Акварель — Википедия
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — техника изображения и разновидность изобразительного искусства, занимающая переходное положение между живописью и графикой. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности)[1]. Художник-акварелист при работе прозрачными акварельными красками учитывает тон, как правило белый, активно отражающий свет, и фактуру основы (бумага, пергамент, картон, шёлк, слоновая кость) не только в качестве материала, но и в качестве одного из изобразительных средств. Значение отражающей поверхности сохраняется в акварели даже при смешанной технике (акварель с белилами, гуашью, дорисовкой сангиной, пастелью). Поэтому на художественных выставках классическую акварель экспонируют в разделе графики.
Акварельные краски состоят из пигмента и связующего вещества (водорастворимые сложные углеводы: растительный клей, декстрин, натуральный гуммиарабик с добавлением глицерина, сахара или мёда), они разводятся водой и легко смываются. При растворении в воде образуют прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяют за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
Акварельная краска состоит из: пигмента, гуммиарабика, добавки (такие как глицерин, желчь, мед и консерванты, для изменения вязкости, укрывистости, стойкости или цвета смеси пигмента и носителя). В качестве растворителя, используемого для разбавления или разбавления краски для нанесения, применяется вода.
Основой для акварели является, как правило, бумага.
Бумага, предназначенная для акварели, должна быть слегка шероховатой (зернистой). Количество зерна и его плотность, а также размер, определяется производителем бумаги, для разных техник предпочтительны разные виды зернистости, а при работе с очень маленькими деталями (как например архитектурная или ботаническая живопись), зернистость не уместна и чаще используют бумагу с крупными волокнами или ватман. При смачивании бумаги вода должна равномерно и не слишком быстро впитываться по всей поверхности. Большей популярностью пользуется сорт, называемый ватманом. Бумага для акварели бывает из разных материалов: хлопковая, целлюлозная, смешанная (состоит из разных материалов), скорлупа и т. д. Каждая из бумаг несёт в себе определённые свойства необходимые для создания нужного эффекта (по-разному держит и впитывает воду, разная степень размывания, возможность делать отмывки и далее).
Обычно бумагу предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого могут служить особые рамки — стираторы — на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Кроме того, в акварели могут использоваться работа заливками и точечно-штриховая техника. Именно для таких приёмов используется натягивание листа бумаги на планшет, а также так называемые акварельные блоки. Так же акварелью часто пишут «по сухому» для создания более чётких и аккуратных линий, очень часто подобный приём используют в графике. Так же, когда мазок кисти наносится акварелью на подложку (в виде фона или штриховки), пигменты сначала обнаруживаются в виде суспензии в водной среде. Затем они постепенно откладываются в шероховатых неровностей бумаги как отложения, переносимые водой во время перетекания. Пока бумага остается влажной, пигменты все еще плавают в жидкости. Всегда можно вмешаться, если слой уже нанесенных пигментов не нарушен, это позволяет точечно исправить уже нанесённый слой. Максимальная интенсивность света является белым от бумаги. Самые умелые специалисты знают, как сэкономить на своем рисунке эти естественные световые вспышки (блики и отражения) в самых подходящих местах. Также сохраняют нижнюю часть подложки : парафин (от свечи), который предотвращает постоянное смачивание бумаги цветной водой, или маскирующая жидкость (рисовальная камедь), которая временно защищает её и снимается плёнкой, при достижении нужного результата или в конце работы. Применяется для обхождения нужных мелких или неудобных участков, которые должны сохранить белый цвет бумаги.
Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи — гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик — фенол.
По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская жёлтая, жёлтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь, кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия
Работа акварельными красками на природе, с натуры (пленэр), требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями.
Помимо основных кистей, необходимы художникам и другие инструменты, такие как: ведра для воды и тряпки для чистки кистей и щёток, поддоны-ведра для приготовления смесей, губки , ватные шарики , зубная щетка для брызг цвета, лезвие или перо для чистки, ластик для удаления лишнего. [2].
Современные художники достаточно успешно используют сравнительно недавно появившиеся в продаже акварельные карандаши, а также другие материалы, позволяющие «дорабатывать» акварель, к примеру: пастель, восковые мелки, гелевые чернила, и т. д.
Помимо обычной акварели, в настоящие время появилась гранулирующая акварель, которая используется наравне с обычной и предназначена для особых эффектов в живописи: для углубления теней, текстуры, красивых переходов и переливов. Так же нельзя не заметить стремительно набирающие популярность акварельные чернила, которые обладают некоторыми свойствами обычной акварели (прозрачность, лёгкость и далее), но в отличие от неё имеют более чистый, часто односоставный пигмент, потому легче смешиваются и дают более чистый результат.
