Бюджет, его планирование и виды
Доброго времени суток, дорогие читатели блога Международной школы бизнеса. Сегодня мы вольем свежей крови в раздел «Инвестиции и финансы» и поговорим о довольно важной теме не только для бизнеса, но и для частной жизни в целом — о бюджетировании.
Планирование финансовой части Вашей организации, планирование бюджета является важной и неотъемлемой частью построения Вашего бизнеса. Многие начинающие предприниматели ошибочно относят бюджет к привилегии сугубо бухгалтерского толка и не уделяют должного контроля системе бюджетирования. И это является одной из грубейших ошибок. Как мы уже упоминали раннее в нашем блоге, особенно в частях, посвященных адаптации и методам прогнозирования, что руководитель обязан знать обо всех процессах, происходящих на его предприятии.
Вам может показаться, что мы приводим здесь очевидные вещи. Иногда в нашей консультационной практике Международной школы бизнеса иубип, мы сталкивались и с такими случаями, когда бухгалтеры нагло разворовали весь бизнес своего начальника, а тот, в силу финансовой неграмотности, совершенно не мог отследить, почему так происходит.
Мы все же углубились в тему. Разберемся с этим понятием и приступим, непосредственно к статье.
Начнем, как обычно, с определений.
Бюджет — это смета на определенный период времени и для определенных целей, включающая в себя информацию о доходах и расходах компании. В распределении бюджета играет немаловажную роль бюджетный метод. Его суть сводится к следующему: производственно — хозяйственная деятельность содержит в себе баланс доходов и расходов, определение и закрепление их места, а так же закрепление доходов и расходов за конкретным исполнителем. В роли исполнителя может выступать как коллектив, так и индивидуальное лицо.
В настоящее время бюджет насчитывает три основные, большие формы, которые так же подразделяются на виды. К этим группам относятся:
-Финансовый;
-Инновационный;
-Операционный.
Их последовательность и содержание определяется руководителями компании. В дальнейшем, мы рассмотрим эти формы бюджета подробнее.
Как формируется бюджет?
Техника составления бюджета состоит из нескольких последовательных шагов:
Шаг 1: Составление бюджета продаж. В этом этапе учитывается уровень спроса, география сбыта, категории и типажи потребителей. Это основополагающий шаг, который чрезвычайно важен для планирования и дальнейшего функционирования организации.
Шаг 2: Расчет коммерческих расходов.
Шаг 3: Составление бюджета производства.
Шаг 4: Расчет управленческих расходов.
Шаг 5: Прогнозный отчет — иногда называется балансовый отчет, который служит для показания и характеристики финансового состояния предприятия на конкретно выбранную дату, а так же для показания финансовых средств.
Шаг 6: Составление денежного потока.
Интересно, что явление процесса бюджетирования на предприятии называется или иначе процесса составления бюджета в компании называют бюджетным циклом, который так же насчитывает свои стадии. Их четыре, а именно:
1 Планирование, в которое вовлечены все подразделения;
2 Определение показателей для оценки Вашей планируемой деятельности;
3 Обсуждение изменений плана, в связи с новыми ситуациями;
4 Корректировка планов.
Виды бюджетов определяются на основе поставленных задач, на которые они рассчитаны. В связи с этим выделяют такие виды, как:
1 Генеральные и частные
2 Гибкие и статические.
За любым бюджетом, за его распределением, грамотном использовании и пополнении нужен постоянный контроль. Для того, чтобы контроль был качественным, он разделен на два уровня, где нижний уровень — это контроль над исполнением бюджета в структурных подразделениях, а высший уровень — контроль консолидированного бюджета и его исполнение.
Элементами системы контроля выступают следующие определения:
Объекты контроля (бюджеты Ваших структурных подразделений);
Субъекты контроля (подразделения, которые осуществляют контроль за грамотным исполнением бюджета);
Предметы контроля (предметные показатели и анализ);
Методы контроля
Виды бюджета.
Что ж, с определением, функцией и алгоритмами составления и контроля бюджета мы ознакомились. Настало время поговорить собственно о видах самого бюджета. И начнем, пожалуй, с определения общего, генерального бюджета.
Общий бюджет (он же основной или генеральный в разных интерпретациях) — скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия, расписанный с учетом всех функций. Генеральный бюджет объединяет множество частных бюджетов.
Результатом составления генерального бюджета являются следующее:
-прогнозируемый баланс;
-план прибыли и убытков;
-план денежных потоков.
Генеральный бюджет подразделяется на две группы:
-операционный бюджет (называемый тек же текущим, оперативным или периодическим);
-финансовый бюджет.
Операционный бюджет — это система бюджетов, которые характеризуют доходы и расходы, которые исходят от тех или иных операций, которые планируются на предстоящий определенный период.
Стоит отметить, что планирование генерального бюджета начинается именно с планирования операционного бюджета.
Если Вы хотите узнать больше — Вы можете следить за публикациями нашего блога.