Лесозаготовка бизнес и профессия: Журнал «Лесозаготовка. Бизнес и профессия» – Бизнес и профессия | Лесозаготовка. Бизнес и профессия

Не забавы ради — История лесозаготовок

Не забавы ради

Вспоминая историю лесозаготовок в нашей стране, нельзя не упомянуть особый вид вывозки древесины, который в свое время без особых капиталовложений обеспечивал лесом советскую промышленность.

Санная вывозка древесины достойна изучения еще и потому, что какие-то ее элементы вполне применимы и в наше время.

В первых планах механизации и рационализации дрово- и лесозаготовок СССР (1926–1928) развитию зимнего транспорта леса по ледяным дорогам с тракторной и конной тягой уделялось большое внимание.

В те годы в США, Канаде и Скандинавских странах активно использовались бесколейные дороги со сплошным толстым слоем льда по всей ширине снежного полотна с применением легких тракторов и двухполозных саней, у которых полозья шли по следам гусениц трактора. Их основным достоинством являлась возможность отказа от постройки земляного полотна для удешевления устройства пути зимних сезонных дорог с небольшим грузооборотом, при наличии достаточного количества источников водоснабжения для поливки пути.

ТУТ ВАМ НЕ ТАМ
В природно-производственных условиях северных районов СССР наиболее целесообразными оказались дороги длительного действия с большим ежегодным грузооборотом. Кроме того, в основных лесозаготовительных районах европейской части СССР часто наблюдался недостаток естественных источников водоснабжения. Это потребовало разработки собственных оригинальных решений по вопросам устройства и эксплуатации ледяных дорог.

Основными требованиями к советским ледяным дорогам являлись: многолетнее использование трассы; большой грузооборот; максимальное использование зимнего сезона вывозки (начинать как можно раньше, прекращать как можно позже), а также сведение к минимуму влияния оттепелей; движение тяжелых лесовозных поездов; минимальное сопротивление движению тягачей и саней; наилучшее сохранение эксплуатационных качеств дороги и удобство ее содержания. За минимальный принимался грузооборот дороги в 70 тыс. м3

в год, при сроке службы не менее 5 лет, так что общий запас древесины, тяготеющий к дороге, должен был быть не менее 350 тыс. м3.

По этим требованиям был принят основной тип ледяной дороги с тракторной тягой: двухпутная дорога – ледяная колейная на грузовом и снежная уплотненная – на порожняковом пути, с качественной подготовкой земляного полотна, с разделением полос движения для движителей тягачей и для саней, с нарезкой колеи в земле и поливкой только колеи при сравнительно небольшом расходе воды. Такое разделение полос позволяло предотвратить разрушение ледяных колей гусеницами тракторов, но это привело к созданию саней с очень широким ходом.

ЛЕДЯНОЙ МОНОРЕЛЬС
Увеличению объемов тракторной вывозки способствовало внедрение в 1935 году одноколейных ледяных дорог. По их ледяной колее перемещался центральный полоз предложенных Я.  И. Гинзбургом однополозных саней, воспринимая 90–95 % рейсовой нагрузки. Это снизило удельное сопротивление движению по сравнению с двухполозными санями в 2,5 раза и увеличило полезную нагрузку тракторных поездов в 1,5 раза.

Помимо этого, к бесспорным преимуществам однополозных саней перед двухполозными можно отнести 50 % удешевление строительства земляного полотна, поскольку требовалась раскорчевка и планировка полотна шириной только 1,5 м, по сравнению с 4–6-метровым для двухполозных; также на 50 % снизились затраты на содержание пути; конструкция саней существенно снижала усилия трогания при примерзании саней.

Полезная нагрузка санного поезда варьировалась от 100 до 1000 м3 древесины

Помимо однополозных саней Я. И. Гинзбурга, впоследствии были созданы и успешно эксплуатировались также сани других конструкций.

Колеи, нарезаемые в земле, давали следующие преимущества при эксплуатации: лед в них не давал трещин и осадки, дорога выдерживала большие нагрузки, колеи можно было обледенять при первых морозах, не дожидаясь образования глубокого снежного покрова, продолжительность сезона вывозки увеличивалась по сравнению с другими типами зимних дорог.

В соответствии с принципиальными решениями строительства и содержания колейных ледяных дорог была разработана технология дорожных работ с использованием тракторов и простейших дорожных орудий, изготавливаемых на лесозаготовительных предприятиях, – угольников, катков, колеерезов, поливочных цистерн, насосных станций.


СРОКИ РЕШАЮТ ВСЕ!
Основными положениями технологии строительства являлись: устройство земляного полотна до наступления морозов; на грузовом пути – производство земляных работ, тщательная планировка, нарезка колей; на пути для порожняка – только планировка; начало зимних работ – при первых морозах и выпадении снега; на грузовом пути – удаление лишнего снега, первоначальные поливки для обледенения колеи; на порожняковом пути – уплотнение снега, нарезка колей.

Основные требования к нарезке колей: глубина на прямых участках пути – 12–15 см, ширина в земле – на 10–12 см больше, чем у готовой ко-леи, прямолинейность; на закруглениях – плавное очертание по кривой заданного радиуса, увеличение ширины колеи в зависимости от радиуса кривой для свободного вписывания полозьев саней, глубины  – до 20 см, соответствующие размеры полоза колеереза по ширине и длине (для уширения колеи на кривых).


На первоначальное обледенение 1 км одноколейной ледяной дороги требовалось 40 м3

воды; общий средний расход воды на сезон на 1 км ледяной тракторной дороги составлял 130 м3 воды.


Основные требования к поливке колей: перед первой поливкой – уплотнение снега и придание колее правильной формы; первая поливка  – с максимальным расходом воды по всей ширине обледеняемой полосы; последующие поливки – с постепенным уменьшением расхода воды на единицу пути и разделением потока воды на две струи, направленные на борта, с которых вода стекает на стенки и дно колеи; регулировка расхода воды скоростью движения поливочных цистерн и распределение потока воды формой лотков; приглаживание колеи при поливках полозьями цистерны или специальных формовочных саней. Выполнение всех указанных работ – в минимальный срок, для ускорения начала вывозки древесины.

Общая протяженность ледяных дорог в 30-х годах ХХ века доходила до 20 тыс. км

Основные положения по содержанию до-: удаление выпадающего снега, очистка и выправление колей, систематические поливки колеи с минимальным расходом воды, применение в конце зимнего сезона специальных мер для продления срока эксплуатации ледяной дороги.

Удельное сопротивление движению саней по ледяной дороге и, соответственно, удельный расход топлива напрямую зависят от со-стояния пути, который нужно было поливать ежедневно, предварительно подметая колею. Для этого создавались специальные дорожно-ремонтные бригады, из расчета – 1 рабочий на 0,5–2 км пути, в зависимости от плана и профиля дороги.

Отметим, что, по данным исследований М.  И.  Кишинского, разница удельных сопротивлений движению саней между отличным состоянием дороги и очень плохим составляла 5 и более раз.

Применение однополозных саней с 1935 года для тракторных и с 1937 года для автомобильных ледяных дорог позволило доводить полезную нагрузку санного поезда до 500–1000 м

3 для гусеничного трактора и до 50–100 м3 для автомобиля. Известны и стахановские рекорды на санно-тракторной вывозке леса, когда рейсовая нагрузка доходила до 1300 м3, но практика показала нерациональность таких под- вигов, поскольку составление такого поезда на 3 дня нарушало нормальную работу всей дороги.

МЕНЬШЕ, НО БЫСТРЕЕ
Хотя автомобильно-санные лесовозные поезда имели существенно меньшую полезную нагрузку, они также вызывали значительный интерес у лесозаготовителей в связи с большими рабочими скоростями, ведь продолжительность рейса тракторно-санного поезда могла быть больше суток.

Наличие у автомобиля грузовой платформы определило возможность его использования на вывозке леса в трех основных вариантах:

  1. Автомобиль с коником и санным роспуском плюс один или несколько комплектов саней;

  2. Автомобиль с кузовом, груженным коротьем, и один или несколько комплектов саней; Автомобиль с балластом в кузове и несколько комплектов саней.

  3. Первый тип автомобильно-санного поезда применялся преимущественно на снежных дорогах при вывозке хлыстов, при вывозке длинномеров к нему добавлялся второй воз; на ледяных дорогах в составе такого автопоезда могло быть несколько комплектов саней.

Второй тип автомобильно-санного поезда применялся также преимущественно на снежных дорогах при вывозке коротья. Число комплектов саней на ледяных дорогах могло достигать 5–7.

Третий тип автомобильно-санного поезда применялся преимущественно на одноколейных ледяных дорогах при больших нагрузках на рейс, поэтому в его комплект включалось 10 и более саней.

Краткое сравнение достоинств и недостатков этих типов автомобильно-санных поездов приведено в табл. 2 (достоинства – знак «плюс», недостатки – «минус»).

Первые два типа автомобильно-санных поездов иногда применялись на одной дороге: первый  – для перевозки долготья, второй  – для коротья. Третий тип автомобильно-санного поезда, аналогичный тракторно-сан-ному, позволял использовать для вывозки мощные колесные тракторы К-700 и Т-125, более удобные для тяги тяжеловесных санных составов, чем автомобили. Это позволяло вести состав из 16 саней общим весом до 400 тонн, со средней скоростью 14–16 км/ч.

Владимир Язов, к. т. н.
Игорь Григорьев, д. т. н., профессор каф. ТОЛК ЯГСХА


Фото из архива:
http://foto11.com/komi/luzdor/noshjul-history.php


Профессионалами не рождаются — Бизнес и профессия

Профессионалами не рождаются

Календарь и природа нечасто сходятся во мнениях, особенно когда дело касается смены времен года.

И хотя все точно знают, что апрель растопит снег, а декабрь заморозит лужи, делать ставки на то, «сдует» ли сентябрь с людей летние наряды, вряд ли кто-то станет. Холодные и редкие солнечные лучи, изредка пробивающие облачную толщу январского неба, постоянно напоминают мне об ярком и теплом сентябре в Иркутске. Начало осени в Сибири явно не смогло одолеть редуты августа, и слепящее солнце, хоть и уставшее после трех месяцев работы, вполне успешно боролось с циклонами за шорты и футболки. В очередной погожий день, приближавший середину девятого месяца прошлого года, я уверенным шагом шел на встречу с техническим директором официального дилера John Deere в Иркутске – «Тимбермаш Байкал».

Офис компании «Тимбермаш Байкал» в Иркутске находится практически на самой набережной Ангары. Найти его несложно: огромный баннер с оленем и словами John Deere, а также зеленые машины с ярко-желтыми надписями явно выдают дилера, зазывая в гости всех. Не исключаю, что даже не имеющие отношения к заготовке леса люди периодически заходят сюда, просто полюбоваться великолепными сложными машинами. Меня же здесь ждет встреча с человеком, отвечающим за ремонт и техническое обслуживание этих красавцев – машин John Deere – в Сибири. Это Виталий Сташуль, технический директор «Тимбермаш Байкал».

В 2003 году Виталий закончил Иркутский государственный технический университет (факультет транспортных систем, кафедра автомобильного транспорта) по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», после чего отработал год оператором харвестера и в 2004-м поступил на работу в «Тимбермаш Байкал», уже в качестве инструктора, главная задача которого – обучать людей работе на харвестерах.

«Года три я отработал инструктором. Работа велась с клиентами компании: мы собирали группу операторов и обучали их на симуляторе. Кроме того, я объяснял теорию, принцип работы и устройство машины, – вспоминает Виталий. – На самом деле работа оператора харвестера требует довольно крепких нервов. Очень много факторов влияет на то, куда упадет дерево, и отнюдь не все зависит от машины и оператора, но также и от ветра, снега и т. д. Не самое приятное ощущение, когда ты с учеником в кабине, он за рычагами – и дерево падает на машину. Кабина, конечно, выдерживает, но бьются фары, мнется железо… К счастью, прямо на кабину деревья у нас не падали, однако вскользь по стреле цепляло неоднократно. Такие моменты хорошо запоминаются».

В 2008 году Виталий отправляется в Братск, где становится директором филиала. «В каждой должности есть свои интересные моменты. Работа директора филиала – это постоянное общение с клиентами. Необходимо понимать их потребности и думать над тем, как эти потребности удовлетворять, – а это не только важно, но и интересно. Пожалуй, это была самая интересная должность из всех, что мне приходилось занимать», – рассказывает Виталий.

Спустя еще 3 года Виталия приглашают обратно в Иркутск, уже на должность технического директора. В Иркутске находится головной офис компании «Тимбермаш Байкал»

«Задачи технического директора уже не связаны напрямую с клиентами. Моя работа заключается в выборе краткосрочных и долгосрочных целей развития сервисного отдела компании, стратегическом планировании, постановке, контроле и достижении выбранных целей. За выполнение задач отвечают директора филиалов, которые на местах отвечают за все, что связано с сервисом. В Иркутске нет отдельного филиала, тут находится головной офис компании, но машины работают и их нужно обслуживать. Поэтому здесь я также выполняю функции директора филиала, занимаюсь обслуживанием закрепленных клиентов», – говорит Виталий.

Расширение линейки техники позволило обеспечить клиентам весь комплекс машин, необходимых для работы в лесу, что открыло новые горизонты для развития
Территория обслуживания компании – Восточная Сибирь, где работает 935 единиц самоходных машин и 165 единиц навесного и прицепного оборудования. Весь этот парк ведут 46 сервисных инженеров, из расчета 1 механик на 20 машин, согласно регламенту John Deere

В Иркутске сосредоточен весь управляющий аппарат компании. Всего в главном офисе работает порядка тридцати человек, из которых девять – директора, включая генерального, технического, финансового и других.

Поскольку John Deere – бренд американский, я поинтересовался у Виталия об особенностях работы с иностранцами.

«На мой взгляд, американцы отличные управленцы. Работать с ними просто, поскольку существуют определенные, довольно строгие правила, все ходы вполне прогнозируемы. Те результаты, которых мы достигли за 13 лет работы компании «Тимбермаш Байкал», а точнее – даже с 2006 года, когда Timberjack превратился в John Deere, – во многом были достигнуты благодаря опыту менеджмента США.

Кроме того, John Deere позволил нам расширить линейку техники, предлагаемой клиентам: к лесным машинам добавились дорожно-строительные, которые также идут в лес, –грейдеры, бульдозеры, экскаваторы. Это позволило нам предлагать клиентам все необходимое для работы в лесу, увеличить наш потенциал, открыв новые горизонты для развития».

На плечах технического директора лежит и вопрос квалификации кадров. У компании John Deere имеется целый отдел, который занимается обучением механиков и инженеров дилерских центров. Часть обучения проводится в Москве, а если сотрудник идет на «черный пояс» – высшую категорию диагностов, то обучение проходит либо в Финляндии, либо в США, в зависимости от техники, с которой работает инженер. Дело в том, что сортиментную технику John Deere выпускают в Финляндии, а в Штатах производят машины для хлыстовой заготовки. После обучения сдается экзамен, состоящий из теоретической части и практики. Последняя интересна тем, что экзаменаторы сами выводят из строя машину, делая в ней три поломки. Претенденту на высшую категорию дается 3 часа на устранение этих неисправностей, и обязательный минимум – выявление и устранение не менее двух из них.

Развиваясь вместе с компанией, Виталий смог узнать специфику работы на разных позициях, как работают все сотрудники от простого механика до управленца высшего звена, что, безусловно, помогает грамотно строить стратегию развития, укрепляя слабые места и используя сильные стороны компании. Виталий Сташуль – отличный пример умного и успешного инженера, который всего за 7 лет прошел карьерный путь от выпускника вуза до технического директора одной из крупнейших дилерских сетей лесозаготовительной техники в Сибири. Как показывает опыт Виталия, это вполне реальный расклад для хорошего инженера. А хорошего инженера делает не только качественное образование, но и собственное стремление профессионала постоянно развиваться и совершенствоваться.

«Мы не жалеем денег на обучение. Наш подход прост: всегда, когда есть возможность, мы проводим обучение, когда возможности нет, мы все равно учим. Даже в случае, если директор филиала утверждает, что механик занят, а потому не может быть отправлен на учебу, со стороны руководства есть обязательное требование: отправить на обучение в любом случае. К счастью, сегодня руководители филиалов понимают, что обученный механик тратит гораздо меньше времени на поиск и устранение неисправностей, и один квалифицированный специалист заменяет троих неквалифицированных. Мы стараемся обучить всех своих механиков так, чтобы они могли устранить любую поломку с первого раза, без повторных выездов. Ведь как бывает с неподготовленными инженерами: они приезжают к клиенту, пытаются что-то сделать, ничего не выходит, они возвращаются в дилерский центр за советом, потом снова едут на предприятие. А время идет, техника простаивает…»

Константин Поршнев


Кто нужен в лесу? — Бизнес и профессия

Кто нужен в лесу?

Сегодняшний опрос, в котором участвовали как студенты, так и преподаватели, выявил парадоксальность ситуации в лесном образовании. Получается, что наши вузы по велению вышестоящих инстанций сейчас готовят не совсем тех, кто действительно нужен в лесу и в ЛПК в принципе…

КАКОЙ ТАКОЙ БАКАЛАВР?
К этому иностранному слову все в общем-то привыкли, но лучше от этого никому не стало. Студентам теперь вроде бы проще, во всяком случае хотя бы учиться меньше. Но вот кому они будут нужны потом? Руководители предприятий уже окрестили бакалавров «недоделанными инженерами» и брать на работу таких молодых специалистов не спешат. Почему? Объясняет профессор Игорь Григорьев:

– Безусловно, наиболее интересной, востребованной и ответственной в лесном комплексе является специальность «Лесоинженерное дело» с квалификацией инженера. Трудности набора на эту специальность объяснялись тем, что она предусматривает работу вдали от городских удобств. Но с прошлого года по инициативе Министерства образования и науки РФ лесотехнические вузы прекратили выпуск инженеров-технологов по данной специальности – печально. Если в деревообработке, где вариативная часть принятия решений значительно меньше, чем в лесозаготовительном производстве, квалификации бакалавра, по сути – квалифицированного исполнителя, вполне достаточно, то в лесоинженерном деле вариативная часть принятия решений огромна. Каждый опытный лесозаготовитель знает, что нет двух одинаковых участков леса, природно-производственные и экономические условия работы лесозаготовительных предприятий постоянно меняются. При этом лесозаготовитель отвечает за заготовку, транспорт, первичную обработку заготовленной древесины и лесовосстановление. А кроме того, на нем охрана и защита арендуемых лесных участков.
Объективно лесозаготовительным предприятиям нужны не бакалавры, а полноценные инженеры, но с этим теперь проблемы
С авторитетным преподавателем согласны студенты Сыктывкарского лесного института, многие из которых с уважением говорят о специальности инженера-технолога: «Специалист с таким дипломом является одним из главных в лесу, с такой профессией проще найти работу в лесной промышленности».
Юрий Нестеров (6 курс) уточнил:
– Без инженера по лесопользованию не обходится ни одна лесозаготовительная работа. Через инженера по лесопользованию происходит оборот всех документов для утверждения (лесная декларация, технологические карты, проект освоения лесов, договор аренды лесных участков).
Максим Хавкин (5 курс) отметил еще одну важную профессию:
– Многие забывают о том, что мастер участка заготовки играет очень важную роль в процессе лесозаготовки, именно он помогает своим подчиненным преодолевать все трудности, организует работу на делянке.
Вместе с тем все участники опроса выразили глубокое сожаление, что не успели поступить на учебный план инженеров и вынуждены учиться на бакалавров, которые малоинтересны работодателям.
ОПЕРАТОР РУЛИТ!
Мнения участвующих в опросе студентов о востребованности специальностей оказались разными, но большинство голосов все же было отдано оператору. Вот как сформулировала мнение Ксения Гущина, студентка 4 курса Лесотехнического института САФУ (г. Архангельск):
– Вся лесная отрасль начинается с заготовки древесины, а уже после сырье используют на лесопилении или в других промышленных целях. Поэтому я считаю, вальщик – это популярная и важная профессия, с которой начинается вся лесозаготовка. Эта специальность подразумевает ответственность, внимательность и профессионализм, а посему требует серьезного обучения. Во времена активного продвижения машинизированных способов лесозаготовки еще более популярной будет профессия оператора лесозаготовительной техники, так как в рубках промышленных масштабов механизированная заготовка сырья повышает производительность и сокращает время лесозаготовительных работ.
Такое же мнение высказали 12 из 21 выпускников сыктывкарского вуза (опрос проходил прямо на вручении дипломов). Сергей Гончаров, один из них, считает:
– Оператор многооперационных машин (харвестер, форвардер) не только самая современная и популярная профессия, но и самая достойно оплачиваемая в лесной отрасли.
В ЛЕСУ ВАЖЕН КАЖДЫЙ, НО…
Приятно, что студенты Сыктывкарского Лесного института не ограничивают свои амбиции самыми востребованными или высокооплачиваемыми профессиями. Многие думают прежде всего о самом лесе. К примеру, Александр Макаров (5 курс) главным в лесу считает лесничего:
– Именно он следит за состоянием леса и за всем, что в нем происходит. Меня эта работа привлекает тем, что лесничий ближе всех к природе.
Аналогичное мнение высказали Светлана и Алексей Пащенко (6 курс):
– Мы думаем, что самая нужная лесная профессия – это лесник. Потому, что именно он осуществляет охрану лесного фонда.
А вот Олеся Морохина (6 курс) убеждена, что сейчас главная лесная профессия – лесоруб, будь то простой вальщик леса или оператор лесных машин:
– Для Республики Коми, где мы живем и учимся, леса – главный потенциал для развития. А без квалифицированных лесорубов невозможна деятельность лесной промышленности.
Наш опрос мы неслучайно завершаем именно этим мнением, которое на самом деле крайне показательно. При всей любви к лесу даже студенты лесного вуза относятся к нему как к некоему ресурсу, который требует освоения.
Никто из участников не назвал профессии, связанные с лесовосстановлением, использованием недревесных ресурсов леса
Однако здесь вряд ли есть чему удивляться, ведь практически все лесное хозяйство России в последние годы было вольно или невольно ориентировано исключительно на лесозаготовку. И какими бы амбициозными ни были планы чиновников по увеличению количества лесопитомников, уверенность в благополучном будущем лесов России появится только после того, как востребованными, популярными и высокооплачиваемыми профессиями станут те, благодаря которым не только вырубают, но и восстанавливают лесные богатства нашей страны.
Григорий Баландин

Повышение квалификации? Верной дорогой! — Бизнес и профессия

Повышение квалификации? Верной дорогой!

Большинству россиян старшего и среднего возраста известна фраза И. В. Сталина «кадры решают все», сказанная им в 1935 году во время доклада о положении дел в СССР.

Немногие знают о том, что в те годы не менее популярным был лозунг «техника решает все».

Крупные и средние лесопромышленные предприятия России, в настоящее время, даже несмотря на полный развал отечественного лесного машиностроения и резко выросшие курсы доллара и евро, не испытывают значительного «технического голода», поскольку давно привыкли комплектовать свой парк зарубежными машинами, а пропорционально выросшая стоимость экспортируемой древесины во многом покрывает возросшую стоимость импортных машин, расходных материалов и запасных частей.

Как и почти 80 лет назад, лесопромышленные предприятия сталкиваются с тем, что ставку надо делать на квалифицированные кадры, способные эффективно управлять машинами, оборудованием и технологическими процессами, своевременно принимать и воплощать в жизнь оптимальные технические, технологические и управленческие решения.

Продолжающийся развал высшего профессионального образования в России дает мало надежд на необходимую подпитку лесопромышленных предприятий молодыми кадрами. Даже тех, кто идет после вуза работать в лес, променяв городские удобства на реалии российской глубинки, необходимо доучивать и переучивать.

Многие предприятия делают ставку на уже давно работающих в отрасли сотрудников, зачастую переманивая их с других предприятий. Но этот путь имеет существенные временные ограничения, поскольку, к великому сожалению, такие кадры постепенно стареют и уходят.

Помимо периодического технического переоснащения, «не стой на месте» касается и постоянного развития квалификации сотрудников предприятия, в пользу необходимости которого говорят часто меняющиеся требования к лесопромышленному производству, в том числе и лесозаготовительному, в частности относительно экологической безопасности, правил торговли и закупок, или, например, известного 415-ФЗ.

Вышесказанное позволяет утверждать, что для поддержания своей конкурентоспособности лесопромышленным предприятиям, как и предприятиям, и организациям других отраслей промышленности, необходимо периодически проводить мероприятия по повышению квалификации своих сотрудников. Рассмотрим основные аспекты организации этого процесса.

Кого учить, чему учить?
На крупных и средних лесопромышленных предприятиях значительная часть персонала напрямую не связана с процессами заготовки и переработки древесины – это, как часто говорят, «офисный планктон» – необходимые для нормальной работы предприятия экономисты, бухгалтеры, юристы, переводчики и т. п., которые никогда не учились лесным наукам и зачастую знают о лесе только то, что там много деревьев.

Как показывает практика, высший, а часто и средний менеджмент лесопромышленных предприятий обычно не имеет лесного образования
Безусловно, очень полезным будет, если эти кадры будут хотя бы поверхностно представлять себе специфику лесопромышленного производства в целом, особенности работы основных производственных участков и подразделений своего предприятия.

Для этого, помимо, например, внутренней учебно-методической литературы предприятия, целесообразно организовывать краткосрочные курсы с возможной экскурсией на основные технологические потоки предприятия.

Сотрудников, непосредственно занятых в основных технологических процессах предприятия, также необходимо периодически знакомить с новинками техники и технологии отрасли, с работой смежных участков и производств, чтобы они понимали всю технологическую цепочку предприятия в целом.

Ознакомление с практикой работы ряда лесопромышленных предприятий показывает, что их высший, а часто и средний менеджмент обычно не имеет лесного образования. При частой смене управленческих команд, в ходе периодических перестроек управляющего аппарата порой остается без внимания тот факт, что и на уровне начальников цехов и лесопунктов специальное образование далеко не является повсеместным. Это приводит к тому, что основные структурные подразделения работают не оптимально, снижая возможную прибыль предприятия.

Получение специального образования этими сотрудниками, например, по заочной форме обучения, занимает длительное время и зачастую малоэффективно. Для таких сотрудников целесообразно проводить курсы с углубленным изучением производственной специфики и проблем смежных производств.


Известна фраза из практики управления качеством «не стой на месте», которая означает, что в мире динамично развивающихся технологий необходимо постоянное саморазвитие, в противном случае предприятие обгонят конкуренты, и оно погибнет, как дерево в лесу, проигравшее световую конкуренцию. Ярким примером этого может служить печальная судьба отечественных бензиномоторных пил.


Кому учить, где учить?
Выбор преподавателя или, как говорят на ряде предприятий, тренера является ответственной задачей, от правильности решения которой во многом зависит эффективность проведения курсов (тренингов). Некоторые вопросы могут рассмотреть штатные сотрудники предприятия (технологи, мастера, механики), но надо понимать, что «знать» и «уметь донести до аудитории» – далеко не равнозначные понятия. Проведение планерки (производственного совещания) совсем не похоже на проведение лекции. Профессиональный преподаватель не только должен владеть современным обширным материалом, но и уметь заинтересовать аудиторию, и эффективно донести до слушателей необходимую информацию. Этот опыт нарабатывается преподавателем годами, поэтому его замена на просто технического специалиста зачастую совершенно неэффективна.

Следует учитывать и то, что эффективные курсы может провести лишь преподаватель, хорошо знающий не только теоретические, но и практические аспекты раскрываемых им вопросов, а также современные практики других лесопромышленных предприятий.

После выбора тематики курсов выбор преподавателя упрощается. Для его оптимального подбора можно обратиться в специализированные образовательные центры, занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой кадров (например, в Санкт-Петербурге в сфере лесной тематики можно назвать институт «КРОНА» и ЦНТИ «Прогресс»). Можно выбрать преподавателя и самостоятельно, например, просмотрев публикации по интересующим предприятие темам в специализированных отраслевых журналах. Авторы, ведущие в них специализированные рубрики, часто являются штатными преподавателями лесотехнических вузов, и их координаты можно найти на сайтах этих вузов. После выбора преподавателя следует определиться с местом проведения курсов (тренингов). С одной стороны, можно провести обучение на базе специализированных учебных центров, но это связано с затратами на проезд слушателей и их проживание. Сотрудники, направленные в город из глубинки для прохождения обучения, зачастую воспринимают это как внеочередной отпуск и спешат насладиться достопримечательностями большого города. Это приводит к халатному отношению к обучению и значительно снижает эффективность курсов.

В связи с этим для лесопромышленных предприятий наиболее целесообразно проведение курсов (тренингов) на собственной производственной базе. Тем более, что расходы на проезд и размещение одного или нескольких преподавателей, даже издалека, много меньше, чем расходы на командирование группы сотрудников в обучающий центр.

Есть и еще один большой плюс в приглашении преподавателей на предприятие для проведения курсов повышения квалификации сотрудников. Он заключается в том, что квалифицированный преподаватель, знающий лучшие практики лесопромышленных предприятий, практически всегда может найти пути совершенствования технологических процессов пригласившего его предприятия. Фактически это бесплатная консультация стороннего специалиста, особенно если устроить ему, вместе со слушателями, экскурсию по технологической цепочке.

Например, на одно лесопромышленное предприятие, занимающееся переработкой хвойного пиловочника на агрегатном оборудовании, был приглашен преподаватель лесотехнического вуза для чтения курсов повышения квалификации сотрудников. Причем ни один сотрудник предприятия не имел лесотехнического образования, а управляли им в основном военнослужащие в отставке, которым предприятие досталось после очередного рейдерского передела собственности начала XXI века.

В начале технологической цепочки на предприятии установлен импортный роторный окорочный станок с дистанционной регулировкой силы прижима короснимателей. В зимний период, когда силы сцепления коры и древесины значительно возрастают, операторы линии окорки-сортировки значительно увеличивали усилие прижима короснимателей для достижения требуемого качества окорки. Это приводило к повреждению пиловочных бревен, выходу короснимателей из строя. Напросившийся на экскурсию по предприятию преподаватель предложил увеличить коэффициент перекрытия окорочного станка с одновременным снижением усилия прижима коросниматалей, получив при этом вопрос от технического специалиста предприятия: что такое коэффициент перекрытия?! За счет снижения скорости подачи окорочного станка было увеличено число проходов короснимателей по одному месту окариваемого бревна (коэффициент перекрытия), что, при некотором снижении производительности станка, позволило предотвратить порчу пиловочника и короснимателей, каждый из которых на тот момент стоил около 300 долларов. И таких примеров можно привести достаточное количество –из практики только трех преподавателей.

Когда учить?
Определившись с тематикой и местом проведения курсов, а также желательной кандидатурой преподавателя, следует заранее спланировать период обучения сотрудников. Здесь следует исходить из следующих соображений. Во-первых, период обучения следует планировать на период наименьшей загруженности сотрудников; например, для работников лесозаготовительных участков –в периоды осенней и весенней распутиц, для сотрудников, занятых на лесовосстановительных работах –в зимний период, и т. д. Во-вторых, надо понимать, что по-настоящему эффективных преподавателей, способных и согласных поехать на предприятие для проведения занятий, к сожалению, очень немного. Поэтому далеко не факт, что, когда предприятие задумает проведение курсов, желаемый преподаватель сможет выехать, а не будет занят по основному месту работы или не заключил договор с другим предприятием. Проще говоря, договариваться с преподавателем лучше заранее, с учетом того, что июль-август у преподавателей вузов –период отпусков.

Игорь Григорьев, д т н, профессор


Не упустить из виду
Если на предприятии опасаются, что преподаватель после проведения курсов расскажет какую-либо закрытую информацию, то можно подписать с ним заранее Соглашение о конфиденциальности, какое подписывают, например, эксперты-аудиторы сертификационных центров.

Заказчик курсов почти всегда – и совершенно справедливо – интересуется у слушателей качеством проведения занятий – полезностью информации и способностью преподавателя ее донести до аудитории. Но практически никогда не спрашивает у преподавателя об уровне профессиональных знаний аудитории в целом и отдельных слушателей. И совершенно напрасно: опытный преподаватель, будучи лицом сторонним и незаинтересованным, вполне может дать квалифицированную оценку знаний и способностей каждого конкретного слушателя. Для высшего руководства это весьма полезная информация, например, для принятия кадровых решений, если только они принимаются не по принципу личной преданности и родственных связей.


О журнале

Отраслевой информационно-аналитический журнал
 «Лесозаготовка. Бизнес и профессия»

Последний век лесозаготовительная и деревоперерабатывающая отрасли стремительно шли вперед, и обе сейчас представляют огромный интерес для изучения и потенциал для дальнейшего развития. Но лесозаготовка всегда являлась основным элементом всего лесопромышленного комплекса, поэтому мы и хотим уделить должное внимание именно ей. Все элементы от лесовыращивания до очистки делянок от порубочных остатков, от топора до харвестера, от подготовки кадров до научных достижений, а также лесное законодательство, международный опыт, инфраструктура и многие другие составляющие максимально детально изучаются и описываются нашими авторами на страницах этого издания.

Наша основная задача – это помощь в развитии лесозаготовительной отрасли. Мы стараемся способствовать обмену опытом между регионами нашей необъятной страны, наладить более стабильную связь между властью и бизнес сообществом, донести до широкой публики информацию о новых технологиях и разработках, осветить результаты научных исследований, выявить локальные и глобальные проблемы и найти специалистов, способных их решить.

Помимо прочего, мы хотим повысить привлекательность профессий, связанных с лесом, ведь современная кадровая ситуация далека от идеальной. Детально рассказывая о том, что ожидает студентов лесных вузов, мы пытаемся уничтожить старинный стереотип бородатого работяги с мозолистыми руками и топором, и показать, что даже профессия современного вальщика леса соответствует XXI веку.

Но все это попросту невозможно без постоянного взаимодействия с вами, дорогие читатели! 

  • Спрашивайте нас, и мы постараемся найти ответы на ваши вопросы и решения ваших проблем.
  • Приглашайте нас, и мы расскажем о вашем предприятии, а наши эксперты постараются на месте свежим взглядом найти пути повышения эффективности вашей работы.
  • Делитесь своим опытом – он будет полезен коллегам.

Тираж: 6 500 экземпляров.
Цена свободная.
Распространяется по всей территории России.
Выходит 4 раза в год. Без возрастных ограничений.

Свидетельство ПИ № ФС77-62622 от 31 июля 2015 г. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Без возрастных ограничений.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов материалов

Мастер на лесосеке — Бизнес и профессия

Мастер на лесосеке

Хотите познакомиться с лесорубом, получившим в этом году за свою работу благодарность от Президента России? О том, как ему и его товарищам удается год за годом ставить все новые рекорды в лесозаготовке и чем сегодня можно привлечь в ЛПК молодых работников, читайте в материале «МАСТЕР НА ЛЕСОСЕКЕ».

Кто лес любит и знает, тому он помогает (народная мудрость)

О профессионалах своего дела принято говорить: «Вот это мастер!». И, по логике, в трудовой книжке Александра Дорошенкова надо было бы написать «супермастер», потому что он не только сам профессионал высшего разряда, но еще и руководит работой других виртуозов лесного дела. Но официальная должность нашего героя звучит проще – «мастер на лесосеке».

И КТО ТУТ ГЛАВНЫЙ?

На любом предприятии персонал делится на две группы – руководители и работники. Мастер по отношению к другим работникам тоже является руководителем. Конечно, не такого уровня, как главный инженер или другие начальники производств. Но он, в отличие от «больших начальников», всегда здесь, на лесосеке, рядовому работнику от него не спрятаться, не скрыться.

Если перевести систему управления производством на армейский язык, то мастера – те же сержанты, командиры отделений. Вчерашние рядовые, они вроде бы власти офицерской не имеют, но в реальности именно от этих ребят зависит трудовой настрой в их небольших коллективах. И тут глупо отрицать роль личности. Потому что у одного мастера люди работают спустя рукава, а у другого, как у Александра, например, дело всегда спорится. По итогам каждого квартала и года видно, что работники его участка плановые задания не просто выполняют, а еще и перевыполняют регулярно. При этом лесные участки похожие, техника идентичная, да и работают на соседних делянках люди из одних и тех же поселений. А результаты – разные. Вот и говори после этого, что не в мастере дело! 

САМ ТАКОЙ!

Это сегодня Александр Дорошенков на своем предприятии признан лучшим мастером, за свою работу он получил благодарность не только от руководства ЛХК «Череповецлес», в который входит Бабаевский ЛПХ, но и от Президента Российской Федерации В. В. Пути на. А в то время, когда вся его трудовая биография только начиналась, он был обычным парнем из вологодской глубинки, в лес пришел простым вальщиком леса. Нашему читателю, который хотя бы раз держал в руках бензопилу, не надо объяснять, что такое труд лесоруба.

Александру и его коллегам приходится день за днем уходить от домашнего уюта не просто на работу, а в лесную глушь, вдаль от всех благ цивилизации.

– У нас на большинстве участков сотовой связи нет, – говорит Александр, крутя в руках спутниковый телефон. – Но руководство предприятия этим озаботилось и обеспечило всех мастеров вот такими аппаратами. Дорого, но спутниковая связь нужна на случай ЧП, чтобы можно было сообщить, вызвать помощь.

Кстати, о спартанских условиях на делянках современные лесозаготовители начинают забывать – работа в лесу год от года становится комфортнее. В Бабаевском леспромхозе на людях не экономят.

– Сейчас на нашем участке есть универсальный вагончик, там и летучку проводим, можно здесь и отдохнуть, разогреть и принять пищу, чайком побаловаться в свободную минуту.

– А кто решает, как обустроить быт в лесу?

– Руководство регулярно проводит опрос работников, выясняет, что еще надо для труда и отдыха, и по возможности быстро реализует наши пожелания. Да я же и сам работал сначала вальщиком леса, потом оператором – машинистом многооперационных лесозаготовительных машин, понимаю, что людям необходимо. А если сравнить, в каких условиях мы работали лет десять назад и что у нас на делянках сегодня – это же небо и земля! – улыбается Александр.

Он знает, о чем говорит, в лесу не новичок. И всегда был лучшим, не раз побеждал на соревнованиях. В совершенстве освоил работу оператора на лесных машинах таких популярных производителей, как John Deere, Komatsu, Volvo, сейчас возглавляет участок, на котором работает комплекс Ponsse. Но мастером он стал не только благодаря опыту.

Скорее всего, эти качества у Александра появились благодаря службе в армии – два года он защищал границы нашей Родины. Погранвойска – вообще настоящая кузница хороших управленцев. И Александр Дорошенков – еще один пример.

ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ

Жизнь у мастера – не сахар, в голове надо держать не только производственный план, но и десятки других факторов, так или иначе влияющих на работу участка. В первую очередь мастер ставит операторов по контуру, выпиливает границы своего участка, чтобы никто не залез за визиры. Это очень серьезное нарушение, штраф большой, причем за каждое дерево. А потом – вперед, делать план!

Мастеру надо иметь талант организатора, умение формировать команду и уверенно ею управлять

– В среднем за смену мы делаем 150 «кубов», за сутки, соответственно, – 300. Если хорошие леса, да с погодой везет, то и больше можно, – говорит Александр. – За прошлый 2016 год при плане 85 тысяч «кубов» сделали 106 тысяч, это впервые не только в истории леспромхоза, но и всего холдинга. А в этом году, если все получится, сможем добиться большего.

На участке работает одиннадцать человек, один на подсмене. Иногда «запасной» и вывозкой занимается. Он же участвует в отводах делянок, может быть направлен в сервис-центр на подмогу, проводить плановое обслуживание техники.

– Каждый из работников имеет право на отпуск, с этим у нас все четко, – поясняет Александр. – И тут проблема, потому что зимой, в самый «горячий» сезон лесозаготовки, в отпуск идти нельзя, все об этом знают. Так что приходится комбинировать в оставшиеся месяцы так, чтобы на делянке у меня все время было задействовано как минимум восемь человек. Трудная задачка, – вздыхает мастер.


ПАО «Бабаевский леспромхоз» входит в число крупнейших лесозаготовительных предприятий Вологодской области.  Ежегодный объем заготовки составляет более 500 тыс. м3 древесины. Для вывозки продукции леспромхоз имеет разветвленную сеть лесовозных автомобильных дорог.  К потребителям лес поставляется железнодорожным и автомобильным транспортом. В 2006 году леспромхоз прошел сертификацию по системе FSC. «Бабаевский ЛПХ» – высокомеханизированное предприятие, оснащенное самой современной лесозаготовительной техникой. В работе используются харвестеры и форвардеры. В леспромхозе трудится 280 человек, среди которых рабочие всех специальностей. Организована постоянная деятельность по обучению специалистов как на предприятии, так и в специализированных вузах Череповца, Вологды, Санкт-Петербурга и Москвы. Генеральный директор – Смирнов Юрий Александрович.


А еще на плечах мастера – трудовая дисциплина, охрана труда, организация лесовосстановительных работ после освоения делянки. Это непростая, но нужная работа – производят зачистку, пашут, а весной высаживают саженцы. У леспромхоза три теплицы с хвоей, так что все, что у леса взято, ему возвращается. И сохраняется – лесорубы уделяют особое внимание противопожарным мероприятиям.

– В 2010 году, когда леса всей России горели, у нас все было в порядке. Однако и мы участвовали в тушении соснового бора, это далеко от нас, но дело-то общее, лес надо было спасать. А на своих участках канавы копаем, водоемы делаем, минполосы пашем. Если делать все как положено, не страшны ни пожары, ни проверки.

Слабакам в лесу не место, в этой профессии остаются только настоящие мужчины

Больная тема – мусор в лесах:

– У нас здесь все в норме, потому что населенных пунктов рядом нет, а вот если брать участки, где поблизости поселки и деревни, –  там беда. Мы каждый год проходим сертификацию, так что приходится убирать из леса все, вплоть до окурков. Понятно, что эти свалки устраивают сами местные жители, но как с этим бороться? Мы-то на лесосеках не мусорим – у нас поддоны, чтобы лишнее масло не проливалось, мешки под бытовой мусор, все собираем и вывозим за собой.


РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПООЩРЕНИИ

За достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу объявить благодарность Президента Российской Федерации: ДОРОШЕНКОВУ Александру Владимировичу — мастеру на лесосеке публичного акционерного общества «Бабаевский леспромхоз», Вологодская область

Президент Российской Федерации В.  Путин

10 июля 2017 года

№ 249-рп


комментарий эксперта

Валерий Писарев, генеральный директор ОАО «ЛХК «Череповецлес»:

Еще 5–7 лет назад Бабаевский леспромхоз был проблемным и убыточным. А сейчас это наш самый развивающийся, перспективный леспромхоз. Они по заготовке доросли от 200 до 500 тыс. «кубков» ежегодно, у них самая высокая производительность. При этом удерживать кадры им непросто – рядом крупный железнодорожный узел, так что им как работодателю приходится конкурировать с РЖД и газовиками. Но они нашли способ победить в этой конкуренции, у них сейчас достойный уровень заработной платы, однако дело не только в этом. Работа с кадрами введется так, что мы все у них учимся. Там сложилась своя школа подготовки операторов, за счет качественного обучения повысили производительность. Мало где в России можно найти лесозаготовителей, делающих на стандартном комплексе 100 тыс.  «кубов». А Бабаевский леспромхоз смог выйти на этот показатель за 3 года. Это правильная, грамотная организация труда, и тут надо отдать должное директору Юрию Александровичу Смирнову.  Это очень инициативный руководитель. Когда мы планируем следующий год, он подходит к этому так: надо ставить сложные задачи, чтобы было интересно решать. Другие предприятия чуть ли не просят: дайте нам такой план, чтобы его было проще выполнить. А для него словно нет невыполнимых задач, его не пугает, что вдруг не будет хорошей погоды, весовой контроль поставят. Он подходит к производственным проблемам с той точки зрения, что все решают кадры. И у них все получается!


ЛУЧШИЕ ИНВЕСТИЦИИ –  В ЧЕЛОВЕКА!

– Как вы думаете, почему в Бабаевском леспромхозе работают лучше, чем во многих других лесозаготовительных предприятиях области?

– Уверен – все дело в отношении к человеку, к его подготовке, зарплате, к условиям труда, наконец. У нас как заведено – новички проходят серьезное обучение, у нас для этого все есть, потом у них обязательная стажировка. В Бабаевском ЛПХ в лес, на делянку, приходят только лучшие, готовые работать с максимальной отдачей. За хорошую зарплату, конечно. Но даже не в деньгах только дело – у нас отношения в коллективе строятся в режиме диалога. На производственных совещаниях мы выдаем информацию по каждому человеку – какие показатели у него сейчас, какие надо подтянуть. Оператор или водитель понимает, где он сейчас в трудовом рейтинге, что ему надо подтянуть. Когда картина ясная, тогда и работать легче. С другой стороны, на этих совещаниях сами работники говорят о наших недоработках, отмечают «узкие» места, на которые начальству надо обратить внимание.

В целом получается командная работа, все работают на результат. И каждый понимает, чего по итогам работы ему лично ждать от предприятия. У нас много молодых работает, есть вопросы по жилью, и с 2013 года в рамках нашего соцпакета начала работать программа – ежегодно выделяют участки под индивидуальное строительство, на очень льготных условиях, с лесом на дом тоже помогаем. При этом – все по очереди, по справедливости.

А еще у нас к ветеранам предприятия отношение особое: ежегодно в День работника леса награждают подарками и премиями не только передовиков, но и тех, у кого производственный юбилей, кто многие годы добросовестно, без нарушений работал на благо леспромхоза.

И еще – у каждого работника есть возможность карьерного роста. Я, к примеру, начинал ручником, выучился, стал оператором. Хотел расти дальше – направили на заочную учебу в Лесотехнический университет в Санкт-Петербурге, назначили мастером. И такая возможность есть у каждого, при желании. А если доволен тем, что уже есть, все равно не даем заскучать – регулярно организуем углубленную проверку знаний по лесозаготовкам, конкурсы профмастерства. Победители едут на районные и областные соревнования, на чемпионат России «Лесоруб», где входят в десятку лучших и занимают призовые места. Главное – не стоять на месте, развиваться самому и помогать двигаться вперед предприятию. Только так можно стать настоящим мастером своего дела.

Беседовал Евгений Карпов

Лесам нужна защита — Бизнес и профессия

Леса страдают не только от огня, но и от вредителей. Не зря нашествия насекомых по степени нанесения ущерба лесам сравнивают с пожарами, называя их «зелеными». О том, как истребляют прожорливых гусениц, почему вспышки вредителей стали наблюдаться с пугающей частотой и как сохранить здоровье лесов, мы поговорили с директором Центра защиты леса Алтайского края (филиал ФБУ «Рослесозащита») Александром Зверевым.

ДОЛГИЕ НАШЕСТВИЯ
Алтайский край имеет печальный опыт утраты пихтовых насаждений. Всего за 5 лет крошечных размеров жучок, по-научному – уссурийский полиграф, «расправился» с целой породой. Картина лесов, где прошелся вредитель, удручающая.

– Если вовремя не спрогнозировать опасную ситуацию и не предпринять меры, огромные площади зараженных деревьев обречены на неминуемую гибель, – рассказывает Александр Анатольевич.

На помощь лесам приходят специалисты ФБУ «Рослесозащита», 43  филиала которого расположены в разных регионах страны. В этом году служба, созданная в 1938 году для прогнозирования и предотвращения вспышек болезней и вредителей леса, отмечает 80-летний юбилей.

— Очаги стали возникать с большей регулярностью, чем в прежние годы, поэтому работа нашей службы приобрела особое значение, – продолжает Александр Зверев.

Кроме Алтайского края, где очагов вредителей не зафиксировано, в зоне прямой ответственности Центра – соседняя Республика Алтай. По официальным данным, в регионе более 300 тыс. га лесов серьезно повреждены непарным шелкопрядом.

Уссурийский полиграф, или полиграф пихтовый (лат. Polygraphus proximus) –вид жуков-короедов, длина тела взрослых насекомых 2,5–3,3 мм. Опасный инвазивный (способный проникать в растение и распространяться в нем) вредитель. Первичный ареал: Дальний Восток, Северо-Восточный Китай, Корея и Япония. Вторичный ареал: с древесным материалом завезен в европейскую часть России и Южную Сибирь (Алтай, Кемеровская область, Красноярский край, Томская область, Хакасия). Обнаружен в Ленинградской и Московской областях. Численность жуков на одном зараженном дереве может исчисляться от нескольких сотен до нескольких тысяч особей.


Поразительно, но всего один вредитель может «захватить» громадную территорию. Только в Сибири за последние 2 года обработали почти 3 млн га лесов от сибирского шелкопряда. Это одна из самых опасных бабочек, гусеницы которой питаются хвоей лиственницы, пихты, ели, сосны, кедра. К слову сказать, предыдущая вспышка вредителя была зафиксирована в 50–60-е годы прошлого столетия. Спустя полвека «сибиряк», как его называют специалисты-лесопатологи, с новой силой обрушился на леса. Длятся такие нашествия долго – 5–7 лет.

ИСТРЕБЛЕНИЕ ВРЕДИТЕЛЕЙ
Центр защиты леса Алтайского края проводит истребительные мероприятия в регионах Сибири. Именно в этом филиале сконцентрирована специализированная техника, которую привезли из Москвы, Новосибирска и Оренбурга. Три автомобиля за десять дней способны обработать 50 тыс. га зараженной территории. Важно успеть, пока вредитель находится в стадии гусеницы.

– После истребительных мероприятий проводится учет эффективности. Как правило, она составляет не менее 90 %, – объясняет Александр Анатольевич. – Обработка зараженных участков леса относится к внебюджетной деятельности нашей организации. Кроме масштабных истребительных мероприятий, мы также обрабатываем парки, скверы, сады. Важно, чтобы люди знали, куда можно обратиться за помощью. Своевременное обнаружение и ликвидация вредителя – залог здорового насаждения.

Специалисты Центра работают чаще всего в таежных условиях, далеко от дома, в длительных командировках, с ранней весны до первого снега. Поэтому в службе практически не бывает случайных людей. Остаются те, кто предан своему делу.

Шелкопряд-монашенка, сибирский шелкопряд, сосновая совка – лишь некоторые из видов, способных безвозвратно уничтожить тысячи гектаров лесов

Специалисты Центра защиты леса Алтайского края уже 50 лет спасают леса от «зеленых пожаров» Ближайшая командировка алтайских инженеров-лесопатологов запланирована в Кемеровскую область. Осенью в регионе необходимо провести инвентаризацию очагов сибирского шелкопряда на территории 750  тыс. га. На основе этих данных будет принято решение о необходимости проведения истребительных мероприятий в 2019 году.

О РАДИАЦИИ И ГЕНЕТИКЕ
Пятьдесят лет насчитывает история службы защиты леса в Алтайском крае. Необходимость еe создания остро встала в середине прошлого века. Из-за атак вредителей сильно страдала сырьевая база лесхозов и леспромхозов. Прогноз ситуации, а также предотвращение вспышек болезней и вредителей леса – такие основные задачи стоят перед службой со времени ее зарождения.

– Сейчас мы занимаемся новым направлением – мониторингом воспроизводства лесов. Контролируем весь процесс создания новых насаждений – от качества семян до «самочувствия» молодых культур. При необходимости выписываем рекомендации органу власти. В нашей компетенции – мониторинг состояния лесных генетических ресурсов, а также лесная радиология, – отмечает наш собеседник.

Лесная радиология занимается обследованием территорий, которые были подвержены радиации. Для Алтайского края и Республики Алтай, близко расположенных к Семипалатинску, эта проблема особенно актуальна. Как уверяют специалисты Центра, общий фон в пределах нормы. Эту информацию Центр предоставляет населению.

В Центре защиты леса Алтайского края также действует современная генетическая лаборатория, одна из первых, появившихся за Уралом. С помощью ДНК-анализа специалисты проводят раннюю диагностику скрытых заболеваний деревьев. Кроме того, выявляют поражение пород патогенами грибной породы, например корневой губки, а также анализируют популяционную структуру хвойных видов для предоставления рекомендаций по рациональному использованию лесных ресурсов.

Ольга Лисица


Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *