Бюджет, его планирование и виды

03 Август 2016

бюджет и его планирование

Доброго времени суток, дорогие читатели блога Международной школы бизнеса. Сегодня мы вольем свежей крови в раздел «Инвестиции и финансы» и поговорим о довольно важной теме не только для бизнеса, но и для частной жизни в целом — о бюджетировании.

Планирование финансовой части Вашей организации, планирование бюджета является важной и неотъемлемой частью построения Вашего бизнеса. Многие начинающие предприниматели ошибочно относят бюджет к привилегии сугубо бухгалтерского толка и не уделяют должного контроля системе бюджетирования. И это является одной из грубейших ошибок. Как мы уже упоминали раннее в нашем блоге, особенно в частях, посвященных адаптации и методам прогнозирования, что руководитель обязан знать обо всех процессах, происходящих на его предприятии.

Вам может показаться, что мы приводим здесь очевидные вещи. Иногда в нашей консультационной практике Международной школы бизнеса иубип, мы сталкивались и с такими случаями, когда бухгалтеры нагло разворовали весь бизнес своего начальника, а тот, в силу финансовой неграмотности, совершенно не мог отследить, почему так происходит.

Мы все же углубились в тему. Разберемся с этим понятием и приступим, непосредственно к статье.

Начнем, как обычно, с определений.

Бюджет — это смета на определенный период времени и для определенных целей, включающая в себя информацию о доходах и расходах компании. В распределении бюджета играет немаловажную роль бюджетный метод. Его суть сводится к следующему: производственно — хозяйственная деятельность содержит в себе баланс доходов и расходов, определение и закрепление их места, а так же закрепление доходов и расходов за конкретным исполнителем. В роли исполнителя может выступать как коллектив, так и индивидуальное лицо.

В настоящее время бюджет насчитывает три основные, большие формы, которые так же подразделяются на виды. К этим группам относятся:

-Финансовый;

-Инновационный;

-Операционный.

Их последовательность и содержание определяется руководителями компании. В дальнейшем, мы рассмотрим эти формы бюджета подробнее.

Как формируется бюджет?

Техника составления бюджета состоит из нескольких последовательных шагов:

Шаг 1: Составление бюджета продаж. В этом этапе учитывается уровень спроса, география сбыта, категории и типажи потребителей. Это основополагающий шаг, который чрезвычайно важен для планирования и дальнейшего функционирования организации.

Шаг 2: Расчет коммерческих расходов.

Шаг 3: Составление бюджета производства.

Шаг 4: Расчет управленческих расходов.

Шаг 5: Прогнозный отчет — иногда называется балансовый отчет, который служит для показания и характеристики финансового состояния предприятия на конкретно выбранную дату, а так же для показания финансовых средств.

Шаг 6: Составление денежного потока.

Интересно, что явление процесса бюджетирования на предприятии называется или иначе процесса составления бюджета в компании называют бюджетным циклом, который так же насчитывает свои стадии. Их четыре, а именно:

1 Планирование, в которое вовлечены все подразделения;

2 Определение показателей для оценки Вашей планируемой деятельности;

3 Обсуждение изменений плана, в связи с новыми ситуациями;

4 Корректировка планов.

Виды бюджетов определяются на основе поставленных задач, на которые они рассчитаны. В связи с этим выделяют такие виды, как:

1 Генеральные и частные

2 Гибкие и статические.

За любым бюджетом, за его распределением, грамотном использовании и пополнении нужен постоянный контроль. Для того, чтобы контроль был качественным, он разделен на два уровня, где нижний уровень — это контроль над исполнением бюджета в структурных подразделениях, а высший уровень — контроль консолидированного бюджета и его исполнение.

Элементами системы контроля выступают следующие определения:

Объекты контроля (бюджеты Ваших структурных подразделений);

Субъекты контроля (подразделения, которые осуществляют контроль за грамотным исполнением бюджета);

Предметы контроля (предметные показатели и анализ);

Методы контроля

Виды бюджета.

Что ж, с определением, функцией и алгоритмами составления и контроля бюджета мы ознакомились. Настало время поговорить собственно о видах самого бюджета. И начнем, пожалуй, с определения общего, генерального бюджета.

Общий бюджет (он же основной или генеральный в разных интерпретациях) — скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия, расписанный с учетом всех функций. Генеральный бюджет объединяет множество частных бюджетов.

Результатом составления генерального бюджета являются следующее:

-прогнозируемый баланс;

-план прибыли и убытков;

-план денежных потоков.

Генеральный бюджет подразделяется на две группы:

-операционный бюджет (называемый тек же текущим, оперативным или периодическим);

-финансовый бюджет.

Операционный бюджет — это система бюджетов, которые характеризуют доходы и расходы, которые исходят от тех или иных операций, которые планируются на предстоящий определенный период.

Стоит отметить, что планирование генерального бюджета начинается именно с планирования операционного бюджета.

Если Вы хотите узнать больше — Вы можете следить за публикациями нашего блога. 

Комментариев: 0
Добавить комментарий
* поля обязательные для заполнения

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Показать все записи