Принципы менеджмента
«Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»
(Карл Маркс)
Доброго времени суток, читатель! Совсем недавно отмечался такой великий и святой праздник, как День Победы — день, знаменующий ликование и возвышение над химерами и ужасами фашизма. Несмотря на все безумие сегодняшних дней, очень радует сердце тот факт, что люди помнят истинных победителей и не позволяют неонацистской гидре проникнуть в разум.
Но сегодня не об этом. Сегодня предлагаю подумать о той искусной науке, обучиться которой мечтает или мечтал каждый из нас.
Какими нотками отзывается в Вашем сердце слово «Власть»? Подобно физиологическому и психологическому эффекту, когда при упоминании о лимоне во рту скапливается слюна — какую ассоциацию вызывает у Вас это слово?
А слово — Управление, завуалированное в нерусское «Менеджмент»?
Как говорится, тот, кто готов взять на себя ответственность за народ, становится вождем. В бизнесе директор несет ответственность за действия своей компании и работников. Управление, как бизнесом, так и человеческими ресурсами, дело сложное — и народы всех времен с опытом разрабатывали уникальные методики, структурирующие данную науку и облегчающие жизнь как руководителю, так и подчиненным. И бизнес — не исключение. Посему давайте приступим к рассмотрению принципов менеджмента.
По традиции проведем разъяснение термина. Выражаясь не завуалировано, принципы менеджмента это закономерности, правила и основополагающие идеи, которые призваны помочь руководителю в управленческих функциях.
Если углубиться в историю возникновения данного определения, как и принципов вообще, мы можем заметить, что попытку их структурировать было много. Наиболее полную характеристику принципов, вместе с делением на категории, смогли дать Кунц и Доннелл. Они выделили десять принципов мотивации, пятнадцать принципов организации, десять — планирования и четырнадцать принципов контроля. Но впервые о принципах заговорили аж в 1912 г. и был этим человеком Г. Эмерсон, американский менеджер, который описал их в своей книге «Двенадцать принципов производительности». Его коллега по данному вопросу, Анри Файоль, с которым мы уже познакомились в этой статье заявил, что невозможно сосчитать количество принципов. Но для удобства и наглядности следует разделить принципы на две группы: общие и частные.
Общие принципы менеджмента.
К общим принципам относятся следующие:
1 Принцип применимости — разработка действующего и реального руководства для всех работающих сотрудников;
2 Принцип системности — охват всей системы с учетом всех взаимосвязей внутренних и внешних, структуры и системы в целом;
3 Принцип многофункциональности — охват различных сфер и аспектов деятельности;
4 Принцип интеграции — внедрение способов отношений и взглядов сотрудников внутри компании, поддержание внутренней системы компании;
5 Принцип ориентации на ценности — комментарии излишне на мой взгляд.
Теперь, перейдем непосредственно к частным принципам.
К частным принципам относятся:
1 Принцип централизации и децентрализации ( с подобным принципом Вы можете ознакомиться здесь);
2 Принцип научной обоснованности — каждое действие должно быть обосновано (см. статью о принципах Файоля);
3 Принцип плановости;
4 Принцип сочетания прав, ответственности и обязанностей;
5 Принцип автономии — или же принцип частной самостоятельности и независимости;
6 Принцип иерархии и обратной связи;
7 Принцип мотивации ( об этом так же говорит и Анри Файоль);
8 Принцип демократизации — один из важнейших принципов менеджмента сегодня
9 Принцип государственной законности;
10 Принцип органической целостности - подразумевается гармония и целостность объекта и субъекта;
11 Принцип мобильности и устойчивости управления
Если вкратце — это основные принципы менеджмента. Уверена, что каждый из тех, кто желает в дальнейшем организовать свой бизнес должен знать эти постулаты.