Меморандум о намерениях образец бланк (бланк, образец
Меморандум иначе называется соглашением, или договором о намерениях, и схож по своей правовой природе с предварительным договором.
Приобретает же его силу соглашение лишь в случае, когда в тексте содержатся четкая формулировка о обязанностях заключить основной договор в дальнейшем.
Соглашение о намерениях имеет несколько задач:
- Зафиксировать условия соглашения, которые существуют на данный момент. В общем порядке установить границы предполагаемых обязательств или ответственности, варианты взаимодействия и прочие моменты.
- Психологическое значение принятых на себя обязательств, так как невыполнение их грозит потерей деловой репутации.
Правила заключения договора о намерениях
Закрепляться достигнутый уровень в переговорах сторон должен быть по правилам в письменной форме, а по желанию и в нотариальном порядке. Все зависит от характера договора, который должен быть подписан на основании изложенных намерений.
Заключать его могут как двое, так и более лиц, при этом могут быть как граждане, так и юридические лица. В последнем случае необходимо иметь доверенность на представление интересов компании.
Не лишним будет подробно указать место и время подписания основного договора. А подробное изложение принятых на настоящий момент условий поможет избежать нежелательных перемен в этом отношении.
Часто, для заключения сделки необходимо пройти подготовительные этапы, такие как наем помещения, взятие кредитных средств, получение лицензий. Чтобы все эти мероприятии были проделаны не зря, сторонами заключается такое письменное засвидетельствование своих намерений, которое призвано служить гарантом стабильности ситуации.
Так как при возникновении конфликта возможно обращение в суд для принудительного исполнения его условий.
Порядок составления договора
Заполнение соглашения или договора о намерении, должно быть в той же форме что и предстоящий сторонам договор.
Но есть ряд общих условий, которым он должен соответствовать:
- место составления и дата;
- название документа;
- стороны, которые приняли решение о фиксации своих намерений, их реквизиты;
- далее по тексту основная суть договоренностей: варианты, границы, всевозможные моменты, которые к тому моменту уже обговорены, хоть и в общем порядке;
- само обязательство заключить определенный договор, срок, который на это дан, место и время;
- права и обязанности.
Ниже расположен типовой бланк и образец меморандума о намерениях вариант которого можно скачать бесплатно.
Buyuk Kelajak – Экспертный совет
Реформирование и развитие демократических институтов
Повышение уровня жизни и социальной защиты населения
Развитие АПК, промышленности, ТЭК и инфраструктуры
Экономическое развитие с помощью финансовой системы, инноваций и МСП
Развитие науки, туризма, культуры, образования и человеческого капитала
МЕМОРАНДУМ о взаимном сотрудничестве между Республиканским общественным объединением «Общенациональное движение против коррупции «ЖАҢАРУ» и Товариществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственный институт экспертизы и новых технологий»
МЕМОРАНДУМ
о взаимном сотрудничестве между Республиканским общественным объединением «Общенациональное движение против коррупции «ЖАҢАРУ» и Товариществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственный институт экспертизы и новых технологий»
Республиканское общественное объединение «Общенациональное движение против коррупции «ЖАҢАРУ» и Товарищество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный институт экспертизы и новых технологий», в дальнейшем именуемые Сторонами, руководствуясь Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан в пределах свой компетенции и полномочий достигли соглашения и заключили настоящий Меморандум о нижеследующем:
1. Цель и предмет Меморандума
1.1. Основным предметом настоящего Меморандума является обеспечение взаимодействия Сторонами сотрудничества по определенным Меморандумом направлениям.
1.2. В целях исполнения настоящего Меморандума Стороны определяют следующие направления взаимного сотрудничества:
1.2.1. Содействовать выполнению совместных работ (проектов и программ) в порядке и способами, предусмотренными отдельными договорами (соглашениями), заключенными во исполнение настоящего Меморандума;
1.2.2. Разработка и реализация совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в области права, экономики и других областях науки и техники;
1.2.3.Проведение научной экспертизы (правовой, экономической, антикоррупционной и др. видов) проектов нормативных правовых актов, действующих законов Республики Казахстан и подзаконных актов.
1.2.4. Проведение экспертных исследований по обращениям граждан, в отношении которых допущено нарушения законности;
1.2.5.Организация и проведение в рамках сотрудничества совместных научных семинаров, конференций и других мероприятий;
1.2.6. Совместная подготовка и представление заявок на получение грантов. Развитие научно – исследовательской и инновационной деятельности;
1.2.7. Любые другие направления сотрудничества, взаимно оговоренные Сторонами, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
2. Формы сотрудничества
2.1. Заключение договоров;
2.2. Оказание консультационной и экспертной помощи;
2.3. Иные формы сотрудничества на принципах партнерства, равенства и взаимного интереса.
3. Организация сотрудничества
3.1. Для координации взаимодействия по выполнению настоящего Меморандума Стороны могут назначить контактное лицо из представителей Сторон.
3.2. Для реализации отдельных направлений сотрудничества (работ, проектов) стороны имеют возможность заключать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке отдельные договоры (соглашения).
3.3. Стороны согласились не реже, чем один раз в год, проводить встречи представителей Сторон для обсуждения выполнения настоящего Меморандума, внесения в него, при необходимости, изменений и дополнений.
3.4. Стороны будут стремиться оказывать максимальное содействие друг другу в выполнении принятых по настоящему Меморандуму обязательств.
3.5. Стороны договорились:
3.6. Содействовать выполнению совместных работ (проектов и программ) в порядке и способами, предусмотренными отдельными договорами (соглашениями), заключенными во исполнение настоящего Меморандума;
3.7. Принимать меры по предотвращению разглашения (полному или частичному) любой конфиденциальной информации, относящейся к предмету настоящего Меморандума.
3.8. Положения настоящего Меморандума не могут рассматриваться как ущемляющие права Сторон по самостоятельному выполнению работ и исследований, реализации проектов по направлениям, перечисленным в настоящем Меморандуме.
4. Разрешение разногласий
4.1.Разногласия между сторонами, возникающие в связи с исполнением положений настоящего Меморандума, подлежат разрешению путем переговоров.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящий меморандум вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение неопределенного срока.
5.2.Меморандум может быть изменен или дополнен при взаимном согласии Сторон. Дополнения и изменения к настоящему Меморандуму совершаются в письменной форме (в двух экземплярах) и подписываются Сторонами.
5.3. Настоящий Меморандум, может быть, расторгнут по инициативе одной из Сторон, путем письменного уведомления другой Стороны не позднее, чем за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения Меморандума.
5.4. Прекращение действия Меморандума не является основанием для расторжения договоров (соглашений), заключенных Сторонами в целях его реализации.
5.5. Меморандум совершен в городе Астана 27 апреля 2017 года в двух экземплярах на государственном и русском языках.
Подписи Сторон:
Председатель Республиканского общественного объединения «Общенациональное движение против коррупции «ЖАҢАРУ»
_____________О.Абдыкаримов
Директор Товарищества с ограниченной ответственностью «Научно-производственный институт экспертизы и новых технологий»
_________________М.Сандрачук
Меморандум о сотрудничестве
МЕМОРАНДУМ
г. Шахтинск
«04» февраля 2015 года
Настоящий Меморандум о взаимопонимании между акиматом города Шахтинска, работодателем и профсоюзом о сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников (далее — Меморандум) заключен между:
— Акиматом города Шахтинска (далее — Акимат), в лице акима города Шахтинска Аглиулина Александра Минвалиевича,
— ТОО «Шахтинсктеплоэнерго» (далее — Работодатель), в лице Сыздыкова Дулата Кужатовича
— Совет трудового коллектива ТОО «Шахтинсктеплоэнерго» (далее — Профсоюз), в лице Гаврилова Владимира Николаевича, далее именуемые совместно «Стороны».
Стороны настоящим Меморандумом соглашаются о нижеследующем:
Статья 1. Цели Меморандума
Целью настоящего Меморандума является обеспечение стабильной работы производственного комплекса, сохранение рабочих мест и принятие мер по обеспечению занятости персонала.
Статья 2. Меры по стабилизации производственного процесса, обеспечению трудовых прав и трудоустройству работников
Обязательства Работодателя
1. (Производственные мероприятия — определение производственных параметров для нормального функционирования технологических процессов на предприятии, обеспечение сбыта готовой продукции).
2. (Снижение производственных расходов — меры по уменьшению затрат, снижению себестоимости продукции, экономии денежных средств, модернизации производства).
3. При сокращении объема производства продукции (работ) по согласованию с профсоюзом (представителями работников) рассматривать все возможности по сохранению рабочих мест, включая введение режима неполного рабочего времени;
4. В случае временной приостановки работ по причинам экономического, производственного характера, принимать меры социальной защиты, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
5. Предоставлять информацию акимату и профсоюзу:
1) о предстоящем высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за два месяца до начала высвобождения;
2) о предстоящем изменении условий труда в части перехода работников на режим неполного рабочего времени в связи с изменением в организации производства, в том числе при реорганизации, и (или) сокращением объема работ у работодателя не менее чем за один месяц;
3) о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления.
6. В целях недопущения сокращения работников принять меры по созданию временных рабочих мест, а также переобучению работников.
7. При возникновении новых производств и рабочих мест в приоритетном порядке рассматривать кандидатов на занятие вакантной должности из числа ранее высвобожденных, при условии соответствия предъявляемым квалификационным требованиям.
8. Обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам.
9. Соблюдать законодательство Республики Казахстан, выполнять решения трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, обязательства генерального, отраслевого, регионального соглашения по социальному партнерству, коллективному договору.
9. Другие обязательства, вызывающие общую озабоченность.
Обязательства Акимата
1. Координация совместной работы сторон по реализации настоящего меморандума.
2. Принятие мер, направленные на решение проблемных вопросов производственной деятельности предприятия, формированию благоприятной среды для привлечения инвестиций и внедрения инноваций.
3. Ежемесячно с участием работодателя, профсоюза рассматривать прогнозируемую ситуацию и предлагаемые меры на трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений.
4. Содействовать профессиональному обучению и переобучению работников по специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
5. Совместно с работодателем и профсоюзом проводить в трудовом коллективе разъяснительную работу о принимаемых мерах по стабилизации производственной деятельности и предупреждению рисков возникновения социально-трудовых конфликтов.
6. Принимать все возможные и доступные меры в рамках действующего законодательства с целью содействия в трудоустройстве каждого высвобожденного работника.
7. Соблюдать законодательство Республики Казахстан, выполнять решения трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, обязательства генерального, отраслевого, регионального соглашения по социальному партнерству.
8. Обеспечить экспертную помощь, проведение консультаций для обеспечения работодателем, профсоюзом обязательств в соответствии с настоящим меморандумом.
9. Другие обязательства, вызывающие общую озабоченность.
Обязательства Профсоюза
1. В целях сохранения стабильности и недопущения социально-трудовых конфликтов проводить разъяснительную работу в трудовом коллективе о мерах проводимых администрацией предприятия и государственными органами по стабилизации производственных процессов.
2. Содействовать соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины.
3. Соблюдать законодательство Республики Казахстан, выполнять решения трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, обязательства генерального, отраслевого, регионального соглашения по социальному партнерству, коллективному договору.
4. Принимать меры по предупреждению социально-трудовых конфликтов и обеспечению соблюдение членами профсоюза установленного законодательством Республики Казахстан порядка организации и проведения забастовок, мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций.
5. Другие обязательства, вызывающие общую озабоченность.
Статья 3. Заключительные положения
1. Каждая из сторон, подписавших настоящий меморандум, признает свою ответственность в пределах своих полномочий и обязуется сотрудничать в разрешении возникших проблем на принципах взаимного согласия и состоявшихся договоренностей.
2. В случае возникновения споров и разногласий при толковании или применении положений настоящего Меморандума Стороны разрешают их путем консультаций и переговоров.
3. Настоящий меморандум составлен в 3 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
4. Все изменения и дополнения к Меморандуму вносятся по согласию всех сторон путем проведения консультаций и переговоров.
5. Настоящий меморандум вступает в силу с момента его подписания между сторонами.
Настоящий меморандум подписали:
Аким города Шахтинска _________________________А.М. Аглиулин
ТОО «Шахтинсктеплоэнерго»_____________________Д.К. Сыздыков
Совет трудового коллектива
ТОО «Шахтинсктеплоэнерго»_____________________В.Н. Гаврилов
Инвестиционный меморандум — Что такое — Оформление и основные разделы меморандума
Содержание статьи:
- Что такое инвестиционный меморандум?
- Разделы меморандума
- Отличия меморандума от бизнес плана
Инвестиционный меморандум это документ в свободной форме, в котором прописаны выгоды и преимущества для инвестора. Меморандум создается с целью привлечь вкладчиков. Его отличие от бизнес-плана в том, что документ содержит аргументы и доказательства выгодности вложения в конкретное производство или бизнес. Бизнес-план же является пошаговой инструкцией развития компании.
Меморандум дает представление о том, какую прибыль получит инвестор, сколько времени потребуется, чтобы окупить вложения. Поскольку конкретной заданной формы меморандума не существует, разработкой его занимаются аналитики, руководители, бухгалтеры, аудиторы, финансисты предприятия.
Что следует учесть при составлении меморандума, чтобы он отражал суть делового предложения и был интересен потенциальным инвесторам?
- финансовое положение компании (подкрепляется аналитическими исследованиями, годовыми отчетами, выписками из баланса). Инвестора может заинтересовать уровень прибыли, рентабельность конкретного производства, ликвидность материальных активов
- уровень риска планируемого инвестиционного мероприятия, гарантии инвестора, наличие в схеме страховой компании, которая сможет компенсировать вероятные убытки
- история образования компании/реальная деловая репутация компании, количество и стоимость НМА (нематериальных активов), профессионализм штатных и внештатных сотрудников
- квалификация управленческих и рабочих кадров
- объём затрат по проекту и их обоснованность.
Инвестиционный меморандум носит демонстративную функцию и предназначен для внешнего использования. Его содержание отражает инвестиционную привлекательность идеи и рассказывает о возможных инвестиционных рисках. Одно из основных положений отводится непосредственно описанию и раскрытию сути запланированного проекта, способов его реализации и развития, и описанию команды, которая будет этим занимается.
Меморандум не должен включать только положительные оценки деятельности компании. Инвестору для принятия объективного решения следует знать о реальной деятельности компании, ее фактическое положение на рынке, нужно оценить стабильность и перспективы, иметь в виду возможные риски.
Главная отличительная черта такого документа заключается в предоставлении полной и абсолютно достоверной информации об инвестиционном проекте.
Документ должен быть понятен и доступен всем без исключения от мелких частных инвесторов до крупных коммерческих и инвестиционных банков. Компетенции, которыми они обладают различны, и чтобы не терять потенциальные источники финансирования нужно, чтобы ваша идея была описана понятным и доступным языком.
Основные разделы
В условиях свободного движения капитала инвестором вашей идеи может стать как отечественный, так и иностранный инвестор. Именно поэтому инвестиционный меморандум рекомендуется составлять как минимум на двух языках, русском и английском соответственно.
При его написании особое внимание требует уделить процессу сбора информации о вашей компании и раскрытию сути презентуемой идеи. Сбор информации о деятельности предприятия начинайте с анализа бухгалтерского баланса, отдельного выделения статей по формированию средств и статей по их использованию.
Также потенциальные инвесторы приветствуют ежегодный расчет чистой прибыли по причине того, что в таком случае им гораздо легче сориентироваться в сроках и размерах получаемых ими выгод от инвестирования в ваш проект. После анализа бухгалтерского баланса разработайте предложения по улучшению его структуры, отразите их в инвестиционном меморандуме.
Строгой формы для составления меморандума об инвестициях не существует. Для достижения наиболее четкой, актуальной и понятной структуры в документе должны быть включены следующие разделы содержания.
Разделы инвестиционного меморандума, пример:
- описание организации и сути её деятельности/резюме инвестиционного проекта
- информация о деятельности предприятия, о её перспективах в мировом и региональном масштабе. Оценка уровня конкуренции/оценка конкурентов
- информация о производстве (дата создания, организационно-правовая структура, филиальная сеть и т.п.)
- информация об имуществе организации (недвижимость, транспорт, оборудование, сырье, материалы, НИОКР, патенты и лицензии)
- информация о начальстве, управляющих менеджерах и рабочем персонале
- финансовые показатели деятельности организации, налогообложение, способы ведения отчетности
- социальная составляющая, насколько проект будет социально привлекателен
- анализ ниши или рынка, в котором планируется вестись будущая деятельность
- маркетинговая информация (рынок сбыта, стратегии реализации продукции и её результаты, номенклатура продукции, ценообразование, пути расширения ассортимента, способы реализации и пути их развития и т.д.)
- пример разработанной инвестиционной стратегии для потенциальных инвесторов. Информация о стратегии развития самой организации
- описание производимых продуктов и услуг
- операционная и финансовая модель
- плюсы и сильные стороны проекта/инвестиционная привлекательность для инвесторов
- отражение необходимых объёмов инвестирования/прогноз результатов от осуществленных вложений
- условия участия для потенциальных инвесторов и способы выхода.
Объём стандартного инвестиционного меморандума начинается в среднем от пятидесяти страниц и более. Как правило, его составлением занимаются профессионалы и специалисты.
Отличия от бизнес-плана
Между этими двумя документами существуют принципиальные отличия, однако, не смотря на это, составляются они на основе общей идеи. Как такое может быть? Всё очень просто. К примеру, существует проект, который в будущем необходимо реализовать. Для этого необходимо знать, как это сделать и где найти на это средства. Так вот, как это сделать нам рассказывают бизнес планы, а вопросом привлечения средств занимаются меморандумы об инвестициях.
Основными ключевыми отличиями инвестиционного меморандума от бизнес плана выступают:
- раскрытие информации в целом по компании, а не отдельно по проекту
- ориентация лишь на внешнее использование
- читателями документа выступают исключительно потенциальные и целевые инвесторы.
Меморандум о сотрудничестве
МЕМОРАНДУМ
о взаимопонимании между акиматом города Шахтинска, работодателем и профсоюзом о сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников
г. Шахтинск
«04» февраля 2015 года
Настоящий Меморандум о взаимопонимании между акиматом города Шахтинска, работодателем и профсоюзом о сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников (далее — Меморандум) заключен между:
— Акиматом города Шахтинска (далее — Акимат), в лице акима города Шахтинска Аглиулина Александра Минвалиевича,
— ТОО «Шахтинсктеплоэнерго» (далее — Работодатель), в лице Сыздыкова Дулата Кужатовича,
— Совет трудового коллектива ТОО «Шахтинсктеплоэнерго» (далее — Профсоюз), в лице Гаврилова Владимира Николаевича, далее именуемые совместно «Стороны».
Стороны настоящим Меморандумом соглашаются о нижеследующем:
Статья 1. Цели Меморандума
Целью настоящего Меморандума является обеспечение стабильной работы производственного комплекса, сохранение рабочих мест и принятие мер по обеспечению занятости персонала.
Статья 2. Меры по стабилизации производственного процесса, обеспечению трудовых прав и трудоустройству работников
Обязательства Работодателя
1. (Производственные мероприятия — определение производственных параметров для нормального функционирования технологических процессов на предприятии, обеспечение сбыта готовой продукции).
2. (Снижение производственных расходов — меры по уменьшению затрат, снижению себестоимости продукции, экономии денежных средств, модернизации производства).
3. При сокращении объема производства продукции (работ) по согласованию с профсоюзом (представителями работников) рассматривать все возможности по сохранению рабочих мест, включая введение режима неполного рабочего времени;
4. В случае временной приостановки работ по причинам экономического, производственного характера, принимать меры социальной защиты, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
5. Предоставлять информацию акимату и профсоюзу:
1) о предстоящем высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за два месяца до начала высвобождения;
2) о предстоящем изменении условий труда в части перехода работников на режим неполного рабочего времени в связи с изменением в организации производства, в том числе при реорганизации, и (или) сокращением объема работ у работодателя не менее чем за один месяц;
3) о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления.
6. В целях недопущения сокращения работников принять меры по созданию временных рабочих мест, а также переобучению работников.
7. При возникновении новых производств и рабочих мест в приоритетном порядке рассматривать кандидатов на занятие вакантной должности из числа ранее высвобожденных, при условии соответствия предъявляемым квалификационным требованиям.
8. Обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам.
9. Соблюдать законодательство Республики Казахстан, выполнять решения трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, обязательства генерального, отраслевого, регионального соглашения по социальному партнерству, коллективному договору.
9. Другие обязательства, вызывающие общую озабоченность.
Обязательства Акимата
1. Координация совместной работы сторон по реализации настоящего меморандума.
2. Принятие мер, направленные на решение проблемных вопросов производственной деятельности предприятия, формированию благоприятной среды для привлечения инвестиций и внедрения инноваций.
3. Ежемесячно с участием работодателя, профсоюза рассматривать прогнозируемую ситуацию и предлагаемые меры на трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений.
4. Содействовать профессиональному обучению и переобучению работников по специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
5. Совместно с работодателем и профсоюзом проводить в трудовом коллективе разъяснительную работу о принимаемых мерах по стабилизации производственной деятельности и предупреждению рисков возникновения социально-трудовых конфликтов.
6. Принимать все возможные и доступные меры в рамках действующего законодательства с целью содействия в трудоустройстве каждого высвобожденного работника.
7. Соблюдать законодательство Республики Казахстан, выполнять решения трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, обязательства генерального, отраслевого, регионального соглашения по социальному партнерству.
8. Обеспечить экспертную помощь, проведение консультаций для обеспечения работодателем, профсоюзом обязательств в соответствии с настоящим меморандумом.
9. Другие обязательства, вызывающие общую озабоченность.
Обязательства Профсоюза
1. В целях сохранения стабильности и недопущения социально-трудовых конфликтов проводить разъяснительную работу в трудовом коллективе о мерах проводимых администрацией предприятия и государственными органами по стабилизации производственных процессов.
2. Содействовать соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины.
3. Соблюдать законодательство Республики Казахстан, выполнять решения трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, обязательства генерального, отраслевого, регионального соглашения по социальному партнерству, коллективному договору.
4. Принимать меры по предупреждению социально-трудовых конфликтов и обеспечению соблюдение членами профсоюза установленного законодательством Республики Казахстан порядка организации и проведения забастовок, мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций.
5. Другие обязательства, вызывающие общую озабоченность.
Статья 3. Заключительные положения
1. Каждая из сторон, подписавших настоящий меморандум, признает свою ответственность в пределах своих полномочий и обязуется сотрудничать в разрешении возникших проблем на принципах взаимного согласия и состоявшихся договоренностей.
2. В случае возникновения споров и разногласий при толковании или применении положений настоящего Меморандума Стороны разрешают их путем консультаций и переговоров.
3. Настоящий меморандум составлен в 3 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
4. Все изменения и дополнения к Меморандуму вносятся по согласию всех сторон путем проведения консультаций и переговоров.
5. Настоящий меморандум вступает в силу с момента его подписания между сторонами.
Настоящий меморандум подписали:
Аким города Шахтинска _________________________А.М. Аглиулин
ТОО «Шахтинсктеплоэнерго»_____________________Д.К. Сыздыков
Совет трудового коллектива
ТОО «Шахтинсктеплоэнерго»_____________________В.Н. Гаврилов
Меморандум и его значение в трудовых отношениях. Меморандум в трудовом праве
Прежде чем начать раскрытие данной темы хотелось бы уточнить что такое «меморандум». Меморандум может быть трактован в абсолютно разном значение, происхождение слова от лат. «memorandum» — то, о чём следует помнить. Термин «меморандум» включает ряд значений:
- Дипломатический документ, излагающий фактическую или юридическую сторону какого-либо вопроса.
- Докладная записка, служебная справка.
- Письмо с напоминанием, обычно о задолженности.
- Список видов риска в страховых полисах, страхование от которых не производится.
- Франшизы, используемые страховщиком и сведённые для удобства пользования в общую таблицу.
- Memorandum — книга, описывающая историю прошлого; описание мира, за гранью человеческого мира.
В нашем случае меморандум представляет собой больше «докладная записка, служебная справка». В отличие от делового письма, меморандум менее формален и как правило короче. В нем обычно отсутствуют приветствие и завершающие пожелания. Меморандум имеет свой специфический формат. Обычно меморандум или информирует об изменениях или предлагает принять участие в чем-либо. Наиболее эффективные меморандумы связывают цели автора с интересами адресатов — тогда проблемы решаются. При написании меморандума важно учитывать, какой именно информацией адресаты уже владеют, а какую им необходимо предоставить.[6, с.348]
В последнее время представители бизнеса и власти все чаще связывают себя «джентльменскими узами» меморандумов. Но польза от них порой такая же, как и от слов, не подкрепленных делом. Устойчивая тенденция заключения разного рода меморандумов возросла в последние 3-4 года в Казахстане. В качестве примера можно привести заключение меморандумов о взаимном сотрудничестве между акиматом Алмалинского района г.Алматы, работодателями, профсоюзными организациями, Управлением занятости и социальных программ по обеспечению трудовых прав и гарантий работников. Заключено 19 меморандумов: ТОО «Фирма Латон», АО «Бахус», АО «АФФ Нобель», АО «Ырысты АЭВРЗ», АО «Искер», ТОО Синопэк», ТОО «Райымбек Ботлерс», ТОО «МЗ Солнечный», ТОО «Профипак», АО «АГПО Модуль», ТОО «Корпорация Сайман», ТОО «Консорциум Едиль Аксу», «Альянс Ретейл групп», ТОО «Карагай», ТОО «Алматинский чай», ТОО «Машсвар», АЛО «Асыл», ТОО «Достык АЗС». АО «Алматинский Дрожжевой Завод» данные соглашения можно отнести к наиболее крупным за прошедший год.[1]
К сожалению, складывается впечатление, что правительство Республики Казахстан рассматривает заключение меморандумов как панацею, считая, что этого достаточно для решения всех социально экономических проблем. Действительно, только на протяжении последних лет правительство заключило уже сотни меморандумов, начиная от ежегодного «замораживания» цен на горюче-смазочные материалы в период посевной и уборки урожая и заканчивая реализацией Стратегии индустриально-инновационного развития и прорывных проектов, а также сохранением рабочих мест на крупных и средних предприятиях. Так, в Казахстане вместо государственного регулирования цен на стратегические товары — бензин и дизтопливо, основные продукты питания, тарифы на услуги коммунального хозяйства, арендную плату за жилье и т. п. -заключаются меморандумы, эффективность которых практически равна нулю. После завершения срока действия меморандума производители стремительно повышают цены, чтобы вернуть упущенную за этот период прибыль.[2]
Можно сказать, что очередной виток процесса заключения меморандумов наблюдается в настоящее время -в связи с реализацией антикризисного плана. К сожалению, эффективность этих меморандумов вызывает сомнение. Достаточно вспомнить меморандумы о вхождении ФНБ «Самрук-Казына» в системообразующие банки. Были заключены меморандумы об участии банков второго уровня в рефинансировании ипотечных кредитов, в финансировании малого и среднего бизнеса, в завершении долевого строительства. На селекторном совещании правительства отмечалось, что эти средства так и не дошли до конечных потребителей — застряли в банках второго уровня. Кто виноват, до сих пор неизвестно, но антикризисные меры реализуются не в полном объеме, а это сказывается как на экономике страны в целом, так и на отдельных слоях населения.[4]
Нужно отметить, что цена меморандумов, которые заключает правительство, достаточно велика. Так, в соответствии с меморандумом о сохранении рабочих мест, который заключили с добывающими предприятиями, последние обязуются трудоустроить освободившихся работников на других предприятиях и сохранить среднюю заработную плату. В связи с этим правительство пошло на снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых. В результате в пересмотренном бюджете-2009 поступление этого налога уменьшилось на 90 млрд тенге. Таким образом, цена этого меморандума составила 90 млрд тенге. Для сравнения: на создание новых рабочих мест в рамках антикризисного плана выделено 140 млрд тенге. Кто выиграл от заключения этого меморандума, очевидно, тем более что добывающие компании не гарантируют, что массовых сокращений не будет через несколько месяцев.[3]
В этом отношении нужно отметить, что главным недостатком заключения меморандумов является даже не экономический ущерб, а имитация «бурной и эффективной» деятельности правительства вместо государственного регулирования экономики. Можно отметить что сама практика заключения меморандумов похожа на какую-то очередную волну. Многие ссылаются на поручение Президента о рассмотреть возможность и необходимость поддержания отечественных товаропроизводителей, использования имеющегося потенциала развития внутреннего производства в различных отраслях экономики Казахстана. Так, в заключении по итогам совместного заседания акимата Алматы и прокуратуры сказано: «Между тем анализ показал, что указанные меморандумы носят декларативный характер и отдельными предприятиями не исполняются«.
В данном случае хотелось бы отметить высказывание, доктор юридических наук К.Сулейменова, «Прежде чем судить о характере и содержании меморандумов, необходимо ознакомиться с их текстами в каждом отдельном случае. По тому, как рапортуют об этом в СМИ акиматы, крупные национальные компании, фирмы, корпорации и холдинги, можно заключить, что меморандумы скорее не отражают всей полноты взаимоотношений и ответственности, но означают начало сближения позиций заинтересованных сторон. Но остается надежда, что в ходе взаимодействия стороны будут рассматривать все аспекты создания благоприятного микроклимата для развития бизнеса, в особенности малого и среднего».[3]
С другой стороны, хотелось бы отметить, что содержание меморандумов может быть столь детально прописано, а взаимоотношения сторон столь четко расписаны, что они могут быть приравнены к договорным обязательствам и обязательны к исполнению. Так, если Казахтелеком, являющийся листинговой компанией Казахстанской фондовой биржи (KASE), предоставил пресс-релиз следующего содержания: «Подписан ряд меморандумов о сотрудничестве с отечественными производителями», это действительно сулит поддержку отечественному бизнесу.
Меморандумы предполагают оказание содействия производителям в освоении новых импортозамещающих товаров, востребованных для нужд компаний и фирм. Если меморандумы о сотрудничестве заключены не с монополистами — производителями необходимых видов продукции и услуг — и соблюдены все тендерные процедуры, согласно единым правилам, разработанным ФНБ «Самрук-Казына», то это скорее содействие развитию отечественного бизнеса при условиях сохранения и создание новых рабочих мест.
Как отмечает директор департамента труда и социального партнерства МТСЗН РК Сарбасов А., — «С 2008 года активно реализуется практика заключения Меморандумов по социальной ответственности бизнеса в сфере социально-трудовых отношений. Меморандумы, соглашения, коллективные договоры являются действенным механизмом защиты интересов и прав работника, решения социальных вопросов и направлены на снижение социальной напряженности, предотвращение массового высвобождения работников, сохранение и создание новых рабочих мест, своевременную выдачу и увеличение размера заработной платы, подготовку, переподготовку кадров и повышение квалификации, занятость в сельской местности и занятость лиц из наиболее уязвимых групп населения, спонсорство и благотворительность и др. В первом полугодии 2009 года заключено порядка двух тысяч Меморандумов на сумму около пяти млрд. тенге».[5]
Из данного высказывания можно понять, что меморандумы по правовой природе находятся на одном уровне с генеральными соглашениями или с коллективным договором. Но это не так, во—первых, генеральное соглашение — это документ определяет и согласовывает позиции и обязательства по основным принципам регулирования социальных и трудовых отношений на уровне республики между участниками Республиканской трехсторонней комиссии — Правительством, профсоюзами и работодателями; коллективный договор решает эти же проблемы но на месте и сторонами при его заключение необходимо 2 стороны — работник и работодатель; в меморандуме нет такого четкого круга лиц, он весьма обширен, в него могут входить как политических партий, так и акиматы городов и областей, предприятия и т. д. Во—вторых, как генеральное соглашение так и коллективный договор имеют четкое отражение в законодательстве РК (ТК РК), а меморандум напротив кат четко не урегулирован и не упомянут в законодательных актах. В-третьих, касательно содержания меморандума, если в генеральном соглашение и коллективном договоре четко прописаны права и обязанности сторон, то в меморандум по своей природе понятие «права и обязанности сторон» как таковое не предусматривает, чаще всего стороны выражают свой намерения или заявления. Важной частью любого соглашения является срок действия, генеральное соглашение все сроки прописываются и указываются сторонами, на данный момент действует соглашение на 2009-2011 год, в меморандумах так же сроки определяются сторонами однако они чаще всего бессрочные, при этом каждая из сторон может в любой момент расторгнуть такой договор заранее уведомив другую сторону. В-четвертых, ответственность сторон за невыполнение или нарушения соглашения предусматривается административная ответственность для генеральных соглашений и коллективных договоров, у меморандумов напротив нет ни какой ответственности у сторон. Многие меморандумы ставят своей целью всевозможные разработки, координации и реализации программ и проектов, таких как, обеспечение занятости населения, соблюдение законодательства в сфере трудовых отношений и многое другое в таком духе,. По моему мнению такие меморандумы имеют какое-то посредственное отношение как к трудовому праву так и к решению каких либо реальных проблем.
В заключение хотелось отметить что, заключение меморандумов у нас в республике еще на не должном уровне как с точки зрения права так и к отношению к такому роду документов. Нужно обратить внимание на щепетильность и осторожность иностранных партнеров при подписании такого рода соглашений, а также при исполнении положений документа, несмотря на то, что он рамочный. К сожалению, в наших организациях не всегда четко поставлен контроль и ответственность.
Литература
- 1.А.Садыбеков. Защита трудовых прав граждан// интернет газета «Zona kz». 26 маpта 2009 2.О. Мартынюк. Меморандум тревожных ожиданий// интернет газета «Gazeta.kz»
- Т. Исмагамбетов. От меморандума к меморандуму//интернет газета «Zonakz». 25 маpта 2010
- С.Ынтыкбаева. Меморандумы в Казахстане: когда «больше» не значит «лучше» //Бизнес&Власть. 14 апреля, 2009
- Сарбасов А.А. конституционные гарантии -основа обеспечения прав граждан на достойный труд//enbek.gov.kz
- Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. Палаткин А. В., Панов В. П., Трофимов В. Н. Большой юридический словарь. Издательство: Инфра-М. М., 2001.с-348
Фамилия автора: Ж. Т. Абулгазин