План экскурсии: Материал: Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста – Как написать экскурсию 🚩 Методика проведения экскурсий 🚩 Планирование и организация

План проведение географической экскурсии

Географические экскурсии

Экскурсии- одно из важнейших форм организации обучения географии. Это форма организации занятий в природе, а так же на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сфере. Значение экскурсии в географии очень велико.

Знания по физической, экономической и социальной географии своей местности, получая во время экскурсии и наблюдений в природе, привлекаются для объяснений многих процессов и явлений в географической оболочки. Во время экскурсий происходит закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о явлениях для опоры при изучении теоретического материала, а так же целенаправленное изучение действительности своей местности. Работая в природе, учащиеся овладевают практическими умениями вести наблюдения, анализировать умения, наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. В педагогике выделяют школьные экскурсии учебные и совершаемые в порядке внеклассной работы.

Географические экскурсии развивают наблюдательность, любознательность, пробуждает интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а следовательно к географии.

Во время экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы.

Учебные экскурсии различаются по целям: изучение нового материала, обобщение и систематизация, повторение.

Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и специальной литературой, составляет план проведения экскурсии. В нем определяет:

— полученные на уроках ЗУН закрепляются;

-какие вырабатываются вновь;

-какие ставятся воспитательные задачи.

Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовку к ней учителя.

  2. Проведение экскурсии.

  3. Оформление полученного материала.

Целесообразней проводить экскурсии, осуществляя межпредметные связи.

При подготовке к проведению экскурсии учитель должен:

  1. Выбрать район для будущей экскурсии на природу или на промышленное предприятие.

  2. Разработать содержание и маршрут экскурсии.

  3. Подготовить к экскурсии учащихся.

Подготовка учащихся к экскурсии проводится на уроке.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:

-вводная беседа учителя;

-выполнение учащимися заданий по маршруту;

-заключительная беседа.

Оформление состоит в написании отчета каждого учащегося о проделанной работе. Каждая группа учащихся выполняет задание, например: оформить стенд, на который поместить карту-схему района экскурсии и выполнить рисунки в зависимости от темы экскурсии. Экскурсию нужно строить так, чтобы каждая группа и каждый из членов группы провели самостоятельную работы по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта.

Применяют 2 варианта организации работы учащихся в проведении экскурсии:

  1. Все группы сначала расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят конкретную работу.

  2. Все группы сначала идут по маршруту. На каждой остановке учитель проводит беседу; все группы пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.

Изучение промышленного предприятия ведется по следующему плану:

  1. Название предприятия и отрасль промышленности, к которой оно относится.

  2. История предприятия (время и причины возникновения на данном месте).

  3. Оценка физико- и экономико-географического положения предприятия на территории района и города.

  4. Транспортные связи; положение относительно сырьевой и топливо-энергетической баз.

  5. Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и их значение в хозяйстве края и крупного экономического района).

  6. Сырьевая и топливно-энергетическая база предприятия.

  7. Рабочие кадры предприятия; основные и инженерно-технические профессии.

  8. Технологический процесс и особенности производства.

  9. Структура предприятия и основные производственные специальности.

  10. Производственно-территориальные связи по сырью, топливу и готовой продукции.

  11. Проблемы и перспективы развития предприятия.

  12. Решение экологических проблем на предприятии.

Экскурсия на самом предприятии начинается беседой, которую проводит экскурсовод. Учитель дополняет экскурсовода. В школе после экскурсии учитель проводит заключительную беседу и дальнейший порядок работы над собранным материалом.

В экономической географии России в течении года проводится две экскурсии: производственная и сельскохозяйственная.

Экскурсии по внеклассной работе планируются на кружке или же факультативе. На такой экскурсии выставление оценки не предусматривается. Она направлена на повышение интереса к географическим наукам.

Конспект экскурсии в парк

Порхунова Анна Юрьевна

«Экскурсия в городской парк»

«Осенняя экскурсия в парк»

Цель: организовать коллективную прогулку и понаблюдать за осенними изменениями в живой природе.

Задачи:

  • расширить и углубить знания об объектах природы;

  • формировать умения наблюдать за осенними изменениями в природе;

  • cформировать у детей представления о состоянии растений осенью,

  • уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью.

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

  • воспитывать в детях эстетические чувства.

  • воспитывать бережное отношение к родной природе.

  • закрепить знание правил поведения в природе.

План экскурсии:

1. Подготовительная беседа с учащимися (в классе).

2. Выход в парк.

3. Возвращение в класс.

4. Подведение итогов.