В классический период водную живопись, особенно адаптированную к небольшим форматам, называют миниатюрой. Такой вид использовался для различных видов открыток, приглашений на мероприятия или отдельных зарисовок в книгах (иллюстраций, портреты, карты и т.д.) . В качестве отдельного, полноценного произведения выставляли редко и не в галереях.
В 17 и 18-х веков, картины маслом становятся основным продуктом в живописи. Художники оставляют акварели для подготовительных занятий и отдельных личных работ. Фламандские художники по цветам и пейзажам ( Хендрик Аверкамп , Альберт Кёйп , Ян ван Гойен , Адриан ван Остаде ) иногда переводят акварелью свои наблюдения за природой. Рубенс и Якоб Йорданс иногда акцентируют свои рисунки акварельными штрихами. Жан Оноре Фрагонар , Юбер Робер или Луи Дюремо используют акварель для учебы, особенно при поездках в Италию. Габриель-Жак де Сент-Обен и Жан-Батист Лальман используют их в своих жанровых сценах. Луи-Габриэль Моро использует его в своих пейзажах на свежем воздухе, выделяя их пером. В Англии, Антонис ван Дейк положит начало акварельному пленеру.
Акварельная краска крайне прихотлива в хранении из-за своей хрупкости. Пигмент, нанесённый на бумагу или холст, под подложку контактирует с воздухом, мелкий помол и размер частиц ухудшает светостойкость пигмента. Растворимое связующее вещество в акварели делает очистку невозможной, со временем бумага желтеет и подвергается атакам насекомых и грибков. Акварель может быть выставлена на обзор только в подходящих условиях, при слабом освещении и защите от прямого солнечного света.
Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. В средневековых миниатюрах акварельные краски применяли корпусно — с кроющими белилами. Прозрачные акварельные краски стали использовать только в XV—XVI веках, но трудность техники еще долго не позволяла акварельной живописи сравняться с темперной или масляной.
В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.
В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).
Дж. Тёрнер, Фирвальдштетское озеро, 1802, Акварель, Тейт Британ, ЛондонКроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.
Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Люси Мэдокс Браун, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.
В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.
Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.
К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи. В технике акварели работал австрийский представитель ар-брюта Карл Йозеф Рэдлер.
По инициативе мексиканского художника Альфредо Гуати Рохо в 2001 году день 23 ноября был провозглашен Международным днем акварели.
Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.
Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.
Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.
Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.
Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Его первым председателем был избран А. Н. Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. Его членами были А. К. Беггров, Альберт Бенуа, П. Д. Бучкин, Н. Н. Каразин, М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, Е. Д. Поленова, А. П. Соколов, П. П. Соколов и другие. Общество прекратило свою деятельность в 1918 году. В 1998 году общество было возрождено как «Общество акварелистов Санкт-Петербурга».
В XX веке круг русских советских художников, работавших в технике акварели значительно расширился. Об этом интересе свидетельствуют Всесоюзные выставки акварели, регулярно проводившиеся начиная с 1965 года. Например, в VI Всесоюзной выставке акварели в 1981 году в Москве приняло участие около 400 художников[5]. Среди крупнейших мастеров-акварелистов XX века Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, С. Е. Захаров, М. А. Зубреева, А. С. Ведерников, Г. С. Верейский, П. Д. Бучкин, В. М. Конашевич, Н. Ф. Лапшин, В. В. Лебедев, Г. К. Малыш, А. Н. Самохвалов, С. И. Пустовойтов, В. А. Ветрогонский, В. С. Климашин, В. К. Тетерин, А. И. Фонвизин и другие.
Такова в общих чертах история развития русской акварели. Её особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие школы и академии акварели Сергея Андрияки[источник не указан 663 дня].
- Клюнинг А. Материалы акварельной живописи // Художник. 1975, № 9. С.60-62.
- Современная советская акварель. Автор вступ. ст. В. И. Володин, составитель Н. А. Володина. М., Советский художник, 1983.
Как делаются краски, их история, компоненты, темперная, акварельная, масляная краски
Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных – применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.
Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.
Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.
Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.
Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!
С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.
Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита – голубая.
Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.
В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.
Как делали первые краски
Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.
Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.
Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.
Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.
Компоненты красок
Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:
- Красящие пигментированные частицы.
- Основное связующее вещество.
- Растворительные добавления.
- Наполнительные материалы.
Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.
В роли связующего вещества часто применяются:
- натуральный либо животный клей,
- природная смола,
- углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
- твёрдые масляные продукты,
- полимерные добавления.
Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.
Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:
- водные,
- масляные,
- спиртовые,
- кетоновые,
- эфирные,
- другие углеводородные соединения.
Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.
Темперная краска
В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.
Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.
Акварельная краска
Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.
Основу акварельных красок составляют:
- Природный гуммиарабик.
- Растительные смолы.
- Пластифицирующие вещества.
- Мёд.
- Глицерин либо сахарный песок.
Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.
Гуашевая краска
По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.
Масляная краска
Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.
Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.
Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.
Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.
Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.
Как и из чего изготавливают акварельные краски
Химия
328
14 месяцев назад
ИринаВ переводе с французского языка «акварель» (aquarelle) означает «водянистая». Еще в детском саду дети учатся рисовать ими, создавая свои первые шедевры. Если растворить их в воде, они превратятся в полупрозрачную взвесь тонкого пигмента. В результате изображение становится словно воздушным.
При рисовании акварелью бумага смачивается жидкостью, что помогает добиться размытости мазка. А задумывались ли вы когда-нибудь о составе и способах производства этого инструмента художника?
Из чего делают краски
При разработке акварельных красок в ход идут различные составляющие: растительные, минеральные, анилиновые. Однако последний вариант встречается редко, так как анилиновое вещество впитывается в бумагу и не размывается жидкостью. Добиться полупрозрачности мазка в этом случае сложно.
Часто встречающийся вариант — минеральные компоненты, неоспоримыми плюсами которых являются низкая цена и устойчивость.
При приготовлении этого вида красок берут цветовые пигменты, жидкость, связующие вещества. После чего смесь раскладывается в емкости или ее спрессовывают в лепешки. «Связкой» выступает вишневый, либо рыбий клей, желатин, леденцовый сахар. Лучшая акварель выходит при использовании гуммиарабики, столярного клея и леденцового сахара в определенных соотношениях.
Цветной пигмент для красокБелила создаются путем добавки в состав значительной доли тяжелого шпата. Белоснежный цвет формируется в результате использования белил высшего сорта «Кремзервейс».
Сурик свинцовый позволяет создавать красноватые тона. Насыщенность оттенка определяется степенью измельчения частиц: чем тоньше помол, тем более сочный цвет.
Желтый оттенок создают из охры, желтого кармина, сернистого кадмия и других компонентов. Эти ингредиенты позволяют разрабатывать тона от лимонного до охристого. Желтоватые тона акварельных красок способны изменять оттенок при попадании на них солнечных лучей.
Как создается акварель
Производство красок начинается с выбора оттенка минерального состава. Для этого смешивается несколько тонов, либо берется готовый вариант. Ослабить яркость тона можно, добавив в него белила.
Ответственным этапом изготовления является измельчение ингредиентов. Зачастую минеральные краски не расходятся в жидкости, поэтому окрашивание происходит за счет прикрепления частиц акварели к бумаге.
Процесс изготовления проходит в несколько этапов:
- В шаровых мельницах, краскотерке, бегунах первичное минеральное сырье измельчают. От уровня помола зависит сорт краски.
- Масса смешивается со связующим компонентом, к примеру, гуммиарабиком. При изготовлении красных тонов допустимо использование только леденцового сахара. Для хромовых и зеленых оттенков используется раствор декстрина.
- Соединение минеральных компонентов, растворенных в воде, со связующими позволяет получить глинообразный состав. Его раскатывают в пласты, толщина которых обычно не превышает 8 мм. Затем сушат 13-20 часов.
- Жидкий мед или глицерин кладут в акварель, которую планируется расфасовывать в тубы.
- Теперь жидкая краска помещается в банку, твердая — в плитку или кювет, а полужидкая — в тубы.
Акварель широко используется не только детьми, но и взрослыми. Особенно приятно, что она практически безопасна в применении.
Выбираем акварель. Виды красок, материалы
На первый взгляд, выбор кажется большим, особенно если учитывать количество красок – голова кругом идёт! Но на самом деле всё не так сложно. Акварель бывает в таких видах: твёрдая (в плитках), полутвёрдая или пастообразная (в тубах и кюветах), жидкая (в пузырьках и баночках от 29 до 35 мл) и перламутровая. Что ж, давайте рассмотрим каждый из них:
Твердая акварель в плитках
Абсолютно любая твёрдая акварель является экономным вариантом, и отлично подходит для начинающих. Согласитесь, нет смысла покупать дорогие краски, о которых мы поговорим ниже, если ученик впервые берется за кисть. Такие краски имеют довольно неплохое качество, так как времена пересохших красок уже прошли.
Сколько красок должно быть в наборе?
В наборах может быть от 12 до 36 красок, однако далеко не все из них будут использованы. Большое количество красок в наборе иметь совершенно не обязательно, более того, это просто неудобно. Желательно перепробовать все возможные комбинации красок, чтобы знать, какие сочетания дают грязь, а какие — необычные цвета, отсутствующие в наборе. Выбираются для работы не более десяти наиболее употребимых красок. Чаще всего, это голубая, кадмий желтый, красный и оранжевый, охры, умбра, изумрудно-зеленая, нейтральная черная.
Полутвердая акварель в кюветах
Полутвердые акварельные краски в кюветах дают яркие цветовые тона и хорошо ложатся на бумагу. Демократическая цена, компактность и длительный срок хранения делает этот тип акварельных красок незаменимым инструментом для каждого художника. Они хорошо смешиваются и дают спокойные цветовые тона.
Могут выпускаться (в зависимости от производителя) в картонной или пластмассовой коробке. Активисты, которые смешивают краски прямо в ванночках, скорее всего, поймут все преимущества именно пластмассовой коробочки. Ведь картонная коробка довольно быстро пачкается.
Такая акварель удобна для работ небольших объемов и с целью экономии времени на замесы.
Красками в кюветах обычно выполняются небольшие работы, например, на пленэре при выполнении набросков. Так как бывает, и довольно часто, что на замесы уходит времени больше, чем на само письмо и не очень удобно вымывать краски из кювет для больших форматов. Полутвердые акварельные краски в кюветах должны содержать достаточное количество глицерина, меда, сахара или патоки, но не избыточное, иначе краски плохо и неровно ложатся на бумагу.
Пастообразная акварель в тубах
Ну, это, как правило классика живописи. Если вы работаете над работами больших форматов, то использование мягкой пастообразной акварельной краски в тубах поможет вам в случае её интенсивных расходов. Этот вариант конечно не для экономных людей, зато краски не пачкаются между собой.
Любой набор должен содержать в себе все базовые цвета. Разводится обычно водой в ванночке палитры, малюсенькой каплей полужидкой краски. Может «жить» десятки лет. А если повезёт, найдёте их в магазине поштучно.
В общем, если вы чётко понимаете для чего они вам, то можно их брать как второй набор. Особенно, будет полезно, если вы без проблем можете манипулировать смешиванием красок.
Посоветую еще взять складную пластиковую палитру отдельно, в которую удобно будет выдавливать краски.
Кстати, когда они высохнут, ими можно пользоваться как и сухими. Таким же образом можно заполнять израсходованные кюветы.
Жидкие акварели
Работать с ними очень просто, ими можно писать как с емкости сразу, так и разводя водой. Плюсы – шикарный яркий цвет, насыщенность, множество разнообразных оттенков и красивых сочетаний. На пробке в маленьких пузырьках есть капельница. Она удобна для того, чтобы точно выдерживать необходимые пропорции.
Где используется? При работе с аэрографом, жидкая акварель – наше всё. То же самое касается и традиционных акварельных работ. Профи используют дистиллированную воду.
Что касается перламутровых акварелей, их цветные пигменты отлично ложатся на поверхности дерева, ткани, гипса, бумаги и картона.
Акварельные карандаши
Растворимые в воде карандаши доступны в широком диапазоне цветов, так же как и простые карандаши. Акварельные карандашами не различаются как карандаши графита — (от 9B, самое мягкое, к 9H, самое твердое), но их мягкость действительно изменяется между марками, таким образом иногда стоит купить типовой карандаш от различных марок, чтобы увидеть, кому отдать предпочтение прежде, чем купить набор. Чем мягче акварельный карандаш, тем легче он оставляет след на бумаге.
Акварельные карандаши выглядят так же как и простые, но если внимательно рассмотреть надпись, напечатанную на них, то можно увидеть небольшой символ, означающий что карандаши можно размывать водой. Обычно это маленькая капелька, кисточка или слово «акварель». Ну и конечно их всегда можно проверить на клочке бумаги.
Перламутовая акварель
В различных художественных работах могут использоваться перламутровые акварельные краски – новый вид акварели, созданной на основе цветных перламутровых пигментов. Краски легко разводятся водой, набираются на кисть и ложатся на бумагу ровным слоем. При высыхании слой краски светлеет, при этом усиливается перламутровый блеск. Основой для рисования могут быть бумага, картон, дерево, ткань, гипс и другие материалы.
Это важно знать
Краски делятся на две группы — теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные,коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета.
К группе холодных — голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения.
Цвета синий, желтый, красный — основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными — теплыми или холодными в зависимости от состава красок.
Светостойкость красок на этикетках обозначена звездочками
*** — светостойкие краски
** — среднесветостойкие краски
* — малосветостойкие краски
Ну а теперь конкретно по производителям
Самая популярная и близкая к профессиональной — акварель Ленинград и «Санкт-Петербург». Я пользуюсь такой много лет — вернее, она спокойно лежит лет 15, а цвета столь же свежи. К тому же у нее демократическая цена. В такой коробке 16 цветов, хватит на все; их можно докупать отдельно. Профессиональные краски, самые дорогие и качественные, пигменты натуральные, мономолекулярные, то есть чистое вещество одного состава, а не смеси нескольких веществ для получения нужного тона (смесь — это плохо) и насколько я понимаю, нерастворимые в воде, перетёртые до мельчайшего состояния частиц, химически инертные. Краски очень хорошо ложатся на бумагу, прекрасно смешиваются, дают спокойные цветовые тона (кстати, возможно кому-то это и не понравится, Сонет — ярче), имеют самую длительную стойкость к воздействию света и не выцветают со временем (большинство красок). Наборы бывают в картонных коробках и пластиковых, которые увеличивают цену, но более долговечны и позволяют разводить краски на внутренней стороне крышки набора, используя её как палитру.
Рембрандт Акварельные Краски
Акварель REMBRANDT («Рембрандт») производится в городе Апелдорн голландской компанией «ROYAL TALENS». Основал её Мартин Таленс (Marten Talens) в 1899 году. Титул «Royal»(Ройал, королевский) компания получила в 1949 году от королевской четы за высокое качество продукции и следование традициям. «ROYAL TALENS» производит все виды художественных красок и является одним из ведущих производителей в своей отрасли.
REMBRANDT – уникальная по своим свойствам профессиональная акварель. В ней совмещены лучшие традиции прошлого и современные технологии. Акварель REMBRANDT изготавливается из качественных пигментов сверхтонкого помола и чистого гуммиарабика. Благодаря мелкому помолу пигмента краска имеет высокую степень светостойкости, прозрачности и при этом обеспечивает отличную цветопередачу. Она хорошо ложится на поверхность, позволяя художнику контролировать расход краски на бумаге с любой сложной фактурой. Я сама с удовольствием пользуюсь материалами этого производителя.
«Winsor And Newton»
считается в мире родоначальником акварельных красок, компания с древней и знатной историей. Выпускает акварельные краски для студентов и опытных художников подешевле и краски для мастеров высокого уровня. Скажу только одно — очень дорого. Небольшой студенческий набор с 16 красками потянет на 50 долларов легко. И сопоставимо по качеству с продукцией ЗКХ «Невская палитра», Коробка отличных красок отечественного производства на 24 или 36 цветов с полноценными кюветами, а W&N ещё и кюветы с красками кладут половинного размера, обойдётся вам как скромный студенческий набор W&N, Выводы делайте сами.
Краски «Сонет» , «Невская палитра» — серединка и для начинающих, и для опытных художников по соотношению цена/качество. Они и из натуральных и синтетических пигментов, за счёт чего достигается оптимальная цена. Хорошо, дают качественные цветовые тона.
Акварельные краски «Студия» («Гамма», Москва), в своё время, привлекли меня наличием церулеума и виридоновой красок, а так же розничной продажей туб. К сожалению (о тубах), качество не всегда удовлетворительное или нестабильное, даже для опробованных цветов. Золотистая охра, которую я активно использовал, при разведении водой вдруг стала «пузыриться», хуже смешиваться в уже опробованных сочетаниях и давать «грязь» на листах, особенно крупнофактурных.
Существует уже акварель флюоресцентных цветов
Насыщенные неоновые цвета, которые реагируют при воздействии ультрафиолетового света, быстро приобрели популярность. Флуоресцентная акварель может использоваться как самостоятельный продукт, и при нанесении может показаться немного прозрачной при дневном освещении или при освещении лампы накаливания, а так же может быть использована при наложении на другие акварели для усиления цвета и придания насыщенности при ультрафиолетовом освещении.
Кисти:
Основная кисть синтетика плоская №16 или 14, Гамма или Киров. Поначалу можно обойтись только такой кистью. Синтетика — современный искусственный материал. Аналог колонка, но более долговечный, также чуть более упругий. Недостаток — в синтетическую кисть меньше набирается воды. Волос кисти должен быть тонким, на кончике хорошей кисти он становится ещё тоньше.
Химия для художников или откуда берутся краски
Добрый день. Хочу поделиться работой, которую мы провели вместе дочкой. Это не совсем МК, а небольшой рассказ о том, как мы с дочкой делали акварельные краски дома.
Так как Оля очень любит рисовать, мы с ней решили попробовать сделать акварельные краски из растений. У нас получились недорогие, экологически чистые травяные краски, которые можно использовать для занятий с детьми. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета очень долго, не выцветают.
Главные составные части акварельной краски – краситель и вода. Для скрепления краски с бумагой, нужен древесный клей. Мы использовали смолу с вишнёвого дерева. Чтобы краска не растекалась по бумаге нужно добавить вязкое вещество: мед, патоку или глицерин. И последняя добавка – антисептик и дезинфицирующее вещество. Т.к краски растительного происхождения, а их необходимо защитить от действия микроорганизмов (плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками). Мы использовали перекись водорода, буквально несколько капель.
В домашних условиях акварельные краски можно приготовить двумя способами:
1. Густая вытяжка из растений + связующее вещество
2. Пигмент( сухой краситель) + вода + связующее вещество.
Мы использовался первый способ, т.к. извлекать из растений сухой краситель не было необходимости.
Оборудование и реактивы для получения красок:
— чугунная кастрюля;
— стакан 200 мл;
— ложка;
— ситечко;
— стеклянные банки для выпаривания растворов;
— медный купорос;
— уксусная кислота;
— сода;
— ржавый гвоздь;
— глицерин;
— мёд;
— камедь;
— перекись водорода.
Краски готовятся следующим образом.
1. Основа для изготовления краски.
Для растительного клеяс вишневого дерева собирали небольшой кусочек липкой смолы и растворили его в 1 ч.л. воды с добавлением нескольких капель уксуса. Без уксуса смола растворяется очень плохо.
Затем 3 части раствора растительного клея смешали с 3 частями глицерина. Вместо глицерина пробовали добавлять мёд, но краски получились липкие и мы остановились на глицерине. Добавили несколько капель антисептика (перекись водорода). Всё перемешали. Если сделать основы побольше, её можно долго хранить в холодильнике. И делать краски в любое время года.
2. Получение растительных красителей из натурального сырья.
Мы использовали растения, растущие на лугу, овощи, замороженные ягоды.
Из листьев или корней растения сделали концентрированный отвар, из овощей и ягод отжали сок. Затем выпаривали на водяной бане до образования концентрированного раствора. Получилась примерно 1 ч.ложка красителя.
Затем начинается самое интересное. Мы готовили акварельные краски, не уступающие по своим качествам магазинным.
Для получения краски брали 1 часть основы и 1 часть красителя в виде густого отвара. Всё тщательно перемешали и поместили в плотно закрывающуюся баночку. Так как дочка начинающий художник, у нас дома скопилась целая куча баночек из-под гуаши. Их мы использовали для хранения наших красок.
Возможно, процесс покажется сложным, но если есть готовая основа, процесс занимает 1,5-2 часа. Мы делали сразу несколько красителей. А затем, с помощью добавок, из одного красителя получали краски разных цветов.
Для получения различных оттенков акварельных красок мы решили использовать уксус, соду и медный купорос. Очень интересно, что если положить ржавый гвоздь в любую краску, приготовленную из лиственных растений и подержать его там некоторое время, то получится чёрная краска. Медный купорос даёт различные оттенки зелёного цвета, но добавлять его нужно буквально крупинку. И, конечно, лучше не использовать, если краски делать для детей.
При добавлении уксуса, краски становятся более прозрачными. При добавлении соды — более плотными, напоминают гуашь.
Самые лучшие краски получились из растений и ягод. Из моркови и редиса краска очень не стойкая. Быстро выцвела.
Мы составили карту растений-красителей
И таблицу цветов, полученных из растений, овощей и ягод
Акварельные краски из растений
Растение |
Основной цвет |
С уксусной кислотой |
С содой |
С ржавым железом |
С медным купоросом |
Зверобой (цветы и листья) |
Тёмно-вишнёвый |
Коричневый |
Охра |
— |
Болотный |
Череда (цветы) |
Охра |
Охра |
Болотный |
— |
Салатный |
Одуванчик (цветы) |
Бледно-жёлтый |
Салатный |
Тёмно-жёлтый |
— |
Зелёный |
Чистотел (цветы, листья, корни) |
Охра |
Охра |
Жёлтый |
— |
Тёмно -зелёный |
Берёза (листья) |
Лимонный |
жёлтый |
Ярко-жёлтый |
— |
Болотный |
Сурепка (цветы) |
Лимонный |
Лимонный |
Ярко-жёлтый |
— |
Светло-зеленый |
Кора вишни |
Охра |
Оранжевый |
Оранжевый |
— |
— |
Лапчатка гусина (корни) |
Охра |
— |
— |
чёрный |
— |
Крапива (листья) |
Зелёный |
Светло-коричневый |
Болотный |
— |
— |
Акварельные краски из овощей и ягод
Растение |
Основной цвет |
С уксусной кислотой |
С содой |
С медным купоросом |
Морковь (корнеплод) |
Светло-оранжевый |
Светло-оранжевый |
оранжевый |
Светло-зелёный |
Редис (корнеплод) |
Светло-розовый |
Ярко-розовый |
Салатовый |
Светло-сиреневый |
Свёкла (корнеплод) |
Ярко-малиновый |
Ярко-малиновый |
охра |
Тёмная охра |
Лук репчатый (шелуха) |
оранжевый |
охра |
Тёмно-оранжевый |
коричневый |
Черника |
фиолетовый |
— |
— |
— |
Ежевика |
фиолетовый |
— |
— |
— |
Картины, нарисованные самодельными акварельными красками:
Краски стояли в коробочке в шкафу прекрасно сохранились при комнатной температуре в течение 5 месяцев. Если хранить в холодильнике, то срок хранения, наверное, намного больше. У нас краски закончились в декабре. Мы делали работу для выступления на научно-практической конференции и нужно было принести краски в школу. Пришлось продолжить исследование дальше и попробовать сделать такие краски зимой. Использовали сушёные листья, шелуху лука, замороженные ягоды, сухой шиповник.
Цвета получились очень красивые .
А это рисунки одноклассников Оли
И, напоследок,разрешите, маленькие похвастушки. Фото с научно-практической конференции «Шаг в будущее»
А здесь самый приятный момент-награждение.
Дочке очень понравилось рисовать этими красками. Но, я думаю, это не единственный способ их использования. Сейчас я тонирую бирки для своих изделий. Получаются очень нежные цвета. Дочка уже задумала порисовать акварелью на ткани. Попробуем расписать сваляный коврик. Вариантов много. Надо пробовать.
Большое спасибо!
Ответы Mail.ru: из чего делают краски?
Из чего делают краски Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые, темперные — изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий. Наверняка все помнят свои первые акварельные краски — с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизывать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед. Основа всех красок — пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или гуашевой. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры — первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен. Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее) . Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Как и много столетий назад мастера иконного дела перетирают краски вручную. Раздробленный в свинцовой ступке и растертый до состояния пыли малахит даст прозрачный зеленый цвет, пережженные виноградные косточки – черный, ртутный минерал киноварь – одноименный красный цвет, а лазурит – синий. Палитра цвета росла и множилась с развитием живописного искусства. Сегодня для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли или пигменты, полученные искусственным путем. Например, вместо того же ультрамарина из дорогого минерала ляпис-лазури, получают синтетический «ультрамарин» . Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола) . Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это — живопись на века. Самые популярные — акварельные краски — замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол) , с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее, все-таки, не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке. Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность. Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (чаще всего, используя специально обработанное льняное масло) , алкидных смолах и сиккативе (растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать) . Масляные краски появились в Европе в XV веке, но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета. Спрессовав льняное масло с пигментом, получают масляные мелки, на основе воска – восковые мелки. Пастель изготавливают также путем прессования, только без применения масла. Современные технологии значительно расширили как линейку красок, так и палитру цвета. Но, по-прежнему, минеральные и органические пигменты составляют основу самых качественных красок.
Краски делают из минеральных компонентов + добавляют специальный клей. Например, вишневый или рыбий. А самым качественным является гумми-арабик. А сами цвета и получают с использованием минеральных компонентов, которые очень мелко дробят. Потом всё это смешивают. Про отдельные цвета и процесс в целом можно почитать вот тут:
Как производятся акварельные краски.
Начало пути
Как пишет автор книги «Акварельный скетчинг» Феликс Шайнбергер, краска начинается с пигмента — порошка-концентрата, определяющего ее цвет. Пигменты бывают растительными, минеральными, имеющими в составе металлы или их оксиды. Красители смешиваются из сотен органических и неорганических веществ, которые изначально находятся в форме порошка. Чтобы стать краской, пигменту нужно связующее вещество, которое удерживает все компоненты и закрепляет их на бумаге после высыхания.
- В Средневековье пигменты смешивали с яичным желтком, получая темперу.
- В эпоху Возрождения для создания масляной краски использовалось вываренное льняное масло.
Акварельные же краски делаются из гуммиарабика — камеди, или вязкого древесного сока маленьких колючих деревьев акации, растущих в Судане. Древние египтяне применяли гуммиарабик для мумификации, а китайцы добавляли в тушь для письма.
Для изготовления связующего вещества для краски кору акации надрезают сверху вниз. Выступивший млечный сок собирают, высушивают, а затем толкут, превращая в порошок, а затем добавляют пигмент.
Сегодня акварель делают почти так же, как тысячу лет назад, поскольку синтетического аналога гуммиарабику до сих пор не найдено. Он прозрачен и отражает свет, что улучшает качество цвета. Высохший гуммиарабик водорастворим и, помимо этого, не токсичен. Впрочем, на этом приключения не кончаются, ведь не менее интересна и история получения основных цветов.
Желтый и оранжевый
Много веков желтые пигменты изготавливали из токсичного мышьяка, кадмия или хрома. Нетоксичные альтернативы (например, шафран, получаемый из пыльцы посевного крокуса) были очень дороги. Более того, лишь белоснежные (а значит, самые ценные) ткани можно было окрашивать в желтый, иначе яркость цвета терялась. Поэтому в древнем Китае только императору и высшему духовенству разрешалось носить желтые одежды, которые тогда окрашивались шафраном.
История оранжевого пигмента уходит в I век нашей эры. В афинской гавани случился пожар, в котором пострадали бочонки со свинцовыми белилами. Когда огонь потушили, местные представители власти пришли оценить ущерб и были поражены переменой в цвете белил: те стали красно-оранжевыми. Краситель стал известен как свинцовый сурик. Красавицы и гладиаторы подкрашивали им лица, а еще им расписывали стены и рисовали книжные миниатюры. К сожалению, оказалось, что этот краситель ядовит, и в XX веке он исчез из наборов красок.
Оранжевый долго считался не отдельным цветом, а переходным. В зависимости от насыщенности его называли оттенком желтого или красного. Статус отдельного цвета он получил уже в современном мире благодаря картинам Ван Гога и Эдварда Мунка.
Красный и пурпурный
Красный пигмент получают благодаря краснозему с высоким содержанием оксида железа. Ярко-красный краситель тысячелетиями добывался из кошенили: для получения 100 граммов пигмента нужно было около 14 тысяч этих перетертых насекомых. Их собирали с травы определенного вида или с кактуса.
С огромными трудностями добывался и пурпурный краситель. Его получали из желез моллюска мурекса: ради 100 граммов пурпура с жизнью расставались 100 тысяч моллюсков. Любопытно, что для человека красный — знак опасности, тогда как большинство животных его вовсе не различают. Птицы же хорошо видят в красном спектре и, возможно, поэтому слетаются на красные фрукты.
Еще один источник сырья для красной краски — трава марена. Она используется с древности и по сей день.
Синий
Раньше было известно всего два способа получения чистого синего цвета. Можно было либо залить мочой листья вайды красильной (синили) и дождаться брожения, либо растолочь в порошок драгоценный камень, который добывали в единственной, невообразимо далекой копи на территории современного Афганистана. Ультрамарин (ляпис-лазурь) ценился дороже золота и проходил через множество рук, прежде чем попасть к художнику.
Производство тускло-синего индиго из вайды было страшно зловонным. В Средневековье индиго начали поставлять из Индии, где была обнаружена вайда с гораздо более сильными красящими свойствами, чем центральноевропейская, и индийское индиго постепенно вытеснило ее с рынка.
Зеленый
Зеленый пигмент хлорофилл, содержащийся в листьях, отвечает за производство кислорода, без которого жизнь на Земле была бы невозможна. Неудивительно, что во многих культурах зеленый цвет считается священным. Это особенно верно для регионов, где пейзаж почти лишен зелени, например для пустынь.
Многие века зеленый означал смертельную опасность. Часто таким цветом изображали яд. В прежние времена в состав зеленых пигментов входили ядовитые оксиды металлов (например, оксид меди), пропитанные не менее ядовитым мышьяком. Если бы художник вздумал облизать кисточку, то лишился бы жизни! Так, по одной из легенд, Наполеон пал жертвой интерьерного дизайна: его комната была оклеена зелеными обоями, имевшими мышьяк в составе красителя.
Фото предоставлены издательством «МИФ»