Досуговый клуб проект: Архитектура для молодёжи – Проект досугового центра МДЦ

Содержание

Архитектура для молодёжи

Многофункциональные центры досуга известны, строго говоря, с античности: к примеру термы, сочетавшие в себе функции бани, фитнес-центра, библиотеки, клуба, были средоточиями общественной жизни Греции и Рима. Второе рождение идея досуговых центров получила в конце XIX века, на общей демократической волне, когда в России и в ряде других европейских стран практически синхронно стали создаваться Народные дома, просветительские клубы и другие подобные учреждения. После революции они перекочевали в новую систему Советской России, но с не меньшим упорством продолжали существовать и в капиталистических странах. В СССР собственно молодёжные досуговые центры стали строиться начиная с 1950-х –1960-х годов. Сегодня резоны строить МДЦ остаются всё теми же: отвлечь подростков от вредных влияний и направить их энергию «в мирное русло».
zoomingzooming
Молодёжный досуговый центр. Проект, 2012 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Один из таких центров, построенный в рамках государственно-частного партнёрства, готовится к открытию в Приморском районе Санкт-Петербурга. Место, где расположился новый МДЦ, представляет собой типичный вариант спальной застройки, где всё меряется масштабом автострады и скоростью несущегося автомобиля. На фоне дробных многоэтажных фасадов небольшое компактное здание выделяется лаконичными авангардными формами и красными вставками. В перспективе Богатырского проспекта и Яхтенной улицы оно воспринимается как строгая модернистская «коробочка», отсылающая к корбюзианским первообразам.
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

В то же время фасад, выходящий на аморфное пространство между МДЦ и универсамом О.Кей, решён вполне репрезентативно, по правилам классической трёхчастной композиции, хотя и в современном ключе. Основная фасадная плоскость обрамлена двумя ризалитами – лестничными клетками. По центру расположен современный металлический навес над уличной сценой. Благодаря открытой сцене с приглашающим «портиком», здание включается в общественное пространство: здесь можно послушать летние концерты, покататься на роликах и скейтах, просто пообщаться.
zooming
zooming
Молодёжный досуговый центр. Сцена. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Боковые фасады асимметричны; вместо устойчивой центрической композиции здесь присутствует динамика с поступательным движением в направлении повышенных ризалитов. Сдвинутый от центра главный вход расположен со стороны Яхтенной улицы и отмечен решительным выступом оригинального красного портала. Подобно навесу над уличной сценой, его обнажённые металлические конструкции выполнены в авангардной стилистике. Важный пластический акцент – открытые галереи с простыми цилиндрическими колоннами на уровне земли.
zooming
zooming
Молодёжный досуговый центр. Козырек над главным входом. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Козырек над главным входом. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Первый этаж вмещает репетиционный зал, комнаты для различных кружков и помещения для административно-хозяйственной деятельности, которые группируются вокруг центральной входной зоны.
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. План 1 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Ядром композиции стал зрительный зал на двести человек на втором этаже. Его красная коробка возвышается над основным серым телом здания, рисуя характерный модернистский силуэт. Перед залом находится выставочный холл; по периметру расположены тренажёрный зал, компьютерный класс и другие помещения.
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. План 2 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

«Работать над этим объектом было нелегко, учитывая крайне экономный бюджет, – говорит руководитель авторского коллектива Анатолий Столярчук. – К сожалению, нам не дали сделать интерьеры; отделка помещений затянулась на два года. Однако мы ощущали моральное удовлетворение, ведь цель работы благородна – дать молодёжи достойную площадку, где подростки могли бы реализоваться, выбрать себе занятие по душе, а не болтаться по подворотням. Позже архитектурная кафедра в институте им. И.Е. Репина утвердила эту тему в качестве курсового задания для студентов четвёртого курса. Ребята придумали настолько интересные варианты, что можно было лишь в очередной раз пожалеть о крайне скудном финансировании таких важных объектов и по-хорошему позавидовать свободной фантазии наших учеников. С другой стороны, узкие рамки всегда стимулируют творческую мысль и часто помогают прийти к оптимальному варианту».

Параллельно с МДЦ на Богатырском проспекте мастерская Анатолия Столярчука работала над аналогичным объектом в Красногвардейском районе (улица Передовиков, д.16, к. 2) со схожим объёмным решением, который также ждёт открытия.
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр в Красногвардейском районе. Проект, 2012 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр в Красногвардейском районе. Проект, 2012 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Учитывая важность темы, логичным видится устройство открытых конкурсов на решение МДЦ (индивидуальное или повторного использования) как часть той же самой задачи вовлечения талантливой молодёжи в полноценную творческую жизнь. Возможно, это могли бы быть конкурсы не только на объёмное решение, но и на комплексную концепцию создания и размещения подобных центров, с социологическими опросами и статистическими изысканиями. Вовсе небесспорной представляется повторяющаяся привязка участка, выделяемого городом под МДЦ, к гигантскому гипермаркету, обедняющая и опошляющая идею городского общественного центра. Аморфный асфальтированный пустырь, частично занятый автостоянкой – это ещё не площадь. Взятая шире, эта тема приводит к необходимости осмысления локального центра новостроек как такового.