Ход экскурсии

1. Подготовительная беседа с учащимися (в классе).

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками. Чтение и заучивание стихов: «Осенью» А. Плещеев; А. Пушкин «Уж небо… »; Н. Некрасов «Славная осень».
1. В сентябре лето кончается, осень начинается.
2. Сентябрь холоден, да сыт.
3. От осени к лету поворота нету.

4. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Загадки
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (Облака.)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь.)

Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала.
Солнышко застлала. (Туча.)

Без рук, без ног
По полю скачет,
Под окном стучится,
В дом просится. (Ветер.)

Пришла пора –
Опустели леса:
Листья опадают.
Птицы улетают. (Осень.)

Мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу — побываем в городском парке.

А какие правила поведения в природе вы знаете? (Дети отвечают, что нельзя кричать, топтать, ломать, рвать охапками растения, разорять жилища животных, ловить птиц и насекомых, сорить, и мусор нужно уносить с собой).

Эти правила необходимо всегда выполнять и напоминать другим.

Прочитайте слова, написанные на доске. Дети хором читают: «Люби и охраняй родную природу!»

2. Выход в парк.

Мы пришли ребята в городской парк. Посмотрите вокруг внимательно, сколько различных деревьев нас приветствуют вокруг. Наш городской парк это их царство, родной дом для птиц, насекомых и животных. Помните как надо вести себя в гостях и не обижайте хозяев этого чудного уголка.

Но сей час среди деревьев ходит бродит не спеша еще одна гостья-волшебница. Ответьте на вопрос — загадку:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажете вы?
(Ответы детей – ОСЕНЬ!)

Вы совершенно правильно угадали, что речь идет о художнице Осени.

-Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

-По каким признакам можно определить что пришла осень?

(Стало холодно, улетели птицы, опадают листья)

-Все деревья сбрасывают листья?

(Только лиственные)

Какими же красками любит рисовать наша Осень? (Ответы детей — желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми.)

— Вы совершенно правы. Краски осени дают природе столько тепла, яркости и красоты, что мы не перестаем любоваться ее творчеством! Поэтому на нее все говорят — «Золотая Осень! »

Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина
«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…»
(Дети слушают стихотворение)

Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой.

1. Какая сегодня погода?
2. Какое небо?
3. Какое солнце?
4. Сравните сентябрьские дни с летними.

Учитель и дети наблюдают за листопадом.

1. Что называют осенним листопадом?
2. Начался ли осенний листопад?
3. Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше?
4. Почему?

Учитель обращает внимание детей на насекомых.

  1. Каких насекомых можно увидеть в парке летом?
    2. Много ли насекомых в парке сейчас?
    3. Почему пропали насекомые?
    4. Куда они делись?

Осенью в парках и на улицах можно полюбоваться липами в их пышном наряде. Даже поздней осенью в парке, где растут липы, очень красиво. Вся земля становится жёлтой от опавших листьев, и на этом фоне особенно резко выделяются тёмные стволы. Можно предложить детям внимательно рассмотреть и описать листья липы, обратить внимание на их величину и форму. Листья липы имеют характерную, так называемую сердцевидную форму. Преподаватель обращает внимание на заметную асимметричность листьев (одна половина листа меньше другой). Край листа мелко зазубренный, пильчатый. Липа отцвела в середине лета. Она является прекрасным медоносом, а цветки её обладают целебными свойствами. Плоды липы – мелкие, почти чёрные орешки величиной с горошину. Поздней осенью, когда липа сбросит листья, её плоды ещё висят на деревьях. Опадание их происходит всю зиму- с осени до весны. Плоды липы собраны в небольшие гроздья. Каждая гроздь имеет тонкое крылышко. Благодаря ему группа плодов, оторвавшись от дерева, кружится в воздухе. Это замедляет её падение на землю. В результате семена улетают на большие расстояния от материнского растения.

Дуб. Высота дерева достигает 40 м. Буро-серая кора молодых дубков гладкая, но с возрастом темнеет и на ней появляются продольные трещины. Листья обратнояйцевидные с заметными лопастями. Желуди заключены в своеобразные блюдца- плюски. Созревая в конце сентября, желуди освобождаются от плюски и падают на землю. В лесу дуб образует небольшую крону, но на свободе раскидывает свои толстые извилистые сучья далеко в стороны.

Осина. Ствол серовато – зеленый, высотой 25-30 м. Жесткие округлые листья приходят в движение при малейшем ветерке. Неустойчивое положение листьев объясняется тем, что их длинные черешки сплюснуты и посередине заметно тоньше. Зацветает в конце апреля — начале мая, когда листовые почки только набухают.

Рябина. Небольшое дерево высотой до 15 метров с гладкой серой корой и ажурной кроной. Перистые листья состоят из 9-15 листочков. Оранжево- красные гроздья плодов сохраняются на дереве и зимой. После первых морозов плоды становятся менее горькими и вполне съедобными.

Ясень. Стройное дерево с ажурной высоко поднятой кроной, пепельно — серой гладкой корой. В нижней части ствола имеется чёткий, правильный рисунок из частых продольных и поперечных трещин. Побеги покрыты беловатыми чечевичками. Цветёт в конце апреля — начале мая. Появляются темно- фиолетовые тычиночные и пестичные цветки, собранные в метелковидные соцветия. В сентябре крылатки созревают и буреют. Листья сложные, непарноперистые, почки чёрные.

В сравнительном плане проводится ознакомление с хвойными деревьями — елью и сосной. Учащиеся рассматривают растущие рядом сосну и ель, сравнивают их по внешнему виду. При этом обращается внимание на форму кроны, расположение веток на стволе. Дети отвечают на поставленные вопросы:

1. Посмотрите внимательно на ель. Какую форму имеет дерево (какая у него крона)? Сравните верхние и нижние ветки ели. Какие из них длиннее? Как направлены от ствола дерева верхние и нижние ветки?

2. Посмотрите на сосну. Как отходят ветки от ствола ? Какую форму имеет дерево (какая у него крона)?

3. Почему в сосновом лесу намного светлее, чем в еловом?

4. Почему под пологом елового леса растёт мало растений?

Предложить детям рассмотреть веточки сосны и ели, сравнить хвоинки ели и сосны по величине и окраске. У ели хвоя короткая, жёсткая, колючая, тёмно-зелёная, блестящая; у сосны — длинная, более мягкая, светлее по окраске.

В ход экскурсии можно включить вопросы викторины.

1. Назовите наибольшее количество растений, используемых человеком в пищу.( Щавель, крапива, земляника, грибы, орехи и др.)

2. Какие растения могут служить целебной повязкой? (Подорожник, мать -мачеха).

3. Какие лесные растения можно использовать для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники, побеги чебреца, зверобоя.)

4. Какое значение имеют крылатки плодов липы, ясеня, клёна? (Способствуют рассеиванию семян ветром.)

5. Какие животные помогают распространить семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи).

6. Какие грибы названы именами тех деревьев, под которыми они растут? (Подберёзовик, осиновый груздь, еловый рыжик, подосиновик.)

7.Почему листья с ветвей верхушек опадают последними ? (Они самые молодые, дольше живут.)

Особое внимание уделить вопросам по закреплению правил индивидуального поведения в природе

— как сохранить красоту того уголка природы, где ты отдыхал?

— почему нельзя оставлять мусор, находясь на лоне природы?

— какой вред растению может принести сломанная ветка, повреждённый корень , сорванный цветок?

— как правильно собирать природные дары (грибы, ягоды, лекарственные растения)?

-каким должно быть отношение к редким и исчезающим растениям?

Надо научить ребят, чтобы они, находясь на лоне природы, не шумели, не бегали, не лазили по деревьям, не причиняли вреда растениям и животным; не оставляли мусор; осторожно собирали ягоды, грибы и лекарственные растения. Особо нужно пояснить, почему в парке, в лесу опасно разводить костры строго соблюдать правила противопожарной безопасности и не повреждать растительный покров и близко растущие деревья и кустарники.

Игра. «Узнай растение»

Соревнование кто быстрее найдёт растение по названию или по описанию.

Осень так устилает нам дорожки золотым ковром. Посмотрите на эту красоту под ногами: «Листья пожелтевшие по городу кружатся. Тихим шорохом нам под ноги ложатся! »

Давайте проведем конкурс на самый красивый букет из опавших листочков.

(Дети собирают букеты, подбирая различную цветовую палитру. А с моего телефона звуча популярные мелодии об осени. Рассмотрев и восхитившись их букетами, устраиваем свой «золотой дождь»).

3. Возвращение в класс.

Учитель предлагает вернуться в класс и создать свою картину Золотой осени используй различные опавшие листья.

4. Подведение итогов.

После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.

Сегодня я предлагаю вам создать групповой проект «Волшебное осеннее дерево».

-Почему дерево будет волшебным? (Дети высказывают предположения)

Правильно, на нём будут расти листья всех деревьев, с которыми мы сегодня познакомились.

На листе бумаги дети рисуют части дерева: корень, ствол, ветви. Приклеивают листья. Записывают название дерева, которому они принадлежат.

Материал по окружающему миру (2 класс) на тему: План-конспект экскурсии в природу

 Иванова Татьяна Геннадьевна.

 Воспитатель группы продленного дня.

 МБОУ « Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

        План-конспект экскурсии в природу

 Цели:

  • продолжить развитие знаний о среде обитания, ее факторах и влияние их на организмы;
  • раскрыть взаимосвязи организмов в природных сообществах;
  • продолжить формирование культуры общения с природой.

—   формировать бережное отношение к природе.  

      —   развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

Оборудование:

  • сантиметр, веревка 10 м., блокноты, карандаши, определители растений, фотоаппарат.

Содержание экскурсии:

  1. Вступительная беседа.

2.      Работа по группам.

3.      Подведение итогов.

Место проведения  экскурсии: окрестности школы (лесопосадка)

  Подготовка учителя к экскурсии:

  1.  Спланировать маршрут экскурсии  .
  2.  Приготовить карточки- определители растений.
  3.     Провести беседу об охране природы.  

   Подготовка учащихся к экскурсии:

     1.     Побеседовать с учащимися о различных видах    деревьев, кустарников,  мхов.

     2.      Ввести три новых понятия :

 «биогеоценоз»-система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема).

         «ярусы»- элемент вертикальной структуры фитоценоза.

 «фитоценоз»- растительное сообщество, существующее в пределах одного биотопа.

 3.   Подготовить детей к восприятию природы, привлечь   внимание к     объектам экосистемы «лес». Формировать умение правильно вести себя в природе.

               Ход  экскурсии.

    Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и  ТБ во время экскурсии

    Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию. Назовите, какие       правила    нужно соблюдать в природе, в лесу?. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

 Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.

Учитель в ходе беседы раскрывает особенности лесного биогеоциноза, указывает на некоторые основные формы взаимодействия сопоставляющих его компонентов. Обращает внимание на расположение относительно друг друга деревьев, кустарников, травянистых растений. Дает понятие ярусности. Показывает учащимся на пробной площадке ярусы растительного сообщества и помогает определить виды растений каждого яруса. Обращает внимание учащихся на неодновременное развитие растений. Так первоцветы — хохлатки, медуница лекарственная, примулы- развиваются до распускания листьев на деревьях. До распускания листьев цветут и ветроопыляемые растения. Чем сильнее в лесу выражены ярусность и мозаичность, тем больше в сообществе мест обитания для животных, грибов, бактерий.

Учитель. Все ярусы — «этажи леса»- взаимодействуют между собой. Отмершие ветви и листья попадают в надпочвенный ярус, где происходит интенсивное размножение органических веществ. Вода и минеральные вещества из подземных ярусов переходят в надземные. Обращаю ваше внимание на организмы, которые используют растения как субстракт: на коре деревьев живут мхи, лишайники, водоросли; плодовые тела грибов-трутовников на стволах деревьев можно считать примером паразитических отношений между грибами и растениями. Растения составляют основу сообщества. Животные в основном потребляют и разрушают органические вещества, созданные растениями. Биогеоциноз леса существует длительное время, но он постоянно изменяется. Это связано с колебаниями температуры, влажности, освещенности, с изменениями микроклимата и почвы под влиянием взаимодействия органических компонентов между собой. А сейчас я предлагаю выполнить самостоятельную работу.

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1.

1. Составить краткую характеристику растений по ярусам.

    Выяснить состояние растений в них.

2. Посчитать количество деревьев каждого вида на площадке 10Х10 м., приблизительно определить их высоту.

Задание 2.

1. Изучить состав верхнего яруса. Выяснить, какие деревья здесь господствуют. Описать внешний вид по плану: форма ствола, состояние кроны (густая или редкая, узкая или широкая, на какой стороне расположена, наличие отмерших сучков).

2. Сделать вывод о том, какой вид деревьев находится в лучшем состоянии, что происходит с деревьями других видов, какое влияние друг на друга оказывают эти виды деревьев.

Задание 3.

 Установить последствия деятельности человека, его влияние на данный биогеоциноз. Высказать предположения о том, какие мероприятия необходимо проводить для охраны данного биогеоциноза.

Подведение итогов. Составление отчета на основе работы всех групп с включением гербарных материалов, фотографий.

 

 

План конспект урока экскурсии

Конспект урока-экскурсии: Экскурсия в осенний парк

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.

  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.

  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Оргмомент:

— Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

— Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

— Какое время года сейчас? (Осень).

— Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

— А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

— Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

— Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

— На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;

  • Не сорить;

  • Внимательно слушать учителя;

  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

— Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

— А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

— Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

— А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

— А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

— А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

— А слышите ли вы птиц? (Нет)

— А почему? (Они улетели в теплые края)

— А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно.Мало корма)

— А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

— Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

— Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

— А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

— Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

— Нравится вам осенняя природа?

— А какое время года вам нравится больше?

— Почему?

— Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

— А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет.Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

— А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

— А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

— Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

— Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

— А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

— Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

— Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

— А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

— А все деревья так делают? (Нет.Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

— А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

— Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Методразработка «Урок-экскурсия на производственное предприятие»

Министерство образования и науки Челябинской областиhello_html_m66f4fab9.gif

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение

«Коркинский горно-строительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методика организации и проведения
урока-экскурсии по предмету
«Информатика»

Преподаватель Т.А. Долапчи

2019г

Содержание

Аннотация

Задачи урока

План экскурсии

Ход урока

Рефлексия

Заключение

Приложение А Заметка с сайта ГБПОУ «КГСТ»

Приложение Б Фотоотчет

Аннотация

Методическая разработка урока предназначена для знакомства преподавателей, которые заинтересованы в организации и проведении уроков на производстве в виде экскурсий.

В методической разработке кратко и, по возможности, максимально доступно изложена позиция, что экскурсия, как форма организации учебно — воспитательного процесса позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью и позволяет учащимся проводить наблюдения, изучать предметы и явления в естественных или искусственно созданных условиях.

Экскурсия как форма организации нестандартной формы обучения. объединяющая учебный процесс с реальной жизнью, обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Решение учебной задачи при проведении экскурсии на предприятия стимулирует познавательную активность учащихся. Преподаватель формирует у своих учащихся убеждение в необходимости получения и применения знаний для того, чтобы быть востребованным и полезным в профессиональной сфере.

Методические особенности урока

Данный урок является комбинированной формой урока по предмету «Информатика» и по предметному содержанию носит характер –производственного.

Экскурсия организуется на предприятие Коркинский кирпичный завод, где студенты визуально прослеживают всю технологическую линию производства кирпича. Все изделия изготавливается по ГОСТУ и каждый кирпич производят под тотальным контролем, сырье перерабатывается на несколько раз, после чего уходит под пресс, а уже оттуда уходит в автоматизированную обжиговую печь.

Студенты посетили операторскую, главный пульт управления, где с помощью компьютера отслеживается температурный и временной режим главного производства.

Обучающиеся также знакомятся со складом сыпучих материалов (в производстве используется глина из 7 разных карьеров и поставляют ее из 15 мест), цехом готовой продукции и выставочными экспонатами (а их на заводе производят около 30 видов).

В зависимости от дидактической цели урок является сообщение и усвоение новых знаний т.к. основная цель экскурсии познакомится с принципом работы локальной и сетевой системой, которая представлена на заводе в виде автоматизированной системы управления (АСУ) технологическим процессом производства керамических изделий.

В методике проведения экскурсии выделяют три блока:

а) подготовку экскурсии;

б) выход учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия;

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

В системе урока экскурсии выполняются ряд дидактических функций:

  • реализуется принцип наглядности обучения;

  • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

  • расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство, которое контролируется компьютерной сетевой системой.

Тематическое планирование урока-экскурсии

При проведении урока экскурсии намечается 5 этапов:

Общее время урока 2час.

1-й этап 5мин

2-ой этап 10 мин

3-ой этап 90 мин

4-ой этап 10 мин

5-ой этап 5 мин

Задачи урока

  1. Развить пространственное воображение, память, способности мыслить творчески.

  2. Воспитать у обучающихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду.

  3. Развитие коммуникативной компетентности как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к обсуждению нового материала.

План экскурсии

  1. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий вне учебного заведения с занесением в учетный журнал (преподаватель)

  2. Экскурсия

  3. Подведение итогов урока -экскурсии

  4. Домашнее задание: 


План урока

Тема: Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой.

Цели урока:

Методическая:

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;

  • развивать наблюдательность, самостоятельность.

Воспитательные:

  • прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии;

  • прививать интерес к избранной специальности.

Планируемые результаты:

  • Знать: принцип работы сетевой системы, автоматизированной системы управления.

  • Уметь: применять знания теории на практике, делать выводы, наблюдать

Методы обучения:

Межпредметные связи: физика, электротехника, строительные материалы, математика, черчение

 

Ход урока

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

РЕЗУЛЬТАТ

Организационный

момент

Проверяет учащихся. Рассказывает о предприятии, куда планируем экскурсию. Отвечает на вопросы

Слушают. Задают вопросы

Устный рассказ

Есть понятия о цели урока и плане его проведения

Инструктаж по технике безопасности

Проводит инструктаж

в учебном классе перед самой экскурсией.

Делает запись в журнале.

Слушают.

Расписываются в журнале по Т.Б.

Объяснение

Составлен протокол в журнале по ТБ

Экскурсия

Совместно с инженером предприятия проводит экскурсию. По необходимости поясняет или спрашивает те или иные явления, которые знакомы с учебного процесса

Смотрят, слушают, отвечают на вопросы. Сами задают вопросы

Демонстрация технологического процесса

Сформированы основные понятия по АСУ.

Подведение итогов

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой преподаватель совместно со студентами обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для них.

Слушают, задают вопросы ведущему инженеру и преподавателю

Беседа

Собран материал для написания отчета по экскурсии

Домашнее задание

Написать отзыв о проведенной экскурсии в виде эссе. Отметить наиболее важные моменты производства. Особо остановиться на посещении пульта управления процессом.

Уточняют содержание отчета. Задают вопросы.

Объяснение

Отчет (эссе) по уроку в электронном варианте

Рефлексия

Представьте, что перед уроком мы с вами сели в лифт 10-ти этажного дома. Начался урок и лифт тронулся вверх. На каком этаже вы вышли после урока, отметьте чертой. (Каждый этаж- это оценка полученных на уроке знаний)

Заключение

Уроки-экскурсии позволяют учащихся обучать ориентироваться в промышленной среде, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами с ранее пройденным материалом, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Приложение

Отзыв

В четверг 31 ноября нашей группой мы побывали с экскурсией на Коркинском кирпичном заводе. Было очень интересно и познавательно узнать по какому принципу изготавливается кирпич, откуда завозится глина для его изготовления, как он «сушится» и многое другое.

Экскурсовод — руководитель отдела по модернизации производства Шереметьев Петр Львович рассказал нам, что на заводе производят около 30 видов кирпичей, и все от А до Я, изготавливается по ГОСТУ и каждый кирпич производят под тотальным контролем, сырье перерабатывается на несколько раз, после чего уходит под пресс, а уже оттуда уходит в автоматизированную обжиговую печь. Нам даже разрешили краем глаза туда заглянуть, было очень интересно увидеть, как это все сушится. На заводе, на удивление, работает мало людей ведь основные этапы производства кирпича автоматизированы, установлено высокотехнологичное европейское оборудование.

Но и «живые» руки тоже востребованы, ведь они следят за работой «чудо-машин». Мы поднялись в операторскую-сердце всего технологического процесса- где с помощью компьютера следят за работой тех самых автоматизированных линий.

Экскурсия была познавательная и очень интересная, мы увидели производство кирпича разных видов и проследили всю технологическую цепочку изготовления, начиная «с нуля»: от самого начала, до готового упакованного продукта. Коркинский кирпичный завод работает с 2013 года. Специалист нам пояснил, что кирпич имеет определенные свойства: марка прочности М250, морозостойкость составляет до 100 циклов. В год производится около 60 млн. кирпичей разных фактур, форм и оттенков. Таким образом, ООО «Коркинский кирпичный завод» обладает самой широкой номенклатурной линейкой в Челябинской области. Пётр Львович поделился ближайшими производственными планами завода.

Мы только начали изучать предмет «Строительные материалы» и полученная информация, не только услышанная, но и увиденная пригодится для изучения спецпредмета.

Был один минус – пыльно и грязно, но это особенность производства. В завершении экскурсии мы побывали в выставочном зале, где представлена продукция завода. Хорошо, что мы сходили на экскурсию на кирпичный завод вместе с Татьяной Анатольевной Долапчи в рамках предмета Информатика, ведь лучше тему «Автоматизированные системы управления» пройти на производстве, чем в лекционном классе.

Калиновская Анастасия

Гайноченко Валерия

Глущенко Владислав

студенты СЭЗ-18

hello_html_m118f1226.jpghello_html_mbe5f5b5.jpghello_html_m3e4217d4.jpghello_html_57f71ca3.jpg

План-конспект: План экскурсии по экологии

Экскурсия по экологии с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира.

Участники:  4 класс

Руководитель: Стебулянина Ольга Владимировна

Место работы: МОУ Истринская СОШ № 3

Должность: педагог — организатор

Тема: «Осенняя экскурсия по экологической тропе. Берег реки Истры».

Цель экскурсии:  формирование знаний о водоемах своего края.

Задачи:

  1. Изучение истории появления названия реки, географии реки, видового состава растений и животных;
  2. Знакомство с экологическим состоянием реки;

способствовать развитию умений выполнять практические задания;

  1. Формирование экологической культуры учащихся.

Планируемые результаты:

  1. знать наиболее типичных представителей животных и растений реки;
  2. объяснять приспособленность живых организмов к условиям жизни в воде;
  3. оценивать влияние деятельности человека на живые организмы, экосистему реки;
  4. знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
  5. применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные пп
  6.  теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
  7. испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Место проведения:  берег реки Истры

Оборудование: блокноты, простые карандаши, фотоаппараты, рулетка, поплавок, секундомер, стеклянная  бутылка, термометр, мусорные пакеты, перчатки,.

Ход экскурсии:

Начало занятия (образовательного мероприятия).

Приветствие. Метод «Солнышко».

 Учитель приветствует всех, улыбается.
— Потянитесь к солнышку, вам тепло и приятно. Улыбнитесь себе, друг другу – с радостью встречаем новое занятие, идем к новым открытиям.
Вхождение в тему.

Оглянитесь вокруг. Что мы видим? Для чего мы пришли на берег реки? Рассмотреть красоту родного края. Ну, вот, ребята, мы сегодня с вами отправимся к  водоему нашего города. Давайте вспомним, с какими водоемами мы уже знакомились. (Проводится небольшая беседа с обучающимися, где ребята называют родник и рассказывают о том, что они узнали с предыдущей экскурсии). Сегодня мы проведем необычное занятие на нашей реке. Давайте вспомним с вами наши правила поведения в природе:

  • во время экскурсии не шуми, не пугай птиц и зверей;
  • не рви растения, определяй их на месте;
  • не отходите от группы все время прохождения экскурсии
  • не бросай в воду сор, не обламывай ветви деревьев и кустарников;
  • будьте внимательны, учитесь видеть красоту природы;
  • помни, что природа беззащитна перед нами – береги ее!

Экскурсионно-исследовательская деятельность

Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит задание: лист наблюдений для 1, 2 и 3 группы.

Метод «Ульи» (АМ организации самостоятельной работы над темой).

Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся лист наблюдений, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона створа реки для проведения наблюдений.

Сегодня вы побываете в роли географов, биологов и экологов!

Задание для географов: составить паспорт реки Истры

Лист наблюдений. Группа 1

Паспорт реки

Результаты

Определите с помощью компаса, в каком направлении течет наша река?

Определите, на каком берегу находится наша школа?

Определите скорость течения реки?

Определите рельеф реки?

Задание для биологов: Определить наличие растительного и животного мира на берегу реки.(используется атлас-определитель)

Лист наблюдений. Группа 2

Выявить живые организмы реки.

Результаты

Какие растения мы можем с вами увидеть на берегах нашей реки?

Какие приспособления для жизни в воде или около воды есть у растений?

По атласу определителю определите наличие ольхи и ивы?

Какие животные обитают в нашей реке? (водомерки, пиявки, моллюски, рыбы, ручейники и многие другие

Задание для экологов: Экологическое состояние реки Истры.

Лист наблюдений. Группа 3

Экологическое состояние реки

Результаты

Осмотрите территорию вдоль реки, найдите примеры деятельности человека на берегах и в воде.

Определите запах воды?

Определите прозрачность воды

Предложите меры по охране водных жителей и защите воды от загрязнения.

Каждая группа презентует результаты работы по своим наблюдениям. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Экологическая стоянка

Я надеюсь, что наблюдений на сегодняшней экскурсии вы сделали достаточно.  Что же мы с вами не сделали?  Внести свой вклад в охрану природы. Поэтому мы с собой и взяли мешки и перчатки. Организуется уборка мусора на берегу реки Истра.

Подведение итогов

Метод «Итоговый круг» (АМ подведения итогов занятия).

Педагог даёт минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу)

Не забывайте, что вашим настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ПАРК

Этапы проведения

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические указания и приёмы.

Вводная часть

Перед началом экскурсии

объявляю: куда пойдут дети, что интересного могут увидеть, как следует себя вести. Предлагаю взять с собой фотоаппараты, бинокли.

Вводная беседа.

Ребята, мы с вами  в парке гости, поэтому вести себя нужно хорошо.

Читаю отрывок из стихотворения  К.Бальмонта «Осень».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Спрашиваю у детей: о каком времени года идет речь в этом стихотворении.

А какое сейчас время года?

Назовите по порядку осенние месяцы.

С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени — золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.

— Об осени.

— Осень.

— Сентябрь, октябрь, ноябрь.

— Листья желтеют и опадают. Начинается листопад.

Инструктаж. Орг. Момент.

Мотивация.

Худ. слово.

Вопросы.

Основная часть

Коллективное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»

1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые осины и березы, красные рябины «светятся» даже в тени).

2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы — шершавая, у осины — гладкая и т.д.).

3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)

4. Любование детьми красотой деревьев.

Предлагаю детям вспомнить стихи об осени.

Пополняю сенсорные ощущения детей: прошу погладить ствол дерева и ощутить его поверхность, прижаться щекой к нему и почувствовать тепло, вдохнуть запах, идущий от осины, березы, рябины, закрыть глаза и послушать шелест листвы

и осенние звуки.

Какие звуки слышите?

Сейчас я вам буду показывать листочки, а вы будете называть от какого они дерева.

Д/и «Угадай листочек».

Индивидуальное наблюдение по парам:

1. Витя и Катя выберите самое красивое дерево для вас.

2. Артем и Максим найдите самое красное (желтое) дерево.

3. Вероника и Яна найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?

4. Подгруппа детей найдите деревья, на которых есть  плоды-ягоды.

Речевое упражнение

 «Скажи красивые слова об осени» 

— Осень какая?

Ребята отгадайте загадки:

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

Что это?

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. 

Что это?

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле. 

Что это?

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. 

А это что?  

Никто не пугает,

А вся дрожит.

Что это?

Платье потерялось — пуговки остались.

 Что это?

 Ребята, давайте с вами поиграем.

П/и «Догонялки с Боровичком»

Роль Боровичка может исполнять как взрослый, так и ребёнок. На голову одеть шапочку грибочка. Дети и Боровичок стоят по разные стороны. Боровичок отворачивается спиной, присев на корточки («за пеньком»).

(в конце игры Боровичок догоняет детей, дети убегают).

Игра малой подвижности «Собери листочки»

Необходимо собрать красивые листья разных деревьев.

Ветер сильный задувал,

Все листочки раскидал.

Мы не будем унывать,

Будем их мы собрать.

Инд. работа с Софьей, Максимом.

Ребята мы с вами собрали много листьев, посмотрите сколько их. Все они разные. Яркие. Мы их возьмем с собой в дет. сад и оформим  красивый осенний букет.

Дети рассматривают:

1.деревья и  кустарники вблизи и издалека, на солнце и в тени.

2. листья разных деревьев через лупу.

3. семяна деревьев и кустарников, сравнивая их между собой.

4. любуются красотой деревьев.

Один из детей рассказывает:

«Осенние листья»

                   (И. Токмакова)

Опустел скворечник.

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету,

Липовый, берёзовый,

Красный, разноцветный.

— Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.

Дети угадывают листочки.

Дети выполняют задания.

Ответы детей:

— Золотая. Яркая. Расписная. Красная. Разноцветная и т.д.

Ответы:

— Осень.

— Осенний лист.

— Дождь.

— Ветер.

— Осина.

— Рябина.

Дети говорят текст и подходят к Боровичку:

Старичок – Боровичок Затаился за пеньком.

А мы ближе подойдём

И сейчас тебя найдём!

В догонялки поиграем,

От тебя мы убегаем!

Дети собирают листочки в корзинку.


Софья и Максим выполняют задания.

Коллективное наблюдение.

Сравнение.

Худ.слово.

Д/и «Угадай листочек».

Индивидуальное наблюдение по парам.

Речевое упражнение

 «Скажи красивые слова об осени» Цель: формирование умения детей подбирать прилагательные к заданному слову.

Загадывание загадок.

П/и «Догонялки с Боровичком»

Игра малой подвижности «Собери листочки»

Инд. работа:

Цель: закрепление умения ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствие.

Заключительная часть

Ребята, вам понравилась наша экскурсия?

За какими мы наблюдали деревьями?

Отличаются листья у этих деревьев?

А всех этих деревьев есть плоды — ягоды?

Молодцы, ребята! Вы очень внимательные! И вели себя хорошо. Не шумели,  не сорили. А теперь возвращаемся в наш сад.

— Да.

— Береза, рябина, осина.

— Да.

— Нет, только у рябины.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Похвала.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *