Сущность и понятие инновационного менеджмента
«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме»
(Альберт Эйнштейн)
Доброго времени суток, дорогой читатель. Сегодня мы бы хотели еще раз вернуться к теме менеджмента и разобрать один из видов данного понятия, как инновационный менеджмент, его сущность, особенности и функции.
Развитие инновационного и технического потенциала компании очень важная стратегия для бизнеса. Разработкой задач и принятием решений для достижения результатов в данном ключе — и есть основная сущность инновационного менеджмента. Данное понятие включает в себя не только разработку стратегических задач, но так же знание об эффективности инновационных методов и их создание.
Отцом данного направления в менеджменте является английский ученый Фредерик У. Тэйлор в 1911 году. В своих трактатах он описывал принципы научного менеджмента, которые в сущности можно свести к двум основным идеям:
-обеспечение благополучия и процветания предпринимателя и его бизнеса;
-повышение благосостояния и развитие потенциала каждого работнпика в компании.
Идеи Тэйлора были подхвачены Анри Файолем, о котором уже шла речь в нашем блоге. Подробное пояснение относительно принципов, выделенных Файолем на основе теорий Тэйлора и собственных мы приводить не будем — Вы сможете почитать все в этой статье. Вернемся, непосредственно к функциям инновационного менеджмента.
Если вкратце, то функции инновационного менеджмента выглядят следующим образом:
-Прогноз;
-Планирование;
-Организация;
-Мотивация;
-Учет и контроль;
-Анализ и оценка.
Начнем по порядку:
1 Прогноз.
Если брать определение данного термина в разрезе управление, то мы получаем следующее, что прогноз, или же прогнозирование это предплановая разработка и детальная проработка моделей развития управления или же его объекта. Как правило, данные модели должны быть дифферентны и разноплановы, имеющие многовариантный характер. Целью данной функции является получение тенденций развития и качественных показателей. Основные задачи, которые решает прогнозирование это:
-Выбор метода и периода для прогнозирования;
-Разработка методов прогнозирования на основе маркетинговых исследований — в данной задаче рассматривается прогноз рыночных потребностей;
-Выявление основных тенденций: социальных, экономических, начных и технических, оказывающих влияние на потребность и спрос;
-Выбор показателей эффективности;
-Прогноз показателей качества для новых товаров/продуктов. При выполнении данного пункта необходимо учитывать факторы влияющих на данные показатели;
-Обоснование целесообразностей разработки новой продукции или увеличение эффективности, характеристик, инновационных нововведений для имеющихсыя продуктов, в экономическом разрезе.
2 Планирование.
Если в прогнозе не были задействованы строгие рамки сроков, то в этом пункте прописаны однозначно строго прописанные сроки. Задачи, которые решает планирование выглядят следующим образом:
-Выбор перспективной стратегии на основе анализа всех версий в рамках стратегического маркетинга;
-Обеспечение устойчивого функционирования компании;
-Формирование новшеств и инноваций, адекватных по ассортименту и номенклатуре относительно компании;
-Организцие разноплановых мероприятий, обеспечивающих оптимальное функционирование.
3 Организация.
У данного пункта есть две особо важные задачи для компании. Первое — это формирование структуры и обеспечение грамотного функционирования организации, второе — формирование корпоративной культуры, о которой Вы также можете посмотреть в этой статье.
5 Мотивация.
Относительно мотивации, как о главном двигателе организации Вы так же можете посмотреть статью недалеко в этом блоге.
6 Учет.
Относительно учета хочется остановиться здесь подробнее. Для инновационного менеджмента учет это неотъемлемая часть и функция, в которой закреплены все показатели времени, расходов, затрат, а так же параметров менеджмента в Вашей организации.
Для того, чтобы учет функционировал правильно, он должен соответствовать следующим требованиям:
-обеспечение полноты;
-динамичность учета, наличие зафиксированных данных в динамике;
-системность учета;
-автоматизация;
-преемственность;
-стимулирование качества труда.
7 Контроль.
Постоянный процесс, обеспечивающий выполнение всех запланированных программ, проверка продвижения работ для вынесения в дальнейшем результатов и необходимости корректировок. Контроль обладает следующими признаками:
-стадия жизненного цикла вашего объекта;
-объект контроля;
-стадия производительности;
-наличие исполнителя;
-охват объекта.
Контроль протекает в нескольких стадиях, которые приведены ниже:
Стадия 1 Мониторинг и анализ имеющихся результатов;
Стадия 2 Сравнение и сопоставление результатов: реальных с планируемыми;
Стадия 3 Корректировка имеющихся процессов.
8 Анализ.
Анализ насчитывает несколько вариантов и методик, которые заключаются в следующем:
-Метод сравнения;
-Факторный анализ (исследование с учетом влияния факторов на исследуемые объекты)
-Индексный метод (при сложных неизмеримых случаях анализа, при котором используют индексы, помогающие разложить по полочкам и факторам абсолютных и относительных отклонений)
-Графический метод
-ФСА (функционально — стоимостный акнализ);
-экономико - математический метод (ЭММ).
Вот, вкратце, небольшой очерк о сущности и основных функциях инновационного менеджмента.