Где производят матрешки в россии: Лучшее из архива Forbes. Путешествие матрешки – Где производят 90% русских матрешек

Подлинная история Матрешки. Часть первая

29.01.2019 6

Часть первая. Миф о японских корнях Матрешки

За помощь в расследовании выражаю искреннюю благодарность: 
Галине Львовне Дайн, признанному специалисту в области изучения русской игрушки, автору 280 публикаций и серии книг проекта «Игрушка в культуре России»;
Вере Алексеевне Поляковой,  хранителю музейных предметов художественно-педагогического Музея Игрушки имени Н.Д. Бартрама;
Сергею Валентиновичу Виданову, мастеру ДХШ «Бабенская игрушка»;
Татьяне Николаевне Шпаньковой, краеведу, автору книг серии «Прогулки по родному городу»;
Елене Филипповне Моховой, главному хранителю музея-заповедника «Абрамцево»;
Александру Борисовичу Рдултовскому, краеведу, основному автор краеведческих проектов «Красный век» и «Вехи истории».


Сотрудникам Государственного Исторического музея на Красной Площади;
Елене Евгеньевне Каштановой, зам. директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова;
и всем, кто поддерживал меня в деле восстановления исторической справедливости.

Начало «Лживая история Матрешки»

Кратко перечислим «аргументы» сторонников японского происхождения Матрешки:

Министерство Культуры РФ
Прообразом матрешки стала деревянная разъемная кукла японского божества Фукурумы. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю.

Министерство Культуры Московской области
Cуществует предположение, что свою родословную русская матрешка ведет от японской токарной деревянной разъемной семиместной фигурки Ситифукудзин, означающей «Семь богов счастья». (Фигурка Ситифукудзин работы мастера Огасавара Ёсио хранится в Сергиево-Посадском музее и была подарена им в 2010 году).

Сайт «Кириллица»
Матрешка в принципе имеет малое отношение к России. Идея создания знаменитой матрешки пришла к Сергею Малютину когда он познакомился с привезенной в подмосковную усадьбу Абрамцево из Японии фигурку восточного божества – буддийского святого Фукурума. Фигурку привезли с острова Хонсю. Как и матрешка, она разделялась на две половинки, а внутри у старца оказалось еще пять таких же фигурок меньшего размера. Внутри мудреца скрывалась вся его семья.

Википедия
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой Дарума, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова.[1] Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

На что ссылается Википедия:
[1] В конце XIX в., когда шли поиски «русского народного стиля», Е.Г. Сапожникова-Мамонтова (жена купца С.И. Мамонтова) привезла из Японии вкладывающиеся друг в друга куколки, изображающие «семь богов счастья» (ситифукудзин), которые дали намек русским мастерам, придумавшим матрешку, за что на Парижской всемирной выставке 1900 г. она получила бронзовую медаль.

(Лекция Александра Мещерякова об истории культурных связей между Россией и Японией в XIX-XX вв.)

В сети есть и множество других вариаций на японскую тему. Одна другой нелепей. По этим материалам журналисты из года в год публикуют фейковые статьи, научные работники от них не отстают, а дети в России пишут сочинения. Вот пример книги для детей от издательского дома «Фома», год выпуска 2014:

фейк о матрешке
фейковая детская книга о матрешке

Итак, начнем развенчивать миф 

1) Главный хранитель музея-заповедника «Абрамцево» Мохова Елена Филипповна утверждает, что Елизавета Григорьевна Мамонтова (Сапожникова) никогда не была в Японии. И, кстати, она не Сапожникова-Мамонтова, а Мамонтова.
Добавлю, матрешка была создана не под ее руководством. Но об этом позже.

