Концепция маркетинга
«Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные»
(Фридрих Энгельс)
Доброго времени суток, дорогой читатель. Сегодня в очередной и приятный для автора дождливый прохладный день, мы поговорим о существующих в маркетинге концепциях.
Концепция маркетинга — это тот самый комплекс задач, решение которых ищет маркетинговая политика организации. Эти задачи стимулируют развитие техник и методик для их решения. Концепция — это и идейное понятие, определенная трактовка, под которой маркетинг понимается и используется в Вашей организации.
Следует отметить такую очевидную вещь, как тип маркетинга, применяемый в Вашей организации, а так же тип управления маркетингом будут друг другу соответствовать. В связи с этим хочется отметить, что управление маркетингом ставит перед собой цель воздействовать на характер, уровень спроса для обеспечения компании решениями стоящих перед ней задач.
Теперь, перейдем, непосредственно, к концепциям.
Основными, базовых подходов или концепций насчитывают примерно пять. В каждой организации есть свои производные от той или иной концепции, однако корни растут именно из этих пяти обобщенных понятий. Звучат они следующим образом:
-Концепция усовершенствования производства;
-Концепция продуктовая;
-Сбытовая концепция;
-Рыночная концепция;
-Социально-этическая концепция.
-Современные концепции
Многие специалисты в маркетинговой сфере настаивают на том, что использование данных концепций обязательно — в интересах соотношения таких трах китов мировой торговли и маркетинга, как потребитель, производитель и окружающая сфера. Каждая из этих концепций была обязательной на определенном историческом этапе, потому, мы рассмотрим каждую из них в разрезе, а так же пройдемся отдельным пунктом по современным концепциям маркетинга.
1 Концепция усовершенствования производства.
Данная модель работает на принципе, когда потребитель подбирает для себя доступный товар по невысоким ценам.
Отличительные особенности компаний, которые используют в своем бизнесе подобную концепцию — в большинстве своем это организации с серийным производством (частенько — крупносерийным) с низкой себестоимостью товара и высокой эффективностью. Реаизация товара происходит в различных торговых предприятиях многочисленных сетей.
Главным условием данной концепции является усовершенствование процесса производства, повышение производительности, снижения уровня издержек и повышения эффективности труда. Данная концепция подразумевает под собой следующее соотношение: спрос превышает предложение.
Случаи, когда применима данная концепция:
-ограниченный небольшой доход основной массы ваших реальных и потенциальных потребителей;
-ненадолгое удовлетворение потребностей вашей клиентуры , при условии, что спрос превышает предложение;
-требуется снижение себестоимости на производства данного типа товара.
-условия дефицита товара;
При использовании данной концепции организация руководствуется следующей главной идеей — увеличение производства уже выпускаемых товаров, где главным козырем и инструментарием для достижения этой цели является себестоимость. Все эти действия мы усовершенствование производства, его максимилизация для извлечения большей прибыли и увеличения роста продаж.
2 Товарная концепция.
Лейтмотивом и основной идеей данной концепци — ориентация потребителя на товары, которые по тем или иным характеристикам превосходят свои аналоги.
Условия, при которых может сложиться и функционировать данная концепция:
-обществу важны качественные характеристики а не количественные;
-экономическая конъюктура неустойчива;
-наличие инфлянции;
-монополия и ограничение на рынке;
-моральный износ товаров довольной быстрый.
Суть данной концепции — если товар качественный и имеет умеренную цену, то потребитель будет к такому товару более благосклонен. Акцент делается непосредственно на разработках нового продукта и модернизации.
Случаи, когда уместна подобная концепция:
-достаточный доход реальных и потенциальных потребителей;
-спрос соответствует предложению;
-увеличение6 качества не ведет к увеличению себестоимости.
3 Сбытовая концепция.
Сбытовая концепция основана на моделируемой ситуации, когда львиную долю успеха реализаци ставят в правильном продвижении товара и техникам увеличения продаж.
Предпосылки к зарождению данной концепции таковы:
-достижение определенноо объема продаж как одна из основных целей компании;
-необходимость к стимулированию продаж определенными воздействиями со стороны компании;
-имеется достаточный процент потенциальных покупателей
с данной концепцией работают компании, которые полагают, что потребительская масса в большинстве своем безынициативна и ее следует стимулировать, а так же искать дополнительных клиентов чтобы поддерживать необходимы объем продаж. К сожалению, данная концепция часто грешит навязыванием продукта, а продвижение в ключе данной концепции рассматривается как агрессивные методики сбыта. Тем не менее данная концепция, по мнению некоторых компаний, уместна в следующих ситуациях:
-покупатели готовы защищать свои интересы;
-неудовлетворенные приобретение покупатели быстро забывают о своем недовольстве;
-негативная волна: покупатели делятся негативными отзывами о продукте с другими людьми;
-нежелание покупателей обращаться в органы ЗПП с жалобами
-»уйдете вы — на ваше место придут другие» - всегда большое количество потенциальных покупателей.
-потребители ждут чего то лучшего и большего
-у потребителей хороший доход
Главный акцент данной концепции — сбыт.
4 Рыночная (традиционная) концепция.
Иными словами это ориентация на покупателей. Без лишних слов мы отметим, чтро это самая адекватная концепция. Без комментариев.
5 Концепция социального маркетинга.
В отличие от предыдущей концепции, в этом случае, помимо интересов покупателей учитывается влияние и интересы социума. Здесь задействуется упор на уовлетворение адекватных, здоровых потребностей клиентов и общества, а так же влияет на предпринимательскую культуру и этику.
Своей целью данная концепция преследует несколько амбициозную цель — не только обеспечение благополучия Вашей организации, но и всего окружающего Вас общественности. Это установление потребностей целевых рынков посредством задействования такого инструментария как маркетинг-микс.
Итак, как и обещали, помимо данной классификации, мы поговорим о современных концептуальных подходах в маркетинге. Как и любые концепции, маркетинговые концепции со временем претерпевают изменения, согласно эволюционированию взглядов.
Одним из значительных толчков в преобразовании концепций послужило развитие рынка услуг. Иными словами, компании реализуют не только товары, но и сферу услуг.
Следующий фактор — возникновение значимо новой функции маркетинга, такой как управление взаимодействием, породившее в 80-е годы новое направление в коммуникациях — маркетинг взаимодействия, который предусматривает превышение значение как личности, так и личных контактов, коммуникациями, ответственность в принятии решений.
Маркетинг взаимодействия предусматривает контроль за течением продажи, течением коммуникаций, а так же уделяет внимание качеству обслуживания клиентов.
Маркетинг взаимодействия — не один воин в современном поле маркетинга. Помимо данной концепции разработано множество других концептуальных установок, среди которых можно отметить следующие:
-Концепция маркетинг-микса;
-Концепция установления и определения жизненного цикла;
-Имидж и концепция имиджа;
-Концепция сегментации рынка (о типах сегментации Вы можете так же почитать неподалеку в блоге)
так же следует отметить интересную концепцию маркетинговых ревизий, позволяющей омпании контролировать свое рабочее состояние и предотвращать раннюю смерть организации.
Таков наш краткий экскурс в концепции маркетинга.