Uber для бизнеса: как забыть про поиск клиентов и заняться делом | Карьера и свой бизнес
Мы работаем в туризме, поэтому многие примеры будут из той же сферы. Но я абсолютно убежден, что на любом рынке найдется такой мощный канал продвижения, который избавит предпринимателя от необходимости искать клиентов и даст возможность сконцентрироваться на продукте. Иными словами, на каждом рынке, даже на самом диком, есть свой «убер», даже если он не подозревает о том, что для своих партнеров он играет эту роль.
Я начинал предпринимательскую деятельность несколько лет назад на Сахалине с торговли цветов. В свое время я перепробовал много маркетинговых инструментов. Например, раздавал цветы бесплатно, но это, кроме убытков, ничего не дало. Еще мы обвешивали город плакатами целующихся Брежнева и Хонекера на 8 Марта и получили эффект, но чиновники через суд заставили нас снять плакаты. В итоге нашлось элегантное решение: два «мегапакета» рекламы на местном сайте заменили все остальное.
Тут нужно объяснить, что на Сахалине есть интернет-ресурс «Сах.Ком», основанный еще в 1990-х годах местным программистом-энтузиастом Альбертом Ли и заменивший на острове «Яндекс». Это первый сайт, на который заходят сахалинцы, открывая браузер. Самые прозорливые местные предприниматели смекнули, что с помощью «Сах.Ком» можно раз и навсегда решить для себя вопрос продвижения. Даешь рекламу и занимаешься своим делом: продаешь машины, суши, товары для рыбалки и все, что еще может понадобиться на Сахалине, не занимаясь маркетингом вообще.
Другая история про хостинг-провайдера из Москвы, который перепробовал много разных способов увеличить число клиентов. Они продвигались с помощью контекстной рекламы, активно занимались PR, запускали даже благотворительное движение. Маркетинг отнимал много усилий и креативной энергии, и несколько лет компания работала в ноль — хостинг же не назовешь сверхприбыльным бизнесом. Все решила одна идея — договориться о партнерстве с «1С-Битрикс», компанией с очень высокой выставочной активностью. Под «1С-Битрикс» разработали продукт, на его мероприятиях ставили стенд и получили доступ к 100-тысячной аудитории партнеров компании, и каждый пользуется хостингом.
Когда ты наконец находишь способ закрыть проблему продвижения одним махом, получаешь шанс совершить скачок. Агрегатор туров и экскурсий Rezdy вообще построил всю рекламную кампанию на этой идее. Он собрал на своем сайте истории клиентов, которые рассказывают, что произошло с их бизнесом после того, как они «уберизировались», — о достижениях больших и маленьких. Семейная компания по прокату мотоциклов открыла два магазина, где ими торгует. Организатор вертолетных туров на 75% сократил время, которое прежде тратил на телефонные разговоры.
Советы для тех, кто ищет свой «убер»:
1. По словам Дины Неупокоевой из компании Musement, которая продает билеты и туры в России иностранцам, в Питере до сих пор есть музеи с огромным туристическим потенциалом, куда пускают только по бумажным билетикам, в то время как в Европе билет в музей — это QR-код. Каждому очевидно, что питерскому музею будет сложно с каналами продаж. Дружба с технологиями расширяет круг возможностей.
2. Работать с приложением или модным онлайн-сервисом круто, но не обязательно. Конечно, удобно, когда кто-то уже сделал под вас готовую онлайн-площадку, ваш бизнес тоже «оцифрован» и идеально в нее интегрируется. Но на самом деле «уберизация» — это не конкретный сервис, а бизнес-подход, применимый и в онлайне, и в офлайне. «Убером» может быть торговая площадка, сайт объявлений, бизнес-партнер, все что угодно.
3. Не бойтесь банальностей. Если вы торгуете подержанными машинами из Японии во Владивостоке, то выбора нет. Все ваши конкуренты торгуют на рынке «Зеленый угол», туда же приходят все клиенты, значит, там нужно быть и вам. Арендуйте там место и на время забудьте об экспериментах.
4. Конечно, «уберы» придуманы для начинающих предпринимателей и малого бизнеса, который бережет ресурсы перед тем, как шагнуть на следующую ступень, где потребуются уже серьезные вложения в маркетинг. Кому-то этот шаг совершать и не захочется. На эту тему байка снова из Германии. Большинство немецких фермеров занимаются семейным бизнесом и не берут наемных сотрудников. Если возьмут — бизнес потеряет стабильность. Чтобы оправдать зарплату сотрудника, поголовье коров нужно увеличить на 60 животных, а это затраты по строительству, покупке оборудования, и совсем не обязательно увеличение прибыли. Впрочем, я бы на месте немецкого фермера обязательно рискнул.
редакция рекомендует
Глобализация через уберизацию | Инструменты на РБК+
Фото: Global Look Press
Сегодня каждый топ-менеджер знает громкие истории цифрового бизнес-успеха. О том, что капитализация AirBnB, не имеющей ни одной кровати, превысила капитализацию гостиничной сети Hyatt. О том, как Instagram был продан за $1 млрд без работающего продукта и всего с 16 сотрудниками, в то время как огромный Kodak, на фабриках которого трудились десятки тысяч человек, стал банкротом, хотя имел патенты на цифровую фотографию.
Эти истории вдохновляют, но не дают исчерпывающего ответа, почему эти бизнес-модели работают. Кажется, что их успех обусловлен некими эксклюзивными обстоятельствами, тем более что общего шаблона для успешной оцифровки бизнеса, конечно, нет. Тем не менее общие схемы и движущие силы в основании успешных цифровых бизнес-моделей имеются. В этом смысле системо- и трендообразующей компанией можно считать Uber. Ее бизнес-модель несет такую разрушительную силу, что продвижение компании на рынке сопровождается многочисленными судебными исками со стороны работающих по старинке конкурентов.
Как изменить клиентский опыт
Один из основателей Uber Трэвис Каланик рассказывает теперь, что идея бизнеса родилась у него в Париже в 2008 году, когда он не смог заказать такси.
Если проследить цепочку создания ценности при традиционном такси-сервисе, можно увидеть, что в каждом ее звене клиент сталкивается, с довольно большой вероятностью, с негативным опытом.
Когда звонишь в диспетчерскую, линия часто бывает занята. Или у тебя вообще нет под рукой нужного телефона. А если ты в чужом городе и тебя спрашивают, куда подать машину, бывает, что просто не можешь вразумительно объяснить. Затем приходится ждать, когда приедет машина, не имея никаких подсказок. Таксист не местный, плохо знает язык и город. В салоне машины у него грязно. Момент расплаты превращается в лотерею: сколько здесь принято платить, какие давать чаевые? Попытки расплатиться кредиткой таковыми и остаются. И, наконец, водитель не приучен выписывать квитанцию в обмен на деньги.
Видимо, Каланик испытал нечто подобное с парижскими таксистами, поскольку уже в 2009 году выпустил мобильное приложение Uber, которое предполагает совсем другую, в значительной степени цифровую цепочку создания ценности при перемещении клиента из точки A в точку B.
Теперь, чтобы вызвать такси, не нужно никуда звонить. Открываешь на телефоне приложение, выбираешь точки старта и финиша. Приложение предлагает варианты водителей с машинами, входящими в систему и находящимися поблизости, и цену за поездку. Ты связываешься с водителем и следишь по карте за тем, как он подъезжает. Все эти шаги отображаются на экране смартфона. Приехав на место, не нужно говорить о деньгах. А водителю, если он хочет и впредь получать клиентов через систему, приходится быть вежливым и содержать машину в чистоте. В общем, все должны быть довольны.
О том, что все участники процесса действительно довольны, говорит тот факт, что сервис Uber доступен уже в пятистах с лишним городах мира. Хотя его экспансия и сопровождается протестами и конфликтами во многих странах. Таким образом, тщательный анализ и пересмотр клиентского опыта приводит к хорошим бизнес-результатам. Более того, для цифровой трансформации бизнеса рекомендуется анализировать сразу все имеющие отношение к делу цепочки создания ценности: самой компании, клиентов и партнеров. Полезный цифровой потенциал для бизнеса проистекает от их разумной интеграции.
Поначалу в Uber пускали только водителей на представительских машинах, потом — ради международной экспансии — рамку расширили на автомобили экономкласса. Система работает не столько с такси-службами, сколько с частниками, которым по пути. Последнее обстоятельство — важный элемент бизнес-модели Uber, который служит основой так называемой экономики совместного потребления (c2c-коммерции).
Бизнес-модель Uber
Uber создает ценностное предложение и для клиентов, и для водителей — он сводит тех, кому надо добраться из точки A в точку B и желательно подешевле, с теми, кому по пути и кто не прочь подзаработать, подвозя попутчика (не говоря уже о таксистах). Понятно, что ключевым ресурсом оказывается техническая платформа с приложениями и алгоритмами, а затраты на ее разработку — одна из основных расходных статей (к таковым относятся также судебные издержки и присуждаемые компании штрафы).
Возможные источники доходов Uber включают не только плату за сервис (Uber обычно берет себе 20% платы за проезд, остальное — водителю). Созданный Uber интернет-хаб представляет собой платформу, которая привлекает клиентов и накапливает данные о них. Этот ценный актив служит источником дополнительных сервисов, в том числе предоставляемых партнерами этой платформы.
Uber как провайдер транспортной мобильности рассматривается даже в качестве одной из возможных новых автомобильных платформ. Сейчас такими компаниями-платформами выступают известные автопроизводители, а дополнительными поставщиками — производители запчастей и компонент информационно-развлекательной системы автомобиля. Но, как это уже случалось в прошлом, платформой может стать автомобильная ОС, и покупатель будет выбирать ее, а не «железо» (марку автомобиля). Или служба, работающая по модели Uber: сама Uber открывает новые сервисы по перевозке пассажиров на лодках и вертолетах, а израильская Gett рассматривает себя в качестве провайдера транспортировки не только пассажиров, но и грузов.
Экономика совместного потребления
С помощью своего цифрового портала Uber, Gett и им подобные поставляют на массовый рынок не используемые ранее ресурсы — сводят тех, кому надо ехать по маршруту, с теми, кто уже едет на своей машине по этому маршруту. Аналогичным образом уже упоминавшаяся компания AirBnB сводит тех, кому нужно переночевать, с теми, у кого как раз есть свободная комната или квартира. По такой же схеме работают fintech-компании, которые, минуя банки, соединяют частников, готовых дать свои деньги в долг, с надежными заемщиками (надежность «оцифровывается» с помощью собственных скоринговых систем). Даже стартапы получили возможность поднимать необходимые им для развития деньги не через традиционные венчурные фонды, а напрямую у будущих покупателей их продукции (краудфандинговые платформы Kickstarter, Indiegogo и др.). По этому поводу один крупный венчурный капиталист из Кремниевой долины сказал, что индустрия венчурного капитала, по сути, умерла. Чего не скажешь о самих стартапах.
Использование компьютерных платформ для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет устранить традиционных посредников, даже получило отдельное название в честь Uber — уберизация. В этой модели меньше издержки, поэтому ниже конечные цены, а сама она стала возможной, потому что люди быстро меняют свои привычки и делают то, чего не делали раньше, — сдают на короткое время свои дома или комнаты в них незнакомцам, дают и принимают деньги от людей, с которыми никогда не встречались. Они это делают, потому что оценку репутации и благонадежности незнакомцев тоже берут на себя технологии — различные рейтинговые и скоринговые системы. Получается, что технологиям доверяют больше.
С одной стороны, государственные регуляторы обеспокоены уберизацией, поскольку пока не знают, как регулировать экономику совместного потребления и облагать ее налогами. С другой — это тот случай, когда новые технологии, которые часто ругают за то, что они сокращают рабочие места, способствуют самозанятости людей и порождают новые профессии.
Uber выйдет на рынок финансовых услуг и запустит подразделение Uber Money
Изображение: Unsplash
Компания объявила о том, что в ней появится новое подразделение под названием Uber Money, пишет издание CNBC. Оно будет заниматься развитием цифрового кошелька и выпуском дебетовых и кредитных карт.
Одна из главных задач нового сервис – дать возможность 4 млн водителей Uber по всему миру доступ к мобильному банку для получения мгновенной оплаты после каждой поездки. Также компания планирует запуск полноценных банковских счетов. Инвесторы не очень впечатлились планами – после выхода отчетности и новостей о новых продуктах, стоимость акций Uber снизилась.
Примечание: любые операции с акциями на бирже связаны с определенным риском, это нужно учитывать (об этом говорит и опыт инвесторов Tesla). Для совершения операций с акциями российских и иностранных компаний, вам понадобится брокерский счет, открыть его можно онлайн. Вы можете отладить свою стратегию торговли с помощью тестового доступа с виртуальными деньгами.
Зачем это нужно компании
Под давлением конкурентов в разных регионах мира и на фоне выхода на IPO, менеджмент Uber стремится повысить заработок компании. В этой связи наличие собственных дебетовых и кредитных карт позволит компании избавиться от затрат и комиссий, возникающих при приеме обычных банковских карт.
Сейчас собственная карта Uber с функцией “instant pay” тестируется в США и нескольких других рынках. По сути, это бесплатный банковский счет с привязанной картой – все это работает на базе инфраструктуры финтех-стартапа Green Dot.
Кроме того, компания стремится нарастить обьемы безналичных платежей. Во многих странах, где работает Uber, пользователи по-прежнему предпочитают расплачиваться наличными. До 40% всех поездок Uber в мире оплачивается именно таким способом. Одна из задач компании – снизить эту цифру.
Еще одна функция карты – бесплатный овердрафт до $100, нацелена на водителей с развивающихся рынков. Зачастую у них может не быть денег на бензин, чтобы начать работу, а так они смогут заправить бак и начать развозить пассажиров. То есть Uber создает для своих водителей альтернативу дорогостоящим «займам до зарплаты».
Когда Uber сможет выйти на прибыль
Гендиректор Uber Дара Хосровшахи заявлял, что компания планирует выйти в прибыль в 2021 году. По данным компании, в третьем квартале 2019 года чистый убыток Uber составил около $1,2 млрд.
При этом выручка выросла на 30% при расчете год к году и составила $3,8 млрд. Квартальная выручка сервиса для доставки еды Uber Eats выросла на 64%, до $645 млн, сервиса для заказа грузоперевозок Uber Freight — на 78%, до $218 млн
По данным Bloomberg, после выхода отчётности Uber акции компании упали в цене более чем на 5%.
Купить акции иностранных компаний из России можно без необходимости открывать отдельный брокерский счет у зарубежных брокеров. Такие акции торгуются на рынке иностранных ценных бумаг Санкт-Петербургской биржи. Сегодня к торгам допущены более 500 ликвидных акций ведущих компаний всех секторов мировой экономики, в том числе все акции индекса S&P 500.
Полезные ссылки по теме инвестиций и биржевой торговли:
Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital
Почему бизнес-модель Uber не подходит для любого стартапа
Достаточно одного нажатия кнопки на смартфоне, чтобы вызвать такси, заказать еду, убрать в квартире, отдать одежду в прачечную, припарковать автомобиль, попросить кого-то прогуляться с домашними животными и даже посидеть с ребенком. С появлением целой группы приложений «по запросу» пользователи получают услуги здесь и сейчас.
Расцвет моды на приложения «по запросу» связан с успехом Uber, чью бизнес-модель в последние несколько лет стартапы берут за основу своих идей. Хотя она не кажется сложной с первого взгляда, оказалось не так-то просто применить бизнес-модель к другим нишам и сделать приложения «по запросу» такими же востребованными. Технологические блоги регулярно рассказывают о стартапах-«уберах», которые с трудом борются за рост, стараясь сохранить доступные цены и удовлетворенность заказчиков и работников. Компании Prim (прачечная), SpoonRocket (доставка еды), Homejoy (уборка домов) уже закрылись, некоторые компании страдают от судебных процессов и высокой конкуренции.
Так может быть бизнес-модель Uber не подходит для каждого бизнеса? Или всему виной незнание индустрии и ее правил при разработке нового приложения? Основываясь на опыте американских «убер»-стартапов и самого Uber, давайте попробуем разобраться, где скрываются основные ловушки модели и почему она подходит не для любого решения.
Когда Uber начинал свой путь, рынки такси во многих странах отличались высокими ценами и низкой клиентоориентированностью. Это дало компании возможность побороться за клиентов и завоевать долю рынка. Перемещение из точки А в точку Б — часто повторяющаяся потребность. Поэтому, заполучив клиента однажды, Uber получал повторных клиентов, выигрывая при этом от сетевого эффекта: эффективность бизнес-модели и покрытие расходов за счет растущего количества заказчиков и водителей.
Много ли других потенциальных рынков похвастаются тем же?
Уборка на дому, так же, как и некоторые другие ниши, отличается от перевозки «по запросу» важным свойством. Одна и та же услуга, как правило, повторяется регулярно, требуя установления доверительных отношений между клиентом и исполнителем. Они инвестируют время, чтобы определить предпочтения и дополнительные детали, создавая тем самым базу знаний. Так нужно ли обеим сторонам каждый раз пользоваться платформой, снова и снова инвестируя время, чтобы назначить новую встречу и построить новые отношения? Скорее всего, нет.
Homejoy, приложение для уборки дома «по запросу», перестал развиваться и расти, так как клиенты и уборщики не пользовались платформой после установления первоначального контакта: они обменивались контактными данными и организовывали последующее сотрудничество напрямую. По данным Forbes, только 15-20% заказчиков повторно использовали Homejoy в течение месяца, чтобы назначить новую уборку.
Давайте сравним это с рынком пассажирских перевозок, где каждая транзакция единична и обе стороны не знакомы. Как бы водитель ни хотел дать пассажиру номер своего телефона, пассажир вряд ли согласится, ему проще в следующий раз так же нажать кнопку и заказать машину. В таком случае платформа снова организует процесс и обеспечивает безопасность.
Вопрос доверия важен и может стать причиной, по которой целевая аудитория не даст шанса новому «Uber для Х». Доверят ли потенциальные пользователи ребенка «убер»-няне? Лучше подумать об этом заранее.
Более того, услуга такси типовая. По большому счету, пассажиру все равно, как выглядит водитель, какого цвета машина, с какой скоростью его везут. Не многие ниши похвастаются такой простотой. Иногда нужно пощупать товар до заказа, задать дополнительные вопросы, выбрать цвет, материал и т.д. Скорее всего, бизнес-модель Uber в таких случаях не сработает.
Большое количество «убер»-приложений создает конкуренцию в своих сегментах «по запросу». Поэтому компаниям, занимающим 3 и 4 места, приходится побороться за получение прибыли. Когда Uber начинал завоевывать рынок, стратегия компании была действительно новой и прорывной по сравнению с основным конкурентом — монополистическим рынком такси-услуг.
Сравним это с рынком доставки еды, который по прогнозам на 2016 год станет консолидацией закрытий. По данным CB Insights, в 2015 году такие стартапы во всем мире получили рекордные $5,7 млрд инвестиций, 152% рост по сравнению с 2014 годом.
Это делает рынок одним из самым конкурентных и переполненных. Стартапы предлагают одни и те же услуги, одним и тем же клиентам, с помощью одних и тех же работников. Нет ничего удивительного в том, что некоторые компании, например SpoonRocket или Instacart, выходят из игры или меняют стратегии.
Что еще усугубляет положение, так это выход на рынки гигантов с налаженными процессами и технологиями, таких как Uber и Amazon. Обе компании уже присутствуют в сегменте доставки еды «по запросу» и угрожают завоевать его значительную долю.
С последствиями высокой конкуренции сталкиваются не только игроки на рынке доставки еды «по запросу». Одной из основных причин сменить стратегию для Lavanda, услуги прачечной, стали действия хорошо финансируемого конкурента, который потратил большие средства на борьбу.
Природа «убер»-приложений основана на удобстве и низких ценах — настолько низких, насколько позволит себе потратить на удобство обычный человек, и таких, чтобы оставаться привлекательнее конкурентов. Стартапы, кроме того, утверждают, что с ростом компании, они предложат качественный сервис по еще более низкой цене. Но так происходит не всегда: цены на услуги растут, сервис слабеет. С первого взгляда это кажется логичным — за удобство нужно платить. Но высокая плата за удобство не инновация — так было всегда, не так ли?
Беря бизнес-модель Uber себе на вооружение, компании автоматически соглашаются работать с низкой рентабельностью. Для успеха такой стратегии в долгосрочной перспективе лучше позаботиться о «подушке безопасности». Как же Uber достиг низких цен и остался в выигрыше?
Uber начинал как люксовый сервис. И даже сейчас выведение товара на рынок начинает с премиального сервиса Uber Black, а только потом выводит UberX и UberPool, ориентированные на масс-маркет. Таким образом, успех Uber базируется на использовании роста компании для снижения цены и расширения сервисов. Хотя рентабельность услуг Uber и мала, компания совершает так много поездок на большом количестве рынков, что бизнес в конечно итоге остается жизнеспособным и успешным. Кроме того, как глобальный лидер, Uber получает глобальные инвестиции.
Если подытожить, то для долгосрочного успеха, покрытия маркетинговые расходов, обеспечения прибыльности низкорентабельных сервисов компании должны либо обеспечить частое использование сервиса, либо дополнить предложение сервисом с высокой рентабельностью.
Обеспечение качества может оказаться непростой задачей, если доверить контроль только программе. Одним из основных условий эффективности работы «убероподобных» компаний является то, что сотрудники работают сами на себя. Это влечет за собой снижение издержек, но и риск: компании не могут контролировать качество услуг и обучать работников.
У Uber нет нужды учить своих водителей, так как вождение — один из навыков, которому всех людей учат в схожей манере, автоматически готовя стать водителями. Для сравнения, качественная уборка дома, как и некоторые другие сервисы, потребует дополнительных навыков или квалификации.
Homejoy, стартап по уборке домов «по запросу», закрылся как раз по причинам того, что не обеспечивал качество выполняемых работ. В похожую ситуацию попал и Instacart, сервис по доставке еды из магазинов: людей, как правило, не учат, как отличить спелый авокадо или один сорт помидора от другого.
Качество услуг не всегда может быть обеспечено только с помощью технологий, какими бы современными они не являлись. Если компания постоянно получает негативные отзывы, то, возможно, стоит пожертвовать экономией и изменить стратегию.
Из выше описанных пунктов может показаться, что рынок приложений «по запросу» уже заполнен и не обещает ничего хорошего. Но это не совсем так. Целью статьи было показать, что бизнес-модель Uber не обязательно подойдет каждой идее. И то, что решение станет услугой «по запросу» автоматически не делает из него «Uber для X». Существует много способов построения такого сервиса. В том числе в зависимости от того, как устанавливаются цены и кто поставляет сервис, индивидуальные предприниматели или сотрудники компании. Каждая компания должна определить, какой способ сработает в её случае.
Luxe начинал как «Uber для парковки» и вначале был многообещающим. После борьбы с некоторыми трудностями, потери доходов и заказчиков компания сменила фокус с классической бизнес-модели Uber «по запросу» на запланированный сервис. Приложение стимулировало водителей информировать о времени, когда они хотят получить машину обратно, или запрашивать ее с некоторым запасом времени. Такой подход помог предсказывать спрос и сократить расходы.
Если же вы хотите выбрать бизнес-модель Uber как основу для стартапа, попробуйте ответить на семь простых вопросов ниже. Они помогут оценить, подходит ли вашей идее эта бизнес-модель.
Источник: http://itransition.ru/blog/when-uber-is-not-for-everything/
Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Конструктор сервиса услуг наподобие Uber как бизнес
Все вы, наверное, знаете, что такое Uber. Это компания, оказывающая услуги такси с помощью привлеченных частников. Любой человек с помощью сайта или мобильного приложения Uber может заказать услугу такси и к нему приедет самый ближайший свободный частник. То есть быстро и недорого.
Благодаря тому, что эти частники не платят налоги, их услуги дешевле официальных служб такси. И Uber постепенно вытесняет легальные службы такси с рынка тех городов, где он уже работает. Его популярность всего за несколько лет выросла фантастически:
Поисковый запрос «uber» запрашивают в США такое же фантастическое количество раз — более миллиона за месяц:
И такая популярность Uber’а характерна не только для США (родины этого сервиса), но и для других стран:
Даже в России «uber» запрашивают в Яндексе достаточно много — примерно 14 тысяч раз в месяц:
А еще год назад его запрашивали в несколько раз меньше.
Другими словами, Uber наступает на сложившиеся службы такси во всех странах, где он присутствует. Благодаря удобству, дешевизне и возможности заработать через эту службу каждому человеку.
Не зря во многих странах происходят протесты, организованные уже сложившимися службами такси (на картинке ниже — аналогичный протест, случившийся недавно в Австралии):
Несмотря на эти недовольства, Uber продолжает свое победное шествие по всей планете. Несмотря на кризисы, мировые или местные.
Кризис подобному бизнесу не помеха, а как раз-таки развивающий стимул. Потому что люди еще больше начинают экономить и стараться дополнительно подработать (что Uber для них и делает).
Именно последний внутрироссийский кризис, связанный с очередным падением рубля, подстегнул развитие другого сервиса, уже чисто российского — Youdo.com — который является не чем иным, как Uber’ом в сфере услуг.
Его сооснователь Денис Кутергин в недавнем интервью изданию the-village.ru сообщил:
Его посещаемость, действительно, внушает уважение (1.2 миллиона посетителей в месяц):
И это отчасти тоже потому, что в трудные времена народ ринулся экономить и подрабатывать, развивая таким образом сам сервис Youdo.
Отсюда можно сделать вывод: сервисы, подобные Uber’у (и Youdo) — это наше будущее. Они востребованы, они способны активно развиваться в том числе усилиями самих пользователей (как заказчиков, так и исполнителей), им не страшен никакой кризис. Более того, они разрушают сложившиеся сервисы услуг простым своим существованием.
Но, к сожалению, в России Youdo.com дальше Москвы и Петербурга пока не развивается (в отличие от Uber’а, который завоевал уже полмира).
С одной стороны, потому, что сфера услуг в России пока еще не очень развита, по сравнению со сферой такси (и инвесторы скорее понесут деньги в uber, нежели в youdo).
С другой стороны, такого широкомасштабного сервиса такси в России когда-то тоже не было (вспомните конец 80-х годов; в нашем городе тогда существовало одно-единственное муниципальное такси, которое настолько было невостребовано, что его задействовала в своей работе местная почта для срочной доставки телеграмм).
То есть рано или поздно в сфере услуг разных городов России тоже начнут развиваться сервисы, подобные youdo.
Мне кажется, их развитию сегодня можно помочь еще быстрее, чем когда-то разрешение власти на частные услуги такси помогли поднять этот бизнес до сегодняшних высот.
Если раньше развитию регионального бизнеса способствовали разрешительные документы, спускаемые сверху традиционным бумажным путем. То сегодня это гораздо быстрее может сделать Интернет и соответствующие технологии.
Интернет, социальные сети и конструкторы интернет-магазинов создали сегодня возможность для всех создать свой интернет-магазин (читай: готовый бизнес) за несколько минут.
И, оказывается, сервис наподобие Youdo, можно точно так же штамповать, как интернет-магазины, создаваемые на платформе Nethouse.ru
Один американский предприниматель придумал плагин для создания независимого «Uber’а в сфере услуг» в любом городе (смотрите его сайт lauhch37.com). И за его пользование берет с бизнесменов от 29 до 159 долларов в месяц:
За эти деньги предприниматель получает готовый инструмент создания сервиса (наподобие UBER’а) в любой сфере услуг: от клининга, стрижки газонов до услуг грузчиков (сюда можно добавить еще услуги бэбиситтеров, прогулки с собакой и тому подобное). Тех сервисов, которые востребованы в каждом городе в массовом количестве.
И несколько сайтов, созданные на этом конструкторе, уже работают. Вот их список:
Второй из них — maidsinblack.com — стал даже очень популярным. Причем, сделан он на обычном WordPress:
Уже через год с момента создания этот сайт начал приносить основателю 70 тысяч долларов в месяц.
Если бы у нас в России существовал подобный конструктор (может быть, он уже есть, тогда киньте ссылочку), любой человек смог бы за умеренную плату, без особых знаний в программировании, открыть в своем городе востребованный бизнес в сфере услуг.
Ведь в сфере торговли это уже есть (я знаю как минимум три сверхпопулярных конструктора интернет-магазинов, на самом деле их намного больше). Значит, то же самое можно сделать и в сфере услуг.
Тот, кто такой конструктор придумает первым, сможет зарабатывать на ежемесячной абонентской плате со всех городов России (а их более тысячи, и в каждом городе можно организовать как минимум несколько отдельных услуг).
Плюс, тысячи местных предпринимателей получат простой способ начать-таки наконец современный продвинутый бизнес в сфере услуг в своем городе (как сегодня многие предприниматели прибегают к покупке франшизы, чтобы развивать местный бизнес по уже созданному лекалу).
Еще больший плюс — любой житель любого города сможет найти себе подработку через подобный сервис. И жить без страха за свое будущее.