Елизавета Мамонтова
Елизавета Григорьевна Мамонтова с дочерьми Александрой (слева) и Верой

2) По утверждению японского исследователя народных промыслов Нумата Гэнки, никакого японского божества Фукурума не существует. Как не существует и самого слова «Фукурума» в японском языке. В Японии не существовало игрушки Фукурума. Фукурума упоминается лишь в русскоязычном Интернете, и то только вместе с Матрешкой. Игрушка Фукурума (как она представлена в интернете) совсем не похожа на Даруму и открывается. Но она возникла позже Матрешки. Вспомним, например, что в 1911 году с Лейпцигской ярмарки была привезена японская подделка, которая представляла собой практически точную копию сергиевской Матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.
Японцы издавна славятся мастерским копированием и присваиванием чужого.
Некоторую схожесть с Матрешкой имеет кукла Дарума. Дарума, заметим, не открывается как Матрешка.
При этом, по словам Нуматы, прототипом для русской Матрешки могла стать кукла «Кокэси».

кокэси не матрешка
Куклы «Кокэси»

Первоначально, по его предположению, она выглядела так же, как и традиционная русская Матрешка — из одной большой можно было достать несколько маленьких. Со временем технология производства «одной куклы в другой» оказалась сложна для японских мастеров, они стали делать туловище простым, неразборным. Логика любопытная. То есть сначала японцы могли вытачивать полые фигурки, а потом вдруг разучились. Классическая Кокэси состоит из цельного, неразборного цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головки.

По наиболее достоверной версии Кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Подтверждением этой теории служит значение слова «кокэси» — «вычеркнутое, забытое дитя», и то, что традиционные Кокэси — всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья. Детоубийство было достаточно частым обычаем в сельских районах Японии.
Кокэси, как обобщенное название, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров Кокэси, общее значение — маленькая деревянная кукла. Начиная с 1945 года в Японии производство Кокэси стало массовым. Древних Кокэси найти никому не удалось.

3) Буквально вчера пришел ответ от А. Н. Мещерякова (профессор РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Президент Российской ассоциации японоведов (2004-2008), в настоящее время – член президиума), на материал которого ссылается Википедия:
«Обычно я работаю с первоисточниками, но на сей раз воспользовался интернетовскими сведениями (японскими), без достаточной проверки. Возможно, они не соответствуют действительности, надо тщательно проверять. В любом случае, проблема чрезвычайно интересная, но по своей занятости у меня нет времени, чтобы заняться ей как следует.»

4) Мнение Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), основателя и директора «Музея игрушки». Скан из книги «Н. Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике»:

история матрешки

5) Мнение токаря Василия Петровича Звездочкина, единственного реального автора Матрешки.
Согласно его воспоминаниям, записанным Е. Н. Шульгиной в 1947 году, В. П. Звездочкину не приходилось видеть японских игрушек. Он сам придумал новую форму, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. Василий Петрович выточил фигурку, которая первоначально имела «смехотворный вид», и не была полой внутри. Затем, по совету мастеров Белова и Коновалова, Звездочкин выточил её иначе,сделал полой, и отдал болванку на роспись художникам с Арбата.

К Звездочкину мы еще вернемся.

Продолжаем расследование

Итак, жена С. И. Мамонтова в Японии не была. Может Мамонтовым просто привезли японскую игрушку?
Перед нами отрывок из письма, написанного в 1891 году Марией Александровной Мамонтовой художнику И. С. Остроухову:
«На днях Юра (видимо, сын М. А. Мамонтовой — ред.) привез из Петербурга старинную каменную (глиняную) фигуру — японского идола. Если б Вы видели как он хорош, я влюбилась в него, и, разумеется, мой милый друг мне подарит его. Хотя денег немало стоит».

Это единственное упоминание из архива Мамонтовых, которое с сильной натяжкой можно отнести в плюс к японской версии. Ведь фигура каменная, неразборная, и явно мужского рода. Причем, как вы обратили внимание, автор письма — Мария Александровна, жена Анатолия Ивановича Мамонтова.

Является ли чем то удивительным то, что Мамонтовым привозили игрушки? Нет. Их коллекция постоянно пополнялась образцами из разных частей света.
Можно ли говорить о том, что роспись по предмету быта, или по игрушке была чем-то удивительным? Конечно нет. Далеко не ходя, заметим, что в русских народных промыслах расписные разъёмные деревянные изделия издавна пользовались популярностью, например, всем известные пасхальные яйца, а также коробочки, яблоки, шары, ведерки.

В 1664 году травщик (художник по растительным орнаментам) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он представил 170 деревянных яиц, писанных по золоту «цветными красками разными добрыми травными образцы». В 1677 году практически все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.

Древнейшие игрушки, найденные археологами на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Исторические документы свидетельствуют, что деревянные игрушки были у нас еще в IX веке н.э. Но дерево, к сожалению, недолговечный материал, и образцы таких игрушек не сохранились. Зато сохранились расписные глиняные игрушки X-XVII вв., найденные в раскопках в Москве, Рязани.

Между тем, вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии лишь с середины XIX века (1844 г.). После того, как в Японию стали экспортироваться игрушки из России, и у японских мастеров появились образцы, с которых можно было брать пример.
Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для Матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Почему её все ищут и никак не могут найти? Ответ простой — её не было.

Возникает резонный вопрос — откуда вообще тянется японский след?

И тут начинается интересное. В 1969 году в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Матрешка» авторов Е. Можаева и А. Хейфиц.

книга Можаевой Матрешка

На первой же странице читаем:
«В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигуру добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились, и послужили прообразом нашей матрешки».

Екатерина Михайловна Можаева начинала свою музейную карьеру в «Музее Игрушки» в Сергиевом Посаде с должности делопроизводителя (секретаря) в 1931 году. Затем она была директором этого музея. Музей был основан Н. Д. Бартрамом, мнение которого я привел выше, и не знать об этом мнении она не могла.
Что же побудило директора «Музея Игрушки» безаппеляционно поддержать ничем не подкрепленную версию? Может быть у нее были доказательства? Специалисты «Музея Игрушки» утверждают, что никаких доказательств не было и нет. Они предполагают, что это было, говоря по-современному, маркетинговым ходом журналиста А. Хейфица. Возможно, в попытке добавить сенсационности уже привычному символу России, он и запустил в обиход версию, придав ей вид неоспоримого факта. Допустим. Но как же Е. Можаева могла согласиться на это? Специалисты лишь разводят руками, и, опять же, предполагают, что у него были хорошие связи с издательством. А издать книгу в то время было очень непросто. Соответственно, могла сложиться такая ситуация — либо книга выходит в этом варианте, либо не выходит вообще. Книга вышла тиражом 30 000 экземпляров. Причем с переводом на английский, немецкий и французский языки.

«Так пистолет, Володя, перевесит 100 тысяч других улик!», — рассмеялся бы в таком случае Глеб Жеглов. Шах и мат, как говорится. Но Жеглов, как вы помните, ошибался.

Итак, директор «Музея Игрушки», где хранится первая Матрешка, ни с того ни с сего заявляет о ее японском происхождении. С этого момента японская версия — но уже в качестве факта — начинает свой триумфальный путь по русскому сознанию. 
И в любом материале, в любой книге по Матрешке об этом упоминается. Надо ли говорить, что сначала японцы были крайне удивлены таким неожиданным сюрпризом. Но затем вошли во вкус. И — как сами, так и совместно с некоторыми нашими музейными работниками — стали выпускать книги, посвященные народной японской игрушке Матрешке.

японская книга о матрешке

Сейчас Матрешка в Японии – массовый элемент японской культуры и сувенирной индустрии, популярный подарок на 14 февраля (в Японии экономическая выручка дня Св. Валентина близка к новогодней).
  
Не лишним будет отметить, что на этой волне пальму первенства у японцев стали оспаривать китайцы. Логика у них простая, поскольку вся культура японцев заимствованная, и многое пришло из Китая, то и Матрешка тоже китайская. Для застолбления сего непреложного «факта» китайцы воздвигли в Маньчжурии целый город Матрешки. С самой большой в мире 30-метровой Матрешкой. Вокруг «главной» Матрешки стоит 8 Матрешек поменьше, и 200 небольших Матрешек. Общая площадь этого туристического объекта составляет 540 000 м2.
Но сейчас самую большую матрешку в мире решили сделать в России. (ссылка)

город матрешки китай
Близ Харбина есть город Имяньпо. Еще в 2012 году в производстве Матрешки здесь участвовало около трети жителей. В Имяньпо находятся 62 фабрики Матрешек, включая: 17 заводов, 31 мастерскую по росписи, 14 фабрик по дереву. Годовой объём продаж — почти 15 миллионов единиц, доход — около 300 миллионов юаней (примерно 45 миллионов долларов). Они продаются по всему миру. На Старом Арбате в Москве почти 90% Матрешек — китайские. Но и это не все, в бывшем центре матрешечного производства, Сергиевом Посаде, действуют китайские производства Матрешки.

Наверное вам будет интересно знать, что же сегодня говорят посетителям музея Матрешки в Сергиевом Посаде?
Вот, пожалуйста. По мнению сотрудников музея, японский божок Ситифукудзин был привезен Мамонтовыми (причем особо отмечают, что эта версия была раскручена самими сотрудниками музея), и принцип Матрешки (одна в одну) русские позаимствовали у японцев. Причем никаких доказательств этому нет: вроде как не сохранились, хотя и сами сотрудники таких документов никогда не видели. Наши же Малютин со Звездочкиным, мол, просто создали образ русской красавицы.

Невероятно! При полном отсутствии доказательств, людям до сих пор втолковывают версию, идущую вразрез со всеми доказательствами. Кому это выгодно? Включите дедукцию.
P.S.: После выхода этого материала экскурсоводы перестали так говорить. Уже хорошо.

Интересно, что сотрудники «Музея Игрушки» в Сергиевом Посаде категорически не согласны с трактовкой «Музея Матрешки» в частности, и с японской версией в принципе.

Теперь о Малютине:

Продолжение — Часть вторая

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru

Матрешка. История игрушки

Россию невозможно представить без матрешки – выточенной деревянной куклы с несколькими вкладышами.

Первая матрешка – полненькая круглолицая веселая девочка в русском народном платьице и косыночке – появилась не в древние времена, как считают некоторые. Ее прообразом была фигура буддийского мудреца Фукурумы, которую в конце 19 века привезли с острова Хонсю в Абрамцево. У деревянного мудреца было добродушное лицо и вытянутая голова. Вдохновившись этой замечательной игрушкой, токарь Василий Звездочкин создал русскую матрешку. Затем художник Сергей Малютин стал расписывать матрешек под мальчиков и девочек. На первой матрешке была нарисована девочка в городском костюме: платочке с петухом, сарафане и переднике. В этой игрушке было восемь фигур. Туда входили изображения девочек и мальчиков. Последняя игрушка была в виде младенца.

Примерно в 1900 году матрешки «добрались» и до Парижа. Там они экспонировались на Всемирной выставке и получили там медаль и мировое признание. Спустя время многие матрешки стали «ходить», только для этого их надо было поставить на наклонную плоскость.

Из чего делают матрешек. Техника изготовления

За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Их делают из березы и липы. Как правило, первой делается самая маленькая матрешка. Она может быть размером с рисовое зернышко. Вытачивание матрешек – это очень тонкое искусство, которому надо учиться годами. Многие умельцы-токари даже учатся вытачивать их вслепую.

Матрешек перед росписью грунтуют, а после росписи – лакируют. Для росписи раньше использовали гуашь. В наше время их уникальные образы создаются при помощи акварели, темперы, анилиновых красок. Однако гуашь все равно остается самой любимой краской художников, которые расписывают матрешек. Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан. Примерно с середины двадцатого века этих игрушек стали еще и декорировать соломкой, перламутровыми пластинками, а позже – бисером и стразами. Однако у первых матрешек не было таких украшений. Поэтому до сих пор настоящей русской матрешкой принято считать деревянную расписную куклу, без «накладок» и инкрустаций.

Где изготавливают матрешек

В нашей стране есть несколько городов и деревень, где производятся матрешки. Эти куклы везде имеют какие-либо особенности. К примеру, умельцы из села Крутец проводят эксперименты с формой матрешек и с раскраской. Матрешка из села Полховский Майдан является опорой и кормилицей села, так как его жители живут на доходы, которые получают от продажи куколок. Из этого села матрешки знамениты своими рисунками. Главным элементом их орнамента является цветок шиповника. Матрешки, созданные в городе Семенове, узнаются по букету цветов на фартуке и неокрашенным плоскостям. Такая матрешка традиционно состоит из 15 кукол. Самая вместительная куколка в нашей стране, которая изготовлена в Семенове состоит из 72 кукол. Причем самая большая из них составляет метр в высоту. Самой «северной» матрешкой является вятская.

В России есть музеи, которые посвящены матрешкам. Их первый музей открылся в Москве в 2001 году. Он расположен в Леонтьевском переулке в помещении Фонда народных промыслов. Лариса Соловьева, его директор, несколько лет посвятила изучению матрешек. Она написала о них две книги. В 2004 году музей матрешек открылся также в Нижегородской области. Впоследствии он собрал более 300 экспонатов под своей крышей. В этом музее самая большая матрешка – метровая. Она состоит из 40 куколок. Самая маленькая из них – размером с рисовое зернышко.

Музеи матрешек

В образе матрешки соединяется любовь к русской культуре и искусство мастеров. В наше время на улицах Москвы и Петербурга можно купить различные сувениры на любой вкус. К примеру, матрешек, изображающих известных музыкантов, политиков и гротескных персонажей. Однако каждый раз, когда заходит разговор о матрешке, мы сразу вспоминаем веселую русскую девочку в народном костюме.

Читайте также:

История матрешки — Статьи

Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.

фото 5.jpeg

Автопортрет Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org

Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.

фото 2.jpg

Японская «матрешка». Источник: wikipedia.org

Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

фото 1.jpg

Первый набор Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org

фото 3.jpg

Дно самой большой матрешки из первого набора. Источник: wikipedia.org

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.

Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.

фото 4.jpg

На матрешках со временем начали изображать не только девочек, но и сказочных персонажей, животных, исторических личностей. Источник: liveinternet.ru

Наиболее распространенным типом матрешки является игрушка из пяти кукол, однако все зависит лишь от фантазии и мастерства ремесленника. Рекорд был поставлен в 1913 году: на свет появилась матрешка из 48 фигурок.

Источники:

iocs.hse.ru
liveinternet.ru

Фото анонса и лида: flickr.com

Подлинная история Матрешки. Часть четвертая: Первая матрешка

13.02.2019

Предыдущая Третья часть

Итак, нерасписанные болванки отнесли каким-то художникам на Арбат. С Леонтьевского до Арбата идти минут десять. В то время Арбат не был раем для художников как сейчас. Это был район, набирающий популярность среди состоятельных людей. Особенно почему-то среди врачей. Никто там на улицах не рисовал. Выглядел Арбат вот так:

Арбат 1900-е годы

Из обитающих тут художников в то время упоминается лишь маленькая студия «Классы рисования и живописи» Константина Юона на втором этаже дома 25. Кстати, обучение здесь прошли такие художники-знаменитости, как Вера Мухина, Владимир Фаворский, Василий Ватагин и Александр Куприн. 

арбат дом 25

На всем Арбате и прилегающих переулках по статистике 1913 года врачей проживало 74, а художников человек десять. В разное время в районе тут жили или бывали  М. В. Нестеров, С. И. Иванов, В. Д. Поленов, написавший здесь знаменитый «Московский дворик». Вероятно, кто-то из местных или бывающих тут художников и расписал деревянные чурки. Кто – неизвестно. 

Вспомним фразу Звездочкина про трех- и шестиместные первые «чурки». Теперь сюрприз — родственники В. П. Звездочкина прислали мне одну из сохранившихся первых расписанных болванок. По их словам, это было сделано раньше той Матрешки, которая сейчас стоит в Музее Игрушки в Сергиевом Посаде.

Самая первая матрешка

Как видите, Матрешкой этого богатыря назвать нельзя. Скорее всего, было сделано несколько разных вариантов, возможно и разными художниками. Отправлены ли были богатыри на парижскую выставку 1900 года, неизвестно.

Первая Всемирная выставка-ярмарка ХХ века проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны.

выставка 1900 русский павильон

В каждом было сосредоточено то, что характеризует страну, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.

Специально к выставке в Париже открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры.

В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из представленных на выставке 18 тематических отделов  Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. 

Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера Павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. В центре Palais de I Asie Russe была построена деревня с русскими промыслами. Деревню населили типичными крестьянами, ремесленниками, казаками и музыкантами, включая знаменитого Андреева с его оркестром балалаек, к которому иногда присоединялся Шаляпин. Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.

Матрешка в париже

Интересно, что мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» родилась в середине XX века после того, как Диснею попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».

У России была самая самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м2. Однако чтобы разместить все экспонаты места все равно не хватило и были построены дополнительные павильоны.
Российская экспозиция получила 1589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзыва.
Мы взяли даже первые места за парфюмерию! и вино!

«Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений», — писала французская газета «Liberte».

Это был триумф России. Русское электрическое освещение, телеграфные аппараты, железнодорожная техника, передовые вооружения, парашюты, газотурбинные двигатели, гигантские проекты типа Транссиб, мост через Енисей, невероятное количество изобретений и уникальной продукции российских заводов поражали воображение всех. Кстати, кровельным железом, произведенным в Лысьве и заказанным на выставке, и поныне покрыты крыши здания Британского парламента и Собора Парижской Богоматери. Да и клепка Эйфелевой башни, которую для предыдущей выставки по русским технологиям выполнили русские мастера из Владимирской губернии, надежно служит до сих пор.

К слову, посмотрев французский фильм об этой выставке, я не нашел там даже упоминания о России. Вообще. Как будто нас там никогда и не было. Хорошо, что сохранился русский каталог. 

Долго искал информацию по Матрешке в каталоге выставки. Еле нашел. Вот она:

Бронзовая медаль за Матрешку

Здесь даже нет названия игрушки, представленной Марией Александровной Мамонтовой.

Матрешка  получила бронзовую медаль. Никакого фурора по поводу одной из 347 бронз не было. Чем была деревянная фигурка высотой 12,5 см на фоне грандиозных российских достижений? Песчинкой.

Но почему она стала символом России? И при чем тут черный петух?

Продолжение — Часть пятая

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru

 


 

Матрёшка (телесериал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2020; проверки требует 1 правка.

«Матрёшка» («Жизни матрёшки»; англ. Russian Doll) — американский комедийно-драматический сериал 2019 года производства Netflix.

11 июня 2019 года Netflix продлил сериал на второй сезон.[1]

Девушка Надя празднует свой 36-й день рождения. Там она находит парня и приглашает к себе домой, но после секса быстро выпроваживает его и отправляется в соседний магазин в поисках своего кота. Надя замечает его сидящего в парке через дорогу, она радостно шагает к нему навстречу — и тут её насмерть сбивает машина. Однако, открыв глаза, она снова оказывается на вечеринке. Всё это происходит снова и снова, заставляя Надю разбираться, в чём дело.

Главные персонажи[править | править код]

  • Надя Вулвоков (Наташа Лионн) – разработчица видеоигр, оказалась во временной петле, постоянно умирая и возрождаясь на вечеринке в честь своего 36-летия.
  • Максин (Грета Ли) – подруга Нади, устроившая для неё вечеринку.
  • Джон Рейз (Юл Васкес) – агент по недвижимости, бывший бойфренд Нади, находящийся в процессе развода с женой.
  • Алан Завери (Чарли Барнетт) застрял во временной петле точно так же, как Надя.
  • Рут Бреннер (Элизабет Эшли) – психолог, близкая подруга Нади и её матери.

Второстепенные персонажи[править | править код]

  • Лиззи (Ребекка Хендерсон) – художница, подруга Нади и Максин.
  • Ферран (Ритеш Раджан) – продавец в магазине, знакомый Нади, близкий друг Алана.
  • Беатрис (Дэша Поланко) – девушка Алана, которой он собирался сделать предложение.
  • Майк Кершоу (Джереми Бобб) – профессор литературы в колледже, с которым у Беатрис был роман.
  • Хорс, он же Конь (Брендон Секстон) – бездомный, которому помогает Надя.
  • Джо (Бёрт Янг) – сосед Алана.
  • Уорд Дог (Варис Ахлувалиа) – наркодилер Максин.

Русский дубляж[править | править код]

  • Надя – Татьяна Шитова.
  • Максин – Жанна Никонова.
  • Лиззи – Анастасия Лапина.
  • Рут – Марина Тарасова.
  • Майк – Сергей Чихачёв.
  • Алан – Диомид Виноградов.
НазваниеРежиссёрСценарийДата показа
1«Ничто не просто в этом мире» 
«Nothing in This World Is Easy»
Лесли ХэдландНаташа Лионн, Лесли Хэдланд, Эми Полер1 февраля 2019
Надю сбивает машина и у неё случается первая «перезагрузка». Поначалу она считает, что это связано с наркотиками, но позже она узнаёт, что всё гораздо сложнее. 
2«Большой побег» 
«The Great Escape»
Лесли ХэдландНаташа Лионн, Эми Полер1 февраля 2019
Надя переживает ночь, не умирая и не возрождаясь на вечеринке в ванной. Она считает, что галлюцинации вызваны кокаином, который он приняла на вечеринке, ведь если дело не в наркотиках, то дело в ней самой. 
3«Тёплое тело» 
«A Warm Body»
Лесли ХэдландЭллисон Силверман1 февраля 2019
Поиски подсказок приводят Надю в Еврейскую школу, но ей требуется помощь Джона. Во время поисков своего кота, Надя знакомится с бездомным. 
4«Рутина Алана» 
«Alan’s Routine»
Джеми БэббитЧирокко Данэл, Лесли Хэдланд1 февраля 2019
Впервые увидев Алана в конце прошлого эпизода, мы продолжаем узнавать, что случилось с ним в предыдущий день. Алан идёт к своей девушке, но вскоре всё в его жизни резко ухудшается… пока он не встречает Надю. 
5«Мания величия» 
«Superiority Complex»
Джеми БэббитЖослин Био1 февраля 2019
Алан появляется на вечеринке Нади, и они пытаются совместными усилиями понять, что происходит и как они связаны друг с другом. На вечеринке Алан также встречает Майка и вступает в нежелательный конфликт. 
6«Отражение» 
«Reflection»
Джеми БэббитФлора Блинбаум1 февраля 2019
Прошлое Нади начинает преследовать её и повторяющийся день Алана делает то же самое. 
7«Выход» 
«The Way Out»
Лесли ХэдландЭллисон Силверман, Лесли Хэдланд1 февраля 2019
Возможные решения становятся на свои места. Когда семья и друзья начинают пропадать, Надя понимает, что ей нужно делать. Однако есть осложнения, которые необходимо преодолеть. 
8«Ариадна» 
«Ariadne»
Наташа ЛионнНаташа Лионн1 февраля 2019
Алан и Надя поддерживают и заботятся друг о друге до решающего момента. 

9 января 2019 года компания Netflix выпустила трейлер к сериалу[2]. Практически сразу пользователи российских соцсетей обратили внимание на явное сходство главной героини сериала с Аллой Пугачёвой[3]. Сама же Наташа в интервью журналу ELLE призналась, что главным источником вдохновения (как в визуальном плане, так и в отношении характера ее персонажа) стала гитаристка сайкобилли-группы The Cramps Пойзон Айви[4].

23 января состоялся предпремьерный показ в кинотеатре Metrograph на Манхэттене[5][6]. 1 февраля состоялась премьера всего сериала целиком на Netflix[7].

Сериал получил благосклонные отзывы критиков и зрителей[8]. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет 97% рейтинга «свежести», основанных на 75 рецензиях, а также пользовательские 8.55 из 10 баллов[9]. Общий вывод гласит: «„Russian Doll“ может застрять во временной петле, но этот бесконечно изобретательный сериал никогда не повторяется, поскольку раскачивается на качелях изменчивых тонов — от фатально смешных до мрачно грустных — что умело уравновешивается волнующе дерзкой Наташей Лионн». На портале Metacritic средний рейтинг фильма составляет 89 из 100 основе 24 обзоров, обозначающий «всеобщее признание».[10].

Алиша Льютс из IGN дала первому сезону оценку 10/10. Высоко оценивая сериал, она добавляет, что это «изобретательное, непредсказуемое приключение, которое с лёгкостью станет одним из лучших шоу года»[11]. В своём позитивном обзоре Алан Сепинволл из Rolling Stone наградил сериал 4,5 звёздами из 5 и похвалил его, сказав: «Смесь тонов и контролируемая мания блестящего выступления Лионн делает „Russian Doll“ чем-то совершенно новым, даже несмотря на то, что он сделан под влиянием многих известных вещей»[12]. Русские куклы Боссы о том, как этот «призрачный» финал готовит сезон 2. Джеймс Понивозик, обозреватель The New York Times, также высказал одобрение: «„Russian Doll“ — быстрый и немного скудный, но в эпоху потокового телевидения ему удалось почти невозможное — заставить меня пожелать чуть большего»[13]. Хейли Футч из Collider с энтузиазмом дал сериалу 5 звёзд из 5 назвав сериал «чистой магией, которая не только побуждает зрителя смотреть следующий эпизод, но и вкладывает столько же в целостность истории и характеров»[14]. Джуди Берман из TIME в своём отзыве оценивает многослойность сериала и называет его лучшим новым сериалом 2019 года на данный момент[15].

  1. DarkUFO. Russian Doll — Renewed for a 2nd Season (неопр.). SpoilerTV. Дата обращения 11 июля 2019.
  2. Ramos, Dino-Ray ‘Russian Doll’ Trailer: Natasha Lyonne Relives Death On An Endless Loop In Netflix Comedy (неопр.). Deadline Hollywood (January 9, 2019). Дата обращения 9 января 2019.
  3. ↑ На Netflix выйдет сериал «Матрешка». Его главная героиня очень похожа на Аллу Пугачеву (и об этом невозможно не думать!) (неопр.). meduza.io (10 января 2019). Дата обращения 6 февраля 2019.
  4. ↑ Russian Doll Is Natasha Lyonne’s Most Personal Work) (неопр.). elle.com (5 февраля 2019). Дата обращения 6 февраля 2019.
  5. Kirsch, Daniela Natasha Lyonne, David Harbour At Netflix ‘Russian Doll’ Premiere (неопр.). Patch Media (January 25, 2019). Дата обращения 1 февраля 2019.
  6. Bobila, Maria Greta Lee Wore a Balenciaga Throwback From the Nicolas Ghesquière Days (неопр.). Fashionista (January 24, 2019). Дата обращения 1 февраля 2019.
  7. Никита Лаврецкий. «Жизни матрешки»: День сурка курильщика (неопр.). the-village.ru (4 февраля 2019). Дата обращения 6 февраля 2019.
  8. ↑ Почему «Жизни матрешки» уже называют одним из лучших сериалов 2019 года? (неопр.). sobaka.ru (4 февраля 2019). Дата обращения 6 февраля 2019.
  9. ↑ Russian Doll: Season 1 (неопр.). Rotten Tomatoes. Fandango. Дата обращения 4 февраля 2019.
  10. ↑ Russian Doll: Season 1 (неопр.). Metacritic. CBS Interactive. Дата обращения 4 февраля 2019.
  11. Lutes, Alicia Netflix’s Russian Doll: Season 1 Review (неопр.). IGN (February 14, 2019). Дата обращения 14 февраля 2019.
  12. Sepinwall, Alan ‘Russian Doll’ Review: Natasha Lyonne Is a Revelation (неопр.). Rolling Stone (January 29, 2019). Дата обращения 2 февраля 2019.
  13. Poniewozik, James ‘Russian Doll’: Repetitive Death Syndrome (неопр.). The New York Times (January 31, 2019). Дата обращения 2 февраля 2019.
  14. Foutch, Haleigh ‘Russian Doll’ Review: Netflix’s Comedy Is a Wickedly Clever Fable of Morality & Mortality (неопр.). Collider (February 1, 2019). Дата обращения 1 февраля 2019.
  15. ↑ Netflix’s Russian Doll Is 2019’s Best Show So Far (неопр.). Time (January 24, 2019). Дата обращения 9 февраля 2019.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *