получить доступ к учебным материалам. 

К сожалению, проблема в том, что многие новейшие открытия не попадут в школьные учебники. Нет того, что должно мотивировать педагогов к обучению. Это новые методики, технологии их использования, оптимизация времени, изменение роли учителя, переход в тьюторы. Курсы дают много теории, а вот практико-ориентированных курсов мало. Уходят в связи с возрастом педагоги, которые сами придумали методики и их преподавали. На смену им пришли те, кто не работал с детьми. Они вооружены теорией, но практических наработок у них нет, и они зачастую затрудняются ответить на конкретные практические вопросы.

Обратимся еще раз к заслуженному учителю России Ирине Щербо. «Почти над каждым школьным коллективом, даже если он пока еще числится успешным, висит угроза однажды впасть в состояние застоя, превратиться в стоячее болото… – писала она. – Ведь для того чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долгосрочную перспективу, уметь определять основные направления деятельности завтрашнего дня. Самая надежная страховка от профессионального прозябания, а следовательно, от всяческих неудач — это постоянное взращивание повышенного уровня компетентности педагогов и всех сотрудников». Тому, как выбрать подобную страховку, тоже нужно учиться.

Век живи – век повышай квалификацию. О пользе приобретения новых знаний | Образование | Общество

Современный мир сложно представить без компьютерных технологий, а успешного специалиста – без актуальных знаний. Поэтому и сами работники, и компании, все чаще задумываются о повышении квалификации и дополнительном образовании. О важности постоянного повышения квалификации персонала «АиФ.ru» рассказал директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрий Гудзенко.

«АиФ.ru»: — Рынок труда находится в постоянной динамике, и, чтобы быть востребованным специалистом, необходимо регулярно обновлять свои знания. Насколько сегодня популярны курсы повышения квалификации персонала?

Д.Г.: — Регулярное обновление знаний, повышение квалификации – важная и актуальная задача. Появляется новая техника, новые технологии, старые технологии отмирают. Знания специалистов устаревают очень быстро, поэтому необходимо постоянное развитие. Особенно это важно в сфере ИТ, где стоять на месте – значит откатываться назад.

Сегодня курсы повышения квалификации очень востребованы, а основные слушатели – это сотрудники компаний, которые проходят повышение квалификации за счет своих работодателей. Немало и тех, кто оплачивает повышение квалификации самостоятельно.

«АиФ»: — Каким направлениям, в первую очередь, отдают предпочтение слушатели курсов повышения квалификации?

Д.Г.: — Для Центра «Специалист» наиболее популярны три основных направления. Первое – это то, что называется ИТ-специальностями: курсы по программным продуктам Microsoft, сетевым технологиям, информационной безопасности, программированию и системам управления базами данных (СУБД). Сюда же можно отнести курсы по администрированию 1С, курсы по интернет-технологиям и мобильным технологиям.

Второе – это курсы, открывающие для ИТ-специалистов перспективы дальнейшего роста. Сегодня ИТ-специалист может развиваться тремя путями. Первый путь – это собственно профессиональные знания, а второй – стать ИТ-директором. Как вчерашнего исполнителя сделать руководителем? Разница между ними в понимании бизнеса очень большая, а времени на долгое обучение не всегда хватает. Мы сделали короткий курс «Менеджер структурного подразделения». Ликбез, конечно, но очень многим необходимый. Третий путь – это английский язык. Знание иностранного языка резко расширяет возможности ИТ-специалиста для карьерного роста в иностранной компании или в российской компании, работающей с западными партнерами. У нас, кстати, есть специализированный курс английского языка для ИТ-специалистов.

Еще одно направление – это курсы Microsoft Office, прежде всего, курсы профессиональной работы в Excel. Умение работать в Excel значительно повышает эффективность труда офисного персонала, а для крупных компаний с большими офисами это имеет первостепенное значение. Наши слушатели получают и учебник на русском языке (а это очень важно для них) и официальный сертификат Microsoft. Нигде, кроме «Специалиста», не читают курс «Программирование на Visual Basic для Excel», хотя он очень нужен многим.

Популярностью пользуются также курсы повышения квалификации по таким направлениям как дизайн и компьютерная графика, 3D, востребованы курсы бухгалтерии и работы в 1С, логистики, управления персоналом и кадрового дела.

Здесь нам тоже есть что предложить. На курсах дизайна преподают настоящие эксперты по работе с продуктами Adobe, Autodesk, Corel, обладатели престижнейших международных статусов. Наша комплексная программа подготовки бухгалтеров – лучшая в Москве. Наши курсы по кадровому делу одобрены и рекомендованы Ассоциацией консультантов по персоналу.

«АиФ.ru»: — Дмитрий Юрьевич, как Вы думаете, какие профессии в ближайшие десять лет будут наиболее популярными и высокооплачиваемыми?

Д.Г.: — Технологии развиваются интенсивными темпами, но можно уверенно утверждать, что ИТ-специалисты всегда останутся в цене. Тенденция такова: кто много учится, постоянно повышает квалификацию, тот всегда сможет найти себе работу. Если говорить об обозримом будущем и о тех специальностях, обучение по которым проводит Центр «Специалист», то востребованы будут программисты (особенно 1С и РНР) и разработчики (в том числе разработчики мобильных приложений). Будет расти спрос на специалистов по управлению проектами, тестировщиков программного обеспечения, ИТ-руководителей, менеджеров по продажам в сфере ИТ. Мы видим это, прежде всего, по росту обучения на курсах по данным направлениям.

Устойчивый спрос сохраняется на системных администраторов с универсальными навыками. От них работодатели требуют умения работать с сетевым оборудованием, знания нескольких серверных ОС (Windows и UNIX/Linux), методов защиты информации, СУБД. Постепенно повышаются требования к наличию квалификационных сертификатов.

Никогда не останутся без работы бухгалтеры, будут востребованы кадровики, умелые менеджеры по продажам, специалисты в области логистики. И в любом случае каждый человек, вне зависимости от специальности, может повысить свою собственную востребованность за счет постоянного поддержания высокой квалификации.

«АиФ.ru»: — Многие ли работодатели заботятся о программах переподготовки кадров и повышении квалификации своих сотрудников? На ваш взгляд, готовы ли сегодня компании вкладывать финансовые ресурсы в обучение сотрудников?

Д.Г.: — Сейчас мы идем к европейской модели, когда компании оплачивают обучение своих работников. В нашем учебном центре за последний год выросли общие объемы корпоративного обучения и их доля в общем количестве слушателей. Сегодня работодатели оплачивают обучение 55% наших слушателей. Руководители этих компаний понимают: лучшие специалисты – не те, кто приходит со стороны, а те, кто вырастает внутри компании и знает специфику работы. Именно таких работников хотят видеть дальновидные руководители, отправляя их на обучение.

Стоит заметить, что помимо повышения квалификации, повышается и лояльность обученных за счет компании сотрудников. Люди благодарны руководству за то, что оно вкладывает в их обучение, в их профессиональный и карьерный рост.

«АиФ.ru»: — Какие образовательные программы разработаны в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана и в чем их преимущество?

Д.Г.: — Всего в учебном центре свыше 1000 курсов по 20 направлениям. Наши курсы делятся на две основные группы. Первая – это авторизованные курсы мировых лидеров: Microsoft, Cisco, Autodesk, Apple, Google, Adobe, PMI®, 1С, Лаборатории Касперского и многих других. Выпускники этих курсов получают сертификаты вендоров, действительные во всем мире. Вторая группа – это авторские курсы, разработанные нашими ведущими преподавателями. Их выпускники также не испытывают проблем с трудоустройством: свидетельство нашего Центра давно завоевало престиж среди работодателей, и не только в России.

У нас много уникальных курсов, например, полная линейка курсов этичного хакинга, на которых изучается хакерские методики и способы противодействия им, а также методика расследования хакерских инцидентов. Но наше главное преимущество в том, что курсы являются своего рода модулями, из которых можно построить необходимую Вам комплексную программу обучения. Каждый курс имеет небольшую продолжительность, а его стоимость вполне по карману работающему человеку. При этом каждый курс является законченным – его успешное окончание дает знания и навыки, пригодные для самостоятельной профессиональной работы на соответствующем уровне. Такая система обеспечивает как доступность обучения, так и постоянное профессиональное совершенствование.

«АиФ.ru»: — Какие учебные новые программы появились в последние годы?

Д.Г.: — Мы всегда оперативно реагируем на изменение спроса, и в соответствии с ним появляются и новые курсы. Например, в 2011 году мы первыми в России начали преподавать курсы этичного хакинга. В том же году начали читать курсы по облачным технологиям. В прошлом году мы первыми обновили линейку авторизованных курсов по новейшим программным продуктам Microsoft и продолжаем введение этих курсов по мере выхода новинок. В 2012 году большой спрос был на курсы разработки мобильных приложений под iOS и Android, а также курсы для пользователей IPhone и iPad. Кроме того, в 2010-2011 годах мы одними из первых в стране начали проводить обучение в новых форматах – вебинар, когда удаленные слушатели подключаются к очным группам, что весьма востребовано в регионах, а также открытое обучение. Этот формат способствует удовлетворению спроса на повышение квалификации специалистов, потому что позволяет сосредоточиться на изучении наиболее важных для слушателя тем и практически индивидуальном консультировании у преподавателя. Особо подчеркну то, что для всех форм обучения у нас единые стандарты качества и учебные программы, единые документы об окончании.

«АиФ.ru»: — Дмитрий Юрьевич, на Ваш взгляд, что на сегодняшний день более перспективно: получение второго высшего образования или программы повышения квалификации и дополнительного образования с присвоением квалификации? Как человеку сделать правильный выбор?

Д.Г.: — Я считаю, что сегодня более перспективны программы повышения квалификации и дополнительное образование. Во-первых, потому что сегодня вузы закрывают только 50% потребности рынка труда в кадрах. Многие даже первое образование фактически получают в нашем центре. Вообще, образование сейчас очень дифференцированно. Бывает, что к нам приходят выпускники вузов и не знают элементарных вещей.

Во-вторых, технологии меняются с большой скоростью, и второе высшее образование просто не будет за этими изменениями успевать. А программы курсов изменяются практически сразу же, как только в этом возникает потребность. И это относится не только к ИТ-специалистам. Практически ежегодно выходят новые версии программного обеспечения для компьютерной графики, не стоит на месте 1С, новшества в законодательстве требуют постоянного изменения программ бухгалтерских курсов. Поэтому современному специалисту необходимы ежегодные краткосрочные курсы для повышения квалификации, а в Центре «Специалист» оно обеспечено.

 

Смотрите также:

Какие курсы и программы профессиональной переподготовки наиболее востребованы сегодня — Карьерное и психологическое консультирование

Записаться на консультацию, а также получить более подробную информацию Вы можете
в будни с 9:00 до 20:00,
в выходные с 10:00 до 19:00 по телефонам:

+7 (495) 504 34 79
+7 (925) 642 24 34

по Skype или оставив заявку на звонок

Вы можете воспользоваться помощью специалиста дистанционно.

Консультации по карьере и подготовке к собеседованию, составление резюме, совет психолога по личным вопросам для тех, у кого нет возможности или времени приехать к нам в офис проводятся с использованием Skype или по телефону.

.

Марина,
комм. директор

Спасибо за резюме и сопроводительное письмо – разница существенная. Надеюсь, что теперь все получится!
подробнее… читать все отзывы

Всем известно, что кризис — время возможностей. Но что это за возможности и за какую нужно ухватиться лично вам? Что делать в условиях сокращений и падения доходов? Может, стоит решиться на кардинальные изменения, овладеть новой, востребованной на рынке специальностью? «Русский репортер» выяснил, какие курсы и программы профессиональной переподготовки наиболее востребованы сегодня

На волне истерики

— Все согласны с тем, что у нас сейчас кризис?

Аудитория дружно поднимает руки. Несогласных нет.

Это мастер-класс известного рекрутера Алены Владимирской. Основатель рекрутингового агентства PRUFFI хорошо знает, как быть представителям отраслей, которые пострадают в первую очередь. Под ударом реклама, пиар, туризм, консалтинговые услуги, сфера luxury, непродуктовый ритейл, банки. Не просто закрываются компании — рискуют схлопнуться целые отрасли.

— Отлично! — улыбается Владимирская. — То есть отлично — не то, что в стране кризис, а что мы все здесь с этим согласны.

По данным Роструда, на начало года в России было официально зарегистрировано более 900 тысяч безработных, и ожидается, что к концу 2015 года к ним добавится еще 650 тысяч. Ясно, что ни та, ни другая цифры в полной мере не отражают реальной картины — просто потому, что регистрируются далеко не все, кто теряет работу. Но все равно: увеличение почти на две трети. А число откликов на одну вакансию выросло в среднем в полтора раза по сравнению с прошлым годом.

— Первая волна кризиса, — объясняет рекрутер, — это волна истерики. Она поднялась еще в прошлом октябре и до сих пор не спала. Если принять за 100% все количество людей, которые будут сокращены в кризис, то на первом его этапе увольняют примерно треть этого количества. Компании просто избавляются от балласта. Необязательно от плохих работников, а прежде всего от тех, кого набирали в хорошие времена на вырост или под проекты, которые предстояло развивать. Теперь понятно, что никто уже их развивать в ближайшее время не будет. Пока еще ничего страшного нет. Страшное начинается на второй волне: свыше 55% всех сокращений! До сих пор экономика падала, теперь она вяло ползет по дну. Компании съели весь свой подкожный жир, но главное, что ни собственники, ни акционеры не видят путей выхода из сложившегося положения. Остаются только те подразделения, которые приносят реальные деньги. Набора новых сотрудников практически нет. И не будет вплоть до третьей волны сокращений (около 15%) — так называемой волны обид. До сих пор, чтобы выжить, компании делали ставку на аскетов и консерваторов. На тех, кто и сам экономил буквально на карандашах и скрепках и других заставлял делать то же самое. Но чтобы двигаться дальше, нужны люди иного склада. Так что от прежних героев избавляются. Отсюда и сокращения, и обиды. Что, конечно, компанию уже мало заботит: на этом этапе они уже видят путь наверх!

Сегодня пока никакого пути не видно. Это плохо. Но есть и хорошая новость. Истерика означает, что мы все еще на первой волне. И значит, шансы еще есть. У тех, кого уже сократили, — найти новое место работы. Всем остальным — либо доказать свою незаменимость в профессии, либо, если в ней стало окончательно не по себе, взять и сменить трудовую ориентацию.

Надо иметь в виду: в конечном итоге всегда больше зарабатывают те, кто действительно любит свою работу. Понятно, что это «свое» на протяжении жизни меняется. По мнению специалистов HR, человек в среднем делает три карьеры. Первая — в той профессии, которой его выучили в университете. В ней он совершает максимальное количество ошибок. Вторая карьера — обычно та, где ошибок уже значительно меньше и, как следствие, удается решить все житейские вопросы: машина, квартира и прочее. И третья — карьеры мечты. Если сейчас вам кажется, что вы находитесь в той отрасли, где вам комфортно и хорошо, за место в ней надо биться изо всех сил и пытаться в ней вырасти, тем более что в кризис это возможно. Но если чувствуете, что что-то не так, что вы очутились тут просто в силу внешних обстоятельств, а теперь отрасль под ударом, то, безусловно, нужно заняться профпереподготовкой. Это ваш единственный шанс.

Познать себя

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», открытый при МГУ еще в 1996 году, имеет множество филиалов по России. Первым делом здесь вам предложат пройти тест. Если интересует именно смена профиля, а не дальнейший карьерный рост, то остановиться нужно на «Профконсультанте». Вся процедура состоит из двух частей: компьютерного тестирования и последующего интервью со специалистом, который не только расшифрует выданную машиной распечатку, но и посоветует, как быть дальше.

Клиента отводят в небольшую комнатку без окон и сажают перед монитором. Программа предлагает ответить на вопросы. В самом начале долго-долго тасуются пары различных трудовых мотиваций, где нужно выбирать между Творчеством, Здоровьем, Интересом и Деньгами, Служением и Включенностью в команду, потом между Включенностью и Интересом — и так 66 раз. Далее математические задачки, задачки на логику (в том числе зрительную, со множеством геометрических фигур). Затем — гуманитарный блок. И в финале вопросы житейского, чтобы не сказать бытового, плана: «Согласны ли вы, что кругом полно толстокожих людей? Указываете ли продавцу на его просчет, если он обсчитался в вашу пользу? Тревожно ли спите по ночам?» Иногда сложно понять, какое отношение все это имеет к выбору профессии. Однако «Профконсультант» разработали не шутники, а серьезные ученые с кафедры психологии МГУ. Так что некоторое раздражение сменяется изумлением, когда вас приглашает к себе специалист и предъявляет распечатку. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: машина очень точно обрисовала ваш профессиональный портрет.

Наиболее подходящие профессии компьютер разбивает на четыре блока, ориентируясь на коэффициент соответствия: блок мотивации, блок структуры интеллекта, личностные качества и весь тест в целом. Список этих профессий и есть тот горизонт, в котором следует двигаться дальше.

Результаты часто бывают неожиданными.

— Совсем недавно к нам пришел молодой парень, лет 27, веб-дизайнер, и после теста выяснилось, что ему лучше работать зоологом, экологом или лесоводом, — рассказывает Екатерина Лукьянова, руководитель отдела карьерного консультирования в ЦТР «Гуманитарные технологии». — В реалиях нашего рынка это нечто совершенно немыслимое: куда пойдет дизайнер, если он вдруг переучится на эколога? У нас в центре точно никто бы не взялся сопровождать его трудоустройство. Но к счастью, парень пришел с конкретной идеей — переехать жить и работать в Австралию. И даже нашел список профессий, по которым для эмигрантов там предусмотрена программа профпереподготовки. И в этом списке нашлось как раз то, что нужно: лесовод в национальном парке. Путь понятен.

Собственно, за этим в центры профориентации и приходят — чтобы разобраться в себе и понять, в каком направлении лучше двигаться.

— Еще один недавний пример, — продолжает Лукьянова, — но уже из другой возрастной группы. На консультацию по составлению резюме пришла врач-стоматолог, руководитель крупного отделения. Ее сократили прошлой осенью в связи с укрупнением больниц. Пойти работать рядовым зуботехником после такого статусного опыта она не может. Да и возраст уже солидный, под пятьдесят. Как быть? Резюме она просто не знает, как составить. В опыте работы писать почти нечего, потому что, закончив институт, она всю жизнь проработала на одном месте. И тут в процессе беседы у нас родилась идея подыскать ей серьезную административную должность. Например, эксперта в страховой компании. Ведь раньше, работая завотделением, она часто имела дело со страховыми компаниями. Но в то же время и ставить крест на врачебной практике не хочется. В итоге мы сделали ей сразу два резюме: на должность главврача коммерческой клиники и на должность руководителя департамента в страховой компании.

Никогда не поздно

Простая статистика: в центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ имени.

Баумана объем продаж программ профессиональной переподготовки в 2014 году, по сравнению с 2008 годом, увеличился ровно вдвое. И на 10% вырос даже по сравнению с относительно благополучным 2013-м. А центр не просто готовит технарей для IT-сферы — он авторизован такими компаниями, как Microsoft, Autodesk, Adobe, SolidWorks, ArchiCAD, Corel и многими другими, что означает получение международной специальности и возможность трудоустройства за рубежом. Кроме IT, граждане также очень интересуются финансами. Первая тройка самых востребованных дипломных программ переподготовки центра «Специалист» выглядит так: «Бухгалтерский учет», «Веб-программист», «Финансовый менеджемент». Стоит переобучение от 78 290 до 93 890 тысяч.

Но Бауманка — это для технарей. А куда податься гуманитариям? Для них есть как минимум два варианта: Институт повышения квалификации и переподготовки кадров РУДН и Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Здесь первая тройка самых востребованных в плане профпереподготовки специальностей выглядит так: менеджер управляющей компании ЖКХ, оценщик недвижимости и медиатор. Переобучение занимает четыре месяца и стоит от 60 до 90 тысяч.

— Чтобы понять, на кого переучиваться, нужно просто посмотреть на самые проблемные отрасли: там точно понадобятся специалисты, — уверена Елена Косарева, заместитель директора Института отраслевого менеджмента при РАНХС и ГС. — А ЖКХ у нас является бесспорным лидером по числу нерешенных проблем. Управляющие компании вынуждены будут совершенствоваться хотя бы потому, что ситуация с жилыми фондами близка к катастрофической. Чтобы добиться сдвига к лучшему, нужны профессиональные кадры. И должна сказать, что гуманитарии здесь смогут найти применение своим способностям, умению общаться с людьми. С прошлой осени у нас начался бум обращений на специальность «оценщик недвижимости». Это связано не только с изменением рынка в связи с кризисом, но главным образом в связи с переходом на кадастровую оценку. Но здесь, мне кажется, гуманитариям будет учиться нелегко: нужны люди скорее с техническим образованием. Наконец, замыкает тройку лидеров в профпереподготовке в нашем институте профессия медиатора. Кто это такой? Специалист, занимающийся досудебным урегулированием споров. В принципе, людям с гуманитарным образованием это вполне подходит, но нужна серьезная юридическая подготовка. Также в ходе занятий слушатели проходят курсы психологии, конфликтологии, и проводится много тренингов, посвященных разбору реальных ситуаций.

И вот еще что важно: пока еще существует возможность пройти обучение бесплатно. Например, в государственных вузах есть бюджетные места в магистратуре. Да, конкурс высокий, но почему бы не попробовать?

— Двое наших коллег, — говорит Екатерина Лукьянова из «Гуманитарных технологий», — бесплатно закончили магистратуру в Высшей школе экономики по специальности, связанной с психометрией и разработкой тестовых инструментов. Да, исходно они оба учились на факультете психологии в Государственном гуманитарном университете, и диплом позволил им претендовать на бесплатное обучение, но ведь в целом пойти на это может любой, кто отважиться прийти и просто сдать экзамен.

Рабочая косточка

А что если попробовать овладеть каким-нибудь внятным ремеслом? Стать, например, сварщиком или электриком? Мастером, услуги которого востребованы в любых обстоятельствах?

— За весь прошлый год у меня было всего два случая, когда люди с высшим образованием пришли переучиваться, — рассказывает директор Учебного центра «ИТЦ Эксперт» Андрей Фролов. — И оба на электрогазосварщика. И еще шестеро (правда, уже без высшего) прошли полную переподготовку на водителей автопогрузчика.

Как ни странно, даже если очень захотеть, овладеть рабочей профессией не так уж и просто. Если человек со стороны, не из рабочей среды, вдруг захочет получить рабочую специальность, это совершенно точно произойдет не сразу. Полная переподготовка, вне зависимости от того, есть ли смежный опыт или нет, подразумевает очень интенсивные занятия: в том же «ИТЦ Эксперт» программа рассчитана на тысячу часов, и пройти ее нужно за полгода. Это значит, что совмещать с работой не выйдет — занятия идут в течение всего дня по восемь часов. Да и с практикой сложно. Когда человека посылает на переподготовку его же собственное предприятие, то, закончив с теоретическим курсом, он возвращается обратно и практику проходит уже по месту работы. Новообращенному пролетарию и практиковаться, и получить работу будет сложнее.

Хобби как работа

Впрочем, если тернистый путь в крановщики или сварщики не прельщает, остается вариант превратить увлечение в профессию — если, конечно, оно у вас есть. Не расстаетесь с фотокамерой? Почему бы не сделаться профессиональным фотографом? Обожаете ходить по магазинам? Существует сколько угодно курсов шоперов-стилистов и имиджмейкеров: они очень неплохо зарабатывают. Да просто: любите собак? Тогда вам будет приятно узнать, что профессия кинолога в городе — одна из самых востребованных.

— К окончанию курса у нас около 90% поступивших уже трудоустроено, — говорит руководитель кинологического учебного центра «Фортуна плюс» Татьяна Рыжкова.

Иными словами, путей для получения новой профессии не так уж и мало. Важно только решить для себя главное: верите ли вы в свое призвание и готовы ли до конца биться за место в профессии, которой занимаетесь? Или же, наоборот, мечтаете о новой жизненной истории, новой карьере? Начать с чистого листа — не самый плохой вариант. Пусть даже в качестве управдома или кинолога.

Источник: www.expert.ru

На какую профессию могут переобучиться уже взрослые люди?

В течение жизни нам приходится менять место жительства, автомобиль, место работы и даже супругов. По сравнению с перечисленным, смена профессии и специальности в жизни россиян происходит гораздо чаще. По данным Росстата еще в 2012 году более 60% россиян так или иначе работали не по первой специальности. В 2014 году 47% работающих граждан сменили свою профессию через несколько лет после окончания обучения в профессиональном учебном заведении. При чём 27% опрошенных граждан считали, что профессию необходимо менять каждые 10 лет.

Причины смены профессии

Периодические опросы показывают, что 60% тех, кто получил второе образование, рады своему решению. Из них 40% смогли встать на ноги за 1 год в новой профессии, другие 30% смогли добиться значимых результатов в новой деятельности за 2 года.

Среди причин смены специальности ведущими являлись внешние:

39% — маленькие зарплаты по первой специальности,

39% — некуда расти дальше, отсутствие профессионального и карьерного роста,

27% — разочаровались в своей первой профессии или испытывали профессиональное выгорание,

По 20% — захотелось все поменять в своей жизни,

5% -по состоянию здоровья.

Немаловажным является причина смена места жительства, когда на новом месте сложился иной рынок труда.

Получить второе образование по новой специальности или по новой профессии?

Необходимо уточнить, что сменить деятельность можно в двух вариантах:

Пройти подготовку по другой специальности внутри своей профессии. Например, врач-педиатр может переобучиться на врача-диетолога и работать в фитнесс-центре или санатории. Тоже самое касается педагогов, которые проходят переподготовку из учителя математики в педагога-психолога или менеджера в сфере образования. Также внутри инженерных специальностей: проектировщик в инженера систем водоснабжения и газоснабжения. Основной причиной получения второго профессионального образования внутри своей группы профессий является необходимость, диктуемая регламентами (Например, для медицинских специалистов — это Приказ № 707н, для других — профессиональные стандарты и т.д.).

Получить второе профессиональное образование по новой профессии. Примером может служить, когда врач переобучился на педагога, или инженер-строитель на программиста, или врач — на бухгалтера.

Из каких профессий чаще всего бегут?

Чаще всего меняют свою профессию молодые педагоги, которые не дорабатывают в педагогической сфере и 5 лет. В свою очередь такая картина свойственна не всем регионам России. Например, в Москве труд педагогов хорошо оплачивается. Подобная ситуация складывается в среде медицинских специалистов, а также тех, кто имеет средне

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *