Методы прогнозирования. Часть Первая.
Доброго времени суток, дорогой читатель. Сегодня мы начнем выпуски по очень объемной теме посвященной прогнозированию и его методам.
Бизнес, как и наша жизнь — очень интересное, динамично изменяющееся пространство для обитания и функционирования сотен механизмов. Как и анализ их работы, так и прогнозирование является важным элементом управления бизнесом, который показывает реальную картину жизни Вашего бизнеса и всех протекающих в нем процессов.
Прежде чем мы приступим к разбору, мы хотели бы отметить, что понятие прогнозирование насчитывает огромное количество методик и видов. Мы будем публиковать статьи, посвященные прогнозированию частями, для лучшего усвоения информации и большего обхвата темы.
Стоит отметить, что методы могут быть сгруппированы, с учетом своей специализации и типа применения. Некоторые из этих групп выглядят следующим образом:
-Социальное прогнозирование;
-Финансовое прогнозирование;
-Экономическое прогнозирование;
-Статистическое прогнозироание;
-Экспертное прогнозирование;
-Математическое прогнозирование;
Помимо этого существует классификации методов:
-Количественные методы;
-Качественные методы;
Существует классификация по предмету исследования:
-Прогнозирование рынка;
-Прогнозирование спроса;
-Прогнозирование данных;
-Прогнозирование отрезков времени.
Итак, рассмотрим екоторые из методов более подробно.
Методы социального прогнозирования.
Для удобства понимания методы социального прогнозирования принято структурировать по следующим критериям:
-формализация;
-способ действия и внедрения;
- получение информации.
В зависимости от объекта Вашего исследования Вы можете получить информацию, используя следующие методы: ассоциативное моделирование; морфологический анализ; моделирование на основе вероятности; интервью; анкетирование; историко-логический анализ; генерация идей и сценарии.
Среди них самыми популярными и часто используемыми являются экстраполяция, моделирование, экспертиза.
В основе экстраполяции лежит гипотеза о том, что в прогнозируемом периоде будут действовать ранее выявленные связи и закономерности. Метод экстраполяции довольно многогранен — в его копилке пять разновидностей.
Моделирование — составление прогноза на основе исследования мысленных и материальных аналогов.
Экспертная оценка — самая часто практикуемая техника. Интересен этот метод еще и тем, что может применяться там, где другие методы прогнозирования не могут быть применены.
Экспертная оценка проходит в несколько этапов алгоритмом:
1 этап — определение круга экспертов;
2 этап — выявление проблемы;
3 этап — план и время действий;
4 этап — разработка критериев для оценки;
5 этап — формы и способы выражения экспертной оценки
Методы финансового прогнозирования
В свою очередь методы финансового прогнозирования разделяются на следуюшие группы:
-по методу бюджетирования;
-по методу процента от продаж.
Если брать методы бюджетирования следует отметить, что бюджетирование бывает двух видов:
-операционный бюджет (текущая деятельность Вашей компании);
-финансовый бюджет (прогнозирование финансовой отчетности)
Данный метод прогнозирования связан с анализом денежных потоков.
Метод процента от продаж является довольно близким к методу от бюджетирования, однако является в работе более простым и лаконичным.
Для вычисления по этому методу используются следующие предположения:
-текущие активы и пассивы будут составлять прежний процент выручки на отчетный период;
-процент увеличения цены на основные средства следует рассчитывать на заданный процент наращения оборота. При этом учитываются технология и условия Вашего бизнеса, недогруженные средства, которые имеются к моменту до начала Вашего прогноза, включение акционерного капитала в неизменном виде.
На сегодня это все. Поскольку данная тема очень обширна, мы разобьем ее на части. Следите за обновлением событий.