Но это в теории. Пока же, облицованные дешёвыми панелями и окружённые асфальтом, молодёжные клубы готовы приютить наших детей с посильным архитектурным гостеприимством… zooming zooming

Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Сцена. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Козырек над главным входом. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Фонарь со стороны Богатырского проспекта. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Разрез © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming zooming
Молодёжный досуговый центр. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Проект досугового центра МДЦ

Сведения о функциональном назначении объекта, состав и характеристика производства, номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг)

Здание Молодёжного досугового центра (МДЦ) является объектом культуры и искусства и предназначено для отдыха, досуга и развлечений населения. Молодежный досуговый центр не является образовательным учреждением и ориентирован прежде всего на молодежь от 18 до 25 лет. Функциональная структура здания МДЦ включает следующие основные группы помещений: зрелищную, досуговую, административно-хозяйственную, входную и  обслуживающую. Группа помещений массовой работы включает конференц-зал. Зрительный зал с сопутствующими помещениями образуют зрелищную группу помещений. Помещения для организации досуга молодежи образуют группы помещений художественной деятельности, научно-технического творчества, туристско-краеведческого и общегуманитарного профиля. Помещения художественной деятельности предназначены для обеспечения работы хореографической и литературно-драматической (театральной) студий. Помещения научно-технического творчества включают в себя лабораторию технического моделирования, компьютерный класс (интернет клуб). В составе помещений для туристско-краеведческой деятельности предусматриваются: штаб волонтеров и туристический клуб. Административно-хозяйственная группа помещений включает: кабинеты и комнаты для административно-хозяйственного персонала, склады и кладовые. Группу входных и обслуживающих помещений образуют: вестибюль с гардеробом, санузлы, кладовые. Здание имеет трапецевидную форму в плане с двумя ризалитами на главном фасаде. Между ризалитами располагается крыльцо главного входа в здание, которое может быть использовано как открытая сцена для культурно-массовых мероприятий. Над главным входом в здание устроен свето-прозрачный козырёк. Ядром молодёжного досугового центра является общее зальное пространство, объединяющее конференц-зал на 1этаже на 90 чел. И универсальный зал на 2-ом этаже вместимостью 180 чел., в котором могут проводиться вечера отдыха, кинопоказы, концертные выступления и собрания, и другие общественные мероприятия. Вся композиция молодёжного досугового центра формируется вокруг этих залов. Входная группа помещений включает в себя: вестибюль, из которого можно попасть напрямую в конференц-зал, гардеробы, комнаты администрации. Кружковые помещения расположены по двум сторонам главного объема на обоих этажах и связаны с вестибюлем и фойе коридорами (кулуарами). Здание — переменной этажности, 2-3 этажа. На первом этаже за конференц-залом расположены раздевальные с санитарными узлами для студии хореографии, санитарные узлы для персонала и технические помещения. Зрительный зал является многофункциональным залом и предназначен для музыкальных, вокальных, танцевальных и литературно-драматических выступлений, постановок спектаклей и демонстрации кинофильмов. На втором этаже за зрительным залом в одном объёме с ним находится сцена . В непосредственной близости от сцены находятся костюмерная, склад декораций и артистические уборные. Над вестибюлем первого этажа на втором этаже находится фойе зрительного зала, из которого имеются выходы в два коридора — кулуара, ведущие в кружковые помещения вдоль двух сторон зрительного зала. . Санитарные узлы для посетителей и комнаты уборочного инвентаря находятся на первом и втором этажах здания справа от конференц- зала и зрительного зала. На третьем этаже расположены технические помещения, обслуживающие зрительный зал (звукоаппаратная, светоаппаратная, киноаппаратная, кладовая), а также — венткамеры. В здании две эвакуационные лестницы — типа Л1, объёмы которых выступают на северо-восточном и юго-западном фасадах здания, третья — открытая 2-го типа, соединяющая 2 этажа, выходящая в вестибюль . На 3 этаж работники центра попадают по лестницам, расположенным в осях Г-Д и коридорам. Одна лестничная клетка имеет выход на кровлю, расположенную в трех уровнях по высоте, что обуславливает сложную форму и многоплановость завершения молодёжного досугового центра. Нижний уровень кровли — это покрытие кружковых помещений на отметке +8,500, средний — покрытие фойе зрительного зала на отметке +10,700, верхний- покрытие зрительного зала на отметке +12,300. В местах перепада высот кровли установлены пожарные лестницы типа П1 согласно п. 8.7 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Проработано четкое зонирование помещений по назначению и по этажам: залы для занятий — на каждом этаже в одних и тех же осях, санитарно-гигиенические помещения — в одной зоне по вертикали. На каждом этаже запроектировано помещение уборочного инвентаря. Для облегчения протекания различных групповых процессов помещения рассчитаны на единовременное пребывание небольших групп занимающихся от 4 до 12 человек. Для персонала центра предусмотрена комната персонала ( помещение для отдыха с зоной для приема пищи), оснащенная необходимой бытовой техникой, мебелью, гардеробными металлическими шкафами для хранения домашней и рабочей одежды, санузлы, для женщин предусмотрены биде. Кабинет заведующего и кабинет методиста оснащены офисной мебелью, компьютерами, имеется факс, принтер, ксерокс. У входа в здание запроектирован пост охраны (вахта) и помещение охраны и систем безопасности (пом. 1.5). Основные помещения МДЦ имеют естественное освещение. В конструктивном отношении проектируемый объект представляет собой Зх-этажное общественное здание из монолитного железобетона с самонесущими наружными стенами на каждом этаже. Фундаменты свайные, перекрытия плоские, бескапительные с контурной балочной системой в зоне кинозала. Уровень ответственности здания — II, нормальный. Несущие элементы здания запроектированы как железобетонный каркас, состоящий из колонн сеч. 400×400мм, балок сеч.ЬхЬ=400х600мм и плит перекрытий толщ. 200 и 280мм с условно-жесткими узлами сопряжения плит и колонн. Горизонтальная жесткость и устойчивость каркаса обеспечивается жесткими дисками перекрытий и стенами лестничных клеток. Шаг колонн 4-6.5 м. Внутренние несущие стены здания — монолитные железобетонные, толщиной 180 мм. Наружные самонесущие стены — газобетон марки D500, с опиранием на перекрытия. Перекрытия — монолитные частично безбалочные, частично с балками, толщиной 200 мм,280мм, из бетона В30, опирающиеся на несущие колонны по неразрезной схеме. Покрытие — монолитное частично безбалочное, частично с балками, толщиной 200 мм, с газобетонным парапетом. Материал несущих конструкций — монолитный железобетон , класс бетона В30, F50, W2 для надземных и В25, F100, W6 для подземных конструкций. Арматура класса А400 и А240. Конструкция лестниц — монолитная шахта с монолитными лестничными маршами и лестничными площадками. Шахта лифта — монолитная железобетонная, толщ. 160мм. Пространственная жёсткость и устойчивость здания обеспечивается совместной работой поперечных и продольных несущих стен лестничных шахт и жестких дисков перекрытий и покрытия. Перекрытия выполнены по неразрезной схеме, сопряжения перекрытий и колонн условно жесткое. Фундаменты — монолитная железобетонная плита толщ. 200 мм с ребрами-ростверком на свайном основании. Сваи — забивные, сечение 300×300 мм, длиной 12 м. Бетон В25, W6, F100. Ребра(ростверк) — ленточный, из монолитного железобетона сечением ЬхЬ=600х600мм, бетон B25,W6,F100. Сопряжение свай и ростверка — жёсткое. Допускаемая нагрузка на сваю принята на основании расчета по характеристикам грунта и составляет 75 т. Проектом предусмотрены следующие типы ограждающих конструкций: Наружные стены здания от отметки верха монолитной плиты до отметки чистого пола 0,000, выполнены из полнотелого кирпича М-150, MP3-35 на р-ре 100 толщиной 380 мм, выше: — из газобетонных блоков (500кг/мЗ) на клею толщиной 400 мм. с утеплением плитами Rockwool «Фасад Баттс» (ил. 145 кг/мЗ) -50 мм. От отметки +0.900 и до +9,100 они облицованы керамогранитными плитами «Эстима» (цвета UF010R) по навесной системе вентилируемых фасадов типа U ВСт Краспан, согласно техническому заданию на проектирование. Наружные стены цокольной части здания ниже отм -0,260 облицованы плитами полированного габродиабаза 600×300, на клею с утеплением экструдированным пенополистиролом толщиной 100мм. От отм -0,260 до отметки +0.900 вертикальные поверхности стен цоколя также облицованы полированным гранитом (каменными плитами габродиабаз ) по каркасу, с утеплением плитами Rockwool «Фасад Баттс» (пл. 145 кг/мЗ) — 50 мм, согласно расчета. В отметках от +0,900 до +9,455 фасады здания облицованы керамогранитными плитами цвета UF010R, в отметках от +9,455 до +13,200 — для облицовки фасадов применён Композитный материал «ARCHITECS FR» HS-311MT «Exotic Silver» по навесной системе типа U ВСт — ST, цвет аналог — UF002R, Полосы керамогранита в отметках от +4,010 до +4,310, от +6,800 до +7,100 — цвета Y100R. Еоризонтальные поверхности терассы, входных площадок крылец, пандуса, ступеней лестниц облицованы плитами габродиабаза с шероховатой поверхностю цвета UF006R. Зона влияния строительства на окружающую застройку определена расчётом при применении свайных фундаментов и составляет 10м. Зданий в зоне влияние нет, в связи с чем оценка влияния на окружающую застройку не требуется. Требуемая огнестойкость железобетонных несущих конструкций обеспечивается соблюдением требуемых величин защитного слоя арматуры. Еидроизоляция подземной части здания обеспечена маркой бетона W6. Экранирование электромагнитных излучений обеспечено арматурными сетками несущих конструкций.

Характеристика и обоснование конструкций полов, кровли, подвесных потолков,перегородок, отделки помещений

Полы. В помещениях 1-го и 2-го этажей: вестибюле, гардеробах, коридорах, тамбурах безопасности, лестничных клетках, санитарных узлах для персонала, душевых, санитарных узлах для посетителей, помещениях уборочного инвентаря, раздевальных, санитарных узлах, помещении охраны, тамбурах, фойе, полы облицованы керамогранитными плитами с шероховатой поверхностью с размерами 300x300x8 мм имитирующий светло-коричневый гранит фирмы изготовителя на усмотрение заказчика. В помещениях 3 этажа: лестницы, коридоры, звук, свет, кино, видео, кладовая полы облицованы керамогранитными плитами с шероховатой поверхностью с размерами 300x300x8 мм имитирующий тёмно-коричневый гранит фирмы изготовителя на усмотрение заказчика. В кружковых и зальных помещениях 1-го и 2-го этажей: конференц-зале, интернет- клубе, клубе технического моделирования, классе хореографии, кабинете заведующего, штабе волонтёров, зрительном зале, туристическом клубе, театральной студии, методическом кабинете, полы покрыты паркетной доской из лиственницы категории «Э» с размерами 3000x200x18 мм фирмы изготовителя на усмотрение заказчика. В кабинете заведующего устроен тот же пол. Все материалы покрытий должны соответствовать классу пожарной опасности не ниже КМ-2 согласно ст. 134 «Технического регламента»(табл. 3, 28, 29), п.6.25* СНиП 21-01-97*, НПБ 244-97 и имеющие соответствующие сертификаты пожарной безопасности. В помещениях 1-го и 2-го этажей: кладовых, гримёрных, костюмерной, складе декораций, полы покрыты линолеумом из ПВХ, который имитирует поверхность краснокоричневого гранита фирмы изготовителя на усмотрение заказчика. В технических помещениях 1-го этажа и антресоли: электрощитовой, венткамерах, водомерном узле, индивидуальном тепловом пункте, предусмотрены полы в виде цементно-песчаной стяжки с обеспылеванием. Такой же пол устроен под сценой зрительного зала. В венткамерах предусмотрена гидроизоляция пола. Потолки. В помещениях 1-го и 2-го этажей: инернет-клубе, клубе технического моделирования, классе хореографии, кабинете заведующего, штабе волонтёров, тамбурах, вестибюле, гардеробах, коридорах, тамбурах безопасности, фойе, коридорах, туристическом клубе, театральной студии, методическом кабинете, гримёрных, костюмерной, предусмотрен подвесной потолок белого цвета фирмы изготовителя на усмотрение заказчика класса пожарной опасности материала не ниже КМ-0. В помещениях 1-го и 2-го этажей и антресоли: санитарных узлах для посетителей, санитарных узлах для персонала, душевых, раздевальных, санитарных узлах, коридорах, звукооператорной, светоаппаратной, киноаппаратной, устроен реечный металлический подвесной потолок (цвет холодно-белый) фирмы изготовителя на усмотрение заказчика класса пожарной опасности материала не ниже КМ-1. В зрительном зале применён акустический подвесной потолок Ecophon Master А, 600×600 мм белого цвета. Потолок над сценой зрительного зала зашит профнастилом С- 35х1000-А по ТУ 1122-002-75483238-2006 белого цвета класса пожарной опасности материала не ниже КМ-0. В помещениях 1-го и 2-го этажей и антресоли: помещении охраны, помещениях уборочного инвентаря, лестничных клетках, тамбурах, технических помещениях, кладовых, коридорах, складе декораций, для отделки потолков применены затирка, шпатлёвка и окраска по бетону водоэмульсионной краской белого цвета. Отделка стен. К кирпичным стенам и перегородкам применена следующая отделка: улучшенная штукатурка, шпатлёвка, грунтовка и окраска стен водоэмульсионной краской светлых тёплых тонов (RAL 140-5, RAL 040 30 10, RAL 120-3) фирмы изготовителя на усмотрение заказчика класса пожарной опасности материала не ниже КМ-0. К железобетонным стенам и перегородкам применена следующая отделка: улучшенная штукатурка, грунтовка и окраска стен водоэмульсионной краской светлых тёплых тонов (RAL 140-5, RAL 040 30 10, RAL 120-3) фирмы изготовителя на усмотрение заказчика класса пожарной опасности материала не ниже КМ-0. К стенам из газобетонных блоков применена следующая отделка: шпатлёвка, грунтовка и окраска стен водоэмульсионной краской светлых тёплых тонов (RAL 140-5, RAL 040 30 10, RAL 120-3) фирмы изготовителя на усмотрение заказчика класса пожарной опасности материала не ниже КМ-0. К перегородкам из ГКЛ применена следующая отделка: шпатлёвка, грунтовка и окраска стен водоэмульсионной краской светлых тёплых тонов (RAL 140-5, RAL 120-3) фирмы изготовителя на усмотрение заказчика класса пожарной опасности материала не ниже КМ-1. К перегородкам из пазогребневых гипсовых плит применена следующая отделка: шпатлёвка, грунтовка и окраска стен  водоэмульсионной краской светлых тёплых тонов (RAL 140-5, RAL 120-3) фирмы изготовителя на усмотрение заказчика класса пожарной опасности материала не ниже КМ-0. К низу стен и перегородок санузлов, раздевальных, душевых следующая отделка: улучшенная штукатурка, шпатлёвка, грунтовка и облицовка глазурованной керамической плиткой на высоту 2,1 м фирмы изготовителя на усмотрение.

Досуговый центр

Участник конкурса «Керамогранит в архитектуре 2017»

Номинация конкурса: «Студенческие проекты»

Автор: Касьмина Светлана, студент 5 курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (г. Санкт-Петербург)

Год создания проекта: 2017

При разработке дизайна фасада танцевального центра, я руководствовалась идеей противоположности материалов: холодный — теплый, камень — дерево, легкость — тяжесть. Ведь все гораздо интересней выглядит на игре контрастов.

Верхний блок, зрительный зал, легкий деревянный, а первый этаж монументальный и тяжелый — облицован керамическими панелями.

В качестве теплого и легкого материала была выбрана древесина — лиственница. В противоположность ей холодный, прочный материал керамогранит под мрамор компании ESTIMA Ceramica, коллекция Rich, RH04 неполированный (Керамический гранит), Формат 60*60 см

Популярность, которую снискал у профессионалов керамогранит, имитирующий рисунок натурального мрамора, легко объяснить, если взглянуть на уникальные характеристики этого материала.

Первое, на что стоит обратить внимание, – это прочность и долговечность, которыми не может похвастаться ни один другой отделочный материал.

Это и неудивительно, ведь своей твердостью керамогранит лишь немногим уступает алмазу. Данная особенность практически исключает появление на поверхности материала трещин и царапин. Уже этим керамогранитная плитка, имитирующая натуральный мрамор, выгодно отличается от своего природного прототипа.

Впрочем, говоря о природном происхождении классического покрытия, не стоит забывать, что компонентами смеси, используемой при изготовлении керамического гранита, являются исключительно натуральные, экологически чистые материалы. Это полевой шпат, кварцевый песок и глина.

Плитка керамогранит выгодно отличается водостойкостью, большей, чем даже у натурального камня.

Подобные свойства материала обусловлены технологией его изготовления, а именно высокой – 1200-1300оС – температурой и давлением, что позволяет свести на нет образование микропор: структура получается монолитной.

Преимущества природного камня общеизвестны: это и благородный вид, и легкость обработки, и относительная нетребовательность в уходе. Однако известны и недостатки: хрупкость, склонность к образованию трещин и, разумеется, высокая цена.

Вышеперечисленных недостатков плитки из натурального мрамора нет у керамогранита – высококачественного материала «под мрамор», неотличимого от своего природного аналога даже при внимательном рассмотрении. 

68f7855967333a363f15fa4a8a933a15.jpg

6ad5a82c6e709ac8f4d191ae15d1d191.jpg

6b00d6da4b87a59c21dfe9faa3c07ffc.jpg

43d397de8b2648fb29870c6f7bb7bb97.jpg

88cd9e33cd6cb834db0d521a7fce73ac.jpg

847bb9c03349f11d9ca69d4fa7cd157c.jpg

Студенческий досуговый центр. Томск | Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы


Проект выполнен на 3 курсе в рамках учебного плана специальности 270301 «Архитектура» (тема «Малое общественное здание»).

Основной задачей проектирования стало размещение здания студенческого досугового центра на предложенном участке таким образом, чтобы оно смогло объединить две разрозненные территории студгородка ТГАСУ. Сегодня здесь происходит снос ветхого частного жилья. Слева участок ограничен спорткомплексом ТГАСУ, справа — современным зданием «ГАЗсервис», выполненном в стиле «хайтек».

Особое внимание было уделено завершению формирования застройки данного участка пр.Комсомольский, где берет начало транспортная эстакада новой «Пушкинской» развязки. В основе генерального плана заложена идея организации многофункциональной городской среды, отвечающей современным требованиям к размещению досуговых центров: — создание озелененных пространств и благоустроенных площадок для отдыха, различных массовых мероприятий, занятий спортом и др.; — создание оптимальных пешеходных связей с общежитиями и удобной транспортной доступности из всех точек города; — организация главной площади для встреч, ожидания и получения информации; — организация максимально возможного количества автопарковок и др.

Объемно-планировочное решение самого центра — двухчастная композиция (зрелищная и клубная зоны), которые функционально разделены для проведения массовой развлекательной работы и камерной кружковой деятельности. Важным архитектурно-планировочным и функциональным элементом является коридор-галерея, который органично объединяет по главному фасаду эти два независимых блока, позволяя таким образом создать единый по стилю и форме объем.

Эта галерея, в свою очередь, дает дополнительные возможности расширения досуговых функций студенческого клуба — организация выставок-форумов и соответствующих им молодежных мероприятий, формируя при помощи «мобильных элементов» разнообразные «мобильные пространства». Для этого детально разработан интерьер галереи, даны конструктивные предложения по устройству раздвижных экранов и перегородок. Сплошные витражи (пол-потолок) дают возможность максимально раскрыть это помещение «на город».

Представленный интерьер и его фрагменты дают полное представление о связи внутреннего и внешнего пространств здания.

Экспликация и ТЭП детально характеризуют как сам объект, как и его территорию.

Анализ проектирования семейного культурно-досугового центра в городе Волжский

Библиографическое описание:

Чепурная Т. А. Анализ проектирования семейного культурно-досугового центра в городе Волжский // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 87-91. — URL https://moluch.ru/archive/149/42116/ (дата обращения: 23.03.2020).



Данная статья посвящена детальному анализу темы выбранной дипломной работы «Проектирование семейного культурно-досугового центра». В статье приведен опыт мирового и отечественного проектирования и строительства культурно-досуговых центров, а также представлен краткий предпроектный анализ и концептуальная идея проектирования на территории города Волжский.

В наше время среди всех возрастных групп населения активно идет утрата нравственных ориентиров, семейных ценностей и традиций. По статистике за последние пять лет (период с 2011 по 2015) на территории Российской Федерации половина из заключенных браков распадается. Такие показатели крайне неутешительны, но к, сожалению, данная тенденция становится обыденной. Социокультурная жизнь теряет свое былое значение, особенно среди молодежи. Все большее число людей проводят свой досуг в барах и ночных клубах за распитием алкогольных напитков или дома перед телевизором, не вставая с дивана. Как в Волгограде, так и в близлежащих городах данной проблеме уделяется незначительное внимание. Одним из методов ее решения является организация культурно-досугового отдыха населения, что позволит развиваться социальной активности и творческому потенциалу личности, а так же объединить разновозрастные категории населения, организовать именно семейный отдых. Решить поставленные задачи могут рекреационно-оздоровительные процессы, которые являются физической активностью, интеллектуальной деятельностью, творческим процессом. Улучшение деятельности культурно-досугового центра по организации отдыха населения на сегодня является актуальной проблемой. Необходимо переходить от критической оценки существующего положения к реальным действиям — разработке грамотного проекта культурно-досугового центра. Начальным этапом решения поставленной задачи является анализ зарубежного и отечественного опыта строительства и проектирования объектов данного типа.

Мировой опыт строительства богат нестандартными проектами, несущими в себе интересное архитектурное или дизайнерское решение. Подобным сооружениям является проект Культурного центра Eemhuis, выполненный архитектурной студией Neutelings Riedijk Architects. (рис.1)

Здание имеет весьма замысловатую форму, объем объекта насыщен функциями. Центральная площадь перед культурным центром плавно перетекает в первый этаж, который практически полностью остеклен. Со второго этажа основным материалом выступает кирпич, что придает объекту брутальность. Кафе и выставочный зал занимают площадь первого этажа, на втором этаже разместилась библиотека с решением лестницы в виде широких террас. Выше — архив города, а четвертый этаж занимает Школа искусств, факультеты которой размещаются в разных объемах с рационально продуманной системой коммуникаций между ними.

1349099_1024x768.jpg

Рис. 1. Проект Культурного центра Eemhuis

Другим примером может служить проект «Витра Хаус» (рис. 2), представляющий собой общественное здание, сочетающей функции офиса, выставочного пространства, объектов торговли. Без ущерба для функциональности и экономичности архитектура представленного проекта весьма выразительна- выражена концепция, которая читается в объеме. Проект формирует композицию из призм, в основании которых лежит пятиугольник. Между собой объемы достаточно сложно сочетаются, переходы между ними нестандартны. Интерьер вторит внешнему облику здания — все его детали сделаны из архитектурных элементов.

vitra-haus.jpeg

Рис. 2. Витра Хаус

Так же интересны следующие объекты мирового строительства: Культурный центр Caixaforum в Сарагосе, башня Samitaur Tower в Лос-Анджелесе, Общественный клуб-центр «Herstedlund» в Дании и др. Все эти комплексы несут в себе архитектурную идею, придавая уникальность объекту.

Отечественный опыт в проектировании и строительстве культурно-досуговых центров не богат, и чаще всего ограничивается небольшим набором функций. Это связано с недостаточным финансированием в данной области, да и в целом невысоким уровнем экономики. Интересен проект центра науки и культуры в Кабуле, архитекторы — С. И. Орешкин, Р. В. Андреева, О. С. Сафронова, П. Н. Кочнев. Е. А. Белят. (рис. 3) Комплекс включает себя культурный центр, бассейн, спортивные залы и даже, жилой блок.

В облике здания переплетаются восточные мотивы и орнамент зодчества Руси.

001_800.jpg

Рис. 3. Центр науки и культуры в Кабуле

Анализируя представленные выше примеры, нужно отметить, что проектирование культурно-досуговых центров является задачей интересной и в полной мере раскрывает творческий потенциал архитектора. Здесь нет четко установленных размеров помещений, как например, при проектировании физкультурно-оздоровительных комплексов или образовательных учреждений. Оправданный нестандартный подход, сохраняющий в себе функциональность и экономичность являются залогом к успешному проектированию культурно-досуговых комплексов.

Крайне важным при проектировании любого объекта является выбор места размещение сооружения. Необходимо разработать не только объект, но и провести функциональное зонирование территории. Если рассматривать вопрос о создании объекта данного типа, например, в г. Волжский, то наиболее подходящим местом проектирования культурно-досугового центра может рассматриваться территория по ул. 87-й Гвардейской. Данный участок имеет достаточно большую площадь, что позволит реализовать идею перехода от закрытого пространства к открытым зонам. К другим преимуществам территории является доступное расположение участка в структуре микрорайона, непосредственная близость к центральной части города, близость автомагистрали городского значения, (улица Карбышева), что позволяет создать надежную транспортную связь с городом, плотная жилая застройка микрорайона, обеспечивающая высокую посещаемость планируемого объекта, положительная социально-экономическая ситуация района, располагающая к развитию и благоустройству.

Из выше изложенного следует, инвестиционный-градостроительный потенциал территории довольно высок.

В состав проекта самого объекта входит спортивный блок (скалодром, батутный центр), музей, учебные помещения, детский игровой комплекс, зона фудкорта. Особое внимание уделено рекреационной зоне — она вынесена в отдельный блок и наполнена функциями. Здесь есть возможность посетить библиотеку или специально оборудованную шахматную зону, заняться практикой асан и медитацией. Пространство заполнено цветочными композициями, формируя таким образом концепцию зимнего сада или оранжереи. Основной задачей при смешивании довольно большого и разного числа функций — это возможность с интересом посещать проектируемый комплекс людям разных возрастов, а так же приходить в центр семьей, где каждый сможет найти занятие по душе.

Архитектурный облик объекта стилизован под дерево (рис. 4). Дерево — традиционный образ семьи, символизирующий жизнь и процветание. Образ дерева фигурирует и в интерьере пространства, а так же активно используется в открытых пространствах.

viza_4.jpg

Рис. 4. Эскиз концепции разрабатываемого объекта

центр-2.jpg

Рис. 5. Эскиз концепции интерьера рекреационной зоны культурно-досугового центра

В заключение, хочется еще раз отметить, что проектирование культурно-досугового центра актуально в настоящее время для всех регионов, а что касается самих разработчиков, то и здесь объект данного типа может еще больше раскрыть творческий потенциал как начинающего архитектора, так и профессионала.

Литература:

  1. Красильникова Л. Г. Методические указания к выполнению курсового проекта «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды». Хабаровск. Тихоокеанский государственный университет, 2014. – 31 с.
  2. Вишняк А.И, Тарасенко В. И. Культура молодежного досуга. — Киев: Высшая школа, 1988. – 53 с.
  3. Каменец А. В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1997. – 41 с.
  4. Стрельцов Ю. А. Методика воспитательной работы в клубе. — М.: Просвещение, 1979. – С. 27–74.

Основные термины (генерируются автоматически): культурный центр, центр, волжский, Кабул, проект, проектирование, рекреационная зона.

Том Мейн строит для студентов

Комплекс стоимостью 113 млн. долларов включает в себя не только бассейны и огромный спортзал, но и корпус студенческого общежития на 225 человек, шесть учебных аудиторий, кафе и столовую, а также – открытые трибуны для расположенного рядом футбольного стадиона.
Постройка здания – часть масштабного плана по переустройству значительной части кампуса Университета, ранее занятой парковками. Ландшафтный архитектор Джеймс Харгривс [George Hargreaves] предложил проложить по холмистой территории студенческого городка извилистые дорожки, вымощенные брусчаткой, а также – так называемую «Главную улицу», по сторонам которой должны появится новые постройки по проектам известных архитекторов.
Наряду с Мейном, это и Бернар Чуми со своим почти законченным легкоатлетическим манежем, и фирмы «Gwathmey Siegel architects» и «Moore Ruble Yudell» со зданиями университетских общественных центров.
Новый генеральный план – не первая попытка вуза улучшить внешний вид своего кампуса и привлечь внимание потенциальных студентов с помощью архитектуры высшего качества: в ансамбле городка есть постройки Фрэнка Гери, Питера Айзенмана и Майкла Грейвса.
Расположенное на вершине небольшого холма здание Студенческого Досугового центра по проекту Мейна состоит из трех соединенных объемов: низкой застекленной постройки с перекрытиями, напоминающими традиционную двускатную крышу, лаконичного прямоугольного объема, облицованного сталью и алюминием, и криволинейного сооружения сбоку.
В первой, меньшей, части расположено два плавательных бассейна с искусственной рекой, скалодром и гимнастический зал площадью в 3350 кв. м, высотой в 20 м, с подвесной беговой дорожкой. Перекрытия спорткомплекса поддерживают семь массивных стальных ферм длиной от 30 до 130 м, покрытых алюминием. Конструкции открыты в интерьеры большого бассейна и зала, что создает впечатляющее внутреннее пространство.
Стеклянные стены как позволяют заглянуть внутрь постройки снаружи, так и делают пространство кампуса частью интерьера спортивного центра.
За ним расположен изогнутый объем учебного корпуса, увенчанный защищающим от солнца экраном из стали и перфорированного алюминия. Он примыкает к наиболее закрытой части досугового центра – общежитию. Его стены прорезаны иррегулярными продольными «щелями»-окнами, напоминающими предыдущую постройку Мейна – административный комплекс «Кэлтранс 7» в Лос-Анджелесе. Как и в том случае, архитектору удалось создать в Цинциннати необычное и привлекательное общественное здание, определившее городское пространство на сотни метров вокруг.

zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати. Преднамеренно инициированные конфликты объемов
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати
zoomingzooming
Том Мейн перед Студенческим Досуговым центром Университета Цинциннати

Студенческий досуговый центр

Призер номинации «Студенческий досуговый центр»
Ежегодного конкурса «Лучший студенческий архитектурный проект-2018»

Проект: Студенческий досуговый центр
Техника и ПО: AutoCAD, Photoshop CC
Выполнил: Елизарова Валерия Игоревна
Факультет: архитектурный
Направление подготовки: «Архитектура», 4 курс, 5015
Руководитель: Муленок Владимир Владимирович

Для комфортной организации внутренних процессов, вуз должен иметь свое пространство, кампус. И это пространство не должно быть просто комплексом близлежащих корпусов и общежитий, а полноценным городком, где пересекается множество возможностей для всестороннего развития студентов.

Участок, на котором планируется создание досугового центра, располагается рядом с корпусами общежитий и спорткомплексом ТГАСУ, само здание свободно располагается на территории, его фасады как бы струятся вдоль проспекта. На территории так же размещены спортивные площадки, разбит парк и сооружена летняя эстрада, создано качественное благоустройство. Многочисленные зоны отдыха и общения будут привлекать не только студентов, но и жителей города.

Внутри сооружения создается двухсветное пространство, вокруг которого располагаются все помещения. В задании предусматриваются помещения кружковой направленности, библиотека, компьютерные классы и комнаты для отдыха, многофункциональный зал, выставочное пространство, кафетерий и многое другое.

Фасады практически полностью остекленные – это позволит большому количеству света попадать внутрь здания. В остальном, они выполнены из монолитных бетонных оболочек и алюминиевых панелей. Своей формой они создают гармоничный, но при этом динамичный образ здания.

В досуговом центре студенты смогут не только отдыхать и общаться, но и посещать мастер-классы и выступления, устраивать выставки и конференции, помогать друг-другу. Таким образом, студенческий центр объединит объекты кампуса ТГАСУ, создав качественную среду для обучения, проведения досуга, всестороннего развития студентов. Его территория станет не только частью студенческой среды, но и новым общественным городским пространством.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *