Конспект урока на тему «Русские басни»
Тема: Русские басни . Урок–концерт по теме «Басня»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни, обучать выразительному чтению, научить анализировать литературное произведение.Развивающая: формирование развития фантазии, воображения; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.Воспитательная: воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения русского баснописца И.А.Крылова.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться самодиагностике
Метапредметные: Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике
Личностные: Формирование мотивации к самосовершенствованию
Оснащение урока: портрет И. А.Крылова, книги с произведениями баснописца, иллюстрации и рисунки детей по фрагментам басен,телевизор для демонстрации слайдов. Презентация
ХОД УРОКА
1.Звучит в записи “Шутка” И. С. Баха.
Учитель: — Ребята, я рада, что “Шутка” И. С. Баха вызвала у вас улыбку и хорошее настроение, а значит, мы достигли своей цели. А именно, вызвали настрой на урок-концерт “А за меня мои звери говорят!”
Начало показа слайдов с Презентацией.
2. Работа с эпиграфом к уроку.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. М.Исаковский
— Согласны ли вы со словами русского поэта?
— Почему крыловские слова названы “крылатыми”?
3. Прослушивание в записи басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
— Ребята, что мы сейчас с вами прослушали? (Басню Крылова).
— А что такое басня? (Басня – короткий занимательный рассказ в стихах, в котором главная мысль – мораль — высказывается в виде поучительного вывода).
— Кто действующие лица в баснях? (В баснях действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевленные предметы).
— Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).
— Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется аллегорией.
4.Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.
— В каких литературных произведениях животные, насекомые, вещи говорят человеческим языком? (В сказках о животных)
— Такой способ изображения в художественных произведениях, когда животные или неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, называется
— Значит, олицетворение – это один из важных признаков большинства басен.
Демонстрация слайда с формулировкой данных литературных терминов.
5. Из истории басни.
— Ребята, литературная форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Басни сочинялись еще в Древней Греции и Древнем Риме, создавались в Европе в средние века и позднее. Много басен было написано и русскими поэтами еще до И.А. Крылова. Но никто из прежних русских писателей не создал таких басен, которые могли бы сравниться с крыловскими.
6. Беседа о памятнике И.А.Крылову.
— А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.
Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.
Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.
На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.
7. Учащиеся рассказывают биографию и басенное творчество И. Крылова.
8. Инсценирование басен “Ворона и лисица”, “Волк и Журавль”, “Лисица и виноград”.
9. Беседа по инсценировкам.
— Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец? Какова мораль каждой из басен?
10. Зарядка для глаз.
11. Литературная викторина.
Демонстрация слайдов с изображением иллюстраций к басням.
Учитель показывает иллюстрации и рисунки, учащиеся угадывают, из каких басен взяты фрагменты на них, и просит назвать строчки из басен.
12. Творческая работа.
— А теперь, ребята, представьте, что мы готовим с вами газету к Неделе Экологии. Вы знаете, что в нашей школе проходит много мероприятий. И трое мальчишек рьяно взялись за дело. Один предлагает одну статью, другой – другую, третий – третью. И вот конкурс уже подходит, а газета еще не готова.
Какая мораль и из какой басни подходит к этой ситуации? (“Лебедь, Щука и Рак”)
— Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен.
— А для того, чтобы хорошо сделать что-нибудь, что нужно для этого? (Уменье).
Из какой басни эта строчка: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (“Квартет”).
Звучит в записи басня “Квартет”.
14. Индивидуальное выразительное чтение басен учащимися на выбор.
15. Крылатые выражения.
— Многие мысли Крылова в его баснях оказались такими меткими и мудрыми, что стали народными пословицами и поговорками. О каких выражениях уз басен мы уже говорили, что они стали пословицами?
Учитель проводит викторину на знание крылатых выражений, записывают в тетрадь.
16. Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
17. Дети исполняют шведскую народную песню “Три братца” и песню “Я первый ученик”.
— Ребята, а какие пороки высмеиваются, осуждаются в этих песнях? (Жадность, обжорство, хвастовство, ложь).
18. Значение басен И. А. Крылова.
— Мы с вами говорили, что форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Но никто не создал басен, которые могли бы сравниться с крыловскими. Его басни не умирают и в наши дни.
Это произошло потому, что Крылов тесно связал свои басни с жизнью народа. Он становился на защиту крестьян, обличал жестоких праздных дворян, хищников-чиновников.
С уважением говорил Крылов о труде русских крестьян и верил в великое будущее народа.
Многие человеческие пороки осмеял Крылов в своих баснях: жадность, трусость, лицемерие, подхалимство были свойственны многим людям, жившим при крепостном строе. Басни Крылова помогали понимать отрицательные черты людей.
Они помогают и нам бороться с ленью, беспечностью, трусостью, хвастовством, ложью.
Мы можем гордиться Крыловым, как великим русским писателем, а его баснями – как национальным сокровищем русского народа.
19. Подведение итогов и выставление оценок.
20. Домашнее задание: попробовать сочинить свою басню.
Поурочный план по русской литературе над тему «Басни Крылова»
6 класс Литературное чтение Дата
Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
Цели урока:
1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать самостоятельность и инициативу, уважение к труду
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне
Работа со словами: нужда, удручить, вешний, мурава
Ход урока:
1.Организационный момент.
Слово учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие
-Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.
Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль
Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.
Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.
Мораль — поучение
Работа по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима )
* Прослушивание 3-4 рассказов учащихся
3. Осмысление изученного материала
*Словарная работа: нужда, удручить, вешний, мурава
*Прослушивание басни (аудиозапись)
*Составление диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и разного)
*Игра «На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные задают им вопросы)
*Анализ басни:
-Какими словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник?
-Почему просьба Стрекозы для Муравья кажется странной?
Кто в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей?
-Докажите, что это басня, пользуясь записями в тетради.
-Найдите здесь иносказание, аллегорю и мораль.
5.Домашнее задание:
6.Подведение итогов занятия.
Русские басни. Басня как литературный жанр
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Литература, 5 класс
Русские басни. Басня как литературный жанр
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания
Цель урока.
Цель: знакомство с жанром басни. Объяснение популярности басни.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».
Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
II. Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.
2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.
3. Работа с текстом после чтения.
– Читаем текст на с. 123. Отвечаем на вопросы:
– Что такое басня?
– Почему басня популярна?
– Как возник жанр басни?
Информация для учителя.
Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце её обычно содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующие лица данного произведения – животные, птицы, растения, вещи. А то, что подвергается осмеянию, – это человеческие пороки.
Басня – один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI–V века до нашей эры), писавший их в прозе. В Риме – Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Во Франции XVII века виднейшим баснописцем был французский поэт Жан Лафонтен.
А в России развитие жанра басни относится к середине XVIII – началу XIX веков и связано с именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева. Первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского. Знамениты же у нас стали басни И.А. Крылова с их реализмом, юмором и превосходным языком.
– О чём мы будем сегодня говорить? Формулируем тему урока.
Басня как литературный жанр.
Лисица и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» (В Почему она так сказала? О)
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. П
Олень и лев
Олень, убегая от охотников, очутился около пещеры, в которой жил лев, и вбежал туда, чтобы спрятаться. Но схватил его лев, и, погибая, олень молвил: «Злополучный я! (В Почему? О) убегал от людей, а попал зверю в когти!» П
Так иные люди из страха перед малыми опасностями бросаются в большие беды.
Зайцы и лягушки
Поняли зайцы, какие они трусливые, и порешили, что лучше им всем разом утопиться. (В Зачем? О Наверное, от стыда?) Пришли они к обрыву над прудом, а лягушки у пруда как заслышали их топотанье, так и попрыгали в самую глубь. Увидел это один заяц и сказал остальным: «Давайте не будем топиться: (В Почему?) смотрите, и трусливее нас есть твари на свете». П
Так и для людей зрелище чужих несчастий служит одобрением в собственных невзгодах.
Волк и ягнёнок
Волк увидел ягнёнка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягнёнка сожрать. (В Зачем понадобилось выискивать благовидный предлог? О)
Встал он выше по течению и начал попрекать ягнёнка, что тот мутит воду и не даёт пить. Ответил ягнёнок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду (В Почему?), потому что стоит ниже по течению. П Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!» (В Зачем? О Чтобы обвинить.) Ответил ягнёнок, что его тогда ещё и на свете не было. Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а всё-таки я тебя съем». П
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.
– Какие общие черты можно найти во всех этих текстах? (Они нравоучительные, они простые, они понятные, в них нет тайны).
– Сравните.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты? – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить всё, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это всё?! – воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
– Да, это всё, – ответил Бог. – Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
– Как называется этот жанр? (Притча.)
– О чём рассказывает эта притча?
– Можно ли сразу понять её смысл?
– Есть ли здесь тайна?
(Притча – это то, что заставляет задуматься.)
– Читаем и анализируем текст на с. 127 (басня «Волк и ягнёнок»).
Волк и Ягнёнок
У сильного всегда бессильный виноват: (В Почему? О)
Тому в Истории мы тьму примеров слышим, П
(Заметьте, что слово «Истории» здесь с большой буквы.)
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
(Мы не можем напрямую никого осудить или восхвалить. Зато в состоянии рассказать одну интересную историю на ту же тему.)
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться, (В Какой? О)
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк, (В Почему волку надо придать делу законный вид? О Наверное, это не совсем волк, это начальник.)
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». –
(Вот и повод нашёлся.)
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». –
(Заметьте, что речь ягнёнка опять-таки намекает на отношения начальник-подчинённый.)
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» –
(Тут же выдумывается другой повод.)
«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», –
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». –
«Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
(Хоть ты и отказываешься, но ситуация такова, что кто-то из вас меня обидел или оскорбил.)
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –
(И если я с тобой разделаюсь, то это будет справедливым возмещением того, как поступают со мной.)
«Ах, я чем виноват?» (В Прямой вопрос. О) – «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». П
Сказал – и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
– Индивидуальная работа: сравните басню Эзопа «Волк и ягнёнок» и аналогичную басню Крылова. Найдите отличия и выпишите их в таблицу.
– Работа в парах. Докажите, что «Волк и ягнёнок» Крылова – это нравоучительная история (докажите, что это притча). Приведите аргументы в пользу того и другого мнения.
Работа в группах (разберите по группам следующие басни Крылова: «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», «Волк и ягнёнок» и придумайте по три жизненных ситуации с использованием цитат из этих басен.
III. Итог урока.
Жанр басни предполагает историю поучительного характера, рассказанную с использованием животных, растений или предметов, не указывающую напрямую, но подразумевающую реальную жизненную ситуацию; осмеивающую человеческие слабости и пороки.
Своим иносказанием басня близка к притче, но ею не является из-за явного и чёткого вывода в конце – морали.
Популярность басен И.А. Крылова в талантливом сочетании иносказательности и узнаваемых жизненных ситуаций, которые остаются актуальными и сегодня.
IV. Домашнее задание.
Прочитать дома все басни И.А. Крылова (учебник, с. 125–130).
Выполнить задания в рабочей тетради на с. 55–57.
План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Басня. Истоки басенного жанра.
Литература. Учитель А.В. Степанова.
Тема урока: Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра
(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).
Класс: 5
Дата проведения: 14.10.2011
По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
а) дидактические:
— расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;
— дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;
— познакомить детей с именами известных баснописцев;
б) развивающие:
— развивать познавательные интересы учащихся;
— развивать навыки выразительного чтения;
— развивать умение строить устное высказывание;
в) воспитывающие:
— воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.
Оборудование:
- Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010;
- Тексты басен Эзопа и Лафонтена;
- Презентация Power Point «Басня. Истоки басенного жанра».
Ход урока
- Оргмомент.
- Постановка цели урока. Введение в тему.
— На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.
Но сначала вспомним, что такое басня.
- Беседа.
— Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?
— Прочитайте запись на доске (чтение записи одним из учеников): «Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)
— Давайте разберемся, в чем же трудность этого жанра.
- Работа по теме урока.
1) Басня – лиро-эпическое произведение.
— Дома вы читали статью учебника «Роды и жанры литературы». Какие три рода литературы вам известны? (Схема)
— К какому роду литературы мы отнесем жанр басни?
— Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.
2) Работа с литературоведческими терминами.
Басня (с. 55) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
— Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.
Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек — продолжить ряд…)
— В басне обязательно есть мораль.
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
3) Баснописцы.
— Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)
— Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп. Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.
Существует выражение «эзопов язык» — это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград».
— В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
Подготовленные ученики читают басни Лафонтена «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».
— В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке. А сегодня я хочу прочитать вам басню Василия Кирилловича Тредиаковского.
Чтение учителем басни Тредиаковского «Ворон и лисица».
— Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке.
- Подведение итогов урока.
— Что такое басня?
— Что такое мораль?
— С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?
6. Домашнее задание.
Чтение и пересказ статьи учебника об И.А. Крылове (с.56 – 58). Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки). Оформить красиво на альбомных листах.
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок литературы «Басни И.А. Крылова»
Вспомним, в чём особенность жанра басня? Посмотрим по словарю определение басни.
Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей.
А какие две части включает в себя басня?
1. Основное повествование.
2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)
Назовите основные компоненты басни.
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Откуда берёт свои истоки басня?
знакомит с личностью Эзопа.
Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль
(по имени греческого баснописца Эзопа)
Эзоп — древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э., был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение “эзопов язык”.
Составление кластера
А сейчас, ребята, всё сказанное о басне попробуем изобразить в виде кластера.
Чтобы отдохнули ножки, мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу, шею я размять хочу.
В стороны разок-другой покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам, руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой — вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)
Следующий этап урока – прослушивание басни.
А теперь прослушаем басню в исполнении актёра Алексея Колгана.
Понравилось вам чтение басни в исполнении Алексея Колгана? Удалось ли актёру передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения?
Работа с текстом басни “Осёл и Соловей”.
I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.
(Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью).
Почему Крылову особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья?
(Соловей – мастер своего дела, истинный певец природы).
II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей?Прочитайте.
(Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”).
Это ещё раз доказывает, что Соловей – мастер, который очаровывает своим пением.
III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?
(Осёл – глупый, который ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения).
Учитель:
Какова мораль этой басни?
(“Избави Бог и нас от этаких судей”.)
Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?
(О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.)
Актуальна ли басня в наше время, несмотря на то, что была написана более 100 лет назад?
(Думаю, да. Потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время).
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Баснописец Иван Иванович Дмитриев и его басни» (7 класс)
Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе.
Учитель Е.В.Назарова
Тема: Баснописец Иван Иванович Дмитриев и его басни.
Цели: 1) образовательная: сформировать у учащихся представление о биографии и творчестве И.И.Дмитриева;
2) воспитательная: вызвать интерес к литературному наследию поэтов-симбирян, любовь к родному краю;
3) развивающая: развить навыки выразительного чтения, анализа произведения, инсценирования басен, продолжить работу над повышением познавательной активности, над совершенствованием связной и монологической речи учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оформление: 1) эпиграфы: «Русский Лафонтен».
…Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас.
А.С.Пушкин
2) портрет И.И.Дмитриева;
3) иллюстрации учащихся к его басням;
4) музыка для физкультминутки (из мультфильма «Пластилиновая ворона»;
5) карточки с названиями творческих групп : «биографы», «лингвисты», «актёры», «иллюстраторы», «исполнители басен», «исследователи»;
6) критерии оценки работы на уроке;
7) тексты басен И.И.Дмитриева.
План урока:
№
Этапы урока
Время
1
Организационный момент.
2
Сообщение учителем целей урока.
1 мин.
3
Изучение нового материала.
1.Знакомство с биографией И.И.Дмитриева (презентация и сообщения уч-ся)
2.Слово учителя о развитии жанра басни в мировой и русской литературе XVIII в.
3.Особенности басен И.И.Дмитриева (работа с тетрадями).
9 мин.
4
Закрепление
1 .Словарно-орфографическая работа.
2. Работа над выразительным чтением басен, определением их главной идеи.
3. Демонстрация иллюстраций к басням, комментарии к ним.
12 мин.
5
Физкультминутка.
1 мин.
4
Закрепление
4.Словарно-орфографическая работа.
5.Инсценирование басен И.И.Дмитриева.
6. Словарно-орфографическая работа.
7. Исследовательская работа (сравнительный анализ басен «Дуб и трость» И.И.Дмитриева и И.А.Крылова).
15 мин.
6
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Выставление оценок в группах.
6 мин.
7
Домашнее задание (по выбору) :
1)выучить понравившуюся басню И.И.Дмитриева;
2)сочинить короткий аллегорический рассказ с ненавязчивой моралью;
3)сочинить собственную басню.
1 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Установление тишины, внимания; проверка готовности к уроку.
2.Сообщение учителем целей урока.
— Ребята, сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по теме «Баснописец Иван Иванович Дмитриев и его басни». Вы познакомитесь с биографией и творчеством нашего земляка-баснописца, с особенностями его произведений. Я очень надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к литературному наследию поэтов-симбирян, укрепит вашу любовь к родному краю. Также вы продолжите работу по развитию навыков выразительного чтения, анализа произведений, инсценирования басен и совершенствования связной речи.
—Наш сибирский край богат литературным наследием и традициями. Сколько замечательных поэтов с ним связано: Н.М.Карамзин, Н.М.Языков, Д.Н.Садовников. И среди них есть славное имя — Иван Иванович Дмитриев. А.С.Пушкин в одном из своих стихотворений подчёркивал, что Дмитриев внёс свой вклад в развитие русской литературы :
… Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов.
Питают ум и вместе учат нас.
3.Изучение нового материала.
— При подготовке к уроку класс был поделён на творческие группы, и у каждой группы было своё задание. Сейчас слово предоставляется «биографам», которые познакомят вас с биографией И.И.Дмитриева.
1.Знакомство с биографией И.И.Дмитриева (презентация и сообщения учащихся).
Иван Иванович Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в родовом имении своего отца, селе Богородское Симбирской губернии. До восьми лет мальчик рос под опекой бабушки в деревне, а потом был отправлен в Казань к деду — отставному полковнику Афанасию Алексеевичу Бекетову, который поместил его в пансион француза Манжена. Наук в пансионе было немного: французский язык, арифметика и рисование. Первыми книгами были произведения французских авторов в старинных неуклюжих переводах.
Затем дед переезжает в Симбирск, тогда небольшой провинциальный город на Волге. Сюда же Афанасий Алексеевич привозит внука. Учёба продолжается. Особое внимание мальчик уделяет французскому языку. Иван Дмитриев знакомится с произведениями Мольера, баснями Жана Лафонтена, а родители познакомили сына с одами Ломоносова и Сумарокова.
С началом пугачёвского бунта семья Дмитриевых переезжает в Москву, а затем в Петербург, где тринадцатилетний Иван Дмитриев был помещён в полковую школу (закрытое военное учебное заведение). Не имея к военной службе склонности, он, тем не менее, терпеливо дослужился до 1796 года, достигнув чина полковника.
Ивана Ивановича всё больше привлекает литература, он занимается переводами с французского языка небольших прозаических произведений.
Стремясь всецело заняться литературным трудом, в 1799 году уходит в отставку, но затем снова был вынужден вернуться на штатскую службу. В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он стремится на этом высоком посту быть честным и справедливым государственным деятелем.
Интерес к поэзии возникает v Ивана Ивановича в 70-е годы. Он сам стал сочинять стихи, сатирические сказки, басни.
—Ребята, а что такое басня?
(Басня — это короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная мораль.)
2.Слово учителя о развитии жанра басни в мировой и русской литературе 18 века.
—Первые басни появились в Древней Греции. Основоположником считают Эзопа.
В 17 веке древний жанр был возвеличен Жаном Лафонтеном, отдавшим дань почтения своим предшественникам:
Эллада- мать искусств, за это ей хвала.
Из греческих земель и басня к нам пришла.
От басни многие кормились, но едва ли
Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел — свободная страна.
Не вся захвачена поэтами она.
Лафонтен писал в отличие от античных авторов басни полные жизни, действии, диалогов, опираясь на народную мудрость.
Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Жанр басни в русской поэзии утверждает А.П.Сумароков, обращаясь к сюжетам народных эпизодов. Первые басни И.И.Дмитриева — вольные переводы произведений Лафонтена.
Басни И.И.Дмитриева имели много общих черт с произведениями Жана Лафонтена, поэтому современники называли Ивана Ивановича «русским Лафонтеном».
3.Особенности басен И.И.Дмитриева (работа с тетрадями).
1)Басни назидательные.
2)В них нет сатирической прямоты. Автор не является судьёй пороков
человеческого общества. Он лишь указывает на них.
3)Его басни — это аллегорические рассказы с ненавязчивой моралью.
4)Басни имеют театрализованный вид.
5)Общая идея — справедливость.
—Вспомним значение использованных здесь терминов. Что такое назидание? (Наставление, поучение.)
—Что такое сатира? (Художественное произведение, в котором резко высмеиваются и осуждаются порочные явления общественной или личной жизни.)
—Поясните, что такое пороки? (Недостатки, например, лживость, зависть, жадность.)
—Дайте определение аллегории. (Это художественный приём, иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.)
—Что такое мораль в басне? (Оценка, вывод.)
4. Закрепление.
1.Словарно — орфографическая работа.
—Итак, как и все баснописцы, Дмитриев указывал на пороки человеческого общества. Давайте почитаем басни Ивана Ивановича и определим, что в них высмеивает автор. Но сначала слово предоставим «лингвистам», которые пояснят некоторые слова в баснях.
Умилосердись (устар.) — склонись к милости, милосердию.
Помрачить (книж.) — сделать смутным, неясным.
2.Работа над выразительным чтением басен, определением их плавной идеи.
«Исполнители басен» читают басню «Нищий и Собака».
—Как сформулирована в этой басне мораль? Назовите строки.
—Какой вывод делает автор? (По внешности не судят о характере и душевных качествах человека.)
Звучит басня «Лебедь и Гагары».
—О каком пороке идёт речь в басне? (О зависти.)
—В каких строках И.И.Дмитриев сформулировал мораль?
Звучит басня «Осёл и Кабан».
— Назовите аллегорические образы басни?
—Как в этой басне сформулирована мораль?
—Какой порок высмеивает в басне автор? (Хвастовство.)
3.Демонстрация иллюстраций к басням, комментарии к ним.
—Наши «иллюстраторы» тоже хорошо потрудились и нарисовали к басням Дмитриева рисунки. Пожалуйста, прокомментируйте свои рисунки.
5.Физкультминутка.
Басни были популярны во все времена. Так в конце 20 века по мотивам известной басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» даже был снят мультфильм и придумана песенка. Отрывок из неё поможет нам провести весёлую разминку.
4.Закрепление.
4.Словарно — орфографическая работа. (Проводит группа «лингвистов».)
Интрига — происки, скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-нибудь.
Фортуна (устар.) — судьба, счастье.
Чин — служебный разряд у военных и гражданских служащих.
Беспристрастно — справедливо.
5.Инсценирование басен И.И.Дмитриева.
—Ребята, мы с вами говорили, что басни Дмитриева представляют собой аллегорические рассказы с ненавязчивой моралью, что придаёт им театрализованный вид. Давайте посмотрим, какие сценки подготовили наши «актёры».
Инсценирование басен «Отец с Сыном», «Две Лисы», «Хлеб и Свечка».
6.Словарно — орфографическая работа.
Феб — греческий бог Аполлон, божество солнечного света.
Зефир — лёгкий ветерок.
Аквилон — свирепый северный ветер.
Эол — в греческой мифологии : 1) родоначальник племени эолийцев; 2)повелитель ветров.
Рок (устар.) — злая судьба.
Роптать — проявлять недовольство, обиду.
Радснье (устар.) — забота, содействие.
7.Исследователъская работа (сравнительный анализ басен «Дуб и Трость» И.И.Дмитриева и И.А.Крылова).
—В 19 веке многие литераторы писали басни на одни и те же сюжеты, поэтому некоторые произведения баснописцев имеют одинаковое название. Так у И.И.Дмитриева и И.А.Крылова есть басня «Дуб и Трость». Но одинаков ли смысл этих одноимённых произведений? Группа «исследователей» провела сравнительный анализ басен. Предоставим им слово.
— Эти басни имеют схожий сюжет. Гибкая Трость, т.е. тростник, выдерживает силу ветра, а Дуб, гордившийся своей несгибаемостью, гибнет. Сильная буря вырывает его с корнем из земли. Оба автора в басне опираются на народную мудрость.
Но есть и различие. Басни написаны по-разному. Крылов передаёт сюжет более живо, используя выражения из разговорной речи. Басня Дмитриева более театрализована, в ней нет едкой сатиры, автор не навязывает читателю мораль.
6.Подведение итогов урока.
—Сегодня мы познакомились с удивительным баснописцем, нашим земляком, внёсшим большой вклад в развитие русской басни. Какие басни И.И.Дмитриева вам понравились?
—Какие вы знаете особенности басен Ивана Ивановича?
Рефлексия.
—Какие впечатления остались у вас от урока? Что понравилось? Почему?
—Что нового, интересного или полезного вы узнали?
Выставление оценок в группах.
Критерии оценки работы на уроке:
1 .Качество выполнения своего задания.
2.Правильностъ, точность и логика ответов.
3.Культура речи и поведения.
Комментирование оценок учащимися.
7. Домашнее задание (по выбору):
1)выучить понравившуюся басню И.И.Дмитриева;
2)сочинить короткий аллегорический рассказ с ненавязчивой моралью;
3)сочинить собственную басню.
Приложение
Басни И.И.Дмитриева
НИЩИЙ И СОБАКА
Большой боярский двор Собака стерегла.
Увидя старика, входящего с сумою,
Собака лаять начала.
«Умилосердись надо мною! —
С боязнью, по́шептом бедняк ее молил. —
Я сутки уж не ел… от глада умираю!»
— «Затем-то я и лаю, —
Собака говорит, — чтоб ты накормлен был».
Наружность иногда обманчива бывает:
Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.
<1803>
Но Лебедю вреда не сделали оне!
Он в воду погрузился
И в прежней белизне
С величеством явился.
Гагары в прозе и в стихах!
Возитесь как хотите,
Но, право, истинный талант не помрачите;
Удел его: сиять в веках.
<1805>
ОСЁЛ И КАБАН
Не знаю, отчего зазнавшийся Осёл
Храбрился, что вражду с Кабаном он завёл,
С которым и нельзя иметь ему приязни
«Что мне Кабан! — Осёл рычал. —
Сейчас готов с ним в бой без всякия боязни!»
— «Мне в бой с тобой? — Кабан с презрением сказал.
— Несчастный! Будь спокоен:
Ты славной смерти недостоин». [1805]
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему «Басни. Русские баснописцы» (4 класс)
План-конспект
урока литературного чтения
4 класс
Тема:
Цель урока: систематизация и обобщение материала по теме «Басня. Русские баснописцы»
Задачи:
Обучающие:
систематизировать и обобщить знания о жанре «басня», о жизни и творчестве русских баснописцев;
закрепить литературные понятия «басня», «мораль», «баснописец»;
совершенствовать навыки работы с басней, использовать пословицы для определения морали, нравственной мудрости басен;
отрабатывать навыки выразительного чтения.
Развивающие:
развивать творческую и познавательную активность учащихся, расширять их читательский кругозор;
развивать умения обобщать, делать выводы;
формировать информационные и коммуникативные компетентности;
совершенствовать умение работать в группах.
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к творчеству баснописцев;
способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
воспитывать читательскую самостоятельность, желание повышать свой читательский опыт и уровень начитанности;
прививать интерес к предмету.
Планируемые достижения учащихся:
Знание литературных понятий: «басня», «баснописец», «мораль», «аллегория», «ирония».
Умение называть басни русских баснописцев, знать их содержание, выделять мораль.
Умение выразительно читать, инсценировать басни.
Умение работать с басней, использовать пословицы для определения морали басни.
Формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
Продолжительность: 40 мин.
Место проведения: компьютерный класс.
Используемые технологии:
технология компетентностно — ориентированного образования
здоровьесберегающие технологии
информационно-коммуникативные технологии
Используемые методы:
методы наглядной передачи и зрительного восприятия
методы словесной передачи и слухового восприятия
метод проектов
метод самоанализа
Средства обучения:
иллюстрации к басням
детские рисунки
творческие работы учащихся
интерактивная доска
медиапроектор, ноутбук
презентация к уроку
выставка книг русских баснописцев
План урока
Организационный момент. Создание благоприятной психологической атмосферы.
Сообщение темы и цели урока.
Закрепление литературных терминов.
Проверка домашнего задания. Презентация групповых проектов учащихся.
Систематизация и контроль знаний учащихся.
Итог урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент. Создание благоприятной психологической атмосферы.
Учитель: Ребята, вы видите яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, ведь это так интересно окунуться в мир литературы.
СЛАЙД № 1
Сообщение темы и цели урока.
(На доске иллюстрации к басням, выставка детских рисунков,
подборка книг с баснями русских баснописцев)
Учитель: На прошлых уроках мы с вами изучали творчество русских баснописцев, читали их басни. Сегодня наш урок посвятим обобщению пройденного материала.
СЛАЙД № 2
Закрепление литературных терминов.
Учитель: Что такое басня? (Басня — это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня — это небольшое произведение с нравоучительным содержанием).
БАСНЯ
Учитель: Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда гласит, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы).
СЛАЙД № 3
У
БАСНОПИСЕЦ
читель: Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен).Учитель: Что осуждают и высмеивают баснописцы в своих произведениях? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией).
У
ИРОНИЯ
читель: Что такое ирония? (Ирония — тонкая, скрытая насмешка).Учитель: В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория — это «иносказание». Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность — в образе Волка, глупость и упрямство — в образе Осла, трудолюбие и старательность — образе Муравья).
Учитель: Всякая басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит мораль. Что это такое «мораль»? (Мораль басни — это нравоучение, поучение, вывод выраженное в краткой форме).
МОРАЛЬ
Учитель: Каких русских баснописцев вы знаете? Давайте заполним табличку.
СЛАЙД № 4
(В ходе ответов на слайде появляются портреты, ФИО баснописцев)
Проверка домашнего задания.
Презентация групповых проектов учащихся.
Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вы приготовили проекты по теме «Русские баснописцы. Басни», учили наизусть басни. Выступать каждая группа будет по такому плану:
Презентация проекта.
Инсценирование выбранной басни.
Ответы на дополнительные вопросы.
Учитель: Прошу первую группу представить свой проект: презентацию о жизни и творчестве известного русского баснописца, драматурга, переводчика Ивана Андреевича Крылова.
СЛАЙД № 5
1) ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
1 23
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14
2) Инсценировка басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» (Автор, Мартышка).
СЛАЙД № 6
— Какой недостаток высмеивается в басне?
— Какие слова являются моралью?
— Чему учит басня?
Учитель: А теперь предоставим слово второй группе. Ребята представят свой проект: книжку – раскладушку «Русский баснописец Иван Иванович Хемницер», в которой содержится материал о жизни и творчестве баснописца.
СЛАЙД № 7
КНИЖКА-РАСКЛАДУШКА
Инсценировка басни И.И. Хемницера «Друзья» (Автор, мужик, мужики).
СЛАЙД № 8
— Какой недостаток высмеивается в басне?
— Какие слова являются моралью?
— Чему учит басня?
Учитель: Прошу третью группу представить свой проект: иллюстрированный литературный сборник басен А.Е. Измайлова.
СЛАЙД № 10
2) Инсценировка басни А.Е. Измайлова «Филин и чиж» (Автор, Филин, Чиж).
СЛАЙД № 11
— Какой недостаток высмеивается в басне?
— Чему учит басня?
— Какие слова являются моралью?
Учитель: Прошу четвёртую группу представить свой проект. Ребята подготовили стенгазету о нашем великом земляке Иване Ивановиче Дмитриеве, известном поэте и государственном деятеле.
СЛАЙД № 12
СТЕНГАЗЕТА
Инсценировка басни И.И. Дмитриева «Петух, кот и мышонок» (Автор, Мышонок, Кот, Петух, Мать Мышонка).
СЛАЙД № 13
— Какой недостаток высмеивается в басне?
— Чему учит басня?
— Какие слова являются моралью?
Учитель: Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой писал рассказы, сказки, и басни для детей. Пятая группа подготовила к уроку выставку рисунков и поделок к его басням.
СЛАЙД 14
2) Инсценировка басни Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» (Автор, Стрекоза, Муравьи).
СЛАЙД № 15
— Какой недостаток высмеивается в басне?
— Чему учит басня?
— Какие слова являются моралью?
— Басни каких баснописцев имеют «схожий» сюжет с басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»?
V. Систематизация знаний учащихся.
Установить соответствие.
СЛАЙД № 16
Из каких басен данные предметы? Кто авторы этих басен?
СЛАЙД № 17
Сыр — … («Ворона и Лисица» И.А. Крылов).
Плуг — … («Муха» И.И. Дмитриев).
Очки — … («Мартышка и очки» И.А. Крылов).
Воз, поклажа — … («Лебедь, Рак и Щука» И.А. Крылов).
Две скрипки -… («Квартет» И. Крылов).
Дополнить строки из басен.
Учитель: Строки басен давно уже стали пословицами и поговорками, вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Дополните известные строки и называете автора басни.
СЛАЙД № 18
Кукушка хвалит Петуха за то, ____________(что хвалит он кукушку).
А вы, друзья, как не садитесь, ____________(всё в музыканты не годитесь).
Ай, Моська! Знать она сильна, ____________(что лает на слона).
У сильного всегда _____________(бессильный виноват).
Когда в товарищах согласья нет, _______________(на лад их дело не пойдёт).
Друг друга братом всяк зовёт, _____________(а братский воз ко дну идёт).
Исправьте ошибки в названиях басен.
СЛАЙД 19
«Стрекоза и пауки» («Стрекоза и муравьи» Л.Н. Толстой)
«Осёл и воробей» («Осёл и соловей» И.А. Крылов)
«Обезьяна и очки» («Мартышка и очки» И.А. Крылов)
«Муха и бык» («Муха» И.И. Дмитриев)
«Петух, кот и цыплёнок» («Петух, кот и мышонок» И.И. Дмитриев)
«Богатый в беде» («Крестьянин в беде» И.А. Крылов)
«Товарищи» («Друзья» И.И. Хемницер)
«Кукушка и соловей» («Кукушка» А.Е. Измайлов)
Какие пословицы соответствуют морали данных басен?
(Пословицы на слайде)
СЛАЙД № 20
Каким героям басен принадлежат слова?
(Дети читают строки на слайдах и отвечают на вопрос)
СЛАЙД № 21
Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась? Муравей («Стрекоза» И.И. Хемницер)
Чур не шуметь, молчите!
Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку.» Кукушка («Кукушка» А.Е. Измайлов)
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё ученье? Осёл («Осёл и соловей» И.А. Крылов)
Тьфу пропасть! …и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них. Мартышка («Мартышка и очки» И.А. Крылов)
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Белка («Белка и волк») Л.Н. Толстой
А я тебе не то скажу, -…
Что этот доброхот,
Которого тебя наружность так прельстила,
Смиренник это…кот!
мать Мышонка («Петух, кот и мышонок» И.И. Дмитриев)
Разгадать кроссворд.
СЛАЙД № 22
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Герой басни И.И. Дмитриева, который с плугом тащился на покой. (Бык)
Избавитель Стрекозы, давший ей хлеба на прокормление. (Муравей)
Название басни Измайлова, в которой верхняя ступень пред нижними гордилась. («Лестница»)
Имя баснописца, нашего земляка. (Иван)
Автор басни «Стрекоза и муравьи». (Толстой)
Герой басни Дмитриева, которого испугался маленький мышонок. (Петух)
Автор басни «Кукушка» (Измайлов)
Судья пения Соловья. (Осёл)
Автор басни «Стрекоза» (И.И. Хемницер)
Автор басни «Лисица и виноград» (Крылов)
— Какое ключевое слово получилось? (БАСНОПИСЦЫ)
VI. Итог урока.
— Какие басни русских баснописцев вам наиболее запомнились?
— Какие человеческие слабости и пороки высмеивают авторы?
— Чему вас научили басни? Что полезного из них для себя взял каждый из вас?
— Что у вас на уроке получилось лучше всего?
— Что вызвало затруднения?
— Что на уроке вас удивило?
(Выставляются оценки за работу на уроке, вручаются грамоты, «медали» за творческие работы (проекты))
СЛАЙД № 23
СЛАЙД № 24
VII. Домашнее задание.
(По выбору учащихся)
уровень. Ответить на вопросы в учебнике (с. 43-44).
уровень. Рассказать историю от имени героини басни (по выбору).
уровень. Составить словарик «Крылатые слова и выражения из басен И.А. Крылова».
уровень. Проба пера: написать мини-сочинение «Чему меня научили басни?»
ВЕСЕЛО ЗВЕНИТ ЗВОНОК. ВОТ И КОНЧИЛСЯ УРОК.