Береста предметы: Берестяные изделия на Руси

Содержание

Берестяные изделия на Руси

Береста — уникальнейший материал, подаренный нам природой. Мягкий, податливый, очень нежный и легкий в обработке. Мастера по дереву всегда любили работать с березовой корой, изготавливая из него различную кухонную утварь, предметы быта, и, даже, одежду и обувь. Какие только вещи не умудрялись сделать ремесленники, удивляя почитателей этого теплого материала, да и по сей день не перестают удивлять.

Особенности бересты. Березовая кора, кроме того, что материал мягкий и податливый, еще и обладает рядом полезных свойств. Благодаря своей водонепроницаемости и антибактериальным свойствам, посуда из бересты позволяет хранить в ней продукты бесконечно долго, можно не опасаться, что хлеб начнет цвести или гнить, а молоко подкисать, сыпучие продукты не слеживаются. Кроме того, энергетика березы очень положительна.

Берестяные изделия. Надо ли говорить, что с давних времен люди изготавливали из этого необычайно пластичного и экологически чистого материала самые различные предметы, начиная от детских игрушек, заканчивая лодками и челнами. Сегодня многие изделия уже не столь популярны у населения, но кухонная посуда и предметы быта все еще пользуются огромным спросом у почитателей бересты. Да это и не удивительно, ведь практически все они не только функциональны, но и выполнены вручную, каждый туесок или шкатулка – образец совершенной работы мастера. Берестяные туески для меда, чая или кофе – прекрасно сохраняют продукты. Благодаря плотной крышке, влага не попадает вовнутрь, что препятствует порче продуктов. На каждом туеске мастером выжжен декоративный рисунок и надпись, что позволит вам не перепутать емкости для хранения.

 

Берестяные хлебницы – настоящее украшение для вашей кухни. Ведь хлебу в доме всегда уделялось особое внимание, он был символом достатка и благополучия в доме, и ему отводилось почетное место на столе. Каждая хлебница выполнена с особым мастерством, подчеркивает ваше желание быть гостеприимным хозяином в доме. Наборы для специй, сделанные из березовой коры – прекрасно дополнят ваш интерьер, а природные свойства древесины позволят долго сохранить соль и перец.

Замечательные шкатулки из бересты – станут чудесным подарком милым дамам. Ведь они могут хранить не только украшения и безделушки, но и воспоминания. Каждая шкатулка – произведение искусства, декорированная орнаментальным рисунком, удобная и вместительная. Кухонная утварь и предметы быта сделанные из нежного и бархатного дерева заставляют нас окунуться в ту пору, когда особая ценность придавалась ручному художественному труду. Их узоры — изображения зверей и птиц, ароматных луговых цветов делают изделия нарядными и неповторимыми.

С давних пор береста была популярна, использовалась во многих сферах жизни, заменить ее было сложно. Эластичный и податливый материал, способный выдерживать большие нагрузки, был, действительно, идеален в быту.

Из него изготавливали кухонную посуду, различные шкатулки, емкости для хранения, лапти, сумки, короба и корзинки. Русские мастера любили дерево за его покладистость и долговечность, способность передавать энергетику природы, теплую и положительную. Полезные свойства бересты. Чем же так особенна береста – кора березового дерева? За что ее любили и почитали? Во – первых, береза — дерево теплое, обладающее способностью снимать усталость, приводить давление в норму. Во – вторых, береста обладает водонепроницаемостью, а значит продукты, хранящиеся в туесках или солонках, будут надежно защищены от влаги. В – третьих, кора дерева обладает бактерицидными свойствами, защищающими как продукты, так и предметы обихода от гниения или плесени. Как видите, уникальность бересты сомнений не вызывает, сочетая в себе простоту и полезность. Удивительные берестяные изделия. С мая по июль — сезон сбора березовой коры, берестянщики заготавливают материал для работы, из которого потом получаются красивые, долговечные и уникальные вещи.
Бересты срезают сразу много, каждый мастер делает заготовок на 30-100 кг. И вот ведь, что удивительно — даже при таком количестве срезанной коры, дерево не погибает, продолжает расти и зеленеть, через несколько лет снова обрастает корой. Ну, а из высушенного и подготовленного материала, берестяных дел мастера делают потрясающе красивые и нужные вещи для хозяюшек. Хлебницы из бересты – конечно, ни один дом не обходился без них. Да и сейчас, они украсят интерьер любой кухни. Искусно обработанная кора, декоративный орнаментальный узор – замечательный подарок для ваших близких, очаровательный и практичный. Шкатулки из бересты, сундучки – удивляют своей простотой и красотой одновременно. Не стоит думать, что изделия призваны играть только декоративную роль в интерьере, они прекрасно подойдут для хранения украшений и расчесок, наборов для рукоделия и пуговиц. Каждая шкатулка — образец тонкой ручной работы. Тисненый рисунок и прочная кайма изделий способны удовлетворить любого, даже самого требовательного покупателя.
 

Замечательные туески – емкости для хранения сухих продуктов (соль, сахар, чай, крупы), меда. Плотная крышка, бактерицидные свойства коры и влагоустойчивость позволяют сохранить продукты достаточно долго и не опасаться их повреждения. А, кроме того, туесок способен играть роль термоса – летом, в жару, он чудеснейшим образом удерживает температуру холодного кваса или сока, зимой – горячей воды. Вы можете задаться вопросом: зачем мне нужны берестяные изделия? Ведь сегодня огромный выбор разнообразной посуды… но подумайте: какие еще изделия могут порадовать вас ручной работой, натуральным экологически чистым материалом и, что немаловажно, своей красотой и очарованием, которыми так богата славянская культура.

« Читать еще

Берестяной промысел

22 октября 2020

Художественные изделия из бересты — оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность.

Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. При раскопках в Новгороде, проходивших под руководством А.В. Арциховского, было найдено более четырехсот берестяных грамот, относящихся к XII–XIV векам.  Народности Сибири – ханты и манси – для превращения бересты в писчий материал кипятили ее в воде. Эти же народы во время медвежьих праздников надевали слегка подкрашенные берестяные маски.

Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI веков. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Испокон веков использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. В каждой северной крестьянской избе на надлавочнице (полка) хранился клубок берестяной заготовки. Смастерить пастуший рожок, «подкотельник» (подставка под котелок), сплести берестяной мячик или птичку детям на забаву (тот же мячик с камешком внутри превращался в погремушку для самого маленького в семье) – все это было делом обычным.

На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, туеса (короба) для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу и многое другое. Из берёсты делали чехлы для луков и колчаны (тулы) для стрел. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами).

В крестьянском быту было очень много берестяных изделий. Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготовлялись из бересты. Они были основой будничной, а в некоторых районах и праздничной летней обувью. Иногда их носили зимой. Старинные лапти делали с одной острой пяткой, а позже возник новый тип – с двойной пяткой, с заострениями по углам.

Наиболее распространен «московский» тип лаптей. Их плели с крупной головкой и толстыми бортами. А вот на северо–западе (в Псковской и Новгородской губерниях) был распространен «северный» тип лаптей. Северные лапти плели косым плетением, с низкими бочками.

В жизни крестьян большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солонка. На севере ее часто плели из бересты или корней. Соль – продукт в старину очень ценный и связанный с целым рядом народных обрядов и суеверий. Солонки должны быть устойчивыми или плотно закрываться. Разнообразию форм даже одного этого вида посуды можно удивляться и судить о богатой фантазии крестьянских мастеров. Бытовали солонки в виде коробочки с крышкой, в форме бутылочки, в виде кобуры. Такую закрытую солонку было удобно брать с собой в дорогу, в лес, на рыбную ловлю. Очень распространена солонка в виде уточки. Когда-то утицу воспринимали люди как покровительницу дома, семьи. На скатерть свадебного стола солонку-утицу ставили первой.

В Архангельской губернии финский исследователь Н. Валонен наблюдал даже рукомойник, плетенный из бересты в виде уточки.

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Республиках Башкортостане, Коми и Якутии.

Основными способами декорирования берестяных изделий у разных народов являются роспись, тиснение и резьба, которые уже были известны в середине XVIII века.

Роспись на бересте широко распространена на Севере. Особое развитие получил графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Большую известность получила шемогодская прорезная береста. В течение многих лет она была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе. Шемогодская береста — это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную (шкатулка) или токарную (бурачок) заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с изображением птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, блюд. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. Характерно сочетание элементов якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир.

Кировская область славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в XVII веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья XVIII – XIX столетия. Тиснение — наиболее старый тип украшения бураков (сосуд из берёсты цилиндрической формы) на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.

 

Походно-промысловые предметы из бересты средневекового времени. Полежаев А.А.

Походно-промысловые предметы из бересты средневекового времени

Обоснование реконструкции походного оборудования в рамках проекта «Реконструкция средневекового пути «Кенский волок» и водно-волокового судна — «берестяной каюк»»

Достоверно реконструировать походный быт новгородцев, шедших в Заволочье в средневековье, не представляется возможным. Единственным источником материальной культуры средневековья являются находки археологических раскопок Древнего Новгорода, в которых представлены берестяные предметы и их фрагменты только городского назначения  - днища,  орнаментированные крышки и стенки туесков и коробов (7) (находки в Новгороде, Старой Ладоге, Старой Руссе), берестяные мячики (4), грамоты, поплавки и грузила рыболовецких сетей(3). Так же присутствуют находки, которые показывают, что береста применялась в качестве подсобного материала для подвязки чего-либо – некоторые фрагменты шпангоутов лодок однодеревок привязаны берестяной лентой к днищу лодки(2), обвивались рукояти мечей и боевые сложносоставные луки (3). Эти данные подтверждают применение бересты в качестве прочного и доступного материала в средневековье для разнообразных нужд жизнедеятельности человека.

В виду простого процесса заготовки и обработки коры берёзы, береста была одним из лучших природных подручных материалов в лесу, вдали от поселений людей.

В качестве другого источника для поиска берестяных изделий походного применения нужно рассмотреть изделия аборигенных народов, как территории Русского Севера, так и всего таёжного пояса современной территории России и Скандинавии. Культура малочисленных народов указанной территории за многие столетия подвергалась незначительным изменениям. Об этом можно судить по  предметам археологических раскопок и музейным предметам 19-20 в.в. Берестяные изделия, зачастую, имеют схожие формы, назначение и технологии изготовления. Нужно принять во внимание тот факт, что местные жители, которые не враждебно относились к чужеземцам, участвовали в волоковых переходах за плату. Поэтому опыт использования походных берестяных предметов естественным образом передавался новгородским путешественникам. В виду этого, для реконструкции походного быта средневековья можно взять за основу простейшие берестяные изделия, выполненные из пласта бересты (1).

В брошюре мастера Кузнецова Б.А. Пинежского района Архангельской области (5) описана технология изготовления подобной берестяной коробочки (фото 1). Интересно, что коробочка выполнена в Вологодской обл. Бабаевского района, Куйского с/с, д. Слобода, 1980-е гг. Вепсы. А мастер описывает технологию изделия, бытовавшего по реке Пинеге. Подобные экспонаты присутствуют в музее Малые Корелы (6).

Другое изделие с описанием технологии изготовления на Пинеге – это полотуха (название бытовало в Архангельской обл.), которая идентична с изделием народов Западной Сибири на Рис 1.

Берестяные предметы походного быта:

1.      Котелок –выполняется на основе короба (фото 1). Один из мастеров-учителей Дружинин Евстафий Михайлович г. Вельск рассказывал, что на охоте кипятили воду в подобном берестяном котелке. В походных условиях можно использовать для кипячения чая на 4-6 человек. Время закипания воды  от 10 до 20 минут.

2.      Тарелка – так же выполняется на основе короба (фото 1). Можно делать тарелки двух размеров так, чтобы они помещались друг в друга, экономя место при переноске в лесу.

3.      Ложка – изготовляется на основе ложки (фото 1).

4.      Черпак для чая. До 18-19 вв. в России не было чайной культуры, которая пришла из Северного Китая. Черпаки использовались для набора и питья воды у ручьёв и родников в лесу. Подобные черпаки можно использовать для разлива чая.

5.      Черпак для каши, супа –выполняется на основе ложки (фото 1), несколько большего размера.

6.      Корзина из пластовой бересты для походного сбора ягод и грибов (фото 2).

7.      Чехол для топора – удобный чехол для ношения топора на ремне (фото 3).

8.      Крошни для переноса тяжестей в лесу (как правило, охотничьи, альтернатива современному станковому рюкзаку с рамой) (фото 4-5).

9.      Пестерь – традиционный заплечный плетёный короб.

10.  Листы для ведения дневника – на основе берестяных грамот Великого Новгорода (фото 6). Можно подготовить для письма как прямые пласты, пласты, скрученные в трубочку и что-то вроде книжки сшитой нитками, как показано на иллюстрации, только большего размера. Писать можно писалом (фото 7), либо современными средствами – ручкой, карандашом.

11.  Чашка для чая — изделие на основе ёмкости  для напитков (фото 8). На фото 8 стакан, вероятно, протекающий для быстрого питья из природного источника. Можно сделать не протекающий подобный стакан для каждого участника экспедиции и удобно переносить, сложив их друг в друга.

12.  Солоник под соль – может быть как индивидуальный небольшой (фото 9-10), так и большой для группы экспедиции (фото 11). Видимо, размер дорожного солоника зависел от многих факторов, как-то: дальность перехода, количество участников, наличие попутных селений для покупки припасов.

13.  Туес для переноса питьевой воды или чая в лесу (фото 12). Можно изготовить туес на 2-3 литра. Технология обшивки корнем или выворот сколотня, ручка деревянная.

14.  Лапти (фото 13). Для похода в лаптях необходимо изготовить  онучи, порты и верёвку для подвязки лаптей.

15.  Червячница – коробочка рыбака. Использовать для ловли рыбы (фото 14). Цервячница бытовала в Архангельской области.

16.  Берестяной бинт. Отслаивается берестяная лента и используется в качестве перевязочного и антисептического средства (фото 15).

17.  Розжиг костра.

Изготовить походные предметы из бересты можно предварительно, а можно это сделать в лесу.  Ложку можно изготовить перед обедом, для этого потребуется не более 2-3 минут. Изготовление черпака так же занимает 2-3 минуты. Чашки и тарелки можно изготовить в лесу в тёплое время года, когда береста хорошо отслаивается с дерева и не лопается.

Литература:

1.      Легенды и былины таёжного края. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., Соловьев А. И.— Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.- 176 с.- (Серия «Страницы истории нашей Родины»). ISBN 5-02-029181-1.

2.      История северорусского судостроения. Дубровин Г.Е., Окороков А.В., Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю. Труды ГИИ МК РФ. СПб.-М. Алетейя.-ИА РАН. 2001г. 404 с.

3.      Экспозиция берестяных изделий Новгородского музея-заповедника на сайте http://severberesta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=158:2009-11-17-11-21-42&catid=30:2009-10-31-10-45-31&Itemid=28.

4.      Новгород и Новгородская земля. История и археология. 12/98. Детские игрушки из Новгорода (классификационный обзор археологических находок) А. С. Хорошев.

5.      Не вся к с уменьем, всяк с ученьем. Б.А. Кузнецов. 2001 г. Поморский сувенир.

6.      Фотообзор временной выставки берестяных изделий Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» г. Архангельск, 2006 г. http://severberesta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=140:-q-q-&catid=21:2009-10-31-10-37-37&Itemid=22.

7.      Plainted Basketry with Birch Bark. Vladimir Yarysh, Flo Hoppe, Jim Widess. New York 2008.

8.      Фотообзор временной выставки берестяных изделий Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» г. Архангельск, 2009 г. http://severberesta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=141:-q-q-2009-&catid=21:2009-10-31-10-37-37&Itemid=22.

9.      Колчин Б.А. - Новгородские древности. Резное дерево // Археология СССР — Свод археологических источников (САИ), 1971.

 


 

Иллюстрации

 

 

Рис 1. Берестяные изделия народов Западной Сибири манси, ханты (1).

Фото 1. Короб из пласта бересты для продуктов и ложка. Вологодская обл. Бабаевский р-он, Куйский с/с, д. Слобода, 1980-е гг. Вепсы.

Черпак для воды из бересты. Олонецкая губ., Лодейнопольский у., Озерское общество. Нач. 20 века. Вепсы.

Из постоянной экспозиции Российского этнографического музея Санкт-Петербург.

 

 

Фото 2. Корзина из пласта. Музей Малые Корелы. Временная экспозиция 2006 г. (6).

 

Фото 3. Чехол для топора. Реконструкция мастера Терентьева А.Л. г. Великий Новгород на основе материала финской книги по берестяным изделиям 1987 г. Miten tehdään tuohitöitä.

 

 

 

Различные традиционные способы для переноски грузов с помощью короба и крошней различных конструкций как на европейском Севере, так и в Сибири.

 

 

 

Фото 4-1. Крошни с основой из плетёной бересты. Экспонат экспозиции Соловецкого и природного музея-заповедника. Фото Ярыша В.И. 2009 г.

Фото 4-2. Крошни с основой из пластовой бересты. Экспонат краеведческого музея республики КОМИ г. Сыктывкар. Фото Терентьева А.Л.

 

 

 

Фото 5. Крошни для переноски тяжестей. Северный музей, Швеция, Стокгольм. Экспонат приобретён в Луле Лапландия в 1926 г. Полное описание на шведском языке http://www.digitaltmuseum.se/artifactView.do?image=&imageIndex=0&idOwner=S-NM&idIdentifier=NM.0158427&pageNo=1&noOnPage=12&noInResult=335&owner=&criteria=N%C3%A4ver&searchObjectType=Unknown&onlyWithPictures=&lastPageNo=&filterCriterias=

 

Фото 6. Иллюстрация из книги «Археология Древнего Новгорода».

Фото 7. Современное писало из гвоздей, обёрнутого берестой. Используется на занятиях с детьми.

Фото 8. Стакан для напитков. Северный музей, Швеция, Стокгольм. Экспонат приобретён в Казани, Россия в 1876 г. Полное описание на шведском языке http://www.digitaltmuseum.se/artifactView.do?image=&imageIndex=0&idOwner=S-NM&idIdentifier=NM. 0011140&pageNo=14&noOnPage=12&noInResult=335&owner=&criteria=N%C3%A4ver&searchObjectType=Unknown&onlyWithPictures=&lastPageNo=&filterCriterias=.

Фото 9. Солоник-сапожок. Конец 19-начало 20 в. Береста; плетение. Место создания: Архангельская область (8).

Фото 10. Солоница-утица. Начало 20 в. Береста, дерево; плетение, вырезание. Место создания: Архангельская губерния, Шенкурский уезд, Тарнянская волость, деревня Ивановская (8).

Фото 11. Предмет № по КП 4945 от Третьякова Н. Ив., Ширшинский интернат, 1983 г.

Вельский краеведческий музей. Утица-солоница или утица крупенница (?).

 

 

Фото 12. Туеса. Музей Малые Корелы. Временная экспозиция 2006 г. (6).

 

 

Фото 13. Предмет № по КП 3097/1-2 от Кошутина П.Н., д. Контяевская Вельский р-он, 1984 г.

Вельский краеведческий музей. Лапти-четверики.  Бытовали в южный районах Архангельской области и в восточных районах республики Карелия (по сей день такие изготавливают мастера в Устьянском, Вельском и Пудожском районах).

 

 

Фото 14. Берестяная коробочка рыбака – червячница.

 

 

Фото 15. Демонстрация перевязки раны на пальце школьникам, Полежаев А.А., 2010 г. Фото Марковой Л.Ф.

Полежаев Андрей, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Береста в интерьере | Блог Ангстрем

208 Просмотров ,

Если спросить, какое дерево можно назвать символом России, многие назовут березу. Особую привлекательность ей дарит береста — верхний слой коры с оригинальным окрасом, обладающий множеством полезных свойств. 

Использовали бересту издавна в основном для изготовления предметов обихода. Сейчас берестяные туеса, солонки, хлебницы и другие изделия украшают кухни, выдержанные в рустикальном стиле. Однако в последние годы кора березы нашла новое применение в качестве элемента оформления интерьера.

Идея использовать бересту для отделки пришла к нам из Европы, но тренд оказался очень «русским» и придется по вкусу и любителям  светлых скандинавских интерьеров, и ценителям этники, и поклонникам эко-дизайна. 


Панели из бересты 

Сейчас этот отделочный материал несложно найти в отечественных магазинах. Он подойдет для оформления стен внутри помещений, мебельных фасадов. 

Основой для берестяных панелей служит влагостойкая разновидность картона. Берестяной слой наносится на лицевую поверхность при помощи экологически безопасного клеевого состава. 

Такая отделка не просто красива. У панелей множество преимуществ: 
⦁ материал долговечен — срок службы панелей составляет не менее 25 лет;
⦁ панели обладают звукопоглощающими и теплоизоляционными свойствами;
⦁ береста не впитывает влагу, что дает возможность применять отделку для комнат с повышенной влажностью — кухонь, санузлов. 
⦁ кора березы известна бактерицидными свойствами, благоприятно влияет на атмосферу в доме;
⦁ природный материал с естественным рисунком положительно воздействует на психику, помогает создать в комнате спокойную, умиротворяющую обстановку. 

Уход за такой отделкой несложен: чтобы очистить поверхность, достаточно пройтись по ней влажной тканью. 


Березовые стволы

Оригинально смотрится и использование целых березовых стволов при оформление жилых интерьеров. Такие элементы могут выполнять не только декоративную, но и утилитарную функцию. 

При помощи стволов и толстых ветвей можно 
⦁ создать вешалку для одежды в прихожей или спальне;
⦁ оформить изголовье кровати;
⦁ создать акцентную стену;
⦁ выполнить зонирование помещения; 
⦁ сделать опорные элементы для столов или полок.  

Срезки березы могут служить опорой для торшера или настольного светильника. Берестяным пластом можно обернуть цветочные горшки.

Чтобы использование такого материала не сделало интерьер слишком простым и «деревенским», стоит применить принцип контраста, например, сочетать такие элементы оформления 
⦁ с дорогой мебелью;
⦁ современными материалами — стеклом, металлом. 

Чтобы продлить срок службы берестяных стволов, их можно покрыть матовым лаком. 

Плетение из бересты, дранки, ивы

В изготовлении украшений и бытовых предметов на Севере широко использовали кору молодой березы – бересту. Из нее делали лукошки и туеса различных размеров и пропорций, которые украшали тиснением, ажурной резьбой или росписью. Из бересты плели лапти, корзинки, коробочки, хлебницы, сумки – пестери. Плетение из бересты и тиснение – украшение поверхности предметов узорами, оттиснутыми штампиком, – были развиты на Севере повсеместно.

Сам материал с его бархатистой, теплой, чуть розоватой или желтоватой поверхностью очень красив, а в умелых руках обыкновенная березовая кора способна превратиться в удивительное произведение. Бересту широко использовали во всех районах Вологодской области, «сеченой берестой» славились Великий Устюг и деревни по реке Шемоксе, где сложились самобытные центры этого искусства.

Одним из примеров великоустюжской бересты является небольшая шкатулочка с изображением сюжетной сценки. На ее крышке помещен фасад дома с окнами в первом этаже и большими головами двух людей во втором. Слева к дому приближается мужчина в халате, с трубкой с длинным чубуком. У его ног бежит собака. Цветы и ветви символизируют пейзаж. Большеголовые персонажи переданы с юмором, в условной плоскостной манере, но с достаточной наблюдательностью и точностью в воспроизведении костюмов конца XVIII века. В исполнении этой уникальной шкатулки мастер совместил резьбу напроем с тиснением, гравировкой и своеобразным «канфарением» фона, более свойственным художественной обработке серебра.

Коллекция изделий из просечной бересты в фондах Вологодского музея-заповедника насчитывает несколько сотен экземпляров. Они повествуют о развитии этого интересного промысла на протяжении почти двух веков. Сеченая прорезная береста, которой украшали сундучки, шкатулки, бураки, кузова, получила название шемогодской по реке Шемогсе, притоку Северной Двины. В деревне Курово-Наволок бывшей Шемогодской волости была развита орнаментальная резьба по бересте. На лист бересты тупым шилом наносили узор, который затем просекали острым ножом. Основой орнамента шемогодских изделий был мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и пышными ответвлениями волнистых побегов. Варианты подобных узоров густо заполняют поверхности многих предметов крестьянского обихода, которые украшали таким берестяным кружевом. А чтобы оно лучше читалось, под бересту подкладывали подкрашенную фольгу или цветную бумагу.

Современные вологодские мастера не закрашивают бересту, а выявляют ее природные свойства: рисунок текстуры, чистый золотистый цвет, словно излучающий солнечное тепло. Плетеные берестяные хлебницы и корзины находят живой отклик у наших современников не только своей целесообразностью, но и непреходящей красотой самого материала.

Не меньше берестоплетения распространено было плетение корзин, коробов, пестерей из сосновой дранки, лозы, соснового корешка. Древесина сосны, выросшей на болоте, легко расслаивается на тонкие пластины и для плетения материал вполне пригодный. Плели «по прямому» или косыми рядами, верх закрепляли березовыми или черемховыми ободами, украшали бахромой из бересты. В начале XX века особенно славились плахинские корзинщики (Кирилловский уезд). Они отправляли на торг в Николо-Волок по десятку возов с драночными корзинами в день. Данное ремесло было распространено в деревнях Лещево, Андроново, Русаниха, Альферово вплоть до 1970-х гг.

Из ивового прута – гибкого, пластичного, прочного, легкого природного материала умельцы плели емкости различного назначения, корзины, предметы домашней утвари, вазы, короба, сундуки и даже колыбели. Все сложнее становилась техника, формы и оформление: от детской погремушки до сложной мебели. Сегодня мастера плетут из лозы конфетницы, фруктовницы, вазы, панно, абажуры и подносы.


Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Класснуть

Обработка бересты

Бересту применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачные челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другое. Берестяные туеса делали для хранения молока, сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения — вот главные качества этого материала. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи, к тому же они не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами.

Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Заготавливают бересту в мае – июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Если нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спинных деревьев, диаметром не менее 20 см., по возможности выбирая гладкие места без сучков. Вся наружная сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи грибков и мха.

Перед применением, кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок, а также становится гибкой и прозрачной. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках – и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать, что при работе за компьютером, если надевать ободок из бересты, то не чувствуется усталость, а также зачастую нормализует давление.

Каждый посетитель имеет возможность овладеть навыками работы с берестой, под чутким руководством мастера. Вам не только откроются секреты этого удивительного материала, но и вы можете взять на память свое уникальное, неповторимое, авторское изделие.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону.
Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты — Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера

С конца марта по 15 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

О предметах, плетеных из бересты, в экспозиции «Красна изба углами» в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» рассказывает старший научный сотрудник отдела по работе с посетителями Татьяна Станиславовна Бахарева.

В экспозиции и фондах Свердловского областного краеведческого музея хранится коллекция бытовых предметов, сделанных из бересты. Береста – это верхний тонкий слой березовой коры. Ее древнее название «бересто» известно с XV–XVI веками. Позднее появилась «береста». Это название употребляется до сих пор. Изготовление изделий из бересты – оригинальный вид народного творчества. Береста при обработке сохраняет свою мягкость, гибкость и прочность. Вещи, которые использовали в быту наши предки, делали из целых пластов коры (например, бураки), а также широкое применяли плетеные предметы. Таким способом изготовливали солонки, корзинки, пестери (плетеный заплечный мешок), короба, даже обувь. Их использовали повсеместно в России, включая Урал и Сибирь.

Заготавливали бересту в начале лета, в конце мая – июне, когда береза полна соков и легко отстает от остальной коры. Если ее снимали осторожно, не повреждая другой слой коры, то это не вредило дереву. Через несколько лет кора полностью восстанавливалась. Берестяную ленту срезали по спирали и хранили в больших клубках в тени. Также листовую пластину бересты разрезали на полосы. Они служили материалом для плетения, как и ленты. Ширина полосы могла быть от 5 миллиметров до 7 сантиметров. Размеры самих изделий были разными.

Изготовление изделий происходило косым или прямым плетением. При косом плетении квадраты плетева расположены на стенках изделия так, что диагональ квадрата параллельна горизонтальной или вертикальной линии изделия. Квадрат – в плетеном изделии квадратный прямоугольник со сторонами, равными ширине полосы.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшали дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несла сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала.

Самые распространенные плетеные изделия из бересты, которые используются до сих пор, – солонки. Чаще всего их делали в форме уточек, бутылочек. Отправляясь в дальнюю дорогу или на покос, наши предки несли на спине пестерь – заплечный мешок или сумку. Когда шли за грибами и ягодами в лес, брали лукошко. Из бересты делали даже обувь. Обувь из березовой коры называлась «ступни». Носили их во время хозяйственных работ дома, сенокоса.

Берестяные изделия были популярны, так как сырье для них встречалось повсеместно. Береста – легкий, прочный и изящный материал. Кроме того, она обладает бактерицидными свойствами, что важно при хранении продуктов. Вещи, изготовленные из коры березы, служили довольно долго. Береста и сейчас остается одним из самых доступных и часто используемых материалов для творчества. В наши дни из нее делают удивительной красоты сувениры.

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», Наши сотрудники

Подготовленная береста | Длинная темная вики

Подготовленная береста

Изучить

Береста сушеная, подходит для заваривания лечебного чая.

Подготовленная берестяная кора — это натуральный лечебный и пищевой продукт в составе The Long Dark .

Обзор []

Подготовленная берестяная кора — ингредиент для приготовления чая из бересты, еды и медицинских изделий, изготавливается из 2 штук бересты и 5 минут (без инструмента / света).

Для приготовления берестяного чая необходимо приготовить одну подготовленную берестяную кору и 0,25 литра питьевой воды в течение 10 минут на зажженном огне в кастрюле или переработанной банке. Потребление чая из бересты восстанавливает 100 калорий, 30% гидратации и дает эффект «Восстановление состояния» и, возможно, «разогрев», если напиток также горячий. Приготовление чая из бересты увеличивает навык кулинарии.

Бересту можно найти в дикой местности рядом с одинокими березками или в большом количестве в березовых лесах, как правило, отдельными кусками после сильных ветров или метелей.Сырую березовую кору нельзя употреблять напрямую, и ее необходимо сначала превратить в чай ​​из бересты.

Выгода «Восстановление состояния» лечит 5% состояния (2,5% в час, в течение 2 часов), независимо от того, бодрствует ли игрок / спит, или если потребности не удовлетворяются. Однако выгода не суммируется, и употребление нескольких чашек берестяного чая в течение 5 часов друг с другом тратит часть этой выгоды.

Подготовленная береста (0,5 кг) имеет половину веса материала (2 бересты, 0,10 кг), и никакая форма бересты / берестяного чая не разлагается.

Ремесло []

2

1

Подготовленная береста

Советы []

Общая информация []

  • Можно выжить исключительно на чае из бересты, особенно на более легких трудностях или используя стратегию голодания (есть только перед сном).
  • Чай из бересты отключен во время испытания «Мертвый сон», но берестяная кора все еще может быть собрана и использована как трут.
  • Чашка кофе — единственный предмет, который может восстановить все 4 потребности (если потребляется горячим), но берестяной чай действует аналогично со своим преимуществом «Восстановление состояния», так как он лечит Состояние (2,5% в час) быстрее, чем Усталость его повреждает ( 1% в час), поэтому можно бесконечно прожить без сна, выпивая 1 чашку берестяного чая каждые 5 часов (хотя и при 0% усталости, медленном движении и невозможности лазать / спринт).

История обновлений []

Водонепроницаемый, устойчивый к гниению, натуральный и 100% возобновляемый

org/img/adblock.gif»>

Термин береста слишком общий, так как обычно это только внешний защитный слой коры тот, к которому относится при использовании этого термина.Так в Скандинавии они не называют внешний слой корой, а вместо этого это его собственное имя näver (шведский) или никогда (норвежский), ясно показывает его историческое значение в этом регионе.

Внутренний слой (луб или флоэма), который в Скандинавия, именуемая собственно корой, также имела свой использует, в частности, для загара, который представляет собой процесс обработки шкуры животных и превращение их в кожу.

Ключевой ресурс

Береста действительно играет важную роль в повседневной жизни народов Евразии и Северной Америки на протяжении более 5000 лет, в течение широкий выбор полезных и необходимых предметов. Корзины, ящики, кухонная посуда, каноэ, рюкзаки, музыкальные инструменты, письмо материал, обувь и укрытия — это лишь некоторые из многих вещей которые были сделаны из этого необычного материала.

Он также использовался для изготовления березового дегтя или березового пека (см. рисунок справа), вещество с высоким содержанием различных фенолов, которое получают из сухая перегонка коры, которая использовалась для многих различных такие цели, как клей, дезинфицирующее средство и в качестве конечной воды пробка качественной кожи (российская кожа). В видео Правый эксперт по кустарному делу Дэйв Кентербери показывает, как сделать березовое масло, более качественную версию березового дегтя.

Масло является антисептиком и может использоваться на вашем кожа как средство от насекомых, на ранах для предотвращения инфекций и для лечения сыпи или экземы.Береста на самом деле была одним из крупнейших экспортных товаров Скандинавии. вместе с сосновой смолой, кровью севера, пока 17 век; с его помощью можно было даже платить налоги.


Природный фунгицид

Тот факт, что береста на 100% водонепроницаем, наверняка сыграл важную роль в его полезности, и поэтому имеет его гибкость, но высокое содержание бетулин (вещество с фунгицидными свойствами) также делает бересту идеальной для строительства различных емкостей для консервирования продуктов или просто для хранения и хранения воды свежий. Благодаря бетулину кора не только выполняет все эти очень важные задачи, но длятся очень долго, что делает его идеальным выбором для влагозащиты для широкого диапазон приложений, например практически в любых натуральных строительство жилья.

Заготовку бересты целесообразно проводить с весны до середина июля. В этот период подкармливает береза, значительно упрощает сбор урожая.Береста отходит от ствола легко, но имеет естественную тенденцию скручиваться и при высыхании может быть невозможно снова развернуть, поэтому листы необходимо высохнуть при сжатии, что заставляет листы оставаться плоский.

Кора березы растет иначе, чем большинство других видов деревьев. Вместо того, чтобы его волокна располагались вертикально (в том же направление как ствол) растет горизонтально (вокруг ствола). Это очень прочный материал, напоминающий смесь кожи и картон, из которого вы можете удалить очень большие листы, которые позже можно разрезать до нужного размера и формы по прямому назначению.

Каноэ из бересты…

Старые березовые бревна были найдены в болотах, под водой и когда поднял кору были все еще белыми и свежими, как в тот день вошел, а дерево полностью сгнило и в основном превратился в черный суп, который можно разлить, по сути оставляя неповрежденной трубку бересты.

Обладает такой водостойкостью, что некоторые коренные американцы племена веками даже строили свои каноэ из бересты, в результате получилось водонепроницаемое и очень легкое каноэ, которое легко можно можно поднимать и переносить, но при этом оставаться очень прочным в техобслуживании правильно.Эти сосуды — поистине великолепные произведения искусства, которые интуитивно кажется хрупким и недолговечным, но факт заключается в том, что некоторые из этих каноэ активно использовались более 100 годы. Это были очень ценные предметы, с которыми обращались большая забота и уважение, передаваемые из поколения в поколение далее, как и методы строительства.

Эксперт по Бушкрафту Рэй Мирс показал традиционный методы строительство берестяных каноэ Пиноком Смитом, каноэ строитель из племени алгонкинов.

Уникальный строительный материал

100% водонепроницаемость и натуральный устойчивость к грибку и гниению означает, что береста идеальна влагобарьер для естественной застройки.Традиционный Скандинавская дерновая крыша (скандинавский диалект) определенно могу подтвердить этот факт. Аналогичное приложение предназначено для использовать несколько слоев бересты между балками подоконника и фундаментом для защиты древесины от возможной конденсации, которая может образуются на холодных твердых поверхностях, например, на камне.

Для любого натурального строителя, желающего использовать натуральный или непромышленный материалов трудно, если вообще возможно, найти местный, органический материал, который может выдерживать влагу в течение такого длительного времени, как береста.Большинство людей, живущих в местах, богатых березами, имеют исторически использовалась береста как защита от влаги для различных видов растений. различного применения при строительстве убежищ. В коренные жители Скандинавии (саамы) наверняка умели делать большая часть этого упругого строительного материала. Некоторые версии их жилища, похожие на типи, называемые гоахти, были полностью покрыты береста. Торф или дерн гоахти (см. Справа) — это разновидность покрытый дерном, чтобы берестя не оставалась на месте, а также работала как изоляционная пленка, как у дерновой крыши. Некоторые коренные американцы племена использовали бересту при строительстве своих традиционных вигвамы, почти так же, как саамы.

Вещи из бересты

Береза- Кора — уникальный материал натуральный . С незапамятных времен г. в г. древний Россия использовался для изготовления различных предметов домашнего обихода , таких как землянки, ящики, шкатулки, корзины для соли, крупы, муки, зерна, ягод, кедровые орехи.

В специально изготовленных коробках хранились жидкости: молоко, сметана, кедровое масло, жир, мед, соленая рыба и многое другое. шт. . Все эти продукты можно хранить бесконечно долго, потому что береза ​​- кора бактерицидна.Например воздух в березы древесине более стерилен, чем в операционной. Сумки, одежда, обувь были изготовлены из специально обработанной березы коры , что было не хуже кожгалантереи.

Береза ​​ считается теплым деревом. Даже в холодном помещении он теплый, потому что он имеет положительную мощность . Достаточно взглянуть на него, подержать в руках — и избавит вас от неприятностей.Можно услышать, как женщин говорят, что береза ​​- кора избавляет от усталости, а нормализует кровяное давление , если вы много времени проводите за компьютером. Товары изготовлены из березы — коры экологически чисты, так как изготовлены из натуральных материалов вручную. Практически каждая вещь уникальна.

Декоративная обработка дерева в Россия была известна в 9-10 веках .В Россия , богатая лесом, всем нравилось дерево, и многие поколения мастеров использовали его. Удивительные свойства березы — коры считались незаменимыми в жизни крестьян . Береза ​​- Кора использовалась для изготовления посуды. Береза ​​- Кора Ящики изготовлены для молока, сметаны, рыбы и мяса. Этот материал известен своими прочными, гибкими, устойчивыми к гниению характеристиками .

Многие Россия губерния производили березовых- коры продукции. В 18 веке век уже ограненный береза ​​- кора использовалась в качестве украшения.
Кора березы хранится в мае и в июне , потому что это время, когда в ней есть все питательные вещества. Тогда он эластичный, легко отслаивающийся от ствола дерева, если его топнуть, получается глубокая фигура с мягкими краями .

Мастера изготавливают различные наборы из березы- коры (пивные кружки, кружки для кваса и других напитков, подносы, квас-кувшины) резьбой и штамповкой, в сочетании друг с другом они образуют вещи гармонично. Мастера умело изменяя узоры, делают каждый предмет уникальным.

«Вещи снова могут вернуться домой»: Свиток из священной бересты вернется народу Белой Земли

Каждую неделю Хайме Арсено сканирует сайты онлайн-аукционов в поисках важных предметов, принадлежащих народу оджибве.

Иногда, перечисленные среди наиболее распространенных утилитарных и ремесленных предметов, таких как вышивка бисером или инструменты, часто выставляемые на аукционе, она находит что-то значимое. Иногда жизненно важная часть культуры оджибве, которая десятилетия назад исчезла в частных коллекциях, всплывает на мгновение, а затем снова исчезает.

В своих еженедельных сканированиях Арсено надеется идентифицировать эти предметы и найти способ вернуть их.

Ранее в этом месяце в списке распродаж бостонского аукционного дома появился свиток из бересты, который оджибве считают одним из самых важных предметов культуры.

Арсено пропустил.

«Но, к счастью, — сказала она, — был еще кто-то, кто заметил, поступил правильно и связался с нами».

Свитки из бересты часто документируют историю переселения народа анисинаабе или, как в случае с этим свитком, содержат информацию о духовной церемонии.Неизвестное количество хранится у частных коллекционеров или в музеях.

Арсено, специалист по сохранению исторического наследия Белой Земли, связался с аукционным домом Skinner Auctioneers, чтобы спросить, можно ли вернуть свиток племени.

Как это часто бывает, ей сказали, что, если она хочет предмет, она может сделать ставку на аукционе.

Но большинство племен не хотят ввязываться в торговую войну из-за своей собственной истории.

«Это своего рода этическая вещь, с которой сталкиваются многие племена», — сказал Арсено. «Есть культурные материалы, взятые из вашего сообщества. Должны ли вы заплатить, чтобы получить их обратно? »

Этот свиток будет возвращен нации Белой Земли после того, как хранился в частном порядке в течение десятилетий. Эксперты говорят, что это небольшой успех в постоянной борьбе за поиск и возвращение культурно значимых элементов из поколения систематических попыток стирания. когда их детей отправляли в школы-интернаты, и когда их религиозные обряды мидевевинов были федеральным преступлением, которое длилось до 1970-х годов.

«Возможно, они были удалены силой. Возможно, [отказ от свитков] был единственным способом, которым семья могла обеспечить продовольственный паек. Это могло быть, знаете ли,« Сдать это или Ваш ребенок ходит в школу-интернат », — сказал Арсено.

«Люди добровольно не расстаются с чем-то важным».

«Я не могу придумать документ, который означал бы больше»

Когда Шавон Кинью, доцент кафедры истории искусства и архитектуры в Гарварде, услышала о свитке, она отправила электронное письмо в аукционный дом Скиннера с просьбой о нем. подлежит возврату.

«На самом деле то, что происходило, было геноцидом», — сказал Кинью о том периоде, когда было захвачено так много священных предметов. «Часть этого геноцида, конечно, носит культурный характер. Он отнимает у нас наши вещи. Это лишает нас возможности практиковать свои обычаи, жить своими обычаями, жить как Анишинаабег».

Кинью, член племени оджибвеев онигеймингов в Онтарио, был среди десятков людей, которые связались с аукционным домом по поводу возврата свитка.

Дэвид Чанг, заведующий кафедрой американских индейцев Университета Миннесоты, начал цепочка писем с просьбой к нескольким контактам сделать то же самое.

Ответ распространился далеко за пределы его первоначальных усилий.

Чанг сказал, что, по его мнению, энергия, направленная на сохранение этого свитка, частично связана с растущим осознанием политики и последствий колониализма и расизма — и того, как они связаны с историческими объектами.

«Способ, которым были взяты священные предметы, так же важен, как и способ захвата земли и способ, которым детей заставляли ходить в школы-интернаты», — сказал Чанг. «Количество принуждения, количество явных краж, количество нечестности ужасают.И поэтому для меня действительно сомнительно думать о том, что кто-то из сторонних организаций имеет на это законное право собственности ».

Многие коллекционеры не осознают культурного значения вещей, которые они покупают, по словам эксперта в этой области, который сказал, что люди часто верят, что они собирают часть прошлой культуры.

«Но это совсем не так. Это одна из невероятных вещей, — сказал Кинью. — Мидевевин все еще жив, берестяные свитки все еще используются, наши предки до сих пор обращаются к нам напрямую через такие предметы.

Свиток из бересты — один из самых ценных предметов, которые Арсено могла найти в своих еженедельных поисках.

«Я думаю, что различные подписанные договоры и эти свитки являются двумя наиболее важными осязаемыми частями инструкций, ответственности, защиты и помощи, которые [существуют]», — сказала она.

Они настолько значительны, что их трудно выразить словами. «Я не могу придумать документ, который значил бы больше», — сказала она.

«Это чудесный момент»

Хотя федеральный закон — Закон о защите могил коренных американцев и репатриации — требует от музеев и университетов возвращать человеческие останки и культурно значимые предметы племенам, он не распространяется на частные коллекции.А процесс репатриации может занять годы.

Арсено считает, что эта маленькая победа указывает на необходимость большей защиты и дополнительной помощи племенам, которые пытаются вернуть важные предметы, во многих случаях ограниченные ресурсы.

Закон о защите племенных предметов наследия, законопроект, который в настоящее время проходит через Конгресс, запрещает экспорт священных предметов коренных американцев коллекционерам в другие страны. Это повысит наказание за кражу и незаконный оборот предметов, а также установит рамки для добровольного возврата важных предметов.

Но выявить эти культурно значимые предметы среди тысяч утилитарных и ремесленных предметов, продаваемых на аукционах каждый год, является частью сложной задачи. Шон Бланше, совладелец аукциона Revere Auctions в Сент-Поле, сказал, что аукционным домам нужно делать больше, чтобы идентифицировать священные предметы, когда они появляются в списках для продажи.

«Важно понимать, что это не составляет даже 1 процента предметов, которые в настоящее время поступают на рынок в аукционных домах, и которые покупаются и продаются коллекционерами индейского искусства и артефактов», — сказал он.«Это очень, очень маленький кусочек этих объектов».

Revere Auctions, по словам Бланше, установила политику, согласно которой все предметы коренных американцев должны быть проверены экспертами перед тем, как они будут проданы.

«В настоящее время в Соединенных Штатах пока нет последовательной методологии обращения с этими объектами, — сказал он. — Все они объединены в одну категорию и рассматриваются, по сути, как товары на свободном рынке».

Но, гарантируя, что культурно значимые предметы идентифицируются племенами, сказал Бланше, покупатели могут быть более уверены в том, что они покупают предметы, которые можно собирать. Он считает, что такая политика действительно помогла его бизнесу.

На прошлой неделе, в день продажи берестяного свитка, он был удален из списка выставленных на продажу вещей, что случается редко.

Когда он узнал о наличии свитка в списке, Бланше начал переговоры о том, чтобы купить его напрямую и вернуть народу Белой Земли, предложив наивысшую оценочную стоимость около 2500 долларов.

В конце прошлой недели продавец согласился. И Бланше сказала, что на данный момент более 20 человек предложили свою помощь в оплате свитка.

Skinner Auctioneers отклонили запрос на интервью, но в своем заявлении заявили, что компания «поддерживает все требования прав коренных народов, и мы оцениваем каждое в индивидуальном порядке. В данном конкретном случае мы смогли разработать решение, которое удовлетворило бы всех участников ».

Хайме Арсено с нетерпением ждет момента, когда она сможет поднять свиток и вернуть его на Белую Землю.

«Это красивая вещь», — сказала она. «Это замечательный момент. Это много облегчения ».

Каждый раз, когда возвращается кусочек культуры Анисинаабэ, по ее словам, это дает небольшой кусочек общего исцеления в истории, наполненной травмами.

« Часто эта история — это ты знаете, «… а затем , этот был удален, а затем , этот был удален, и затем мы потеряли , это , а затем , это произошло », — сказал Арсено. «Но что, если бы история на этом не закончилась?»

Арсено сказала, что будет продолжать просматривать аукционные списки.

«Я всегда ищу те возможности, когда нам не нужно так заканчивать», — сказала она. «Все может вернуться домой».

Она знает, что есть еще много ценных вещей, которые нужно доставить домой.

Вы делаете доступным MPR News. Индивидуальные пожертвования лежат в основе ясности освещения нашими репортерами по всему штату, историями, которые соединяют нас, и беседы, которые дают представление о перспективах. Помогите сделать так, чтобы MPR оставался ресурсом, который объединяет жителей Миннесоты.

Сделайте пожертвование сегодня.Подарок в 17 долларов имеет значение.

Возрождение древнего искусства резьбы по бересте в Западной Сибири

Березу нужно обрезать ранней весной: слишком рано или поздно — нехорошо, а необычно теплая зима может помешать сбору правильной коры. Картина: Антонина Кощева

Похож на кожу, но не на кожу; как-то вроде картона, но не картона. Легкий, бархатистый и солидный. Но если вы почувствуете запах шкатулки из нее, то непременно почувствуете запах русской бани (паровой сауны), несравненный запах березы.Это тоже бизнес явно сибирский.

Береста имеет давнюю историю: из нее были сделаны рукописи средневековья. Его использовали в строительстве, берестяные крыши прослужили 40 лет. Его можно было использовать для изготовления одежды и украшений. В Тобольской и Томской областях местные мастера делали из бересты «пушистики» — коврик, который использовался как дождевик.

В советское время, когда страна совершила гигантский скачок к индустриализации, эти традиционные ремесла вымерли.

Инна Гнедкова, 48-летняя бизнес-леди, сказала: «В конце 1980-х Измайловский рынок в Москве выглядел безлюдным: там было около пяти человек, торгующих традиционными изделиями ручной работы. Затем, в 1991 году, разразился финансовый кризис (когда распался Советский Союз), и многие люди потеряли работу в банках, на заводах и в офисах.


В Западной Сибири есть лучшие деревья, подходящие климатические условия и самые опытные мастера. Картина: Инна Гнедкова


«Новая капиталистическая система породила спрос на потребительские товары, поэтому некоторые из лишних людей нашли способ вспомнить древние ремесла и начали зарабатывать на этом деньги.В целых деревнях, например, делали заготовки матрешек для росписи, занимались гончарными изделиями и другими давно забытыми ремеслами.

«Измайловский рынок в Москве скоро заполнился этими прекрасными вещами, которые сегодня легко найти».

Среди них были изделия из бересты, многие из которых происходили из Западной Сибири, где, по мнению экспертов, растут лучшие деревья в сочетании с подходящими климатическими условиями, не говоря уже о самых опытных мастерах. К таким товарам относились tujes (ящики для хранения), контейнеры для хлеба, солонки и ролики для перца, карманные зеркала, обложки для паспортов, лапти, кубки, украшения и сотни других предметов.



«В контейнерах из бересты молоко не скисает даже через некоторое время, а другие продукты хранятся дольше». Фотографии: Антонина Кощева


Сердце возрожденной отрасли — Томская, Новосибирская и Кемеровская области. Асино — городок недалеко от Томска — известен своим фестивалем «Золотая береста».

Для «добычи» бересты идеально подходит годовая температура, колеблющаяся от сильного холода к жаре, иначе береза ​​не «отдаст» свою кору, как говорят ремесленники.Такие климатические особенности присущи только Западной Сибири и некоторым северным регионам.

Мороз делает бересту достаточно толстой и эластичной для резки: поэтому кора, полученная на Урале или в Подмосковье, годна только для плетения, наложения тонкого слоя на ДВП или очень мелкие предметы. Не подходят и другие районы Сибири: например, в Барнауле берестяная кора имеет чуть более теплый климат.

В Омской области почва менее подходящая.


Светлана Масанкина, 49 лет, берестяник из Асино, со своей работой — папкой для бумаг формата А4.Картина: Антонина Кощеева


Следующее требование — чистый воздух. Как рассказала Инна Гнедкова: «Однажды в городе мы попытались отрезать лист бересты в качестве эксперимента и увидели на нем видимые серые и черные пятна, свидетельствующие о том, что береста впитывает вредные вещества».

Березу нужно обрезать ранней весной: слишком рано или поздно — нехорошо, а необычно теплая зима может помешать сбору правильной коры. Прилипает к стволу. Кора березы имеет не только привлекательные качества.




«Пиво или другая жидкость не слишком нагревается в берестяных кувшинах». Фотографии: Антонина Кощева


«В берестяных емкостях молоко не скисает даже через некоторое время, а ягоды и другие продукты хранятся дольше», — сказала Инна. В крупе паразиты не появятся. Пиво или другая жидкость в берестяных кувшинах не сильно нагревается ».

Другой популярный сегодня товар — лапти или стельки, сотканные из волокна бересты.Обувь из бересты менее долговечна, чем обувь из липы, но она удобна и имеет большое лечебное значение: выделяемый ими деготь лечит кожные заболевания и старые язвы.

Резьба по дереву не механизирована, поэтому индивидуальные навыки мастера важны и приводят к тому, что каждый имеет свой собственный стиль. Поскольку резьбе по бересте практически нигде не преподают, лишь немногие мастера имеют художественное образование или специальное образование, но те, кто изучал искусство и умеет рисовать, — самые ценные из всех.Часто «мастер» изобретает конкретный объект и делает только его; обычно они специализируются либо на туже, либо на шкатулках, но редко на том и другом.

Лето, пора бересты

Гостевой пост Джули Мидтке.

Кора березы — один из важнейших недревесных продуктов леса в северных лесах. На протяжении многих веков береста была незаменима для лесных жителей всего северного леса. Кора березы была важна от рождения до смерти для оджибвеев северного региона Великих озер.Его использовали для приготовления и хранения пищи, путешествий по воде, отопления и укрытия жилищ. Несмотря на то, что береста заменили изделиями из пластика и бумаги, она остается важным материалом для художников и ремесленников.

Береза ​​бумажная и родственные ей березы белокорые встречаются в северных широтах по всему миру. Где бы они ни происходили, так или иначе используется кора. Хотя есть сходства в типах предметов, сделанных из бересты из этих различных регионов мира, можно выделить некоторые уникальные особенности из каждого региона.Например, в Северной Америке листы коры разных размеров используются для изготовления различных емкостей, в том числе для каноэ из бересты. Кора разрезается с последующим сшиванием корнем ели, корой липы, корой кедра и другими натуральными и промышленными материалами для придания формы или, если требуются более крупные куски, они могут быть посеяны вместе с одним из материалов, упомянутых выше. Люди оджибвея часто украшали небольшие емкости иглами дикобраза. Северные европейцы (Скандинавия и Россия) обычно разрезают листы коры на полосы и плетут из них различные предметы, например рюкзаки, обувь и корзины.Они также использовали небольшие листы коры для изготовления контейнеров для хранения продуктов. Русские изделия, которые сегодня можно увидеть в сувенирных магазинах США, украшены фигурами, выполненными в технике тиснения, вырезания или аппликации.

Тщательный подход к сбору урожая

1. Всегда имейте разрешение землевладельца на сбор коры.

2. Заготовить кору с деревьев, которые планируется спилить в ближайшее время — это не всегда возможно.

3. Заготовка — это внешний слой коры. Как можно меньше повреждайте внутренний слой коры при уборке внешнего слоя. Толщина внешнего слоя обычно не превышает 1/8 дюйма — внутренний слой примерно в 2-3 раза толще внешнего слоя коры.

4. Лучшее время года для сбора коры обычно приходится на середину июня — начало июля. Каждое дерево будет несколько отличаться. Если вы не уверены, готово ли дерево, можно сделать небольшой пробный надрез у основания дерева.Кора, собранная до или после этого основного периода, иногда называется зимней корой — она ​​имеет другой цвет, чем летняя кора.

5. Сняв кору с дерева, ее следует скатать вдоль или под прямым углом к ​​тому, как она была на дереве. Кора имеет тенденцию «скручиваться» так же, как и на дереве. В таком случае его трудно развернуть, особенно после того, как он высохнет. Кору можно хранить свернутой или плоской с некоторым грузом сверху, чтобы она не скручивалась, особенно по краям.Качество коры сильно различается от дерева к дереву.

6. Кору можно собирать с мертвых и поваленных деревьев. Эта кора имеет тенденцию быть несколько более хрупкой, чем кора живых деревьев, но она очень полезна для некоторых вещей.

Применимое законодательство

Всегда знайте, кому принадлежит земля, с которой вы хотите собирать кору, — и уважайте пожелания и требования землевладельца. В настоящее время нет единого набора правил, касающихся сбора урожая, поэтому очень важно знать, где вы хотите собирать урожай, и получать соответствующие разрешения.Избегайте беспорядочной уборки урожая.

Для получения дополнительной информации:
http://files.dnr.state.mn.us/forestry/um/carefulharvest_brochure.pdf
http://woodlandstewardship.org/?page_id=42
http://www.myminnesotawoods .umn.edu / category / nontimber-forest-products /

Фотографии взяты с Flickr Эли Сагором, преподавателем по вопросам лесного хозяйства, Университет Миннесоты.

Эта статья предоставлена ​​и написана Джули Мидтке. Местный преподаватель по вопросам лесного хозяйства в Itasca Co.Миннесота. Она также является экспертом по недревесным лесным продуктам и лидером сети MN Women’s Woodland Network. Спасибо, Джули, за то, что поделилась своим энтузиазмом и опытом!

Традиционные русские поделки из бересты

Поделки из бересты издавна пользовались большой популярностью и спросом в России. Кора березы содержит фунгицидные и антисептические вещества, такие как бетулин, которые помогают сохранить артефакты коры и идеально подходят для длительного хранения молока или воды, а также сухих продуктов.

Ремесла из бересты — самобытный вид народных промыслов. Прочная и водостойкая кора легко поддается резке, сгибанию и сшиванию, а русские мастера широко использовали ее свойства, такие как исключительная мягкость, гибкость и долговечность, сохраняющаяся даже после обработки.

Цилиндрические берестяные емкости с плотно закрывающимися крышками широко использовались для хранения продуктов и напитков. Так, например, такие емкости с водой или квасом крестьяне брали на полевые работы, и напиток оставался холодным даже в самые жаркие дни.Крестьянин носил на спине берестяную корзину и лапти, которые часто делали из бересты. Ящики для муки и меда, лубяные корзины, пастушьи рога и даже веревки для рыболовных снастей — все это было сделано из бересты.

Первые упоминания о технике обработки бересты относятся к 18 веку. Резьба по бересте может выполняться и традиционно выполняется очень простыми инструментами, такими как нож и колпачок. Сначала рисуется контур узора, а затем вырезается острым ножом.Резьба и штамповка на бересте иногда сочетались с чеканкой, что приводило к зернистости рисунка на поверхности. Этот прием давно известен в обработке металлов. Применяется в берестяном промысле с XIX века.

В Архангельской области ящики, цилиндрические емкости, шкатулки, посуда, сундуки и другая домашняя утварь изготавливались из бересты и расписывались живописным растительным орнаментом. Как правило, мастера заполняли поверхность изделия растительным орнаментом в виде тонкого извилистого стебля с листьями и ветвями и плавными изгибами.Ажурное «кружево» из бересты, как правило, накладывалось на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что усиливало декоративный эффект.

Береста иногда называют русским папирусом. В Древней Руси бумагу использовали из бересты. Благодаря редким качествам этого материала мы имеем уникальные образцы древнерусской литературы.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *